Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Адыгские народы: Кавказский Узел | Адыги

Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории

Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.

Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.


Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.

Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы.

Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.

Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.

В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась.

Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.

Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).

  • © Художник Григорий Гагарин, XIX век

Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.

Читайте также:

  • Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края

В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.

В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.

Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:

восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;

западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.

А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.

Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.

адыги (черкесы) История Культурное наследие

404 Cтраница не найдена

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет

    Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Управление имущественным комплексом
    • Опрос в целях выявления мнения граждан о качестве условий оказания образовательных услуг
    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
    • Система менеджмента качества университета
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Аккредитационно-симуляционный центр
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2023
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
      • День открытых дверей online
      • Университетские субботы
      • Дни открытых дверей на факультетах
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
        • Социально-экономический профиль
        • Медико-фармацевтический профиль
        • Инженерно-технологический профиль
        • Эколого-биологический профиль
        • Агротехнологический профиль
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Веб-консультации для абитуриентов и их родителей
      • Веб-консультации для абитуриентов
      • Родительский университет
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Вакансии
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
    • Студенческое пространство
      • Студенческое пространство
      • Запись на мероприятия
    • Отдел по социально-бытовой и воспитательной работе
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление аспирантуры и докторантуры
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Новости
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
      • Научная библиотека
    • Экспортный контроль
    • Локальный этический комитет
    • Конференции
      • Международная научно-практическая конференция фундаментальные и прикладные аспекты геологии, геофизики и геоэкологии с использованием современных информационных технологий
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
    • Наука и университеты
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
    • Факультет международного образования
      • Новости факультета
      • Информация о факультете
      • Международная деятельность
      • Кафедры
        • Кафедра русского языка как иностранного
        • Кафедра иностранных языков
      • Центр Международного образования
      • Центр обучения русскому языку иностранных граждан
        • Приказы и распоряжения
        • Курсы русского языка
        • Расписание
      • Академическая мобильность
      • Контактная информация
    • Контактная информация факультета международного образования
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Международное сотрудничество
    • Доступная среда
    • Организация питания в образовательной организации

Адыгейцы в США Профиль группы людей

Расширенный профиль в формате PDF

Введение / История

Черкесы являются старейшим коренным народом горного региона Северо-Западного Кавказа и идентифицируют себя как адыги. Черкесы сохраняют свою культуру и продолжают использовать черкесский язык в качестве основного средства общения. Только в 18 веке их язык принял письменную форму. Организованные в племена черкесы никогда не имели самостоятельного государства. Когда-то черкесы были основным этническим элементом на Северо-Западном Кавказе. Это резко изменилось под давлением русского завоевания и особенно после поражения Великого восстания (1825-1864 гг.), когда произошел массовый исход черкесов. Этот исход был назван «одним из величайших массовых перемещений населения в современной истории». Черкесы переселились в Турцию и другие районы Османской империи, в том числе на Ближний Восток. Полтора миллиона черкесов покинули свою древнюю родину, оставив после себя разрозненные остатки общин. Российская перепись 189 г.7 зафиксировали только 150 000 черкесов, менее одной десятой части первоначального населения. Много рассказов, стихов и песен о жертвах войны, самой эмиграции и изгнании. Этим событиям посвящены обряды и дни памяти. Черкесские народные танцы дают глубокое представление о черкесской культуре и обычаях. Танцы рассказывают истории о повседневной жизни, такие как ухаживание, подготовка к войне, сбор урожая и демонстрация силы. Все истории в конечном итоге берут свое начало из многовековых нартских эпосов, серии из 26 циклов и 700 текстов, датируемых 4000-3500 годами до нашей эры. Истории сохраняют черкесскую древнюю историю и являются предшественниками греческой мифологии, содержащей древние истории о богах юга России. Из этих эпосов произошли «адыгейские хабза», или черкесские традиции. Хабза является важной чертой черкесской идентичности и была установлена ​​задолго до их исламизации. Это черкесская система законов, правил, этикета и этоса. Хабза установил правила поведения и морали, которые передаются в других обществах через религию. Адыгейская хабза передается из поколения в поколение, и нынешнюю черкесскую молодежь до сих пор учат продолжать традиции. Молодое поколение, естественно, будет иметь проблемы с этим в Соединенных Штатах, поскольку они сталкиваются с совершенно иной культурой, чем культура их старшего поколения.


Какова их жизнь?

Имея такую ​​небольшую численность в США, адыги сливаются с другими этническими группами, часто теряя свою идентичность. Каждое поколение теряет больше прошлого и становится все больше похожим на американское большинство. Однако они сохраняют свою религиозную идентичность как мусульмане.


Каковы их убеждения?

Многие черкесы были обращены в христианство под грузинским и византийским влиянием в 6 веке. Однако под растущим влиянием Османской империи ислам постепенно вытеснил христианство и окончательно утвердился в 18-19 вв.го века, смешавшись с остатками христианских верований и даже с дохристианскими народными верованиями. Представляется, что религиозное влияние на черкесскую коллективную идентичность как в прошлом, так и в настоящем было ограниченным и поверхностным. Некоторые черкесы стали мусульманами только во время их массовой миграции, на кораблях, увозящих их на другой берег Черного моря. В последние годы черкесы на Кавказе подверглись интенсивному процессу секуляризации. Помимо отсутствия мечетей, существует жесткая норма употребления алкогольных напитков. Возродился целый комплекс социальных обычаев и ритуалов, заимствованных из доисламской черкесской культуры. Есть небольшой процент черкесов, которых считают христианами, но, насколько нам известно, не в Соединенных Штатах. Жители США сохраняют суннитский ислам как часть своей культуры.


Каковы их потребности?

Сегодня многие черкесские общины во всем мире сталкиваются с проблемой утраты своего языка и культуры. Тем не менее, по сравнению с другими группами мигрантов, черкесы более склонны к сохранению своей отдельной идентичности.


Prayer Points

Молитесь, чтобы верующие в Соединенных Штатах приложили усилия, чтобы с любовью донести Евангелие до адыгов и научить их наставлять других. Молитесь о том, чтобы евангелие коснулось адыгоязычных жителей Соединенных Штатов и побудило донести его до адыгейцев повсюду. Молитесь о движении учеников среди адыгов в Соединенных Штатах и ​​за их пределами.

Библейские молитвы за адыгов в США.


Кто такие черкесы и почему они возмущены Сочи?

Олимпиада в Сочи, которой исполнился всего один день, уже стала самой спорной игрой за последние десятилетия. Но в то время как права геев, исламские террористические угрозы и Pussy Riot затмили заголовки, у черкесской этнической группы гораздо более старые претензии к Сочи, городу, который, по их словам, погряз в 150-летнем кровопролитии.

Кто такие черкесы?

Черкесы — этническая группа с Северного Кавказа, территории на юго-западе России между Черным и Каспийским морями. (На фото выше показаны мужчины, одетые в типичном черкесском стиле, недалеко от Сочи в октябре.) Активисты называют Олимпийские игры в Сочи «безобразием», потому что это мероприятие приходится на 150-ю годовщину предполагаемого геноцида, совершенного русскими войсками в 1864 году, резни, которую Россия отрицает. . Протесты черкесов против Сочи по всему миру носили мирный характер, но теперь их дело взяли на себя компьютерные хакеры и боевики на Северном Кавказе.

Как это повлияет на игры в Сочи?

Принимающий город имеет особое значение для черкесов, потому что одно из их племен, убыхов, было коренным населением региона. По словам черкесов, царские войска вырезали или депортировали их народ в Турцию, где многие впоследствии погибли. Красная Поляна, город, где пройдут многие сочинские горные мероприятия, переводится как «красная поляна» и получила свое название от крови, пролитой русскими захватчиками, по словам эксперта по региону и президента Джеймстаунского фонда Глена Ховарда. базируется в Вашингтоне, округ Колумбия

«Это было место последней крупной битвы войны, и для черкесов это святая земля — ​​как наш Геттисберг», — сказал Говард. «Представьте, если бы кто-то пришел и построил тематический олимпийский парк в Геттисберге».

Президент Владимир Путин еще больше разозлил черкесов, потому что он не признал их историческое присутствие или какие-либо их претензии. Стремясь привлечь внимание к этой проблеме, активисты из нынешней черкесской глобальной диаспоры создали организацию «Но Сочи».

Группа возглавила акции протеста в Лондоне, Ванувере и в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и написала открытое письмо в Организационный комитет Олимпийского интернационала, подчеркнув то, что она назвала «периодом беспрецедентных и бесчеловечных этнических чисток». А в прошлом году делегация черкесов из Иордании, Сирии, Турции, Израиля, Канады, Германии и США побывала на Северном Кавказе, чтобы посетить исторические места родины предков.

Но теперь, когда игры начались, их послание было воспринято более зловещими элементами.

Члены черкесской этнической группы выкрикивают лозунги во время акции протеста против Зимних Олимпийских игр 2014 года перед консульством России в Стамбуле, Турция, в воскресенье. SEDAT SUNA / EPA

Хакерская группа Anonymous Caucasus объявила в Twitter, его члены принять меры против сайтов, связанных с Сочи, в отместку за предполагаемые убийства черкесов 150 лет назад.

Но Ховард сказал, что хакеры на самом деле явно не были связаны с черкесскими группами, которые по большей части были мирными, и назвал хакерские атаки простым оппортунизмом. Его точку зрения, возможно, иллюстрирует атака хакеров на Джеймстаунский фонд и веб-сайт «Но Сочи».

Посетители игр были предупреждены Министерством внутренней безопасности о том, что эти хакеры могут атаковать их мобильные телефоны и использовать их для распространения вирусов.

#Paybackforsochi Предупреждение о нашей атаке Своя месть За Глупые игры на Земле нашей черкесской земле 1,5 млн человек погибло в 1864 году

— Анонимный Кавказ (@Anony_Caucasus) 5 февраля 2014 г.

А как насчет других угроз от других группировок?

Хотя это и не связано напрямую с черкесами, другая группа, принявшая их послание, — это Имарат Кавказ.

Известная в России как «Имират Кавказ» или ИК, эту свободную сеть возглавляет Докка Умаров, гражданин Чечни, которого иногда называют «российским бен Ладеном». Он был создан в 2007 году с целью установления на Северном Кавказе строгого исламского права, называемого шариатом.

Вспоминая бедственное положение черкесов, Умаров сказал в прошлогоднем видеоролике: «Мы знаем, что на костях наших предков, на костях многих, многих мусульман, которые погибли и похоронены на нашей территории вдоль Черного моря, сегодня они план проведения Олимпийских игр».

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *