Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

В каком году строился бам: Байкало‑Амурская магистраль (БАМ) — РИА Новости, 08.07.2019

Содержание

СМИ узнали о планах привлечь заключенных к стройке БАМа и Транссиба :: Экономика :: РБК

В 1930-х годах БАМ строили заключенные БАМлага, позже к стройке привлекались осужденные исправительно-трудовых лагерей. Правительство задумалось о возвращении заключенных на стройку из-за нехватки кадров, узнал «Коммерсантъ»

Фото: Павел Кассин / ТАСС

Из-за нехватки рабочих рук на строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМ) правительство рассматривает варианты привлечения на стройку заключенных, сообщает «Коммерсантъ». Вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина 9 апреля, рассказали источники издания.

Минтрансу, ФСИН и РЖД поручено проработать этот вопрос, обсудив также «создание инфраструктуры для их размещения».

Острая нехватка рабочих рук — около 15 тыс. вакансий — вызвана большим масштабом работ, проблема усугубилась в связи с пандемией из-за нехватки мигрантов, не вернувшихся в Россию в связи с пандемией.

РБК направил запрос во ФСИН. РЖД и Минтранс от комментариев отказались.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай пояснила изданию, что действующее законодательство позволяет привлечение отдельных категорий осужденных к работам по строительству магистрали. Для этого нужно заключить соответствующие контракты, при этом на заключенных распространяются конституционные гарантии, регулирующие трудовые правоотношения с учетом особенности статуса отбывающих наказание. Без оплаты заключенные могут работать только по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих территорий. По ее мнению, для обеспечения соблюдения нормативных условий привлечения осужденных могут «потребоваться значительные материальные ресурсы».

Военные вновь проложат новые пути в Хабаровском крае

Военных строителей привлекут к осуществлению масштабного проекта БАМ-2, который затронет значительную часть Хабаровского края. Об этом на состоявшейся накануне в Национальном центре управления обороной в Москве коллегии Минобороны РФ в присутствии президента Владимира Путина  заявил глава ведомства Сергей Шойгу, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на трансляцию телеканала «Россия 24».

— Во исполнение поручения Верховного главнокомандующего для строительства второй ветки Байкало-Амурской магистрали от Тынды до Комсомольска-на-Амуре министерством обороны совместно с администрацией президента прорабатывается вопрос создания пяти железнодорожных бригад вне численности Вооруженных сил, — сказал министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Агентство ранее писало, что РЖД готовы привлечь военных к работам по ускоренному расширению БАМа и Транссиба, сроки которых не выдерживаются. Главная проблема с завершением работ по так называемому Восточному полигону (значительная часть которого проходит по территории Хабаровского края) — рабочие руки. Нехватка строителей оценивается в десятки тысяч.

— Мы вместе работали над объектами, у военных есть и техника, и компетенции, а объём строительства сейчас большой, и нужно правильно распоряжаться имеющимися строительными мощностями. Поэтому мы с ними хотели бы в этой части взаимодействовать, — говорил в октябрьском интервью «Коммерсанту» глава РЖД Олег Белозеров.

Железнодорожные войска уже принимали непосредственное участие в строительстве БАМа в 1970–1980-х годах: они проложили почти 1,5 тыс. км главного хода на восточном участке магистрали (Тында—Комсомольск-на-Амуре) в 1974–1984 годах.

— Мы вновь ждём внушительный десант военных строителей на БАМе. Уверен, что работы по прокладке второго пути и модернизации магистрали будут по масштабу ничуть не меньше той великой стройки. О БАМе-2 ещё напишут книги, — выразил своё мнение глава администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексей Маслов.

Как уже сообщалось, в первом квартале 2020 года в Верхнебуреинском районе должно начаться строительство нового Дуссе-Алиньского тоннеля между станциями Ургал и Постышево. Существующий там тоннель строился в три захода с 1939 по 1982 год, из этого времени 30 лет пришлось на консервацию. Со временем Дуссе-Алиньский тоннель стал барьерным местом для роста пропускной способности восточного направления. Для его реконструкции потребовалось бы длительное прекращение движения поездов. Разработанный же проект предусматривает строительство нового участка параллельно существующему. В дальнейшем, после ввода объекта, планируется реконструкция и старого Дуссе-Алиньского тоннеля. Это позволит увеличить пропускную способность участка Ургал – Постышево для перспективных грузопотоков.


35 лет Байкало-Амурской магистрали

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.


Александр Гостев:
Байкало-Амурской магистрали, железной дороге, которую молодые советские энтузиасты строили в сложнейших условиях, исполняется 35 лет. О советском прошлом и рыночном будущем Байкало-Амурской магистрали — в материале моей коллеги Тамары Ляленковой.

Тамара Ляленкова: В июле 1974 года советским правительством было подписано постановление о строительстве БАМа, точнее — ветки, соединяющей Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре. Другие участки железной дороги уже были проложены, и к концу строительства, которое длилось 12 лет, общая длина магистрали равнялась 4 тысячам километров.
Я попросила научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики Евгения Ясина
рассказать, оправдался ли экономически этот масштаб.

Евгений Ясин: На мой взгляд, Байкало-Амурская магистраль не была экономическим проектом. Хотя освоение Сибири всегда было руководящей идеей, позитивно воспринимавшейся в руководстве страны, но Байкало-Амурская магистраль не могла сыграть важную роль в освоении богатств Сибири, потому что она проходила по безлюдным местам, сил, для того чтобы собрать достаточное количество людей со всех концов страны, у КПСС уже не было. И даже если бы те экономические проекты были реализованы, они бы не принесли того эффекта, который оправдывал бы колоссальные затраты на строительство, привлечение людей и так далее, и тому подобное. С моей точки зрения, два фактора играли главную роль в принятии этого решения. Первое — это то, что был разгар напряжения в отношениях с Китаем. Как раз в те годы были сражения на острове Даманский, постоянные дискуссии со стороны китайцев, весьма агрессивное поведение.

И руководство СССР было озабочено тем, чтобы создавать в Сибири более мощный противовес китайским поползновениям. Второе, руководители — все они были представители Коммунистической партии, все учились на том, что старшее поколение их партийных товарищей сделали себе славу, заслуженную или незаслуженную, на великих стройках первых пятилеток, на подъеме молодежи, которой нужно было дать какое-то поле деятельности, где они могли бы делать карьеры, могли бы расти, совершать подвиги. Хотя бы даже во времена Хрущева было освоение целины, а что будет во времена Брежнева, какой такой крупный проект мог бы вдохновить людей, дать им возможность и зарабатывать, и почувствовать масштабное какое-то дело?

Тамара Ляленкова: Это было мнение научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики Евгения Ясина.

Действительно, осуществить подобного масштаба проект можно было только в условиях плановой экономики, однако не последнюю роль сыграл и энтузиазм молодых строителей. Рассказывает декан факультета антропологии Европейского университета в Петербурге Илья Утехин.

Илья Утехин: Это исключительный позднесоветский проект, потому что это последняя крупная стройка социализма, и в каком-то смысле это очень показательная мысль. Как все крупные советские стройки, он обладал теми же самыми общими чертами — это огромные затраты, это в конце концов часто оказывалось экономически неэффективным, это какой-то стратегический интерес и большая пропагандистская кампания. Фактически что же произошло? На незаселенных землях со всех концов страны, во всяком случае, 100 тысяч человек, наверное, приехало по зову партии и комсомола, из которых многие были профессиональными строителями, которые со стройки на стройку таким образом мигрировали. Но многие были просто комсомольцами, которые решили временно оставить свои обычные занятия и с энтузиазмом включиться в этот замечательный проект.

Что произошло дальше — интересно, потому что все-таки это уже был поздний Советский Союз. Для того чтобы стройка состоялась, приходилось пробовать разные экономические модели, которые потом расцвели в перестройку. То есть в каком-то смысле БАМ оказался полигоном и экономических каких-то отношений новых, типа бригадного подряда, который у нас время от времени появлялся, разных форм экономической заинтересованности, и официального экспериментирования. Потому что люди, которые там оказались, они, конечно, были под контролем партии и комсомола, но, в отличие от того, что происходило в центре страны, в европейской части страны, там этот контроль осуществлялся фактически сверстниками. Это была молодежная стройка, и это был не просто лозунг, что это была молодежная стройка, а это реально была молодежная стройка. И за всем, начиная за расходованием материалов и материального вознаграждения, кончая моральным обликом строителей коммунизма, за всем этим следили сверстники. И как многие люди говорят в интервью, «вы не поверите, но мы действительно пожили немного при коммунизме. Вот что самое интересное, на мой взгляд.

Тамара Ляленкова: В этом с антропологом Ильей Утехиным трудно не согласиться. Однако в истории БАМа есть еще один, не менее удивительный поворот — это его настоящее и будущее, о котором рассказал заместитель директора института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта Сергей Шарапов.

Сергей Шарапов: Время меняется, мир меняется, и отношение к БАМу тоже меняется. Вот я вам хочу сказать, что сегодня по некоторым участкам Байкало-Амурском магистрали пропускная способность исчерпана. Байкало-Амурская магистраль проектировалась на объем перевозок — 14 миллионов тонн в год. В основном там по разным участкам эти объемы были разные, потому что грузопотоки разные на всем этом полигоне около 4 тысяч километров, но, тем не менее, грубо — 12 миллионов. Сегодня же у нас на некоторых участках объем перевозок составляет 14-16 миллионов тонн в год. А в период до 2015 и на 2020 год объемы перевозок, которые тяготеют к Байкало-Амурской магистрали, и надо будет перевезти эти объемы, они составляют 40 с небольшим — это 2015 год, и в 2020 году эти объемы превысят 60 миллионов тонн. Сегодня достаточно активно развивается правительством Хабаровского края Ванино-Совгаваньский узел. А там некоторые фирмы, ну, например, СУЭК строят угольные терминалы мощностью 12 и более миллионов тонн в год. Вот один такой угольный терминал, по сути, дает загрузку Байкало-Амурской магистрали, на которую она была в свое время, в 1974 году, спроектирована.

Тамара Ляленкова: О перспективах Байкало-Амурской магистрали рассказывал заместитель директора ГИПРОТРАНСТЭИ Сергей Шарапов.
Итак, БАМ, казалось бы, лишенный экономических и идеологических перспектив, в условиях рыночной экономики оказался выгодным предприятием. Теперь природные ресурсы Сибири уже осваиваются не с комсомольским, а с коммерческим энтузиазмом.

БАМ, история строительства | Страницы истории Якутии

 История БАМа начинается с 30-х годов XX-века, именно тогда правительство СССР впервые всерьез заинтересовалось строительством железной дороги, которая свяжет Транссиб с Якутском, районом сказочно богатым углем, рудой и золотом.

БАМ, история строительства

 Из блога:

«Во-первых, хочу сказать, что подвигло меня на создание этой темы.
Месяца 3 назад увидел по телеканалу Россия документальный фильм «Легенды БАМа» фильм понравился, поэтому решил скачать в тырнете и пересмотреть и вот тут то и произошел интересный диалог между мной и двоюродной сестрой моей девушки (деваха 23 трех лет отроду с незаконченным высшим образованием)

— что ты качаешь?
— документальный фильм о БАМе
— о каком БАМе?
— ты не знаешь что такое БАМ?
— нет
— а Байкало-Амурская магистраль тебе о чем нить говорит?
— нет

Собственно, после этого разговора поспрашивал еще несколько молодых людей, большинство из них не могли сказать ничего конкретного, поэтому я и решил нести знание в массы.»

История БАМа начинается с 30-х годов XX-века именно тогда правительство СССР впервые всерьез заинтересовалось строительством железной дороги которая свяжет Транссиб с Якутском, районом сказочно богатым углем, рудой и золотом.

В начале 1932 года правительство приняло решение о строительстве железной дороги, которая в этом же году получила название Байкало-Амурская железная дорога. Она была объявлена всесоюзной стройкой, по все стране разъехались агитаторы, чтобы вербовать людей. Особенно активно вербовка проводилась в Амурской области. Однако никаких условий для первых строителей БАМа организованно не было, не было жилья, не было столовых, сильные морозы, стройка финансировалась плохо и поэтому люди просто разбежались.

Выход из создавшегося положения находит заключенный Соловецкого лагеря, бывший миллионер, Нафтали Френкель (на фото). 5 октября 1932 года строительство магистрали берет в свои руки ОГПУ. Френкель написал письмо Сталину, в котором обосновал полезность труда заключенных, на соловках он проявил себя как талантливый организатор и руководитель, поэтому после того как письмо нашло отклик, он был освобожден и был назначен руководителем БАМлага.

Заключенные начали строить, летом с 8 утра до 12 часов ночи, зимой с 9 утра до 9 вечера. Бежать из сети лагерей было практически невозможно, поскольку единственной дорогой, по которой можно было бежать, был АЯМ, но его тут же перекрывали, а уйти болотами и марями было очень сложно. Тем не менее побеги случались, пойманных заключенных имели право расстреливать на месте, существуют легенды о том что в качестве доказательства поимки беглеца поймавшие должны были принести его уши

В 1937 году было открыто движение поездов на участке БАМ – Тындинская, в 1938 сдана в эксплуатацию вторая соединительная ветка Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре, в 1940 открыто рабочее движение поездов на участке Известковая – Ургал.

схема лагерей БАМлага

обед заключенных

В1942 году все работы на БАМе были остановлены, а уже построенные ветки пришлось срочно разбирать, рельсы понадобились для строительства рокадной дороги к Сталинграду. Тем не менее, еще в период войны, в 1943 году было принято решение о необходимости строительства от ст. Тайшет на Транссибирской магистрали до Братска и от Комсомольска-на-Амуре до Советской гавани, эти ветки были сданы в эксплуатацию в 1947 году. На этом история БАМлага закончилась.

Вспомнили о БАМе в 1960 году, специалисты Мосгипротранса подготовили о создании железнодорожных выходов на северо-восток страны, в том числе о сооружении средне-сибирской ветки, на участке Лена – Тында. В 1967 к активному проектированию БАМа приступили ведущие институты министерства транспортного строительства СССР.

Сама стройка началась осенью 1972 года когда 14 сентября было уложено первое звено от нулевого километра на линии Бамовская – Тында – Беркокит.

Однако по настоящему стройка БАМа развернулась в 1974 году когда на 17 съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а на западный участок будущей магистрали направили первый комсомольский десант добровольцев количеством 600 человек. Комсомольцы были разделены на 2 группы, первые 300 человек прибыли на западный участок БАМа в районе Лены, вторые на центральный в Тынду.

Очень скоро к комсомольцам пошла новейшая импортная техника. Особо хотелось бы оговорится о самом, пожалуй известном образце той самой техники грузовиках Magirus-Deutz.

Для строительства БАМа было закуплено почти 10 тысяч единиц такой техники Всего на 1,04 млрд (!) дойчмарок, а затем, в 1981—1982 годах, советская сторона заказала запчасти на не менее впечатляющую сумму — около 200 млн марок.

В феврале 1975 года строительство БАМа началось сразу по 3 направлениям, центральному от станции Бамовская до Тынды, западному от станции Лена до Тынды, и восточному от станции Дипкун до Комсомольска-на-Амуре.

Западный и центральный участки были отданы комсомольцам. А восточное направление досталось военным железнодорожникам.

В декабре 1975 года прошел первый поезд от станции Усть кут до станции Звездная, в ноябре 1976 от станции БАМ до Тынды, в октябре 1977 от Тынды до Беркокита, строительство шло ударным темпами и вместе с магистралью появлялись новые здания, школы, больницы, дома культуры и вокзалы.

БАМ невероятно сложная по своей географии дорога, по мимо самой магистрали строители возводили мосты и пробивали тоннели. Всего длина пути составляет — 4 324 км, трасса дороги пересекает 11 крупных рек, было возведено 140 мостов, пробито 8 тоннелей.

на строительстве тоннеля

строительство моста

Станции постороенные строителями БАМа

В строительстве широко использовалась авиация

коллектив «Бамтоннельстрой» (слева видна тонелепроходческая машина)

Осенью 1984 года строительство подошло к своему завершению, теперь все внимание сконцентрировалось на двух бригадах и двух знаменитых бригадирах, Иване Варшавском и Александре Бондаре. 29 сентября на разъезде Балбухта была произведена золотая стыковка.

еще одно фото этого знаменательного для все страны события

Люди верили что на завтра они проснутся в новой стране

Позже, с началом перестройки БАМ был назван дорогой в никуда.

Газеты писали о напрасно потраченных деньгах и нерентабельности магистрали.

Сейчас мнение о дороге меняется, вот цитата высказывания первого вице-президента ОАО «РЖД» Морозова В.Н.

«БАМ это железная дорога, без которой современную Россию представить невозможно. Я думаю, что надо давно уже забыть о тех людях которые позволили себе что-то высказываться, да и кто их сейчас помнит. В 2013 году мы придем на один берег в Якутске а в 2015-16, с завершением строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста, уже придем и на правый берег. После Якутска, безусловно, направление на Магадан и оно не просто прорисовано, оно уверенно проложено в стратегии до 2030»

вокзал в Тынде 2010 год

Памятник — 25-тонный подземный автопоезд, работавший с 1975 по 1982гг на строительстве Нагорного, Байкальского, Мысовых тоннелей БАМа

Памятный знак в честь возведения комплекса «Мысовые тоннели»

С таких локомотивов начиналось движение на БАМе еще до войны

монумент в честь золотой стыковки на станции Куанда

Источник: vasi. net

Похожие статьи:

ФСИН может направить осужденных на строительство БАМа | Новости из Германии о России | DW

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России может привлечь осужденных к строительству Байкало-Амурской магистрали. Российское законодательство позволяет перевести осужденных к лишению свободы на принудительные работы после того, как они отбыли часть срока в колонии, приводит информагентство ТАСС слова представительницы ФСИН Елены Коробковой в четверг, 29 апреля.

Более 11 тысяч человек могут подать соответствующие ходатайства в российских регионах, где проходит магистраль, отметила она. Принудительные работы являются более мягким видом наказания и представляют собой социальный проект, позволяющий осужденным адаптироваться к обычной жизни, указала Коробкова.

Кроме того, ФСИН удивлена сравнением инициативы с БАМлагом, исправительно-трудовым лагерем, в 1930-е годы входившим в структуру ГУЛАГа. Сейчас предприятие заключает трудовой договор с лицами, направленными на принудительные работы, а в законодательстве прописаны условия проживания в общежитии, указали в ведомстве.

На стройке БАМа не хватает 10 тысяч человек

Правительство РФ поручило министерству транспорта, ФСИН и госкомпании «Российские железные дороги» изучить возможность привлечения осужденных к строительству инфраструктурных объектов БАМа и Транссибирской магистрали, сообщило издание «Коммерсант» несколькими днями ранее. По его информации, стройка столкнулась с дефицитом кадров не только из-за масштаба работ, но и по причине нехватки мигрантов во время пандемии COVID-19. В проекте заняты лишь 5 тысяч строителей из требуемых 15, отметило издание.

В марте ФСИН не исключила отправку осужденных на очистку территорий российской арктической зоны от загрязнений. Ведомство уже договорилось с руководством Красноярского края и администрацией Норильска.

Смотрите также:

  • Самые быстрые поезда в мире

    Вокруг Света

    Немецкий концерн Siemens строит для Deutsche Bahn высокоскоростные поезда Velaro. Максимальная скорость модели — 320 километров в час. Поезда этой линии производства стали «экспортным шлягером» в Испании, Китае, России и Турции. С 2007 года они проехали в перечисленных странах путь длиною больше миллиарда километров. Как подсчитали аналитики Siemens, это 25 тысяч кругосветных путешествий.

  • Самые быстрые поезда в мире

    У истоков

    Самые быстрые поезда в Европе появились сначала во Франции. Первая линия французской сети скоростных поездов TGV была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Новая модель может развивать скорость до 574 километров в час. Правда, средняя скорость французских поездов — 320 километров в час. Поезда на базе модели TGV сегодня можно увидеть в Германии, Бельгии, Великобритании, Швейцарии и Италии.

  • Самые быстрые поезда в мире

    Тон задала Япония

    Задолго до ввода в эксплуатацию французских скоростных поездов японцы в 1964 году построили высокоскоростную сеть железных дорог «Синкансэн». Первая линия протяженностью 515 км, которые поезд преодолевал за два с половиной часа, была открыта между Осакой и Токио к началу летней Олимпиады. «Поезда-пули», как их называют в Японии, сегодня мчатся с максимальной скоростью 320 километров в час.

  • Самые быстрые поезда в мире

    Китайское чудо с немецким характером

    Самой быстрой считается первая в мире коммерческая железнодорожная линия на магнитном подвесе в Китае. Ее протяженность — 30 километров. Поезд преодолевает это расстояние за 7 минут 20 секунд. За это время пассажиры перемещаются из Шанхая в международный аэропорт города или наоборот. Железная дорога была построена с использованием немецких технологий.

  • Самые быстрые поезда в мире

    Как в самолете

    В Японии испытания высокоскоростных поездов на магнитной подушке идут полным ходом. Во время движения он не касается поверхности рельса. Единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Он может развивать скорость до 500 километров в час. Открытие первого маршрута между Токио-Нагоя запланировано на 2027 год.

  • Самые быстрые поезда в мире

    Поезд будущего

    Проект вакуумного поезда Hyperloop существует пока только на бумаге. Идея принадлежит Илону Маску. Основатель компании SpaceX задумал построить поезд нового поколения в виде капсулы, которая будет двигаться по трубопроводу с максимальной скоростью 1200 километров в час. Интерес уже проявили калифорнийские компании. Однако критики сомневаются в том, что пассажиры будут чувствовать себя комфортно.

  • Самые быстрые поезда в мире

    Скорость — не главное

    Такого мнения придерживаются в Германии. С января 2017 года Deutsche Bahn введет в эксплуатацию скоростной электропоезд ICE4. Он будет состоять из 12 вагонов на 830 сидячих мест. Новый поезд отличается не высокой скоростью, а своей экологичностью: при скорости 250 километров в час он будет тратить гораздо меньше энергии, чем его предшественники.

    Автор: Виктор Вайц


«Слышишь — время гудит: БАМ!» — Дальний Восток

Дорога дальняя

Прокладку на восток железной дороги, которая бы могла пройти к северу от Байкала, обсуждали ещё в XIX веке. В 1889 году военный инженер полковник Генерального штаба Николай Волошинов заключил, что проект «оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений». Транссибирская магистраль, которую начали строить вскоре, пролегла южнее Байкала.

Русско-японская война заставила вновь задуматься о запасном железнодорожном маршруте на восток, но по-настоящему к идее вернулись уже после революции. В 1924 году Совет труда и обороны СССР задумался о новой железной дороге, параллельной Транссибу. Она бы дала доступ к отдалённым месторождениям полезных ископаемых, а в случае войны с Японией или Китаем могла бы использоваться как рокадная.

В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) начал топографическую разведку будущей трассы БАМа, а 13 апреля 1932 года вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Общее направление было уже понятно: Тайшет — Тындинский — Комсомольск-на-Амуре (основан в том же 1932 году) — Советская Гавань.

Учитывая нехватку рабочих рук, всё поручили ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). В 1933 году начальником строительства БАМа, а со следующего года и Бамлага, стал Нафталий Френкель — бывший руководитель стройки Беломорканала, идеолог использования труда заключённых.

Спустя пять лет по его предложению на базе Бамлага было создано Управление железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке, в которое вошли несколько специализированных лагерей. Впоследствии, в 1940-м, эту структуру преобразовали в Главное управление лагерей желдорстроительства НКВД СССР.

В 30-х считалась весьма вероятной война с Японией, оккупировавшей северо-восток Китая. В 1938 году случился конфликт у озера Хасан, в 1939-м боевые действия шли на Халхин-Голе. Транссиб, идущий вплотную к китайской границе, был слишком уязвим. Альтернативную магистраль планировалось ввести в строй в 1945 году.

При Френкеле силами заключённых Бамлага были построены первые соединительные линии от Транссиба к будущему БАМу: Бам (Бамовская) — Тындинский, Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре. В 1938 году началось строительство западного участка БАМа (от Тайшета до Братска), в 1939-м — восточного (от Комсомольска до Совгавани).

Быстрому осуществлению планов помешала война. Во время обороны Сталинграда рельсы на участке Бам — Тындинский разобрали и использовали для строительства Волжской рокады. Однако стройка восточного участка продолжалась даже в войну. В 1945 году от Совгавани до Комсомольска прошли поезда, в 1951 году первый поезд прошёл от Тайшета до Лены (Усть-Кут).

Всесоюзная комсомольская

В 60-х, после длительного перерыва, проект строительства БАМа решили реанимировать. Если в 30-х дорога нужна была из-за угрозы со стороны Японии, то теперь испортились отношения СССР и Китая. В 1969 году на приморском и казахстанском участках советско-китайской границы даже шли боевые действия.

Уже в начале 70-х стали восстанавливать разобранную дорогу между Бамом и Тындинским. Но настоящим вторым рождением БАМа стал 1974 год, когда ЦК КПСС и Совет министров СССР издали постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Руководитель СССР Леонид Брежнев назвал её важнейшей в пятилетке.

Если сегодня не каждый студент с ходу расшифрует аббревиатуру БАМ, то в 1970-х сюда рвалась молодёжь со всей страны. На западный (город Усть-Кут) и центральный (посёлок Тындинский, с 1975 года — город Тында) участки трассы один за другим прибывали комсомольские десанты. На восточную сторону были брошены Железнодорожные войска. В их рядах был и майор Игорь Левитин — впоследствии министр транспорта России, ныне помощник президента РФ.

Штаб строительства БАМа возглавил 30-летний секретарь ЦК ВЛКСМ, член президиума Совета министров СССР Дмитрий Филиппов (в 1990-х — глава ряда финансово-промышленных групп, считался одним из самых влиятельных людей Санкт-Петербурга, в 1998-м был взорван в подъезде собственного дома; Филиппова называют одним из прототипов Антибиотика, героя сериала «Бандитский Петербург», снятого по книгам Андрея Константинова).

На стройке работали бригады из всех республик СССР, отряды добровольцев из Болгарии, Венгрии, Монголии. Тынду — столицу БАМа — строили москвичи, Улькан и Ангою — азербайджанцы, станции Кюхельбекерскую и Звёздную — армяне, Северобайкальск — ленинградцы, Алонку — молдаване. Всего в стройке участвовало свыше 2 млн человек. На целое десятилетие БАМ оказался в центре внимания страны. Новостями со стройки открывались выпуски новостей, поэты и композиторы наперегонки сочиняли пафосные песни.

Среди авторов бамовских шлягеров были Александра Пахмутова и Николай Добронравов, Оскар Фельцман и Роберт Рождественский (это ему принадлежит знаменитое: «Слышишь — время гудит: БАМ!»), Владимир Шаинский и Лев Ошанин.

О БАМе пели Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, ставший почётным гражданином Тынды. Был и неофициальный фольклор — например, «Брезентовая палаточка» Юза Алешковского. Гость БАМа, американский певец и актёр Дин Рид вспоминал: «Это была одна из самых интересных поездок в моей жизни… Каждая встреча заканчивалась песнями. Пел в залах, на стадионах, даже с крыши вагона… Я считаю, что эти ребята — герои… Нужно иметь настоящий характер, чтобы каждый день вставать рано и работать при большом морозе в таких трудных условиях».

Строительство БАМа велось одновременно с запада и востока. 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта в Читинской области встретились бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского. 1 октября на станции Куанда было торжественно уложено «золотое звено», а 27 октября Байкало-Амурская магистраль была официально объявлена открытой.

Варшавский и Бондарь (его бригаде принадлежит мировой рекорд по скорости укладки железнодорожного полотна — 5,4 км в сутки) стали Героями Социалистического Труда. Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» наградили более 88 тысяч человек.

Несмотря на состыкованные пути, оставалось ещё немало работы. Только в 1989 году весь БАМ сдали в постоянную эксплуатацию. А самый длинный в России Северомуйский тоннель ввели в строй только в декабре 2003 года (до этого поезда шли в обход).

БАМ стал вторым после Транссиба железнодорожным выходом России к Тихому океану. Длина его основного пути — 4287 км. Магистраль, названная Байкало-Амурской, на деле начинается гораздо западнее Байкала, а заканчивается к юго-востоку от Амура. Тремя линиями БАМ связан с Транссибом, имеет ответвления на Усть-Илимск и в сторону Якутска. Магистраль пересекает семь горных хребтов и 11 крупных рек.

На протяжении трассы пробито 10 тоннелей. Более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Вдоль БАМа построено порядка 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов, посёлков, промышленных предприятий. БАМом традиционно зовётся не только сама дорога, но и вся связанная с ней территория.

Строительство позволило, с одной стороны, увеличить объёмы перевозки грузов к портам Дальнего Востока и обратно, с другой — осваивать малонаселённые глухие районы, разрабатывать месторождения различных руд. Магистраль, дублирующая Транссиб, имеет как экономическое, так и геополитическое значение. В советское время были планы продолжать железную дорогу на север, вплоть до Чукотки, и даже проложить тоннель под Беринговым проливом, соединив тем самым железнодорожные сети СССР и Аляски.

Магистраль, протянутая в будущее

В 1990-х БАМ, как и другие советские мегапроекты, подвергался ураганной критике. Станислав Говорухин в фильме «Россия, которую мы потеряли» назвал БАМ «Вечностроем», Егор Гайдар считал его «экономически абсолютно бессмысленным». БАМ называли бесполезной дорогой в никуда, памятником советской гигантомании. Грузопоток по БАМу сильно сократился.

Однако в новом веке магистраль вновь актуальна. Интерес к ней появился и у государства, и у крупного бизнеса, в том числе из-за роста экспорта угля через порты Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Объёмы перевозок по БАМу растут, дорога уже работает на пределе пропускной способности.

Имеются планы по модернизации, росту грузопотока, освоению новых угольных и рудных месторождений. Продолжается строительство Амуро-Якутской магистрали, идёт речь о строительстве моста на Сахалин.

Ещё в 2014 году президент Владимир Путин официально объявил о начале проекта «БАМ-2».

«В 90-х годах возникли трудности известные, прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться для того, чтобы возводить эту магистраль. Но это всё с началом 2000-х годов, в середине 2000-х годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает… — заявил Путин. — Мы ведём работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы, через которую легко, комфортно и выгодно в экономическом смысле работать не только России, но и нашим партнёрам. Намечены большие средства в расширение БАМа».

Проект предполагает строительство второй ветки магистрали, перевод всей дороги на электрическую тягу, прокладку второго Северомуйского тоннеля в Бурятии (действующий тоннель — однопутный, через него организовано реверсивное движение). Все эти вопросы обсуждались в сентябре 2018 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

Задачи, стоящие перед БАМом в XXI веке, примерно те же, что были обозначены в прошлом: открыть доступ к новым месторождениям Сибири и Дальнего Востока, обеспечить транзитные перевозки «Восток — Запад» по кратчайшему расстоянию, в случае форс-мажора дублировать Транссиб, дать импульс к более глубокому освоению дальневосточных территорий.

БАМ — последняя всесоюзная стройка, доведённая до конца, и один из самых дорогих проектов в истории страны — сопоставим со строительством Беломорканала и Днепрогэса, освоением целины и выходом в космос. У магистрали, связавшей Сибирь с Тихим океаном, — огромный потенциал, который ещё только предстоит по-настоящему реализовать. Поэтому БАМ продолжается.

«Для меня «Амурка» стала трамплином в большую литературу и политику» — Амурская правда

В память об ушедшем коллеге и экс-губернаторе «Амурская правда» повторяет его интервью

Альберт Аркадьевич, советская власть при всех ее позитивных моментах, заботе о человеке труда  была весьма закрытой системой. Многое от народа скрывалось, партноменклатура — вне критики. На мой взгляд,  работать журналистом в годы вашей молодости было неинтересно.  

— Вы ошибаетесь. Я пришел в газету в 1961 году — это был расцвет хрущевской оттепели. В обществе начинались дискуссии о дальнейшей судьбе советской экономики и всей страны. Работать было очень интересно. Да, цензура была жесткой, но и критика приветствовалась. Тогда вообще любая организация, которую покритиковали в газете, обязана была сообщить о принятых мерах. В своем первом остром материале я раскритиковал работу нескольких руководящих работников в Благовещенске — они сразу пришли в обком жаловаться на меня. Там поступили мудро, сказали: вот как суд решит, так и поступим. Суд принял решение в мою пользу. Но это был исключительный случай — в основном такие дела решались в партийных органах.

— Вы первым из журналистов «Амурки» стали работать в жанре расследования. Какое из них было для вас самым трудным?  

— Когда я расследовал случай браконьерства, где были замешаны начальники и  председатель самого крупного в Зейском районе сельсовета. Это была кошмарная работа.  Помню, я от нервного напряжения три дня не мог спать, все думал, как выполнить задание. Тогда ведь действовало негласное правило: обком партии, первых секретарей райкомов, горкомов и сельсоветов не критиковать, а я его нарушил. После публикации мою статью обсуждали на бюро Зейского райкома партии. Первый секретарь подытожил: «Проект постановления всем роздан. Давайте голосовать. Есть возражения?» Возражений ни у кого не было. Приезжаю в редакцию, главный редактор Уханов вызывает к себе в кабинет и протягивает копию постановления. Я читаю: «Собственный корреспондент «Амурской правды» Кривченко постоянно искажает факты, занимается популизмом, завоевывает авторитет у несознательной части населения, оторвался от партии…» 

Редактор спрашивает: «Ты знаешь, что бы тебе в 37-м году после такой бумаги сделали?!»  — «Догадываюсь». — «Как теперь перед обкомом отчитываться?!» И тогда я Павлу Александровичу предложил: «Я написал статью, я и буду отчитываться. У меня полный портфель убедительных доказательств». Открываю первую папку, а там сверху лежит фотография: браконьеры вытаскивают сети, а рядом секретарь Зейского райкома партии стоит с огромной рыбиной и улыбается во весь рот. Уханов: «Вот это да!» Набирает номер секретаря обкома партии по пропаганде Карбиничева: «Михаил Григорьевич, прими, пожалуйста, Кривченко по интересующему нас общему вопросу». Прихожу. Подаю ему  эту же самую  папочку. Он посмотрел: «Ничего себе! А что пишут-то…» Дальше даже смотреть  не стал.

— И как наказали тех начальников-браконьеров?

— К сожалению, никак. Хрущевская оттепель уже закончилась, начался брежневский застой. Времена изменились — и все спустили на тормозах. Но репутацию я тогда этим товарищам подпортил. Когда я приезжал в Зейский район в командировку, люди подходили и высказывали свое одобрение.    

—  Альберт Аркадьевич, расскажите о коллегах, с кем вам довелось работать.

—  Творческий коллектив  в «Амурской правде» был очень сильный. Некоторые журналисты, проработав всю жизнь в газетах, не написали ни одного очерка, а у нас   работало сразу несколько очень сильных очеркистов и публицистов. Пятеро журналистов, с кем я работал в 60-е годы, стали членами Союза писателей России — это Нина Релина, Николай Фотьев, Иван Добрянский, Борис Машук… Ну и я (смеется). Вот какой был потенциал!

У нас был отличный фельетонист союзного уровня — Дмитрий Епифанов. Его фельетоны публиковали газета «Правда» и очень популярный тогда сатирический журнал «Крокодил», а одно из московских издательств выпустило книгу его произведений под названием «Свинья на блюде».

Особо хочу сказать о фотокорреспонденте Феликсе Дунаевском — он был талантом даже не союзного, а, наверное, мирового уровня, потому что у него потом были персональные выставки за рубежом. Мне не раз доводилось работать с ним в паре в командировках. Однажды, чтобы сделать нужный кадр, он уговорил крановщика подогнать свой кран ближе к объекту, забрался на него, а в другой раз заставил железнодорожников передвинуть целый состав. После каждой фотосъемки он был в мыле, зато какие шедевры получались!   

— Мы знаем, что среди журналистов были и музыканты.

— Мне посчастливилось работать вместе с Абрамом Ривлиным. Он заведовал в редакции  отделом культуры. Одессит, высокоинтеллигентный человек, знающий и литературу, и театр. Он сочинял музыку и виртуозно играл на фортепиано. Абрам Григорьевич был первым композитором в нашей области, написал несколько песен на стихи Леонида Завальнюка, а также Виктора Чумакова — это был замответсека АП, который сочинял неплохие стихи для песен. У нас в актовом зале стояло пианино. Во время обеденного перерыва Ривлин часто импровизировал, а мы слушали. Иногда мы пели под его музыку. Одну из его песен на стихи Завальнюка помню до сих пор. Она называлась «Приснитесь мне города», у нее был очень красивый припев. Когда в Благовещенск на гастроли приезжала Людмила Зыкина, мы пригласили ее на встречу в редакцию. Абрам Григорьевич играл для нее свои песни. Они ей понравились, но Зыкина сказала: «Жаль, что эти песни мужские, а то я бы включила их в свой репертуар».     

А вышли мы на интересный факт, о котором никогда раньше не слышали, случайно. Поинтересовались у Альберта Аркадьевича: было ли во время его работы в АП давление на журналистов со стороны областной партийной номенклатуры и о чем тогда запрещали писать?

 — Конфликтов с обкомом и давления на журналистов не было. В те годы редактором в «Амурской правде» был очень демократичный и, я бы даже сказал, смелый человек — Павел Александрович Уханов. Он и сам не боялся высказывать свое мнение перед сильными мира сего, и журналистам давал возможность высказываться, — с большим уважением вспоминает о своем бывшем руководителе Альберт Кривченко. — За девять лет работы в газете у меня не опубликовали всего один-единственный острый материал. Но обком тогда поступил правильно. 

 Гость редакции рассказал предысторию того самого острого материала, который вызвал недовольство у первых лиц области.

 На строительстве Зейской ГЭС. 

— Сегодня СМИ часто упоминают о взятках и откатах, а я тогда написал об огромных приписках на Зейской ГЭС — это когда реально выполнили столько-то работ, а написали в отчетах в два раза больше. Коллективу Зейской ГЭС присудили передовое переходящее знамя и большую денежную премию. Но на самом деле работа не была сделана, — экс-коллега продолжил свой рассказ. —  Добыть доказательства приписок было очень трудно.  Приходилось идти на хитрость. Копал тайно целый месяц: говорил руководству гидростанции, что пишу на другую тему, а сам потихоньку собирал необходимую информацию и документы. Получился серьезный аналитический материал, принес я Уханову очередную свою «бомбу». И вот тут наш редактор дрогнул — побежал в обком советоваться. Там за голову схватились: «Ни в коем случае не публиковать! Мы примем меры в рабочем порядке». Забрали все документы. Этот поступок редактора возмутил всех журналистов газеты — мы не привыкли к тому, чтобы спрашивать у обкома разрешение, можно ли писать о чем-то. Поэтому поведение редактора потом обсуждали на своем партбюро.  

«Честно говоря, непонятно, статью публиковать запретили, и вы еще говорите, что обком поступил правильно?!» — удивились мы. На что Кривченко со свойственной ему хитроватой улыбкой заметил: 

— Дело в том, что над Зейской ГЭС тогда навис дамоклов меч. Шел 1968 год. В стране катастрофически не хватало денег. И многие великие стройки, среди которых оказалась и наша Зейская ГЭС, попали в черный список. ГЭС могли законсервировать, и тогда бы мы ее, скорее всего, никогда не увидели. 

Но это, по словам Альберта Кривченко, была государственная тайна. Только первые секретари крайкомов и обкомов партии знали об этом черном списке, составленном в Центральном комитете КПСС.  Первые лица регионов ездили в столицу, пытаясь отстоять в Кремле объекты. Наш первый секретарь Степан Авраменко тоже ездил в Москву и доказывал важность для области Зейской ГЭС.

 — Степан Степанович нашел сторонников в ЦК, Министерстве энергетики и электрификации, которые тоже считали: Зейскую ГЭС нельзя консервировать. Но в министерстве финансов слышать ничего не хотели: «Денег нет и не будет!» И тогда  эти  самые сторонники вместе со Степаном Авраменко втайне от партийного руководства страны решили обратиться через средства массовой информации к народу. А как же: пусть народ решает! Только как это сделать, если гостайну нельзя разглашать, и главное, кто это сделает? — Альберт Кривченко сделал интригующую паузу и продолжил: — Нужен был авторитетный автор. Даже если бы сам первый секретарь Авраменко  осмелился выступить в прессе, то его выступление не сыграло бы той роли, на которую рассчитывали высокопоставленные защитники ГЭС, ведь все главы регионов защищали свои стройки. Из Минэнерго и ЦК тоже никто не мог выступить. Тогда кто же?  

Авторитетного автора нашли: решили, что в центральной газете «Советская Россия» выступит коллективный автор — редакция газеты «Амурская правда». Альберт Аркадьевич вспоминает, как его пригласил в кабинет редактор и сказал: «Разговор будет конфиденциальный. Ни одна душа об этом не должна узнать!» 

Возникает резонный вопрос: если все держалось в строжайшей тайне, почему редактор об этом сказал довольно молодому, хоть и опытному журналисту Кривченко?  

— Потому что я к тому времени три года проработал собственным корреспондентом на строительстве Зейской ГЭС. Никто, кроме меня, в газете лучше не разбирался в этой теме. Чтобы писать профессионально, я даже изучал учебники по гидростроению, — пояснил собеседник. — Кому было еще поручить подготовку такого материала? 

Редактор «Амурской правды» сразу предупредил журналиста: ни о каком черном списке упоминать нельзя — даже, чтобы намека не было. Надо писать о героизме и трудовых подвигах гидростроителей, о значении Зейской  ГЭС, что на ее строительстве сделано уже много… Пафос должен быть, чтобы материал захватывал. И чтобы у тех, кто сидит наверху и его прочитает, рука не поднялась подписать документ о приостановлении строительства ГЭС. Иначе народ не поймет: как так — еще вчера писали о великом предназначении стройки, а сегодня решили ее законсервировать?!   

— Я подготовил такой материал. На каком уровне? Сегодня мне самому интересно было бы его заново перечитать и оценить. Только где найдешь теперь ту газету? — известный журналист и политик развел руками. — Павел Уханов отредактировал статью. Отпечатали текст на специальном бланке и отправили в Москву за подписью коллектива редакции  газеты «Амурская правда». 

Статья была опубликована в «Советской России». Политический ход был верный — Зейскую ГЭС сохранили. Финансирование в течение ряда лет было слабым, но главное — строительство продолжалось.

 — Зато когда в начале семидесятых начался нефтедолларовый бум, финансирование строительства резко увеличилось, —  подытожил Кривченко и добавил: — В том, что эта великая  стройка не остановилась и в 1975 году Зейская ГЭС дала первый ток, большая заслуга не только первого секретаря Амурского обкома Степана Авраменко, который пошел ради этого на большой политический риск, но и газеты «Амурская правда». И этим фактом коллективу АП надо гордиться.  

— С советской печатью я знаком с 1951 года, — вспоминает Альберт Кривченко свое первое знакомство с АП. — Я тогда еще учился в 7-м классе, но «Амурскую правду» очень часто читал от корки до корки. Мне было интересно. Сейчас трудно представить, чтобы семиклассник читал серьезные газеты, а в те годы на улицах Благовещенска было много стендов, где под стеклом вывешивалась «Амурка». Я подходил и порой забывал, куда шел. Потом спохватишься: «О, боже, я уже опоздал!» Учился я в 1-й школе, она тогда была еще деревянной, а редакция  АП находилась напротив в маленьком двухэтажном здании по Калинина, 10. Из окна я постоянно видел, кто заходит в «Амурскую правду», кто выходит. Знал в лицо всех журналистов. Самые колоритные фигуры были у Ривлина, Уханова и Епифанова. Судьба так распорядилась, что через 10 лет я пришел в этот коллектив работать. И узнал, что эти люди еще и весьма колоритные личности.

Из девяти губернаторов Амурской области два начинали работу в «Амурской правде»: Альберт Кривченко и Леонид Коротков. «Это редчайший случай — такого больше не было нигде в России», — утверждает бывший наш коллега и экс-глава амурского «белого дома» Альберт Кривченко. 

Альберт Аркадьевич вспоминает: «Авторитетные люди мне прямо говорили: «Вас через три месяца сметут, потому что будет голод, и пацаны будут бить витрины магазинов»».

«Однажды я сказал: «Критикуем мелких сошек, а ничего не меняется. Давайте посмотрим власть — дадим райкому как следует»», — говорит Альберт Кривченко.

В редакции газеты «Амурская правда» Альберт Кривченко проработал 9 лет.


Материалы по теме
«Мы потеряли многогранного человека»: скончался первый губернатор Амурской области Альберт Кривченко«Амурская правда» вошла в десятку лучших газет РоссииРепортаж журналиста «Амурской правды» вошел в число лучших текстов о ВЭФГод без Вари Сияновой: Амурский экологический пресс-клуб будет носить имя журналиста АПВ Перми скончался бывший журналист «Амурской правды» Павел Тудвасев100 лет со дня казни: за что белогвардейцы зарубили первого редактора «Амурской правды»Читатели из Гондураса и что такое БАМ: 15 фактов о сайте АП — в честь 15-летия ampravda.ruПрощание с журналистом АП Варварой Сияновой состоится во вторникДвухэтажный коттедж для колхозника: как строили в Приамурье в ударные пятилетки и эпоху застояДизайнер «Амурской правды» снялся в массовом видеопоздравлении к юбилею Валерия Кипелова

Показать еще

Arg-é Bam, когда-то самое большое земное здание в мире.

Арг-и-Бам когда-то был известной остановкой на исторических торговых путях на Ближнем Востоке.

Цитадель в центре Бама когда-то была самым большим зданием в мире, построенным из органических материалов. Он был полностью сделан из сырцовых кирпичей, глины, соломы и стволов пальм.

Это место действительно было одним из самых исторических мест на земле, с гордой историей, которая восходит к 500 году до нашей эры.

Но гордая история Бама была полностью разрушена, когда южная часть Ирана пострадала от одного из самых смертоносных землетрясений в современной истории ранним утром 26 декабря 2003 года.

В результате землетрясения погибло почти 30 000 человек, и весь город Бам, включая цитадель, был превращен в руины.

Руины были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как знак того, насколько великолепным было это место до землетрясения.

Постепенно его восстанавливают, но все идет к концу.

Панорамный снимок сделан на мой телефон.

Говорят, что на пике своего политического, экономического и военного могущества в этом месте когда-то жили от 9000 до 13000 жителей в 400 домах в пределах городских стен.

Кроме того, ворота городских ворот были закрыты, поэтому ни люди, ни животные не могли проникнуть на территорию.

Причина в том, что жители могли продолжать жить в течение длительного периода в изоляции, поскольку у них был доступ к грунтовым водам, садам и домашним животным внутри.

Фрагмент перестроенной аллеи.

Сначала перестраивают Цитадель.

Когда город-крепость был осажден, жители остались в городе, пока солдаты защищали его. Крепость защищали высокие стены и 38 башен.

Часть перестроенной стены.

Некоторые стены все еще стоят, но еле-еле.

Бам был важным городом в регионе вплоть до афганского вторжения в 1722 году и вторжения в регион Шираз в 1810 году.

Город был вскоре забыт. И он продолжал разваливаться до 1953 года. Затем начались интенсивные восстановительные работы, пока не произошло землетрясение.

Бам расположен на юго-востоке Ирана, примерно в 200 км (124 милях) к югу от Кермана и примерно в 420 км (260 милях) от границы с Пакистаном.

Этот выжил

В наши дни мало кто приезжает в Бам — это сухопутные путешественники, прибывающие из Пакистана или направляющиеся в него.

Кроме посещения остатков былой славы в городе, здесь особо не на что побывать.Это также одно из самых теплых мест, которые я когда-либо посещал. Так что в то время, когда я не гулял по развалинам Бама, я пил чай с местными жителями.
Местные жители Бама осыпали меня бесконечными улыбками. Они были счастливы, что в их город снова приехал иностранный турист. Они надеются, что их город снова посетят иностранные туристы.

Старый город Бам в настоящее время восстанавливается до его былой славы,

Не стоит посещать Бам, пока он не будет полностью восстановлен, за исключением тех случаев, когда вы находитесь в этом районе.Но ехать в Бам только для того, чтобы посмотреть на груду обломков, того не стоит.

Дополнительная информация о Баме.

Лучший и единственный способ добраться до этого района — из города Керман. Керман хорошо связан с остальной частью Ирана поездом и автобусом. Керман — город, который стоит посетить отдельно.

Из Кермана автобусы ходят каждый второй час. Если не хотите ждать, в любое время дня доступны общие машины.
Если вы уезжаете из Кермана в ранние часы дня, можно совершить однодневную поездку в Бам, а вечером — обратно в Керман.

Если вы все же решите остаться в Баме на ночь — Акбар Гостевой дом место для проживания. Он популярен среди переселенцев, приезжающих или собирающихся в Пакистан.

Нравится? Поделиться! Приколи это!

Арг-и-Бам когда-то был известной остановкой на исторических торговых путях на Ближнем Востоке. Цитадель в центре Бама когда-то была самым большим зданием в мире, построенным из органических материалов.

За несколько минут 2000-летняя история Бама и его надежды на будущее остались в руинах | Окружающая среда

На протяжении двух тысячелетий желто-коричневые стены древней цитадели в Баме возвышались над обширной пустыней Даште-Кавир, привлекая торговцев и паломников к пышному оазису.Но вчера утром всего за несколько минут эти столетия великолепия исчезли, когда было уничтожено одно из величайших археологических сокровищ Ирана. Цитадель, одно из величайших построек из сырцового кирпича в мире, просто рухнула вместе с сотнями домов в современном городе вокруг нее.

Хотя Бам имеет долгое и славное прошлое, его недавний успех в качестве сельскохозяйственного и промышленного центра привлек тысячи мигрантов со всего юго-востока Ирана, что косвенно привело к огромному количеству погибших в результате землетрясения.

Доминировало крупномасштабное некачественное строительство, поскольку иностранные и внутренние инвестиции увеличили население города до 200 000 человек. Жители скопировали строения своих предков из сырцового кирпича, но добавили более тяжелую крышу и быстро возводили здания, чтобы справиться с острой нехваткой жилья.

До вчерашнего дня казалось, что стремительный рост Бама предвещает подъем города. Большая заслуга в его расширении принадлежит бывшему президенту Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани, который родился в семье, выращивающей фисташки в этом регионе.

Город славится своими богатыми урожаями: прежде всего финиками, а также апельсинами, которые сейчас в сезон. Пышные цитрусовые рощи окружают разросшийся город.

Рафсанджани использовал свое положение, чтобы электрифицировать город — хотя электричество было отключено вчерашним землетрясением — и создать особую экономическую зону Арг в Баме, где сейчас производятся автокресла Daewoo. Дальнейшие инвестиции принесли отели, спортивные площадки, ипподром и аэропорт, что может оказаться решающим для международной операции по спасению и оказанию помощи.

Новые сооружения теперь лежат среди разрушенных старых районов, где вчера жители дрожали от костров, которые они устроили на засыпанных щебнем улицах.

«Исторический квартал города был полностью разрушен и привел к большим человеческим жертвам», — сказал Мехран Нурбахш, главный представитель Красного Полумесяца.

Не может быть большего контраста с великолепием, которое когда-то знал город. Его цитадель Арг-и-Бам, построенная из сырцовых кирпичей, соломы и стволов пальм, занимает площадь почти шесть квадратных километров.Сотни домов окружали дворец правителя; в центральных конюшнях находилось 200 лошадей; и в нем были тюрьма, базар и спортзал. Похоже, что немногие из этих построек сохранились сегодня.

«Это трагедия для всей страны», — сказал Шахрох Размжу, куратор Национального музея Ирана в Тегеране.

«Цитадель — одно из величайших построек из сырцового кирпича в мире. Снаружи крепостных стен сохранились следы парфянского периода, почти 2000 лет назад, а также есть упоминания о городе в документах более ранних периодов.

Доктор Размжу сказал, что со временем город развивался слой за слоем. «В разные династии в городе происходили реконструкции и изменения. Здесь есть почти все, относящееся к разным периодам: мечети, школы, дворец губернатора и дома для народа ».

Бам стал важным торговым центром благодаря своему расположению на Великом шелковом пути между Китаем и Европой и южном торговом пути. из Пакистана и Индии.Город находится всего в 350 км (217 миль) к западу от современного Пакистана.

Он славился своим высококачественным текстилем, а его зороастрийский храм огня, позже замененный мечетью, привлекал паломников со всего региона. На пике своего могущества, в период Савафидов, между 16 и 18 веками, он был домом для почти 13 000 человек.

Но после вторжения афганцев в 1722 году его значение постепенно уменьшалось, и большинство жителей перебрались в районы за стенами в 19 веке, оставив цитадель для использования в качестве казарм, пока даже армия не покинула ее в 1932 году.

Реставрационные работы начались 21 год спустя, и после революции он стал крупным туристическим объектом, ежегодно привлекающим более 100 000 посетителей.

Но туризм недавно пострадал от преступности в регионе, включая похищение западных отдыхающих вооруженными бандами.

Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании посоветовало посетителям проявлять осторожность и путешествовать только с турами, одобренными правительством.

Потеря ценного дохода от иностранных отдыхающих усугубит отчаянное положение жителей Бама.«Исторически и археологически весь регион очень, очень богат и является очень важной частью Ирана», — сказала Веста Сархош Кертис, куратор Британского музея и редактор иранского журнала «Иран».

«Это ужасный позор, хотя человеческие потери, конечно, намного больше. С этим землетрясением ущерб, вероятно, настолько велик, что я не знаю, смогут ли они восстановить [цитадель]. Они проделали большую работу там с Фондом культурного наследия и имеют подробные планы, чтобы они точно знали, каковы их контуры.Но, конечно, будет очень сложно — и дорого — восстановить его ».

ЮНЕСКО, главное агентство ООН по культуре, обратилось в Тегеран с просьбой разрешить отправить группу по оценке для изучения того, что осталось от сооружения.

Джон Кертис , хранитель древнего Ближнего Востока в Британском музее, сказал, что иранское правительство имеет хороший послужной список в сохранении культурных объектов, но не было много мер предосторожности, которые они могли бы предпринять, чтобы предотвратить повреждение такого места, как цитадель.

«Они очень хорошо присматривают за археологическими и историческими местами, и я уверен, что они сделают все возможное, чтобы свести к минимуму последствия этой катастрофы, но, тем не менее, они будут значительными», — сказал он.

«Это очень впечатляющее место, невероятно хорошо сохранившееся, поэтому оно так важно; это целый город 18 века. Это большая потеря для культурного наследия Ирана.

» Туристическая торговля в Иране постепенно увеличивается еще со времен революции и есть много впечатляющих сайтов.Но я не сомневаюсь, что они надеялись продвигать и поощрять туризм, и это, очевидно, удар по их усилиям ».

Привилегированный взгляд на легендарное прошлое Бруклинской музыкальной академии

Добро пожаловать в здание Питера Джея Шарпа на БАМе. Фотографии Eagle: Роб Абруззезе

Самое главное в пьесе.

И БАМ — идеальное место для этого.

Бруклинская музыкальная академия, старейший центр исполнительских искусств Америки, в наши дни находится в центре внимания, потому что там находится резиденция Королевской шекспировской труппы (RSC).

Цикл четырех исторических пьес Барда «Король и страна» известной британской театральной труппы получил широкое признание — особенно за потрясающую постановку «Фальстафа» Энтони Шера и захватывающее изображение Ричарда II Дэвидом Теннантом, у которого большой поклонник. базы благодаря его роли Десятого Доктора в сериале BBC «Доктор Кто».

Совпадая с резиденцией RSC, БАМ недавно предложил экскурсии по историческим зданиям Форт-Грин, что дало ценителям театра возможность заглянуть в легендарное прошлое любимого бруклинского культурного учреждения.Brooklyn Eagle разрешили присоединиться к ним.

Участники воскресного тура, 24 апреля, стояли на сцене, где знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо пел в «Фаусте» 1908 года.

Они вошли в оперную ложу, где сидела принцесса Диана во время постановки Валлийской национальной оперы 1989 года по опере Верди «Фальстаф».

Сцена и оперная ложа находятся в Оперном театре им. Б.А.М. Говарда Гилмана, который находится в здании Питера Джея Шарпа по адресу 30 Lafayette Ave.

->

В оперном театре с максимальной вместимостью 2100 мест перед сценой есть оркестровая яма.

Директор Канадской оперной труппы Роберт Лепаж приказал построить бассейн в оркестровой яме для сборника произведений Стравинского «Соловей и другие короткие басни», сообщил гид Луи Флек. Певцы одеты в гидрокостюмы. На сцене сидел оркестр.

Все началось на Монтегю-стрит

История

БАМа началась задолго до появления легендарного Карузо в оперном театре.

Как объяснил Флек, менеджер архива BAM Hamm, Бруклинская музыкальная академия изначально была учреждением Brooklyn Heights.Он открылся в 1861 году на Монтегю-стрит, где сейчас находится продуктовый магазин «Эдемский сад».

Основатели академии изначально ограничивали программирование исполнительскими видами искусства «высокого уровня», такими как опера, симфонии и классическая музыка; они считали театр слишком «приземленным», — сказал он.

Вскоре стало очевидно, что высокое искусство не занимает места в академии. Помещение в здании на Монтегю-стрит сдавалось в аренду для других видов представлений — например, конного шоу, которое, по словам Флека, было «предшественником цирка».

Кроме того, в первый год работы академии главные боссы изменили свое мнение о театре и решили разрешить постановку пьес Шекспира.

Здание Brooklyn Heights сгорело в результате пожара 1903 года. Земля была продана, и в Форт-Грин было построено новое здание академии.

Выбор 30 Lafayette Ave. в качестве места для нового здания был логичным из-за близости этого места к Фултон-стрит, которая в то время была «Бруклинским Бродвеем» с множеством театров, сказал Флек.

Мюзик-холл превратился в кинотеатры

Здание академии, ныне известное как здание Питера Джея Шарпа, было спроектировано компанией Herts & Tallant в нео-итальянском стиле эпохи Возрождения.

Согласно отчету о назначении Бруклинской музыкальной академии в 1978 году городской комиссии по сохранению достопримечательностей исторического района Бруклинской музыкальной академии, эта архитектурная фирма была известна своим «внимательным вниманием к акустике, которое сделало их театральные проекты технически выдающимися».”

Оперный театр в здании используется до сих пор. Первоначально в здании был мюзик-холл на 1600 мест, который в 1999 году был разделен на четыре кинозалы для кинотеатров BAM Rose Cinemas.

Воскресные кинопоказы еще не начались, поэтому любители гастролей смогли пройти в Театр 3, откуда видна арка авансцены бывшего мюзик-холла.

Они также познакомились с помещением на втором этаже, которое в первые десятилетия существования здания на Лафайет-авеню служило бальным залом.Это пространство было преобразовано в BAMcafé, преобразование также произошло в 1999 году.

После того, как бальный зал перестал быть бальным залом, он был сдан в аренду школе под названием Бруклинская академия для мальчиков. Это было после Второй мировой войны, когда многие бруклинцы из среднего класса переехали в пригород, и БАМ пережил тяжелые времена.

«Аудитория испарялась, — сказал Флек.

Финансовые перспективы

БАМ были настолько мрачными, что в какой-то момент не хватило денег на качественную покраску. По его словам, все внутреннее убранство здания было выкрашено в серый цвет линкора.

Харви Лихтенштейн спешит на помощь

Флек рассказал путешественникам о Харви Лихтенштейне, который стал исполнительным директором БАМа в 1967 году, и его возрождении БАМа, превратив его в площадку для экспериментальной работы.

Лихтенштейн учился в колледже Блэк Маунтин в Северной Каролине, поэтому он знал танцора Мерс Каннингема и других художников-авангардистов. Вскоре после прибытия Лихтенштейна в БАМ он поставил месячный сериал о Мерсе Каннингеме.

Лихтенштейн создал «автобус БАМ», который доставлял жителей Манхэттена в театр и обратно.

Художники, превратившие БАМ в модное место для экспериментального театра, включали Роберта Уилсона, чьи работы не были повествовательными, сказал Флек. Премьера 12-часовой оперы Вильсона «Жизнь и времена Иосифа Сталина» состоялась в БАМе в 1973 году.

В 1980-х годах Лихтенштейн создал фестиваль «Следующая волна», ежегодный ряд передовых работ, который продолжается и по сей день.

Одно из первых достижений фестиваля — это эпическая опера без антракта Филипа Гласса «Эйнштейн на пляже», поставленная в 1984 году.

Театр Маджестик стал БАМ Харви

Были времена, когда Лихтенштейн делал, казалось бы, невозможное — например, убедил город потратить 5 миллионов долларов в 1980-х годах на ремонт заброшенного театра Маджестик на Фултон-стрит 651 для БАМа.

Выдающийся режиссер Питер Брук хотел поставить свою девятичасовую адаптацию индийского эпоса «Махабхарата» в БАМе. Но он хотел, чтобы театральное пространство выглядело «грубым», — сказал Флек.

Ремонт был проведен таким образом, что театр по-прежнему выглядел как «прекрасные руины», когда он был закончен, сказал Флек.

«Махабхарата» открылась здесь в 1987 году. Сразу после этого Брук поставил в театре «Вишневый сад».

Зал на 834 места теперь называется BAM Harvey Theater в честь Лихтенштейна. В вестибюле висит портрет Лихтенштейна Чака Клоуна.

Majestic открылся как театр на 2300 мест в 1904 году, сказал Флек. Его первой постановкой была варьете «Волшебник страны Оз».

Поскольку тур проходил рано днем, у участников было время выйти на сцену БАМа Харви до того, как публика прибыла на утренник Королевской шекспировской труппы «Генрих V.»

В тот час красивый стеклянный пол сцены был лишен реквизита. Но можно было мельком увидеть реквизит, спрятанный в крыльях театра, в том числе сверкающий доспех в форме лошади.

Райан Гастелум, супервайзер БАМа, работающий над пьесой «Король и страна», показал туристам интересные детали декораций.

Например, с потолка свисали занавески из цепочек из латунных шариков. Цепи служат фоном, на котором проецируются изображения Вестминстерского аббатства.

Барбакан в Лондоне, где Королевская шекспировская труппа использовала спектакль «Король и страна» перед визитом в Китай, — театр гораздо больше, чем БАМ Харви, — сказал Гастелум.

«Команда RSC отлично подошла к тому, как все это подогнать, — сказал он.

Спектакли «Король и страна» продлятся до 1 мая.




Да здравствуют короли на БАМе

25 апреля | Автор: Лор Кроган,

В

БАМ пройдут крупнейшие в мире стипендиальные прослушивания «Олимпийские испытания балета».

25 апреля | Автор: Лор Кроган,

БАМ! Чудо сбора средств строит империю

Карен Брукс Хопкинс ожидает худшего и ничего не оставляет на волю случая. Получив многолетний корпоративный грант, президент Бруклинской музыкальной академии начинает задаваться вопросом, как она заменит фонды, когда деньги закончатся.Она часто оплакивает тот факт, что отдельные жертвователи в наши дни не любят делать пожертвования, а корпорации и фонды отказываются от искусства. И когда она говорит о том, что выиграла грант с шестизначными цифрами для своей организации (из которых она выиграла много), она часто называет это «чудом».

Возможно, именно так давний руководитель БАМа превратил некогда невидимый центр исполнительских искусств в правящую королеву Бруклина — и в одно из самых успешных культурных учреждений в мире. «Она абсолютный пессимист», — сказал Уильям Кэмпбелл, вице-председатель BAM и старший советник JPMorgan Chase.«Но о настойчивой решимости Карен ходят легенды. Она всегда больше всего протестует, а потом производит больше всего». И как. За прошедший год, ознаменовавшийся 150-летием БАМа, культурный центр собрал рекордные 51,6 миллиона долларов и привлек самую большую аудиторию за всю историю: его представления посетили 657 000 человек. Его операционный бюджет подскочил до 50 миллионов долларов, что на 25% больше, чем два года назад. И он готовится к открытию 5 сентября своего третьего театра, небоскреба Ричарда Б. Фишера, способствуя развитию растущей империи в благоустроенном районе Форт-Грин.Вдобавок ко всему, по словам г-жи Хопкинс, БАМ близок к завершению кампании по сбору средств на сумму 300 миллионов долларов, начатой ​​в разгар рецессии в 2009 году. «Все впечатлены тем, как много происходит с БАМом», — сказала Кристин Лемкау, глава подразделения Корпоративный бренд в JPMorgan Chase, который недавно предоставил учреждению 1,5 миллиона долларов и является корпоративным спонсором сезона 150-летия, а также первым спонсором Fisher Building. «Люди больше не чувствуют необходимости ехать на Манхэттен.БАМ — это пункт назначения ». Хотя 60-летняя г-жа Хопкинс является гуру управления и сбора средств в БАМ, она не единственный руководитель, стоящий за его успехом. В необычной для организации исполнительского искусства обстановке она возглавляет БАМ совместно с Джозефом Мелилло, исполнительным продюсером академии. 65-летний г-н Мелилло, который путешествует по миру в поисках передовых артистов и программ, прославивших БАМ, является архитектором художественной миссии организации, предлагая пищу для размышлений и новаторскую работы из мира драмы, музыки, оперы и танца.Два руководителя работали заместителями в своих областях под руководством легендарного Харви Лихтенштейна, предыдущего лидера БАМа, до тех пор, пока он не ушел в отставку в 1999 году, а затем вместе взяли на себя бразды правления. — сказал Мелилло. «Мы оба строим здесь институт, используя разные стороны нашего уравнения с общим видением БАМа в 21 веке». Их видение намного шире, чем просто повышение престижа БАМа. В течение многих лет БАМ был ведущей организацией, пытающейся создать культурный район в непосредственной близости от него, с многочисленными культурными учреждениями и мероприятиями, объединенными в радиусе пяти кварталов.«Мы рассматриваем этот район как культурный район 21 века», — сказала г-жа Хопкинс. «В нем есть и малое, и большое, черное и белое, изобразительное и исполнительское искусство, и все выглядит по-разному и индивидуально. Так выглядит городской Нью-Йорк 21-го века и что представляет собой этот район».

Терракотовый памятник музыке: Бруклинская музыкальная академия

Примечание редактора: эта история была первоначально опубликована в 2011 году и была обновлена. Вы можете прочитать предыдущий пост здесь.

Манхэттен любит думать, что это культура, на которой все и заканчивается, но мы их победили.Бруклинская музыкальная академия — старейший центр исполнительских искусств Америки, основанный в 1861 году.

Хорошо, его не было ни в этом месте, ни в этом здании на авеню Лафайет, 30, но у нас все еще есть реквизит. Первоначальный БАМ, построенный в 1859 году, находился на Монтегю-стрит, тогдашнем деловом и культурном центре Бруклина.

Оригинал Бруклинской музыкальной академии на Монтегю-стрит в 1861 году. Литография из журнала Harper’s Weekly, выпущенного в Библиотеке Конгресса.

Это здание сгорело в результате одного из самых впечатляющих пожаров в этом районе в 1903 году, и когда было принято решение восстановить его, было решено сделать все возможное, чтобы показать гордость Бруклина, которая сильно пострадала, когда город был поглощен большим Нью-Йорком.

После конкурса дизайнеров отцы города решили заключить контракт с Генри Хертсом и Хью Таллантом на разработку нового БАМа. Herts & Tallant были одними из лучших театральных дизайнеров в городе, ответственными за некоторые поистине великолепные пространства, такие как шедевр в стиле модерн Новый Амстердамский театр, который был спроектирован в 1903 году, в том же году они спроектировали театр Lyceum, который считается многими архитектурным бюро. историки, чтобы быть самым красивым театром в городе.

БАМ был спроектирован как не просто концертный зал, а полноценный культурный центр с оперным театром, театром, лекционным залом и офисными помещениями, которые на первом этаже связаны общим вестибюлем, а наверху — общим фойе. который можно переоборудовать в банкетный или бальный зал.

Красочный полихромный терракотовый фасад дополняет близлежащий Бруклинский масонский зал, построенный в то же время совершенно другим архитектором и другой организацией. Эти два здания являются одними из лучших в Форт-Грин, а также в Бруклине.

Фасад — гранит с кирпичом кремового цвета и терракотовой отделкой. Толстые путти, играющие на музыкальных инструментах, вместе с гирляндами украшают фасад.

Оперный театр, вмещающий 2200 человек, открылся 14 ноября 1908 года постановкой « Фауст » с Энрико Карузо и Джеральдин Фаррар в главных ролях.Среди других знаменитостей, украшавших сцену, — Айседора Дункан, Поль Робсон, Сара Бернар и Рудольф Нуриев. Франклин Д. Рузвельт также выступал в 1940 году в переполненном доме, тысячи людей слушали его с улицы. Здесь также выступал Уинстон Черчилль.

Мы можем отдать должное Харви Лихенштейну за обновление БАМа как одного из самых инновационных и важных культурных учреждений города, что не только привело к реставрации и перепрофилированию пространств внутри здания, но и вдохновило искусство вернуться в Бруклин в большом масштабе. способ.Бруклинская музыкальная академия снова стала культурным центром Бруклина.

[Фотографии Сьюзан Де Врис, если не указано иное]

Похожие статьи

Отправьте по электронной почте [email protected] с дальнейшими комментариями, вопросами или советами. Подписывайтесь на Brownstoner в Twitter и Instagram и ставьте нам лайки на Facebook.

BAM Online Archive: Tour Civil War-Era Brooklyn and Beyond

Когда новые архивные исторические ресурсы выходят в Интернет, это всегда повод для празднования, особенно для энтузиастов-копателей порой малоизвестной истории.У любителей истории Бруклина появился новый источник информации (и отвлечение внимания) благодаря Цифровому архиву Бруклинской музыкальной академии Леона Леви, который был запущен в июне.

Интерьер театра «Маджестик» на БАМе в 1987 г., до ремонта. Фото любезно предоставлено BAM Hamm Archives

Новый онлайн-ресурс был частью четырехлетнего проекта, финансируемого Фондом Леона Леви, по оцифровке предметов из архива BAM Hamm. Более 70 000 отдельных предметов теперь доступны в Интернете для любопытной публики.В состав проекта входит широкий спектр материалов: фотографии, плакаты, программы, аудиозаписи и видео.

Элементы датируются периодом с 1850-х годов по настоящее время и документируют историю выступлений на историческом месте, а также архитектурную историю объектов БАМа и, иногда, окрестностей. Документы показывают, кто есть кто из известных личностей и исполнителей с XIX века до наших дней, в том числе Лори Андерсон и Оскар Уайльд.

Лекционная поездка последнего в 1882 году об «Английском Возрождении» была «непонятной для многих в аудитории», согласно современному сообщению в New York Times.

Внешний вид цитадели Бруклинской армии спасения, ныне БАМ-Фишер, около 1900 г. Фото любезно предоставлено архивом БАМ-Хамма

Первоначальный БАМ, построенный в 1859 году, находился на Монтегю-стрит, тогдашнем деловом и культурном центре Бруклина. Он был уничтожен пожаром в 1903 году — и теперь кадры этого пожара доступны для просмотра в Интернете благодаря архиву.

После пожара был проведен конкурс проектов нового концертного зала. Контракт был присужден Herts & Tallant.

Новое здание на авеню Лафайет, 30 открылось 14 ноября 1908 года.BAM также теперь включает в себя BAM Harvey Theater на 651 Fulton Street и BAM Fisher на 321 Ashland Place.

Автостоянка БАМа 1970-х годов. Фото любезно предоставлено BAM Hamm Archives

В коллекции можно найти несколько способов, включая ввод ключевого слова, даты или типа мультимедиа и просмотр категорий коллекции, таких как фотографии зданий или программы и афиши.

Вы можете провести собственный поиск в цифровом архиве Леона Леви BAM здесь.

От фотографий интерьеров XIX века до видов на окрестности XX века — здесь есть много полезных ресурсов для любителей истории.

Похожие статьи

Отправьте по электронной почте [email protected] с дальнейшими комментариями, вопросами или советами. Подписывайтесь на Brownstoner в Twitter и Instagram и ставьте нам лайки на Facebook.

Эта древняя цитадель похожа на гигантский замок из песка

На южной окраине иранского высокого плато, недалеко от пакистанской границы, цитадель на вершине холма Арг-э-Бам отмечает Шелковый путь. Согласно легенде, этот город с земляной архитектурой обязан своим существованием волшебному червю.

В эпической поэме персидского поэта Фирдоуси « Шахнаме » девушка пряла хлопок, когда обнаружила в своем яблоке червя. Продолжая есть и расти, он выделял тонкую нить, которая принесла огромное богатство ее отцу, Хафтваду, который укрепил город, чтобы защитить его магию. По словам историка и географа Хамдоллаха Мостоуфи, когда вторгшийся завоеватель штурмовал цитадель и пронзил червя металлическим стержнем, «червь Хафтвада лопнул, и по этой причине место было названо Бам (что означает взрыв).”

Сводчатые и купольные конструкции Бама характерны для средневекового города-крепости.

Фотография Мартина Грея, National Geographic

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Волшебный червь из эпоса Фирдоуси, вероятно, был шелкопрядом. Построен в VI-IV веках до нашей эры. На перекрестке важных торговых путей Бам заработал репутацию производителя шелковых и хлопчатобумажных тканей, которые, как сообщается, были настолько хороши, что нашли свое место в гардеробах королей.

Его стратегическое расположение в бассейне пустыни между горами Кафут на севере и горами Джебаль-и-Барез на юге имело важное значение для его процветания. Когда-то альпийские реки впадали в Бам через хитроумную серию из канатов , подземных оросительных каналов, которые превратили город в оазис в пустыне, способный поддерживать сельское хозяйство. Сводчатые и купольные конструкции цитадели характерны для средневекового города-крепости и были построены с использованием чинэ (глиняные слои) и хешт (высушенный на солнце глиняный кирпич).

К 19 веку большинство жителей Бама перебрались в поселения за пределами цитадели, но его здания и мечети постоянно использовались для образования, религиозных обрядов и культурных праздников, таких как Навруз, персидский Новый год, на протяжении 21 века. Рано утром 26 декабря 2003 г. землетрясение силой 6,6 балла вдоль сейсмического разлома Бам разрушило регион. Более 30 000 человек погибли, десятки тысяч получили ранения и около сотни тысяч остались без крова.Большая часть оборонительных стен Арг-э-Бама и кварталов губернатора превратилась в руины, однако канаты и фундамент цитадели остались нетронутыми, открывая археологам новые пласты истории.

Мужчина готовит хешт, высушенный на солнце сырцовый кирпич.

Фотография Франческо Лоренцетти, Алами

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

ЮНЕСКО подготовила комплексный план реконструкции на 2008–2017 годы для восстановления города с использованием оригинальных методов и материалов земляной архитектуры.В 2013 году он был исключен из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, и по состоянию на 2016 год было восстановлено более 90 процентов.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *