Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История создания метро в москве: Как строилось метро в Москве, или История подземного города / Новости города / Сайт Москвы

Как строилось метро в Москве, или История подземного города / Новости города / Сайт Москвы

Транспорт

Строительство южного наземного вестибюля станции метро «Крымская площадь» (сейчас — «Парк культуры»). Автор неизвестен. Начало 1930-х годов

Сегодня невозможно представить Москву без метро. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом, достопримечательностями. Оно функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы. Каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных, и об этом — в рассказе mos.ru.

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы

Теги

транспорт метро строительство история

Сферы

Транспорт

Все новости

история создания метро и необычные факты о подземке

На сегодняшний день метро – самый верный и быстрый способ добраться до пункта назначения. Ежедневно им пользуются миллионы людей, все чаще открываются новые ветки и станции. Представить современную Москву без метрополитена невозможно. Первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году, однако до самого проекта дело так и не дошло. Московский метрополитен был открыт только спустя 50 лет.

Первопроходцами в создании метро стали англичане – первая линия длиной 3,6 километра была построена и запущена в Лондоне 10 января 1863 года. Первое время она эксплуатировалась на паровой тяге, пока 130 лет назад, 4 ноября 1890 года, линию не заменили на электрическую.

Первая в мире подземная железная дорога появилась из-за того, что на улицах Лондона активно пользовались гужевым транспортом, становилось слишком тесно, это и вызвало необходимость построить метро. Кроме того, первая линия подземки должна была дать доступ к центральным и деловым районам города. Сеть железных дорог активно развивалась, в столицу приезжало все больше и больше людей, которым было необходимо быстро добираться на работу и обратно.

План строительства дороги Metropolitan Railway был утвержден в 1855 году, однако из-за нехватки денег реализация проекта затянулась. Метро могло бы и не появиться вовсе, но ситуацию спас адвокат Чарльз Пирсон, который на протяжении нескольких лет лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств на реализацию проекта. К сожалению, Пирсон умер за год до появления метрополитена, так и не дождавшись его открытия.

Metropolitan Railway, первая линия метрополитена, была открыта 10 января 1863 года. Посмотреть на «чудо техники» собрался почти весь город. Ее длина составляла 3,6 километра (по другим данным – шесть километров), на пути было семь станций. Однако, казалось бы, такое небольшое расстояние поезд преодолевал за 33 минуты. Подземка получила колоссальный успех – только в первый день им воспользовалось 30 тысяч пассажиров!

Сразу же было принято решение расширять метро. И через полтора года, в июне 1864 года, открылась еще одна ветка. А еще через несколько лет появилась кольцевая линия протяженностью 30 километров, она давала возможность пересесть с одной подземной трассы на другую. Все это время в подземке ходили поезда на паровозной тяге. Вагоны делились на три класса – в первом, самом комфортабельном, пассажиров от дыма защищали окна. В третьем же классе люди находились на открытых платформах со скамейками, дышать в таких условиях было тяжело. Тогда было решено строить линии на электрической тяге.

Первой электрифицированной веткой метро стала линия Сити Сауф, которая открылась 4 ноября 1890 года. Начались множественные конфликты между компаниями, которые управляли разными ветками, не было единой схемы метро, пассажирам было сложно сориентироваться. Так было до 1908 года, пока предприниматель Чарльз Йеркс не выкупил все линии метро и не объединил их. В этом же году Альберт Стенли создал разноцветную схему метро, которая стала пользоваться успехом. Кроме того, в 1911 году в лондонской подземке появились эскалаторы (впервые во всем мире), которые решили проблему очередей у входа в метро.

Сегодня метро это обыденное дело для жителей 59 стран. Ежедневно услугами подземки пользуются миллионы людей. «МИР 24» собрал в карточках самые интересные факты и мировые рекорды метрополитена.

Автор : Мария Приходько

Теги : ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Журнал Глаз | Особенность | Москва по типу

«Здесь написано «Москва»?»
Для City ID было важно, чтобы сделанный на заказ шрифт казался нейтральным на фоне величия станций. «Мы хотели, чтобы у шрифта было достаточно индивидуальности, чтобы предположить, что это «Москва», — говорит Майк Роулинсон, планировщик дизайна и директор-основатель City ID. «Он должен был работать во всех этих разных периодах времени».

Кубеля и Уильямса попросили рассмотреть возможность изменения дизайна «М» Metro, но они быстро отказались от этого. «Это уже готовый ключевой элемент дизайна, который обозначает Москву и метро. Как элемент дизайна, это один из самых мощных элементов, которые у них есть», — говорит Уильямс.

Вместо этого A2 внедрил форму в свой собственный шрифт Moscow Sans, используя геометрию оригинальной буквы «M» в качестве строительного блока для дизайна. Наряду с культурным и историческим влиянием на дизайн шрифта были также практические соображения: «Некоторые названия станций очень длинные и почти неразборчивы, если знак находится на высоте 20 футов и виден с определенной точки зрения», — говорится в сообщении. Уильямс. Иногда предполагается, что шрифты для вывесок должны быть сжатыми, чтобы занимать меньше места. В какой-то степени это правда, говорит Кубель, но более сжатое лицо труднее читать под углом. «Наш шрифт немного шире, — продолжает он, — так что под углом он разборчив».

Кубель добавляет: «Мы хотели придать некоторую округлость/мягкость кириллице и некоторую прямолинейность/твердость латинице, чтобы они дополняли друг друга и объединялись в единое целое». кириллица и латиница должны использоваться вместе, двух разных начертаний и двух разных размеров.

«Они немного отбрасывают латиницу в цвете, просто для того, чтобы сказать, что кириллица имеет приоритет […] Если вы используете одинаковый размер шрифта или цвет для обоих, это будет выглядеть запутанно».

A2-Type наняла двух консультантов, чтобы помочь им с заказом: московского дизайнера Илью Рудермана, который помог с кириллическими формами, и знаменитого южноафриканского дизайнера из Лондона Маргарет Калверт.

У Калверта тесные отношения с A2 (Кубел учился с ней в Королевском колледже искусств), и литейный цех сотрудничал с ней в создании шрифтов New Rail Alphabet (см. Eye 71) и New Transport. Британские дорожные знаки, разработанные Калвертом совместно с Джоком Киннейром в 1950-е широко имитируются (см. Eye 34). «Ее знания поразительны, — говорит Кубель. «Она критична, но многие ее отзывы практичны… что хорошо читается, какие цветовые решения, какие тона, какой размер точек, какой интервал», — добавляет Уильямс. «Она спросит: «Это работает? Там написано Москва?»

Сама Калверт скромна: «Хотя могут быть некоторые небольшие разногласия по поводу деталей, было приятно работать с A2 над таким престижным проектом, пусть даже и в незначительном качестве».

В рамках проекта также было разработано более 40 пиктограмм, обозначающих все, от банкоматов до эскалаторов, на основе геометрии, аналогичной шрифту. В City ID Кубель и Уильямс стремились использовать элементы, которые делали пиктограммы уникальными для города.

Гипнотизирующая красота исторических станций метро России

Под улицами Москвы посетители могут открыть для себя целый мир удивительной архитектуры: станции московского метро. Дэвид Бердени, архитектор, ставший фотографом из Канады, считает, что он был первым фотографом, которому разрешили снимать остановки общественного транспорта в нерабочее время, когда они были закрыты для пассажиров.

Московское метро, ​​открытое в 1935 году, было задумано как один большой советский пропагандистский проект. Роскошные элементы дизайна должны были предсказать светлое будущее империи, поскольку руководящими принципами дизайна были «свет» (светлое) и «светлое будущее» (светлое будущее). На многих станциях метро есть бюсты советских лидеров, таких как Ленин, или настенные фрески со стандартными элементами советской пропаганды, такими как Homo Sovicicus. Выполненные в стиле классической русской архитектуры, станции действительно выглядят потрясающе.

Серия фотографий Бёрдени «Россия: светлое будущее» будет выставлена ​​в галерее Дженнифер Костюк в Ванкувере до 8 ноября, так что если будете в этом районе, обязательно загляните! Если вы не будете в Ванкувере, посмотрите этот пост об удивительных станциях метро — не только российское метро потрясающее!

Дополнительная информация: davidburdeny.com (д/т: modernmetropolis)

Метро Таганская, Москва

Метро Электрозаводская, Москва

Komsomolskaya Metro Station, Moscow

boredpanda.com/moscow-metro-station-architecture-russia-bright-future-david-burdeny/?image_id=moscow-metro-station-architecture-russia-bright-future-david-burdeny-7.jpg»>

Mayakovskaya Metro Station, Moscow

Novolobodskaya Metro Station, Moscow

Arbatskaya Metro Station, Moscow

Avoto Metro Station, St. Petersburg

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *