Исток Белой (Агидель)
Проехав озеро Калкан мы отправились к первому месту ночевки нашего путешествия по Восточной Башкирии – истоку реки Белой. Другое её название – Агидель. Для живущих в Башкирии говорить о реке Белой смысла нет, так как эта река протекает практически через всю республику, сначала с севера на юг, а потом наоборот. Так вот, исток Агидели находится в Учалинском районе, недалеко от горы Иремель. Поэтому, один из маршрутов на эту гору лежит мимо истока реки.
Последний населенный пункт, до которого можно добраться, деревня в несколько домов Новохусаиново. Но сносная дорога идет до деревни Кирябинское, дальше даже после грейдера пройдет не всякая машина. По дороге мне встречались только УАЗики, Нивы или старые зарубежные внедорожники.
От Новохусаиново до истока Белой около семи-восьми километров вверх в гору. Мы проехали деревню почти ночью, проскочили небольшой ручей вброд, дальше шла дорога в Байсакалово. Но мы устремились в лес. Правда, недалеко мы смогли проехать, застряли в небольшом болоте посреди дороги, в ход пошли ветки. Вылезли в раскачку, дальше ещё два таких болотистых участка проскакивал на скорости.
После этого дорога вроде наладилась, но не надолго. Скоро пошла колея, скорей всего от УАЗика, потому что моя стоковая Шеви Нива еле ползла по ней. И каждый раз, останавливаясь перед очередной развилкой, приходилось откапывать её, чтобы продолжить движение. Очень чувствовалимь недостатки – маленькие колеса и отсутствие лебедки.
После жесткой колеи в земле началась колея посреди камней, тут уже на лопату надежды не было, но и на скорости проходить этот участок было сложно, так как почти каждый камень отдавался стуком, от которого мы с другом напрягались. Мне вспоминался случай с оторванной раздаткой, когда мы пробивали дорогу из Аши в Красный ключ.
До самого засадного места мы добрались уже в темноте, заехав на очередные камни. Я решил выйти проверить путь дальше, и когда взглянул назад, увидел, что одно колесо весит над землей на расстоянии около 30 см. Пришлось сдать чуть назад, чтобы машина более или менее встала на четыре колеса. Дальше дорога стала ещё хуже- камни, колея в местами в полметра глубиной, стало понятно, что я уже не проеду. Но и ночевать в этом месте был не вариант. Хотя до истока Белой оставалось всего два километра.
Рывками с трудом я развернулся и двинулся обратно, на одной из развилок свернул не туда и машина засела окончательно. Долго мы пытались выбраться, но оказалось, что машина засела на бревнах, а в итоге села не только на мосты, но уже и на защиту раздатки и коробки. Попытки вылезти прекратили далеко за полночь. Стоит отметить, что все это сопровождалось укусами огромного количества комаров, на которых уже просто перестали обращать внимания. Спать легли в машине, уставшие, отключились очень быстро, но комары начали заедать во время сна, поэтому приходилось несколько раз просыпаться и убивать их всех.
Утром ещё около часа пытались выбраться, не получилось, в это время мимо нас прошли двое пеших туристов, они шли на Иремель.
Мы тоже приняли решение сходить на исток Агидели, а уж потом решать вопрос с машиной. Идти до истока всего три километра, единственная помеха – комары. Налегке мы быстро добрались до места, где уже начали располагаться туристы.
На истоке Белой я уже был. К этому месту я ходил пешим походом в две недели, когда мне было девять лет. Родители меня с другом записали в туристический клуб “Берендеи” и вместе с ними мы шли. Это был мой первый серьезный поход, поэтому многое запомнилось и очень хотелось добраться до этого места снова.
Как оказалось, с тех пор все изменилось, раньше стоял небольшой памятник с указанием того, что здесь берет начала река Белая, из под него ручей втекал в небольшое углубление и из него тек дальше вниз с горы. Сейчас здесь установили большой памятник с мечом, из под которого ручей течет в большую ванну из камней.
Стоит стенд с отрывком из эпоса “Урал батыр”, есть беседка.
Единственное, что осталось прежним, так это каменная река прямо за памятником у истока Агидели.
Обратный путь занял ещё меньше времени, как мы в итоге выехали из засады, описывать не буду, скажу, что было тяжело. Но на обратном пути больше ни разу не застряли. На будущее принял решение ходить эти семь километров пешком.
После истока Белой мы поехали к культовому у мусульман месту – горе Ауштау.
Река Белая | Башкирия
Автор Алина На чтение 10 мин Просмотров 112 Опубликовано Обновлено
Одна из самых известных и популярных водоемов Башкирского края – река Белая. Она начинается в предгорьях священной горы Иремель. Агидель (башкирский гидроним) несет свои воды на протяжении практически полутора тысячи километров, огибая по пути десятки крупных городов и населенных пунктов.
Содержание
- Особенности реки Белой
- Бассейн реки
- Видео
- Легенды и предания
- Как добраться
- На карте
- Общая информация
- Топонимика
- Морфометрия
- Гидрология
- Флора и фауна
- Экология
- Притоки
- Правые
- Левые
- География
- Исток
- Устье
- Территориальное расположение
- Сплав
- Рыбалка на реке Белая
- Места рыбалки
- Особенности ловли
- Достопримечательности
- Капова пещера
- Архитектурные памятники
Особенности реки Белой
Самая длинная река Башкирии, также крупнейший приток Камы. Река используется как транспортная магистраль, на ней имеются работающие ГЭС. По руслу реки развито промысловое рыболовство. Но самая развитая отрасль на данном водоеме – это конечно водный туризм, особенно популярный в предгорьях, недалеко от истока Агидели.
Главная отличительная черта реки, из-за которой она и получила свое название – это характерные «молочные» цвета текущей воды. Он образуется благодаря большому количеству светлых карстовых скал по берегам. Вымытая из камней известь и придает водам реки белесый цвет. Особенно это заметно при слиянии водоема с другими крупными реками.
Бассейн реки
Благодаря площади бассейна в 140000 км2, река Белая считается крупнейшей рекой Башкирии. Исток находится среди гор Южного Урала. Движется река практически строго с юга на север, огибая на своем пути многочисленные болота. На данном участке ее ширина составляет от 40 до 60 метров. Выйдя из горных каньонов она достигает Белорецкого водохранилища. После 200-ого километра ее ширина непрерывно увеличивается, благодаря многочисленным притокам.
Пройдя Юмангузийское водохранилище и соединившись со своим главным притоком, рекой Нугуш, Агидель меняет свой характер. Достигнув Уфы, быстрая горная речушка приобретает степенные равнинные очертания, расплескивая свои воды на 900 с лишним метров в ширину. Повернув на запад, она быстро распускает рукава ручьев, образуя по всему руслу большие островки. Пройдя еще около полутысячи километров Белая впадает в Каму на границе с Удмуртией. В самом широком месте длина от берега до берега составляет более 1200 метров.
Видео
Легенды и предания
С Агиделью связано множество устных и письменных национальных сказаний башкирского народа. На реке находится сразу несколько археологических памятников, самый известный из которых – Капова пещера. Она сохранила наскальные рисунки, предположительно, кроманьонцев. По ним можно судить, как развивалась цивилизация на территории Урала. В нижнем течении реки также находят свидетельства того, что индоевропейские племена первыми одомашнили лошадь и запрягли ее в колесницу.
А первые сохранившиеся описания реки Белая относятся еще к 4-5 веку. Тогда племена сарматов и тюрков, заселявшие берега рек Южного Урала, нарекли реку «Ак Итель» – белый поток. Они создали первые мифологические придания, легшие в основу самого известного башкирского эпоса «Урал-батыр». Река Агидель в нем занимает центральное место, сравнимое с греческой богиней Элладой.
Как добраться
По всей протяженности реки расположены десятки туристических баз. Доехать до них относительно легко, так как с автодорогами у региона все в порядке. В непосредственной близости от реки пролегают федеральные автотрассы М-5, М-7 и Уфа-Белорецк. Также можно упомянуть аэропорт в Уфе и популярные ЖД-ветки Уфа-Белорецк и Самара-Уфа.
На карте
Если цель визита на реку – сплав, то его обычно начинают от села Кага в Белорецком районе. Из районного центра до села ходят рейсовые автобусы, расстояние равно 80 километрам. Если есть свой автотранспорт, то на Белорецк требуется повернуть, следуя по дороге от Уфы до Стерлитамака.
Далее следуя указаниям дорожных знаков доезжаем до села, где есть специализированная турбаза для сплавщиков. Также в окрестностях существуют известные достопримечательности, такие как Никольский храм и гора Благодать.
Топонимика
Башкирское название («Ак Идел») идентично общепринятому русскому, и в буквальном переводе означает «Белая река». Версий происхождения данного гидронима две – согласно первой, это отзеркаливание башкирского названия Уфы – «Караидель». В переводе это означает «Черная река». Согласно второй версии, для народов, обитавших по берегам Белой реки, она всегда бежала с юга на север. То есть с солнечной стороны, благодаря чему ее называли Светлой или Белой рекой на местных наречиях.
Морфометрия
Длинна реки – 1430 километров. Средняя глубина – 2 метра. Средний уклон – 0,45 м/км. Средний поперечник составляет 160 метров.
Гидрология
Является частью бассейна Каспийского моря. Впадает в реку Каму, которая в свою очередь питает Волгу, впадающую в Каспий. В устье расход реки достигает 950 кубических метров в секунду. Характер течения в истоке предгорный, по мере продвижения реки на север меняется на спокойный равнинный. Крупнейшие водохранилища – Белорецкое, Юмангузинское.
Дно в предгорьях по всему устью каменистое. В среднем течении камень сменяет галька с вкраплениями глинистых участков. Ближе к устью появляется песок и ил, а камни практически полностью пропадают.
Флора и фауна
В верхнем течении местность представляет собой практически нетронутую широколиственную зону, опоясанную известняковыми скалами всех возможных форм и видов. Большую площадь вокруг занимают различные заповедники и природные парки. В них можно встретить множество животных из Красной книги, таких как редкие виды выдр и норок. По лесам кочуют крупные стада лосей, кабанов и косуль.
В среднем течении характер лесов меняется, чаще встречаются кустарники, наподобие шиповника. По берегам широко произрастают ива и тополь. На болотинах попадаются ягодные поляны, а в кустах гнездятся тетерева и рябчики.
Когда белая река Агидель своими водами поглощает более малую «черную» Уфу, ее разносит вширь на расстояние около километра. К низовью река окончательно переходит в лесостепь, делясь на множество рукавов, малых озер и затопляемых по весне займищ. На них во множестве обитают птицы с тягой к воде – аисты, утки, лебеди и цапли. Также, с более широким разливом на реке множатся места обитания редкой рыбы.
Экология
С развитием технического прогресса качество воды в Белой реке неизменно ухудшалось. Согласно отчетам министерства экологии Башкортостана, главной причиной этого является наличие многочисленных металлургических предприятий по берегам реки. Их количество растет из года в год, что приводит к массовому сбросу вредных органических отходов, пестицидов и химических соединений прямо в воды реки. Из-за этого в последние годы наблюдается уменьшение популяций некоторых видов рыб.
Самая большая концентрация промышленных стоков наблюдается в водах реки близ городов Белорецк и Стерлитамак. Там она превышает допустимую норму ПДК более чем в два раза. После слияния с другими крупными реками эта концентрация постепенно снижается.
Притоки
В Белую реку впадает до 200 постоянных и временных притоков. Есть как сезонные небольшие водотоки, так и достаточно крупные реки, наподобие Нугуша, Сима или Уфы. Замерзает река в ноябре, вскрывается не ранее апреля. Паводок продолжается около 2-х месяцев, за это время по реке проходит более половины от всего годового стока. Питание реки в основном от талого снега с вершин.
Правые
Самые известные притоки Белой реки с правого берега – это Нугуш, Сим, Зилим и, конечно же, Уфа. В правых притоках геологи, бывало, находили партии некрупных алмазов.
Левые
Наиболее известные – Чермасан, Уршак, Дёма, Ашкадар. В целом, крупных притоков наблюдается большее количество на правом берегу, а вот на левом преобладают малые реки и паводковые ручьи.
География
Исток
Истой реки Белой берет свое начало на юго-восточном склоне вершины Кукташ. Сама вершина находится в пределах хребта Аваляк, в свою очередь входящего в горный массив Иремель. Главный ручей отмечен обелиском и расположен на высоте 744 метра над уровнем моря.
Начиная от истока, река течет по, так называемому, каньону Южного Урала. Это извилистая низменность, между горных хребтов, заросшая смешанными лесами. Именно там расположено большинство скальных выходов, пещер и гротов.
Устье
После выхода из данной местности река потихоньку сменяет на своем пути горы на холмы, а потом на лесостепь. Открытые места появляются сначала на левом берегу, а к устью уже все берега на много километров свободны от густой растительности.
Устье Агидели находится на левом берегу реки Камы, на расстоянии 177 километров от ее впадения в Волгу. Высота – 62 метра над уровнем моря. Совсем рядом расположено Нижнекамское водохранилище. А в месте впадения Белой реки в свою «старшую» сестру образовано множество диких пляжей, исчезающих с паводками.
Территориальное расположение
Река Белая на карте расположена практически полностью на территории Башкортостана. Ближе к устью она проходит по границе регионов Татарстана и Удмуртии.
Сплав
Река пользуется большой популярностью среди любителей туристического сплава. Вдоль ее берегов находится множество красивейших достопримечательностей – пещеры, гроты, горные озера. Сплав по реке доступен на протяжении всего лета. Им могут заниматься не только опытные сплавщики, но и те, кто делает только первые шаги на данном поприще, ведь река не имеет высоких порогов.
Начинают сплав по реке Белой в Белорецком районе. Стартуют обычно с окрестностей поселка Кага, однако можно начинать сплав и раньше – в урочище Иванушкин бугор русло уже набирает достаточную ширину в 30+ метров. Только дно здесь мелкое и имеет множество рифов и перекатов, так что этот вариант подойдет только опытным специалистам. Для тех, у кого времени немного, можно начинать сплав ниже – в районе села Старосубхангулово.
Заканчивают сплав обычно у Каповой пещеры, но самые отчаянные головы плывут дальше, и пересекают Юмагузинское водохранилище. Это чревато переутомлением, ведь приходится плыть практически 60 километров по стоячей воде, зато самые упорные будут вознаграждены красивейшими видами Кутукского карстового урочища, расположенного недалеко от плотины. Путь в таком случае составит более 200 километров, если считать от села Кага. Надо только не забывать, что проход по водохранилищу платный.
Рыбалка на реке Белая
При сплаве любители рыбалки могут захватить с собой спиннинг – уха будет вам гарантирована. Река Белая всегда славилась своими «рыбными угодьями» – в ее водах обитает до полусотни видов. В том числе редкая сейчас стерлядь, таймень и «уральская форель» – хариус.
Места рыбалки
Самые интересные в этом плане места – это, конечно, низовья реки. Благодаря глубокому подводному рельефу и множеству запрудов, впадин и ям, клев на данной местности не прекращается в любой сезон. Особенно знамениты у рыбаков два места – ямы за поселком Дюртюли и заводь у села Удельно-Дювани. Там улов обеспечен даже неопытным рыбакам.
Нужно только помнить, что некоторые из видов рыб, водящихся в водах Агидели, занесены в Красную книгу, и ловить их строго запрещено. Если рыбакам попадется такая рыба, то они обязаны отпустить ее обратно в реку. Также на водоеме есть места, где рыбалка запрещена. В основном это зимовальные ямы для большого количества нереста.
Особенности ловли
Самая популярная снасть, применяемая рыбаками – это обычная донная удочка, позволяющая без проблем рыбачить прямо с лодки. Спросом пользуется также спиннинг, особенно в местах недалеко от Благовещенска. Там лещей можно выуживать прямо с берега.
Достопримечательности
По всем берегам белой реки Агидель можно обнаружить великое множество разных достопримечательностей. Рядом с ней находятся десятки природных заповедников, причудливых скалистых сооружений, красивейших озер и загадочных пещер.
Капова пещера
Самая известная пещера реки Белой. Расположена в Бурзянском районе, на территории заповедника Шульган-Таш. Имеет общую протяженность в 3 километра, внутри есть несколько подземных рек. Большую популярность приобрела, когда в ней обнаружили наскальные рисунки эпохи палеолита.
Шульган-Таш
Архитектурные памятники
Наиболее известные из них – это Арский камень и Стерлитамакские Шиханы. Камень представляет собой выход известняковой породы из земли высотой 30 метров. За тысячелетия ветер и вода причудливо обтесали скалу, придав ей весьма необычную форму. Расположенный в 14 километрах от Белорецка, он является официальным геологическим памятником района.
Арский Камень
Что касается Шиханов, то это древние скальные могильники, расположенные на обоих берегах Агидели. Находятся в нескольких десятках километров от Стерлитамака. Открытые еще в начале прошлого века, они и поныне привлекают человека тайной своего происхождения.
Уайт-Ривер (истоки озера Булл-Шолс) | Фейетвилл, AR
Белая река (источник озера Булл-Шолс) извивается в направлении от своего истока около Фейетвилля и вверх через южный штат Миссури к своему входу в Арканзас, направляясь на юго-восток мимо Коттера и Бейтсвилля. Он проходит через этот горный район Озарк, прежде чем рухнуть в Дельту. На протяжении всего 720-мильного пути течение реки прерывается как минимум восемью плотинами, шестью в Арканзасе и еще двумя в Миссури.
Истоки Белого похожи на начальные участки других ручьев Озарка — быстрые и яростные в дождливые месяцы и сравнительно спокойные в остальное время года. Здесь вы найдете серию бассейнов и отмелей с нависающими деревьями, крутыми поворотами и гравийным дном среди утесов, лесов и тихих пастбищ. По мере того, как его путешествие продолжается, Уайт питает плотины озер, а его хвостовые воды затем становятся полезными холодными водами для ловли форели ниже плотины Бивер и плотины Булл Шолс. Здесь также популярны пейзажи с живописными утесами и тонкими слоями тумана, деликатно висящими над ручьем каждое утро на рассвете. Уровень воды здесь определяется в меньшей степени дождевой водой и в большей — выработкой электроэнергии на плотинах. Есть множество точек доступа к реке, предоставленных государственными и федеральными агентствами и владельцами частных курортов.


БЕЛАЯ РЕКА, ШОССЕ НА ОЗАРКИ
Том 1, номер 1 — Осень 1961
БЕЛАЯ РЕКА, ШОССЕ НА ОЗАРКИ
9000 2 Эдит МакКоллВ то время как Соединенные Штаты Америки были еще зарождающейся нацией, она оказалась во владении обширной дикой местностью, простирающейся от горного хребта Аппалачей на запад до небольших россыпей французских поселений вдоль реки Миссисипи. Сразу же выносливые души первопроходцев начали строить свои хижины и расчищать крошечные фермы в лесах.
Но на всей этой земле, от гор до Миссисипи, не было ни одной фургонной дороги, подходящей для доставки товаров поселенцам. Даже знаменитая «Дорога дикой природы» Дэниела Буна была всего лишь тропой для вьючных лошадей. Реки, особенно Огайо и его притоки, служили единственными дорогами.
