«Слово «БАМ» имело магическое значение»
Работать при любых погодных условиях московские строители научились в Тынде
Герой Социалистического Труда, член правления Фонда ветеранов строителей Москвы Анатолий Гусев двадцать пять лет проработал на БАМе. Он одним из первых прибыл на комсомольскую стройку – в маленький поселок Тынду, а уезжал уже из города, в котором проживало 75 тысяч человек. На днях бамовец посетил редакцию «Московской перспективы» и поделился своими воспоминаниями.
Начинал трудовую деятельность монтажником
Мои предки жили на Рязанщине, на самой границе с Тульской и Липецкой областями. Места замечательные – раздолье, река Дон. Здесь же в 1947 году родился и я. Среди девяти братьев и сестер я был средним по возрасту. Детство было традиционным для деревенского мальчишки – помогал, как мог, родителям, бабушке и дедушке. Помню, на каждую семью выделяли по несколько гектаров сахарной свеклы. Мы все лето за ней ухаживали.
Я неплохо учился. Закончил в 1965 году 11 классов чернавской средней школы, собрался поступать в столичный институт. Но конкурс оказался огромным. Решил – отслужу в армии, стану самостоятельным, поднаберусь ума и одолею науку в два счета. Пока же устроился монтажником в СУ-107 треста «Мосстрой-5» Главмосстороя.
1 июля 1966 года под марш «Прощание славянки» отбыл с призывного пункта отдавать трехлетний долг Родине. Служил в войсках ПВО в городе Ефремове Тульской области. Наша часть была расквартирована на второй линии воздушной обороны столицы, которую мы отважно охраняли. Захватил и события 1968 года в Чехословакии, куда нас перебросили, когда в Праге началось восстание.
После армии вернулся на работу на прежнее место. Но в тот раз побыл строителем недолго. Весной 1969 года случились страшные заморозки в черноземной зоне России. Москвичей, которые были хоть как-то связаны с сельским хозяйством или имели права трактористов, отправили в Тамбовскую область восстанавливать посевы вымерзших озимых.
Я имел права на вождение трактора – нас этой науке в сельской школе в обязательном порядке обучали. В Колонном зале Дома Союзов, где проводились торжественные мероприятия, мне за хорошую работу вручили первую в жизни награду – часы с именной гравировкой и благодарственную грамоту от города Москвы.В строительном управлении меня, как подающего надежды монтажника, послали учиться на специальные курсы, а позже поставили бригадиром монтажной бригады. Строительство мы вели во всех районах Москвы – в Чертанове, Гольянове, Солнцеве. Строили на проспекте Вернадского и на Большой Полянке, в Очакове возводили ДСК-2. За микрорайон Гольяново в 1973 году получил орден Трудового Красного Знамени. Это была моя первая серьезная награда.
В Сибирь, в город будущего
В 1974 году страна объявила о строительстве Байкало-Амурской магистрали. За каждой советской республикой и крупными городами на БАМе закрепили конкретные поселки и железнодорожные станции. Молдавия строила Олонку, украинцы возводили Ургал, грузины застраивали Нию, ленинградцы – Северобайкальск. Москвичам досталась Тында.
Я написал заявление с просьбой командировать меня на Север. Управляющий Главмосстороя, чьим подразделением мы являлись, категорически отказал, сказав, что и в столице работы непочатый край. Где бы ни просил, везде от ворот поворот. Полный патриотических чувств, пошел в газету «Правда». Только после звонка оттуда мне разрешили поехать на БАМ. И с первым отрядом в 20 человек я отправился строить город будущего.
До места добирались в два этапа. Сначала шесть дней на поезде до станции Сковордино, а оттуда (женщины на автобусе, а мужчины на грузовике) еще 200 километров по бездорожью, которое значилось на карте как Амуро-Якутская магистраль (АЯМ). На месте оказалось, что жилья нет даже временного. Для нас разбили военную палатку.
Поскольку в Москве я был бригадиром комплексной бригады, меня на эту должность определили и на новом месте. А опыта работы в северных условиях никакого, да и возраст несолидный – всего 27 лет. Но гордый был, ронять марку не хотел.
Привозить из Москвы жен нам в первый год не разрешили, потому что жить в поселке было негде. Пришлось оставить супругу с ребенком дома. Когда они наконец приехали, дочка пошла в первый построенный нами в поселке детский сад, а в пять лет поступила в местную музыкальную школу.
В Тынду потянулись люди разных профессий, не только строители. У нас самым страшным наказанием за провинность была отправка домой, в Москву. Да и зарплата была немаленькая, но люди без внутреннего стержня, бегуны за длинным рублем здесь не выживали и через год-другой возвращались домой. В наших коллективах никогда не было пьяниц. После двух-трех предупреждений таких работников просто выгоняли из бригад.
Практически все мы были молодые, старшим – едва за тридцать. Многие надеялись найти в городе не только работу по душе, но и обрести семейное счастье. Поэтому местное население вскоре стало бурно увеличиваться за счет появляющихся на свет малышей. Когда я приехал в Тынду, в поселке, в основном в бараках, проживало менее тысячи человек. А когда уезжал через 25 лет, население города составляло более 75 тысяч. Изначально я планировал проработать на севере года три. Но затянуло. Несмотря на то что можно было в любой момент вернуться в Москву, я все откладывал и откладывал.
Мы, первопроходцы, со временем переселились в капитальные дома. Наши места в бараках заняли вновь прибывшие. Бараки, к сожалению, не снесены и сегодня. В девяностые и двухтысячные годы государство охладело к развитию БАМа, и массовое строительство в городе было свернуто. Сегодня застраивается лишь один микрорайон Таежный. Это небольшие трех-четырехэтажные дома на сопках, в стороне от центра.
Правда, в последние годы государство поняло, что БАМ нужно развивать. Президент Владимир Путин выделил деньги на увеличение капитального строительства в Тынде и принял решение прокладывать вторую ветку магистрали, поскольку ТРАНССИБ, который на 500 километров длиннее БАМа, перегружен.
Тынду в качестве столицы Байкало-Амурской магистрали выбрали не зря. Это большой железнодорожный узел. Строительство здесь велось комплексно. Зелени вокруг города много. Мы не только валили деревья, чтобы поставить на их месте дома, но и сажали новые, чтобы сохранить экологический режим территории.
Несмотря на то что Тында с Москвой по размерам тягаться не может, развлечений в городе много: кинотеатры, кафе, клубы, культурные центры. Кинотеатр, который мы чаще всего посещали, назывался «Ударник», любимое наше кафе – «Арбат». Есть в городе микрорайон Сокольники. Да и главная улица города в честь центрального района столицы названа – Красная Пресня.
Работу не остановили даже при минус 62 градусах
Строительными материалами нас полностью обеспечивал ДСК-1. В Тынде мы сначала возводили дома серии II-49, а потом П-44 с большими кухнями и комнатами. Правда, в несколько усеченном варианте – не шестнадцати-, а девятиэтажными, рассчитанными на сейсмику и сильные морозы. Все конструкции из Москвы приходили вовремя. Разве что периодически возникали проблемы с доставкой больших плоских плит перекрытия. Но они носили сезонный характер. Для их перевозки нужны были специальные железнодорожные платформы. А когда в Казахстане начинали убирать хлеб, все платформы перегоняли на целину, чтобы транспортировать технику. Вот тогда я вступал в борьбу с чиновниками. Дошел даже до первого секретаря МГК партии Виктора Гришина. Но тогда слово «БАМ» имело магическое значение, и он без проблем помог нам.
Отношение людей к городу как к частичке собственного имущества сохранилось и по сей день. Тында – чистый город. Пройдя по всем подъездам, вы не увидите ни одной сожженной кнопки лифта или исписанной стены. Детей здесь с детства приучают ценить труд родителей.
Работали мы в три смены, что было для местного населения удивительно. Люди не понимали, как зимней ночью можно что-то строить при пятидесяти градусах мороза. Ночная температура в этом регионе может опуститься ниже сорока уже в конце ноября и лишь в марте постепенно начинает повышаться. 5 декабря 1975 года мы пережили рекордно низкую температуру – минус 62 градуса.
Меня часто спрашивают, как же вы вели сварку в такие холода? Мы использовали технологии, доступные нам на тот период. Все конструкции, включая монтажные петли и арматуру, были рассчитаны на такие морозы. Их выполняли из специальных сплавов. Петли, например, при сильном ударе гнулись, но не разрушались. Панели имели несколько слоев внутреннего утеплителя, трехслойное остекление, дополнительные сварочные узлы, рассчитанные на сейсмику до семи баллов. А район Тынды сейсмически неустойчивый. Я сам несколько раз ощущал на себе пятибалльное землетрясение. Находился в шестнадцатиэтажном доме – местном «небоскребе» – и видел, как по полу ездят стулья, подпрыгивают шкафчики, раскачиваются люстры. Но в домах – ни мельчайших трещин, ни нарушений в местах крепления панелей.
Однажды грипп свалил половину моей комплексной бригады, которая насчитывала 40 человек. А работать нужно было обязательно в три смены, потому что строительный цикл был таков, что элементы конструкций поставляли на стройплощадку в определенное время – технология их погрузки, перевозки, монтажа и даже приготовления раствора была рассчитана по минутам.
И вот Владимир Провоторов, зная, что его напарник не нашел сил выйти на работу, две смены трудился с температурой 39 на 52-градусном морозе.Он стал одним из тех, кого Фонд ветеранов строителей наградил юбилейными медалями в честь сорокалетия БАМа. Мы все были из Тынды и хорошо знали друг друга. Николай Дубасов с супругой после землетрясения 1966 года восстанавливал Ташкент, строил Набережные Челны, возводил Тольятти, много лет проработал на БАМе, а затем, вплоть до пенсии, застраивал Зеленоград. Петр Алябьев – чернобылец, строил Тольятти, Набережные Челны, Нижневартовск, Тынду. Он и по сей день работает в ДСК-1 бригадиром подразделения по возведению фундаментов.
В марте в Тынде проходит традиционный праздник «Проводы зимы». Недалеко от нас находилось эвенское село, и каюры в этот день традиционно приезжали в город на оленьих упряжках. Николай Дубасов у нас был шутник. Он спросил у одного из них:
– Знаешь, что такое лифт?
– Нет, – ответил тот.
– Хочешь, тебя на нем покатаю, а ты после дашь мне прокатиться на нартах?
– Покажи, однако, сначала, – предложил оленевод.
Эвенку было в диковинку, что он движется вверх-вниз в каком-то шкафу, который останавливается на нужном этаже и раскрывает двери.
Накатавшись, каюр начал объяснять Коле, как управлять упряжкой. А тот решил, что и так все знает. В итоге Николай забрался в нарты, махнул длиннющим шестом, которым погоняют оленей, и упряжку понесло. Но рогатый каким-то образом отстегнулся от нарт. Падая, Коля ухватился за ремни упряжи, и олень потащил его за собой. Снег взвился тучей. Николай упорно не выпускал из рук шест, сшибая им все на своем пути. Народ хохотал до упаду. Когда хозяин отловил оленя, Коля, белый как снеговик, наконец выпустил упряжь.
Замечательно в Тынде летом – отличная рыбалка, грибов немерено, ягода всякая. На реке Тынде хороший песчаный пляж. Традиционный отдых – баня, где я несколько раз парился с Иосифом Кобзоном. Он приезжал в Тынду не менее 20 раз. Как и я, почетный гражданин города.
Даже в отпуске необязательно уезжать от нас к теплому морю. Можно поплавать по Амуру, слетать на Сахалин или Камчатку. Съездить на Байкал. Этот край мы с женой изъездили вдоль и поперек. Как и большинство моих друзей.
Звезду Героя получил в 33 года
Мы построили в Тынде более 90% объектов. Дефицита ни в школах, ни в детских садах там нет по сей день, потому что все объемы закладывались с запасом на перспективу.
В Москву не тянуло. В 1981 году, в 33 года, я получил Звезду Героя Социалистического Труда, начали периодически вызывать в столицу на комсомольские и партийные съезды. Когда в 1986 году начальником Главмосстроя стал Петр Суров, он расширил комплексные бригады таким образом, чтобы они объединяли рабочих всех специальностей – от механизаторов до лифтеров. Получилось, что бригадиры подразделений (штукатуров, монтажников, маляров и других) стали подчиняться мне. Таким образом, я возглавил комплексное объединение в тысячу человек. А в 1994 году вернулся в Москву.
В 1995-м поехал восстанавливать Грозный после первой чеченской войны. От города тогда осталось одно название. Не понимаю, как там люди умудрялись жить. Мы строили школы и детские сады. Я контролировал качество работ, отвечал за своевременную поставку стройматериалов. Через два года меня перевели в Краснодар. Сюда водным путем ДСК-2, который тогда был еще в системе Главмосстроя, доставлял конструкции, из которых возводили высотное жилье и коттеджи. Здесь я отвечал за снабжение и одновременно был начальником участка, прорабом и мастером.
Потом в Москве была создана российско-шведская строительная компания. Меня пригласили на работу. За несколько лет я побывал практически во всех крупных городах России – от Владивостока до Питера, от Салехарда до Сочи. Заключал договоры, подбирал и присылал бригады, контролировал строителей. Принимал работу и сдавал объект заказчику.
Работа была интересная. Я бы и сегодня с удовольствием работал в этой фирме, но заболел.
Вообще, начиная с празднования 20-летия строительства Байкало-Амурской магистрали, я не пропустил ни одного торжественного мероприятия. В городе меня еще помнят, многие узнают на улицах, здороваются. Здесь осталось порядка тридцати московских семей – осели, пустили корни. Теперь они настоящие «тындюки», как в шутку называют себя жители города.
«Мы создали БАМ, а БАМ создал нас». Кто такие бамовцы • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсОткрывая Россию: Байкало-Амурская магистральАудиолекцииМатериалыШефские бригады, ваучеры на машину и романтика тайги
Автор Ольга Поворознюк
«Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» — так звучит один из популярных лозунгов бамовцев, строителей легендарной Байкало-Амурской магистрали. Железная дорога играла и играет ключевую роль не только в транспортной доступности региона, но и в памяти и самосознании бамовцев. Сегодня они — большинство населения Усть-Кута, Тынды, Северобайкальска, Новой Чары и других многочисленных городов и поселков БАМа на всей его протяженности — более 4000 километров.
Хотя история БАМа начинается намного раньше, именно позднесоветский БАМ, построенный в 1974–84 годах в основном силами молодых строителей, занял центральное место в публичной памяти и истории страны. Трудовая мобилизация на стройку шла в основном через комсомольские организации. Неслучайно БАМ стал известен как молодежная стройка. Сюда ехали инженеры, строители, представители других специальностей и разнорабочие в возрасте примерно 20–30 лет. Большинство бамовцев-первопроходцев попадали на стройку по так называемой комсомольской путевке. В отличие от строек раннего социализма, где использовался принудительный труд, мотивами приезда на БАМ в 1970–80-х годах были пропаганда и материальные стимулы.
Дискурсы о БАМе как о великой стройке и пути в будущее, покорении природы, гигантском трудовом подвиге строителей должны были подчеркнуть общественную значимость и масштабы проекта и героизировать труд бамовцев. Высокие зарплаты и социальный статус, субсидии, в том числе ваучеры на покупку автомобиля, также служили важными стимулами приезда. Но романтизм стройки и ее строителей перемежался с долей скептицизма и критики. «Брежнев Абманывает Молодежь» — так иногда шутливо расшифровывали аббревиатуру БАМ. По некоторым оценкам, всего за период строительства на БАМ прибыли около полумиллиона мигрантов — из советских республик, из краев, областей и городов в основном бывшей РСФСР. Коренное население после притока мигрантов составило в среднем около 1 %.
Комсомольцы отправляются на строительство БАМа. Москва, 1974 год © РИА «Новости»С 2013 года я провожу на БАМе антропологические исследования. Одна из моих собеседниц, Наталья, приехала на БАМ из южного Забайкалья. От своей знакомой она услышала о красотах северной природы и большой стройке, которая должна была начаться в этих местах, и, недолго раздумывая, отправилась в путь. Материальные блага для нее не были таким стимулом, как для некоторых других людей, приезжавших на стройку за длинным рублем, как тогда говорили, или за заветным ваучером. В Тынде она устроилась работать в организацию связи, встретила своего мужа, приехавшего из Белоруссии, и нашла новый дом. С радостью, энтузиазмом и ностальгией вспоминает она время строительства БАМа — крепкую дружбу с коллегами и соседями-бамовцами — и не жалеет о своем судьбоносном решении.
БАМ стал своеобразной витриной советского нацстроительства. Проектирование и возведение городов и станций было символически закреплено за так называемыми шефскими бригадами. Так, например, Усть-Кут строил Ставропольский край, Северобайкальск — Ленинград, Чару — Казахстан, Икабью — Грузия, Тынду — Москва. Национальный колорит союзных республик нашел отражение в архитектуре станций и названиях улиц, планировке бамовских городов и поселков. Например, планы застройки и серии многоэтажных домов и местные Арбат, Красная Пресня, улица Московских Строителей в Тынде символизируют связь города со столицей страны. Примечательно, что Северобайкальск, спроектированный ленинградскими инженерами, считается второй столицей БАМа.
Лейтмотив — вся страна строит БАМ — отражает не только то, как официально были представлены различные административно-территориальные образования СССР на стройке, но и многонациональный состав ее строителей. Хотя необязательно территориальная принадлежность бамовцев совпадала с этнической. Например, Чару строили бригады из Казахстана, в состав которых входили в основном украинцы и представители других славянских народов. По этническому составу среди мигрантов в целом преобладали как раз украинцы и русские. Большинство воспоминаний бамовцев из официальных источников связаны с положительным опытом межэтнических взаимодействий на стройке.
Свадьба на БАМе. 1980 год © РИА «Новости»Одним из ярких сюжетов воспоминаний о БАМе являются бамовские свадьбы. Большую долю семей, возникших на БАМе, составляют смешанные браки. Бамовская дружба и взаимопомощь также, по словам моих собеседников, не знали и не знают национальных и иных границ. Повседневная культура труда и совместного досуга оказала большое влияние на укрепление солидарности среди мигрантов. Близкие по возрасту и социальному происхождению люди становились коллегами по организации и зачастую одновременно соседями по бараку, а позднее — и по жилому дому. Такое соседство и сотрудничество часто перерастало в дружбу или брак. Самосознание и самоназвание «бамовцы» перерастало рамки одного трудового коллектива или организации и постепенно стало ассоциироваться с более широким территориальным сообществом бывших советских мигрантов, приехавших в регион БАМа в 1970–80-х годах. Как выразилась одна из моих собеседниц, «есть такая национальность — бамовец». И это выражение свидетельствует о том, насколько важной стала принадлежность человека к сообществу строителей БАМа по сравнению с его национальной и культурной принадлежностью.
В советской истории, конечно, были и другие примеры социалистических строек и мегапроектов: Беломорканал, Магнитогорск, целина и другие. И тогда мигранты оседали в осваиваемых регионах и образовывали отдельные общности. Однако ни одна из предыдущих больших строек не рождала такой самобытной группы с устойчивой идентичностью, как бамовцы.
Железная дорога и ее строители стали настоящей социальной и культурной иконой и символом прогресса своей эпохи. В период строительства в стране и особенно в самой зоне БАМа возникали многочисленные театральные, музыкальные и изобразительные студии, которые играли спектакли, исполняли музыку и писали картины о БАМе и о бамовцах. Страницы центральных газет и местной прессы пестрили новостями о великой стройке: «второй Транссиб», «путь к океану», «путь в будущее» и другие образы и эпитеты стали прочно ассоциироваться с БАМом. Газетам вторили издания популярной литературы — хроники событий, описания повседневной жизни, фото- и художественные альбомы с красноречивыми названиями: «БАМ — стройка мужества», «БАМ строят сильные», «Сквозь годы, сквозь горы» и так далее. Знаковым событием в культурной жизни БАМа стал фестиваль музыки и искусств «Огни магистрали». На этом фестивале популярные советские певцы и вокальные ансамбли исполняли песни, посвященные БАМу и бамовцам. В 1979 году культовой фигурой мероприятия стал Дин Рид — американский актер, певец и общественный деятель, симпатизировавший Советскому Союзу и бывший тогда в своей первой поездке в СССР и в Сибирь.
Фестиваль «Огни магистрали». Концерт во временном поселке Чара. 1980 год© Калачьян Григорий / Фотохроника ТАССБольшую роль для бамовцев играли и культурно-массовые мероприятия, которые отмечали вехи строительства. Знаменита так называемая стыковка «золотого звена». В сентябре 1984 года на разъезде Балбухта Читинской области были официально уложены последние звенья железнодорожного полотна. Они соединили западный и восточный участки дороги и открыли сквозное движение по БАМу — от Байкала до Амура. Это событие, которое было широко освещено в СМИ, имело не только практическое, но и грандиозное символическое значение. Символическое распитие шампанского из касок, объятия бамовцев, путеукладчик, завершающий свою работу, — популярные сюжеты фотовыставок и документальных фильмов о «золотом звене» БАМа.
Торжества по поводу укладки золотого звена БАМа. Станция Куанда, 1 октября 1984 года © Игорь Михалев / РИА «Новости»Первопроходцы, получившие знаки отличия за строительство БАМа или статус ветерана труда, называют себя ветеранами БАМа. Существуют и «дети БАМа» — это второе поколение мигрантов, которое ярко помнит период строительства благодаря собственному детскому опыту и рассказам и переживаниям родителей. Примечательно, что термины «бамовцы», «дети БАМа», гораздо реже — «ветераны БАМа» сегодня имеют широкое толкование и уже переросли в некую региональную идентичность. Бамовцами себя могут называть люди, которые приехали по разным мотивам и делам в зону БАМа в советский или ранний постсоветский период. Бывают и ситуации, когда среди местных жителей возникают споры о том, кто может считаться настоящим бамовцем. Этот вопрос часто встает при распределении государственных субсидий и льгот и общественного признания.
Воспоминания бамовцев о советском БАМе окрашены эмоциями радости, энтузиазма и гордости, о нем говорят как о самом счастливом времени жизни. Это золотое время БАМа рисуется уголком социалистического рая. Вот как вспоминает о БАМе моя собеседница из Тынды:
«В стране нечего было ни есть, ни пить. Здесь было все — здесь был маленький коммунизм. То, что люди не могли себе позволить через 30–40 лет активной работы, мы могли себе позволить. Да и, конечно, романтика — мы жили еще в вагончике, и мы все праздники проводили вместе. На улице — большой стол, на столе — уха, и все вместе праздновали».
На фоне возвращающегося общественного внимания к БАМу отчетливее видны потребности и проблемы людей, посвятивших свою молодость великой стройке. Часть из них не смогли или не успели воспользоваться льготами, выделяемыми в свое время строителям БАМа. Многие бамовцы (сегодня это старшее поколение) прожили свою жизнь в построенных собственными руками городах и поселках вдоль железной дороги, зачастую в скромных условиях временного жилья.
Итак, результатом строительства БАМа стала не только железная дорога, но и новая уникальная группа населения — бамовцы. Сегодня они — часть местных сообществ, которые сформировались в ходе взаимодействий с коренным населением региона, о чем мы расскажем в следующей лекции.
Лекция 2 из 4
Теги
СССР
XX век
Александр Ливергант: «Какая-то муха меня укусила, и за последние 11 лет я написал 10 книг»
Жизнь в правой и левой комнатах, удивительная находка в лондонском букинистическом магазине, поездка по Европе на «жигулях» в 1989 году и первые переводы. Писатель, переводчик и главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Яковлевич Ливергант — в новом выпуске «Ученого совета»
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
15 минут
1/4
БАМ: история строительства
Почему БАМ не советский проект, или С чего все начиналось
Читает Алексей Вульфов
Почему БАМ не советский проект, или С чего все начиналось
10 минут
2/4
«Мы создали БАМ, а БАМ создал нас». Кто такие бамовцы
Шефские бригады, ваучеры на машину и романтика тайги
Читает Ольга Поворознюк
Шефские бригады, ваучеры на машину и романтика тайги
17 минут
3/4
Железный монстр или корабль жизни: БАМ и коренное население
Открытый протест, смешанные семьи, а также шутки про бамовцев
Читает Ольга Поворознюк
Открытый протест, смешанные семьи, а также шутки про бамовцев
12 минут
4/4
Жизнь дороги: разъезды, путейцы и медведи
Почему работа на БАМе бывает смертельно опасна и как можно выкричать горло, спасаясь от медведя
Читает Алексей Вульфов
Почему работа на БАМе бывает смертельно опасна и как можно выкричать горло, спасаясь от медведя
Материалы
Засыпуха, ОРС, бичевоз: главные слова БАМа
Что такое тайга и паровоз для бамовца, кто строил нахаловки и как встать на целевой
Угадайте, БАМ или Москва?
Отличите фотографию, сделанную в Москве, от снимка с БАМа
Мосты, тоннели и вокзалы: архитектура БАМа
Главные достопримечательности магистрали
БАМ в советской пропаганде и культуре
От песен и фильмов, посвященных магистрали, до шкатулок и сувенирных костылей
БАМ в цифрах
108 национальностей, 4242 моста и прочая удивительная статистика стройки
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
История строительства и значение Байкало-амурской магистрали » Kupuk.net
Комплекс, о котором идет речь, создан для решения 5 задач государственного уровня. Открыть быстрый доступ к природным ископаемым величайшей страны. Связать пассажирским сообщением далеко расположенные города. Найти возможность краткого транзита грузов. Обеспечить скорое перемещение военных ресурсов в случае войны и форс-мажора. Стать стержнем дальнейшего освоения Сибири. Байкало амурская магистраль справилась на «5»…
Масштабная по протяженности железнодорожная магистраль задумывалась как часть «Великого Северного» пути. И все же ушла в нижние широты, связав центр Сибири с югом Дальнего Востока.
Что такое и где находится БАМ?
БАМ – ЖД в восточной половине Сибири и на Дальнем Востоке. Проекты указанной железной дороги обсуждались еще в XIX столетии – при царе. Однако создавалась она при коммунистах и нынешних демократах. Силами свободного населения СССР, военнопленных и осужденных. Топографическая разведка стартовала в 1926 году, а последний тоннель был введен в эксплуатацию в 2003 году. «Байкало-амурской» магистраль назвали по факту строительства: из-за географии пути. Больший его отрезок лежит в байкальских регионах страны, а еще вдоль Амура… «Железка» соединяет между собой азиатские города России: Тайшет и Советскую Гавань. При этом имеется и северное (автономное по управлению) ответвление. Пересекает Республику Саха.
Итоговое расстояние от точки А до точки В – 4 287 километров (Амуро-Якутская ветвь ныне 767 км). Названный путь проходит значительно севернее Транссиба (идет относительно параллельно).
Пытаясь найти БАМ на карте, вы увидите, что основная ее нить проходит через населенные пункты Иркутской области, Забайкалья, Амурского региона, Республики Бурятия и Хабаровского края. А самые крупные (по количеству населения) ЖД-узлы – г. Комсомольск-на-Амуре и г. Братск.
Ход грандиозной стройки 20 века
Решение по искомой транспортной задумке связано еще с царской Россией. В 1888 году Русское Техническое общество пыталось «продавить» проект так называемой Тихоокеанской ЖД, проходящей сначала через северное побережье Байкала. Идея касалась обследования долины Ангары и урочищ Северомуйского хребта. В 1906 году обсуждался старт работ. Были отложены.
Новая топографическая разведка имела место уже при большевиках – 20 лет спустя. Тем более что двумя годами ранее был утвержден генеральный план строительства железных дорог в СССР. Освоением маршрута занимался отдельный корпус железнодорожных войск Красной Армии.
Непосредственно сам процесс подготовки линии и прокладки рельс на ближних к Тайшету отрезках начался лишь в 1932 году. Для этого было создано управление БАМ и продолжены изыскные мероприятия уже на средних и дальних участках будущего ЖД-маршрута. В 1937 году (в начале периода репрессий) к великому труду подключили тысячи «врагов народа», а через год и пленных японцев. Дело касалось и опальной интеллигенции, вошедшей в состав «НИИ строгого режима» с именем БАМ-проектстрой. К началу ВОВ уже был завершен перегон до Тынды. Одновременно подвели маленькие рокадные линии к восточной окраине «железки» – к отрезкам, связанным с Волочаевкой, Ванино и Советской Гаванью.
Пока на Западе и в европейской части Советского Союза гремела Вторая Мировая война, на востоке северный «брат-близнец» Транссиба продвинулся от Комсомольска-на-Амуре до своего «финиша» (до большого поселка Советская Гавань). Одновременно на этой (восточной) половине, а также в центре маршрута проложены «коридоры», соединяющие «свежую» магистраль с Транссибирской. Появились южная и северная ветки западной половины магистрали.
Во второй половине 40-ых, 50-е и 60-е годы вплотную занялись западной половиной и центром нового железнодорожного пути (Тайшет-Лена, Известковая-Ургал, подъезды к новой, Братской, ГЭС, а также ветка к Усть-Илиму).
С 1967 по 1971 год включительно здесь велось больше изысканий, а не работ по прокладке. Дело в том, что следовало пробить большую часть тоннелей. Надо было решить, где же это лучше сделать.
В 1972 году началось соединение отрезков в единую схему – т.е. создание современной БАМ. Как раз с этого момента и стартует героическая работа над созданием большинства тоннелей пути.
Лишь в 1984 г. разрешается сквозное движение составов по основной линии и готовым веткам БАМ. Правда, впереди еще окончание работы над Северомуйскими тоннелями и некоторыми ветками. Ту железную дорогу, которую мы увидели в начале XXI века, запустили лишь в 1989 году.
А ее якутское ответвление доведено до конца лишь в 2011 г. Сейчас из документов достоверно известно, что создание АЯМ «завязано» на решении правительства СССР середины 70-ых годов.
Основными проблемами стало пробивание тоннелей (критически не хватало горных специалистов и сильных рабочих рук, а также некоторых ресурсов). После окончания ВОВ сюда были перевезены множество жителей европейского СССР, а также сотни плененных гитлеровцев. Что касается репрессированных, то с БАМом стала связана сеть лагерей особого назначения – Бамлаг.
С 1920 по 2019 годы на пути магистрали прокладывались 9 тоннелей. Список приведен тут:
Байкальский;
Первый Северомуйский;
Второй Северомуйский;
Дуссе-Алиньский;
Пиванский;
группа Мысовых проходов;
Кодарский;
Коршуновский;
Кузнецовский.
Последние этапы строительства Байкало-амурской магистрали (начало XXI в.) связаны с прокладкой Северомуйских тоннелей (работы над первым начаты в 1975 году, но на много лет прекращены во времена Перестройки – продолжены и доведены до конца в 2003 г.). Заявлено, что «пробивка» одноименного хребта и начало создания Второго Северомуйского тоннеля в 2019 году увеличат грузоперевозку по описываемой «железке» с 16 млн. до 100 млн. тонн в год. Ждем.
Освоение районов вокруг БАМа
bam — Wiktionary
See also: Bam , BAM , bầm , bấm , -bam , and ват
Contents
- 1 Translingual
- 1.1 Символ
- 2 английский
- 2.1 Произношение
- 2.2 Этимология 1
- 2.2.1 Междометие
- 2.2.1.1 Синонимы
- 2.2.1.2 Производные термины
- 2.2.1.3 Переводы
- 2.2.1 Междометие
- 2.3 Этимология 2
- 2.3.1 Существительное
- 2.4 Этимология 3
- 2.4.1 Существительное
- 2.4.2 Глагол
- 2.5 Этимология 4
- 2.5.1 Существительное
- 2.6 Анаграммы
- 3 Китайский
- 3.1 Этимология
- 3.2 Произношение
- 3.3 Глагол
- 3. 4 Прилагательное
- 4 Индонезийский
- 4.1 Произношение
- 4.2 Этимология 1
- 4.2.1 Существительное
- 4.3 Этимология 2
- 4.3.1 Существительное
- 4.4 Каталожные номера
- 4.5 Дополнительная литература
- 5 Старый фризский
- 5.1 Альтернативные формы
- 5.2 Этимология
- 5.3 Произношение
- 5.4 Существительное
- 5.4.1 Перегиб
- 5.4.2 Потомки
- 5.4.3 Ссылки
- 6 Старый саксонский
- 6.1 Существительное
- 7 Пнар
- 7.1 Этимология
- 7.2 Произношение
- 7.3 Глагол
- 8 польский
- 8.1 Этимология
- 8.2 Произношение
- 8.3 Междометие
- 8.4 Дополнительная литература
- 9 Волапюк
- 9.1 Существительное
- 9.1.1 Склонение
- 9.1 Существительное
Транслингвальный[править]
Символ[править]
бам
- (международные стандарты) Код языка ISO 639-2 и ISO 639-3 для Bambara .
Английский
Аудио (AU) | (файл) |
Этимология 1[править]
Звукоподражания.
Междометие[править]
бац
- Обозначает громкий шум или сильный удар.
Прошлой ночью ветер повалил дерево. Бам ! Это почти напугало меня до смерти.
2007 , Biden, Joe, Обещания, чтобы сохранить [1] , New York: Random House, опубликованный 2008, → ISBN , LCCN 2008242 → ISBN , LCCN 2009, → ISBN , LCCN 2009, → ISBN , LCCN 2008242 → ISBN , LCCN , стр. 266:
Мы все молча оторвались от карт и прислушались к торопливым шагам в подъезде. Они подготовили красную ковровую дорожку, BAM — BAM — BAM и через посадку, а затем в следующем полете на галопе, BAM — BAM 4. — бац .
- Обозначает внезапное или неожиданное событие.
Она сказала, что бросила его. Сейчас — бац ! — они снова вместе.
Синонимы
Производные термины
- Эсперанто: bac
- польский: bach (pl)
Этимология 2
Существительное
- (Шотландия, сленг) A ned; бампот.
Этимология 3
Существительное
- (сленг, архаичный) Навязывание; мошенник; розыгрыш.
Глагол[править]
bam ( третье лицо единственного числа простое настоящее bams , причастие настоящего bamming , простое прошедшее и причастие прошедшего времени bammed 906 )
- (сленг, архаичный) Навязать (кому-либо) ложью; обманывать.
- (сленг, архаичный) Издеваться или высмеивать.
Этимология 4
Существительное
- Аббревиатура от минимум . (Можем ли мы добавить пример для этого значения?)
Анаграммы[править]
- -mab, ABM, B.M.A., BMA, MAb, MBA, Mab, Mba, amb, amb., mAb, mab
Китайский[править]
Этимология[править]
Из английского запрет .
Произношение
- ( Стандартный кантонский, Гуанчжоу ) +
- Jyutping 2 101 : bem
- Yale : разговорные звуки не определены
- Кантонский пиньинь : bem 1
- Романизация провинции Гуандун : bem 1
- Синологический IPA (ключ) : /pɛːm⁵⁵/
- Jyutping 2 101 : bem
Глагол[править]
бам
- (гонконгский кантонский диалект, интернет-сленг, неологизм) для запрета; быть запрещенным
Прилагательное[править]
bam
- (гонконгский кантонский диалект, интернет-сленг, неологизм) запрещен; возможно приведет к бану
- bam圖 / bam图 [кантонский] ― bem 1 tou 4 [Jyutping] ― изображения, которые приведут к бану
Индонезийский
Этимология 1
[1]Существительное [Прайти]
BAM ( множественное число BAM — BAM , . 0003 второе лицо притяжательное бамму , третье лицо притяжательное бамня )
- (морская) крестовина
Этимология 2[править]
Звукоподражание
Существительное [Редактировать]
BAM ( Множество BAM — BAM , СЕКОРИЧЕСКИЙ ПЕРЕССИВНЫЙ 95454505. СЕКОВЫЙ СЕКОРИЧЕСКИЙ ПЕРСОВЫЙ ПАРТИС .SMORSERSISPERSISME . . 9Мохаммад Хош Хайкал Азад (2018 г.), «Исторические культурные связи между Ираном и Юго-Восточной Азией: введенные персидские словари в малайском языке», в Journal of Cultural Relation , стр. 117-144
Дальнейшее чтение Технология Республики Индонезия, 2016.
Старый фризский[править]
Ēn bām.
Альтернативные формы [править]
- Baem ( поздний старый фризян )
Этимология [Редактировать]
от прото-западного германического *Baum , от Proto-Germanic *Baum 40004444444444, от Proto-Germanic *Baum 4000444444444, от Proto-Germanic *Baum 400044, от Proto-Gemberaz *Baum , от Proto-Geor- *Baum . -Европейский *bʰew- («расти»). Родственные слова включают древнеанглийский bēam , древнесаксонский bōm и древнеголландский bōm .
Произношение[править]
- IPA (ключ) : /baːm/
Существительное[править]
bām m
- дерево
- скамья
- место
Перегиб
Потомки
Ссылки Саксонский
Существительное
- Альтернативная форма bom
Этимология0790 *ɓaam
(«жевать»). Родственен Khasi bam , Blang [La Gang] pám , Ngeq baːm .Произношение[править]
- МФА (ключ) : /bam/
Глагол[править]
bam
- есть
Этимология[править]
Звукоподражания.
Произношение
Междометие[править]
бам
- донг, динь-дон (используется при имитации часов)
- Синонимы: бим-бам, бим-бам-бом
Дальнейшее чтение
Volapük
Существительное0004
бамс )- скамья
- место
Склонение
- 1 статус дела оспаривается
- 2 только в более позднем, неклассическом Volapük
бам – определение и значение
- Определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- Междометие Используется для обозначения звука удара или столкновения.
- междометие Используется для обозначения внезапного или неожиданного события.
из словаря века.
- сущ. Мошенник; обман; наложение.
- Бум-бузл; изменять; розыгрыш; льстить.
- Для практики обмана или навязывания.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- переходный глагол Сленг Обмануть; льстить.
- сущ. Наложение; мошенник; розыгрыш.
- Междометие Обозначает громкий шум или сильный удар.
- междометие Обозначает внезапное или неожиданное событие.
- существительное Шотландия, сленг нед, бампот.
- сущ. устаревшее, жаргонное Шуточное навязывание, то же, что и обман.
- глагол устаревший, сленг (сленг, архаичный) Навязать (кому-либо) ложью; обманывать.
- глагол сленг, архаичный Высмеивать или высмеивать.
- инициализм Минимум с голой задницей
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- сущ. древний город на юго-востоке Ирана; разрушен землетрясением 2003 г.
- сущ. внезапный очень громкий шум
Этимологии
из Словаря английского языка American Heritage®, 4-е издание
[Имитативный.]
Поддержка
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово bam.
Примеры
« бам был перенасыщением и рвотой из стекла, дерева и камня, которые были брошены в маленький зеленый парк передо мной».
Человеческий дым
По другую сторону барака располагались роскошные апартаменты с видеоэкранами на трех стенах.
Сплит Бесконечность
По другую сторону барака располагались роскошные апартаменты с видеоэкранами на трех стенах.
Сплит Бесконечность
Z прицелься и стреляй в бомаранг, это будет ошеломленная атака мечом бац !
не определено
Я видел возрождение Брайтон-Бич и ждал следующего шоу, а потом « bam », через три дня он закрылся.
Джон Чаттман: Сценарист Джон Патрик Шенли о «Взлетах и падениях», о том, как лунатик отправляется на Бродвей, и о пьесах, которые его вдохновили
Я имею в виду серьезно… каждый раз, когда я вижу его фотографию на этом сайте, я с нетерпением жду новостей МакГайвера, а затем « бам «…
LOL: Подпишитесь на поддельного Майкла Бэя в Твиттере | /Фильм
И давайте не будем забывать, что искушение использовать заголовки « bam «, «zowie» и «pow» было слишком сильным для авторов заголовков и комиков.
Стенограмма CNN от 27 июля 2008 г.
Я думал, что эта игра предназначена только для пенсионеров в Бойнтон-Бич, но мои друзья начинают рано и присоединяются к лигам, где они кричат во все горло: « бам », «крэк», «дракон» и, наконец, «мах». джонг!»
Бет Фельдман: Вязальщица
Однако быстрое гугление дало несколько результатов, подтверждающих его произношение («произносится так, будто рифмуется с « bam »»; «Cholame (произносится как «Shoal-lamb»)»; «Cholame (произносится как Sholam)» и т. д.) , поэтому я думаю, что вы просто не знали о местном произношении.
languagehat.com: В ЕГО СРЕДЕ.
Не » bam «не «удар», а скорее «удар», как будто грузовик только что наехал на незакрепленный защитный кожух или кусок тяжелого пластика на дороге.
Запись в дневнике тетерева
Текст песни «Bam Bam» Камиллы Кабельо и Эда Ширана Значение
Камила Кабельо отметила свое 25-летие, выпустив свою первую песню после разрыва с Шоном Мендесом. Выпускница Fifth Harmony поделилась отрывками из «Bam Bam» с участием Эда Ширана на TikTok в феврале. С тех пор фанаты предполагают, что воодушевляющая кубинская песня намекает на ее разрыв с соавтором Señorita.
Шон выпустил свою песню «Все будет хорошо» всего через две недели после их расставания, и в тексте определенно подробно описаны горе и надежда, которые он испытал после разрыва. «Bam Bam» похожа на другую, только это больше партийный гимн, чем баллада. «Это мой первый сингл в мои 20 лет, чего я даже не жду сейчас», — сказала Камила Джеймсу Кордену в интервью в марте 2022 года, продвигая песню. «Я думаю, что сейчас речь идет о моих подругах, и я чувствую, что мое внимание сосредоточено на моей дружбе и просто на росте как личности».
Вам может быть интересно, имеет ли текст песни «Bam Bam» какое-либо отношение к разрыву Камилы и Шона. Впереди вы найдете полный текст нового трека Камилы Кабельо и Эда Ширана «Bam Bam».
Посмотреть полный пост на Youtube
История по теме
- Что означают слова Шона Мендеса «Все будет хорошо»?
Слова предоставлены Genius
[Куплет 1: Camila Cabello]
1217 Я сказал, что буду любить тебя всю жизнь, но я только что продал наш дом
Сначала мы были детьми, я думаю, теперь мы взрослые, ммм
Никогда не мог представить, даже сомневаться
Но не все работает, нет
Посмотреть полный пост в Твиттере
Во время тура в 2019 году Шона Мендеса спросили о его самом странном страхе во время вопросов и ответов фанатов в Нэшвилле. «Я был в океане в Майами ночью, и у меня буквально случилась паническая атака, и я начала плакать. Это было — вы когда-нибудь слышали о морских блохах? выводит меня из себя, — ответил он.
В октябре 2020 года он также сказал Джимми Фэллону, что его «самый большой страх — это глубокая вода». Однако после того, как Шамила объявила о своем уходе в ноябре 2021 года, кажется, что Шон, возможно, преодолел свой страх, поскольку он опубликовал несколько фотографий, на которых он занимается серфингом в Instagram.
Посмотреть полный пост в Instagram
Когда Камила говорит: «Сначала мы были детьми, а теперь, наверное, мы взрослые», она может иметь в виду то, как они с Шоном познакомились в подростковом возрасте до того, как у них завязались романтические отношения. Когда они были вместе, бывшая пара публично рассказала о слухах о помолвке и рассказала, что у них есть планы на брак. Шон также исследовал эту деталь в «Все будет хорошо», где он спел: «Будущее, о котором мы мечтали, становится черным». Они также жили вместе в Майами во время COVID-19.карантин.
[Pre-Chorus: Camila Cabello]
Теперь я танцую с незнакомцами
Вы могли бы случайно встречаться ее текущая ситуация, когда она пытается уйти и уйти от своих прошлых отношений. Она также намекает на то, что ее бывший потенциально встречался с новыми людьми.
1 марта Clevver News сообщил, что Шон якобы был замечен с новой девушкой, согласно анонимному сообщению в сплетни о знаменитостях DeuxMoi . Источник утверждал, что слышал, как певец «Summer of Love» говорил о том, как он был взволнован, увидев кого-то по имени Холлис (или Холли — в настоящее время это неясно, поскольку новость не была подтверждена Шоном или его представителями).
[Припев: Camila Cabello]
Así es la vida, sí
Да, это просто жизнь, детка
Да, любовь пришла и сбила меня с ног
Но я снова на ногах
Así es la vida, sí
Да, это просто жизнь, детка
Я едва стоял, но теперь я танцую
Он весь во мне (Гоза)
К счастью для тех, кто не говорит по-испански, Камила тут же переводит «Así es la vida, sí» в следующей строке: «Да, это просто жизнь, детка». Припев исследует идею о том, что Камила уходит от своих прошлых отношений, танцуя с незнакомцами и встречая новых людей. Она говорит, что «едва стояла на ногах», что может означать, что расставание немного сказалось на ней.
[После припева: Camila Cabello]
Ба-да, бам-бам-бам-бам, бам-бам
Ба-да, бам-бам-бам-бам, бам-бам
Ба-да, бам-бам-бам-бам, бам-бам
Ба-да, бам-бам-бам-бам (Аси-эс-ла-вида)
Ба-да, бам-бам-бам-бам, бам-бам (Угу)
Ба-да, бам-бам-бам-бам, бам-бам (Э, а, угу)
Ба-да, бам-бам-бам-бам, бам-бам (Угу )
Ба-да, бам-бам-бам-бам
[Стих 2: Эд Ширан]
Это был адский год, слава Богу, мы выбрались
Да, мы оседлали волну и стараясь не утонуть
И на поверхности я держался вместе
Но внизу я как бы раскрутился
Где я буду? Ты все, что мне нужно
Мой мир, детка, ты держишь меня
Ты всегда держишь меня
Стих Эда говорит о тяжелом году, который может быть из-за глобальной пандемии или других личных факторов в отношение.
Ваш комментарий будет первым