Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Абидосский храм: Абидосский храм в Египте: история, описание, экскурсии

Абидосский храм в Египте: история, описание, экскурсии

4.6 / 5 67 Отзывы

Стоимость билета 100 EGP

Вид тура khramy

открытым ежедневно с 07:00 до 18:00

Фотосъемка

Адрес

Location: 10 км от города Сохаг, аль-Бальяна

Посетители на колясках

Not wheelchair friendly

Абидос (греческая версия древнеегипетского имени Абду) расположен на западном берегу Нила примерно в 7 км к западу от современного города Боляна. Он дебютировал на этапе древней истории Египта ещё до династического периода и сохранил свою ауру святости дольше, чем любое другое место Египта. Это случилось благодаря тому, что Абидос был культовым центром Осириса, самого любимого героя Египта и центральной фигуры самого популярного мифа страны. Во время Среднего царства Абидос служил как город первостепенной важности и место паломничества.

Фараон двенадцатой династии Сенусерт I построил большое здание на месте более ранней святыни в Ком-эль-Султан, которая стала известна как Храм Озириса.

Во время Нового Царства Абидос достиг своего пика в качестве священного города. Тутмуз I приказал построить кедровую барку и электрума для Озириса, и почти каждый фараон 18-й династии оставил свидетельство своей преданности этому богу, строя дополнения к храму в Ком-эль-Султане.

Во время девятнадцатой династии Абидос и его главное божество были вознесены Сети I на беспрецедентную высоту. Он построил чудесный храм с отдельными святилищами для каждого божества, а седьмая часовня такого же размера, для себя как бога. Его сын и преемник Рамзес II построили собственный храм на севере.

Самые посещаемые храмы в Абидосе — это те, что были в построены в Новом Царстве Сети I и Рамзесом II. Храм Сети I украшен одними из лучших рельефных скульптур любого возраста, которые только можно найти в долине Нила. А рельефы близлежащего храма Рамзеса II настолько мелко вырезаны, что они наводят нас на мысль, что храм был построен в начале его правления и украшался теми же самыми художниками, которые работали при его отце, Сетей I.

Сети I, кажется, желал вернуться к православным канонам египетского искусства после отколовшегося художественного движения в период «Амарны». Сцены в его храме величественны, деликатны и консервативны. Храм построен из мелкозернистого известняка и имеет множество уникальных особенностей. Одна из них — это крыло в юго-западном углу храма, что не характерно для традиционных храмом. Другая особенность — это так называемый Осирион, но самое необычное — это его семикратное посвящение различным богам. В храме Сети есть святилище для Озириса, Исиды и Хоруса — Триады, связанной с Абидосом; Птах, бог Мемфиса, Ра-Харахте, Амон-Ра и последний храм для самого Сети.

Пилон при входе и первый двор находятся в руинах. Сохранилась только задняя часть второго двора. К нему подходит градуированная лестница, ведущая на террасу, на которой было 12 квадратных колонн, на каждом из которых изображён Рамзес II, захватывающий в объятия главных богов Египта.

Осирион — это отдельная структура и расположена на юго-западе, за храмом Сети I Его цель неясна, а архитектурные особенности уникальны. Осирион погружен во впадину на уровне с грунтом. Центральный зал окружен канавами, вокруг которых расположены 17 скальных ниш, перед каждой из которых был выступ. Центральный зал сближается с востока и запада вниз по узкому лестничному пролёту, а затем ведёт от канала воды к «острову» в центре. Основная часть сооружения была построена Сети I и была завершена Меренпта, сыном Рамсеса II.

Храм Рамзеса II хорошо сохранился, он возможно был когда-то одним из самых красивых храмов в долине Нила. Некоторые из блоков храма были использованы повторно в течение последнего столетия, в связи с чем остались только нижняя часть стен и основания колонн. Храм был построен из мелкозернистого белого известняка, чёрного гранита, розового гранита, красного и коричневого песчаника и безупречного алебастра. К сожалению, входной пилон и первый двор были уничтожены. Хотя и не в очень хорошем состоянии, но сохранившиеся сцены битвы снаружи храма можно найти на восточной стороне северной башни и западной стене.

Храмы Верхнего Египта

Посетителям нравится

Продолжительность: 18 дня

Выезд в: 04:00 AM

Цена 80

Продолжительность: 8 дня

Выезд в: 08:00 AM

Цена 100

Продолжительность: 11 дня

Выезд в: 07:00 AM

Цена 100

Продолжительность: 9 дня

Выезд в: 08:00 AM

Цена 80

Опубликовано: 12 Dec 2018 Отредактировано: 28 Jun 2020

Древнеегипетский город Абидос | Мировой Туризм

Как мусульмане страстно желают хотя бы один раз в жизни посетить Мекку, а многие индусы хотели бы умереть в Бенаресе, так и древние египтяне благочестиво стремились совершить паломничество в Абидос, центр культа бога Осириса. Те, кому не удавалось сделать это при жизни, надеялись отправиться туда после смерти: люди привозили сюда тела умерших родственников или украшали свои гробницы сценами путешествия в Абидос (изображение лодки под парусом, плывущей вверх по реке).

Древние египтяне считали, что умершие «отправляются на запад», а вход в загробный мир находится где-то среди пустынных холмов вблизи Абидоса. По мере того как другие божества входили в круг Осириса, Абидос становился почти монопольным центром заупокойного культа, сохранявшим такую роль и в эллинистический период. Великолепный храм Сети I привлекает туристов с 30-х годов XIX столетия, многие считают произведения искусства, украшающие этот комплекс, лучшими во всём Египте.

Содержание статьи

  • 1 Как добраться в Абидос из Луксора или Эль-Бальяны
  • 2 Древнеегипетская храмовая архитектура
    • 2.1 Планировка храма
    • 2.2 Декор храма
  • 3 Храм Сети I в Абидосе
    • 3.1 Храмовый двор и гипостиль
    • 3.2 Святилища Сети и божеств
    • 3.3 Культ Осириса
    • 3.4 Южное крыло храма Сети
  • 4 Осирион и остатки других сооружений

Как добраться в Абидос из Луксора или Эль-Бальяны

Весьма хаотичная с виду автоколонна отправляется в Абидос и Дендеру из Луксора в 8:00. Thomas Cook, American Express и другие агентства предлагают организованные экскурсии в один из этих пунктов или в оба сразу, но их график постоянно меняется, а цены намного выше, чем стоимость поездки на такси. На поездки до Дендеры и Абидоса и обратно установлены следующие цены: 275 фунтов за пятиместный автомобиль, 475 фунтов за восьмиместный и 1100 фунтов за 12-местный микроавтобус, а в отелях Луксора, в частности, в Happy Land, предлагают экскурсию для группы из четырёх человек за 225-250 фунтов (цены указаны в расчёте на группу туристов).

Полиция вроде бы не возражает против индивидуальных поездок на общественном транспорте через город Эль-Бальяна, расположенный в 10 километрах от Абидоса. Неписаное правило запрещает водителям автобусов брать в поездку больше четырёх туристов, поэтому имеет смысл подойти заранее к машинам, отправляющимся в 11:00 и 13:15; билеты продаёт водитель. Поезда – менее надёжный вариант для такого путешествия, поскольку не все они останавливаются в Эль-Бальяне, но вот вернуться в Луксор вполне можно на любом подходящем поезде (следует иметь в запасе достаточно времени, чтобы успеть пройти проверку на вокзале). Главная цель полиции Эль-Бальяны – как можно быстрее отправить вас в Абидос и обратно в Луксор, поэтому всех, кто приезжает на автобусах и поездах, сажают в такси и сопровождают к храму.

Руины храма Рамсеса II

К археологическому комплексу Абидоса ведёт хорошая дорога, которая заканчивается у деревни Аль-Араба-Эль-Мадфуна, чуть в стороне от древних развалин. Рядом с входом в храм Сети I находится ларёк, торгующий безалкогольными напитками, и киоск Банка Миср с непостоянным режимом работы. С разрешения полиции вы можете остановиться в доме для отдыха Seti I с чистыми номерами и горячим водоснабжением (из еды здесь можно приобрести только сухое печенье). Что касается самого храма, не забудьте запастись факелом, чтобы иметь возможность тщательно рассмотреть рельефы. Из соображений «безопасности» смотритель будет сопровождать вас повсюду – даже в туалетную комнату!

Древнеегипетская храмовая архитектура

С древнейших времён в Египте получили развитие два типа храмов; культовые сооружения, посвящённые верховным божествам того или иного региона, и поминальные храмы» связанные с почитанием умерших царей. Храм первого типа почитался «жилищем бога» (pr-ntr), статую которого ежедневно «ублажали» с помощью разнообразных обрядов и периодически возили в другой храм на свидание с божественной супругой. Такие культовые комплексы изначально имели сложную структуру в отличие от поминальных храмов, на заре своей истории имевших вид простых сооружёний с двумя внутренними помещениями, пристроенных к пирамидам фараонов и соединявшихся с долинными храмами крытым переходом.

Только в эпоху Нового царства заупокойные храмы стали строиться отдельно от гробниц и превратились в огромные архитектурные ансамбли. Большинство храмовых комплексов в Долине Нила строились на протяжении нескольких веков: некоторые из правителей строили целые здания, другие ограничивались украшением одной стены или размещением надписи со своим именем на статуе другого фараона. Общие формы и планировка храмов, строившихся из неподвластного времени прочного камня, практически не менялись на протяжении многих тысячелетий, продолжая служить образцом для строителей эллинистической и римской эпох.

  • Планировка храма

Поскольку древние египтяне представляли себе храм как место перехода из суетного мира в царство божественных тайн, то по мере приближения к главной молельне залы становились темнее и ниже, а двери – уже. В соответствии с теми же представлениями дополнительные помещения и пилоны становились тем больше, чем дальше они находились от основного святилища. Кроме того, чем дальше вы заходите в храм, тем, как правило, древнее стены вокруг вас. Обычно храмы были закрыты для простых людей, их окружали мощные стены из кирпича-сырца. Внутри храмовой ограды зачастую располагались жилища жрецов, мастерские и хранилища, а также священный пруд для ритуальных омовений.

В эллинистическую и римскую эпохи храмовые комплексы включали в себя также «дом рождения» (маммизи), посвящённый божественным предкам царя. Чтобы войти в храм должным образом, нужно было миновать ряд ворот – пилонов – с башнями, украшенными гигантскими рельефными изображениями фараонов, приносящих дары богам или побеждающих врагов Египта. Некоторые храмы могли похвастаться ещё и величественными обелисками, вершины которых были покрыты электром (золотом или сплавом из золота и серебра). Между пилонами располагались внутренние дворы, во многих случаях украшенные колоннадами и охраняемые колоссальными статуями фараона или божества.

Ещё один пилон (или стена, увенчанная свободно стоящими колоннами) отделяла двор от гипостиля, зала с множеством колонн, которые должны были вызывать ассоциации с Зарослями папируса. Зал освещался лучами солнца, проходившими через проёмы в крыше. За ним располагались колонный зал меньшего размера, ряд вестибюлей и, наконец, святилище, в котором стояли статуя божества и священная ладья. Небольшие помещения и молельни, предназначенные для хранения ценной утвари и совершения обрядов в честь второстепенных божеств, располагались по сторонам от колонных залов и за главным святилищем. На крышах некоторых храмов имелась верхняя молельня или павильон, связанный с представлениями о возрождении Осириса и предназначенный для обновления сакральной силы статуи в дни празднования Нового года.

  • Декор храма

Практически все стены древнеегипетских храмов были покрыты рельефными изображениями, выступающими над поверхностью стены (барельеф, самая тонкая и требующая большого количества времени техника), углублёнными в неё (врезанный рельеф) или с высеченными в камне контурами (самый быстрый и простой способ). Фигуры размещались рядами – ярусами, или регистрами, которые принято нумеровать снизу вверх. Дверные притолоки часто украшались изображениями крылатого солнечного диска, символизирующего единство Двух Земель; геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта также являлись распространённым декоративным мотивом.

В некоторых храмах эллинистического периода потолок украшен астрономической символикой – изображениями небесных тел и знаками зодиака. Рельефы обычно раскрашивались в яркие цвета, поэтому в древности храмы выглядели наряднее, чем можно представить по их нынешнему состоянию. Не меньшее впечатление производят и разнообразные колонны, восходящие к двум основным типам. Рядом с четырёхугольными в сечении столбами нередко ставили статуи фараона в облике божества (как правило, Осириса, отсюда термин – «осирические колонны»).

В других случаях их увенчивали изображениями головы богини Хатхор (предположительно с систром — её священным музыкальным инструментом). Многие формы колонн были заимствованы из растительного мира, при этом у таких колонн встречаются самые разнообразные сочетания столбов и капителей. Колонны в виде пальм имеют ровный ствол и украшенную листьями капитель; у папирусовидных колонн – капители в виде раскрытого цветка или бутона папируса; колонна в форме лотоса отличается характерным стволом, напоминающим плотную связку стеблей растения. В эллинистический период капители колонн стали похожи на пышные барочные букеты, а канонические формы смешивались между собой, образуя композитные типы.

Храм Сети I в Абидосе

В отличие от Карнакского храма и Дейр-эль-Бахри, поражающих посетителей колоссальными размерами, абидосский храм Сети I привлекает в первую очередь своими исключительными по технике исполнения рельефами. В этих шедеврах эпохи Нового царства отчётливо виден возврат к художественным формам Древнего царства – возрождение в искусстве отражало политические попытки Сети I укрепить власть XIX династии и вернуть территории, потерянные при Эхнатоне. Официальное название периода правления Сети I (1318-1304 годы до нашей эры) звучит как «эпоха повторения рождений» – возрождение, переводя буквально на современный язык.

Сын Сети Рамсес II (1304-1237 годы до нашей эры) завершил покорение некогда подвластных Египту территорий и строительство храма своего отца в Абидосе. Строго говоря, это сооружение никогда не было ни культовым центром, ни поминальным храмом в общепринятом смысле слова. Святилища храма принадлежали различным божествам, связанным со смертью, воскресением и загробным миром, а одно из них – самому Сети I. Замысел храма был по сути своей политическим: уравнять Сети I с этими божествами и его предполагаемыми «предками», предыдущими фараонами, и тем самым узаконить власть династии Рамессидов, представители которой за несколько поколений до описываемых событий были простыми воинами из Дельты Нила.

За прошедшие века храм не потерял своего очарования. Современные пилигримы идут по следам Дороти Иди, известной под именем Омм Сети («Мать Сети»), прожившей в Абидосе 35 лет и до самой своей смерти в 1981 году верившей, что в её теле в мир вернулась древнеегипетская жрица, любовница Сети I. Её собственную книгу Abydos – The Holy City in Ancient Egypt можно купить в Луксоре, а о её видениях и пророческом даре рассказывает биография, написанная Джонатаном Коттом, – The Search for Отт Sety.

Пилон и двор древнего храма практически полностью разрушены, но на их остатках пока ещё можно различить нижние части рельефов с изображениями весьма сомнительной победы Рамсеса II при Кадеше, женщин с искусно заплетёнными волосами и фараона Сети, приносящего дары Осирису (в нише рядом). Вслед за повреждёнными статуями, ныне стоящими во втором, верхнем дворе, внимание посетителей привлекает фасад с прямоугольными колоннами, где в трещинах стены за столбами, украшенными изображениями Рамсеса перед Осирисом, Исидой и Хором, вьют гнёзда крошечные птички. Первоначально в храм вели семь дверей (по числу святилищ внутри), но по приказанию Рамсеса все дверные проёмы, кроме центрального, были заложены. Верхняя часть фасада была грубо отстроена из бетона.

Судя по массивным врезанным рельефам во внешнем гипостиле, законченном уже после смерти Сети, Рамсес нанимал второсортных скульпторов, переведя лучших мастеров Сети на постройку своего собственного (ныне разрушенного) храма. На стенах у входа изображён Рамсес, измеряющий храмовый участок вместе с богиней Селкет и посвящающий храм Хору от имени Сети. На стене справа Рамсес преподносит украшенный головой сокола ларец с папирусом Исиде, Хору и Осирису и следует за Хором и Упуаутом (шакалоголовым божеством Асьюта) в храм, чтобы погрузиться в священную воду (она изображена в виде объединения двух иероглифов со значением «вода» и «чистота»). На одной из притолок размещён картуш, превратившийся в один из популярных мифов интернета: на нём изображено нечто похожее на вертолёт и подводную лодку.

Однако археологи видят в «Абидосском вертолёте» типичный случай нанесения более позднего картуша поверх его предшественника, которое вкупе с естественной эрозией привело к искажению формы знака. Кстати, улучшенное цифровое изображение в сети выглядит гораздо более чётким, чем мрачный оригинал. Второй – внутренний – гипостиль был последним помещением храма, декор которого создавался ещё при жизни Сети. Некоторые части гипостиля так и остались незаконченными, но есть в нём и настоящие шедевры. На стене справа изображён Сети, стоящий перед Осирисом и Хором, которые льют священную воду из украшенных гирляндами сосудов, и приносящий жертвы в святилище Осириса в присутствии Маат и Ронпет (богини года), стоящих впереди, и Исиды, Аментет (богини запада) и Нефтиды, следующих за фараоном.

Хотя профильное изображение Сети выглядит довольно условно, в нём есть определённое портретное сходство с мумией фараона (хранится в Египетском музее Каира). Восточная и западная стена сложена из песчаника, северная и южная – из известняка. На двух выступающих полуколоннах в задней части гипостиля изображён Сети в короне Двух Земель, стоящий в молитвенной позе перед столбом джед. На рельефах задней стены гипостиля сохранились яркие краски. На стене между святилищами Ра-Хорахти Птаха и, на высоте человеческого роста можно увидеть лучший из рельефов второго гипостильного зала: на нём изображён фараон, преклонивший колени перед Осирисом и Хором, на фоне священного дерева персеи.

Лучшие абидосские барельефы находятся в святилищах Сети и шести божеств. Многие из них сохранили первоначальные яркие цвета (позволяющие представить, как на самом деле в древности выглядели египетские храмы), однако в полной мере оценить изящество контуров и тонкость работы можно именно на рельефах, утративших раскраску. Памятники периода возрождения древнеегипетского искусства, имевшего место при Сети, лишены как экспрессивности амарнской эпохи, так и помпезности имперского стиля XVIII династии, который был воспринят и доведён до уровня мегаломании сыном фараона.

Шесть из семи святилищ, перекрытых ложными сводами из прямоугольных плит, заканчиваются ложными дверями, из святилища Осириса открывается вход во внутренние молельни. В представлениях древних египтян эти помещения считались жилищами богов. Фараон или жрецы ежедневно задабривали их с помощью особых ритуалов, сцены которых мы видим на стенах. Фараон приносит жертвы божеству, совершает омовение статуи и облачает её в одежды; затем исполняется обряд ритуального очищения статуи, выставляет перед ней дары. Дальнейшие жертвоприношения совершаются перед ладьёй бога. Затем царь посыпает песком пол святилища, уничтожая следы своих ног, и оставляет божество в одиночестве до следующего утра.

Исключением из этого правила является святилище Сети, в декоре которого подчёркнут мотив одобрения его власти богами: на рельефах северной стены они ведут фараона в храм и совершают ритуал объединения Двух Земель. В задней части левой стены Сети получает список приношений от Тота и верховного жреца Иунмутефа, одетого в леопардовую шкуру (волосы, сбоку заплетённые в косу, – отличительный признак его жреческой должности). Наконец, мы видим, как Сети покидает храм в паланкине, который несут шакалоголовые божества египетского города Нехен и боги с головами соколов – покровители Пер-Рамсеса, столицы Дельты.

Превосходные не раскрашенные рельефы из святилища Сети и фигуры сидящих божеств из молельни Ра-Хорахти интересно сопоставить с похожими красочными сценами из святилищ Птаха, Амона, Осириса и Исиды. На боковой стене рядом со святилищем Хора изображён фараон, вручающий фигурку Маат Осирису, Исиде и Хору: это характерный для эпохи XIX династии мотив, символизирующий установление справедливого порядка и утверждение легитимности царской власти. Внутренние святилища Осириса примечательны тремя боковыми молельнями, украшенными цветными рельефами. Ещё в 1980-х годах их краски сохраняли свою первоначальную свежесть, но сейчас стены покрывает чёрная плесень – такой быстрый процесс разрушения, к сожалению, характерен для многих храмов и гробниц в Долине Нила.

  • Культ Осириса

Культ Осириса, локального божества плодородия города Бусирис в Дельте, приобрёл обще египетское значение в эпоху Древнего царства, когда этот бог был включён в состав Гелиопольской восьмёрки. Согласно легенде, Ра (или Геб) разделил власть между двумя братьями, Осирисом и Сетом, но последнему не захотелось править только пустынями, и он убил брата, чтобы узурпировать его царство. Исида, сестра и супруга Осириса, нашла тело мужа, но Сет снова выкрал его и разрубил на куски, которые разбросал в разных местах (половой орган Осириса он по одной из версий, скормил крокодилу). Вместе со своей сестрой Нефтидой Исида собрала все части тела и соединила их с помощью пелен, создав, таким образом, первую мумию.

С помощью Тота и Анубиса Осирис был воскрешён из мёртвых. Превратившись в самку коршуна, Исида зачала ребёнка от Осириса, прежде чем тот вернулся в мир мёртвых, чтобы править им и судить души умерших людей, Их сын Хор, которого тайно воспитали в Дельте, впоследствии отомстил за отца и изгнал Сета обратно в пустыню. В Абидосе, который считался местом погребения тела (или головы) Осириса, справлялись два ежегодных празднества в его честь. Обряд «Великого выхода» ритуально повторял поиски и обретение останков бога, а во время другого празднества устраивались мистерии, основой которых служили сюжеты мифа об Осирисе.

Так в одном из действ, прислужники Сета «нападали» на ладью бога, которую «защищал» Упуаут, шакалоголовый бог Сиута (современного Асьюта). В этой сцене отразился последний этап процесса слияния различных культов, поскольку Улуаут занял место Хентиаменти, первоначального божества абидосского некрополя, в качестве «Предстоятельствующего перед западными», прежде чем сам был интегрирован в культ Осириса. Устойчивые ассоциации Абидоса с заупокойными культами подкреплялись и его связью с почитанием шакалоголового Анубиса, божества бальзамировщиков, всегда присутствующего в погребальных сценах.

Из внутреннего гипостиля можно пройти в южное врыло храма Сети. Ближайший к святилищу царя портал ведёт в украшенный колоннами зал Сокара и Нефертума, двух божеств северного Египта, олицетворявших жизненную силу земли и цикл смерти и возрождения. Ко времени Сети их культы влились в культ Осириса. В нишах вдоль стены, расположенной по левую сторону, некогда стояли статуи Осириса. Рельефы на противоположной стене изображают Сети, идущего навстречу Сокару, изображённому с головой сокола, и Нефертуму, представленному в обеих своих ипостасях – человека и льва (увенчанного цветком лотоса).

В часовне Сокара изображён Осирис на погребальных носилках (в дальнем конце правой стены), а напротив мы видим парящую над его телом Исиду в облике самки коршуна. Чтобы рассмотреть изнутри святилище Нефертума, в которое ведёт следующая дверь, вам потребуется факел. Следующий портал открывается в Галерею Царей, названную так из-за списка предшественников Сети, вырезанного на правой стене. Из политических соображений в него не вошли имена гиксосских правителей, Хатшепсут, Эхнатона и его наследников, а свое собственное имя Сети I приказал написать как Менмаатра Осирис-Мернептах (а не Менмаатра Сети-Мернептах), чтобы оно не напоминало о его тёзке Сете, убийце Осириса.

Несмотря на всё это, список представляет огромную ценность для египтологов, поскольку перечисляет имена 34 царей (главным образом из VI, VII, XII, XVIII и XIX династий) в строгом хронологическом порядке. Фигуры Сети и его сына Рамсеса изображены лицом к надписи, содержащей имена их «предков» начиная с Менеса (Джосера). Поскольку вход в Святилище ладей и Зал жертвоприношений запрещён, дальше лучше всего проследовать через боковой коридор, мимо живой сцены с изображением Сети и Рамсеса, запрягающих быка и спешащих навстречу Упуауту, и через заднюю дверь выйти к Осириону, расположенному за храмом.

Осирион и остатки других сооружений

Археологический комплекс Абидоса занимает огромную территорию у края пустыни, по которой разбросаны руины зданий и насыпи. Мало кому из посетителей хватает времени на долгие прогулки, даже если полиция позволяет уходить далеко, однако постройка непосредственно за храмом Сети заслуживает внимания. Когда Флиндерс Питри в начале XX столетия вёл раскопки в Абидосе, он обнаружил многочисленные мастабы, которые принял за царские гробницы.

Впоследствии египтологи стали считать их кенотафами или символическими местами погребения Осириса – ложными гробницами, построенными для того, чтобы обеспечить тесную связь между богом и «ка» умершего фараона, мумия которого находилась где-то в другом месте. Кенотаф Сети, известный как Осирион, – единственное из этих сооружений, которое можно увидеть в наши дни, хотя и он наполовину занесён песком и частично недоступен из-за стоячей воды. Внутри постройки из массивных каменных блоков некогда находилась насыпь, окружённая рвом (символ первохолма, поднимающегося из вод хаоса на заре существования мира), и саркофаг.

Примерно в 300 метрах к северу расположен полуразрушенный храм Рамсеса II, сына Сети. На внешних стенах и в окружённом колоннами внутреннем дворе храма ещё можно увидеть фрагменты рельефов со сценами битвы при Кадеше. Археологические памятники, расположенные дальше, дают нам сведения об истории Раннединастического периода. Немецкий археологический институт с 1977 года ведёт раскопки раннединастического царского некрополя в Умм эль-Каабе, несколько позже было начато исследование погребальных участков в Шунет эль-Зебибе.

От комплекса Хасехемуи, последнего царя II династии, умершего около 2686 года до нашей эры, сохранились стены высотой до 11 метров и толщиной до 5,5 метров, окружавшие участок длиной 122 метра и шириной 65 метров. Доктор Гюнтер Дрейер считает, что предшественниками пирамид в Саккаре были ограды абидосских гробниц, находившихся ниже уровня земли и выложенных кирпичом-сырцом. Здесь были найдены иероглифические надписи, более ранние, чем памятники из Саккары, которые позволяют предположить, что некий додинастический правитель по имени Хор завоевал Дельту и объединил Египет за столетие до Нармера.

В 1991 году на территории комплекса Хасехемуи были найдены шесть солнечных ладей, которые предположительно датируются временем правления царя Аха из I династии (около 2920-2770 годов до нашей эры). Всё это даёт возможность предположить, что погребения раннединастических правителей, которые, как принято считать, совершались в Саккаре, на самом деле могли иметь место в Абидосе, и что когда-нибудь здесь будет найдена нетронутая царская гробница.

Храм Сети I в Абидосе

Дата: Новое царство, 19-я династия, правление Сети I (1290-1279 гг. до н.э.) (храм завершен его сыном, Рамсесом II, 1279-1213 гг. до н.э.)

Материал: Известняк

Местоположение: Абидос

Храм Сети I расположен в Абидосе, одном из важнейших археологических памятников Древнего Египта. Абидос расположен в Верхнем Египте, примерно в 10 км от реки Нил. Это был некрополь первых царей Египта, а позже он стал центром паломничества для поклонения богу Осирису. Это также место, где прославлялись культы обожествленных царей Древнего Египта.

Храм Сети I имеет необычный L-образный план и был построен в основном из известняка, с редким использованием песчаника в различных частях постройки. Храм был завершен после смерти Сети I его сыном Рамсесом II, чьи картуши найдены в некоторых частях храма, наряду с его характерным утопленным стилем рельефа, который отличается от очень тонкого рельефа его отца.

Вход в храм расположен на северо-востоке через большой пилон, ныне разрушенный, ведущий в первый открытый двор, который также сильно поврежден. Лестничный пандус на главной оси храма ведет к приподнятой террасе с залом с колоннами, который, в свою очередь, ведет во второй двор через три входа в задней части зала. Дворы были украшены Рамсесом II сценами из битвы при Кадеше и царского подношения богам. Другой пандус лестницы ведет на приподнятую террасу с крытой частью храма. Портик с колоннами образует фасад, а семь ворот, все, кроме центральных, были закрыты Рамсесом II, ведут в первый гипостильный зал. В зале двенадцать пар колонн из песчаника и папируса с бутонами капителей. Еще семь ворот ведут во второй гипостильный зал с тридцатью шестью колоннами, подобными колоннам первого гипостильного зала. Этот зал красиво украшен сценами Сети I, преклонившего колени перед богами.

Второй гипостильный зал ведет к семи часовням, посвященным семи богам, а именно: обожествленной форме Сети I, Птаха, Ра-Хорахти, Амона-Ра, Осириса, Исиды и Гора. Состояние завершения этих святынь указывает на то, что они были украшены одними из первых частей храма и, следовательно, были завершены до смерти Сети I. Эти часовни украшены сценами, в которых царь приносит жертвы богам и получает взамен символы жизни и владычества, а также королевские знаки отличия. Эти сцены должны были быть дополнены ритуалами, которые должны были выполняться жрецами в стенах часовни, которые служили для превращения царя в бога смерти и воскресения Осириса.

Часовня Осириса ведет в поперечную зону, посвященную культу Осириса, которая включает в себя два зала и две группы часовен. Три маленькие часовни справа от первого зала посвящены богам Осирису; его супруга Исида и их сын Гор. В древнеегипетской религии живущий царь представлял Гора на земле, а после его смерти он становился Осирисом, правителем преисподней. За этими тремя часовнями находится секретная комната с двумя колоннами, доступ к которой могли получить только высшие жрецы, поскольку именно там совершались мистерии Осириса.

В южной части храма находится больше часовен, в том числе часовни богов Птах-Сокара и Нефертема, «Зал барков» (где хранились барки, использовавшиеся для перевозки статуй богов во время церемоний) и недостроенный «Зал Мясники» (храмовая бойня).

В этом разделе также находится так называемая «Галерея предков», которая содержит знаменитый Список царей Абидоса . Считается, что именно здесь должны были начаться храмовые ритуалы. Затем процессия жрецов посещала семь часовен и достигала маленькой часовни Осириса. Ритуалы служили для превращения умершего царя Сети I в бога Осириса, с которым отождествлялись умершие египетские цари. 

Дополнительная литература:

Бейнс, Джон и Яромир Малек. Атлас Древнего Египта. Каир: The American University of Cairo Press, 117.

Бранд, Питер Дж. Памятники Сети I: эпиграфический, исторический и искусствоведческий анализ. Лейден; Бостон; Кельн: Брилл,  155–173.

Вернер Мирослав. Храм мира: святилища, культы и тайны Древнего Египта. Каир; Нью-Йорк: The American University Press, 2013, 363–368.

Модель предоставлена ​​Дэвидом Андерсоном, Департамент археологии и антропологии, Университет Висконсина, Ла-Кросс, через SketchFab ЗДЕСЬ. Также веб-страница археологии университета ЗДЕСЬ.


 

Часовня Осириса, Храм Сети I, Абидос по АРСЕ на Sketchfab

Поддержите ARCE сегодня

Пожертвуйте на исследования богатой истории Египта и сохранение его культурного наследия.

Памятники Нового Царства Абидос – Храм Сети

 

Построен ок. 1279до н.э.

Храм Сети в Абидосе (300 миль к югу от Каира) был построен Сети I и его сыном Рамсесом II. Сети был египетским фараоном из Девятнадцатой династии, правившей с 1290 по 1279 годы до нашей эры. Сети не только открыл шахты и восстановил поврежденные храмы, но и продолжил строительство гипостильного зала Карнака. Рамзес II был третьим фараоном Девятнадцатой династии и имел второе по продолжительности правление в Египте, правившее с 1279 по 1213 год до нашей эры. В основном считается, что Сети построил сам храм, а Рамзес завершил украшения, окружающие дворы и другие работы.

Священный город Абидос был местом расположения множества древних храмов и местом захоронения первых царей объединенного Египта. Рядом было также додинастическое кладбище с сотнями могил.

Г-образный храм Сети имел террасу, несколько дворов и залов, два пилона, а также семь часовен. Храм построен из белого известняка, а каждая часовня покрыта плоскими выступающими плитами, украшенными королевскими картушами и звездами. Эти часовни были посвящены Сети I, Осирису, Исиде, Птах-Сокару, Нефертему, Ра-Хорахти, Амону и Гору. Каждая часовня была украшена молитвами каждому конкретному божеству. Например, в святилище Гора на стенах был нарисован сокол с вечным символом шен.

Говорят, что каменные рельефы Сети являются одними из лучших и самых подробных в любом найденном египетском храме. Несколько примечательных изображений в храме — это Сети перед Осирисом, когда он возливает возлияния божествам, и изображение Рамзеса и Сети, связывающих быка.

В коридоре храма на стене есть надпись, известная как Список Королей Абидоса.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *