Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса
Издавна сложившаяся система взаимоотношений преподавателей и студентов, когда преподаватель, являясь «носителем» знаний, выступает в роли «субъекта образовательного процесса», а студенты только «воспринимают» передаваемую информацию, заняв пассивную позицию — достаточно устарела в условиях современной педагогики.
Новая система подразумевает, что обе стороны образовательного процесса должны быть активными его «субъектами», исключив из процесса обучения «пересказ» учебников и «изложение» известных положений в науке.
Но, к сожалению, в большинстве случаев обучение в вузе сводится именно к этому. В такой ситуации, прежде всего, страдают студенты, не только не получающие базовых знаний о методах научного познания (отправной точки для дальнейшего изучения любой науки), но и лишенные той активной позиции, которую должны занимать в образовательном процессе, поскольку изначально формируется лишь пассивная позиция. Студенты совершенно уверенны в том, что преподаватель «обязан» им все пересказывать и разжевывать. Поэтому сами студенты (по возможности с заинтересованными преподавателями) вынуждены как-то вырываться из замкнутого круга и повышать в себе степень самостоятельности и ответственности за свою учебную деятельность. [9]
Современное общество все больше и больше нуждается в нестандартно мыслящих креативных специалистах. Поэтому в наши дни основу высшего образования должны составлять не столько учебные дисциплины, сколько разнообразные способы мышления и деятельности студентов. Это обуславливает применение в учебном процессе подходов, направленных на развитие самостоятельности, организованности, умения творчески решать поставленные задачи, умения оценивать и анализировать сложившиеся ситуации, умения адаптироваться в ускоренном режиме к любым изменениям в производстве или обществе. Именно от содержания и методики обучения во многом зависит приобретение подобных навыков студентами — будущими специалистами.
В последнее время ведется активный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Таким образом, основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Студент, как будущий специалист, должен четко понимать и осознавать, каким образом он сможет применить свои социальные и профессиональные навыки в практической деятельности, а также научиться выявлять взаимосвязь между знаниями и ситуациями, и применять полученные в вузе знания адекватно решаемым проблемам. Именно инновационные методы и технологии в образовательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач. [11,1,8]
По нашему мнению к одним из таких инновационных методов относится молодёжный образовательный туризм. Под образовательным туризмом понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Освоить различные дисциплины студентам могут помочь учебные образовательные поездки. Использование образовательного туризма является основой успешного формирования компетенций, определенных образовательными стандартами подготовки специалистов по таким направлениям как, биология, экология, география, история, лингвистика, физическая культура. [7]
Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем. Выпускники элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. [10] Как правило, это были претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую.
Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в принимающей семье. А ведь образовательный туризм, как инновационный метод образовательного процесса предполагает формирование у студентов умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам. Это путешествия не только в пространстве — в другие страны, но и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура.
Например, вот как авторы Ковалева Т. М. и Рыбалкина Н. В. представляют образовательный туризм в образовательном процессе: «Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на вопрос — индивидуально значимый для каждого, отправляющегося в путешествие. Каждый участник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться, и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.
В самом путешествии вооруженные новым знанием участники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи — делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений. Каждый этап в образовательном путешествии сопровождается тьютором (преподавателем-наставником). Вместе со студентом он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого студента, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции». [3]
В свою очередь автор Погодина В. Л. написала и защитила докторскую диссертацию по теме «Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии», где она указывает, что «в программах вузовской подготовки студентов в области географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и ряда других образовательный туризм предписан Государственными образовательными стандартами в качестве обязательной формы обучения. Так, в высшем географическом образовании учебные, так называемые полевые, практики проводятся обычно в форме образовательных туристских поездок. Эти практики представляют собой важное звено в организационной структуре обучения бакалавров и магистров. Основная цель полевых работ заключена в приобретении обучающимися умений и навыков исследования с последующим их использованием в процессе преподавания географии в школе. При правильной организации учебных поездок и ответственном отношении к ним студентов данная форма работы обеспечивает будущего учителя необходимыми компетенциями, которые ему будут необходимы в работе со школьниками. Школьный образовательный туризм позволяет учителю географии осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую и др.»
Таким образом, Погодина В. Л. подчеркивает, что образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью. И продолжает далее о важности туризма в образовании педагогов: «…образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей географии. Интеграция в содержании географической, туристской и методической программных составляющих студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма».
«Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса». Именно так Погодина В. Л. в своей научной работе определяет актуальность образовательного туризма в обучении студентов. [6]
Даже если преподаватель обладает невероятным даром педагогического мастерства, он не в состоянии передать той информации и наиценнейшего опыта, который студенты приобретают за время своего образовательного тура. Например, тур страноведческой направленности, не только знакомит с культурным наследием страны, но напрямую сталкивает его участников с реальностью повседневной жизни, в частности жизни в Англии. Никакие рассказы или фильмы не заменят личного впечатления от этой страны, где, например, традиционное чаепитие «5 o’clock» начинается на самом деле в 4 часа дня, а самая популярная еда в Англии — это жареная рыба с картошкой. Но самое главное в такой поездке — это постоянное столкновение с поликультурной жизнью, где водители автобусов очень часто представители польской диаспоры, портье в отелях — пакистанской, а в справочной метрополитена — темнокожие выходцы из африканских стран. И такие явления толерантности английского общества встречаются буквально повсюду. Тем самым, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность. Сегодня культурная грамотность продолжает оставаться одной из главных для образования, но «книжного» знания истории культуры той или иной страны становится недостаточно, необходима «личная встреча» с этой культурой. [4]
Трудно переоценить роль образовательного туризма в изучении иностранного языка. Появляется все больше и больше студентов, желающих получить углубленные языковые знания в Германии, Англии и других странах со старыми университетскими традициями. Большой популярностью также пользуются летние молодежные лагеря и учебные центры, которые предлагают студентам изучить не только иностранный язык, но и освоить различные популярные профессии (например, дизайнера). Студентов приглашают на обучение по различным образовательным программам, в том числе наиболее распространенный и востребованный проект «Образовательное приключение». Кроме необходимого образовательного уровня, студенты при этом набирают опыт международного общения. С наличием подобной языковой практики в среде носителей изучаемого языка у студентов появляется дополнительное преимущество при получении интересной престижной работы, как в России, так и за рубежом.
Помимо этого, желающие могут сочетать языковую школу со спортивным туризмом или изучать иностранный язык, параллельно приобретая новую специальность. Спортивно-обучающие туры позволяют проводить занятия выбранным видом спорта на высоком профессиональном уровне. Разумеется, и при спортивно-обучающих формах туризма сюда могут быть включены языковые курсы и обязательно — культурные программы.
Профессионально-обучающие туры предлагают освоение престижных и модных профессий, а также повышение квалификации в уже имеющемся образовании, т. е. участие в интересных профессиональных стажировках. Участникам этих туров подбирается соответствующее профильное предприятие или организация. [2,5]
Таким образом, рассмотрев роль образовательного туризма в учебном процессе, автор пришел к выводу, что в качестве инновационного метода образовательный туризм концентрирует, а зачастую и пробуждает познавательную активность студентов, побуждает их к самостоятельной творческой работе, инициативности, прививает умения и навыки самообразования и т. д. Тем самым обеспечивая качественную подготовку специалистов, способных к эффективной социальной самореализации.
Литература:
1. Ефременко, Е. В. Формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения [Эл. ресурс] / Режим доступа http://www.informio.ru/publications/id99/Formirovanie-upravlencheskih-navykov-studentov-v-processe-prakticheskogo-obuchenija (дата обращения: 10.06.2015)
2. Изотова, М. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме [Текст] / М. А. Изотова, Ю. А. Матюхина. — М.: Научная книга, 2006. — 136 с.
3. Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Эл. ресурс] / Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65, свободный.
4. Лаевская, Е. Д. Образовательный туризм и его роль в страноведческом образовании школьников [Текст] / Е. Д. Лаевская // Национальный проект «Образование». — 2011. — № 1. — С. 29.
5. Образовательный туризм и его роль в обучении иностранным языкам [Эл. ресурс] / Режим доступа http://dreamvoyage.ru/publ/1–1-0–489, свободный.
6. Погодина, В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук (13.00.02) / Погодина Виктория Леонидовна; Российск. гос. пед. универ. им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — 44 с.
7. Погодина, В. Л. Особенности использования метода проектов в организации образовательного туризма [Текст] / В. Л. Погодина // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 11. — С. 58–61.
8. Полякова И. Л. Формирование проблемно-ориентированных дисциплин в процессе подготовки специалистов в области туризма / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос.научн.-метод. конф.– Оренбург ООО ИПК «Университет». -2012. — с. 1285–1288.
9. Пряжников, Н. С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
10. Пяткова, С. Г. Организация образовательного туризма в России XIX-начала XX вв. [Текст] / С. Г. Пяткова // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 80–82.
11. Трофименко, А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании [Эл. ресурс] / А. С. Трофименко. — Электронный журнал «Sci-article.ru». — 2014. — № 13 (сентябрь) — Режим доступа http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения: 01.06.2015).
moluch.ru
Образовательный туризм как педагогическая технология
Образовательный туризм, его содержание и принципы построения
Определение 1
Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха.
Образовательный туризм относится к важным педагогическим технологиям, особенно на современном этапе общественного развития. Это обусловлено тем, что он дает возможности расширения кругозора учащихся, ознакомления с культурой других стран и народов воочию, формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края и иных стран и народов, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Замечание 1
Роль и значимость туризма особенно велика в детском возрасте. Он помогает ребятам погрузится в атмосферу приключений, развивает фантазию и воображение и тем самым делает образовательный процесс более интересным и увлекательным.
Образовательный туризм относится к многогранным понятиям. Существует несколько подходов к понимаю этой категории. В педагогическом процессе актуально использование программно-направленного подхода, рассматривающего образовательный туризм, как совокупность туров познавательного характера, организуемых для реализации основных целей и задач конкретных программ учебного и воспитательного назначения.
В некоторой степени, в образовании применим потребностно-направленный подход к пониманию этой категории. Он основывается на рассмотрении образовательного туризма в качестве туристических и экскурсионных поездок, для получения определенных знаний и навыков, а также удовлетворения любознательности и иных познавательных интересов.
Образовательный туризм охватывает разнообразные области учебной и просветительской деятельности. он характеризуется наличием социально- педагогического эффекта, заключающегося в духовных, нравственных, социальных, гуманистических, коммуникативных, идеологических сторонах личностного становления и развития.
Туризм выступает, как продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся, развивает их желания, стремления и способности к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования и самоанализа.
Регулярное применение технологий образовательного туризма в педагогике способствует развитию сознательной дисциплины, ответственности за свою деятельность, настойчивости, упорству. Туризм благотворно сказывается на интеграции всех основных сторон воспитания: эстетической, физической, трудовой, нравственной, интеллектуальной.
Образовательный туризм базируется на следующих ведущих принципах:
- Личностно-деятельностный – предполагает ориентацию на развитие основных свойств личности и приобщение к различным видам деятельности, в том числе труду и познанию;
- Диалогический – связан с обеспечением построения рационального диалога между педагогом и учащимися, между учащимися и между педагогом и родителями. Построение успешных взаимоотношений в процессе педагогической деятельность повышает эффективность и качество обучения, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в благоприятной, здоровой атмосфере;
- Индивидуально-творческий – применение индивидуального, развивающего подхода к каждому ребенку, ориентация на развитие его творческих способностей и учет основных потребностей и интересов;
- Целесообразности – рациональное использование педагогических методов, приемов и средств;
- Краеведческий – знакомство с историей, культурными и природными особенностями родного края;
- Целостности – единство педагогического воздействия по всем направления обучения и воспитания.
Цели, задачи и направления применения технологии образовательного туризма
Технология образовательного туризма ориентирована на формирование готовности педагога к инновационной деятельности на современном этапе развития образовательной системы. Это открывает возможности расширения границ профессиональной компетентности, укрепляет и повышает мотивационную и профессиональную ориентацию педагогов, способствует росту их квалификационного уровня и применению творческого подхода в организации учебно-воспитательной работы.
Ведущей целью внедрения технологии образовательного туризма является расширение спектра услуг образовательной системы в интересах учащихся путем удовлетворения всевозможных образовательных потребностей. Помимо этого, технология имеет своей целью поддерживать и укреплять здоровье учащихся, развивать их физические и спортивные навыки, способствовать развитию физической активности учащихся, поддерживать и развивать их интеллектуальную активность, стимулировать к приключенческой деятельности, поскольку туризм является неким приключением, результат которого является неизвестным.
На базе целей технологии, можно выделить ее основные задачи:
- Отбор конкретного количества учреждений и организаций туристического направления для развития познавательных интересов учащихся и удовлетворения их образовательных потребностей.
- Создание, проектирование и введение в практическую педагогику технологии образовательного туризма и содержания разнообразных маршрутов туристического значения для учащихся, их родителей, педагогов.
- Привитие позитивного отношения к родной земле, своему краю, стремление к ее исследованию.
- Развитие практики применения игр интеллектуальной направленности в досуговой деятельности учащихся.
- Разработка методических материалов для обучения педагогов способам организации туристических туров.
- Ввести в практическую работу образовательного заведения регулярную организацию образовательных путешествий.
Основными направлениями применения технологии образовательного туризма или туристическими маршрутами являются:
- Культурологический – ориентирован на ознакомление с культурными особенностями того или иного края, региона, местности, развитие эстетических качеств у детей, исследование понятия, специфики и значимости культуры, ее места и роли в общественной жизнедеятельности;
- Образовательный – ориентирован на развитие мотивации, развития способностей обработки информации, стимулирование занятия исследовательской работой;
- Профориентационный – ориентирован на формирование самоопределения учащихся, раскрытие природных задатков и развитие творческих способностей;
- Здоровьесохраняющий – ориентирован на гармоничное развитие личности, поддержание и укрепление физических навыков, стимулирование регулярных занятий спортом;
spravochnick.ru
Глава 21. Образовательный туризм
Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII в. молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образователь ными турами. Во времена Просвещения Ж. Ж. Руссо и Дж.Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.
С термином «турист» познакомил своих читателей англичанин Педж, издав в 1800 г. книгу «Анекдоты английского языка», в которой рассказывал о «путешественнике, называемом туристом». В то же время во Франции вышел Толковый словарь французского языка со статьей, где объяснялось, что турист — это «тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время». В России формирование традиции ознакомительных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.
Экскурсионной деятельности большое внимание стали уделять со второй половины XIX в. В 1885 г. в Петербурге было открыто «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей естество знания, которое создает свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. ВозникаютКрымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество : Пятигорске. С 1895 г. действуют Ялтинское экскурсионное бюр< Крымско-Кавказского горного клуба и первое туристическое об щество — Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов велосипедистов. Последний имел отделения в нескольких крупных городах России (Москва, Киев, Рига и др.). В 1901 г. клуб бьи преобразован в Российское общество туристов, которое поставило своей целью использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа.
Многие общества и клубы выпускали специализированные журналы, например «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсий. В деятельности обществ и клубов принимали участие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели, в том числе Д. Н. Мамин-Сибиряк, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, Н.М.Пржевальский, В.И.Вернадский. Развитие экскурсионной деятельности проходило на фоне открытия различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Двадцатый век приносит в образовательный туризм массовость.
Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г., объединяет свыше 100 стран. В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания». Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
— учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
— ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
— научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
— участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
— экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.
В большинстве из перечисленных видов сочетаются профессиональные и познавательные интересы. Культурно-познавательными программами всегда сопровождают проведение семинаров, конференций, стажировок и других подобных мероприятий. Особенно много разнообразных экскурсионных программ, связанных с посещением музеев, выставок, осмотром достопримечательностей, предлагается в языковых школах для иностранных слушателей.
Современные туристические фирмы, осваивая рынок образовательных услуг, стремятся расширить спектр предлагаемых клиентам образовательных поездок: от летних курсов иностранного языка до докторантуры в зарубежных университетах. Некоторые образовательные учреждения также начинают заниматься образо- вательным туризмом. Туристическим фирмам, подразделениям образовательного туризма учебных заведений становится все более необходимой методическая помощь. Важно иметь информацию о качестве образования в зарубежных учебных заведениях с точки зрения национальных интересов. Целесообразно создание единого информационного банка образовательных программ. Эффективность работы зависит и от знания прогнозных оценок, мониторинга образовательных потребностей. Методики разработки индивидуальных образовательных программ также способствуют развитию этого направления туризма. Роль андрагогов в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательного туризма трудно переоценить.
Андрагогическое сопровождение туризма предполагает целенаправленную работу по формированию тематических туристических маршрутов. Принцип их построения мо-
Андрагогические может быть разным. В одном случае в комплекс аспекты туризма нормативных образовательных программ вводится дополнительная, например по истории
искусства или архитектуры. В другом — туристическая поездка будет носить исследовательский характер, например с целью пополнения коллекции растений или минералов. В третьем — путешествие может эмоционально предшествовать изучению крупного раздела науки или искусства. Вариантов множество. Но, как правило, содержание туристической и образовательной (просветительской) деятельности будут взаимодополняться и интегрироваться.
Путешествие обычно предваряется достаточно длительным этапом подготовительного обучения. Это могут быть опережающая информация о стране или регионе, спортивная подготовка, ос- воение прикладных навыков работы с фотоаппаратом, видеокамерой, разработка сценария будущего фильма. В ходе изучения или составления маршрута по карте открываются интересные возможности для группового проектирования. В андрагогические функции руководителя на подготовительном этапе входит сплочение сформированной для поездки или пешеходного маршрута группы.
Во время поездки андрагогические аспекты находят свое выражение в экскурсионной работе гида или проводника, его влиянии на межличностное общение в группе, организацию форм активного отдыха. Иногда это далеко не просто и требует знания основ конфликтологии. Руководитель группы или гид постоянно сочетает информационно-просветительскую функцию с любым другим видом деятельности, что, безусловно, должно подкрепляться особыми профессиональными умениями, чувством меры. Информационное и эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывают мастерство экскурсовода в подаче материала, эрудиция и артистизм, его личностное отношение к теме. По данным психологов, экскурсионная информация, хорошо продуманная и умело преподанная, запоминается лучше, чем только увиденное, прочитанное или услышанное. Любая экскурсия — знакомство с памятником культуры, с произведениями искусства, с интересными объектами природы или с промышленными предприятиями, учреждениями медицины; образования, культуры и пр. — может служить развитию общей культуры человека, если в ней заложена возможность узнать что-то новое или по-новому, с новой точки зрения посмотреть на уже известное.
Образовательный туризм вносит в жизнь взрослого человека событийность, что само по себе становится поучительным, давая повод для смены жизненных стереотипов. Обогащая впечатления, экскурсия может дать человеку эмоциональный заряд, пробуждая или углубляя интерес к явлениям, событиям, объектам или личностям, и тем самым послужить толчком к дальнейшему, самообразованию.
Самообразовательная деятельность, связанная с туризмом, включает ведение дневника путешествия, составление фотоальбомов, подготовку слайдо- и видеофильмов с последующей их демонстрацией. Каждая из этих форм требует рефлексии, интерпретации полученного опыта, эмоциональной ретроспективы, что стимулирует личностное развитие.
Задание для самоконтроля
В перечень российских объектов, внесенных в список Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, входят: исторический центр Санкт-Петербурга и относящиеся к нему группы памятников; Погост Кижи; Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестности; культурный и исторический ансамбль Соловецких островов; Белые памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде; Церковь Вознесения в Коломенском; Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье; девственные леса Коми; озеро Байкал; вулканы Камчатки; Золотые горы Алтая; необычайная природа западного Кавказа.
Разработайте проект образовательно-туристской программы по ознакомлению с одним из памятников (по выбору) для российских и иностранных туристов.
Рекомендуемая литература
Гебель П. Природное наследие человечества. — М., 1999.
Квартальной В. А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития. — М., 1998.
Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Под ред. проф. Р. Б. Ноздревой. — М., 1998.
Мерникова Н. «…Для удовольствия соотчичей и чужестранцев» (из истории туризма) // Управление персоналом. — 2001. — № 2.
Соломин В. П., Финаров Д. П. и др. Всемирное культурное и природное наследие // География в школе. — 1999. — № 2.
Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. — М., 1997.
studfile.net
Образовательный туризм: проблемы определения | Статья в журнале «Молодой ученый»
На конец XX — начало XXI века пришёлся новый этап развития и дифференциации основных туристических направлений. По утверждениям учёных, в нём прослеживался ряд тенденций, оказавших значительное влияние на современное состояние мирового туризма [1, с. 159].
Во-первых, традиционные виды туризма получили новое содержание (например, модным трендом медицинского туризма стало предоставление передовых видов услуг только в определённых регионах и странах). Во-вторых, в туристическую сферу были успешно интегрированы высокие технологии, что послужило толчком к появлению новых направлений туризма. Примером здесь может служить космический туризм, который преследует, с одной стороны, исследовательские, с другой — исключительно развлекательные цели.
В-третьих, изменились предпочтения туристов относительно выбора направлений путешествия. Особой популярностью наряду с традиционными рекреационными зонами стали пользоваться территории с уникальными культурными, экономическими, природными, языковыми, историческими и другими особенностями. Данная тенденция относится в большей степени к образовательному туризму, который сами туристы рассматривают не только на вложение в собственный потенциал и повышение конкурентоспособности на рынке труда, но и как «вариант совмещения отдыха с образованием» [2, с. 13].
Образовательный туризм — явление, возникшее на пересечении образовательного и туристического направлений деятельности, что определяет его зависимость от развития этих секторов экономики и запросов потребителей. Исследование образовательного туризма приобретает особую актуальность на междисциплинарном уровне, где уже давно рассматривается проблема дефинициации данного феномена.
Одна из особенностей изучения образовательного туризма — отсутствие в российском законодательстве устойчивого определения этого понятия. Такая ситуация оставляет за учёными право на самостоятельное исследование и описание явления, систематизацию знаний об образовательном туризме либо отдельных его элементах с последующей формулировкой определения. Однако, стоит отметить, что большинство исследователей, подчёркивая интегрированный характер изучаемого феномена, отдают предпочтение определениям, данным в рамках одной научной дисциплины или сферы. Часто это зависит от того, в какой именно научной области проводится исследование, и каков его предмет. На сегодняшний день большинство попыток сформулировать определение понятия «образовательный туризм» предпринято в рамках социально-экономических и педагогических наук, что легко объясняется двойственным происхождением исследуемого феномена. Однако, если отдельно проанализировать «экономические» и «педагогические» определения образовательного туризма, то можно заметить, что универсальной дефиниции не сформулировано ни в одной, ни в другой группе.
«Экономические» определения можно условно разделить на две категории — узкие и широкие. К первым относятся определения, приведённые в исследованиях, посвящённых туризму, а также в учебной литературе по таким направлениям подготовки, как «Гостиничное дело» или «Сервис». Самым частотным вариантом в данном случае является понимание образовательного туризма как вида туристической деятельности, выделяемого по мотивационно-целевому принципу (Александрова А. Ю., Бабкин А. В., Глушко А. А., Зорин И. В., Квартальнов В. А., Кусков А. С., Писаревский Е. Л.). Следует отметить, что наиболее подробно специфика образовательного туризма представлена в учебных материалах Бабкина А. В. и Зорина И. В., в то время, как в учебниках остальных авторов об образовательный туризм только упоминается [5].
Наибольший интерес, с точки зрения автора статьи, представляет вторая категория, а именно — широкие определения, которые встречаются и в экономике, и в педагогике. Их отличает большее разнообразие и, как уже было замечено, ориентация на ту область знания, в рамках которой рассматривается образовательный туризм.
Значительная часть таких определений, конечно, сформулирована в области экономических наук. В статье Лебедева А. Р., например, образовательный туризм рассматривается как экономическая категория. Данный подход интересен тем, что автор, расширяя понятийный аппарат исследуемого явления, предлагает такой термин, как «образовательный туристический продукт». Исследователь раскрывает термин как «материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время нерегулярного перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образование (формальное или неформальное)» в течение менее чем одного года» [3, с. 5]. Тенденция к определению длительности образовательных поездок наблюдается в большинстве экономических исследований. Лунин Э. А., например, в рамках своей научной работы пишет, что такие поездки могут длиться «от 24 часов до 6 месяцев» [2, с. 13], а Бабкин А. В. и Сангинов Д. Ш. в своих исследованиях называют другие временные рамки — «от 15 дней до 3 месяцев» [4, 5].
Указание сроков путешествия в определении образовательного туризма упомянутых исследователей имеет, с авторской точки зрения, два существенных недостатка. Во-первых, для данного вида туризма конкретизация времени путешествия не является феноменообразующим фактором. Это значит, что образовательной будет считаться и двухнедельная поездка в одну из языковых школ Мальты, и участие в студенческой программе обмена между отечественным и зарубежным ВУЗом. Уже по этой причине выносить сроки поездки в определение не целесообразно.
Во-вторых, нужно понимать, что в зависимости от уровня образовательной программы, время её освоения может варьироваться от двух недель (краткосрочные языковые курсы) до 4 лет (программы высшего постдипломного образования, PhD). Если в качестве критерия взять любой из приведённых выше временных промежутков, то в список образовательных поездок, а, следовательно, и в весь образовательный туристический сегмент не попадает значительная часть международных академических программ американских и европейских университетов (средняя длительность 1 год). За рамками образовательного туризма окажутся также: программа «InternationalBaccalaureate» (длительность 2 года), международные программы обмена (средняя длительность два семестра), а также различные программы MBA (средняя длительность 1–2 года) и т. д. Таким образом, можно заключить, что в определении образовательного туризма предпочтительнее не указывать сроки образовательного путешествия, потому что они не изменяют сущностных характеристик явления, но накладывают дополнительные временные ограничения на понятие «образовательная (обучающая) поездка».
Интересный подход к интерпретации сущности образовательного туризма предлагают Кузнецова О. И. и Фодоря А. Ю., рассматривающие его как вид социокультурной деятельности общества. В их статье приводится характеристика основных видов образовательного туризма, а также перспектив его развития в системе российского образовательного и туристического сектора. В своих выводах авторы подчёркивают двойственный характер явления, акцентируя внимание на том, что образовательный туризм не только является значимым направлением развития российского образования, но и «позволяет получить неоценимый социокультурный опыт познания других обществ и культур» [6, с. 68]. В работе подчёркивается перспективность образовательного туризма как для отечественного образования (разного уровня), так и для собственно туристического сектора, приводятся статистические данные экспортного рынка образовательных услуг, и даётся краткий обзор наиболее востребованных на рынке направлений.
Особый интерес, вместе с тем, представляют собой исследования по педагогике, в которых образовательный туризм рассматривается как педагогический феномен. В нескольких своих работах Погодина В. Л. говорит об образовательном туризме в контексте методики обучения географии и определяет его как «высокоэффективную технологиюобучения и одновременно форму организации учебного процесса» [7, с. 59]. Несомненно, в методике обучения географии вопрос об образовательном туризме, ввиду непосредственных и очевидных связей областей, обладает особой значимостью. Однако, данный подход можно с успехом отнести и к методике преподавания иностранных языков, социальных или естественных наук. Можно экстраполировать его на педагогическую науку в целом, что позволит говорить об образовательном туризме как об общепедагогической технологии, при этом для каждой конкретной дисциплины или блока дисциплин она будет обладать определённым рядом признаков.
Среди других исследований по педагогике, посвящённых образовательному туризму, выделяются работы, в которых авторы предпринимают попытки разработать его педагогическую модель. Николаева А. Н., например, определяет её как «модель туризма с доминантой образование, которая предполагает наличие педагогической цели и педагогических средств её достижения» [8, с. 162] и выделяет в ней шесть основных компонентов. Ключевым акцентом модели является дифференциация подходов и принципов реализации образовательных поездок, что, безусловно, позволяет использовать предложенную модель для разработки большого количества разнообразных образовательно-туристических продуктов. Однако, с другой стороны, именно излишняя детализация подходов делает предложенную модель сложной для восприятия.
Вариант педагогической модели, предложенный Грушиной Т. П., выглядит более практико-ориентированным и подходящим под запросы современной школы. Модель представляет собой систему трёх взаимосвязанных этапов, рассчитанную на последовательную работу педагогического коллектива или конкретного методического объединения «с целью повысить успеваемость по предметным областям знаний средствами образовательного туризма» [9, с. 102]. Автор закономерно исходит из главной сущностной особенности образовательного туризма, что неоднократно подчёркивается в статье, но при этом суть предмета исследования сводится к организации экскурсионной деятельности, что, в принципе, является только одним из возможных вариантов реализации на практике образовательно-туристического продукта. В результате, узкое понимание сути образовательного туризма, а именно — комбинации туристической и образовательной деятельности, препятствует тому, чтобы предложенную модель можно было считать универсальной, а точнее, общепедагогической.
Таким образом, рассмотрев основные определения образовательного туризма, существующие на сегодняшний день в отечественных исследованиях по экономике и педагогике, можно заключить, что в педагогике имеет место большая дифференциация подходов к определению данного явления, а в экономике и в исследованиях по туризму преобладающим является понимание образовательного туризма как одного из видов туристической деятельности.
В заключение нужно подчеркнуть, что обращение только к одному из двух составляющих образовательного туризма не может быть гарантией его комплексного анализа. Образовательный туризм как объект исследования выходит за рамки узкоспециализированных научных исследований и требует комплексного междисциплинарного подхода к изучению.
Литература:
- Абдуразакова Я. М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Вестник АГТУ. — 2010. — № 2. — С. 159–166.
- Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2009. — 23 с.
- Лебедев А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория // СЭПТП. — 2012. — № 6. — С. 1–7.
- Сангинов Д. Ш. К вопросу о видах туризма // НЦБ PORTALUS. URL:http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1347254760&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.03.2016).
- Бабкин А. В. Специальные виды туризма. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 252 с.
- Кузнецова О. И., Фодоря А. Ю. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии — Новосибирск: «СибАК». — 2013. — № 9(32). — С. 60–68.
- Погодина В. Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 116. — С. 59–68.
- Николаева А. Н. Педагогическая модель образовательного туризма как средство повышения уровня познавательной активности обучающихся // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 1(12). — С. 161–164.
- Грушина Т. П. Модель образовательного туризма для совершенствования учебно-воспитательной деятельности в системе естественно-научного образования // Вестник МГПУ. — 2014. — № 4(16). — С. 100–109.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный туризм, предложенная модель, длительность, дифференциация подходов, MBA, туристический сектор, туристическая деятельность, педагогическая модель, значительная часть, педагогика.
moluch.ru
Образовательный туризм с EF Education First
Меню
Закрыть
- 8 (800) 700-26-26
-
Главная
Добро пожаловать в EF -
Программы
Все курсы и программы EF -
Школы и офисы
Найти ближайший офис или школу -
Прo EF
Кто мы -
Карьера
Работайте с нами
-
Главная
Добро пожаловать в EF -
Программы
Все курсы и программы EF -
Школы и офисы
Найти ближайший офис или школу -
Прo EF
Кто мы -
Карьера
Работайте с нами
- Все программы EF
- Учеба за границей
www.ef.ru
Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования
Библиографическое описание:
Мураенко Е. Д. Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. С. 120-122. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10410/ (дата обращения: 09.12.2019).
В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образовательно-туристических мероприятий.
Ключевые слова: образовательный туризм, стажировка, профессиональная ориентация, образовательная поездка, производственная экскурсия.
Образовательный туризм — значимая часть педагогического процесса. Его содержание, особенности, возможности и перспективы реализации в системе образования исследуются сегодня многими специалистами. Образовательный туризм понимается как высокоэффективная технологияобучения и одновременно форма организации учебного процесса (Погодина В. Л.), фактор интернационализации образования (Титов В. А., Фарбер В. А.), а также модель туризма с доминантой образование (Николаева Н. А.).
Интересный подход к определению сущности образовательного туризма предлагают Шкута А. А. и Аракчеева З. В. В их статье данный вид туристической деятельности рассматривается как «фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях» [1]. Авторы доказывают, что образовательный туризм способствует решению некоторых проблем отечественной высшей школы (непропорциональность составляющих образовательного процесса; полное или частичное отсутствие практико-ориентированной деятельности и т. п.), и играет важнейшую роль в становлении профессиональной самоидентичности студентов, понимании ими своих сильных и слабых сторон, формировании способности адекватно оценивать свои профессиональные возможности и карьерные перспективы.
Из всего вышеперечисленного для учреждений среднего профессионального образования наиболее значимым является профессиональное самоопределение студентов, на формирование которого большое влияние оказывает грамотная и системная профориентационная работа. Профориентационные мероприятия — одно из самых перспективных направлений социально-педагогической деятельности для применения такой формы организации учебно-воспитательного процесса, как образовательный туризм.
Несмотря на широкие возможности образовательного туризма, его потенциал в системе среднего профессионального образования реализуется не полностью. Зачастую между понятиями «поездка с целью обучения иностранному языку» и «образовательная поездка» ставится знак равенства, что не соответствует действительности. Под «образовательной поездкой» наука понимает любую поездку, основной или сопутствующей целью которой является обучение, получение знаний, усвоение нового опыта. Таким образом, языковой туризм — это не синоним, а один из видов образовательного туризма. Однако курсы иностранных языков в зарубежных языковых школах действительно преобладают на рынке образовательно-туристических услуг, где представлены также экскурсионные туры (в них прослеживаются как образовательные, так и рекреационные цели) и профессиональное обучение. Решающее значение, если речь идёт об учреждениях технического профиля, имеют два последних пункта. Языковой туризм в этом случае не столь актуален и выступает, как правило, только как сопутствующий фактор организации профориентационной работы.
Профессиональная ориентация — взаимосвязанный комплекс мер, отличающийся многообразием методов, форм и проявлений, что позволяет разработать программу, подходящую для конкретного образовательного учреждения [2]. Формы профессиональной ориентации традиционно подразделяются на две группы:
− пассивные (просветительские): информирование обучающихся о востребованных специальностях, ситуации на рынке труда соответствующего региона; ярмарки вакансий; профессиограммы, беседы и классные часы;
− активные (позволяющие студенту превратиться в «субъекта своего профессионального самоопределения» [3, с. 39]): производственные экскурсии, содержащие практико-ориентированный элемент; стажировки, мастер-классы специалистов; выездные практические занятия; ролевые и сюжетные игры.
Для реализации образовательно-туристического компонента в системе профессиональной ориентации интерес представляют активные формы работы, из которых особо выделяется экскурсионная форма. Экскурсии на заводы и предприятия города и области позволяют показать студентам условия труда персонала, специфику работы предприятия, помогают им соотнести полученные теоретические знания с практикой, проанализировать свои знания и профессиональные навыки и понять, будут ли они способны решать те задачи, которые ставятся перед техническими специалистами разного уровня на производстве.
Практику организации производственных экскурсий используют сегодня многие учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и их внимание часто сосредотачивается на предприятиях, расположенных в нашем регионе. Экскурсионные программы давно не являются новаторством и разрабатываются специалистами учебных заведений, туристическими агентствами, а также центрами содействия занятости (например, СПб ГБУ «ЦСЗПОМ «ВЕКТОР»). Но в современных экономических условиях эти программы, с авторской точки зрения, не так эффективно решают задачи профессиональной ориентации. Новый акцент данной форме может придать посещение организаций и крупных производств как региона, так и страны не столько с ознакомительной целью, сколько с целью прохождения краткосрочной стажировки. Конечно, производственная экскурсия с элементами производственной практики может иметь и международный формат. Но зарубежные образовательные поездки (ознакомительные и практические), в силу высокой сложности организации и исполнения, не так популярны среди учебных заведений, как посещение региональных производств и организаций. Однако некоторые образовательные учреждения добились на этом направлении значительных успехов [4].
Образовательно-туристические поездки внутри страны с целью посещения крупного предприятия и прохождения стажировки могут включать культурно-досуговую программу, а для дальнейшего профессионального роста студентов полезным будет получение свидетельства или сертификата, подтверждающего факт посещения производства и прохождения стажировки. Организация производственных экскурсий и стажировок на ведущих российских предприятиях полезна не только для студентов (в первую очередь, как способ получить практические навыки и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда), но и для учебного заведения.
В условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг как никогда становится актуальной проблема формирования положительного имиджа образовательного учреждения, в создании которого не последнюю роль играет профориентационная работа. С авторской точки зрения, учебное заведение в реализации профориентационной работы должно делать акцент именно на работу со студентами. Работа с абитуриентами тоже очень важна, но она не может решить тот же комплекс задач. В конечном итоге, именно востребованность на рынке труда выпускников учебного заведения является для абитуриентов и их родителей критерием его успешности и гарантом качества предлагаемых им образовательных услуг. А возможность прохождения стажировок на ведущих предприятиях страны (с получением соответствующих документов) может стать для поступающих дополнительным аргументом в вопросе выбора учебного заведения. Однако информация о том, какие именно программы стажировок реализуются, как именно они помогают студентам в их профессиональном становлении, а также статистика эффективности образовательно-туристических проектов должна быть подробно представлена на официальном сайте образовательного учреждения и освещена в СМИ.
Другим направлением, которое можно существенно развить в ходе планирования и реализации образовательных поездок, является взаимодействие с работодателями. В отчёте, представленном Центром изучения проблем профессионального образования, приводится анализ перспектив такого партнёрства в условиях внедрения образовательно-туристических проектов [5]. В ходе кооперации с работодателем, как указывают специалисты, повышается ориентация учебных заведений на экономическую ситуацию в регионе и стране; усиливается роль работодателей в управлении образовательными учреждениями. Немаловажным результатом тесного сотрудничества с работодателями в планировании и реализации производственных экскурсий и стажировок является рост объёмов привлекаемых внебюджетных средств для развития материальной базы учебного заведения.
Таким образом, разработка и проведение образовательно-туристических мероприятий для студентов — существенный фактор повышения эффективности системы профориентационной работы учреждений среднего профессионального образования, способствующий и профессиональному становлению студентов, и формированию положительного имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Литература:
- Шкута А. А., Аракчеева З. В. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [эл. ресурс] // А. А. Шкута, З. В. Аракчеева. — «Студенческий научный форум» (материалы конференции) — Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/136/338 (дата обращения: 02.03.2016).
- Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 12. — С. 431–439.
- Текуева Д. Б. Профориентационная работа в учреждениях СПО // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2013. — № 21. — С. 35–39.
- Международная деятельность // Петровский колледж (официальный сайт). URL: http://www.petrocollege.ru/CollegeAbout/InternationalRelations/ (дата обращения: 11.04.2016).
- Экспертиза эффективности международного сотрудничества образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования // Центр изучения проблем профессионального образования. URL: http://www.cvets.ru/Report.pdf (дата обращения: 04.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный туризм, учебное заведение, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профориентационная работа, образовательное учреждение, производственная экскурсия, технический профиль, положительный имидж, языковой туризм.
Похожие статьи
Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм…
рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональный путь, профессия, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение…
Актуальность профориентационной работы в образовательных…
профессия, образовательное учреждение, профориентационная работа, обучающийся, специальность.
выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель…
Современный образовательный туризм: российский опыт…
Современный образовательный туризм включает высшее образование, профессионально—техническое, школьное образование, зимние и летние школы, языковые курсы, продолжающиеся взрослые образовательные программы, короткие курсы…
Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты…
Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными
К этому сегменту исследователь относит школьные экскурсии, учебу в языковых школах и университетах. Для другого сегмента первичным является туризм, а образование или обучение — есть…
Образовательный туризм как инновационный метод…
Таким образом, Погодина В. Л. подчеркивает, что образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью. И продолжает далее о важности туризма в образовании педагогов: «…образовательная туристская деятельность является…
Опыт проведения профориентационной работы высшего…
проведение профориентационных экскурсий. Цель профориентационных мероприятий: организация работы по профессиональному… Образовательный туризм как неотъемлемая часть…
Образовательный туризм: проблемы определения
Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Авторы: Кирюханцев Кирилл Андреевич, Гизатова Ирина Алексеевна.
Особенности организации молодежного образовательного тура.
Образовательный туризм — туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.
научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях
Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале…
Формирование профессионального самоопределения учащихся… профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание…
moluch.ru
Что такое educational tourism? | Educational Tourism
Благодаря форме поиска на сайте можно вводить интересующие вас запросы. Одним из них оказался запрос «что такое educational tourism», о чем сегодня и поговорим.
Что такое educational tourism?
Термин “educational tourism” в переводе на русский означает «образовательный туризм» – направление, представляющее собой некую смесь образования и туризма, где первый и второй аспекты неразрывно связаны друг с другом, позволяя не только путешествовать, но и активно принимать участие в изучении языка, освоении менталитета, познании культуры и традиций страны. Кроме того, сегодня образовательный туризм – это развивающееся направление, которое набирает обороты по всему миру.
Ученые отмечают, что образовательный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей туризма, которую довольно часто упускают из вида специалисты и маркетологи.
Какие еще названия имеет educational tourism?
Зачастую “educational tourism” имеет ряд других названий, например, “career enhancement” (карьерный рост), “job development” (создание рабочих мест) или “self-actualization experiences” (опыт самореализации).
Сегодня образовательный туризм представлен в совершенно разных формах, которые имеют общие черты. Главной остается идея о том, что путешествие – это, прежде всего, самореализация, релаксация, веселое обучение и образование для людей всех возрастов. И это лишь некоторые возможности образовательного туризма.
Образовательный туризм и с чем его едят
В более узком смысле “educational tourism” – это сочетание образовательного и культурного компонента во время путешествия. Например, можно купить пакетный тур в Турцию и пролежать неделю на пляже, не сделав ни шага в сторону хотя бы соседнего города или поселка (это не образовательный туризм).
Вторым вариантом отдыха может быть приобретение тура, каждый день которого самостоятельно распланирован. При этом вы общаетесь с местными жителями, пользуетесь общественным транспортом и заглядываете в отдаленные уголки. Основной целью путешествия является образовательный аспект. Иными словами, «что я узнал для себя нового, какие выводы я могу сделать».
Третьим вариантом может стать покупка образовательного тура, в рамки которого входят экскурсии. Зачастую это интенсивные языковые курсы, в перерывах между которыми можно активно путешествовать и познавать культуру страны. Среди наиболее популярных стран, предлагающих услуги образовательного туризма, выделяют Мальту, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду, Испанию, Францию и Германию.
В России и Украине понятие «образовательного туризма» пока еще недостаточно развито, а ведь такой подход к системе образования мог бы решить сразу несколько проблем, например, помочь студентам прочувствовать эмоциональную составляющую, которая так присуща образовательному туризму.
Основные направления образовательного туризма
• школьные программы;
• обучение заграницей;
• семинары, стажировки и программы обмена;
• образовательные круизы.
В одной из предыдущих статей можно узнать больше о видах современного туризма.
Что нужно для развития образовательного туризма?
- Расширять образовательную отрасль в рамках туризма, сотрудничая со школами и университетами.
- Искать местных жителей, желающих обучать других. В результате такой работы смогут выиграть и те, кто преподают, зарабатывая дополнительные деньги, и те, кто обучаются.
- Находиться в постоянной связи с людьми, планирующими образовательные конференции, мастер-классы и семинары в вашем городе, при этом у вас появится дополнительный опыт проведения такого рода мероприятий, а также возможность карьерного роста.
- Вести себя с людьми должным образом (вежливо, уважительно, толерантно). Это касается экскурсоводов, а также людей, напрямую связанных с туристическим бизнесом. Им нужно уяснить, что туристы платят деньги за хорошее обслуживание.
- Создавать региональные туристические исследовательские группы. Одним из лучших способов продвижения образовательного туризма является самостоятельное в нем участие. Обозначьте тему, в которой разбираетесь, свяжитесь с отелями и фирмами, сообщив им о том, что вы предлагаете новые услуги в сфере обслуживания, и тогда, возможно, вы станете одним из тех, кто начинает новое дело.
Узнать больше о том, что представляет собой индустрия туризма за рубежом можно здесь. Надеемся, что данная статья помогла ответить на ваши вопросы. Если это так, делитесь информацией с друзьями и знакомыми, и оставляйте комментарии.
www.edutur.org
Ваш комментарий будет первым