Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории
Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.
Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.
Если вы уверены, что в Кабардино-Балкарии живут кабардинцы и балкарцы, в Карачево-Черкесии — карачаевцы и черкесы, а в Адыгее — адыгейцы, то вы будете удивлены, но это не совсем так. Во всех этих республиках живут адыги — это один народ, разделенный искусственными границами. Эти названия носят административный характер.
Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы.
Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.
В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась.
Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).
-
© Художник Григорий Гагарин, XIX век
Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.
Читайте также:
- Кубановедение без пробелов. Краснодарец Виталий Штыбин рассказывает в сети об адыгской истории края
В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.
В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.
Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:
— восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;
— западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.
А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.
Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.
адыги (черкесы) История Культурное наследие
404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Адыгейцы в США Профиль группы людей
Расширенный профиль в формате PDF
Введение / ИсторияЧеркесы являются старейшим коренным народом горного региона Северо-Западного Кавказа и идентифицируют себя как адыги. Черкесы сохраняют свою культуру и продолжают использовать черкесский язык в качестве основного средства общения. Только в 18 веке их язык принял письменную форму. Организованные в племена черкесы никогда не имели самостоятельного государства. Когда-то черкесы были основным этническим элементом на Северо-Западном Кавказе. Это резко изменилось под давлением русского завоевания и особенно после поражения Великого восстания (1825-1864 гг.), когда произошел массовый исход черкесов. Этот исход был назван «одним из величайших массовых перемещений населения в современной истории». Черкесы переселились в Турцию и другие районы Османской империи, в том числе на Ближний Восток. Полтора миллиона черкесов покинули свою древнюю родину, оставив после себя разрозненные остатки общин. Российская перепись 189 г.7 зафиксировали только 150 000 черкесов, менее одной десятой части первоначального населения. Много рассказов, стихов и песен о жертвах войны, самой эмиграции и изгнании. Этим событиям посвящены обряды и дни памяти. Черкесские народные танцы дают глубокое представление о черкесской культуре и обычаях. Танцы рассказывают истории о повседневной жизни, такие как ухаживание, подготовка к войне, сбор урожая и демонстрация силы. Все истории в конечном итоге берут свое начало из многовековых нартских эпосов, серии из 26 циклов и 700 текстов, датируемых 4000-3500 годами до нашей эры. Истории сохраняют черкесскую древнюю историю и являются предшественниками греческой мифологии, содержащей древние истории о богах юга России. Из этих эпосов произошли «адыгейские хабза», или черкесские традиции. Хабза является важной чертой черкесской идентичности и была установлена задолго до их исламизации. Это черкесская система законов, правил, этикета и этоса. Хабза установил правила поведения и морали, которые передаются в других обществах через религию. Адыгейская хабза передается из поколения в поколение, и нынешнюю черкесскую молодежь до сих пор учат продолжать традиции. Молодое поколение, естественно, будет иметь проблемы с этим в Соединенных Штатах, поскольку они сталкиваются с совершенно иной культурой, чем культура их старшего поколения.
Какова их жизнь?
Имея такую небольшую численность в США, адыги сливаются с другими этническими группами, часто теряя свою идентичность. Каждое поколение теряет больше прошлого и становится все больше похожим на американское большинство. Однако они сохраняют свою религиозную идентичность как мусульмане.
Каковы их убеждения?
Многие черкесы были обращены в христианство под грузинским и византийским влиянием в 6 веке. Однако под растущим влиянием Османской империи ислам постепенно вытеснил христианство и окончательно утвердился в 18-19 вв.го века, смешавшись с остатками христианских верований и даже с дохристианскими народными верованиями. Представляется, что религиозное влияние на черкесскую коллективную идентичность как в прошлом, так и в настоящем было ограниченным и поверхностным. Некоторые черкесы стали мусульманами только во время их массовой миграции, на кораблях, увозящих их на другой берег Черного моря. В последние годы черкесы на Кавказе подверглись интенсивному процессу секуляризации. Помимо отсутствия мечетей, существует жесткая норма употребления алкогольных напитков. Возродился целый комплекс социальных обычаев и ритуалов, заимствованных из доисламской черкесской культуры. Есть небольшой процент черкесов, которых считают христианами, но, насколько нам известно, не в Соединенных Штатах. Жители США сохраняют суннитский ислам как часть своей культуры.
Каковы их потребности?
Сегодня многие черкесские общины во всем мире сталкиваются с проблемой утраты своего языка и культуры. Тем не менее, по сравнению с другими группами мигрантов, черкесы более склонны к сохранению своей отдельной идентичности.
Prayer Points
Молитесь, чтобы верующие в Соединенных Штатах приложили усилия, чтобы с любовью донести Евангелие до адыгов и научить их наставлять других. Молитесь о том, чтобы евангелие коснулось адыгоязычных жителей Соединенных Штатов и побудило донести его до адыгейцев повсюду. Молитесь о движении учеников среди адыгов в Соединенных Штатах и за их пределами.
Библейские молитвы за адыгов в США.
Кто такие черкесы и почему они возмущены Сочи?
Олимпиада в Сочи, которой исполнился всего один день, уже стала самой спорной игрой за последние десятилетия. Но в то время как права геев, исламские террористические угрозы и Pussy Riot затмили заголовки, у черкесской этнической группы гораздо более старые претензии к Сочи, городу, который, по их словам, погряз в 150-летнем кровопролитии.
Кто такие черкесы?
Черкесы — этническая группа с Северного Кавказа, территории на юго-западе России между Черным и Каспийским морями. (На фото выше показаны мужчины, одетые в типичном черкесском стиле, недалеко от Сочи в октябре.) Активисты называют Олимпийские игры в Сочи «безобразием», потому что это мероприятие приходится на 150-ю годовщину предполагаемого геноцида, совершенного русскими войсками в 1864 году, резни, которую Россия отрицает. . Протесты черкесов против Сочи по всему миру носили мирный характер, но теперь их дело взяли на себя компьютерные хакеры и боевики на Северном Кавказе.
Как это повлияет на игры в Сочи?
Принимающий город имеет особое значение для черкесов, потому что одно из их племен, убыхов, было коренным населением региона. По словам черкесов, царские войска вырезали или депортировали их народ в Турцию, где многие впоследствии погибли. Красная Поляна, город, где пройдут многие сочинские горные мероприятия, переводится как «красная поляна» и получила свое название от крови, пролитой русскими захватчиками, по словам эксперта по региону и президента Джеймстаунского фонда Глена Ховарда. базируется в Вашингтоне, округ Колумбия
«Это было место последней крупной битвы войны, и для черкесов это святая земля — как наш Геттисберг», — сказал Говард. «Представьте, если бы кто-то пришел и построил тематический олимпийский парк в Геттисберге».
Президент Владимир Путин еще больше разозлил черкесов, потому что он не признал их историческое присутствие или какие-либо их претензии. Стремясь привлечь внимание к этой проблеме, активисты из нынешней черкесской глобальной диаспоры создали организацию «Но Сочи».
Группа возглавила акции протеста в Лондоне, Ванувере и в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и написала открытое письмо в Организационный комитет Олимпийского интернационала, подчеркнув то, что она назвала «периодом беспрецедентных и бесчеловечных этнических чисток». А в прошлом году делегация черкесов из Иордании, Сирии, Турции, Израиля, Канады, Германии и США побывала на Северном Кавказе, чтобы посетить исторические места родины предков.
Но теперь, когда игры начались, их послание было воспринято более зловещими элементами.
Члены черкесской этнической группы выкрикивают лозунги во время акции протеста против Зимних Олимпийских игр 2014 года перед консульством России в Стамбуле, Турция, в воскресенье. SEDAT SUNA / EPAХакерская группа Anonymous Caucasus объявила в Twitter, его члены принять меры против сайтов, связанных с Сочи, в отместку за предполагаемые убийства черкесов 150 лет назад.
Но Ховард сказал, что хакеры на самом деле явно не были связаны с черкесскими группами, которые по большей части были мирными, и назвал хакерские атаки простым оппортунизмом. Его точку зрения, возможно, иллюстрирует атака хакеров на Джеймстаунский фонд и веб-сайт «Но Сочи».
Посетители игр были предупреждены Министерством внутренней безопасности о том, что эти хакеры могут атаковать их мобильные телефоны и использовать их для распространения вирусов.
#Paybackforsochi Предупреждение о нашей атаке Своя месть За Глупые игры на Земле нашей черкесской земле 1,5 млн человек погибло в 1864 году
— Анонимный Кавказ (@Anony_Caucasus) 5 февраля 2014 г.
А как насчет других угроз от других группировок?
Хотя это и не связано напрямую с черкесами, другая группа, принявшая их послание, — это Имарат Кавказ.
Известная в России как «Имират Кавказ» или ИК, эту свободную сеть возглавляет Докка Умаров, гражданин Чечни, которого иногда называют «российским бен Ладеном». Он был создан в 2007 году с целью установления на Северном Кавказе строгого исламского права, называемого шариатом.
Вспоминая бедственное положение черкесов, Умаров сказал в прошлогоднем видеоролике: «Мы знаем, что на костях наших предков, на костях многих, многих мусульман, которые погибли и похоронены на нашей территории вдоль Черного моря, сегодня они план проведения Олимпийских игр».
Ваш комментарий будет первым