Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Как создавалась русь – Краткая история Руси. Как создавалась Русь

Содержание

НАЧАЛО РУСИ. Древняя Русь. События и люди

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания — об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания — удел археологов, историков языка, этнографов.[1]

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства — в IX веке — на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева — древляне, а западнее их — волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска — кривичи, между Днепром и Сожью — радимичи, в верховьях Оки — вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, — словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, — меря, в низовьях Оки — мурома, южнее от нее — мордва. Балтийские племена — ятвяги, ливы, жмудь — населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII—XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси — «Повести временных лет».[2] Но нужно учитывать, что «Повесть» была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) — в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI—XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят—двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в «Повести временных лет», — 852 г.

852 — В этом году, сообщает летописец, начала «прозываться» Русская земля, так как именно в этом году начал царствовать византийский император Михаил, а при нем «приходила Русь на Константинополь». Кроме фактической неточности (Михаил III правил с 842 по 867 г.) в сообщении явно ощущается след какого-то предания: не могли в Византии узнать о существовании Руси только после нападения русичей на ее столицу — отношения империи с восточными славянами начались задолго до этого. Видимо, этот поход — первое событие, которое летописец попытался соотнести с христианским летоисчислением, о более ранних контактах русов с Византией сохранились лишь очень неясные сообщения: в конце VIII—первой четверти IX в. русы напали на Сурож — византийскую колонию в Крыму; между 825 и 842 гг. флот русов опустошил Амастриду — город в византийской провинции Пафлагонии, на северо-западе полуострова Малая Азия; в 838—839 гг. послы русов, возвращавшиеся из Константинополя, оказались проездом в Ингельгейме — резиденции императора Людовика Благочестивого.[3]

860 — В 860 г. (а не в 866 г., как утверждала «Повесть временных лет») русский флот подступил к стенам Константинополя. Поздняя историческая традиция называет предводителями похода киевских князей Аскольда и Дира. Узнав о нападении Руси, император Михаил вернулся в столицу из похода против арабов. К Константинополю подступило до двух сотен русских ладей. Но столица была спасена. Согласно одной версии молитвы греков услышала Богородица, почитаемая как покровительница города; она ниспослала бурю, которая разметала русские корабли. Часть их была выброшена на берег или погибла, остальные возвратились восвояси. Именно эту версию отразила русская летопись. Но в византийских источниках известна и другая версия: русский флот покинул окрестности столицы без боя. Можно предположить, что византийцы сумели откупиться от нападающих.

862 — Летопись утверждает, что в этом году племена, обитавшие на севере русской равнины, — чудь, словене, кривичи и весь — призвали из-за моря варягов (шведов) во главе с князем Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором, пригласив княжить у них. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», — будто бы сказали варягам посланные к ним. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, т. е. в городах-центрах пригласивших их племен. В приведенной легенде многое спорно, многое наивно, но она была использована учеными-норманистами для утверждения, что пришельцами-варягами и было создано Русское государство. В действительности же речь могла идти лишь о приглашении наемных дружин во главе с их предводителями. Русское государство возникло самостоятельно как результат внутреннего развития славянских племен.[4]

879 — Умер Рюрик, передав, согласно ПВЛ, княжение своему родственнику — Олегу — по причине малолетства Игоря. Но это летописное сообщение крайне сомнительно: приняв его, трудно объяснить, почему же «регентство» Олега растянулось на три с лишним десятилетия. Характерно, что в Новгородской первой летописи в отличие от ПВЛ Олег вовсе не князь, а воевода Игоря. Поэтому вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря — историографическая легенда; речь идет о трех сменявших друг друга у кормила власти вполне самостоятельных князьях.

882 — Олег двинулся из Новгорода на юг: он посадил своих наместников в Смоленске и Любече (городе на Днепре, к западу от Чернигова), а затем подошел к Киеву, где, согласно летописи, княжили Аскольд и Дир. Спрятав воинов в лодках, Олег представился купцом, а когда Аскольд и Дир вышли к нему из города, приказал убить их.

883 — Олег отправился на древлян и принудил их платить дань Киеву.

884 — Олег обложил данью северян, а в 886 г. — радимичей.

907 — Олег отправился в поход на Византию на 2000 кораблей. Он подступил к стенам Константинополя, получил у византийских императоров Льва VI и Александра значительный, как утверждает летопись, выкуп и возвратился в Киев.

912 — Олег заключил договор с Византией, в котором были оговорены условия торговли, статус русских, находящихся в Византии на службе, выкуп пленных и т. д.

В том же году Олег умирает. Летописец предлагает две версии; согласно одной Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне г. Старая Ладога). Киевским князем становится Игорь.

915 — Впервые в окрестностях Руси появляются печенеги — кочевая народность тюркского происхождения.

941 — Поход Игоря на Византию. Русичам удалось подвергнуть разорению Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции на севере полуострова Малая Азия), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь на море понесли большой урон от «греческого огня» — огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

944 — Новый поход Игоря на Византию. Не дойдя до Константинополя, Игорь получил от византийских послов богатый выкуп и возвратился в Киев.

945 — Византийские императоры-соправители Роман, Константин VII и Стефан прислали к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал в Константинополь своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров и русских князей по христианскому и языческому обрядам.

В этом же году Игорь был убит в Древлянской земле. Летопись рассказывает, что, собрав дань с древлян, Игорь отослал в Киев большую часть дружины, а сам решил «походить еще», «желая большего именья». Услышав об этом, древляне решили: «Если повадится волк в овечье стадо, то переносит все стадо, если не убьют его, так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». Они напали на Игоря и убили.

Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна — непременный элемент похоронного обряда.

Именно в «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей Начального летописного свода добавлен рассказ о четвертой мести Ольги; она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, «и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», утверждает летописец.[5]

946 — Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды — 9 сентября и 18 октября — она была с почетом принята императором Константином Багрянородным.

955 — Ольга посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. В летописи оба путешествия слиты в одно, ошибочно датированное 957 г.[6]

964 — Сын и преемник Игоря князь Святослав совершает поход в землю вятичей и освобождает их от дани хазарам. Через год Святослав вновь идет на вятичей и принуждает их платить дань Киеву.

965 — Летопись скупо упоминает о походе Святослава на хазар, о победе его над хазарским правителем-каганом. Из других источников известно, что Святослав, одолев волжских болгар, спустился по Волге к Итилю — столице каганата, расположенной в дельте Волги. Взяв Итиль, Святослав двинулся к Семендеру (городу, находившемуся в районе Махачкалы), прошел через Кубань до побережья Азовского моря, оттуда на ладьях поднялся по Дону до Саркела, захватил эту крепость и на ее месте основал крепость Белую Вежу.[7]

968 — По просьбе византийского императора Никифора Фоки, подкрепленной щедрой выплатой золота, Святослав вторгается в Дунайскую Болгарию и захватывает столицу Болгарии Преслав.

Пользуясь отсутствием Святослава, на Киев, где находилась престарелая Ольга с внуками, нападают печенеги. Только благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам по левому берегу Днепра и выдавшего себя за воеводу передового полка Святослава, удалось не допустить захвата Киева печенегами.

969 — Умирает княгиня Ольга.

970 — Святослав сажает в Киеве своего сына Ярополка. Другого сына — Олега — он ставит древлянским князем, третьего — Владимира (сына Святослава от ключницы княгини Ольги — Малуши) — отправляет княжить в Новгород. Княжича сопровождает брат Малуши Добрыня, это историческое лицо становится известнейшим персонажем русских былин. В том же году Святослав нападает на византийскую провинцию Фракию, доходит до Аркадиополя.

971 — Византийский император Иоанн Цимисхий нападает на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес свою ставшую крылатой фразу; «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». Греки с трудом одолели Святослава и поспешили предложить ему мир.[8]

972 — Святослав, возвращавшийся на Русь, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь сделал чашу.

977 — Ярополк убивает своего брата Олега.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История Руси до 862 года

История Руси до 862 года.

    История возникновения Руси до 862 года очень интересна. Главное с чего эта история
начинается.  Или с момента выделения славянских племен из общей массы всех индоевропейцев, а это длительный период, который начинается примерно с 4800 года днэ.
(время возникновения верхневолжской археологической культуры, племена которой вероятнее всего стали ядром (основой) славянских племен.

Или взять за отправную точку появления (согласно легенд) первых русских ( или славянских) городов – Словенск и Руса
(на месте которых сейчас находятся города Новгород и Старая Русса), а это было в 2395 году днэ.
   Во первых я начну с того, что существует множество теорий о происхождении славян и руссов (Тюняев, Демин, Жук, Чудинов и другие). По одной теории гиперборейцы (их иногда называют аркто-русами) являются предками всех европеоидных народов мира, и жили они уже 38 тысяч лет днэ. По другой теории древние русы являются предком для всех индоевропейских народов мира и они уже существовали к началу 6-го тысячелетия днэ. Но я возьму более умеренную теорию, по которой славяне (можно их назвать древними русами, т.к. от них уже позднее выделились все другие славянские народы) были уже самостоятельным народом в середине 3-го тыс.днэ. Они жили на территории будущей Киевской Руси уже в те далекие времена и имели свои города (Словенск и Руса) и своих князей. По легендам эти князья даже имели связи с египетскими фараонами (это по легендам), часто своими дружинами они помогали восточным монарха в борьбе между собой. Но в любом случае они после походов возвращались домой.
         Уже около  двух  тысяч  лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов.  По их имени Балтийское море называлось  тогда Венедским заливом Северного океана.  По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
      Древнее название славян — венеды — сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья,  а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей.  Название «славяне» (а точнее еще – склавины) стало  распространятся лишь полторы тысячи лет назад — в середине I тысячелетия н.э.  Сначала так назывались только западные славяне.  Их восточные собратья назывались антами.  Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.
      К 700 году днэ древние славяне населяли обширную территорию Восточной и Центральной Европы, включая восточную Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Баларусь, Украину, западные области России (Новгород, Псков, Смоленск). Южнее их жили скифы, вероятно существовали еще племена говорившие на скифо-славянском языке. Еще южнее славян жили фракийцы Балканского полуострова, а западнее славян жили древнегерманские племена и племена кельтов. Севернее славян жили финно-угорские уральские народы. В этом период летто-литовские племена имели много общего с древними славянами (наверняка в языке балтийских племен еще было много общего со славянами).
      Примерно в 300-400 годах нашей эры произошло разделение славян на две группы западную (склавины) и восточную (анты). Как раз в это время началось великое переселение народов, а точнее это можно было назвать вторжение большого разноплеменного объединения племен гуннов в Европу, в результате чего в Европе стали происходить крупные перемещения древних народов. Это особенно сильно затронуло германские племена. Славянские племена в этих перемещениях в основном не участвовали. Они только воспользовались ослаблением силы иллирийских и фракийских племен и стали методично занимать их земли. Склавины стали проникать на территорию, ранее населенную иллирийцами, а южные анты стали проникать на территорию современной Болгарии. Основная часть антов осталась на своей территории, которая в будущем стала Киевской Русью. Примерно к 650 году эти переселения завершились.
Теперь южными соседями антов стали степные кочевники – булгары, венгры, хозары.
    Племенами по прежнему руководили князья, по прежнему у каждого племени антов
был свой племенной центр (город), хотя точных данных об этих городах нет. Всего вероятнее  какие то крупные поселения существовали  в Новгороде, Ладоге, Смоленске,
Полоцке, Киеве. В древних писаниях и легендах упоминается много имен славянских князей – Боревой (похоже это имя осталось как память от название борейской цивилизации), Гостомысл, Кий, Щек, Хорив). Считается, что князья Аскольд, Дир, Рюрик, Синеус, Трувор были варягами, что несомненно было возможно. Особенно в северной части Древней Руси были традиции нанимать для военного руководства иностранцев из числа варягов ( я бы и сейчас на высшие посты с России стал нанимать иностранцев, особенно немцев, ведь Великая Екатерина была немкой и Россия в ее времена была самой великой державой). Но можно и сказать по другому. Славянские князья, стараясь быть похожими на своих западных коллег сами называли себя именами, похожими на варяжские. Есть высказывания, что у Рюрика было имя Юрик, у Олега было имя Олаф.
   В то же время  длительное сосуществование (близко друг от друга) древнерусских и норманнских (скандинавских) племен влекло за собой и общность культуры (некоторые важные главы родов и вожди носили как русские так и скандинавские имена).
   Вот сведения о древних русах (ранах, ругах) из иностранных источников (средневековых):
— Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток.
—  Конец VIII века. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
—  VIII—IX века. Папы римские Лев III (795—816), Бенедикт III (855—858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам рогов». Очевидно, общины ругов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан.
—  839 год. Вертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому с послами византийского императора Феофила представителей народа рос, правитель которого носил титул кагана (князя).
—  До 842 года. Житие Георгия Амастридского сообщает о нападении росов на Амастриду (Малая Азия).
—  Между 836—847 годами Ал-Хорезми в географическом сочинении упоминает Русскую гору, с которой берет начало река Др. ус (Днепр?). Известие имеется также в трактате второй половины X века (Худул ал-Алам), где уточняется, что гора находится к северу от «внутренних болгар».
—  844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
—  844 год. Ибн Хордадбех называет русов видом или родом славян (известны две редакции его труда).
—  18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь.
—  861 год. Константин-Кирилл Философ, будущий создатель славянской азбуки обнаружил в Крыму евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и, встретившись с человеком, говорившим на этом языке, усвоил разговорный язык и расшифровал письменность.
—  IX век. По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII в.), у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей «ветви румийцев» (византийцев), которых они называют руссами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев. Руссами в данном случае, как полагают, названы аланы.
—  863 год. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянута Русарамарха (марка Русаров) на территории современной Австрии.
—  Ок. 867 года. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов (район жительства неизвестен).
—  Ок. 867 года. Византийский император Василий в письме к Людовику II, принявшему титул императора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Известие обычно связывают с упоминанием кагана у русов под 839 годом (см. указание 33), а также в ряде восточных и собственно русских источников.
—  Ок. 874 года. Ставленник Рима, константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь.
—  879 год. Первое упоминание Росской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существует до XII века.
—  879 год. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы).
—  До 885 года. Хроника Далимила начала XIV века называет архиепископа Моравии Мефодия русином.
—  До 894 года. Чешская хроника Пулкавы конца XIV века включает в состав Моравии эпохи моравского князя Святополка (871—894) Полонию и Руссию.
—  Историк середины XV века, позднее папа Пий II, Эней Сильвий говорит о подчинении Риму Святополком Полонии, Хунгарии (позднейшей Венгрии, ранее области гунов) и руссанов — русов.
—  В «Хронике всего света» Мартина Вельского (XVI в.) и хронографе западнорусской редакции (XVI в.) сказано, что Святополк «держал русские земли». Святополк «с боярином русским» крестили чешского князя Борживоя.
—  Чешский хронист Хагеций (ум. 1552) напоминает, что Руссия прежде входила в состав Моравского королевства. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути» (примерно 100 км), правитель которых назывался хаканом.
—  Конец IX — начало X века. Ал-Балхи (ок. 850—930) говорит о трех группах руси: Куйабе, Славии, Арсании. Ближайшая К Булгару на Волге — Куйаба, самая отдаленная — Славия.
—  Ок. 904 года. Раффельштеттенский торговый устав (Австрия) говорит о славянах, приходящих «из Ругии». Исследователи обычно выбирают между Ругиландом на Дунае, Ругией в Прибалтике и Киевской Русью.
—  912—913 годы. Поход русов на Каспий со стороны Черного моря, отмеченный арабским ученым Масуди (сер. X в.) и другими восточными авторами.
—  921—922 годы. Ибн Фадлан описал русов, которых он видел в Булгаре.
—  Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.).
—  941 год. Нападение росов или русов на Византию. Греческие авторы Феофан, Продолжатель Георгия Амартола и Симеон Магистр (все середина X в.) поясняют при этом, что росы — это «дромиты» (т. е. переселенцы, мигрирующие, непоседы), происходящие «от рода франков». В славянском переводе Хроники Георгия Амартола последняя фраза переведена как «от рода варяжска». Лангобард Лиудпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русов «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными»), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». В Северной Италии «норманнами» называли живущих севернее Дуная, в Южной Италии самих лангобардов отождествляли с северными венетами.
—  До 944 года. В еврейско-хазарской переписке X века упоминается «царь русов Халегву», который сначала напал на хазар, а затем, по их наущению, при Романе Лакапине (920—944) пошел на греков, где потерпел поражение от греческого огня. Стыдясь вернуться в свою страну, Халегву пошел в Персию (в другом варианте — Фракию), где и погиб вместе с войском.
—  943—944 годы. Ряд восточных источников, близких к событиям, говорит о походе русов на Бердаа (Азербайджан).
—  946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем ругов». Аналогичное название повторено в документе 1150 года.
—  Между 948—952 годами. Константин Багрянородный упоминает Русь «ближнюю» и «дальнюю», а также дает параллельное обозначение названий днепровских порогов по-русски и по-славянски.
—  954—960 годы. Раны-руги выступают в союзе с Оттоном I, помогая ему в покорении восставших славянских племен. В результате были покорены все племена, жившие у моря «против Руси». Аналогичным образом Адам Бременский и Гельмольд определяют местоположение острова ругов как лежащего «против земли вильцев».
—  959 год. Посольство к Оттону I «королевы ругов Елены» (Ольги), незадолго до этого крещенной византийским императором Романом, с просьбой прислать епископа и священников. Епископом на Русь назначен Либуций — монах майнцского монастыря. Но Либуций умер в 961 году. Вместо него назначен Адальберт, который и совершил в 961—962 годах поездку к ругам. Предприятие, однако, закончилось полной неудачей: руги изгнали миссионеро!В. Сообщение об этих событиях описано так называемым Продолжателем Регинона, за которым исследователи видят самого Адальберта. В других хрониках вместо Ругии называется Руссия.
—  Середина X века. Масуди упоминает Русскую реку и Русское море. В представлении Масуди, Русское море — Понт соединяются с заливом Океана (Балтийским морем), а русы называются островитянами, много вращающимися на кораблях.
—  Вторая половина X века. Составленный в Южной Италии еврейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу па берегу Каспийского моря, и по «Великому морю» — «Океану» рядом с англами и саксами. Смешению, видимо, способствовало упоминание в прикаспийских областях, помимо русов, также и народа «саксин» в ряде источников.
—  965 год. Ибн Якуб посетил с дипломатическим поручением Германскую (Священную Римскую) империю и встречался с Оттоном I. В донесении о поездке (включенном в сочинение автора XI в. ал-Бекри) он дает описание славянских земель и называет русов, которые граничат на востоке с владениями польского князя Мешко, а также с запада на кораблях совершают нападения на пруссов.
—  967 год. Папа Иоанн XIII специальной буллой, разрешавшей учреждение пражского епископства, запретил привлечение священников из русского и болгарского народа и богослужения на славянском языке. Документ воспроизводится в Хронике Козьмы Пражского (ок. 1125), а также Анналистом Саксоном (ок.1140).
—  968 год. Адальберт утвержден магдебургским архиепископом. В грамоте напоминается, что он прежде ездил к ругам.
—  969 год. Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген русцами.
—  968—969 годы. Ибн Хаукаль и другие восточные авторы говорят о разгроме русами Волжской Болгарии и Хазарии, после чего войско русов ушло к Византии и в Андалузию (Испанию). В летописи эти события датированы 6472—6473 годами, которые по константинопольской эре должны обозначать 964—965 годы. Но в текстах X века часто употребляется другая космическая эра, на четыре года отличающаяся от константинопольской, а поэтому и летопись указывает на те же даты, что и восточные источники. Что касается походов в Испанию, речь могла идти о других русах.
     Как видно из всех этих сообщений древних русов западные историки часто путали с норманнами (варягами), потому, что в те времена культура северных русов и варягов была очень похожа (связи между ними были очень тесными), а с летто-литовскими племенани эта связь была еще сильнее, даже границу между русами и пруссами невозможно провести.
     Так что к 862 году Древняя Русь была в основном такой же как и после 862 года, только разница была в том, что в этот период не было сильного единого централизованного государства, а княжества были племенными.
     Само же государство под именем «Киевская Русь» появилось после завоевания (подчинения) Киевского племенного государства другому племенному государству – Новгородскому, и после перенесения столицы из Новгорода Великого в Киев.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

idoorway.mirtesen.ru

Киевская Русь. Возникновение, расцвет и распад

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

slawomirkonopa.ru

Как образовалась Древняя Русь 🚩 как называли древнюю русь 🚩 Школы

Самым первым официальным историческим документом, подтверждающим существование Древней Руси, считаются «Бертинские анналы» – летописный свод Сен-Бертинского монастыря. В нем имеется запись, датированная 839 годом, о послах народа Рос, которые в составе византийской делегации прибыли в ставку франкского императора Людовика Благочестивого.

Людовик, заинтересовавшись представителями неизвестного до сих пор народа, выяснил, что принадлежат они к племени свеев, одних из предков современных шведов. Но посольство свеев посещало ставку Людовика еще в 829 году, это обстоятельство подтвердило подозрения императора о том, что прибывшие являются послами неизвестного народа.

«Бертинские анналы» считаются в среде историков официальным достоверным письменным источником, который составлялся практически по следам происходящих событий. Поэтому данное свидетельство выглядит гораздо убедительнее, чем более поздние источники о государстве Рюрика, которые были написаны с устных преданий через 200 лет после событий.

Кроме того, в списке народов и племен под названием «Баварский географ», который согласно последним исследованиям был составлен в первой четверти XI, задолго до появления государства Рюрика, Русь упоминается, как северный сосед хазар. Все эти свидетельства говорят о том, что кроме Государства Рюрика и Киевской Руси существовало еще одно, более древнее русское государство, имевшее правителя, отправлявшего послов.

По другим официальным историческим источникам, как, например, самый ранний древнерусский свод «Повесть временных лет» годом образования Древней Руси принято считать 862 год. Согласно данному своду в этот год союз северных народов, в который входили финно-угорские и славянские племена пригласили на княжение варягов из-за моря. Сделано это было для того, чтобы остановить внутренние междоусобные войны и раздоры. Княжить пришел Рюрик, который обосновался сначала в Ладоге, а после смерти братьев срубил город Новгород и основал Новгородское княжество.

В современной историографии существует мнение, что описанная в «Повести временных лет» легенда о призвании варягов не является полностью достоверной. Многие историки полагают, что власть Рюриком скорее всего была захвачена в результате свержения новгородского князя, а летописец Нестор, несмотря на это, решил представить варягов мистическими основателями Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Тем не менее 862 год считается практически общепринятой датой образования Древней Руси, как государства.

www.kakprosto.ru

Киевская Русь: образование и история

Киевская Русь – исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.

Формирование соплеменных союзов

Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.

В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э. племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе. Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. Славянские племена колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.

Вначале возникали временные, случайные объединения племен – для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников. Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен. Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа – земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.

Кратко: состав славянских племен

Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования — племенного союза. Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян. Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге. Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.

Возникновение зачатков государственного устройства

В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники – вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение. Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть. В состав такой прослойки входили бояре – советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.

Выделение полянского союза

Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева – его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского князя Кия.

Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого славянского государства, которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.

Образование названия «Русь»

Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный летописцем Нестором, не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое. В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком – принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек – Росава. Рось, и др. Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами. В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.

Территории восточных славян

Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.

Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами. Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей. Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.

Взаимоотношения с соседями

На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата – сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму. По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже – и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами. Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки – каган.

Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.

Образование государства Киевская Русь

Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.

Правитель Руси имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в. русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием. Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.

Первые князья Киевской Руси

Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев Аскольда и Дира. По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом – Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов – шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием – христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов – среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян — эпохи полноценной государственно-политической жизни.

fb.ru

ОТКУДА ЖЕ ПОШЛА РУСЬ? — НАЧАЛО РУСИ — ИСТОРИЯ — Каталог статей

Вопрос о происхождении Русского народа и славянской группы народов является одним из краеугольных в истории Европы и России. Ещё летописец Нестор в «Повести временных лет» поднял этот вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». И ответил на него довольно правильно: начал отсчёт Русской истории от мифического Иафета-Япета, потом после большого промежутка времени расположил Русь на берегах реки Дунай в Норике. И только затем вывел Русь на берега Днепра и озера Ильмень, известная уже по школьному курсу – Киевско-Новгородская Русь. Так, даже в сильно отредактированной «Повести временных лет», есть две прародины Русского народа – Ближний Восток и Балканы.

В довольно спорном и не всеми историками признанном источнике, «Велесовой книге», в качестве зоны расселения славяно-русских племён указаны огромные территории: Сибирь, Урал, степи Южной России, Кавказ, Причерноморье, включая Крым-Таврию, Балканский полуостров, Карпаты, Средняя Азия (Семиречье), Двуречье – реки Тигр и Ефрат, Сирия, Индия, земли будущей Новгородской Руси.

Классическая версия

Классическая гипотеза о происхождении Русского народа – Русов, весьма русофобская по своему содержанию и очень близка сердцу любому западнику, либералу. Мол, Русская история начинается с 8-9 веков, с призвания немцев-варягов в Новгород, некоторые удаляют границу начала «цивилизованной» истории Руси до 10-11 века – когда христианство стало господствующей формой веры.
А до этого рубежа, мол пребывали Русы в «диком состоянии», бога не ведали, чуть ли не в «первобытности». Да и были они на Русской равнине «пришельцами», взявшимися неизвестно откуда (возможно из болот Припяти) и потеснившими племена финно-угров и балтов. Эту классическую схему основали немецкие учёные бывшие на службе у Русского государства в 18 веке – Г. З. Байер (1694-1738), Г. Ф. Миллер (1705-1783), А. Л. Шлецер (1735-1809).

В 19 веке эта концепция была закреплена в 12-ти томном труде Н. М. Карамзина (1766-1826) «История государства Российского», который закрепил немецкие выводы фразой: «Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россией, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками». Выводы Карамзина продолжил историк С. М. Соловьёв (1820-1879) в «Истории России с древнейших времен» в 29 томах, историк В. О.Ключевский в «Полном курсе Русской истории» в 4 томах.

Они закрепили «классическую» версию Русской истории: суть её в том, что История России идёт от 4 (6) – 8 (10) веков, с призвания варягов и принятия крещения, а до этого были «темные века», «дикость», «запустение». Эта схема продолжала господствовать в 20 веке, в начале 21 века с небольшими доработками, изучается в школах и высших учебных заведениях, как единственная и безальтернативная Правда.

Позиция государства и церкви

Государство поддержало эту версию, т. к. его не интересовала информация выходящая за рамки государственно-правовых структур. Появление же государства и права связывалась с явлением династии Рюриковичей. Приход «варягов» был выгоден власти и по внешнеполитическим причинам, связывая Рюриковичей, а затем Романовых с «просвещённой Европой» общим происхождением и династическими союзами. Особенно важна была связь с германскими правящими домами и Англией. Романовы прославились любовью к этим странам.
Церковную организацию тезис о «дикости» славяно-русских племен, до прихода христианских миссионеров и крещения Руси, более чем устраивает. Ведь он даёт Церкви право утверждать, что развитие культуры (одна письменность чего стоит) связано с утверждением христианства на Руси.

Современность

Эта концепция, всячески лелеемая и поощряемая, занимает в наши дни доминирующее положение – в школах, высших учебных заведениях, научно-популярной литературе, СМИ, кино. Только немногие подвижники пытаются прорвать пелену лжи и донести, хоть часть исторической Правды.

Утверждение о «молодой России», «отсталости» русских является одним из орудий Информационной войны – с целью подорвать историческую память Русского народа, ослабить Волю и убить Дух Русского мира. Поэтому Ватикан, исторические школы Англии, Германии, также поддерживают «академическую» версию мировой истории.
Подходы у этой версии довольно шаткие, исследователи, в большинстве случаев, берут за основу тезис, что первые письменные памятники говорящие о славянах появились в 4-6 веках нашей эры. Но ведь хорошо известно, что «письменные свидетельства», категория весьма субъективная, а народ – объективная, народы существуют и помимо воли писателей, хронистов. Например: индейские культуры существовали вне летописных свидетельств тысячелетиями.

Только один факт наносит сильнейший удар по «классической» схеме – численность славян и русских. Русский народ, после страшнейших потрясений 20 века – участие в 2-х мировых войнах, 4-е революции, включая декабрьскую 1991 года, гражданской войны, либерально-демократического геноцида конца 20 начала 21 веков, огромного количества региональных войн и конфликтов, являются одним из самых многочисленных этносов планеты. Так по подсчётам русского гения Д. И. Менделеева (1834-1907), если бы не было катастрофического по своим последствиям 20 века, в середине 20 века русских было бы 400 миллионов, а в середине 21 века 800 миллионов. Но даже в настоящее время русские и славяне – это самая крупная языковая группа, этническая общность в Европе.
Тысячу лет назад славян было приблизительно 10 миллионов человек и как и в современности – это былая самая крупная этноязыковая общность в Европе. Возникает законный вопрос, как из «ниоткуда» появилась большая часть населения Европы?

Русская (славянофильская) концепция истории

К нашему счастью многие исследователи искали ответ на этот вопрос, исходя из здравого смысла, а не мёртвых прописных истин. Они отыскивали истоки русской самобытности в самых началах человеческой истории, находя корни наших предков в самых разных частях Евразии. Традиция русской концепции истории восходит к хорватскому (итальянскому?) исследователю Мавро Орбини (? – 1614), который в своём труде «Историография народа славянского» написанном в 1606 году (издана в Санкт- Петербурге в 1722г.), опираясь на не дошедшие до нас источники (видимо изъятые Ватиканом), прямо написал: «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями…»

Эту концепцию поддержали два русских гения В. Н. Татищев (1686-1750) в «Истории Российской» и М. В. Ломоносов (1711-1765) в «Древней Российской истории» . Исследования подвижников были опубликованы только после их смерти. Однако, главное то, что оба мыслителя пришли к одинаковому выводу, причёт отдельно друг от друга: корни истории славян и русских идут в глубины тысячелетий и касаются множества древнейших народов, которые с незапамятных времён жили в Евразии. Они известны под разными именами античным и иным авторам (составителям Библии, арабским, персидским, китайским хронистам).

Татищев вёл родословную славяно-русских племён от скифских родов. Скифы-сколоты и родственные им племена, известны с 1 тыс. до н.э. и занимали огромную территории от Дуная до Тихого океана. Что интересно, византийца называли «скифами». «тавроскифами» воинов русских князей Аскольда, Олега, Игоря, Святослава. А Русь часто назвали «Великая Скифия-Скуфь.

М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» считал, что славяно-русские племена населяли огромный регион от Балтики и Центральной Европы до Черного моря и Кавказа, и их знали под именами вендов-венетов, варягов-рось, сармат, роксолан. Ломоносов опроверг измышления немецких историков, что Рюрик и варяги были немецкого рода, доказав, что Рюрик и варяги – это западные русы. Даже имя «Рюрик» русского корня и означает «рарог» – сокол.
Ломоносов и Татищев не одни тщательно изучали вопрос о происхождении корней русского народа. Очень подробно и внимательно эту проблему проанализировал В. К. Тредиаковский (1703-1769) – в своём историческом труде: «Три рассуждения о трёх главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии россов, III о варягах-руссах, словенского звания, рода и языка». Прекрасно образованный учёный и литератор, учившийся в Московской Славяно-греко-латинской академии, в Голландии, Франции, свободно говоривший на многих живых и мёртвых языках, член Русской Академии наук по латинскому и русскому красноречию, выдающийся русский просветитель, стоявший с М. В. Ломоносовым у истоков русской грамматики и стихосложения. Тредиаковский поддержал и развил идею Татищева о русском начале «скифов», причем доказал и русское происхождение их самоназвания. «Скифы-скиты» – это «скитальцы», т. е. народ ведущий довольно подвижный образ жизни, «кочевники».

Русская концепция истории, идущая от мыслителей 18 века, была продолжена и закреплена в трудах исследователей 19-20 столетий: Тадеуша (Фаддея) Воланского (1785-1865), А. Д. Черткова (1789-1858), Е. И. Классена (1795-1862), Ю. Венелина (1802-1839), Ф. Л. Морошкина (1804-1857), А. С. Хомякова (1804-1860), И. Е. Забелина (1820-1909), Д. И. Иловайского (1832-1920), Д. Я. Самоквасова (1843-1911), А. И. Соболевского (1857-1927), Г. В. Вернадского (1877-1973) и ряда других подвижников.

Г. В. Вернадский в книге «Древняя Русь», начал историю Русского народа с каменного века и провел через киммерийский, скифский, сарматский, гуннско-антский периоды. Археолог и историк Д. Я. Самоквасов – отстаивал скифские корни русского народа, называя прародину Руси – «Древней Скитанией».
Болгарский историк, славист, подвижник славянского национального возрождения Ю. И. Венелин – считал, что Атилла был великим князем державы Русов. Он же первым выдвинул предположение, что первую правящую династию Франции – Меровинги, основал русский князь Меровей.

Большое значение для русского самосознания имеют работы президента Общества истории и древностей российских А. Д. Черткова: «Очерк древнейшей истории протословен», «Пеласго-фракийские племена, населившие Италию», «О языке пеласгов, населивших Италию». Основываясь на глубоком знании древних языков, огромном количестве доступных ему источников, Чертков указал на языковое и этнокультурное сродство между славянами и пеласгами, этрусками, скифами, фракийцами, гетами, древними греками и римлянами. Открытие Черткова не стало событием огромной важности и значения в отечественной и мировой истории, так как не соответствовало общепринятой концепции мировой истории.

Открытие Черткова, о том, что этруски-расены родственны славянам, поддержал в своих исследованиях польский подвижник Т. Воланский. Он расшифровал большое количество этрусских надписей, в дешифровке он основывался на славянских языках. Т. Воланский изучил также надписи других цивилизаций и сделал сенсационный вывод, что зона расселения славяно-русских родов на юге в древности простиралась от Северной Африки (Египет, Карфаген) до Персии и Индии. Косвенно, правильность его пути доказывает тот факт, что труды Ф. Воланского в 1853 году были занесены в Ватикане в «Индекс запрещённых книг» и приговорены к немедленному сожжению. Воланский бросил вызов западной концепции мировой истории и папский престол немедленно отреагировал.
В дальнейшем исследования Воланского использовали различного рода исследователи, сторонники родства этрусков и славян. Современный исследователь В. Чудинов (род. 1942 г.) считает, что славяно-русская ведическая цивилизация и славянская руническая письменность была первой на планете.

Лингвист Г. С. Гриневич (род. В 1938 г.) составил сводную таблицу праславянской письменности. Сделал вывод, что значительная часть древних надписей – тэртэрийские, древнеиндийские, критские, этрусские – сделаны на праславянском языке.

Огромную важность представляют современные исследования в области ДНК-генеалогии, так А. Клёсов отодвинул границу происхождения русского народа на 12 тысяч лет.
В настоящее время самую полную концепцию Подлинной Русской истории, с 40 тысячелетия до нашей эры до наших дней, как основного стержня Мирового исторического процесса – составил Русский мыслитель, философ, историк Ю. Д. Петухов (1951-2009). В своём труде «Дорогами богов», изданном ещё в 1990 году, он на базе сравнительного мифоанализа, лингвистики ответил на важнейший вопрос – кем были загадочные индоевропейцы-арии. Он доказал, что прародителями индоевропейской языковой семьи, были славяне-арии-русы.

В 1994-2000 годы Петухов совершил серию путешествий по бассейну Средиземного моря, Ближнему Востоку, Египту, Азии, изучая важнейшие археологические раскопки на этой территории, изучая коллекции ведущих музеев этих регионов. И получив огромнейшую материальную базу данных, подтверждающих его выводы, в 2000 году начал издание многотомной «Подлинной истории Русов» (с 40 тыс. до н. э.), к сожалению странная смерть прервавшая жизнь Русского титана Духа не позволила завершить издание труда, мыслитель дал базовые данные с 40 до 3 тыс. до н. э. Но главное он сделал вывод, что «народ русов невероятно древен, практически извечен, он породил множество других народов».

И дело русских историков, патриотов продолжить начатое русскими подвижниками 18-20 веков, прорвать заговор молчания.

источник

МОИ ПРОЕКТЫ:

РУСЬ БЫЛИННАЯ

РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ

АРХИВ ГРАФОМАНА

wikii.ru

это историческое название земель восточных славян. История Руси :: SYL.ru

Русь – это государство, которое впервые образовалось при объединении древних, славянских племен под властью князя из рода Рюриковичей. Земли этих племен стали называть русскими.

«Откуда есть пошла русская земля?»

«Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в 12 веке о тех событиях, а также археологические изыскания говорят о том, что славянские племена — исконные жители Европы. « И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех мест, на которых сели». А «разошлись» они так:

  • Поляне – по западному берегу Днепра.

  • Древляне – по реке Припяти.

  • Дреговичи – между реками Припятью и Березиной.

  • Кривичи – в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины.

  • Ильменские славяне (самое северное племя) – на озере Ильмень, по реке Волхов.

  • Вятичи (самое восточное племя) – по Оке.

Накладывая эти поселения на современную карту, можно представить географию славянских земель. Это Русь.

Славянские общины

Племена, общины вели хозяйственный образ жизни, а именно, занимались пашенным земледелием и разводили скот. Живя в лесах и на берегах рек, они охотились, ловили рыбу, собирали дикий мед. Позже развиваются и традиционные ремесла, но разделения на ремесленников и земледельцев пока еще нет. Каждый славянин умеет все.

Приблизительно с 6 века возникают племенные укрепленные поселения – города. Там, где жили поляне — Киев, у ильменских славян – Новгород, у кривичей — Смоленск. В 9-10 веках их число достигает порядка 25, а в 12 веке – более 300. Древняя Русь – это страна городов.

По поводу происхождения слова «Русь» ученые продолжают спорить. Сторонники норманнской теории не могут остановиться на одной версии: одни считают, что финское название шведов «рутси» и есть основа; другие отыскали на карте место Рослаген и, называя его родиной первого князя Рюрика, ищут в нем происхождение слова; допускают также, что однокоренным является шведское существительное «гребец» (рус). Славянские же предания связывают великую Русь с рекой Росью, что протекает по Украине. Есть еще варианты, их множество, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Образование древнерусского государства. 862 год

История Руси начинается с того, что, освободившись от викингов, собирающих дань на славянских землях, племена затеяли междоусобную войну за власть. «Род встал на род». Устав от распрей, вожди сошлись на решении пригласить к себе правителя извне. Обидного в этом ничего не было, так поступали многие народы. Чужеземец, не связанный с местными племенами, будет беспристрастным судьей.

Приглашенные князья рода Рюриковичей пришли на Русь втроем. Старший брат Рюрик сел княжить в Новгороде, средний – на Белоозере, а младший — в Изборске. Но предварительно с ними был заключен договор, по которому они обязались судить по местным обычаям, а общество должно было содержать их и дружину. Варяги быстро «ославянились», уже внука Рюрика звали Святославом. «И от тех варяг прозвалась Русская земля», — написал летописец Нестор.

После скорой смерти младших братьев все земли перешли под власть Рюрика. Почувствовав сильную руку князя, племенные распри утихли, появилась единая власть на Руси. Это первый шаг по пути русской государственности.

Киевская Русь. 882 год

В истории Руси варяжский князь Рюрик является основоположником династии русских князей. Это нормально, ведь правители всех стран и времен считали за честь иметь родство со знатными иностранными предками.

Когда Рюрик умер, его преемник с войском появился на Днепре. Сын Рюрика был еще мал, и правление взял его родственник Олег. В 882 году он завоевал Киев и провозгласил его «матерью городов русских». Объединив под одной властью Новгород и Киев, Олег упрочил положение государства, которое стало называться Киевской Русью.

Его наследником стал Игорь, подросший сын Рюрика, который тоже мечом и копьем увеличивал границы Киевской Руси, успешно отражал набеги печенегов, ходил воевать, как и Олег, в Византию. Погиб он от рук древлян в 945 году, когда приехал с дружиной собирать подать, показавшуюся тем чрезмерной.

Его супруга Ольга, отомстив за смерть мужа, стала сама править государством. Она мудро держала власть над Киевом и всей Русью. Кроме того, решила вопросы по взиманию дани, упорядочив размер податей и срок их выплат.

Княгиня Ольга была первым русским человеком, принявшим христианское учение. Крещение произошло в 957 году в Константинополе. Наследником княжеского престола после Ольги стал их с князем Игорем сын Святослав.

Древняя Русь – это многослойное общество

Древнерусские летописи говорят о том, что на Руси уже было деление общества на «знать» и «людей». Наверху власти были князья и приближенные к ним бояре, дружинники, служители церкви. Образовывались феодальные владения, где работали свободные крестьяне. Но были на Руси и несвободные люди: челядь и холопы. Первые – это военнопленные и их потомки, а холопы – славяне, попавшие в рабство к соплеменникам.

Правил государством Великий князь, живший в Киеве. А власть передавалась его родственникам: сыну, брату, племяннику. В городах его представителями были посадники и волостники. В конце 10 века появилось управление наделов удельными князьями, сыновьями Великого князя.

Были и такие органы управления, как дума, состоящая из знати и духовенства, а также вече – народное собрание. Основу армии составляла княжеская дружина, а на войну собирали людей, которые назывались вои.

Экономической основой Киевской Руси было земледелие, но развивались и ремесла. Города становились торгово-ремесленными центрами, где возводились сначала культовые места языческих богов, а после крещения Руси – православные храмы. Как могла не процветать торговля, если путь «из варяг в греки» шел через русские земли?

Культурные традиции

Культура Руси подвергалась влиянию наследия древних славян, а после крещения, и Византии. Образцы прикладного искусства, песни, былины, народные сказки – это славянские корни. От Византии Русь брала традиции в архитектуре, литературе, живописи.

Письменность в Киевской Руси стала распространяться после принятия христианства. Мы до сих пор пользуемся алфавитом, созданным греческими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Древнерусские книги украшались миниатюрами и дорогими окладами.

При монастырях были организованы школы, там учились люди всех сословий, без ограничений. Горожане почти все владели грамотой, что подтверждают многочисленные берестяные записи. Живопись представлена иконописью, фресками, мозаикой, а музыка – церковным пением.

www.syl.ru

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *