Экскурсия как система работы
География является одной из важнейших в общей системе наук образовательной и воспитательной дисциплиной. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного и развитии творческих способностей. Воспитательный потенциал географии этим не исчерпывается: толерантность, гражданская позиция, политическая грамотность, патриотизм — неполный перечень важнейших качеств, приобретаемых в процессе географического образования. Поэтому при всех современных изменениях в средней школе география должна оставаться одним из фундаментов знаний об окружающем мире.
Но в условиях перехода к новой концепции школьного географического образования, которая предусматривала не косметические, а коренные изменения, как в его структуре, так и в содержании, необходимо отойти от фактологического подхода и усилить деятельностный, создав необходимые условия для реализации основных умений и навыков у школьников.
Поэтому задача современного учителя достигнуть высокого образовательного результата на основе применения системно-деятельностного подхода, который положен в основу новых ФГОС.
Важно, чтобы реализация практической направленности осуществлялась в единстве современных требований к организации учебного процесса и личного опыта учащихся. Ведь как ни обширны знания, полученные из учебника, они не могут заменить собственных наблюдений, исследований и самостоятельного творчества.
В связи с этим важная роль должна отводиться внеурочной работе по географии, формы которой развиваются и совершенствуются вместе с урочной деятельностью. Среди внеурочных форм особое значение приобретают экскурсии, практические работы, творческие проекты, экологические тропы и т. д.
Преподавание географии немыслимо без проведения экскурсий, так как такая форма учебно-воспитательной работы школы играет важнейшую образовательную, воспитательную, развивающую роль. На экскурсиях учащиеся учатся наблюдать, ориентироваться в пространстве, сравнивать, видеть взаимосвязи объектов друг с другом и условиями окружающей среды.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.
Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
- Увидеть
- Услышать
- Ощутить
- Экскурсовод -С помощью Экскурсантов помогая им овладеть
- Объектов навыками
- воздействует на
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.
Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия — есть — прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.).
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия — это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом) (Б а р х а ш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий.— 1934. — С. 9).
Приведу также одно из последних по времени опубликования определений: «Экскурсия — особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)»(Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. — М., 1974. — С. 16). Таковы мнения ученых-экскурсионистов.
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»(Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. — М.: Русский язык, 1980. — С. 663). В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».
В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».
В Большой советской энциклопедии (1978 г. , т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда — различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.
В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300 — 310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция— построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет— событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация— точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию а один из видов культурно-просветительской работы (Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. 1969. — С. 309 — 316.).
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
ВЫБОР ТЕМЫ ЭКСКУРСИИ
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ЭКСКУРСИОННОГО МАТЕРИАЛА
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках.
Экскурсия Определение и значение — Merriam-Webster
экскурсия ik-ˈskər-zhən
1
а
: а выезд или выезд : экспедиция
б(1)
: обычно короткое увеселительное путешествие
(2)
: поездка по специальным льготным тарифам
2
: отклонение от прямого, определенного или правильного курса
особенно : отступление
ненужные экскурсы в заумную теорию
3
: движение наружу и назад или из среднего положения или оси
также : пройденный путь : амплитуда
ход поршня
Знаете ли вы?
На латыни префикс ex- означает «из», а глагол currere означает «бежать». Когда эти два слова соединяются вместе, они образуют глагол excurrere , буквально «выбегать» или «расширяться». Excurrere дало начало не только экскурсия , но и excurrent (прилагательное для вещей, имеющих каналы или потоки, выходящие наружу) и excursus (означающее «приложение или отступление, содержащее дальнейшее изложение какого-либо пункта или темы). «). Другие слова, образованные от currere включает коридор , учебная программа , а среди новых слов паркур .
Синонимы
- прогулка
- пиршество
- прогулка
- бессвязный
- Салли
- сашай
- боевой вылет
- spin
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Они отправились на короткую экскурсию на побережье. наши выходные экскурсии охватили практически все части нашего родного штата
Недавние примеры в Интернете Отправляясь на экскурсию ? — Тереза Холланд, Путешествия + Отдых , 5 апреля 2023 г. Кох является рекордсменом по самому продолжительному одиночному космическому полету женщины (328 дней в космосе) и совершила шесть выходов в открытый космос (в том числе первый полностью женский экскурсия ). — Стефани Млот, PCMAG , 4 апреля 2023 г. Во время экскурсии посетите огромное водохранилище озера Пауэлл, чтобы покататься на гидроцикле, каяке, байдарке или лодке. — Лаура Манске, Forbes , 7 марта 2023 г. В ходе экскурсии пассажиры возвращались на лодку в разное время, говорится в иске. — Минивонн Берк, 9 лет.0055 Новости NBC , 4 марта 2023 г. Среди разных вещей внутри моего рюкзака была богемная кожаная куртка, полноразмерное полотенце и детский спальный мешок, покрытый пурпурным принтом пейсли со знаками мира, из корзины распродаж в пригородном H&M. Дэвид не знал, что это был мой первый пеший поход . — Эмили Пеннингтон, Outside Online , 1 февраля 2023 г. Двумя оставшимися ответчиками по делу были Алекс Мердо и Parker’s Kitchen, круглосуточный магазин, где Пол Мердо, который тогда был несовершеннолетним, как полагают, покупал алкоголь для катания на лодке.0055 экскурсия . — Одри Конклин, Fox News , 24 января 2023 г. На следующее утро они вчетвером берут машину и, вопреки правилам курорта, согласно которым посетители должны оставаться на территории, отправляются на экскурсию . — Дэвид Фир, Rolling Stone , 22 января 2023 г. Кинг признает, что эта экскурсия стала возможной благодаря тому, что он был любезным, не угрожающим белым парнем средних лет. — Марианна Сегеди-Машак, 9 лет0055 Washington Post , 13 апреля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «экскурсия». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Латинский экскурсия-, excursio , от excurrere
Первое известное использование
около 1587, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование экскурсии было около 1587 г.
Посмотреть другие слова того же года
Подкаст
Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP
Получите Слово Дня на ваш почтовый ящик!
Словарные статьи рядом с
экскурсияэкскурс
экскурсия
экскурсионный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись0003
«Экскурсия». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/excursion. По состоянию на 25 апреля 2023 г.
Копия цитирования
Детское определение
Экскурсия
существительное
экскурсия ik-ˈskər-zhən
1
а
: короткая поездка ради удовольствия
б
: поездка по специальным льготным тарифам
2
: уход от темы : отступление
Этимология
от лат. excursio, экскурсия- «выход», от excurrere «выбегать, совершать экскурсию, продлеваться», от ex- «выход, вперед» и currere «бегать» — относится к текущему
Медицинское определение
экскурсия
существительное
экскурсия ik-ˈskər-zhən
1
а
: движение наружу и назад или от среднего положения или оси
экскурсия бедренной кости
б
: пройденное расстояние
2
: одно полное движение расширения и сокращения легких и их оболочек (как при дыхании)
Еще из Merriam-Webster на
экскурсияНглиш: перевод экскурсия для говорящих на испанском языке
Британский английский: перевод экскурсия для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
экскурсия | значение экскурсии в Longman Dictionary of Contemporary English
Из Longman Dictionary of Contemporary English Похожие темы: 1 DLTa короткая поездка организована таким образом, чтобы группа людей могла посетить какое-либо место, особенно во время отпускаэкскурсия в В тур включена экскурсия в Гранд-Каньон. на экскурсию Мы отправились на экскурсию к Пирамидам.► см. тезаурус в путешествии2 ПУТЕШЕСТВИЕКороткое путешествие с определенной целью SYN trip экскурсия по магазинам3 → экскурсия во что-тоПримеры из Корпусаэкскурсия• Такими приемами она извратила его симпатию в согласии со своей фантазией о том, что Запад для них был только экскурсией.• Однажды он для разнообразия отправился на экскурсию на другой конец острова места.• Курорт также предлагает ежедневные экскурсии в близлежащие города.• Тур включает трехдневную экскурсию в Диснейленд.• Мы могли бы отправиться в поход, совершить экскурсию на полноприводном автомобиле, покататься на лошадях, записаться на обучение дайвингу.• Это означает четыре экскурсии в очень контрастные области. • Женщина больше не появляется, и Блэк больше не совершает экскурсий на Манхэттен. • Много лет спустя она вспоминала, что ей часто звонили друзья, планирующие групповую экскурсию по городу. • И это так. удобной отправной точкой для нескольких экскурсий.
Ваш комментарий будет первым