Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История таганки: Таганка. История, достопримечательности района Таганка в Москве

Москва Таганская — история XX века

9:30, 28 июня 2012

К началу XX века район из торгово-ремесленного превратился в индустриальный. На Воронцовской улице и в соседних переулках появилось множество мелких фабрик и кустарных мастерских. Во время революции 1905 года Таганка становится опорным пунктом социал-демократов — большевиков.  Здесь проходили массовые столкновения таганских лабазников с дружинниками, а студентов – с солдатами, охранявшими полицейские участки.

 


1908 г.

Сидя в Таганской тюрьме, знаменитый авантюрист Трахтенберг составляет «Словарь воровской речи».


1911 г.

Купчиха Платова строит электротеатр (кинотеатр) «Вулкан». Вокруг этого здания впоследствии разместится знаменитый театр на Таганке.


1912 г.

Конку в Таганском районе сменяет трамвай.


28 февраля 1917 г.

Расстрел переодетыми городовыми рабочих заводов «АМО» и «Динамо», шедших в центр на демонстрацию.

В октябре 1917 года отряды красной гвардии шли через площадь к центру на штурм бастионов контрреволюции.


1917–36 гг.

Район носит имя Рогожско-Симоновский. Старое название – Таганский – вернут только в 1989 г.


1918 г.

Таганская площадь переименована в Октябрьскую. Но выясняется, что такая площадь в Москве уже есть, и в 1922 г. Таганке возвращают историческое название.


14 октября 1923 г.

Вселение жильцов в первый дом, построенный в Москве после революции (Сорокосвятская улица).


1926–30 гг.

В Гендриковом переулке поселяется поэт В. Маяковский. Теперь его квартира превращена в музей.


1935 г.

Разработан «сталинский» генплан Москвы, по которому через Заяузье пройдет одна из главных магистралей города. Таганский холм должны «разрезать» туннелем Садового кольца, а всю старую застройку площади и соседних улиц снести. План не был реализован, хотя снос торговых рядов Бове (на месте нынешнего Театра на Таганке) и прорыв тоннеля все же сделают в послевоенное время.

 


1938–40 гг.

На Котельнической набережной выстроено первое крыло знаменитой «Высотки на Набережной». Закончена она будет в 1952 г. Строительство дома курировал лично Берия, а жили в нем крупные партийные и государственные деятели, писатели и актеры.


Июль–август 1941 г.

На Таганской улице формируются подразделения народного ополчения района.


1954-55 г.

Последние годы старой Таганки. Кадры из киносюжета, снятого в ожидании великих свершений: ещё не был отменён план пробития широкой магистрали от Волхонки до автозавода имени Сталина. Правда, Сталина спешно заменили на Лихачёва, а начало трассы перенесли к Солянке (точнее, к площади Ногина). Но грандиозные дома на Гончарной и Больших Каменщиках уже были построены…


1 января 1950 г.

Окончание работ над вестибюлем станции метро «Таганская» в северо-западной части площади.


1958 г.

По распоряжению Хрущева сносят Таганскую тюрьму, известную по всей России песней «Таганка, все ночи, полные огня». На ее месте возникают четыре 5-этажных дома.


1962–63 гг.

Под Таганской площадью проложен тоннель, длина его – 600 м.


1963 г.


1964 г.

В Московский театр драмы и комедии приходит новый режиссер – Юрий Любимов. С этого времени начинается эпоха Театра на Таганке – культового для поколений 60–80-х.


1966 г.

Открытие наземного павильона метро «Таганская».


1973 г.

Создание «заповедных зон» центра Москвы, одна из которых – Заяузье в границах Садового кольца. Исключается типовая застройка, привязка всех новых сооружений к архитектурной композиции района теперь обязательна.


1993 г.

Из театра на Таганке с Николаем Губенко уходит часть труппы и образует «Содружество актеров Таганки». Оба театра сейчас размещаются на Земляном валу.


1994 г.

Возвращение улицам Таганки исторических названий (Гончарная, Николоямская и др. ).


9 ноября 2000 г.

Префектурой Москвы утвержден герб Таганского района.


Конец 2000 г.

Принято решение о ликвидации Птичьего рынка («Птички»). Новый рынок открывают в Капотне.


2002 г.

Постановление правительства Москвы о плане развития Таганского района до 2020 года, включающем реорганизацию движения на Таганской площади.


 

Один день на Таганке — Москвич Mag

Таганка предельно хаотична. Будучи одним из старейших районов, в своей многоликости и живой, беспорядочной обстановке он напоминает уменьшенную копию всей Москвы в целом. Как и весь город, Таганка состоит из нанизанных друг на друга непохожих слоев — человеческих, исторических и архитектурных. Я решил рассмотреть эти отдельные слои Таганки по очереди.

Старый город

Достаточно разок оказаться на Таганской площади, чтобы убедиться в бесконечной суетливой раздробленности всего района — здания в самых разных стилях, лица самых разных национальностей, машины предельно далеких друг от друга ценовых категорий. Но если отойти от площади чуть поцентральнее, то неожиданно обнаруживаешь для себя, что на здешних улицах чудом сохранился цельный осколок старой Москвы — малоэтажной, уютной и самобытной. Несколько крупных кварталов Таганки почти полностью состоят из дореволюционных особнячков, старинных усадеб и доходных домов (вернее сказать, домиков).

Большинство этих улиц сформировалось еще несколько столетий назад. Исторически район начал складываться, когда начиная с XV века Москва стала постепенно разрастаться за пределы Кремлевской стены. В те времена эти места назывались «Заяузье». Современные административные границы Таганского района до сих пор во многом совпадают с его историческими очертаниями. Он открывается знаменитой высоткой на Котельнической набережной, отлично видимой из Кремля, и тянется далеко вниз на юго-восток, пока не завершается пустынными промзонами. То есть Таганка — это в каком-то смысле и центр, и окраина одновременно.

