Байкало-Амурская магистраль: описание, транспортные узлы
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых крупных железнодорожных линий в России и мире. Она простирается по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Главный путь БАМа – Тайшет – Советская Гавань. Строительство продолжалось с 1938 по 1984 год. Наиболее сложной была центральная часть пути, для которой характерны суровые климатические и геологические условия. Данный участок строился целых 12 лет. А строительство самого сложного отрезка, Северо-Муйского тоннеля, продолжалось до 2003 года.
В статье дается ответ на вопрос, каков состав Байкало-Амурской магистрали и направление грузопотоков.
Загруженность БАМа очень высокая. Используются практически все имеющиеся возможности для движения составов. В настоящее время проводятся работы по повышению ее пропускной способности. Годовой объем грузоперевозок – около 12 млн тонн.
Дальний Восток: перспективы развития
Российский Дальний Восток — регион с великолепными перспективами экономического развития. В каких…
Состав и направление грузопотоков Байкало-Амурской магистрали довольно сложны и определяются географическими особенностями территории.
Характеристики БАМа
Общая протяженность Байкало-Амурской железнодорожной магистрали составляет 3819 км. Она проложена севернее Транссибирской магистрали, отходя от нее в городе Тайшет. Линия обходит озеро Байкал с севера. От трассы имеются ответвления.
Основной рельеф местности, по который проходят пути, гористый. БАМ пересекает 7 хребтов, 10 тоннелей и Становое нагорье. Наибольшая высота у Муруринского перевала (1323 м над уровнем моря). Здесь железнодорожное полотно идет под значительным углом вверх, и движение составов требует повышенной тяги, а число вагонов лимитировано.
Удоканское месторождение: краткое описание
Местность, где находится Удоканское месторождение, считается сейсмически опасной с зоной…
На протяжении пути поезд пересекает 11 значительных по величине рек, 2230 мостов разного размера, 200 ж/д станций и свыше шестидесяти городов и других населенных пунктов.
Особенности трассы
Между Тайшетом и Усть-Кутом железная дорога имеет 2 пути и воздушную систему электрификации. Между Усть-Кутом и Таксимо – 1 путь и такой же тип электропитания. Далее на восток она не электрифицирована — там используются тепловозы. Это говорит о разнообразии условий и состава Байкало-Амурской магистрали. Направление грузопотоков: с востока на запад и с запада на восток.
От точки разъединения БАМа и Транссиба до морских портов расстояние по БАМу на 500 км меньше, чем по Транссибирской магистрали.
Мост через Амур: фото, длина, история
Чтобы облегчить перемещение людей через полноводную реку Амур, в прошлом столетии велись…
История строительства
Процесс создания столь гигантского объекта был поэтапным и разнонаправленным.
В 1924 году впервые появляется идея строительства БАМа. Необходимость такого пути объяснялась желанием получить полноценный доступ к полезным ископаемым в труднодоступных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, получить дополнительную магистраль для перемещений в случае войны с Японией.
В 1930 году было предложено начать разработку проекта строительства и впервые появилось название будущей трассы: Байкало-Амурская магистраль.
В 1933 году начата прокладка пути, укладывались первые рельсы.
В 1937 году строительство приняло больший масштаб. Началась прокладка путей на соединительных участках между Транссибом и будущей железной дорогой. Тогда же принимается решение проложить маршрут БАМа от Тайшета до Северной гавани.
В 1940 году было начато движение поездов на участке между Ургалом и Известковой.
После начала войны в 1941 году построенные участки железной дороги были разобраны и использованы при строительстве железной дороги вдоль реки Волги.
В 1943-1945 гг. была уложена железная дорога между Советской Гаванью и Комсомольском-на-Амуре.
В 50-е построен участок Тайшет – Лена, и был получен доступ к природным ресурсам этого региона.
В начале 60-х уже имелось 1150 км проложенных путей, а всего требовалось построить 4000 км.
В 1973 году начата работа порта Восточного, к которому должен был подойти БАМ.
В 1974 году процесс строительства резко ускорился. Прибывали новые силы комсомольских отрядов.
В 70-е разобранный в начале 40-х участок был восстановлен.
В 1976 г. благодаря БАМу была начата добыча коксующегося угля на юге Якутии.
В конце 70-х было закончено строительство восточного участка магистрали (Ургал — Комсомольск-на-Амуре).
В начале 80-х был построен самый важный и сложный мост через реку Витим.
В 1988 году было начато постоянное движение поездов по всей магистрали.
Всего в стройке приняли участие 2 млн человек.
Значение Байкало-Амурской магистрали
Роль БАМа в российской экономике очень велика. Благодаря ей стало возможным освоение труднодоступных природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, улучшило освоение территории.
БАМ повысил пропускную способность для грузопотоков, идущих в страны Азии (Китай, Корею, Японию). Также ее строительство стимулировало развитие экономики Курил и Сахалина.
Ежегодно по железной дороге перевозят 8-12 млн тонн грузов, а за сутки по ней проходит 8 поездов. Постепенно объем грузопотока будет увеличиваться.
Заключение
Таким образом, БАМ — важнейшая железнодорожная трасса в Российской Федерации. Состав и направление грузопотоков Байкало-Амурской магистрали весьма сложны. Железная дорога состоит из разных участков, в том числе соединительных.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: С. А. Власов
БАЙКА́ЛО-АМУ́РСКАЯ МАГИСТРА́ЛЬ (БАМ), железная дорога, проходящая по территории Вост. Сибири и Дальнего Востока. Протяжённость (от г. Усть-Кут до г. Комсомольск-на-Амуре) св. 3 тыс. км. Идея прокладки магистрали возникла в кон. 19 – нач. 20 вв., тогда же велись изыскания. В 1932 принято постановление СНК СССР о строительстве участка Б.-А. м. от с. Пермское (впоследствии г. Комсомольск-на-Амуре) до ст. Уруша Забайкальской ж. д., определено место примыкания проектируемой железной дороги к Вост. участку Транссибирской магистрали – ст. БАМ (в 62 км к востоку от ст. Уруша), создано Управление строительством Б.-А. м., начато строительство линии БАМ – Тында (180 км, в 1938 открыто движение, в 1941 принята в эксплуатацию, в 1942 рельсы сняты и использованы при сооружении временной железной дороги у г. Сталинград). Прокладка дороги велась с использованием труда заключённых. В кон. 1930-х гг. начато строительство участков Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (введён в эксплуатацию в 1947) и Тайшет – Усть-Кут (введён в эксплуатацию в 1958). В 1967 работы по сооружению центр. участков Б.-А. м. возобновлены: проводились проектные изыскания, выбрано окончательное направление трассы. В 1972 на участке БАМ – Тында начата укладка пути (впоследствии продолжен до Беркакита – т. н. Малый БАМ). В 1974 организовано Гл. управление по строительству Б.-А. м. (ГлавБАМстрой), ставшее генеральным подрядчиком строительства линии Усть-Кут – Тында, линии БАМ – Тында – Беркакит, ст.
По инициативе МПС России учреждено открытое АО «Баминвест» (создание одобрено постановлением Правительства РФ от 16.
Ваш комментарий будет первым