Учитывая малочисленность населения и большие проблемы
новая нация, удивительно узнать, как быстро река Огайо стала оживленной
водный путь к западным населённым пунктам. Пока Вашингтон был еще президентом, он
был полон плотов, плоскодонок, долбленых каноэ, барж и килевых лодок. Подписание
Гринвильского договора 179 г.5, ознаменовав успех «Безумного Энтони» Уэйна.
в перемещении индейцев на запад, дало дальнейший толчок к заселению и
вскоре образовалось три «западных штата» — Кентукки, Теннесси и Огайо.
реки несли свою жизненную силу — доставлялись лодки с необходимыми товарами и излишками.
продукция отгружена. Без широких рек борьба за установление
продуктивных поселений, несомненно, был бы гораздо более медленным процессом,
наземный транспорт был медленным, трудоемким и дорогим.
Тогда, когда тысячи акров к востоку от Миссисипи были
все еще нетронутая дикая местность, Соединенные Штаты Америки почти удвоили свой
размер. Благодаря покупке Луизианы в 1803 году новая нация приобрела рот
реки Миссисипи, столь важной для торговли формирующихся «западных»
состояния. Вместе с ним появился огромный клин земли в форме пирога, образовавший реку Миссисипи. Водосборный бассейн Миссури. Имея доступ к океанским кораблям в гавани Нового Орлеана,
речная торговля внутри Америки стала более важной, чем когда-либо.
Среди коммерческих плоскодонок, барж и катеров на оживленные реки были грубым, часто самодельным ремеслом беспокойных людей, покидающих быстро развивающиеся сообщества к востоку от Миссисипи для незаселенных земель на Западе. Поток начался еще до того, как над Сент-Луисом развевался американский флаг. когда испанские губернаторы, стремящиеся к тому, чтобы их обширные владения стали продуктивными, призвал американцев поселиться там и принять земельные наделы. Некоторые из искателей жилья в первые годы и больше, когда американское правительство установилось, дрейфовало вниз по Миссисипи до устья Белой реки. Отважившись на эту обмотку ручья, многие выбрали его долину своей новой родиной.
В своей «Истории округа Тани», которая сейчас готовится, мистер Элмо
Ингентрон сообщает, что к 1818 году тонкая цепочка бревенчатых хижин протянулась
вверх по Белой реке примерно в трехстах милях к точкам рядом с будущим местом
Форсайт, штат Миссури.
По мере того, как Долина Белой Реки заселялась, роль реки изменилась с пути доступа для заселения региона на роль контакта с миром, оставленным поселенцами. Какими бы самодостаточными ни были первые поселенцы, тем не менее всегда находились продукты внешнего мира, которые им были нужны. Поскольку их фермы и леса давали им больше товаров, чем они потребляли, они были готовы обменять их на ириски, чай, дворовые товары, скобяные изделия, столовые приборы и многое другое. Доступ по суше к городам за холмами был очень затруднен. Белая река была лучшей дорогой в этом районе.
До памятного 1811 года единственный вид транспорта вверх по реке на всех реках системы Миссисипи-Огайо-Миссури приводился в движение мускулами крепких мужчин. Еще не было силы пара, чтобы бороться с внутренними речными течениями; это был расцвет полулегендарного Майка Финка и его грубых и готовых соратников, которые называли себя «кольцехвостыми ревунами» и правили реками. Они плыли вниз по течению с большим количеством свободного времени для шуток, пения и драки. Но для того, чтобы двинуть груженые лодки вверх по течению против течения реки, требовалась вся сила их могучих тел.
[4]
Их автомобили
были длинные, сигарные —
фигурные лодочки на коленях, спроектированные таким образом, чтобы оказывать наименьшее сопротивление течениям. Изредка
эти лодки могли двигаться вверх по течению с помощью квадратного паруса, подходящего
ветер, чтобы наполнить его, и крепкие люди на берегу весел на носу. Гораздо чаще,
лодка на коленях могла продвигаться вперед только за счет подпирания, подталкивания и вытягивания
мужчины. С длинной веревкой, прикрепленной к мачте корабля и пропущенной через кольцо
на конце короткой веревки, привязанной к носу, люди ползли по камням
и через кусты вдоль берегов реки, волоча лодку вверх по реке. Изредка
они могли продвигаться вперед, «деформируясь» — привязывая веревку к дереву на берегу реки.
Лодочки на коленях и их экипажи или небольшие долбленые каноэ доставили первый товар вверх по течению. в маленькие поселения в верховьях Белой реки. Но с таким большим трудом при перемещении лодки с товарами вверх по течению, побуждение отправиться в верхнее речной город должен был быть действительно сильным. Было мало торговли, пока коленопреклоненная лодка длилась эпоха. Товары можно было доставить по реке на рынок на плоской лодке. Но никто не пытался поднять обратный груз вверх по течению на плоскодонке. Вместо этого неуклюжий Форма ремесла всегда распадалась в Новом Орлеане или в каком-либо другом месте его назначения. и продан на пиломатериалы.
В 1811 году события
которые должны были облегчить проблему ведения торговли внутри страны. В Питтсбурге, штат Пенсильвания, строится первый пароход, который будет использоваться на
внутренние водные пути были завершены. В конце того же года Новый Орлеан пыхтел
и с пыхтением и лязгом проложил себе путь вниз по Огайо в Цинциннати, а затем в Луисвилл.
Там он поразил и поразил жителей Запада, продемонстрировав в коротких поездках
что он может двигаться вверх по течению так же, как и вниз без помощи пота, тяжелого дыхания
мужчины тянут за конец веревки.
Новый Орлеан
покинул Луисвилл в конце года, готовый продолжить свое путешествие в Новый Орлеан.
Природа, казалось, была склонна сопротивляться приходу парохода к Миссисипи,
как раз в то время, когда Новый Орлеан приблизился к слиянию
Огайо и Миссисипи, что там начались страшные землетрясения 1811 года,
известны как землетрясения в Новом Мадриде, потому что они сосредоточились вокруг этого штата Миссури.
город. Ежедневно русло реки менялось. Рухнули берега, повалились деревья,
река время от времени текла вспять. Через кошмар бури и ужаса,
Новый Орлеан двинулся дальше, чудом избежав тысячи опасностей. В начале
В 1812 году она была готова перевозить товары вверх по течению от Нового Орлеана до Виксбурга, открывая
новая эра в речных перевозках.
Но это было бы
пройдет некоторое время, прежде чем в верховьях Белой реки появится первый пароход. После
серьезная переработка котлов, двигателей и расположения палубы, преемник
был создан Новый Орлеан, который был достаточно силен, чтобы покорить Миссисипи выше
Виксбург. Новому Орлеану так и не удалось вернуться в Луисвилл, но в
В 1815 году в этих усилиях победила лодка, пилотируемая Генри М. Шривом. Затем, в 1817 г.
На набережной Сент-Луиса появился первый пароход Zebulon M. Pike. Два года
позже пароход с корпусом в форме дракона, нос которого изрыгал
пламя и дым, и заднее гребное колесо, взбалтывавшее реку, успешно
путешествовал вверх по реке Миссури почти до того места, где сейчас находится Канзас-Сити. Этот
лодке был Западный Инженер, так фантастически сконструированный, чтобы пугать
Индейцы в подчинение.
С майором реки, освоенные пароходом, лоцманы стали пробовать более мелкие реки, которые были их притоками. Вскоре пароходы заходили в поселки на р. нижняя часть Белой реки, но верхняя часть Белой реки по-прежнему обслуживалась только время от времени лодку на коленях, пока некоторые из препятствий в реке не могли быть очищается от. Там были массы плавучих бревен, которые собирались во время наводнения, и отмели, которые нельзя было пересечь во время низкого уровня воды. Представители Арканзаса и Миссури начали призывать Конгресс помочь в открытии верховья реки для торговли.
Джефферсон
Городской республиканец Джефферсона от 3 сентября 1836 г. принял к сведению законопроект об ассигнованиях.
следующим образом: «Для обследования рек Святого Франциска, Черной и Белой,
в Арканзасе и Миссури, чтобы определить целесообразность удаления естественного
плоты на нем — тысяча долларов».
Именно в это время молодой городок Спрингфилд, штат Миссури, начал мышцы и искать транспортные пути к реке Миссисипи, по-прежнему является главной торговой артерией внутренних Соединенных Штатов. В отличие от большинства городов в свое время Спрингфилд не был построен на берегу судоходной реки. Дорожно-строительная был одним из его первых самых неотложных потребностей. Маршрут на Сент-Луис, параллельный нынешнее шоссе 66 представляло собой ухабистую тропу со многими переходами через реки и обеспечивало в лучшем случае дорогой и медленный путь торговли. Бунвилл-роуд, ведущая на север от Публичной площади, использовался для перевозки товаров на фургоне до ближайшей точки судоходство по реке Осейдж, в Варшаве или, когда осейджи были на низком уровне, на Бунвиль на реке Миссури.
[5]
Жители Спрингфилда смотрели на реку Джеймс,
течет на юг от их города до слияния с Белой, и
начал настаивать на открытии Белой реки для торговли вверх по течению пароходами в качестве помощи
им.
Говоря о Уайт-Ривер, Спрингфилдский рекламодатель от 9 июля 1844 года, сказал: «Мы не мало удивлены, что этот поток до сих пор привлекал так мало внимание; из всего, что нам удалось узнать о нем, это определенно поток имеет большее значение для жителей юго-запада, чем осейджи; не то чтобы лучше или крупнее, но одинаково хороша во все времена и времена года, и является безопасным и удобным выходом для излишков продукции фермеров, в то время, когда осейджей нет, в разгар зимы; и более-менее ровно лодки выходят из него каждую зиму в течение последних десяти или двенадцати лет, с идеальная безопасность. Единственная трудность какой-либо величины на пути — это буйвол Косяки. Осенью 1842 года майор Джон П. Кэмпбелл из этого места, занимаясь в лодочном бизнесе, с четырьмя или пятью руками, за две недели очищены через эти отмели, шириной восемьдесят ярдов, на протяжении почти мили с половина.
«Джентльмен
богатства и ответственности сказал нам на днях, что за сорок тысяч долларов
он свяжет себя облигациями на сто тысяч долларов, чтобы избавиться от каждого
препятствие в Уайт-Ривер, от устья Быка или Лебедя, до Бейтсвилля, в
Арканзас.
Пароход капитан в мае того же года писал майору Кэмпбеллу следующее: «Я только что вернулись с отмели Буффало на пароходе «Кэрриер», лодке грузом 350 тонн. Я направился к устью Лебедя и мог бы достичь этот момент со всей легкостью. . . если бы не из-за большого подъема в Белой реке было невозможно выступить против такой огромный подъем и последующее сильное и быстрое течение, без какого-либо другая древесина для производства пара, чем пропитанные водой рельсы и совершенно зеленая древесина, которая мы были вынуждены рубить на нашем пути.
«Вы можете Будьте уверены, что Белая река по своей длине и размеру является одной из лучших в Америки для пароходного плавания до устья реки Лебедь и с небольшое ассигнование от дяди Сэма из Белого дома было бы лучше. . . . Не за горами время, которое сделает устье Лебедя примечательным местом. на карте южного Миссури. В конечном итоге он должен стать местом хранения вся эта полоса богатой и плодородной земли, лежащая вокруг и к западу от нее
В марте
В 1851 году законодательный орган штата Миссури принял меры по улучшению состояния Уайт-Ривер. Комбинированный
при его присвоении был некоторый частный капитал, вложенный видными гражданами
района Спрингфилда, чтобы помочь открыть к ним торговый путь. Мы учим
о пароходе, который тем летом пытался добраться до Форсайта, но был вынужден
опуститься вниз по течению примерно на две мили ниже линии Арканзаса. Работа по углублению
русло у отмелей к тому времени уже началось. Есть записи «Хак»
Снэппа нанимают, чтобы проложить новый канал через отмели возле устья.
Элбоу-Крик в 1851 году.
»
Весной следующего года к новому каналу подошел пароход Yaw Haw Ganey», — пишет
Мистер Ингентрон. «Весь день пароход трудился в канале, пытаясь
пройти через отмель. Несколько пассажиров высадились, чтобы облегчить нагрузку
и ждал на берегу ручья. Тем не менее, Yaw Haw Ganey не удалось
отмель и был вынужден отступить вниз по течению и выгрузить 300 мешков соли
принадлежащий купцам Форсайта. На следующий день она поднялась на отмель
и завершила свое путешествие. Джим и Том Кларкстоны были наняты для перевозки соли.
на воловьих повозках по суше в Форсайт».0003
Обычно первый способ, которым капитан парохода пытался вывести свое судно из на мелководье должен был попеременно водить свои гребные колеса вперед и назад чтобы углубить яму и освободить лодку. Большинство пароходов, пытавшихся для плавания по рекам с отмелями, в состав которых входило большинство из них, кроме нижнего Миссисипи и Огайо несли дополнительную помощь при выходе с мелководья. в виде длинных шестов и шкивного расположения. Этих полюсов называли лонжероны. Когда лонжероны были готовы к использованию, они выглядели как ноги большой кузнечик, и породил термин «кузнечик» для их способ освобождения лодки. С помощью шпиля и талей пароход буквально приподнялась, когда эти длинные шесты упирались в дно реки и пароход качнулся вперед.
Другой метод,
по-видимому, много использованный на Белом, напоминал о старых днях лодочки на коленях. члены экипажа прыгали в воду, волоча за собой буксирный трос, или гребли с ним
вверх по течению на маленькой лодке. Они привязали веревку к дереву, как старые речники
делал до них. Но люди на борту парохода обладали силой
небольшая «ослиная» паровая машина на палубе для поворота шпиля.
[6]
Фермеры вдоль реки имели дополнительный источник денег, когда
пароходы курсировали по реке, удерживая поленницу у кромки реки,
готов к покупке капитанами пароходов. На остановке, разнорабочие,
а иногда и палубные пассажиры, заработавшие таким образом проезд, толкались
на берег, как только трап был установлен, и тащить дрова на борт.
Лодка обычно брала на борт двадцать или более шнуров за раз, если только ее груз не
был необычайно громоздким. Обычно получасовой остановки было достаточно, чтобы загрузиться.
доску и складывают возле печей. При продажной цене 2,50 доллара за шнур фермер
у которого были лесные угодья и он был готов работать, мог значительно увеличить свои деньги. доход таким образом.
К 1853 г. Уайт-Ривер был достаточно хорошо обработан, чтобы пароходы могли приходить в Форсайт. за исключением периодов очень малой воды. The Springfield Advertiser в июне этого года года сообщалось: «Пароход «Бен Ли» уже совершил три рейса, и как ожидается, будет в четвертый раз в течение нескольких дней. Она принесла погрузку для различных домов в Форсайте, Галене и других местах на реке, которые позволит этим торговцам продавать продукты намного дешевле, чем прежде».0003
До
Война между Штатами замедлила движение, из-за этого путешествие на пароходе было тяжелым.
время на. Ингентрон
говорит: «Их груз вверх по течению обычно состоял из соли, пороха, болтов
тканей, кухонных принадлежностей, огнестрельного оружия, хинина, частей плуга, инструментов и многих других
предметы. После выгрузки груза вверх по течению трюмы были перегружены хлопком,
зерно, пчелиный воск, меха, травы, мясо, а иногда и домашний скот для отправки вниз по реке.
«Несколько мелкосидящие пароходы поднимались по реке Белой до устья леймов. В 1858 году «Томас П. Рэй», пилотируемый Джорджем Пирсоном и Джесси Муни, разгрузился. свой груз в устье реки и взяли груз хлопка. Как она миновала Форсайт на обратном пути вниз по течению, ее верхняя палуба была ярко украшена с флагами в честь ее подвига.
» верховья Белой реки всеми силами сопротивлялись наступлению пароходов и их капитаны. В долгой борьбе старая река претендовала на свою долю побед. Обломки пароходов и плоскодонок валялись наполовину погребенными вдоль водоток как молчаливое свидетельство успехов реки. Несколько пароходов задержался слишком долго, прежде чем отступить вниз по течению. Одной из таких лодок была «Мэри М. Паттерсон, принадлежащий Морлану Бейтману. Ранняя летняя засуха и межень 1860 год держал ее в страхе, стоя на якоре у пристани Форсайт все лето и осень».0003
Десятилетие
после войны между штатами, с ее активной деятельностью в строительстве железных дорог,
отмечена тенденция к снижению количества пароходных перевозок в других местах. Но железная дорога
опоздал с подходом к отдаленным Озаркам, и меры по сохранению мореходности
в Белой реке продолжали призывать и действовать. Даже когда железная дорога
был построен Брэнсону в 1906 году, река продолжала иметь коммерческое значение.
Считалось, что товары можно перегружать с парохода на железнодорожный вагон и
и наоборот, если бы судоходство между Форсайтом и Брэнсоном было улучшено. Лодка,
Джон П. Ашер, как было зарегистрировано, успешно проехал вниз по течению,
но на обратном пути на мелководье Булл-Крик у него возникли проблемы. Пассажиры
вернулся в Брэнсон по суше. Требовалось дальнейшее совершенствование канала.
Форсайт
Республиканец округа Тэни в номере от 20 февраля 1908 г. сообщал:
хороший корабль Моарк. . .
прибыл в порт Форсайт
от Брэнсона в субботу вечером. . . сделав
спуск по реке за полтора часа. Лодка была встречена хорошей порцией
населения этого места, которые громко приветствовали его и
экипаж. »
Было устроено совершить поездку в Брэнсон туда и обратно и вернуться в воскресенье, но, поскольку республиканец сообщал: «Судьба с самого начала казалась против экспедиции, однако и пришлось сделать получасовую остановку. . . . исправить насос, который подавал воду для охлаждения двигателя. После этого все пошло весело, лодка хорошо борется с быстрым течением и храбро берет отмели пока не показался устье Булл-Крик. Это, пожалуй, худшая тяга реку к Брэнсону, и во время подтягивания одно из весел было потеряно. правый руль, в то время как двигатель несколько плохо себя вел. Это потребовало привязывание лодки к ивам посреди реки во время ремонта, который заняло около часа»
«В капитальном ремонте
у двигателей одна из труб была сломана, и какое-то время внешний вид был благоприятным
на ночь посреди реки. Однако, связав раненого
член с тряпками и веревкой. . . временный ремонт
было сделано, и это сохранялось до обратного пути примерно в четырнадцать миль до Форсайта. было выполнено.
В следующем месяце, 26 марта республиканец отметил: «Во время своего путешествия по реке грузовой лодка «Моарк» села на мель на мелководье Франклина. Там он провел всю ночь. У него было 5000 фунтов фрахта».0003
[7]
«Моарк», говорит Ингентрон. «совершил несколько поездок из Форсайта в Брэнсон и обратно Когда позволит уровень воды в реке. Записи указывают, что он транспортировался до восьми тонн груза на обратном пути с железной дороги. Но даже дни Моарка были пронумерованы, так как в 1911 и 1912 годах плотина Пауэрсайт представляла собой более серьезное препятствие и непреодолимее, чем природная ярость реки, поднялась, чтобы закрыть завесу о бурной эпохе пароходных путешествий и торговли по верховьям Белой».0003
Белый
Роль Ривер снова изменилась. Заменено шоссе железными дорогами и вскоре
затем по улучшенным дорогам, по которым грузовики возили торговлю Озарка,
Белый по-прежнему является ключом к успеху региона.
Ваш комментарий будет первым