Будущий район изначально формировался за счет большого количества монастырей. Вслед за ними рядом образовывались ремесленные поселения, обслуживавшие эти самые монастыри. К XVII веку плотность населения здесь была одной из самых высоких в городе. Столетиями в районе процветали всевозможные слободы, как этнические (греки, поляки), так и профессиональные: Котельная (домашняя утварь), Ямская (поселение ямщиков), Сыромятная (сбруи и седла), Гончарная и другие. Эти слободы дали названия некоторым улицам, сохранившимся до наших дней: Ямская, Котельническая, Сыромятническая, Гончарная. Кстати, само слово «Таганка» тоже имеет ремесленное прошлое: таганами (слово тюркского происхождения) называли специальные треножники, на которые ставились котлы.

Один из самых выразительных участков исторической, старой Таганки располагается на крутом холме, в прошлом называемом Швивой (она же — Вшивая) горкой. Здесь селились ремесленники, которые занимались пожароопасными промыслами, и выглядели эти места немногим лучше бразильских трущоб, только застройка была деревянной. Это был лабиринт из узких кривых улиц и закоулков, сложно переплетенных между собой.

Как это часто было в истории Москвы, многие торгово-ремесленные районы были постепенно облюбованы аристократами. Исключением не стали и здешние места. Начиная с XVIII века здесь одна за другой строились дворянские усадьбы. Многие из них и сейчас украшают собой старомосковскую часть Таганки. Наиболее яркие среди них — усадьба Зубовых, куда при желании можно отправиться на экскурсию, и усадьба Баташева, где сейчас располагается больница, а в 1920-х на ее территории проводились массовые расстрелы.

По мере развития торговли, ремесел и транспорта (в том числе появления закрытого в 1950-е Нижегородского вокзала) к концу XIX века Таганка превратилась в один из крупнейших коммерческих и промышленных центров Москвы, где в немалой степени было сосредоточено купечество. Таганка начала представлять собой большой рынок, мало чем уступающий известным московским рынкам — Немецкому и Смоленскому. Тут располагались лучшие мясные, рыбные и мучные лавки и жило немало богачей, водивших торговлю с иностранцами.

Шагая по этим тихим кривым улочкам, я иногда забываю, что нахожусь не где-то в купеческой Рязани, а посреди крупнейшего мирового мегаполиса. К сожалению, время от времени тихая романтика старого города разбавляется скученно припаркованными во двориках машинами, криво висящими со стен кондиционерами и уныло перекуривающими работницами близлежащих офисов, расположенных в этих самых старинных домах.

 

Советский след

Если малоэтажные, дореволюционные части Таганки выглядят вполне гармонично, то все, что стали строить при СССР и после, сделало эти места похожими на бессвязный набор отдельных домов и кварталов. Крайне редко можно найти тут рядом стоящие здания, схожие между собой не то что по стилю, но хотя бы по этажности. Разница в высоте домов у поздней застройки Таганского района часто напоминает электрокардиограмму пациента во время сердечного приступа. Причина этому — в незавершенном сталинском плане середины 1930-х о перестройке Москвы. Через Гончарную улицу от Котельнической набережной должна была пролегать большая магистраль, а вдоль нее предполагалось построить большие величественные жилые дома в духе сталинского ампира. Примером того, как в этом случае выглядела бы Таганка, может служить современная Тверская улица или Кутузовский проспект.

Но великой перестройки на Таганке не вышло, поэтому здесь можно увидеть лишь осколки этой затеи: то тут, то там встречаются массивные, богато украшенные жилые дома, стоящие совершенно отдельно друг от друга и выглядящие чужими в неподходящем дробном окружении. Конечно, самое яркое из них — высотка на Котельнической набережной. По слухам, в ее строительстве участвовали заключенные ГУЛАГа, но это была не редкость для тех лет. В доме проживало множество артистов и деятелей кино, в свое время они пролоббировали появление уникального кинотеатра «Иллюзион», открывшегося в 1965 году. В советское время «Иллюзион» для многих служил окном в культуру Запада, а в последние 30 лет современной России — возможностью приобщиться к классике (либо, наоборот, к современным фестивальным фильмам), отдушиной на фоне коммерческого кино.

В качестве вишенки на торте советской Таганки я решаю посетить подземный бункер времен холодной войны, с 2009-го открытый для туристов. Это огромное сложносочиненное мрачное сооружение — своего рода параллельный город для верхушки Компартии. Его начали строить по указу Сталина в 1945 году, когда у американцев появилось ядерное оружие. Тогда же по итогам испытаний стали понятны требования к бункеру: глубина заложения — от 60 метров, сохранность — 400 лет. Сооружение было закончено в 1956-м и долго функционировало как центр связи. Во время Карибского кризиса, в ожидании ядерного удара по Москве, бункер был в состоянии полной боеготовности — в нем хранились запасы еды и воды на длительный срок и размещались около 2500 военных. В 2006-м сооружение было выкуплено коммерческой фирмой, и в нем разместили музей холодной войны — особо своевременный сейчас.

Пройти в музей можно только с экскурсией. Чтобы попасть туда, придется спуститься на высоту 18-этажного дома. Интерьер напоминает дорогостоящую декорацию к съемкам постапокалиптического фильма или часть видеоигры в духе «Metro 2033»: в сложном и многоуровневом лабиринте подробно воссозданы комнаты караула с койками, устланные красными коврами коридоры и даже обитый деревом кабинет генсека с манекеном Иосифа Виссарионовича, похожим на чучело. Для любителей экзотики тут даже есть неплохой ресторан, ярко освещенный, как дешевый ночной клуб.

Более новая часть Таганки (та, что к югу от центра) застраивалась в основном при позднем СССР, когда по заветам эпохи Хрущева и Брежнева жилые дома рассматривались исключительно как функция и только. Внешний вид этой застройки мало кого интересовал изначально, а уже с наступлением капитализма позднесоветское жилье пало жертвой плохих материалов, дорожной пыли и самодеятельности жильцов, произвольно перестраивавших свои балконы, навешавших спутниковые тарелки и кондиционеры. Все это постепенно покрылось серым налетом, облезло и превратилось в некую мрачноватую кашу из грязного стекла, серого бетона и серо-бежевого кирпича.

 

Благоустройство

После недавней прогулки по району мне особенно нравится играть с гугл-панорамами Таганки, переключаясь с современных фото на снимки 2015, например, года. Чувство такое, что освоил машину времени, настолько разными мирами выглядят две Таганки — сегодняшняя и предыдущая.

Улицы района, каким он мне запомнился в году эдак 2005, остались в моей памяти воплощением хаоса, утрамбованным криво припаркованными машинами. Теперь же это маленький филиал рая на земле — настолько любовно обустроен каждый сантиметр городской территории. Ландшафт Таганского района превратился за несколько лет в мечту русского западника: между домами — настоящая условная Швейцария, аккуратный, просторный и уютный мирок.

Не важно, особняк ли перед тобой, позднесоветская потемневшая многоэтажка или даже хрущевка — перед ними за редким исключением ровно выстриженный газон, гладко выложенные гранитные тропинки и явно дорогие детские площадки.

К сожалению, наверное, никакое благоустройство не сможет в ближайшее время преодолеть две основные для Таганки проблемы: чрезмерная архитектурная разношерстность и слишком широкие главные улицы. Обе эти сложности уходят корнями в советский период застройки. Проезжая часть временами настолько широка, что кварталы кажутся отколовшимися друг от друга льдинами во время схода реки. Пересекать такие улицы можно либо через невозможно длинные наземные переходы, либо (что еще хуже) — через почти бесконечные подземные.

Несмотря на плотную застройку, Таганский район на удивление озелененный — не повсеместно, но за счет многочисленных зеленых территорий около монастырей, скверов, двориков и, главное, за счет двух парков, находящихся через дорогу друг от друга — Таганского и Детского, им. Н. Прямикова, хотя можно считать их одним целым. Один больше детский, другой скорее спортивный, с впечатляющим футбольным полем на фоне красной монастырской стены. Детский парк вообще один из старейших в Москве. Его формирование началось еще в те времена, когда эта земля принадлежала Рогожской ямской слободе.

Сам парк начал образовываться в XVII–XIX веках благодаря концентрации в одном месте нескольких дворянских усадеб, строившихся по одной схеме: парадный фасад выходил на улицу, в то время как сзади разбивали сад. Вот из нескольких таких садов и получился впоследствии парк. В начале XX века на прилегающей территории был открыт детский приют Е. Ф. Романовой, ставший предпосылкой к «детской» ориентации парка. Позже на воротах учреждения появится соответствующий лозунг «Взрослые без детей в парк не допускаются». По-настоящему же парк сложился уже в советское время. Физкультурный городок включал в себя волейбольные и баскетбольные площадки, велодорожки и теннисный корт. В летнем театре раз в неделю показывали спектакли для детей.

Круглый год работали кружки: радиотехники, рукоделия, авиамодельный, хоровой и другие. Елена Васильевна, пожилая женщина, присматривающая за трехлетним внуком, ходит сюда всю жизнь: «Помню, был замечательный то ли вагончик, то ли трамвайчик! Я его обожала! Зимой каток, детские праздники на летней эстраде парка. Каких там только кружков по интересам не было! А зимой в “шпионов” играли! Помню, напротив тогда в переулке снимали эпизоды фильма “Путь в Сатурн” и “Конец Сатурна”. Там в подворотнях были названия намалеваны на немецком языке! Это казалось очень странно в те времена. Кажется, это где-то год 1966. А в 1980-е здесь вроде даже летний лагерь был — со светофорами и железной дорогой. Вообще, признаюсь, иногда мечтаю, если бы никто не смотрел, полазать по всем этим новым детским площадкам здешним, только возраст не тот — сразу упекут в дурдом! Так что буду радоваться за внука».

 

Суровые улицы

Ростовский рэпер Влади из «Касты» как-то посетовал, что в Москве в отличие от русского Юга испарился «пацанский» дух, мол, сдулась столица и заплыла жиром. Так вот, на Таганке, судя по уличной массовке в целом, этот лихой, хищный дух, подготовленный к вызовам жизни, очень даже процветает.

На фоне среднего прохожего Таганки (особенно в советской и постсоветской ее частях) даже иные жители окраинных Бутово или Бирюлево выглядят слегка мягкотело, не говоря уж о вконец расслабившихся обитателях Садового кольца. Здесь немного чаще, чем в остальном центре, можно встретить слегка насупленные, жесткие лица. И одеваются в среднем иначе, чем в других, относительно изнеженных частях Москвы — в массе более традиционно, немного неопрятно (мужчины), а также слегка вызывающе или, наоборот, консервативно по-советски (женщины). Плюшевые захипстеренные девушки и ребята, одетые по последней моде, попадаются мне тут на глаза намного реже в отличие, кстати, от окраин города и Подмосковья.

За последние десять лет я почти растерял навык оглядываться по сторонам в Москве. Поэтому удивительно, что именно здесь, на Таганке, по сути в центре города, ко мне вернулся уличный инстинкт выживания, словно перенесся куда-то в 1990-е. Вечером в подземном переходе возле Андроникова монастыря мимо меня почти одновременно, в течение полуминуты, проходят в разных направлениях сразу несколько персонажей, причем никак не знакомых между собой. Один, загорелый и в шортах, несется мне навстречу на электросамокате, лая по телефону угрожающую нецензурную брань своей женщине, к большому шоку прохожих. В это же время другой, с животом, в спортивном костюме и сильно нетрезвый, неровно обгоняет меня, выкрикивая в воздух нечто нечленораздельное и пиная в ярости стену каждые три метра. В итоге ему таки удается отколоть кусок какой-то плитки. И, наконец, снова навстречу неторопливо шагает тройка небритых мужчин за сорок со звенящей в пакетах стеклотарой со спиртным, обсуждая какого-то нехорошего человека, кому предполагалось, с их слов, нанести телесные повреждения легкой тяжести в ответ на якобы его непонятливость. Чтобы, мол, понял.

Вообще шлейф опасности Таганки уходит глубоко в историю. И если теперь название района большинство москвичей связывают со знаменитым театром, то раньше — с легендарной Таганской тюрьмой, сооруженной еще до Наполеона и закрытой уже в советское время. Знаменитую песню «Таганка, ночи, полные огня» знала вся страна:

Таганка! Все ночи, полные огня.
Таганка! Зачем сгубила ты меня?
Таганка! Я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант
В твоих стенах,
Таганка! Я твой бессменный арестант,
Погибли юность и талант
В твоих стенах…

В начале ХХ века здесь сидели Савва Морозов, Леонид Андреев, Павел Флоренский, Луначарский, Бауман и многие другие. Химик-революционер Леонид Радин сочинил в ее застенках знаменитую песню «Смело, товарищи, в ногу».

Сформировавшаяся более чем за полтора столетия тюремная романтика не могла в одночасье исчезнуть даже с закрытием самой тюрьмы. Таганка долго считалась одним из самых криминогенных районов Москвы. И если при позднем СССР эта дурная слава стала потихоньку ослабевать, то уже в 1990-е она возродилась с новой силой. В 1989 году в Ждановском районе (так тогда называлась Таганка) возникла знаменитая «таганская ОПГ», просуществовавшая в отличие от многих конкурентов едва ли не до наших дней. Несколько лет назад над бывшими ее членами состоялись громкие судебные процессы. «Таганские» занимались угоном машин, незаконным оборотом наркотиков, рэкетом и вымогательством. Ее деятельность впоследствии проникла даже в Испанию.

Директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева живет на Таганке всю жизнь и считает, что слухи о неблагополучии района сильно преувеличены. «Дурная слава Таганки, сложившаяся в первую очередь вокруг знаменитой тюрьмы, относится не к временам моего детства, а скорее к 1930–1950-м годам, — вспоминает Лихачева. — В те годы это была тюрьма на глухой окраине города, и рядом с ней мало что было. В годы уже моего детства главным опасным местом была Птичка — Птичий рынок. В 1990-е он вообще превратился в какую-то криминальную тему. А в 1980-е Птичка была местом, куда съезжалась вся Москва. Там было много всяких интересных персонажей, в том числе откровенных мошенников. Ходили легенды, например, о тетеньках, продававших одну и ту же кошку по пять раз. Но сказать, что последние 60 лет Таганка была эдаким страшным местом, я не могу. Особенно это изменилось с открытием театра. С тех пор она начала меняться скорее в сторону богемного образа. Но если говорить об окраинах района — Дубровке, Рогожском Вале, то там было все “весело”. Это уже настоящий рабочий район — поселок при шинном заводе. Но эта территория по сути уже настоящей Таганкой не является, настоящая заканчивается примерно на Абельмановской улице, Крестьянской Заставе.

Мой опыт взросления в этом районе — это опыт дворовых хулиганов, хотя на самом деле мы все были вполне домашними мальчиками и девочками. Просто мы были предоставлены сами себе — лазали по чердакам и подвалам. А вот моя юность совсем другое дело, она пришлась на 1990-е. В 1990 году мне было 13 лет. Район резко криминализировался, главным образом потому, что у нас открыли казино “Кристалл”. И появилось все это — дорогие машины, бандиты и так далее. А еще в те же времена Таганка поделилась на микрорайоны — нужно было в случае чего говорить, откуда ты. Я как раз жила на окраине — на Рогожском Валу. Проживая в этих местах, нужно было уметь разруливать проблемы словами, там жило много людей, которых принято называть пролетариатом. Умение сохранить выдержку, не спровоцировать агрессию и понять, чего же хочет твой собеседник, могло в те годы сохранить тебе здоровье или жизнь. Главный принцип — общаться с уважением и не опускаться до хамства. Если столкновение переходит в откровенную агрессию, то выйти из этого уже очень тяжело, и в 1990-х такое могло закончиться в больнице или в морге. Тем не менее Таганка остается моим любимейшим местом в Москве, и я ни за что не собираюсь отсюда переезжать».

 

Тот самый театр

В этом районе располагается больше десяти театров, включая несколько детских. Но, конечно, когда мы говорим о театральной жизни района, мы имеем в виду один, главный — знаменитый Московский театр на Таганке, бывший в СССР островком свободы. В недавнем прошлом он раскололся надвое, породив «Содружество актеров Таганки».

Первоначально в здании бывшего кинотеатра «Вулкан» располагался угасающий театр драмы и комедии, основанный в 1946-м, куда с каждым годом приходило все меньше зрителей. В 1963-м педагог театра Вахтангова Юрий Любимов поставил здесь со своими учениками пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». Постановка была признана новаторской для тех лет: экспрессия, множественность художественных приемов, отсутствие «четвертой стены» — все это отличалось от традиционного советского театра реалистической школы. Вскоре Любимову предложили возглавить театр и привести свою труппу, на что тот поставил условие: полностью закрыть старый репертуар.

Вскоре это место стало одним из центров свободомыслия в советской Москве. Любимов превратился в «официального диссидента», вызывая немалое возмущение среди партийцев, но считается, что его оберегал Андропов. Независимость Любимова как руководителя театра не ограничилась де-факто диссидентскими спектаклями, но зашла еще дальше: во время заграничной поездки он отказался возвращаться в СССР, став невозвращенцем и вернувшись на «Таганку» уже в разгар перестройки.

Восьмидесятипятилетняя Наталья, местная жительница и в прошлом, по собственному признанию, ярая шестидесятница, с ностальгией рассказывает: «В 1970-е и 1980-е в Москве было четыре точки свободной культурной жизни, привлекавшие современных, думающих людей — новую, независимую интеллектуальную прослойку: журналы “Новый мир”, “Юность” и театры “Современник” и “Таганка”. Последний был совершенно отдельным миром, со своими неписаными, но жесткими законами, правами и обязанностями. Мы называли этот мирок “очередь” — речь о тех, кто пытался достать себе билеты, часто месяцами. Это был своего рода второй, параллельный театр помимо того, что был на сцене. Люди из этой “очереди”, а их были тысячи, приходили прежде всего общаться. Там кипели свои страсти, часто сложные взаимоотношения, конфликты — люди просто жили этой второй жизнью. Были свои учредители, свои энтузиасты, проверщики. А сам театр был выразителем мировоззрения этой самой “очереди”, возможно даже когда сами эти люди не были в состоянии его выразить. Это был уголок по-настоящему свободной мысли».

Сложные отношения между властью и интеллигенцией в очередной раз проявили себя, когда не стало Владимира Высоцкого, чья фигура прочно связана с судьбой театра. Даже сейчас на выходе из метро можно увидеть огромное граффити с его изображением. Кадры с панихидой по Высоцкому в 1980-м облетели весь мир — на Таганскую площадь попрощаться с поэтом пришли от ста до трехсот тысяч человек. Массовость была такой, что отвлекла Москву от проходивших в те дни Олимпийских игр, и власти не нашли ничего лучше, как попытаться разогнать это стихийное шествие.

 

Таганка православная

В Таганском районе необычайная концентрация монастырей и храмов. В эпоху многоэтажных зданий храмы затерялись в застройке, но до конца XIX века район выглядел иначе: он образовывал ткань из улочек с низенькими домами, над которыми возвышались церковные купола, как это бывает в традиционных русских деревнях и маленьких городках.

История православных святынь Таганки (как и Москвы вообще) тесно переплетена с непростым прошлым страны, в том числе с его ужасающими и трагическими страницами. Вот о каких православных местах Таганки, на мой взгляд, стоит знать прежде всего:

Новоспасский монастырь — построенный в 1490 году, веками служил усыпальницей рода Романовых. Его же возглавлял легендарный патриарх Никон, положивший при Петре I начало реформам, приведшим к православному церковному расколу и гонениям на старообрядцев. В награду за государственные заслуги Петр сделал Новоспасский монастырь одним из самых богатых в России. После революции на его территории возник один из первых в Москве расстрельных концлагерей. Возрождение монастыря началось в 1991 году.

Покровский монастырь был основан при царе Алексее Михайловиче на месте кладбища для бездомных. В народе его называли «комнатным», так как он финансировался во многом благодаря сдаче окрестных земель в аренду. Во время войны 1812 года монастырь был оккупирован французами — здесь жил генерал Мишель Клапаред, командовавший польским корпусом, а в конце XIX века тут готовили миссионеров. Позже, после революции, на месте части монастырской территории был разбит Ждановский парк — нынешний Таганский. Сейчас монастырь известен прежде всего относительно молодым обрядом почитания мощей Матроны. Ежегодно «к Матроне» съезжаются тысячи верующих. Считается, что посещение святыни помогает в трудностях. Согласно «житию», Матрона Никонова родилась слепой, выросла в крестьянской семье и позже, будучи глубоко верующей девушкой, разорвала отношения с двумя братьями, подавшимися в большевики. Переехав в Москву и постепенно лишившись возможности ходить, Матрона скромно проживала в коммуналке и регулярно принимала людей, молясь за них и принося исцеление. Канонизация Матроны в свое время вызвала немало споров в кругах духовенства. Диакон Андрей Кураев, например, считает все это большой аферой, указывая, что «житие» написано исключительно со слов соседки Матроны, Зинаиды Ждановой, и что им трудно найти подтверждение.

Андроников монастырь больше известен как музей Андрея Рублева. Располагающийся здесь Спасский собор считается старейшим храмом в Москве. Часть фресок выполнена Андреем Рублевым. В 1653 году здесь содержался под стражей протопоп Аввакум. Монастырь неоднократно подвергался разорениям, в том числе французами в 1812-м. После Октябрьской революции здесь возник один из первых концлагерей ВЧК — место было известно массовыми расстрелами противников новой власти. Возрождение монастыря и превращение его в современный музей древнерусской живописи произошло уже в послевоенное время. Огромную роль в его становлении сыграл грузинский искусствовед Давид Арсенишвили. Его известная цитата: «Я грузин и хочу, чтобы Музей русского искусства был открыт, был достоин своего призвания. А вы кто? Вы русский, и вы этого не хотите!» По воспоминаниям коллег, Арсенишвили был бессребреником, спал на раскладушке прямо в Спасском соборе и имел всего один, но хорошо выглаженный костюм.

Из своих любимых церквей Таганки не могу не упомянуть храм Мартина Исповедника, пожалуй, самое «западное» по духу православное сооружение в Москве. Будучи шедевром классицизма, храм похож на удивительный сплав католической и православной традиций. Неудивительно, что во время посещения Москвы в 1780 году им восторгался австрийский император Иосиф II, а маршал Мюрат, пораженный его красотой, приказал наполеоновским войскам охранять его от мародеров.

Проходя уже чуть притихшую вечернюю Таганскую площадь по пути домой, я задумываюсь над тем, в чем же отличие Таганки от других исторических районов Москвы. Ответ подсказал мой повысившийся пульс — не то от красоты просмотренных древностей, не то от бурного нрава местных жителей. Будучи одним из старейших мест Москвы, Таганка не превратилась в полированный застывший экспонат, как другие центральные районы. Здесь продолжает кипеть жизнь: часто суетливо, иногда непредсказуемо, зато она не прекращает меняться.

Фото: Дима Жаров

Протесты и скандалы в московских театрах

Если русский театр является зеркалом российского общества — и почти любой русский театральный артист скажет вам, что это правда — тогда Россия в смятении.

Всю неделю в двух самых известных московских театрах крутятся скандальные события. Театр на Таганке, настоящий громоотвод для полемики за свою 50-летнюю историю, и МХАТ, обычно, хотя и не всегда, несколько более степенный за свои 105 лет, семь дней подряд пестрят новостями.

Днем «Д» штурма стал вторник, 26 ноября, когда открылась выставка, посвященная 50-летию Таганки, а в Художественном театре открылся первый из нескольких показов спектакля Константина Богомолова «Карамазовы».

Оба события наделали много шума: некоторые актеры Таганки потребовали убрать выставку, а из Художественного театра поступили сообщения о том, что «Карамазовых» закрыли еще до открытия.

С тех пор многое произошло, и некоторые детали, которые, казалось, разлетелись вдребезги, чудесным образом встали на свои места. Но давайте пройдемся по этому шаг за шагом.

Богомолов, огорченный тем, что художественный руководитель Олег Табаков потребовал изменений в «Карамазовых», ушел из Художественного театра 25 ноября. Это факт. Он подал прошение об отставке, и Табаков его принял. Однако не успела осесть пыль, как было объявлено, что «Карамазовы» не будут исключены из репертуара, как предполагалось изначально. Более того, через несколько дней Богомолов через Facebook и различные информационные агентства заявил, что никакой цензуры не было и что, о чудо из чудес, он хочет вернуться на работу.

По состоянию на воскресенье я не видел официального ответа на это, но трудно поверить, что Художественный театр, ставший в эпоху Табакова очень коммерческим театром, отвернется от режиссера, который так хорош в положить тела на сиденья.

Случайно или нет, но умение Богомолова привлекать зрителей и внимание вновь было доказано в четверг во время исполнения его постановки «Идеальный муж». Когда крест с обнаженной актрисой висел в воздухе над сценой, двое активистов Православной церкви выбежали на сцену, выкрикивая осуждение постановки и призывая тех, кто находится в пределах слышимости, задуматься о чистоте церкви и ее вере.

Протестующие во главе с Дмитрием Цорионовым, известным под псевдонимом Энтео, были окончательно подавлены и уведены за кулисы двумя администраторами театра. Милиция появилась через 20 минут, и к этому времени Энтео, как сообщается, был замечен дающим интервью на камеру, принадлежащую сети НТВ.

Операторы НТВ, словно по чьей-то наводке, всегда присутствуют на религиозных протестах театральных постановок. Они были с Энтео в прошлом году в Театре.doc, когда он пытался прервать театрализованное представление, посвященное делу Pussy Riot, и они присутствовали в начале этого года, когда православные протестующие, переодетые казаками, временно остановили театрализованное представление в Сахаровском центре.

Пока неизвестно, нацелятся ли протестующие теперь на «Карамазовых». Как и «Идеальный муж», постановка представляет собой китчевую, изобретательную, радикальную адаптацию классического литературного произведения, стремящуюся к максимальной политической сатире. Во всяком случае, за час до акции протеста против «Идеального мужа» в Художественном театре Богомолов говорил о Боге, Федоре Достоевском и «Братьях Карамазовых» в программе «Главная роль» телеканала «Культура».

«Как это ни странно, отчасти это довольно религиозное произведение, — сказал Богомолов о «Карамазовых». — Имея дело с Федором Михайловичем, нельзя от этого отстраняться.

Тем временем споры вокруг юбилейной 50-й выставки в Театре на Таганке продолжают разгораться.

В четверг открылась страница в Facebook под названием «Профсоюз Театра на Таганке». На нем размещены видеоролики пресс-конференции, состоявшейся накануне, а также обращение к прессе за подписью актера Ивана Рыжикова. Здесь можно прочитать и послушать заявления о том, что юбилейная выставка является «актом вандализма в отношении юбилея и истории театра», а планы Комитета по культуре Москвы по превращению театра в «Центр творческого наследия» являются частью «попытка уничтожить репертуарный театр как серьезное, профессиональное проявление нашей национальной культуры».

В пятницу директор Комитета культуры Москвы Сергей Капков в интервью радио «Эхо Москвы» прямо заявил, что юбилейные торжества пройдут по плану.

Искрой этого пожара стала незамысловатая выставка «Попытка альтернативы», установленная дизайнером Ксенией Перетрухиной во время ремонта фойе театра. Вместо висевших на стенах плакатов, фотографий и скульптур, рассказывающих об истории театра, Перетрухина разместила тексты, задававшие вопросы о прошлом и будущем театра.

Один текст, который, кажется, предчувствовал надвигающийся протест, провокационно спрашивает: «Какое право вы имеете приходить сюда, быть здесь, предъявлять какие-то претензии, прикасаться к истории? Каково ваше отношение к этому театру? Если определить право как отношение к театру, то трудно найти человека, не имевшего бы такого отношения. История Таганки коснулась не только тех, кто основал этот театр, но и многих других, кто был зрителями, свидетелями, преследователями или сочувствующими».

Тексты лаконичны, ясны и заставляют задуматься. Настолько провокационно, что по крайней мере один несогласный актер написал рядом с текстами насмешливые ответы. «Вот надоело вас читать. Слишком многословно», — написал кто-то фломастером под одним текстом. «Ни одной новой мысли», — написано тем же почерком в другом месте. На одном из плакатов, анонсирующих выставку, был нацарапан огромный вопросительный знак, за которым следовали слова «Недостаточный интеллект».

Идея, выдвинутая Сергеем Капковым и Комитетом культуры Москвы, заключалась в том, что имело смысл привезти на Таганку молодой коллектив «Юбилейный год» для создания событий, отражающих место театра в истории спустя полвека. После отставки директора-основателя Юрия Любимова два года назад из-за ожесточенного конфликта с актерами знаменитый театр фактически остался без руля. Его с сомнительным успехом вел в течение полутора сезонов актер Валерий Золотухин, который этой весной ушел с поста художественного руководителя за месяц до смерти.

В довершение всего, Юрий Любимов этим летом смог заставить театр закрыть все оставшиеся в репертуаре его постановки. Так в великом и знаменитом театре осталось всего несколько спектаклей. Несколько новых спектаклей, созданных молодой группой «Юбилейный год», начинают открываться в этом месяце, начиная с пятницы с «Репетиции оркестра» — документального спектакля о сегодняшнем состоянии Театра на Таганке.

Капков в интервью «Эху Москвы» упомянул парадокс о том, что актеры, заявляющие сейчас о вандализме в отношении театра, основанного в 1964 Юрия Любимова, те самые актеры, которые, по сути, выгнали Любимова в июле 2011 года.

«Какой театр надо сохранить?» — риторически спросил Капков. «Легендарная сцена сохранена такой, какая она есть. И он будет сохранен. Театра Любимова, Любимовской Таганки не существует. Существует ли Золотухинская Таганка? Его тоже не существует».

Связаться с автором по адресу [email protected]

Театр на Таганке, РАТ @ Театр с Анатолием

Театр на Таганке, РАТ @ Театр с Анатолием
Хотел ли я и хочу ли я воссоздавать этот опыт «Таганки» всю свою жизнь?
2005: 100 антохинов teatr. us виртуальный театр Название крысы 3 сестры Чехов Бахтин Гоголь Таганка Эйзенштейн Тарковский Классы Горная пленка Книги о фильмах Действующий Один Биомеханика Метод для директоров StageMatrix: Режиссура Анализ сценария библио приложение ссылки список новый Часто задаваемые вопросы глоссарий newrussian.org Отец-Россия
Возможно.

По крайней мере, «модель».


Русско-американский театральный проект : russian.vtheatre.net * Русский шрифт : «вид» (ваши окна) > «кодировка» > «кириллица» * russiapost news * * RAT *

ТЕМЫ : бахтин + отец-россия + 3 сестры + достоевский + гоголь + чехов + эйзенштейн + тарковский + русское кино + теория театра + ссср + театр на таганке +
* 2008 : Стоппард * 2006: Годо
* КНИГА Русская Амазонка *


ФИЛЬМ-СЕВЕР И ВИРТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР
[ рекламное место : вебмастер ]
БАННЕРЫ + ПОПУПЫ + ССЫЛКИ

новый: 2003 * Список(и) для чтения: Нажмите, чтобы просмотреть или добавить текст.

* См. Brecht & Epic Theatre Я преподаю; «Опыт на Таганке» отвечает за мою любовь к театру. Во многих моих шоу есть что-то от этой первой любви…

Таганка Страница @ Биомеханика.

2007 : ЛЮБИМОВ 90!

… интервью РЛ ***

НОВИНКА: 2002: Russian Pages (на русском языке) * 2006: RAT new [Год выборов 2008] + chekhov.us * 2007 chekhov pages index

Резюме
(c)2004:

Направление 331*

Примечания
Додин, Фоменко, Закаров, Васильев, Ливитин, Гинкас…

Одержимые 2003
Вахтангова в справочнике режиссуры [русская страница истории?]

Вторая группа (раскололась после возвращения Любимова, длинная история): Содружество актеров Таганки Таганская площадь (м. Таганская) 915-1155/1148, бронирование и доставка 798-8704

Любимов 85!

[email protected]

Театр на Таганке
Таганская площадь (м. Таганская)
915-1015/1217

[ см. также Таганка в БМ

Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964-1919 гг.94 Биргит Боймерс; Harwood Academic, 1997 — Часть I: Агитация 1960-х: общество как генератор перемен — 1: Развитие поэтического театра — 2: 1968 и позже: крах репертуара — Часть II: Трагическое измерение 1970-х: личность и общество — 3: Личность в настоящем и в прошлом — 4: Личность и художник в кризисе — Часть III: 1980-е годы на Западе — 5: В изгнании — 6: Любимов в Опере — Часть IV: Музыкальные видения для 1990-е — 7: Возвращение мастера — 8: Музыкальная гармония и обреченный человек


Индекс * Спектакли * Кино-Север * Театр с Анатолием * Теория театра * Классы * ВИРТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР * Спектакли * Отец-Россия: документальная литература (фрагменты) * На русском языке: спектакли в процессе * Cyber ​​3 Sisters: prod notes * Студенты мини -каталог * Любимов Страница ? teatr.us ? Русские режиссеры ХХ. ..

* filmplus.org/thr/taganka.html ? afronord.tripod.com/biomx/taganka.html

Тридцать пять лет назад, 23 апреля 1964 года, Юрий Любимов взял спектакль, созданный им в 1963 году со студентами Щукинского театрального института, и предложил его как первую запись в репертуаре нового театра на Таганской площади. Это был «Добрый человек из Сецуана» Бертольта Брехта, и он ознаменовал рождение того, что должно было стать одним из самых популярных, противоречивых и важных театров советской эпохи.

Теперь, чтобы отпраздновать это событие, Юрий Любимов заново поставил этот оригинальный спектакль с участием ветеранов и молодых актеров. В пятницу вечером на открытии обновленного «Хорошего человека» примут участие гости и высокопоставленные лица со всего мира, свидетели или участники одного или нескольких из 90 постановок Любимова. Из них 39 были поставлены на Таганке.

Таганка всегда была громоотводом для талантов и неприятностей.

Боровский, Дизайнер Любимова (изображения утеряны)

Самый известный актер Владимир Высоцкий (слева) до своей смерти в 1980 году был национальной иконой не только благодаря своей игре, но и благодаря мощным песням, которые он пел своим знаменитым хриплым голосом. Писатели и композиторы, работавшие на Таганке, составляют основу советской культуры. Среди них Юрий Трифонов, Борис Можаев, Федор Абрамов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Дмитрий Шостакович и многие другие.

vysocky.jpg alt=Высоцкий [изображение]

Таганка часто была ареной раздоров. Лидеры Коммунистической партии запретили такие шоу, как «Живы!» (1968) и спровоцировал изгнание Любимова и потерю советского гражданства в 1984 году. Даже после возвращения Любимова в 1989 году театр был потрясен соперничеством, которое привело к его распаду на враждующие группировки, ситуация, которая сохраняется и сегодня. Между тем известные постановки на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Гамлет» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977) и многие другие были восприняты советской интеллигенцией как редкие проблески истины. и бескомпромиссная честность. Они принесли театру репутацию театральной совести нации. Сейчас это время, может быть, и прошло, но Таганка почти чудом живет. Обновленный «Хороший человек» — третья новая постановка театра в этом сезоне, и это служит напоминанием о том, что 82-летний Любимов не собирается сбавлять обороты.

Copyright 1999 Джон Фридман

Все статьи Фридмана размещаются с разрешения автора


«МОСКОВСКИЙ ЭТАП: КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ»

Аннотация: Отношение драмы к национальной/культурной идентичности

Нынешний распад Советского Союза указывает на двойственность национально-культурной идентичности советского периода российской истории. Русский театр (Станиславский-Чехов) имел своего коммунистического аналога (Мейерхольда-Маяковского). противостояние национальных и интернациональных тенденций привело к тому, что стало известно как «социалистический реализм» (1933-настоящее время). Дореволюционная концентрация на драме стала революционной, а послереволюционная — на сценическом языке (необходимость выхода за пределы национальной литературы для театра). Подобные попытки создания новой мифологии привели к навязыванию ложной идентичности и потере доверия аудитории к культуре в целом, а не только к советской культуре. Нынешняя свобода в России не породила ни значительных пьес, ни новых театральных стилей. Парадокс «Театра перестройки» симптоматичен — принципиальное отделение драматургии от театральных учреждений, театров — от государства, государства от общества, общества от личности. Драматург, одинокий мужчина, аутсайдер, больше писатель, чем театральный деятель. «Удивительное молчание» писателей для театра в Москве — закономерный продукт отчуждения театра от «общества уличной культуры», от самого театра, от национальной (русской) или западной традиции и, наконец, от самого писателя ( интеллигенция исчезла, и московский писатель оказался в слишком привычном для западного писателя положении — наедине с собой). Кризис театра (по иронии судьбы подобный нашему Бродвейскому театру без драмы) связан с окончательным вопросом: может ли Театр быть методом поиска самоидентификации личности, не являясь при этом инструментом национально-культурной самоидентификации?


Боровский умер. апрель 2006 г.
Следующий: Москва

@1999+ *

Российские режиссеры: нажмите, чтобы просмотреть или добавить ссылки. российских директоров = rthrlist.html и rthrsum.html?

Страница Вахтангова @ direct.vtheatre.net (Турандот). На сцене Таганки больше Вахтангова, чем в «Вахтанговском театре»…

Брехт @ script.vtheatre.net

Мейерхольд и Любимов

Любимовской школы нет?

«Вторая Таганка» (мертвец)

taganka.theatre.ru (в основном русский).

Вахтангов и Станиславский


http://members.aol.com/benedit2/ttroupe.html

http://www.tanika.com/CV-mediaarticles.htm Владимир Высоцкий

* Любимов и Театр ТЕОРИЯ —

… http://en.wikipedia.org/wiki/Таганка_Театр

… www.lubimov85.ru/ru/bio/

… Юрий Любимов: Тридцать лет в Театре на Таганке (1964-1994) (Современные театральные исследования, т. 21) (Твердый переплет) 175 долларов США amazon

… Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964-1994 [ … ]

… http://www.realc.emory.edu/russian/SUNDOWN/Taganka/index.html:

Такие театры, как Таганка, проложили путь к прорыву к свободному демократическому обществу».
Об этом заявил действующий президент России Владимир Путин. Эта фраза описывает истинный характер существования Таганки — она менялась со временем. Биргит Боймерс указывает в первом предложении своей книги «Юрий Любимов в Театре на Таганке», что история Таганки «внутренне» связана с историей Советского Союза. Театр был основан в 1945 году А.К. Плотникова как театр драмы и комедии; с тех пор он качнулся от Сталина к Хрущеву — пытаясь идти в ногу со временем и желаниями лидеров.
Нельзя говорить о Театре на Таганке без упоминания о его великом режиссере и единомышленнике Юрии Любимове. Любимов дал большой толчок театру, который до его прихода был обычным заведением с огромными долгами. Любимов сменил имидж с обычного на один из величайших театров комедии и драмы Москвы. Именно Любимов и дал название театру — «Таганка».
Такое название было дано из-за его расположения на Таганской площади. Слово «таган» в переводе с русского означает «таган» или трехногая стойка. Это название уникально тем, что в отличие от других театров, таких как Пушкинский и Станиславский, Таганка не носит имя известного человека. В театре Любимов создал собственную подборку пьес и обработок, не похожих на остальные репертуары других театров.
Борьба между политикой и театром продолжалась вплоть до Ельцина. Любимов и актер Губенко боролись за пост директора театра. Накануне распада Советского Союза Любимов подписал контракт с мэром Москвы, который давал ему право «первой очереди» на покупку театра, а также вводил контрактную систему для актеров.
На протяжении всей своей истории в Театре на Таганке выступали известные актеры России: Антипов, Давыдов, Шаповалов, Боровский, Филатов, Смехов.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *