Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Музей кампа в праге: Музей Кампа (Museum Kampa) — Prague.eu

Museum Kampa

U Sovových mlýnů 503/2, Praha 1 | +420 257 286 147 | museumkampa.cz | 10:00 – 18:00

Museum Kampa

Музей Кампа открыт в Праге в 2003 году, его открытие задержалось практически на год из-за сильного наводнения, случившегося в августе годом ранее. Он занимает недавно реконструированное здание Сововых Мельниц. После реконструкции к исторической части, датируемой XIV столетием, были добавлены современные архитектурные элементы, оживляющие здание и придающие ему неповторимое очарование.

Здесь постоянно действуют такие экспозиции:

  • абстрактное творчество Франтишека Купки;
  • коллекция скульптора-кубиста Отто Гутфройнда;
  • коллекция среднеевропейского современного искусства.

Собрание шедевров Франтишека Купки и Отто Гутфройнда изначально принадлежали семье меценатов Меде и Яну Младковым. В 50-х годах Меда Младкова познакомилась в Париже с Франтишеком Купкой, чешским художником. Его работы, а это рисунки, картины и графика, и стали началом сегодняшней экспозиции. Сейчас она представляет огромную ценность. Всего на попечении музея 215 картин художника, а это считается одним из наиболее полных собраний его творчества.

Внутренний двор тоже не даёт заскучать. Весьма интересные скульптуры.

Творчество Франтишека Купки

Коллекция музея включает ранние картины и наброски, более поздние эскизы периода 1890-х, этюды, созданные на рубеже столетий, и, конечно, экспрессивные работы до начала периода абстрактного творчества. Экспозиция также включает наброски книжных иллюстраций (к примеру, многотомное сочинение Э.Реклю «Человек и земля»).

Главным в его творчестве стала живопись. Увлеченный научными гипотезами цвета и света, художник плавно перешел от неоимпрессионизма и символизма к беспредметным композициям. Можно выделить серию экспонатов этого периода Космическая весна (1911 – 1920 год), которая представлена в музее. К наиболее значимым можно отнести «Кафедральный собор» и «Рынок». Интерес вызывают также серии набросков к разнообразным картинам, без коих не обходится ни одна ретроспективная выставка.

Скульптуры Отто Гутфройнда

В экспозиции музея представлено 17 бронзовых скульптур, относящиеся к довоенному периоду кубизма в творчестве скульптора. Созданы они были в 1911 – 1914 годах. Чуть позже были добавлены несколько более поздних его скульптур.

Среднеевропейское современное искусство

Экспозицию объединяет уникальные работы чешских и польских, словацких и венгерских художников, датируемые 1960-ми и 70-ми годами. Некоторые разделы впоследствии были дополнены шедеврами молодого поколения художников. Самый обширный отдел посвящен чешскому и словацкому искусству и состоит из группы картин, скульптур, рисунков и гравюр. Все экспонаты Меда Младкова отбирала лично, посещая студии художников.

Благодаря стараниям мецената, сегодня посетители имеют возможность насладиться творчеством Вацлава Циглера, Адриены Шимотовой и Станислава Колибала, Владимира Яноушека и Карла Малиха. Словацкие художники представлены здесь картинами Алекса Млинарчика и Здено Майерчака, Милана Добеша. Из польского наследия особый интерес вызывают произведения Магдалены Абакановиц и Изабеллы Густовской.

Работы Иржи Колларжа – мастера коллажа

Эта коллекция является частью экспозиции среднеевропейского современного искусства, однако она пользуется особой популярностью у посетителей. Собрание произведений Иржи Колларжа состоит из 240 экспонатов. Особо ценными считаются его ранние работы. Однако его творчество 50-60-х годов также представлено достаточно полно. В это время возникли основные методы его техники. Это мухлажи, в качестве основного материала для создания коллажа используются мятые газеты, хисмажи – картины, создаваемые с помощью разрезанных на куски печатных страниц. Интересными являются и ролажи – здесь чередуются полосы нарезанных различных репродукций.

Коллекция для Иржи Халупецкого – помощь художников в борьбе с недугом

Особое место в экспозиции музея принадлежит коллекции работ, собранных для Иржи Халупецкого. Коллекция собрана в конце 80-х годов и включает работы словацких и чешских авторов. Изначально ее планировалось продать на аукционе, а вырученные средства использовать для лечения тяжело больного теоретика Иржи Халупецкого, который написал ряд основополагающих работ о современного искусстве Чехии. Но аукцион не состоялся, ситуация разрешилась другим образом, а коллекция была передана музею современного искусства.

Помимо постоянной экспозиции, в музее постоянно проводятся интересные выставки молодых художников, а также познавательные семинары и лекции, экскурсии и семинары, которые дублируются на 4 языках: чешском, немецком, итальянском и английском.

Музей Кампа в Праге, Чехия

   Один из самых молодых музеев современного искусства открылся на год позже, чем планировалось. Помешало наводнение. Сейчас музей на берегу Влтавы, южнее знаменитого Карлова моста, привлекает толпы туристов своим необыкновенным и неординарным собранием произведений искусства.

   Музей четко делится на три части: коллекция семьи Младковых, коллекция современной живописи и коллажей Иржи Колларжа, собрание «для Иржи Халупецкого».

   Все три собрания включают в себя работы чешских или восточно-европейских художников 20 века.


   В этой части музея есть возможность познакомиться с творчеством художника Купки и скульптора Гудфройнда. Интересно наблюдать, как трансформируется эстетическая программа Франтишека Купки от импрессионизма к беспредметным композициям. Неизменными остаются мастерство колорита, смелые сочетания, энергичная манера.

   Скульптуры Гудфройнда — классического представителя кубизма — привлекают эмоциональной выразительностью, пластичностью и глубиной образов.

Коллекция Иржи Колларжа

   Это собрание включает в себя не столько работы самого маэстро, хотя его коллажи и составляют ядро этой части собрания музея, сколько работы его коллег, среди которых есть и работы Родена. Коллекция отличается некоторой несистематичностью. Складывается впечатление, что картины попали в это собрание случайно и ничего их не объединяет. Но это только самый первый взгляд. Многоплановость этого собрания объясняется самой художественной модой 20 века, полной исканий, проб, экспериментов.

Собрание «для Иржи Халупецкого»

   Одна из самых неожиданных и интересных по своей сути коллекций. Эти работы предназначались для продажи в пользу заболевшего чешского теоретика искусства Халупецкого. Художники отдавали свои лучшие работы, чтобы помочь коллеге по цеху. К счастью, ситуация разрешилась и без распродажи. Но свои работы художники Чехии отказались забирать обратно, частично подарив их фонду меценатов Младеков, частично музею Кампа.

   В этой части экспозиции встречаются необыкновенно интересные работы. Но гораздо важнее та атмосфера, что царит в этой части музея. Посетители невольно становятся участниками некой акции, призванной помочь несчастному.

   Музей Кампа в настоящее время переживает некую внутреннюю реконструкцию. Периодически закрываются основные экспозиции, размещаются временные выставки. Все изменения должны закончится к осени 2014 года. Тогда все главные шедевры будут к услугам посетителей. В музее работает отличная команда молодых людей, которые часто проводят мастерские для детей и школьников. От желающих отбоя нет, настолько это интересно и необычно.

   Входной билет — 260 чешских крон.

Музей Кампа в Праге, родина новаторского чешского современного искусства

На протяжении десятилетий Меда Младек и ее муж Ян жили в центре чешской общины в изгнании в Вашингтоне, округ Колумбия, общаясь с такими людьми, как Генри Киссинджер и Мадлен Олбрайт, поддерживая художников на их родине. Затем, с падением «железного занавеса» в 1989 году, появился шанс осуществить мечту

Последние месяцы 1989 года были горько-сладкими для Меды Младек. В августе скончался ее 30-летний муж Ян. В ноябре в ее родной Чехословакии произошла Бархатная революция, свергнувшая давний коммунистический режим.

Меда и Ян выступали против этого режима издалека, живя в изгнании в Вашингтоне, округ Колумбия, и мечтая однажды вернуться навсегда на свою только что освобожденную родину.

Это была мечта, которую могла увидеть только она.

Меде было 70 лет, когда произошла революция. И все же у нее не было желания просто купить дом в Праге и уйти на безбедную пенсию. У нее были большие планы: построить художественный музей, который сегодня считается одним из самых популярных в городе, привлекая 100 000 посетителей в год.0009 год.

Музей Кампа, открытый в 2003 году, представляет коллекцию центральноевропейского, преимущественно чешского искусства, собранную Младеками за многие годы. Изюминкой выставки является всесторонний обзор работ пионера абстрактной живописи Франтишека Купки.

Расположение музея — еще одна ничья. Он занимает перестроенный комплекс мельничных зданий 14-го века на острове Кампа, романтической полоске земли у левого берега реки Влтавы, протекающей через Прагу.

Музей Кампа, который занимает переоборудованный комплекс мельничных зданий 14-го века на острове Кампа в Праге. Фото: © Ото Палан. Предоставлено музеем Кампа

«Госпожа Младек была решительной женщиной, которая преодолела множество препятствий, открывая это заведение, — говорит директор музея Ян Сметана. «Сегодня наш долг — поддерживать его процветание».

Меда умерла в 2022 году в возрасте 102 лет в скромной квартире, которую она построила для себя в музейном комплексе Кампа.

В этом году институту исполняется 20 лет, и у Сметаны и его команды есть ряд планов. Чтобы оценить их, необходимо взглянуть на историю музея и его содержимое — иными словами, на замечательную биографию Меды.

Одна из первых когда-либо выставленных абстрактных картин, Amorpha, Warm Chromatic , 1911-12, Франтишека Купки. Масло на холсте. 105 х 105 см. Музей Кампа — Фонд Яна и Меды Младек. Работа: Работа: © František Kupka, DACS 2023. Фото: © Oto Palán

Меда родилась в городе Закупы в Богемии в 1919 году. После обучения балету она стала танцовщицей, хотя начало Второй мировой войны ограничило ее шаги. В конце концов она переехала в Швейцарию, где получила докторскую степень по экономике в Женевском университете, помогая себе финансово, танцуя по выходным на роскошных курортах, таких как Давос и Гштаад.

В 1948 году, к ужасу Меды, Коммунистическая партия осуществила переворот (при поддержке Советского Союза), чтобы взять под контроль Чехословакию. В ответ она открыла издательскую фирму Editions Sokolova для выпуска книг чешских деятелей в изгнании или о них. Поиски финансирования привели ее в Париж, где она познакомилась со своим соотечественником и будущим мужем Яном. Он участвовал в создании Международного валютного фонда (МВФ) и в то время руководил его операциями во Франции.

«Она намеревалась открыть музей в Праге, несмотря на то, что в истории Чехии не было случая, чтобы люди выставляли свои частные коллекции произведений искусства… Она действительно опередила свое время», — Ян Сметана, директор Музея Кампа

Любовь расцвела, и Меда навсегда переехала в Париж. Она изучала историю искусств в Школе Лувра и Сорбонне и вскоре подружилась с другим чешским эмигрантом города: восьмидесятилетним Франтишеком Купкой.

Ко времени смерти художника, в 1957 году, она приобрела несколько его работ — общее число, которое в конечном итоге составит 215, включает Amorpha, Warm Chromatic

, одну из первых абстрактных картин, когда-либо выставленных. (При жизни Купки он был относительно малоизвестен. Меда, пожалуй, больше, чем кто-либо, популяризировала его творчество посмертно, выполнив обещание, данное ему на смертном одре, устроить «чудесную выставку, чтобы все знали, какой вы важный художник. ‘. В 1975, она была одним из кураторов ретроспективы Купки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.)

Меда Младек в своем доме в Джорджтауне, Вашингтон, округ Колумбия, апрель 1972 года. На стене работы Франтишека Купки, в том числе Amorpha, Warm Chromatic , 1911-12; скульптуры Карела Малича и Карела Непраша. Фото: Любомир Ваничек / Архив Яна и Меды Младек. Работа: © František Kupka, DACS 2023

Ян, впоследствии ставший директором службы центрального банка МВФ, был переведен в его штаб-квартиру в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1960.

Теперь он и Меда всерьез начали собирать свою коллекцию произведений искусства. Гости многочисленных вечеров в их четырехэтажном доме в Джорджтауне — от Генри Киссинджера до своих соотечественников-эмигрантов из Чехии Мадлен Олбрайт и кинорежиссера Милоша Формана — были поражены многочисленными картинами на стенах и скульптурами на столах и полу.

– Ни я, ни мой муж не могли бы жить без искусства вокруг нас, – сказала Меда. Однако интересно, какая часть этого искусства пришла из Чехословакии. В коллекции преобладали работы Купки и его коллеги начала ХХ века Отто Гутфренда, скульптора-кубиста, а также работы множества современных художников, таких как Карел Непраш, Магдалена Джетелова, Алена Кучерова и Станислав Колибал.

Был ли это ностальгический способ пары оставаться на связи со своей родиной? Да, но только частично. Это также продемонстрировало то, что Меда назвал «преданностью делу Чехии», то есть оказание поддержки художникам на родине, которые в ней нуждались.

Отто Гутфренд, Кубистический бюст , 1913-14. Бронза. 60 х 59 х 45 см. Музей Кампа — Фонд Яна и Меды Младек. Фото: © Oto Palán

Хотя было бы преувеличением сказать, что коммунистические правители убрали свободу выражения мнений за «железный занавес», несомненно, существовали ограничения на художественную деятельность. «Свободное чехословацкое искусство жило в подполье или в холодных уголках официальной немилости», — сказал Меда. Она высмеивала соцреализм, официально санкционированный государственный стиль, как образы «тракторов и счастливых механиков».

В середине 1960-х Меда начала возвращаться в Чехословакию, посещая мастерские множества художников. Своими покупками она предлагала коммерческий выход художникам, которых можно было бы назвать нонконформистами, и которые иначе не могли продавать или показывать свои работы. По словам биографа Меды Ондржея Кундры, она «дала энергию целому поколению художников».

Не было единой характеристики, объединяющей купленные ею вещи. Все дело было в их разнообразии и желании поддержать художников, которые счастливы мыслить нестандартно, в которых правительство хотело их держать. Однако одной довольно общей чертой было сосредоточение внимания на человеческой фигуре, представляемой в различных мучительных, искривленных или вызывающих формах — что иногда интерпретировалось как отражение жизни за железным занавесом.

Карел Непраш, Please Turn , 1967. Металлическая конструкция с деревянными элементами, покрытая холстом и краской на деревянной основе. 50 х 75 х 210 см. Музей Кампа — Фонд Яна и Меды Младек. Фото: © Oto Palán

Помимо закупки произведений искусства, Меда организовала и курировала несколько выставок в США, крупнейшей из которых была групповая выставка 1988 года под названием Expressiv в Музее Хиршхорна и Саду скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия. острая откровенность» в обзоре в The New York Times .)

В 1984 году Меде запретили на неопределенный срок посещать ее родину, поскольку власти сочли ее выставки подрывными. Она продолжала покупать чешское искусство через посредников, но также решила расширить свою коллекцию, включив в нее работы из стран, которые, хотя и были коммунистическими, она все еще могла  посетить, — таких художников, как Магдалена Абаканович (Польша), Акош Биркас (Венгрия) и Иван Кожарич (Югославия/Хорватия).

«Сила ее воли была необычайной, — говорит Сметана. «После Бархатной революции она намеревалась открыть музей в Праге, несмотря на то, что в истории не было случая, чтобы чехи выставляли напоказ свои частные коллекции произведений искусства… Она действительно опередила свое время» 9.0003

Меда Младек сидит на копии стула , 1980 год, автор Магдалена Джетелова. Оригинальная работа, установленная на волнорезе на реке Влтава рядом с музеем, была смыта наводнением в 2002 году. Представленный здесь стул, сделанный из поврежденных наводнением деревьев, был создан учениками художника Курта Гебауэра в Пражской академии художеств, Архитектура и дизайн. Фото: Павел Брунклик

Наткнувшись на ветхие здания бывшей мельницы на острове Кампа в качестве своего места проведения, Меда вступила в сложный, часто капризный, ряд переговоров с городскими властями и защитниками природы. Одна из жалоб заключалась в том, что на крыше музея предлагалось построить стеклянный куб, поскольку смотровая площадка не соответствовала местной архитектуре. (В конце концов Меда добилась своего, и куб был построен.)

Другим осложнением стало сильное наводнение, обрушившееся на Прагу в августе 2002 года и затопившее остров Кампа. Дату открытия музея, намеченную на 8 сентября — день рождения Меды, — пришлось перенести на следующий год.

«Всем своим существованием заведение обязано госпоже Младек, хотя важно и не стоять на месте» — Ян Сметана

Строительный проект обошелся примерно в 5,5 миллионов долларов. В общих чертах было решено, что мэрия Праги оплатит счет, а также предложит долгосрочную аренду музейных зданий бесплатно в обмен на то, что Меда пожертвует свою коллекцию произведений искусства городу.

Посетители музея знакомятся с целенаправленными выставками работ Купки (следуя его пути от истоков модерна к абстракции) и Гутфренда, а также с подборкой произведений 1960-х, 1970-х и 1919 годов. 80-х годов, которые Меда собирала в США.

Франтишек Купка, Собор , 1912-13. Масло на холсте. 180 х 150 см. Музей Кампа — Фонд Яна и Меды Младек. Работа: © František Kupka, DACS 2023. Фото: © Oto Palán

В музее также проходят временные выставки, посвященные художникам, чьи работы дополняют коллекции. Среди них были Энди Уорхол, Пит Мондриан и Йоко Оно.

Сметана присоединилась к Фонду Яна и Меды Младек (который курирует музей) в 2013 году, за три года до того, как Меда ушел с поста его главы в возрасте 9 лет.6. «Всем своим существованием заведение обязано госпоже Младек, — говорит он, — хотя также важно не стоять на месте».

Под этим Сметана подразумевает скромный, но неуклонный рост коллекции. В частности, произведения были добавлены художниками коммунистической эпохи, которые жили в изгнании на Западе — группой, чьи работы Меда не приобрела. Конечным результатом является то, что Сметана называет «более полной картиной» послевоенного чешского искусства.

Инсталляция Zastřelení (Shot to Dead) , 1958-76, Ольбрам Зоубек, с выставки Ева Кментова, Ольбрам Зоубек: Человеческое достоинство в Музее Кампа в 2022 году. Фото: Ондржей Полак. Работа: © Kmentová Zoubek Fund

Еще одно изменение последних лет — увеличение доли площадей, отведенных под временные шоу. Обычно таких выставок одновременно три, они занимают более половины музея.

«У нас есть специальные местные посетители, — говорит Сметана, — и мы хотим, чтобы они могли видеть новые материалы, если они регулярно сюда возвращаются». для разовых посетителей из-за рубежа и постоянно меняющаяся программа временных шоу для тех, кто живет в Праге и ее окрестностях.

Расположение музея на маленьком острове ограничивает любые смелые планы по расширению, как и финансирование. Около семи процентов финансирования музея поступает от государства; в противном случае он должен окупаться (здесь помогает доход, полученный от небольшого портфеля недвижимости, принадлежащего фонду).

Одним из ярких событий юбилейного года станет ретроспектива скульптора Збынека Секаля, бежавшего в Вену после подавления Пражской весны в 1968 году, к столетию со дня его рождения.

В сентябре музей также объявит победителя первой премии Meda Mládek Art Prize, ежегодной награды, которую он вручает чешским художникам среднего звена. Детали уточняются, но, по словам Сметаны, «госпожа Младек была известна своей поддержкой артистов, и премия — хороший способ продолжить эту практику от ее имени». это. Прага сегодня полна арт-пространств, от DSC Gallery и Центра современного искусства DOX до летнего Кунстхалле Прага.

Зарегистрируйтесь сегодня

Онлайн-журнал Christie’s еженедельно доставляет вам наши лучшие статьи, видео и новости аукционов на ваш почтовый ящик

Подписаться

«Те из нас, кто находится на месте происшествия, теперь в долгу перед госпожой Младек», — говорит основатель DSC Ольга Трчкова. «Собрав коллекцию, а затем пожертвовав эти драгоценности Праге через создание музея, она внушила своим преемникам, что все возможно».0003

Спустя двадцать лет после основания Музея Кампа драгоценности все еще сверкают.

Музей Кампа — Фонд Яна и Меды Младек на острове Кампа в Праге открыт со вторника по воскресенье

Войти Сейчас

#VisitCzechRepublic

Расположенный на берегу романтического острова Кампа, в месте с уникальным видом на реку Влтаву, Пражский Град и Карлов мост, Сова Миллс с начала третьего тысячелетия является домом для музея Кампа, музей современного европейского искусства.

Его коллекции были собраны и впоследствии подарены Чешской Республике чешским коллекционером произведений искусства Медой Младковой и ее мужем Яном.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *