Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Микенская греция: Крито-микенская цивилизация — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Микенская культура. Первая европейская цивилизация 5 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Зарождение микенской цивилизации

Корни европейской цивилизации находятся в древнем мире, в микенской культуре. Знания о микенской культуре передал нам древний поэт Гомер. И именно произведения Гомера являются краеугольным камнем европейской цивилизации.

Рис. 1. Статуя Гомера (Источник)

Зарождение микенской цивилизации учёные датируют XVII–XVI веками до нашей эры. Возникла она в средиземноморском регионе, в Эгейской части материковой Греции.

В бронзовом веке, в Эгейском регионе существовало 3 цивилизации:

  • Минойская, на острове Крит;
  • Кикладская, на островах в южной части Эгейского моря;
  • Микенская, на материковой Греции.

Поселения микенской цивилизации

Как же люди жили до микенской цивилизации на материковой Греции? Типичным поселением того времени можно считать деревню, где в центре находился дом вождя, а вокруг него — дома рядовых членов общины. Иногда такое поселение было обнесено простой стеной. Конечно, такой уровень — не государство и не цивилизация, поэтому у учёных возникает много вопросов относительно того, что происходило в XVII–XVI веках до нашей эры.

В это время появляются масштабные погребения, шахтовые или купольные гробницы, погребения «толосы».

Толос — в древнегреческой архитектуре – круглое сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал). Они возникают на полуострове Пелопоннес. Это элитные погребения с богатыми приношениями, дарами, которые показывают четко стратифицированное общество, выделенную элиту, аристократию, воинскую элиту.

Рис. 2. Мавзолей Саманидов, гробница толос (Источник)

Ранее погребения совершались в простых ямах или каменных ящиках — ящичных гробницах со скудными дарами, теперь же погребения элитарные, с богатыми дарами, что говорит о создании комплексного общества и цивилизации государственного типа.

Что явилось причиной такого изменения, явно видимого в материальной культуре? Учёные предлагают несколько ответов на этот вопрос.

Во-первых, знакомство погребённых с более развитыми обществами Древнего Востока. В эгейском искусстве мы видим темы сражений, осады городов и, исходя из этого, предполагаем, что эти люди были пиратами и познакомились с благами цивилизации, отняв их, или же они сами служили наемниками в армиях более развитых государств Древнего Востока.

К этому объяснению нас подводит древнегреческая легенда о Данае. В легендах, которые можем найти у греческих авторов, у драматурга Эсхила, мы видим фигуру Даная, который был царем Египта, но не был египтянином, и именно он прибыл на полуостров Пелопоннес. С него начинается героическое время на Пелопоннесе, описанное Гомером.

Гомеровские греки называют себя данайцами. Это племя получило своё название по этому герою. Но кто такой Данай? Греческая традиция помещает его в XVI век до нашей эры. В Египте тогда были изгнаны азиаты гиксосы, которые правили Египтом около 100 лет.

Гиксосы — группа кочевых скотоводческих племен из евразийских степей. Они захватили власть в дельте Нила в середине XVII века до нашей эры и затем около 1650 года до нашей эры образовали свою династию правителей.

Данай — царь, но он не был египтянином. Конечно, вряд ли все погребённые в шахтовых гробницах в Микенах могут отождествляться с гиксосами, это было бы спекуляцией. Но знакомство погребённых с обществами Древнего Востока очевидно. Эта легенда показывает нам исторические реалии, она имеет реальный исторический контекст. Данай — предок Персея, основателя Микен, он предок Эврисфея, царя Теримфа, на службе у которого был Геракл.

Причины становления микенской цивилизации; легенда о Тесее и Минотавре

Знакомство погребённых в шахтах, гробницах, с обществами Древнего Востока, называют первой причиной становления микенской цивилизации.

Второй причиной называют влияние на общество материковой Греции минойского Крита. И действительно, XVI век до нашей эры совпадает со знаменитым вторым дворцовым периодом в минойском Крите. Именно в это время минойская цивилизация распространяет наибольшее влияние на окружающий эгейский мир.

Если посмотреть на артефакты, которые находятся в шахтовых гробницах в Микенах, то увидим, что часть из них имеет минойское происхождение, а часть — создана под влиянием минойцев или даже минойскими мастерами на службе у микенских правителей.

Рис. 3. Голова Минотавра (Источник)

Как полагает большинство исследователей, неблагодарные микенцы в XV веке захватили Крит и стали править им с Кносса, и к этому примыкает ещё одна легенда.

Это легенда о Тесее и Минотавре. Каждые 9 лет на Крит из Афин посылали семерых юношей и семерых девушек, которых пожирал минотавр. Легенды передают, что Минотавр — чудовище с головой быка и телом человека, жил в лабиринте, который находился на острове Крит. Вероятнее всего, под лабиринтом древние греки подразумевали развалины Кносского дворца. А минотавр явился воплощением изображений, которые видели древние греки на стенах, где изображались игры с быком, атлеты прыгают через таких быков. Естественно, это очень травмоопасное занятие, в некоторых случаях был возможен летальный исход. Видимо, именно эти сюжеты легли в основу мифа о Минотавре.

Сын царя Эгея Тесей решил избавить Афины от этого чудовища. Он сам поехал на Крит и, прежде чем попасть к Минотавру, оказался в доме Миноса, царя Крита. В него влюбилась дочь царя Ариадна. Желая помочь своему возлюбленному, она дала ему клубок с нитками, чтобы он мог, распутав его, выбраться из лабиринта, и меч, которым он смог убить Минотавра.

Выйдя из лабиринта, Тесей взял Ариадну и они отплыли в Афины. Однако он забыл просьбу своего отца Эгея и не поднял вместо черного паруса, который символизировал горе, белый. Поэтому Эгею сказали, что его сын погиб. Тогда он прыгнул с утеса в море и разбился насмерть, а море с тех пор стали называть Эгейским.

Это легенда не только о любви и общечеловеческих ценностях, за ней стоят исторические реалии, Тесей символизирует микенцев, которые смогли завоевать Крит; Ариадна символизирует захваченный Крит. Таким образом, практически все древнегреческие легенды имеют историческую основу.

Особенности погребения в микенской культуре

Вернёмся к шахтовым гробницам, к реальным соплам микенской цивилизации. Их название объясняется тем, что могильные ямы были очень похожи на шахты. На мощеном полу покойник лежал в полный рост и во многих случаях с богатыми украшениями на голове, шее и руках. Рядом с ним лежало его оружие — меч, кинжалы, копья. Также рядом с покойными лежали сосуды, не только из глины, но и из драгоценных металлов. По мере развития микенской цивилизации, в XIV столетии до нашего времени, микенцы стали строить свои знаменитые акрополи — цитадели.

Особенности строительства микенских дворцов

Вероятнее всего это произошло потому, что микенцы стали копировать критские дворцы, хоть и в меньшем размере. Тем не менее эти цитадели с дворцами нельзя назвать абсолютной копией критских. В них были сугубо микенские черты.

Например, центральное здание микенских дворцов, которое называется Мегарон. Мегарон был абсолютно чужд минойской архитектуре и представлял собой большой тронный зал, в центре которого находился очаг, по бокам очага находились четыре деревянные колонны, окованные бронзовыми листами, а само помещение Мегарона было декорировано фресковой живописью.

Стены микенской цитадели были построены из огромных каменных глыб, причем такой величины, что древние греки думали, что это сделали не люди, а чудовища — циклопы.

Внутрь микенской цитадели вели знаменитые львиные ворота, получившие свое название от животных, которые были изображены над этими воротами. Они имеют ширину около 3-х метров и выглядят очень монументально.

На протяжении пути от львиных ворот до Мегарона располагались различные здания, жилые постройки, архивы, мастерские, хранилища. Следует также отметить исключительный инженерный опыт микенских мастеров, строящих эти цитадели.

В Микенах, Тиринфе и ряде других мест, ворота располагались под углами к стенам таким образом, что фланги нападающих были открыты огню защитников. Цитадель в Микенах располагалась на территории в 3 гектара, в Тиринфе чуть меньше, зато цитадель Гла, в центре Копаидского озера, в Беотии, имела площадь в 20 гектаров.

Рис. 4. Фреска «Дельфины», Кносский дворец минойцев (Источник)

Такая диспропорция в размерах настораживала учёных. Дело в том, что цитадель Гла не была типичным микенским центром, в ней вряд ли правил царь и были жилые помещения для аристократии. Дело в том, что британские и французские инженеры в конце XIX века осушили Копаидское озеро и глазам исследователей открылась картина прорытых каналов и дамб.

Микенцы смогли осушить часть Копаидского озера для того, чтобы расширить свои посевные площади. Таким образом они построили несколько каналов, чтобы отвести воду из Копаидского озера, а дамбы были такой величины, что по ним могли ездить колесницы.

В самой цитадели Гла 20 гектаров площади не были застроены жилыми помещениями, там находились амбары и хранилища для зерна. В центре цитадели располагался дом начальника гарнизона и казармы.

Какому государству принадлежало это хранилище? Вероятнее всего, это был Орхамен, ближайший микенский центр. Орхамен и Фивы враждовали друг с другом. Геракл был фиванцем и поэтому воевал против Орхамена. Геракл, как гласит легенда, разрушил русло реки рядом с Орхаменом, затопив город и превратив всю прилегающую территорию в болото, уничтожив все, что там было ранее.

Природа микенского общества

Во главе микенского общества стоял царь – Ванак. «Ванака» — человек, стоящий во главе дворцового государства.

Самой ближней фигурой к царю был военачальник — Ловагет. «Ловагет» — вероятно, государственный сановник, второй человек в царстве. Это подтверждается тем, что он имел одну третью часть земли от царской территории. Он был самым крупным собственником земли после царя в микенских царствах. Кроме того, опирался на военную аристократию, что-то вроде графов и баронов средневекового общества.

Были в микенских обществах и жрецы, отвечавшие за религиозную сферу.

Были и рабы, однако мы не знаем о рабах мужчинах, нам известны лишь рабы-женщины, которые были привезены с полуострова Малая Азия на Пелопоннес. Микенцы совершали свои длительные походы в Малую Азию, захватывали там добычу и рабынь. Захваченных мужчин они убивали. Микенцы боялись восстаний мужского населения.

 

Развитие письменности

Все, описанное выше, стало известно из табличек с линейным письмом.

Микенцы развили свою письменность. Эта письменность была силлабическая, что значит — слоговая. Когда один символ передает один слог. Большинство таких табличек было найдено при раскопках Пилосского дворца, где обнаружили целый архив этих табличек. В них содержались сведения об административном устройстве Пилосского государства.

Руководил раскопками американский археолог Карл Блеген, но сначала исследовали не могли расшифровать записи. Тем не менее, в середине XX века, двое учёных: Майкл Вентрис и Джон Чедвиг смогли расшифровать с помощью греческого языка, данное письмо. Эта расшифровка впервые показала, что микенцы были самыми настоящими греками, они говорили на греческом языке.

Несмотря на все достижения микенской цивилизации, она погибла. Начиная с XIII по XII век до нашей эры, дворцы-цитадели гибнут. Пик их разрушений приходится на период около 1200-го года до нашей эры. Все дворцы были разрушены, прекратилась письменная культура, администрации дворцов больше нет. Тем не менее, часть населенных пунктов осталась населена микенцами, но того уровня развития уже не было и постепенно эта цивилизация затухает.

Причины разрушения микенской цивилизации

Почему так произошло? Дело в том, что наши источники не позволяют нам сказать точно, что явилось причиной упадка микенской цивилизации, но, определенно, дворцы были разрушены насильственно и погибли в результате пожаров.

А вот кто ответственен за их разрушение — это большая загадка. Дело в том, что греческие легенды более позднего времени говорят о видении дарийцев, племени, проживающего на севере Балкан.

Рис. 5. Кносский дворец. Фреска «Бык» (Источник)

Ранее некоторые исследователей считали, что именно они, дарийцы, ответственны за разрушение микенских центров. Но существует одна проблема: современный уровень археологических исследований не может проследить вторжение дарийцев. По крайней мере, при раскопках микенских дворцов исследователи не видят следов никакой пришлой культуры. Таким образом, дарийцы оказываются каким-то мифическим племенем, которые не оставили о себе никаких материальных доказательств.

Существуют и другие версии крушения микенской цивилизации, среди них называют изменение климата и землетрясение. Тем не менее, современные исследования показывают, что климат с того времени сильно не изменился. Кроме того, в Греции постоянно происходят землетрясения, даже в наше время, и это никогда не приводило к крушению какой-либо цивилизации. Данная точка зрения не выдерживает критики.

Также была версия, что микенцы зависели от торговли с востоком, и упадок восточных обществ в XIII–XII веках до нашей эры спровоцировал и упадок микенской цивилизации. Но исследователи показали, что уровень торговли был незначителен и это была скорее не торговля, а дарообмен микенской элиты с восточными элитами. Поэтому на общем уровне экономического развития он сказаться не мог.

Остаётся ещё одна версия внутреннего конфликта. Либо микенские центры воевали друг с другом, но тогда встаёт вопрос, почему никто не победил, а все разрушено. Либо социальные низы восстали против своих господ и уничтожили администрацию и государственное управление, а восстановить их уже не смогли. Их уровень развития был ниже, они не смогли самоорганизоваться и таким образом постепенно цивилизация угасла. Однако доказать эту версию так же проблематично, как и все остальные, поэтому вопрос остаётся открытым.

Вывод

Микенская цивилизация развилась в Эгейском регионе, начиная с XVII–XVI века до нашей эры, когда появились знаменитые шахтовые и купольные гробницы, которые показывают нам развитие стратифицированного микенского общества. В дальнейшем, начиная с XV–XIII века до нашей эры, микенцы создали комплексное общество, с письменной культурой, монументальной архитектурой, развитым военным делом, которое, к сожалению, погибло около 1200 года до нашей эры предположительно в результате насильственных действий.

Первая европейская цивилизация возникла в XVII–XVI веке до нашей эры в материковой Греции и получила свое название от знаменитого центра Микены – микенская цивилизация. На протяжении XV–XIII веков до нашей эры микенцы достигли большого прогресса во многих сферах: в письменности, архитектуре, фресковой живописи, ремесленной деятельности, военном деле, и создали блестящие дворцовые государства. Однако эта цивилизация гибнет около 1200 года до нашей эры. И в истории о том, почему это случилось, до сих пор не поставлена точка.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. / Под ред. Искендерова А. А. – Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс – АО «Издательство «Просвещение», 2018.
  2. Никишин В. О., Стрелков А. В., Томашевич О. В., Михайловский Ф. А. Под ред. Карпова С. П. – Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – ООО «Русское слово-учебник», 2017.
  3. Уколова В. И., – Всеобщая история. Древний мир. 5 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2019.

 

Ссылки на интернет-ресурсы:

  1. Интернет-портал «bigenc.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «liveinternet.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «grekomania.ru» (Источник)
  4. Интернет-портал «grekomania.ru» (Источник)
  5. Интернет-портал «rushist.com» (Источник)

 

Домашнее задание:

Напишите 3-4 предложения о том, как вы понимаете выражение «нить Ариадны». Откуда появилось это выражение?

История Древней Греции. Крито-микенская цивилизация

Цивилизация дворцов без стен и лабиринтов. Выясним, где 20 веков назад создавались произведения искусства и почему мы знаем о них так мало.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Петр Мазаев

Историк, педагог, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог

Давайте подробнее рассмотрим разные исторические периоды Древней Греции. Начнем с Крито-микенской культуры.

🌊 Крито-микенская цивилизация появилась в 23 веке до нашей эры (или чуть позже). О ее ранних годах мы знаем мало. Это типичная культура Бронзового века за одним исключением: она была морской. Люди много плавали на кораблях.

🗺 В районе 18 века до нашей эры Крит, ставший базой для этой цивилизации, начинает завоевывать побережье Балканского полуострова и полуострова Малой Азии и строить там свои крепости. Одна из самых известных — в Микенах (отсюда название — Крито-микенская цивилизация).

🧐 Крепости строились из больших камней, но без известки. Камни держались друг на друге за счет своего веса — такая кладка называется циклопической. Крито-микенская цивилизация не знала арки. Если нужен был свод, камни ставились треугольниками. Это хорошо видно на Микенских Львиных воротах.

🏰 В Крито-микенской цивилизации существовало два типа поселений:

дворцы и замки и поселения ремесленников и земледельцев. Вторые представляли собой полуземлянки из дерева и других простых материалов, а вот дворцы и замки строились из камня и были масштабных размеров.

☝️ Если замки строились на возвышенностях на Балканах и в Малой Азии, поскольку там критяне выступали как завоеватели, дворцы находились на самом Крите. Это были поселения на несколько тысяч человек, которые выглядели как запутанные переходы. Все они сводились к центральному залу.

⛲️ Часто у этих дворцов не было стен, но при этом количество построек во дворцах совершенно гигантское. Жители Крита не ожидали, что на них нападут извне, поэтому не возводили стены. Тем не менее, знать жила отдельными поселениями, состоящими из отдельных зданий, переходов, дворов, фонтанов и дворцов.

🤔 Греки хорошо запомнили эту историю про дворцы, поэтому она будет неоднократно возникать в легендах. Они не понимали эту систему переходов и называли ее лабиринтом.

🐂 Согласно одной из греческих легенд, на Крите жил царь Минос. В его дворце Дедал, отец Икара, построил лабиринт, в котором жил страшный бык.

😱 Бык был тотемным животным Крито-микенской цивилизации. Сохранилось множество фресок, на которых изображены игры юношей с быком. Отсюда происходит легенда о том, что в лабиринте живет бык Миноса — минотавр, человек с бычьей головой, который пожирает людей.

❗️ Греки для Крито-микенской цивилизации были некоторым расходным материалом, за счет которого питалась микенская знать. История из мифа про Тесея о девушках и юношах, которых везут на корабле в жертву быку, связана с отношениями между Крито-микенской цивилизацией и будущим греческим миром.

🧐 В 1890-х годах британский историк Артур Эванс наткнулся на несколько древних глиняных печатей на рынке в Афинах.

Их привезли с относительно неисследованного средиземноморского острова Крит, и для Эванса они стали намеком на истоки первой письменности в Европе.

⛏ Отправившись на Крит в поисках источника печатей, Эванс решил провести раскопки в Кноссе, на севере острова. В ходе раскопок был обнаружен огромный дворцовый комплекс.

🐂 Роспись дворца была посвящена культу быка. Многочисленные фрески изображали спортивные прыжки через быка.

👀 Посмотрите, как выглядел Кносский дворец во времена правления царя Миноса 👇

🔥 Реконструкция 🔥

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца
2 — Таврокатапсия — ритуальные прыжки через быка. Фрагмент фрески, найденной во время раскопок Кносского дворца. Около 1550-х годов до нашей эры

Накануне нашествия народов с севера у представителей Крито-микенской цивилизации случился конфликт, который вероятнее всего описан в «Илиаде». Греки называют его Троянской войной.

❌ Это конфликт с одним из больших городов Малой Азии — Троей, или Илионом. Вместе с нашествием дорийцев он привел к падению цивилизации, запустению старых крепостей и началу Темных веков.

👀 Греки, которые все это наблюдали, запомнили эти события, передавали их из уст в уста, и те превратились в эпические сказания. Так древнегреческие герои ценят свои доспехи из бронзы. Это отсылка к истории войн Крито-микенского периода.

👑 Крито-микенская цивилизация повлияла на греков и с другой стороны. Во главе то ли одного, то ли нескольких государств, которые относились к Крито-микенской цивилизации, стояли цари-жрецы — недосягаемые для греков существа. Греки называли этих древних царей анаксами. Известные нам примеры — Ахиллес или Агамемнон.

☝️ Когда Крито-микенская цивилизация пала окончательно, а дворцы и замки пришли в запустение, оставшимися общинами греков начали управлять совсем другие люди. Это были старейшины общины. Их греки называли базилевсами (или василевсами). Отсюда происходит имя Василий или слово базилика — вытянутое здание со множеством колонн. В переводе с греческого языка это значит дворец.

🐐 Василевсы отличались от анаксов в первую очередь тем, что были близки своим подданным. Вместе с ними они пасли овец и козлов, пахали в поле. Их дома не сильно отличались от домов обычных общинников. В «Илиаде» и «Одиссее» происходит смешение образов анакса — героя, человека полубожественного происхождения, — и василевса.

📖 Например, Одиссей, когда его зовут на войну, пашет в поле. Отец Одиссея живет рядом со свиньями. Жена Одиссея Пенелопа ткет полотно. У Одиссея есть собака, которая его узнает и встречает. Сам Одиссей — просто капитан корабля.

🤔 Люди-сказители, которые составляли «Илиаду» и «Одиссею» (нет уверенности в том, что это был Гомер и что он существовал на самом деле), видели перед собой других царей. Не анаксов, а василевсов. Поэтому они экстраполировали образ василевса на образ анакса.

Такое интересное смешение происходит в поэмах и мифах Древней Греции.

Крито-микенская цивилизация контактировала с ведущими странами и государствами того времени. Например, с Малой Азией, Ассирией, Вавилонией или Египтом. Очевидно, что многое было заимствовано у этих культур.
🧐 Крито-микенская цивилизация — это культура Бронзового века. В качестве основного материала использовали бронзу.

✍️ Жители Крита имели развитую письменную систему — линейное письмо А и линейное письмо Б. Одну историки расшифровали. Ту, что нет, до сих пор остается загадкой.

😱 Развитие цивилизации остановила Минойская катастрофа в районе 15 века до нашей эры. Версий о том, что произошло, много. Кто-то говорит о болезни, кто-то — о внешнем вторжении.

🌋 Одна из похожих на правду версий связана с извержением вулкана на Санторини. Это остров в виде подковы. Обычно в таких случаях берега внутри бухты низкие, а снаружи — высокие. В Санторини все наоборот, потому что это бывший супервулкан гигантского размера.

🛶 Поскольку весь регион Балкан и Малой Азии сейсмически опасный, местные жители привыкли к землетрясениям. Переносить их легче всего на воде, поэтому во время очередных толчков они выплывали на кораблях в море.

🌊 Во время Минойской катастрофы представители Крито-микенской цивилизации поступили так же. Но это землетрясение было связано с извержением вулкана. Стенка вулкана обвалилась, и вода хлынула внутрь вулкана. Произошел термоядерный взрыв, который вызвал цунами. Волна смыла флот Крито-микенской цивилизации.

❌ Дворцы на Крите опустели.

🤔 Та часть Крито-микенской культуры, которая базировалась в крепостях на берегу Балкан и Малой Азии, продолжала существовать. Но это продлилось недолго.

🩸 В 12-11 веках до нашей эры случилась еще одна катастрофа (на этот раз не природная). Жившие на севере Балкан греческие народы — дорийцы — вместе с другими племенами отправились на юг и попутно уничтожили Крито-Микенскую цивилизацию.

Тира — вулканический остров в Эгейском море.

1 — Вид на Санторини сверху
2 — Санторини сегодня

🎥 К слову, о мифах и легендах Древней Греции, обратите внимание на сборник от «Союзмультфильма» 👇

✨ Мифы и легенды Древней Греции

курс Level One

История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

Микенская цивилизация | Эссе | Метрополитен-музей

Микенский термин применяется к искусству и культуре Греции с ок. 1600–1100 гг. до н.э. Название происходит от Микен на Пелопоннесе, где когда-то стоял великий микенский укрепленный дворец. Микены прославляются Гомером как резиденция царя Агамемнона, который возглавлял греков в Троянской войне. В современной археологии это место впервые получило известность благодаря раскопкам Генриха Шлимана в середине 1870-х годов, в ходе которых были обнаружены объекты, роскошь и древность которых, казалось, соответствовали гомеровскому описанию дворца Агамемнона. Необычайное материальное богатство, хранившееся в шахтных могилах в Микенах (ок. 1550 г. до н. э.), свидетельствует о могущественном элитарном обществе, которое процветало в последующие четыре столетия.

В микенский период материковая часть Греции переживала эпоху процветания, сосредоточенную в таких крепостях, как Микены, Тиринф, Фивы и Афины. Местные мастерские производили утилитарные предметы из керамики и бронзы, а также предметы роскоши, такие как резные драгоценные камни, украшения, вазы из драгоценных металлов и стеклянные украшения. Контакт с минойским Критом сыграл решающую роль в формировании и развитии микенской культуры, особенно в искусстве. Широкая торговля распространяла микенские товары по всему Средиземноморью из Испании и Леванта. Свидетельства состоят в основном из ваз, но их содержимое (масло, вино и другие товары), вероятно, было главным предметом торговли.

Помимо того, что микенцы были смелыми торговцами, микенцы были свирепыми воинами и великими инженерами, которые проектировали и строили замечательные мосты, крепостные стены и гробницы в форме ульев — все с использованием циклопической кладки — и сложные дренажные и ирригационные системы. Их дворцовые центры, «богатые золотом Микены» и «песчаный Пилос», увековечены в «Илиаде» Гомера и «Одиссее » . Дворцовые писцы использовали новый шрифт, линейное письмо Б, для записи раннего греческого языка. В микенском дворце в Пилосе — лучше всего сохранившемся в своем роде — таблички с линейным письмом B предполагают, что царь стоял во главе высокоорганизованной феодальной системы. Однако к концу тринадцатого века до нашей эры материковая Греция стала свидетелем волны разрушений и упадка микенских поселений, что привело к уходу в более отдаленные поселения-убежища.


Цитата

Хемингуэй, Колетт и Шон Хемингуэй. «Микенская цивилизация». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/myce/hd_myce.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Хиггинс, Рейнольдс. Минойское и микенское искусство . Изд. ред. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1981.

.

Худ, Синклер. Искусство в доисторической Греции . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994.

.

Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт, ред. Оксфордский классический словарь . 3-е изд., испр. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2003.

.

Педли, Джон Гриффитс. Греческое искусство и археология . 2 изд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1998.

.

Робертсон, Мартин. История греческого искусства . 2 тт. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1975.

Дополнительные эссе Шона Хемингуэя
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Шон. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Колетт Хемингуэй
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Ретроспективные стили в греческой и римской скульптуре». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Архитектура Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Подвиги Геракла». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Женщины в классической Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эрнест Хемингуэй (1899–1961) и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Сарды». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Медицина в классической древности». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Южно-итальянская вазопись». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Театр в Древней Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кифара в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)

Микенская цивилизация — Энциклопедия всемирной истории

Микенская цивилизация процветала в эпоху поздней бронзы (ок. 1700–1100 гг. до н. э.), достигнув своего пика в период с 15 по 13 века до н. э. Микенцы распространили свое влияние на Пелопоннес в Греции и Эгейское море от Крита до Кикладских островов. Они названы в честь своего главного города Микены в Арголиде на северо-востоке Пелопоннеса.

На микенцев повлияла более ранняя минойская цивилизация (2000–1450 гг. до н. э.), которая распространилась от своего истока в Кноссе, Крит, до более широкого Эгейского моря. Архитектура, искусство и религиозные практики были ассимилированы и адаптированы, чтобы лучше выразить, возможно, более милитаристскую и строгую микенскую культуру. Микенцы стали доминировать на большей части материковой Греции и на нескольких островах, расширив торговые отношения с другими культурами бронзового века в таких местах, как Кипр, Левант и Египет. Культура произвела неизгладимое впечатление на более поздних греков в архаический и классический периоды, наиболее ощутимо в их мифах о героях бронзового века, таких как Ахиллес и Одиссей, и их подвигах в Троянской войне.

Удалить рекламу

Реклама

Основные микенские центры

Микенцы были коренными греками, которых, вероятно, стимулировал контакт с минойским Критом и другими средиземноморскими культурами, чтобы развить собственную более сложную социально-политическую культуру. Основные микенские центры включали Микены (традиционный дом Агамемнона), Тиринф (возможно, самый старый центр), Пилос (традиционный дом Нестора), Фивы, Мидею, Гла, Орхоменос, Аргос, Спарту, Нихорию и, вероятно, Афины. Со временем микенцы даже обосновались на Крите и особенно в Кноссе, тем самым вытеснив минойцев в качестве доминирующей культуры в южной части Эгейского моря ко второй половине 15 века до нашей эры.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Удалить рекламу

Реклама

Самым большим городом (хотя ни в каком смысле не столицей) были Микены, построенные на впечатляющей цитадели и холме на высоте более 278 метров (912 футов) над уровнем моря, где сохранились остатки больших «дворцовых» зданий и сотни гробниц и шахтные могилы, в том числе девять больших каменных гробниц толосов (1600-1300 гг. до н.э.). Другие впечатляющие останки включают участки крепостных стен и знаменитые Львиные ворота (1250 г. до н.э.) с геральдической парой львов над входом.

Микенский Мегарон был предшественником более поздних архаических и классических храмов греческого мира.

Помимо торговых отношений, точные политические отношения между более чем 100 микенскими центрами, разбросанными по всей Греции, не ясны. Неясно даже, каковы были отношения между одним дворцом и окружающим его населением, поскольку первый, по-видимому, специализировался на производстве предметов роскоши, а второй — на продуктах питания, часть которых затем хранилась во дворце. Политические отношения между дворцом и его деревней или между разными дворцами неизвестны. Несмотря на это отсутствие ясности, в разных местах было много общих культурных особенностей, что делает термин микенская культура полезным. Такие общие черты включают архитектуру, фрески, керамику, украшения, оружие и, конечно же, греческий язык и письменность в форме линейного письма Б (адаптация минойского линейного письма А).

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Львиные ворота в Микенах

Андреас Трепте, www.photo-natur.de (CC BY-SA)

Микенская архитектура

Мегарон

Большой дворцовый комплекс был обнаружен во многих микенских центрах. Эти комплексы, хотя и демонстрируют некоторые уникальные разработки, имеют несколько важных архитектурных особенностей. Комплексы строились вокруг большого прямоугольного центрального зала или Мегарона. Микенский Мегарон был предшественником более поздних архаических и классических храмов греческого мира и состоял из входного крыльца, вестибюля и самого зала. Это было сердце дворца, в нем находился большой круглый очаг (обычно более 3 м/90,8 фута в диаметре) с четырьмя деревянными колоннами, поддерживающими потолок с отверстиями или световой колодец. Это был также тронный зал правителя или wanax . Обычно есть второй, меньший зал (часто называемый «Мегароном королевы»), множество частных квартир и дополнительных помещений, отведенных для администрации, хранения и производства. Комнаты были богато украшены фресками на стенах и гипсовыми полами. Что касается материалов, то комнаты во дворце были построены с заполнением щебнем и стенами с поперечными балками, а затем покрыты штукатуркой внутри и известняковыми блоками снаружи. Колонны и потолки обычно были из крашеного дерева, иногда с бронзовыми вставками.

Укрепления Микен, Тиринфа и Фив резко контрастируют с незащищенными дворцами минойского Крита.

Циклопические стены

Весь дворцовый комплекс был окружен крепостной стеной из крупных необработанных блоков (названной циклопической, так как считалось, что только гигантские циклопы могли перемещать такие массивные камни). Такие стены могли достигать 13 метров (42,6 фута) в высоту и до 8 метров (26 футов) в толщину. Их лучше всего видно в Микенах, Тиринфе и Фивах, и они резко контрастируют с незащищенными дворцами минойского Крита.

Удалить рекламу

Реклама

Галереи выступов — арочные коридоры, образованные постепенно перекрывающимися каменными блоками, круглые каменные гробницы с выступающими крышами и монументальные дверные проемы с массивными каменными перемычками с рельефными треугольниками также являются обычными чертами микенских памятников. Другие микенские архитектурные сооружения включают террасирование сельскохозяйственных земель, плотины для защиты от наводнений (особенно очевидные в Тиринфе) и небольшие мосты, построенные из больших грубо отесанных каменных блоков, опять же, по-видимому, работа циклопов. В отличие от этих трудоемких построек, неэлита микенского общества жила в скромных домах из сырцового кирпича с каменным фундаментом.

Представление художника о микенских воинах

Amplitude Studios (авторское право)

Микенская торговля

О том, что микенская цивилизация имела торговые контакты с другими эгейскими культурами, свидетельствует присутствие в микенских поселениях иностранных товаров, таких как золото, слоновая кость, медь и стекло, а также открытие микенских товаров, таких как керамика, в таких отдаленных местах, как Египет, Месопотамия, Левант, Анатолия, Сицилия и Кипр. Несомненно, скоропортящиеся товары, такие как оливковое масло, ароматизированное масло и вино, также были значительным микенским экспортом, но, к сожалению, скудость сохранившихся письменных источников, ограничивающаяся, например, лишь примерно 70 глиняными табличками с линейным письмом Б из таких крупных мест, как Микены, означает, что более подробная информация о межрегиональной торговле в настоящее время отсутствует. Кораблекрушение Улубурун, судно 14 века до н.э., обнаруженное у побережья Турции, перевозило товары для торговли сырьем, такие как медные и оловянные слитки, слоновую кость и стеклянные диски, и, вероятно, направлялось в мастерские в микенской Греции, прежде чем затонуло.

Микенское искусство

В искусстве, выраженном во фресках, гончарных изделиях и украшениях, микенская любовь к естественным формам и плавному рисунку также была воспринята микенскими мастерами, но с тенденцией к более схематичному и менее реалистичному изображению. Этот новый стиль станет доминирующим во всем Средиземноморье. Были популярны геометрические узоры, а также декоративные мотивы, такие как спирали и розетки. Керамические формы очень похожи на минойские с заметными дополнениями в виде кубка и алабастрона (приземистый кувшин) с определенным предпочтением больших кувшинов. Были популярны терракотовые фигурки животных и особенно стоящие женские фигуры, а также небольшие скульптуры из слоновой кости, резные каменные сосуды и замысловатые золотые украшения. На фресках были изображены растения, грифоны, львы, прыжки через быка, батальные сцены, воины, колесницы, щиты в виде восьмерки и охота на кабанов, особенно популярное микенское занятие.

Удалить рекламу

Реклама

Средиземноморская торговля в эпоху поздней бронзы ок. 1400–1200 гг. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Микенская религия

Мало что достоверно известно о микенских религиозных практиках, кроме важности, придаваемой жертвоприношению животных, совместным пирам, возлияниям и подношениям пищи. Наличие двойных резных топоров и рогов посвящения в искусстве и архитектуре предполагает прочную связь с минойской религией, хотя эти символы могли быть приняты из-за их политического резонанса. Архитектурные особенности, такие как затонувшие бассейны и фрески с изображениями алтарей, намекают на то, что Мегарон мог выполнять религиозную функцию. Во многих центрах также были особые святилища для поклонения, обычно рядом с дворцовым комплексом. Очевидно, что погребение было важным ритуалом, о чем свидетельствует наличие монументальных толос гробниц, видные могилы и количество драгоценных предметов, захороненных вместе с умершими — золотые маски, диадемы, украшения, церемониальные мечи и кинжалы.

Свернуть и Наследие

Причины гибели микенской цивилизации, которая происходила поэтапно с ок. 1230 г. до н.э. — ок. 1100 г. до н.э., вызывают много споров. Мы знаем, что несколько памятников были разрушены между 1250 и 1200 годами до нашей эры, что положило начало так называемому постдворцовому периоду, когда централизованная система дворцового контроля пришла в упадок. Есть свидетельства разной степени разрушения на разных участках, а в некоторых местах вообще избежали хаоса. Некоторые места были затем заселены заново, но иногда, казалось бы, в меньших масштабах и с меньшим богатством, чем раньше, в то время как другие места на самом деле стали больше и процветали, чем когда-либо. Однако примерно к 1100 г. до н.э. большинство микенских поселений превратились в простые деревни.

Рукоять микенского золотого меча

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Предложения ученых, объясняющие общий крах микенской культуры (и других современных культур Средиземноморья), включают стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов и цунами), перенаселенность, внутренние социальные и политические волнения, вторжение иноземных племен, таких как Народы моря, региональное изменение климата или сочетание некоторых или всех этих факторов. С таинственным концом микенской цивилизации и так называемым крахом бронзового века в древнем Эгейском море и в более широком Средиземноморье наступили «Темные века» (еще один крайний ярлык для периода, который, возможно, не был таким уж темным, как все это) и, хотя некоторые места начали возрождаться с 10 века до н.э., потребовалось еще несколько столетий, прежде чем греческая культура наконец вернула себе высоты позднего бронзового века.

Удалить рекламу

Реклама

Микенская цивилизация настолько вдохновляла поздних архаичных и классических греков, начиная с 8 века до н.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *