Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Адыгея история возникновения – История Адыгеи

История Адыгеи

Как черкесы адыги известны с XIII века. Предками адыгов считаются меоты, синды, ахеи, зихи, касоги, керкеты, проживавшие на Северо-Западном Кавказе и Черноморском побережье Кавказа. В мире большую известность получила Майкопская археологическая культура. Первые знаменитые курганы, в которых найдены великолепные изделия из драгоценных металлов, открыты в Прикубанье в дореволюционное время. В их числе знаменитый курган, раскопанный в г. Майкопе в 1897 году профессором Н.И. Веселовским  и давший наименование культуре в целом. Через территорию исторической Черкесии проходил знаменитый Шелковый путь Адыги с древнейших времен поддерживали тесные связи с русскими княжествами. Так, касоги состояли в дружине Тмутараканского князя Мстислава. Более поздний период отмечен усилением подобных связей с единым русским государством. Адыги принимали участие в Ливонской войне, в Отечественной войне 1812 года (знаменитый отряд Хатхе Магомета, сподвижника Дениса Давыдова).

В XII–XIII вв. процветает вывоз рабов адыгского происхождения на невольничьи рынки стран Ближнего Востока, в особенности Египта, где их приобретали султаны для пополнения своей охранной гвардии мамлюков. Приток рабов позволил одному из адыгов Баркуку захватить власть в Египте и основать Черкесскую династию мамлюков (черкесский султанат), которая правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.

В 1557 году часть адыгских князей во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым обращается в Москву с просьбой о присоединении к России. Этот политический акт закрепляется брачным союзом между Иваном IV и дочерью Темрюка Гошевнай (в крещении Мария). Это способствовало появлению в окружении царя Ивана IV могущественного и знатного рода князей Черкасских, из среды которых вышли военачальники и высшие сановники Московского государства, а позднее и Российской империи — Яков Куденетович, князь, боярин, воевода, командовал русской армией на южной границе; Михаил Алегукович, первый генералиссимус России с 14 декабря 1695 г., сподвижник Петра I; Алексей Михайлович, князь, фельдмаршал, ставший в 1740 г. Великим Канцлером и президентом коллегии иностранных дел России и др.

К XVIII в. адыги занимали территорию от устья р. Кубани вдоль побережья Черного моря до р. Псоу (Абхазия), а по северному склону Кавказских гор — до Осетии. И еще в первой половине XIX в. они занимали обширную территорию Причерноморья и Северного Кавказа. С продвижением России на юг ареал проживания адыгов к 30-м гг. XIX в. сократился до 180 тыс. кв. км.  Их численность к 1830 г. составляла, по данным русского офицера Новицкого, 1 млн. 82 тыс. человек. К 60-м гг. XIX в. в результате Кавказской войны и насильственной депортации в пределы Османской империи на исторической Родине осталось 5% адыгов.

Первые военные акции царского самодержавия на Северном Кавказе датируются концом XVIII века. Наиболее активная фаза боевых действий в Черкесии – 1859-1864 гг. после пленения Шамиля в Дагестане. В этот период абсолютное большинство адыгов покинуло Родину и переселилось в пределы Османской империи.

Начало возрождения адыгского народа следует отнести к образованию Черкесской (Адыгейской) автономной области 27 июля 1922 г. Новый статус Адыгеи как республики в составе Российской Федерации закреплен в июле 1991 года соответствующим законом. В Российской Федерации существует три национально-государственных образования, в которых адыги являются одним из государственно-образующих этносов – Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.

01.xn--b1aew.xn--p1ai

Республика Адыгея — описание, фото, история Адыгеи

Чтобы насладиться природными красотами и невиданными ранее уникальными достопримечательностями, необязательно уезжать за границу. В России есть огромное множество прекрасных туристических мест, например, республика Адыгея, которая расположилась на юге нашей необъятной родины.

Республика Адыгея – это удивительно красочный и цветущий регион Кавказа, который со всех сторон граничит с Краснодарским краем. Здесь любопытный путешественник найдет все, чо душе угодно – и степные просторы, и цветущие луга, и зеленые леса, а также неимоверное количество бирюзовых рек, озер и водопадов.

Вы, наверное, и не догадывались, но, благодаря своей изумительной природе, Адыгея даже была включена в список Всемирного природного наследия наряду с озером Байкал и вулканами Камчатки.

Забери к себе:

История зарождения маленькой, но гордой республики

Историки утверждают, что самые древние следы человека на территории Адыгеи можно отнести к эпохе нижнего палеолита. В этот период здесь оказались предки коренного населения республики — адыги. Сама по себе адыгейская народность начала формироваться только в XIII веке, а именно в эпоху покорения адыгов Золотой Ордой.

Помимо Золотой Орды, начиная с XVI века, в течение двух веков на адыгов постоянно нападали крымские ханы и турецкие султаны, что заставило народ искать поддержки со стороны России. В результате получения покровительства государства — адыги с 1557 г. стали официально именоваться добровольно присоединившимися к России, а она превратилась в их родину.

Важной вехой в истории Адыгеи стала русско-кавказская война в XIX веке, по итогам которой многие адыги уехали в Османскую империю, а оставшаяся часть была расселена на равнинных землях на левом берегу Кубани. Уже в начале XX века (1918 год) эта территория стала частью Кубано-Черноморской советской республики, а в 1928 году она начала именоваться Адыгейской автономной областью с центром в Краснодаре.

За послевоенные и последующие советские годы Адыгея в составе Краснодарского края смогла добиться статуса аграрно-индустриальной области с отлично развитой промышленностью. Выйти из состава края Адыгеи удалось только в 1992 году: она стала суверенной республикой в составе Российской Федерации, каковой и является на сегодняшний день. Тогда же был избран и первый президент республики – Аслан Джамиров.

Какая она – современная Адыгея?

Современная Адыгея представляет собой один из самых интересных туристических и географических центров Северного Кавказа. Она отличается разнообразием флоры и фауны, а также наличием нескольких климатических зон. В целом климат в республике можно охарактеризовать как умеренно-теплый, но температура будет отличаться в зависимости от географического расположения.

Адыгея – это достаточно зеленая республика, чем местные жители очень гордятся. Примерно 40% ее территории занято широколиственными лесами бука, дуба и клена. На севере Адыгеи раскинулась широкая равнина, на юге – обосновались горы и предгорья Большого Кавказа. По территории республики протекают целых три реки – Белая, Лаба и Кубань. Также в горах имеется множество озер, но, к сожалению, до них достаточно тяжело добираться.

Любопытно, что на этом маленьком участке земли уживаются сразу 80 национальностей: адыгейцы, русские, украинцы, армяне, курды, греки и многие другие. По информации Росстата, на 2017 год общая численность населения республики составляет 453 366 человек, причем в ней всего два города – столица Майкоп и Адыгейск.

Интересно, что в такой небольшой республике есть целых два официальных языка – адыгейский и русский. Адыгейский язык со стороны выглядит очень интересно. Письменность языка основана на кириллице, то есть написание похоже на русский, а вот произношение очень разнится. Во время вашей поездки в Адыгею обязательно обратите внимание на местные вывески и указатели, и вы поймете, о чем идет речь. Помимо адыгейского и русского, на улицах Адыгеи также можно часто услышать армянский, украинский и курдский языки.

В республике основополагающими считаются две религии – ислам и православие. Мусульманами по большей части являются черкессы, а православие исповедуют русские, украинцы, греки и грузины. Кроме того, вам могут встретиться и представители неоязычества, набирает популярность и протестантизм. Несмотря на то, что в Адыгее проживают сразу несколько национальностей, местные жители отличаются толерантностью и уважением по отношению друг к другу.

Сейчас Адыгея очень быстро развивается в экономическом плане, в основном за счет таких отраслей, как промышленность и сельское хозяйство, но также и благодаря активному развитию туризма в регионе.

Адыгея глазами туристов

Эта область в зоне смешанного туризма с первозданной природной красотой буквально создана для путников со всего света. Здесь имеются и захватывающие дух предгорья Кавказа, и одно из самых именитых мест Адыгеи – плато Лаго-Наки, и чистейшие водопады с водой из горных рек, многочисленные теснины и равнины, и даже благоухающие альпийские луга.

Одними из самых красивых и посещаемых туристами мест Адыгеи считаются плато Лаго-Наки, гора Фишт, река Белая, водопады Руфабго и Хаджохская теснина. Также на территории республики расположены Кавказский государственный биосферный заповедник, который включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и национальный природный парк «Горная Адыгея». Наибольшей популярностью в регионе пользуются горный туризм, рафтинг и конные маршруты.

Остановлюсь поподробнее на описании самых ярких и красивых мест в республике. Итак, плато Лаго-Наки расположилось на площади 800 кв. м одновременно в двух регионах: Адыгее и Красноярском крае. То, что поражает приезжающих сюда туристов в первую очередь, это удивительная природная девственность этого места. Оно обладает невообразимым рельефом, на котором раскинулась бурная растительность, а также волшебные ледники. В этой области также есть множество пещер, в которые вы можете отправиться на экскурсии.

Гора Фишт названа в честь знаменитого древнего воина, который, по адыгейской легенде, спас адыгов от напавших на них врагов. Она расположена на плато Лаго-Наки, и это самая высокая гора в этой местности, ее высота составляет 2868 метров. Здесь также находится один из самых высоких водопадов в Адыгее – Пшехский.

У вершин горы Фишт берет свое начало река Белая, характер которой очень своенравный. В зависимости от территории, по которой она протекает, река может быть или спокойной или, наоборот, очень бурной. На адыгейском языке река называется Шхагуаше. Местные жители рассказывают, что это имя княжны, которую отец хотел выдать замуж за нелюбимого ею человека. Но она была настолько своевольной, что смогла сбежать прямо перед свадьбой.

Водопады Руфабго – это сразу несколько водопадов, которые имеют совершенно различные названия, например, «Каскад» или «Девичья коса». Они все отличаются друг от друга по размерам и силе, но вместе составляют единую гармоничную композицию. Туристы говорят, что в этом месте получаются просто замечательные фотографии!

Хаджохская теснина является каменистой щелью, через которую протекает река Белая, о которой писалось выше. Вода течет очень непредсказуемо в этом районе, и в связи с тем, что она постоянно ударяется о камни и выступы и создает сильный шум, эту теснину в народе так и прозвали – Шум. Это место считается одним из самых посещаемых в Адыгее наравне с плато Лаго-Наки.

Если вы являетесь поклонником паломнических туров, то в Адыгее располагается Михайло-Афонская Закубанская пустынь – мужской монастырь, строения которого считаются памятником архитектуры. Он находится в поселке Победа Майкопского района на отрогах большого Кавказского хребта. История монастыря начинается в 1877 году, когда его строительством решил заняться иеромонах Мартирий.

Сейчас в монастыре хранятся мощи его основоположника. На территории монастыря расположены сразу несколько храмов, в которые ежедневно приезжают тысячи паломников и туристов. Одним из сооружений является братская могила инвалидов, которые были убиты во время Второй Мировой Войны фашистами. В солнечную и недождливую погоду с территории Михайло-Афонского монастыря открывается потрясающая панорама Кавказского хребта, которой можно любоваться вечно.

Если вы окажетесь на одном из местных рынков, обязательно побалуйте себя знаменитым адыгейским сыром, который здесь продается во всевозможных вариациях. Есть и традиционный белый адыгейский сыр, и так называемый кругляш, и самые разные косички, рулетики, колбаски и так далее. А сырное ассорти – это одна из самых популярных закусок в Адыгее. Пальчики оближешь!

Кроме того, на местных рынках вы можете купить очень вкусный чай с различными травами, которые растут в горах. Для любителей народной медицины – на рынке вам могут составить чай с особым сочетаним трав в соответствии с вашими запросамии потребностями. Например, успокоительный или помогаюзий при высоком давлении и так далее.

Забери к себе:

Приятно, что цены в Адыгее до сих пор на порядок ниже, чем в соседнем Краснодарском крае. Это касается и проживания в отелях, и заказа туристических экскурсий, а также питания в общественных местах и покупки овощей и фруктов на местных рынках.

Люди здесь очень гостеприимные и добрые, они очень рады тому, что их республика становится такой популярной среди туристов. Так что, не теряйте свой шанс, и выделите время на поездку в этот прекрасный регион!

wikikavkaz.ru

Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов | КУЛЬТУРА: События | КУЛЬТУРА

Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек.

Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение – «черкесы».

Народ или этногруппа?

А вот тут с шапсугами начинаются небольшие загадки. Дело в том, что сегодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире – адыгов-черкесов. 

В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.

Древний шапсугский дом. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Но, несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов – зихов.

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство. Большие аулы у шапсугов встречались в основном на равнине, в горах они предпочитали селиться отдельными родовыми усадьбами вдоль рек, так что, со стороны могло показаться, что речные долины составляли один огромный аул. 

Шапсугская семья из долины реки Аше, 1916 г. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. 

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.

Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». 

Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.

К национальной автономии

Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую. 

Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе. Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии – национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4-м съездом шапсугов Причерноморья. Позже, в 1924 году, вопрос об образовании района был положительно решен Президиумом ВЦИК РСФСР. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения.

Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул ( ныне — аул Калеж), а в октябре 1930 г. – в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача). Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.

С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

Шапсугия. Коллаж Александра Данильченко.

Интересный факт из жизни района: в мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея. 

Знамя шапсугов. Фото: wikipedia.org

День сегодняшний

В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья – Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах – от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге. Однако с середины 90-х годов ситуацию удалось перевести в конструктивное русло: шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами.

Черкесский воин. Рисунок первой половины XIX века. Фото: Из архивов Национального музея Адыгеи

Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г. — латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.

Совсем недавно о шапсугах Туапсинского района и Большого Сочи услышала вся Россия. Места их расселения расположились совсем недалеко от столицы зимней Олимпиады 2014 года. Для адыгов-черкесов, как народа, живущего в рассеянии, очень болезненным является вопрос отношения к Кавказской войне позапрошлого века. Некоторые черкесские нациоанльные организации в РФ и за рубежом настаивают на официальном признании Россией итогов и хода войны, актом «геноцида», со всеми вытекающими отсюда проблемами. В своих интересах эти организации пытались использовать и шапсугов Причерноморья. Но благодаря взвешенной и чёткой позиции руководство общественного парламента шапсугов «Адыгэ хасэ» Маджида Чачуха, раскачать ситуацию вблизи олимпийского Сочи никому не удалось. 

В феврале на встрече с членами Общественного Совета по подготовке и проведению Олимпиады в Сочи, на которую был приглашен председатель общественного парламента причерноморских адыгов-шапсугов, вице-президент Международной черкесской ассоциации Маджид Чачух, Владимир Путин впервые публично высказал свое мнение по «черкесскому вопросу».

– Я хочу обратиться к вашим старейшинам со словами благодарности за то, что они, понимая всё то, что происходит вокруг Олимпиады, не просто вели себя сдержанно, а давали очень правильные, мудрые сигналы в общество, – подчеркнул тогда Владимир Путин. – Еще во времена «холодной войны» родилась так называемая теория сдерживания. К сожалению, мы и сейчас видим ее атавизмы. Когда наша страна демонстрирует какой-то позитив развития, попытки сдерживать Россию проявляются то тут, то там. В том числе это касалось и олимпийского проекта, а как инструмент – использование черкесского фактора. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что это покушение с негодными средствами. Я знаю настроения в среде черкесов, знаком лично с руководителями черкесских организаций, знаю как они относятся и к своей малой Родине, и к большой – России. Для меня было очевидно, что это просто не имеет никакой перспективы, — отметил президент.

Смотрите также:

adigea.aif.ru

История Адыгеи

Тема 1. Майкопская археологическая культура (4 – 3 тыс. до н.э.)

1. Майкопская археологическая культура общая характеристика: территория распространения, периодизация, основные памятники, общие черты, теории происхождения.

2. Майкопский курган.

3. Поселение Мешоко — бытовой памятник Майкопской культуры.

Словарь:

археология, археологическая культура, археологический памятник, бронзовый век, бронза, курган, кромлех.

Wiki:

Майкопская археологическая культура

Майкопский курган

Видео: Майкопская культура (кач-во: 240р)

_____________________________________________

Тема 2. Дольменная археологическая культура

 1. Общая характеристика дольменной культуры: территория распространения, периодизация, основные памятники, общие характерные черты, теории происхождения.

2. Классификация дольменов.

3. Быт и верования строителей дольменов.

Словарь: 

археологический памятник, мегалит, мегалитические гробницы, дольмен,  кромлех, менгир, микролит, испун

Литература:

1. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. — М.: Наука, 1978  СКАЧАТЬ

2. Марковин В.И. Испун — дома карликов: заметки о дольменах Западного Кавказа. Краснодар: Кн. Изд. 1985 СКАЧАТЬ

Wiki:

Дольменная археологическая культура 

Дольмены Западного Кавказа 

Видео:

Видео: Фильм Колихо. Тайна дольменов Кавказа. 

_________________________________________________

Тема 3. Античная история Северо-Западного Кавказа

  1. Синдское государство
  2. Боспорское Царство
  3. Меотийский племенной союз

Литература:

  1. Иессен А.А.Греческая колонизация Северного Причерноморья, ее предпосылки и особенности. СКАЧАТЬ
  2. Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. — М., 1971.

Тема 4. Средневековая история адыгов

1. Зихи и касоги: общая характеристика

2. Раннесредневековые русско-адыгские отношения: Тмутараканское княжество; Мстислав и Редедя.

3. Генуэзцы в средневековой Черкесии

4. Черкесские мамлюки

Тема 5. Позднередневековая история адыгов 

1. Адыги и Крымское ханство.

2. Позднесредневековые русско-адыгские отношения: черкесские дипломатические посольства, Иван IV и Гощеунай Темрюковна…

3. Внутриэтническая структура адыгов XIII – XIX вв.

4. Общественный строй в Черкесии XIII – XIX вв.

Тема 6. Кавказская война и ее последствия в этнической истории адыгов

Международное положение Черкесии XIX в. Колониальная политика России на Кавказе R XVIII-XIX вв. Проблема определения начала Русско-Кавказской войны (1763, 1774, 1777, 1817-1822, 1830). Адрианопольский договор (1829г). Строительство Майкоп-ского военного укрепления (1857г.). Пленение Шамиля (1859г.).

Дипломатическая миссия Александра II и ее провал (1861г.). Завершение Русско-Кавказской войны. Демографическая катастрофа адыгов последней трети XIX в.

Российское административное правление на территории адыгов. Расселение адыгов на собственной этнической территории согласно Российской национальной политике. Отмена крепостного права.

1. Международное положение Черкесии XVIII – XIX вв.Черкесия в контексте «Восточного вопроса»

2. Колониальная политика России на Кавказе XVIII – XIX вв.

3. Кавказская война и покорение Черкесии

4. Депортация адыгов в Османскую империю

adygland.ru

История Адыгеи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Республика Адыгея — субъект федерации на юге европейской части России со всех сторон окружённый территорией Краснодарского края.

В Майкопском районе имеются стоянки нижнего палеолита (в окрестностях станицы Абадзехской на реке Средний Хаджох, близ Майкопа на реке Фортепьянке[1], близ города Абинска на реке Адагум)[2], среднего палеолита[3], позднего палеолита и мезолита. В верхнем мустьерском слое Монашеской пещеры найдены отдельные зубы, отличающиеся рядом архаичных признаков[4]. На верхнепалеолитической стоянке в гроте Сатанай (Губский навес № 7) обнаружен череп кроманьонца, который близок к «Костёнкам XIV» и б. Костёнкам XI[5]».

Наличие населения в период неолита поставлено под сомнение.

В эпоху энеолита существовала культура накольчатой жемчужной керамики.

Большую известность получила майкопская и новосвободненская археологические культуры ранней бронзы. Позже появились катакомбная культура, северокавказская культура. В горных районах известны мегалитические памятники: дольмены, гробницы дольменной культуры средней бронзы. Известность получили уникальные находки скифо-меотского периода, сделаны при раскопках ульских курганов близ аула Уляпа Красногвардейского района.

Предками коренного населения республики — адыгов считаются древние зихи[6]. Кроме наименования зихи, предки адыгов получили и др. этнонимы в том числе касоги, керкеты и т.д.

В результате русско-кавказской войны (1817-1864 гг.), большинство адыгов стали мухаджирами переселившись в пределы Османской империи. Оставшиеся были расселены на равнинных землях на левом берегу Кубани.

После Октябрьской революции, 27 июля 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область, органы власти которой размещались в Краснодаре. Сам город при этом не входил в состав автономной области.

С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 г. — Адыгейская (Черкесская) автономная область, затем Адыгейская автономная область.

Со 2 августа 1924 г. по 28 декабря 1934 г. в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 года в составе Азово-Черноморского края, затем в составе Краснодарского края.

10 апреля 1936 г. центр перенесён в г. Майкоп, который был включен в состав Адыгейской АО.

21 февраля 1941 г. присоединен Кужорский сельский совет Тульского (ныне Майкопского) района.

28 апреля 1962 г. из состава Краснодарского края был передан весь Тульский (ныне Майкопский) район.

5 октября 1990 г. внеочередная сессия Адыгейского областного совета народных депутатов приняла решение о повышении статуса Адыгеи до уровня самостоятельного субъекта РСФСР (республики) и провозгласила Адыгейскую Советскую Социалистическую Республику. Решение не имело юридической силы.

15 декабря 1990 г. выход Адыгеи из состава Краснодарского края узаконен вторым Съездом народных депутатов РСФСР, внесшим изменения в Конституцию РСФСР, по которым автономные области выводились из составов краёв, куда ранее входили[7].

3 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР»[8]. Однако, согласно ст. 104 Конституции РСФСР вопросы административно-территориального устройства Российской Федерации находились в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР[9].

23 марта 1992 г. Верховный Совет Адыгеи принимает закон о переименовании ССР Адыгея в Республику Адыгея[10].

21 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов Российской Федерации принял поправку в конституцию РСФСР, которой утверждено преобразование автономной области в республику и её переименование[11]. Поправка вступила в силу с момента опубликования в «Российской газете» 16 мая 1992 г.[12]

Примечания

wiki2.red

Презентации по истории Адыгеи

Описание слайда:

Адыгские сказки Гадальщица Бабочка Один мулла ехал вдоль аула на розыски своей пропавшей лошади. Ему встретилась женщина. Почему-то предположив, что женщина эта должна быть гадальщица, мулла пристал к ней, чтобы она погадала ему о его пропавшей лошади. Не слушая уверений бедной женщины, что она не умеет гадать и в жизни своей не брала с этой целью в руки фасоли, мулла вынудил её зайти с ним в ближайшую саклю. Там, достав у хозяина фасоли, он посадил женщину гадать; она кинула раза два фасоль и, чтоб только отделаться как-нибудь от назойливого муллы, сказала: «Ведь лошадь, которую ты разыскиваешь, стоит за твоим двором, возле сена твоих соседей». Мулла, вернувшись, в самом деле нашёл свою лошадь на том самом месте, на которое указала женщина. «Какая сведущая гадальщица», — удивился мулла, загнав коня домой. Через несколько дней после того у дочери хана пропал перстень. Как ни разыскивали, к каким гадальщицам ни обращались, никак не могли найти перстень. Хан был сильно огорчён этой пропажей. Придя раз к хану и узнав, о чём он печалится, мулла посоветовал ему обратиться к гадальщице, отыскавшей его коня. Послали тотчас за ней. Как она ни отказывалась, её всё-таки усадили гадать. В это самое время гадальщицу вызвала из комнаты старая служанка хана, которая, испугавшись, что гадальщица сама всё откроет, созналась в том, что она украла перстень ханской дочери, и просила гадальщицу, чтобы она не выдала её. Перстень же она возвратит тотчас, положив его под порог. Бабочка охотно согласилась и, уверив старуху, что не выдаст её, вернулась в комнату. Зная уже, где перстень, она смело могла гадать; кинув раза два фасоль, чтобы дать время старухе положить перстень на место, она самоуверенно сказала: «Ах, бог мой, да ведь перстень, над отысканием которого вы так долго ломали голову, лежит тут же под порогом!» Пошли, и что же? Действительно, нашли его, так как укравшая старуха только что положила его туда.

infourok.ru

История Республики Адыгея

Республика Адыгея в древние века

Древнейшие следы человека на территории республики относятся к эпохе нижнего палеолита. Именно тогда сюда пришли предки коренного населения Адыгеи — адыги. Предки адыгов (современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов) известны в истории под именами меотов, синдов, керкетов — в середине 1-го тысячелетия до н.э. они обитали вдоль восточного побережья Азовского и северо-восточного побережья Черного морей, а также в низовьях Кубани. В I-III веках н.э. многие адыгские племена смешались с сарматскими, вместе с которыми в IV в. были оттеснены готами на современную территорию. В IV-X веках н.э. адыги занимались земледелием и скотоводством и скотоводством, рыболовством, бортничеством, обработкой металла и гончарным делом, торговали с Крымом, Византией, славянами Поднепровья, хазарами и Ираном.
Примерно в XIII в., в период покорения адыгов Золотой Ордой, стала складываться адыгейская народность. Основным занятием адыгейцев являлось животноводство, в равнинных частях — земледелие, в некоторых районах они занимались рыболовством и пчеловодством. Развивались и ремесла — ювелирное, гончарное, медеплавильное, кузнечное и др. В XIII-XV веках хозяйство адыгейцев имело в основном натуральный характер. Купцы генуэзских городов-колоний, расположенных в приморской части Адыгеи и просуществовавших до конца XV в., вели с адыгейцами торговлю, представляющую собой натуральный обмен со слабыми зачатками денежных отношений. Основную долю в торговле занимали мед, воск, фрукты, икра, меха, которые обменивались на соль, ткани, оружие и предметы роскоши.
В XIII и. после упорного сопротивления адыги были подчинены Золотой Ордой, а с XVI в. на протяжении двух веков подвергались насилию со стороны турецких султанов и крымских ханов. Турки и их вассалы опустошали землю, уводили в плен, насаждали ислам. Угроза разорения, ассимиляции и полного физического уничтожения заставила адыгов искать покровительства со стороны России, и с 1557 г. стали считаться добровольно присоединившимися к России.

Республика Адыгея в XVIII-XIX вв.

К XVIII в. адыги занимали территорию от устья р. Кубани вдоль побережья Черного моря до р. Псоу (Абхазия), а по северному склону Кавказских гор — до Осетии. И еще в первой половине XIX в. они занимали обширную территорию Причерноморья и Северного Кавказа. С продвижением России на юг ареал проживания адыгов к 30-м гг. XIX в. сократился до 180 тыс. кв. км.  Их численность к 1830 г. составляла, по данным русского офицера Новицкого, 1 млн. 82 тыс. человек. К 60-м гг. XIX в. в результате Кавказской войны и насильственной депортации в пределы Османской империи на исторической Родине осталось 5% адыгов.
Первые военные акции царского самодержавия на Северном Кавказе датируются концом XVIII века. Наиболее активная фаза боевых действий в Черкесии – 1859-1864 гг. после пленения Шамиля в Дагестане. В этот период абсолютное большинство адыгов покинуло Родину и переселилось в пределы Османской империи.

Республика Адыгея в первой половине XX в.

С мая 1918 г. территория, населенная адыгейцами вошла в состав Кубано-Черноморской советской республики. После гражданской войны, 22 июля 1922 г. была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область в составе Краснодарского края, 24 августа того же года была переименована в Адыгейскую (Черкесскую), а в июле 1928 г. — в Адыгейскую автономную область, центром которой сначала стал Краснодар, а в 1936 г. — город Майкоп (тогда территория автономной области была расширена за счет присоединения города Майкопа и Гиагинского района). Годы первых советских пятилеток — время хозяйственного и культурного становления автономной области. В республике (в основном в Майкопе) появились многочисленные производства машиностроения, пищевой, деревообрабатывающей, газодобывающей и других отраслей промышленности.

Республика Адыгея в годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны Адыгея не могла остаться в стороне: мужчины ушли на фронт и в партизанские отряды, старики, женщины и дети заменили их в полях, на пастбищах и у станков. Всё было направлено на обеспечение победы над врагом.
Продукция сельского хозяйства отправлялась на фронт. Предприятиями были освоены более десяти видов оборонной продукции: снаряды, гранаты, шашки, сапёрные лопаты, волокуши, изготовлявшиеся на заводах имени Фрунзе, кроватно-механическом заводе, на комбинате “Лесомебель”, в артели “Молот”. Были организованы мастерские по выработке шубных овчин, шапок, бурок, носков и перчаток, развернулось массовое движение по сбору и изготовлению тёплых вещей для воинов: полушубков, валенок, бурок, черкесок (всего около 4000).
Но в августе 1942 года Адыгея была оккупирована фашистами и только в феврале 1943 года освобождена в результате Северокавказской наступательной операции.
Война и оккупация нанесли значительный ущерб хозяйству Адыгеи, но после войны жители её в короткий срок восстановили разрушенное хозяйство и взялись за продолжение экономического и культурного развития области.

Республика Адыгея  в послевоенные годы

За послевоенные годы Адыгея, входившая в результате преобразований 1937 года в Краснодарский край, постепенно превратилась в индустриально-аграрную область. Хотя главное место в хозяйстве занимали земледелие и животноводство, большое развитие получила промышленность.
Основные отрасли промышленности – пищевкусовая, лесная, деревообработка, машиностроение, газодобыча. Энергетика представлена Майкопской   ГЭС. В Адыгее было построено много крупных предприятий, большинство из которых находится в Майкопе, который за эти годы из незначительного провинциального городка с кустарными и полукустарными предприятиями превратился в промышленный центр.
Создание адыгейской автономной области и вхождение её в мощный в хозяйственно-экономическом, научном и техническом отношениях Краснодарский край положительно сказались на её развитии. Без помощи Краснодарского края невозможно было бы в короткий срок создать промышленную индустрию, положить начало интенсификации сельского хозяйства. Из края выделялись крупные ассигнования строительные материалы, машины и оборудование, товары народного потребления; направлялись квалифицированные специалисты и организаторы производства.
Несмотря на тяжелые послевоенные годы, жители в короткий срок сумели восстановить разрушенное хозяйство. За время советской власти Адыгея превратилась в аграрно-индустриальную республику, с хорошо развитыми отраслями промышленности.
В марте 1992 г. Адыгея вышла из состава Краснодарского края и получила статус суверенной республики в составе Российской Федерации, сохранив основные экономические и иные связи с Краснодарским краем.

www.protown.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *