Анатомическая экспозиция «Гродненская кунсткамера»
Университет > Структура > Кафедры > Нормальной анатомии
Анатомическую коллекцию экспонатов в Гродненском государственном медицинском университете начали собирать сразу же после его открытия в 1958 году. За более чем 60 летнюю историю на кафедре нормальной анатомии накоплены уникальные экспонаты, демонстрирующие строение структур человеческого организма в норме и при определенных индивидуальных вариантах строения. А также кафедра располагает многочисленными экспонатами тератологических препаратов – «сиамские близнецы», «русалки», «двуликий Янус», «циклопия», «анэнцефалы», плоды с многочисленными пороками развития.
В настоящее время кафедра нормальной анатомии располагается в здании учебного корпуса Гродненского государственного медицинского университета по адресу ул.Горького,81. Торжественное открытие состоялось 1 сентября 2021 года с участием губернатора Гродненской области Караника Владимира Степановича, заместителя министра здравоохранения Андросюка Бориса Николаевича, ректора университета Кротковой Елены Николаевны.
Коллекция открыта как для индивидуального, так и для группового посещения. Возможно чтение лекции с участием высококвалифицированного экскурсовода (из числа профессорско-преподавательского состава).
График работы экспозиции «Гродненская кунсткамера» (c 1 по 31 октября 2022):
День недели |
Время работы |
Понедельник |
Выходной |
Вторник |
10.30 — 19.00 (перерыв 14.30 — 15.00) |
Среда |
10.30 — 19.00 (перерыв 14.30 — 15.00) |
Четверг |
10. |
Пятница |
10.30 — 19.00 (перерыв 14.30 — 15.00) |
Суббота |
10.30 — 19.00 (перерыв 14.30 — 15.00) |
Воскресенье |
Выходной |
Уважаемые посетители, в связи с меняющейся эпидемиологической обстановкой в работе экспозиции возможны изменения. Кафедра рекомендует уточнить график работы перед посещением заранее по телефону.
Адрес: г. Гродно, ул. Горького, 81.
Телефон: 44-10-78 (кафедра), ответственный за организацию экскурсий – Зеленецкая Ольга Петровна
Храмы российской науки
Армиллярная сфера на башне Кунсткамеры. Фото: Мария Лобкова / Wikimedia
18 апреля отмечают Международный день памятников и исторических мест, принятый ЮНЕСКО в 1983 г. на 22-й Генеральной конференции ООН. В преддверии 300-летия Российской академии наук рассказываем о трех главных зданиях российской науки.
Кунсткамера
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН), находящийся на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, — это символ РАН, поскольку именно он, а также Библиотека Петра I и «натуральных вещей камора» рассматривались как неотъемлемые части академии наук и как «инструменты», способствующие деятельности академиков. Кунсткамера — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения. Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Петра I, принято считать 1714 г. Первый в России музей должен был просвещать население и бороться с невежеством.
Император был очень заинтересован в создании Кунсткамеры и выделял на ее постройку свои личные сбережения. Многие историки считают, что он принимал участие в поиске места для строительства, проектировании здания и планировке залов музея. Помимо прочего, Кунсткамера создана на основе собственных коллекций Петра I, собранных в результате его заграничных путешествий.
Первоначальный проект Кунсткамеры составил архитектор Андреас Шлютер, но после его скоропостижной смерти работу над проектом продолжил его ученик Георг Иоганн Маттарнови, с которым они вместе прибыли в Санкт-Петербург в 1714 г. Согласно сохранившемся документам, Маттарнови принял в работу все модели и чертежи своего учителя. Позднее работами руководили архитекторы Н.Ф. Гербель и Гаэтано Киавери. Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором М.Г. Земцовым, но позднее, после пожара 1747 г., Кунсткамера утратила первоначальный вид: исчезли фигурные фронтоны и высокая крыша. Проектом по восстановлению здания руководил архитектор С.И. Чевакинский.
Помимо того, что Кунсткамера известна многим как музей, в ней проводят и научную деятельность: в МАЭ РАН исследуют эволюцию человека, изменения древней материальной культуры, языки народов мира и др.
Кунсткамера. Рисунок на титульном листе книги Леонарда Эйлера «Руководство к арифметике для употребления Гимназии при Имп. Академии наук переведено с немецкаго языка чрез Василья Адодурова Академии наук адъютанта», Спб., тип. Акад. Наук, 1740. Источник: сайт Кунсткамеры
Кунсткамера в Санкт-Петербурге, 2018 г.
Фото: Ad Meskens, Wikipedia
Александрийский дворец (Усадьба «Нескучное»)
Одно из зданий, принадлежащее президиуму РАН, — Александрийский дворец. Он был построен архитектором Вильгельмом Иехтом в 1756 г. (по другим сведениям, архитектором В. Яковлевым) для промышленника П.А. Демидова, выкупившего несколько участков Нескучного сада у разных владельцев.
Будучи любителем растений, П.А. Демидов развел целый ботанический сад в форме амфитеатра с двумя оранжереями (зимней и летней), а также «травниками» при дворце. Академик П.С. Паллас, составивший каталог растений П.А. Демидова, утверждал, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений». После смерти П.А. Демидова у усадьбы сменилось еще несколько владельцев. В 1832 г. усадьбу выкупило Дворцовое ведомство и поручило архитектору Е.Д. Тюрину привести ее в соответствие с предпочтениями новых владельцев — так ее обновили в духе позднего ампира. В те же годы дворцу дали название, по которому мы его знаем сегодня, — Александрийский дворец.
После революции здесь располагался музей мебели. По решению И.В. Сталина в 1934 г. дворец был передан президиуму Академии наук СССР.
Александрийский дворец.
Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»
Александрийский дворец.
Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»
Награждение победителей и призеров III Всероссийской викторины юных физиков в Александрийском дворце.
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Президиум РАН («Золотые мозги»)
Еще одно здание президиума РАН располагается на Ленинском проспекте и представляет собой памятник эпохи советского модернизма. В отсутствие высоких зданий в его окрестностях оно и сегодня приковывает взгляды москвичей и гостей столицы.
Архитектурный замысел авторов здания президиума олицетворяет вышедший на новый мировой уровень научно-технологический прогресс Советского Союза. Проект здания президиума АН СССР появился в конце 60-х гг. XX в. Для этого была создана рабочая группа президиума под председательством вице-президента АН СССР М.Д. Миллионщикова.
Строительство началось в 1973 г., но завершилось лишь в 1990 г. Это был сложный и дорогостоящий проект, выполняемый в соответствии с последними мировыми технологиями. И это в условиях эмбарго, наложенного на Советский Союз и нехватки финансирования. Проектирование было поручено Государственному институту по проектированию научно-исследовательских институтов и лабораторий (ГИПРОНИИ АН СССР). Авторским коллективом руководил архитектор Ю.П. Платонов.
В основании здания — стилобат, возвышение, которое прячет в себе парковку и технические этажи; периметр парадных помещений и конференц-залов образует собой каре (замкнутый четырехугольник) и внутренний атриум — закрытый внутренний двор, в котором установлены аллегорические фигуры, выполненные скульптором Г.В. Франгуляном.
Сложная конструкция золотого венчания получила неофициальное прозвище «золотые мозги». Его зеркальные стекла с золотым напылением преломляют и отражают свет таким образом, что даже в пасмурную погоду создается эффект сияния. Четыре циферблата часов, расположенные там, были запущены в 2017 г.
Помимо президиума РАН, в здании располагается ряд других научных организаций, в том числе Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
Президиум Российской академии наук.
Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»
Президиум Российской академии наук.
Фото: Николай Малахин / «Научная Россия»
Заседание президиума РАН, 28.02.2023 г.
Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»
Источники
Кунсткамера — все знания о мире в одном здании. Официальный сайт Кунсткамеры
Нескучное (усадьба). Wikipedia
Здание Президиума РАН. Wikipedia
Фото на главной странице: Кунсткамера в Санкт-Петербурге, 2018 г. Автор: Ad Meskens / Wikipedia
10 достопримечательностей Санкт-Петербурга
Летний сад / Legion-Media
Летний сад
Зона отдыха
Летний сад, расположенный в нескольких минутах ходьбы от Эрмитажа, является самым известным зеленым уголком Санкт-Петербурга и идеальным местом для медитации после долгого дня осмотра достопримечательностей и прогулок. Сад был спроектирован лично Петром I, который приказал украсить сооружение своей дачи 250 мраморными статуями и величественными фонтанами. Летом сад регулярно посещают местные уличные музыканты, которые исполняют для вас серенаду во время прогулки на природе.
Открыто: ежедневно с 10:00 до 21:00, 19:30. по вторникам
Билеты: бесплатно
Русский музей
Все необходимое русское искусство
Русский музей, расположенный в роскошном Михайловском дворце, может похвастаться одной из крупнейших коллекций русского искусства в мире. Он разделен на два этажа, посвященных различным периодам русского искусства, от ранних икон XII и XIV веков до художественного движения социалистического реализма ХХ века. Вы сможете полюбоваться известными портретами Дмитрия Левицкого, морскими пейзажами Ивана Айвазовского, произведениями авангардного искусства Натальи Гончаровой и Казимира Малевича, а также исследовать русскую историю по произведениям Василия Сурикова.
Открыто: Пн. с 10:00 до 20:00, ср. к Солнцу. с 10:00 до 18:00, чт. с 13:00 до 9 вечера Выходной: вторник
Билеты: 450 руб.; студенты 200 рублей
Эрмитаж
Гордость города
Посещение Эрмитажа – это не просто рекомендация, это обязательное условие для всех гостей города. Его коллекция насчитывает более 3 миллионов предметов и является самой большой коллекцией картин в мире. Хотя невозможно осмотреть весь музей за один день, вы можете выбрать из огромного выбора различных периодов и форм искусства в зависимости от ваших интересов: от доисторического искусства, египетских древностей и мумий до русского и европейского изобразительного искусства.
Открыто: Вт. к Солнцу. с 10:30 до 18:00; Обвенчались. и пт. с 10:30 до 21:00
Билеты: вход бесплатный в первый четверг месяца; 700 рублей (взрослые) или 400 рублей (школьники, студенты и российские пенсионеры)
Зимний дворец / Легион-МедиаМариинский театр
Театральное время
Мариинский театр, спроектированный русско-итальянским архитектором Альберто Кавосом, является центром классических представлений в городе. Именно здесь в свое время состоялась премьера шедевров Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова. Каждое лето в театре проходит фестиваль «Звезды белых ночей», в котором принимают участие лучшие исполнители из России и не только.
Время работы: Кассы открыты с 11:00 до 19:00.
Билеты: Варьируются
Музей политической истории
Идеальное место для фанатов истории
Русофилы и любители истории не могут пропустить этот увлекательный музей с артефактами из политической истории России. Расположенный в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской, известной своей предполагаемой связью с последним царем Николаем II, дом впоследствии был захвачен Лениным во время революции 1917 года. Сегодня в здании находится кабинет Ленина, а также многочисленные политические артефакты, фотографии и плакаты, документирующие историю России.
Открыто: вс. до вт., сб. с 10:00 до 18:00 Обвенчались. и пт. с 10:00 до 20:00 Выходной четверг и последний понедельник каждого месяца
Билеты: 250 рублей для взрослых, бесплатно для детей
Петропавловская крепость
Пляж, крепость, тюрьма
Всего в 10 минутах ходьбы от Эрмитажа, другой Незабываемая достопримечательность – Петропавловская крепость. Именно здесь были заложены основы города Петром Великим. Построенная, чтобы выдержать нападение шведов, крепость никогда не служила своей первоначальной цели, но на протяжении веков использовалась как тюрьма, монетный двор, лаборатория ракетных двигателей и как место упокоения императорской семьи. Сегодня крепость является частью музея истории Санкт-Петербурга, в котором представлены различные музеи, документирующие историю города и крепости. Он также включает в себя очаровательный собор и небольшой пляж, где вы можете поймать редкие солнечные лучи города.
Открыто: Открыто весь день. Музеи открыты с 10:00 до 18:00. закрыто по средам
Билеты: бесплатно, хотя вход во все музеи платный
Храм Спаса-на-Крови
Привлекательная церковь
Построен на месте убийства царя Александра II в 1881 году, церковь с его поразительные цветные купола — самое заметное здание на Невском проспекте. Если снаружи церковь выглядит потрясающе с ее яркими цветами и узорчатыми куполами, то интерьер, полностью покрытый мозаикой, представляет собой еще более выдающееся зрелище и, безусловно, стоит входной платы.
Открыто: ежедневно с 10:30 до 18:00. Вечерние открытия собора только летом (1 мая-30 сентября): 18:00. до 22:30 Выходной по средам
Билеты: взрослые 250 руб., дети 50 руб.
Храм Спаса на Крови / Legion-MediaИсаакиевский собор
Захватывающие дух виды
Исаакиевский собор возвышается над горизонтом Санкт-Петербурга и является четвертым по величине собором в мире. На строительство, спроектированное Огюстом де Монферраном, ушло 40 лет. Сегодня в соборе также есть музей, но не покидайте его, пока не подниметесь на вершину купола и не насладитесь панорамным видом на город.
Время работы: с 10:30 до 18:00, вечерний вход с 27 апреля по сентябрь. 30 с 18:00 до 22:30 Выходной по средам
Билеты: 250 рублей
Планетарий
Звездная, звездная ночь
Купол планетария диаметром 37 метров делает его самым большим планетарием в мире. Помимо возможности посмотреть на звездное небо, планетарий предлагает экспонаты, посвященные виртуальной реальности, исследованию космоса и различным современным развлекательным объектам.
Открыто: Пн. к Солнцу. с 10:00 до 22:00
Билеты: 450-550 рублей для взрослых
Музей антропологии и этнографии: Кунсткамера
Музей редкостей
Петр I строил не только крепости и дворцы в Санкт-Петербурге и его окрестностях; его безграничное любопытство и увлечение наукой также привели к созданию одного из самых любопытных музеев города: Кунсткамеры. Первоначально предназначенный для размещения кабинета курьезов Петра, он должен был помочь противостоять суевериям людей о физических аномалиях и природных явлениях. Сегодня здесь представлено огромное количество природных и антропогенных редкостей, а также артефакты со всего мира и коллекция фотографий.
Открыто: Вт. к Солнцу. с 11 утра до 6 вечера
Билеты: 300 руб., студенты 100 руб.
Насекомые становятся искусством в Музее изобразительных искусств, Санкт-Петербург
ул. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Помимо масштаба, размещения и количества насекомых, самое поразительное в этой выставке то, что Дженнифер Ангус приложила руку ко всему.
Да, мы сказали насекомые. «Кузнечик и муравей» и другие истории, рассказанные Дженнифер Ангус», выставленная сейчас в Музее изящных искусств в Санкт-Петербурге, представляет собой живой мир буйного воображения, вращающийся вокруг жутких ползающих животных.
Ангус приготовил желе в банках с сушеными насекомыми, которые светятся светом из затемненного туннеля под названием Муравьиная кладовая. Она тщательно уложила разноцветных экзотических жуков в узоры, похожие на неовикторианские обои в задуманном ею саду, и разместила их так, чтобы они излагали сообщения. Она отлила восковые цветы и разработала обои с пурпурными бабочками, на которых висят ее собственные гравюры. Она кропотливо превращала поврежденных насекомых в гибридных существ, из которых искусно превращала в сцены в ящиках, стеклянных колбах и коробках вместе с другими собранными предметами. И в довершение всего, ее детская книга, В поисках Голиафа Геркулес , продается в сувенирном магазине.
Ангус проработал в этой практике 20 лет и является профессором кафедры дизайна в Университете Висконсин-Мэдисон. Родом из Канады, она была художницей по текстилю, которая открыла для себя практику использования крыльев насекомых в качестве украшения во время путешествия по Юго-Восточной Азии.
Насекомые в основном поступают с ферм или из коллекций коренных жителей Мадагаскара, Малайзии, Таиланда и Новой Гвинеи. Они не находятся под угрозой исчезновения, но их обилие указывает на исчезновение мест их обитания. Она повторно использует насекомых как можно чаще. Она ничего с ними не делает, кроме процесса регидратации. Некоторые зрители думают, что она их рисует, но это не обязательно. Природа часто производит больше красоты, чем любой человек может воссоздать.
Кузнечик, муравей и другие истории, инсталляция художницы Дженнифер Ангус, состоит из 5000 высушенных экзотических насекомых, выставленных в Музее изобразительных искусств в Санкт-Петербурге до 5 января 2020 года. [СКОТТ КИЛЕР | Тампа-Бэй Таймс] Директор музея Кристен Шеперд узнала об Ангусе, когда ее работа была частью знаменитой выставки «Чудо» в галерее Ренвик Смитсоновского института в 2015 году. Шеперд лично увидела работу художника в 2018 году на выставке в музее реки Гудзон. Затем она пригласила ее на персональную выставку.
Ангус планировал «Кузнечика и муравья» на год. На сегодняшний день это ее самая большая инсталляция с примерно 5000 насекомых, и она больше никогда не будет выставлена в таком виде. Он был вдохновлен картиной из постоянной коллекции музея, на которой изображена история из басен Эзопа. Короче говоря, муравьи строят дом на зиму, а кузнечик все лето играет музыку. Наступила зима, и муравьи закрыли кузнечика, потому что он «не работал».
Планируете выходные?
Подпишитесь на наш бесплатный информационный бюллетень «Пять лучших занятий»
Каждый четверг мы будем предлагать идеи, как выйти в свет, остаться дома или провести время на свежем воздухе.
Вы все зарегистрированы!
Хотите получать больше наших бесплатных еженедельных информационных бюллетеней в свой почтовый ящик? Давайте начнем.
Изучите все возможные варианты «Я действительно пришел в ярость, когда прочитал эту басню», — сказал Ангус. «Он работал все лето. Ценим ли мы вклад художников?»
Это опыт Алисы в Стране Чудес, проходящий через Муравьиную Кладовую в зеленую галерею зеленого сада. Насекомые форм, которых вы никогда не видели, и цветов, встречающихся только в природе, выстраиваются в круглые, квадратные и ромбовидные узоры на пространстве стены, одни высоко, а другие близко к земле. Они образуют череп и послание «Мысли и молитвы». В пространстве возвышаются покрытые пчелиным воском кукольные домики. Часы с кукушкой безумно кудахчут. Свечи на кукольных домиках отсылают к глобальному потеплению и горящим тропическим лесам Часы с кукушкой символизируют судный день Мертвые насекомые — результат вымирания экосистем из-за обезлесения9.0005
Но эта информация не размещена в галерее. Об этом говорится в заявлении художника в конце выставки. И хотя викторианские визитные карточки в каждой галерее содержат отрывки из басен, в них нет явного экологического послания.
Если Ангус хочет, чтобы ее сообщение было услышано, почему бы не сделать его более ясным?
«Было исследование, которое показало, что люди тратят больше времени на чтение этикетки, чем на разглядывание художественного произведения», — сказала она. «Я не хотел этого вмешательства. Я понимаю, что это может быть не то, о чем я думал, но это более интересно и создает диалог. Я хочу, чтобы люди использовали свое воображение».
Никакие этикетки не нужны для званого обеда с животными, праздника чучела дикой природы Флориды в коралловой комнате, окруженной искусственными головами животных, обрамленными насекомыми и викторианскими узорами. Звери, кажется, ведут диалог, особенно выдра и олень.
Кузнечик, муравей и другие истории, инсталляция художницы Дженнифер Ангус, состоит из 5000 высушенных экзотических насекомых, выставленных в Музее изобразительных искусств в Санкт-Петербурге до 5 января 2020 года. [СКОТТ КИЛЕР | Тампа-Бэй Таймс] Ее интерес к викторианской эпохе соответствует выбранному ею средству, поскольку это было время сбора и научных исследований. Для людей не было ничего необычного в том, чтобы монтировать изображения жуков, и до сих пор это не так. Но Ангус выводит эту практику на новый уровень в галерее «Кунсткамера». Ящики выдвигаются из двух антикварных шкафов, приглашая зрителей заглянуть в крошечные вселенные с насекомыми, разноцветными бумагами, цветами, растениями и предметами искусства. В стеклянных колбах насекомые сочетаются с предметными стеклами микроскопа викторианской эпохи. Насекомые являются символами смерти на больших выставках memento mori, которые включают черепа коров и конические ульи, называемые скепами. И они изображены в сценах, изображающих семь смертных грехов в черных футлярах по всей галерее. 9Инсталляция 0005 «Кузнечик, муравей и другие истории» художницы Дженнифер Ангус состоит из 5000 высушенных экзотических насекомых, выставленных в Музее изобразительных искусств в Санкт-Петербурге до 5 января 2020 года. [СКОТТ КИЛЕР | Tampa Bay Times ]
Ангус передает версию себя в этих сценах с ящиками. Есть иерархия. Она изображает женский персонаж, гибрид цикады и пчелиного воска, правящий ситуацией, часто держащий книги. И она включает в себя миниатюрные сожженные книги, отсылающие к отрицанию изменения климата. 9Инсталляция 0005 «Кузнечик, муравей и другие истории» художницы Дженнифер Ангус состоит из 5000 высушенных экзотических насекомых, выставленных в Музее изобразительных искусств в Санкт-Петербурге до 5 января 2020 года. [СКОТТ КИЛЕР | Tampa Bay Times ]
Ей требуется день, чтобы заполнить всего три ящика.
«Всегда кажется, что насекомые в пути», — сказала она. «Это жизнь для меня. Я хочу путешествовать и учиться. Я не хочу сидеть без дела».
ЕСЛИ ВЫ ИДИТЕ
На выставке до 5 января. 20 долларов США, 15 долларов США для пожилых людей, студентов, военных и преподавателей Флориды, 10 долларов США в возрасте от 7 до 17 лет, бесплатно для детей до 6 лет и участников; 10 долларов после 17:00 по четвергам. 10:00-17:00 Понедельник-суббота, с 10:00 до 20:00. Четверг, полдень-17:00 воскресенья. Кафе работает с 11:00 до 15:00. вторник-воскресенье. 255 Beach Drive NE, Санкт-Петербург. (727) 896-2667. mfastpete.org.
Специальные мероприятия
Серия лекций «Друзья декоративно-прикладного искусства» представляет местного художника Марка Нолла «Насекомые как украшение» с 14:00 до 15:00.
Ваш комментарий будет первым