Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Байкало амурская магистраль направление: Байкало-Амурская магистраль. Досье — ТАСС

Байкало-Амурская магистраль: описание, транспортные узлы

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых крупных железнодорожных линий в России и мире. Она простирается по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Главный путь БАМа – Тайшет – Советская Гавань. Строительство продолжалось с 1938 по 1984 год. Наиболее сложной была центральная часть пути, для которой характерны суровые климатические и геологические условия. Данный участок строился целых 12 лет. А строительство самого сложного отрезка, Северо-Муйского тоннеля, продолжалось до 2003 года.

В статье дается ответ на вопрос, каков состав Байкало-Амурской магистрали и направление грузопотоков.

Загруженность БАМа очень высокая. Используются практически все имеющиеся возможности для движения составов. В настоящее время проводятся работы по повышению ее пропускной способности. Годовой объем грузоперевозок – около 12 млн тонн.


Дальний Восток: перспективы развития

Российский Дальний Восток — регион с великолепными перспективами экономического развития. В каких…

Состав и направление грузопотоков Байкало-Амурской магистрали довольно сложны и определяются географическими особенностями территории.

Характеристики БАМа

Общая протяженность Байкало-Амурской железнодорожной магистрали составляет 3819 км. Она проложена севернее Транссибирской магистрали, отходя от нее в городе Тайшет. Линия обходит озеро Байкал с севера. От трассы имеются ответвления.

Основной рельеф местности, по который проходят пути, гористый. БАМ пересекает 7 хребтов, 10 тоннелей и Становое нагорье. Наибольшая высота у Муруринского перевала (1323 м над уровнем моря). Здесь железнодорожное полотно идет под значительным углом вверх, и движение составов требует повышенной тяги, а число вагонов лимитировано.


Удоканское месторождение: краткое описание

Местность, где находится Удоканское месторождение, считается сейсмически опасной с зоной…

На протяжении пути поезд пересекает 11 значительных по величине рек, 2230 мостов разного размера, 200 ж/д станций и свыше шестидесяти городов и других населенных пунктов.

Особенности трассы

Между Тайшетом и Усть-Кутом железная дорога имеет 2 пути и воздушную систему электрификации. Между Усть-Кутом и Таксимо – 1 путь и такой же тип электропитания. Далее на восток она не электрифицирована — там используются тепловозы. Это говорит о разнообразии условий и состава Байкало-Амурской магистрали. Направление грузопотоков: с востока на запад и с запада на восток.

От точки разъединения БАМа и Транссиба до морских портов расстояние по БАМу на 500 км меньше, чем по Транссибирской магистрали.


Мост через Амур: фото, длина, история

Чтобы облегчить перемещение людей через полноводную реку Амур, в прошлом столетии велись…

История строительства

Процесс создания столь гигантского объекта был поэтапным и разнонаправленным.

В 1924 году впервые появляется идея строительства БАМа. Необходимость такого пути объяснялась желанием получить полноценный доступ к полезным ископаемым в труднодоступных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, получить дополнительную магистраль для перемещений в случае войны с Японией.

В 1930 году было предложено начать разработку проекта строительства и впервые появилось название будущей трассы: Байкало-Амурская магистраль.

В 1933 году начата прокладка пути, укладывались первые рельсы.

В 1937 году строительство приняло больший масштаб. Началась прокладка путей на соединительных участках между Транссибом и будущей железной дорогой. Тогда же принимается решение проложить маршрут БАМа от Тайшета до Северной гавани.

В 1940 году было начато движение поездов на участке между Ургалом и Известковой.

После начала войны в 1941 году построенные участки железной дороги были разобраны и использованы при строительстве железной дороги вдоль реки Волги.

В 1943-1945 гг. была уложена железная дорога между Советской Гаванью и Комсомольском-на-Амуре.

В 50-е построен участок Тайшет – Лена, и был получен доступ к природным ресурсам этого региона.

В начале 60-х уже имелось 1150 км проложенных путей, а всего требовалось построить 4000 км.

В 1973 году начата работа порта Восточного, к которому должен был подойти БАМ.

В 1974 году процесс строительства резко ускорился. Прибывали новые силы комсомольских отрядов.

В 70-е разобранный в начале 40-х участок был восстановлен.

В 1976 г. благодаря БАМу была начата добыча коксующегося угля на юге Якутии.

В конце 70-х было закончено строительство восточного участка магистрали (Ургал — Комсомольск-на-Амуре).

В начале 80-х был построен самый важный и сложный мост через реку Витим.

В 1988 году было начато постоянное движение поездов по всей магистрали.

Всего в стройке приняли участие 2 млн человек.

Значение Байкало-Амурской магистрали

Роль БАМа в российской экономике очень велика. Благодаря ей стало возможным освоение труднодоступных природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, улучшило освоение территории.

БАМ повысил пропускную способность для грузопотоков, идущих в страны Азии (Китай, Корею, Японию). Также ее строительство стимулировало развитие экономики Курил и Сахалина.

Ежегодно по железной дороге перевозят 8-12 млн тонн грузов, а за сутки по ней проходит 8 поездов. Постепенно объем грузопотока будет увеличиваться.

Заключение

Таким образом, БАМ — важнейшая железнодорожная трасса в Российской Федерации. Состав и направление грузопотоков Байкало-Амурской магистрали весьма сложны. Железная дорога состоит из разных участков, в том числе соединительных.

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: С. А. Власов

БАЙКА́ЛО-АМУ́РСКАЯ МАГИСТРА́ЛЬ (БАМ), же­лез­ная до­ро­га, про­хо­дя­щая по тер­ри­то­рии Вост. Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. Про­тя­жён­ность (от г. Усть-Кут до г. Ком­со­мольск-на-Аму­ре) св. 3 тыс. км. Идея про­клад­ки ма­ги­ст­ра­ли воз­ник­ла в кон. 19 – нач. 20 вв., то­гда же ве­лись изы­ска­ния. В 1932 при­ня­то по­ста­нов­ле­ние СНК СССР о строи­тель­ст­ве уча­ст­ка Б.-А. м. от с. Перм­ское (впо­след­ст­вии г. Ком­со­мольск-на-Аму­ре) до ст. Уру­ша За­бай­каль­ской ж. д., оп­ре­де­ле­но ме­сто при­мы­ка­ния про­ек­ти­руе­мой же­лез­ной до­ро­ги к Вост. уча­ст­ку Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли – ст. БАМ (в 62 км к вос­то­ку от ст. Уру­ша), соз­да­но Управ­ле­ние строи­тель­ст­вом Б.-А. м., на­ча­то строи­тель­ст­во ли­нии БАМ – Тын­да (180 км, в 1938 от­кры­то дви­же­ние, в 1941 при­ня­та в экс­плуа­та­цию, в 1942 рель­сы сня­ты и ис­поль­зо­ва­ны при со­ору­же­нии вре­мен­ной же­лез­ной до­ро­ги у г. Ста­лин­град). Про­клад­ка до­ро­ги ве­лась с ис­поль­зо­ва­ни­ем тру­да за­клю­чён­ных. В кон. 1930-х гг. на­ча­то стро­и­тель­ст­во уча­ст­ков Ком­со­мольск-на-Аму­ре – Со­вет­ская Га­вань (вве­дён в эк­сплуа­та­цию в 1947) и Тай­шет – Усть-Кут (вве­дён в эк­сплуа­та­цию в 1958). В 1967 ра­бо­ты по со­ору­же­нию центр. уча­ст­ков Б.-А. м. во­зоб­нов­ле­ны: про­во­ди­лись про­ект­ные изы­ска­ния, вы­бра­но окон­ча­тель­ное на­прав­ле­ние трас­сы. В 1972 на уча­ст­ке БАМ – Тын­да на­ча­та ук­лад­ка пу­ти (впо­след­ст­вии про­дол­жен до Бер­ка­ки­та – т. н. Ма­лый БАМ). В 1974 ор­га­ни­зо­ва­но Гл. управ­ле­ние по строи­тель­ст­ву Б.-А. м. (Глав­БАМ­строй), став­шее ге­не­раль­ным под­ряд­чи­ком стро­и­тель­ст­ва ли­нии Усть-Кут – Тын­да, ли­нии БАМ – Тын­да – Бер­ка­кит, ст.

Тын­да, ком­плек­са пред­при­ятий строи­тель­ной ин­ду­ст­рии на стан­ци­ях Ши­ма­нов­ская и Тай­шет. Вост. уча­сток от г. Ком­со­мольск-на-Аму­ре до ст. Тын­да со­ору­жён ж.-д. вой­ска­ми. Строи­тель­ст­во Б.-А. м. про­хо­ди­ло в труд­но­дос­туп­ной ме­ст­но­сти в слож­ных при­род­но-кли­ма­тич. ус­ло­ви­ях; пре­одо­ле­но 11 рек, 7 гор­ных хреб­тов, бо­ло­та, гор­ный рель­еф с осы­пя­ми и ополз­ня­ми, бо­лее 1000 км про­ло­же­но в рай­онах веч­ной мерз­ло­ты, вы­со­кой сейс­мич­но­сти. Стро­и­тель­ст­во и экс­плуа­та­ция ос­лож­ня­лись сла­бым эко­но­мич. раз­ви­ти­ем рай­онов, по ко­то­рым про­ло­же­на Б.-А. м., их уда­лён­но­стью от пром. цен­тров, не­дос­та­точ­ным раз­ви­ти­ем со­ци­аль­но-бы­то­вой ин­фра­струк­ту­ры, де­фи­ци­том тру­до­вых ре­сур­сов. Для при­вле­че­ния кад­ров со­ору­же­ние ма­ги­ст­ра­ли объ­яв­ле­но все­на­род­ной строй­кой, ЦК ВЛКСМ объ­я­вил БАМ Все­со­юз­ной удар­ной ком­со­моль­ской строй­кой. Сре­ди строи­те­лей пре­об­ла­да­ли (70%) лю­ди в воз­рас­те до 30 лет, прие­хав­шие со всей стра­ны.
На Б.-А. м. раз­ви­ва­лось шеф­ское дви­же­ние: г. Тын­да строи­ли мо­ск­ви­чи, Ур­гал – ук­ра­ин­цы, пос. Зо­ло­тин­ка – бе­ло­ру­сы, пос. Таю­ра – ар­мя­не, пос. Ки­че­ра – эс­тон­цы. 30 тыс. строи­те­лей на­гра­ж­де­ны ме­да­лью «За строи­тель­ст­во Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­ст­ра­ли» и др. гос. на­гра­да­ми. Не­сколь­ко че­ло­век удо­стое­ны зва­ния Ге­рой Соц. Тру­да. На Б.-А. м. про­ло­же­но св. 5 тыс. км гл. и стан­ци­он­ных ж.-д. пу­тей, по­строе­но 4200 ис­кусств. со­ору­же­ний, в т. ч. 142 мос­та (дли­ной бо­лее 100 м), 8 тон­не­лей, св. 200 ж.-д. стан­ций, бо­лее 20 го­ро­дов. 1.10.1984 на ст. Ку­ан­да уло­же­но «зо­ло­тое» зве­но гл. пу­ти Б.-А. м., в 1989 вве­де­ны в дей­ст­вие все уча­ст­ки, от­кры­то сквоз­ное дви­же­ние. В дек. 2001 с окон­ча­ни­ем ра­бот на Се­веро­муй­ском тон­не­ле (про­тя­жён­ность 15 км) строи­тель­ст­во Б.-А. м. за­вер­ше­но. Вхо­дит в со­став Даль­не­во­сточ­ной и Вос­точ­но-Си­бир­ской же­лез­ных до­рог.

По ини­циа­ти­ве МПС Рос­сии уч­реж­де­но от­кры­тое АО «Ба­мин­вест» (соз­да­ние одоб­ре­но по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 16.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *