Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Айвазовский краткая биография: Краткая биография Айвазовского, творчество художника и личная жизнь Ивана Константиновича для детей

Содержание

Иван Айвазовский — биография, факты, фото

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Геворкович Айвазян; 1817-1900) – русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба и действительный тайный советник.

Почетный член Императорской Академии художеств и нескольких других зарубежных академий. Наибольшую знаменитость получил благодаря своим морским пейзажам. Является одним из величайших художников-маринистов в мировой истории.

В биографии Айвазовского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Ивана Айвазовского.

Биография Айвазовского

Иван Айвазовский появился на свет 17 (29) июля 1817 года в Феодосии. Он рос в армянской семье купца Григоровича и его жены Рипсиме Айвазян. Помимо Ивана у супругов родилось еще 3 дочери и один сын.

Детство и юность

Еще в детские годы биографии у Айвазовского начали проявляться способности к художественному и музыкальному искусству. Любопытно, что он сам освоил игру на скрипке. Свой первый «пейзаж» он изобразил углем на стене своего дома.

На тот момент Ивану было около 8 лет. Когда родители увидели рисунок сына, они решили приобрести для него карандаши и альбом, хотя находились в очень непростом материальном положении. В скором времени местный архитектор по фамилии Кох обучил его основам художественного мастерства.

Понимая каким талантом обладает Айвазовский, Кох за собственные средства иногда покупал ему необходимые принадлежности для рисования. Позже, он познакомил ребенка с градоначальником Александром Казначеевым. Тогда же мальчику оказывал поддержку руководитель Феодосийского музея древностей Семен Броневский.

Интересен факт, что параллельно с учебой, Иван достаточно долго играл на скрипке в одной из феодосийских кофейных. После выпуска из уездного училища он поступил в симферопольскую гимназию, благодаря заступничеству Казначеева.

Затем Айвазовский продолжил получать образование в стенах Императорской Академии художеств, где находился на гособеспечении. В 16-летнем возрасте он приехал в Петербург, который произвел на него большое впечатление.

Осенью 1837 г. Иван Айвазовский удостоился Большой золотой медали за полотно «Штиль». Его талант был настолько огромен, что руководство академии постановило выпустить Ивана из вуза на 2 года раньше положенного срока, которые он должен был посвятить живописи у себя дома, а затем отправиться в командировку за рубеж на 6 лет.

Живопись

После 2-летней работы в Крыму, Айвазовский написал немало картин морской тематики, а также увлекся батальной живописью. Более того, он участвовал в военном конфликте на берегу Черкесии, вследствие чего сделал наброски происходивших событий для предстоящей работы – «Десант отряда в долине Субаши».

Когда эту картину увидел император Николай I он сразу же купил ее. В результате, у Ивана появился покровитель в виде русского императора. Став дипломированным художником, он также получил личное дворянство.

«Девятый вал»

Примерно тогда же Айвазовский начал тесно общаться с живописцем Карлом Брюлловым и композитором Михаилом Глинкой. В 1840 г. он вместе с коллегой поехал в Италию, где познакомился с Николаем Гоголем. Здесь у него выработался характерный стиль написания картин.

Иван работал на улице лишь непродолжительное время, после чего шел в мастерскую. Тут он дописывал полотно по памяти, прибегая при этом к импровизации. Интересен факт, что когда он представил свой новый шедевр на тему сотворения мира – «Хаос», он сразу же был приобретен Папой римским Григорием XVI.

Понтифику настолько понравился холст, что он наградил русского художника золотой медалью. Картины Ивана удостаивались высоких похвал от разных искусствоведов, а также прекрасно распродавались. К тому моменту он уже имел европейское признание, удостоившись золотой медали от руководства Парижской академии художеств.

Позднее Айвазовский посетил несколько стран Европы, вернувшись домой в 1844 г. Стоит заметить, что в Бискайском заливе судно, на котором он плыл, попало в шторм и едва не пошло ко дну. В прессе даже появились новости будто живописец погиб.

В последующие годы биографии Иван Айвазовский стал художником Главного морского штаба России, после чего ему доверили должность профессора в стенах родной академии. Мужчина массово писал картины на морскую тематику, однако он стал автором и немалого количества крымских городских пейзажей.

Кроме этого, кисти Айвазовского принадлежит достаточно много полотен, в основе которых лежит историческая, портретная и библейская тематики. В 1857 г. он отправил на выставку в Париж цикл из 4-х пейзажей «Богатства России», за который первым из русских художников удостоился французского ордена Почетного легиона.

В 1880 г. мастер основал в своем доме выставочный зал. Эта дата считается годом открытия Феодосийской картинной галереи, которую Иван Айвазовский завещал родному городу. Он был первым среди русских живописцев, кто начал организовывать выставки картин не только в России, но и за границей.

Иван Константинович продолжал часто путешествовать, черпая вдохновение в разных уголках планеты. Когда ему было около 75 лет, он вместе с супругой побывал в США. В скором времени им была представлена картина «Ниагарский водопад».

Айвазовский удостоился множества самых престижных наград, а также получил звание действительного тайного советника, что приравнивалось к чину адмирала.

Личная жизнь

Первой женой Айвазовского была англичанка Юлия Гревс. В этом браке у пары родились 4 дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. После 12 лет супружеской жизни, по причине нежелания мужа жить в столице, Юлия ушла от него. Позже Иван женился на овдовевшей армянке Анне Саркисовой-Бурназян, которая была на 40 лет моложе его.

Иван Айвазовский внес большой вклад в развитие инфраструктуры Феодосии. Он основал в городе школу искусств и картинную галерею, занялся строительством концертного зала, позаботился об устройстве городской библиотеки, а также инициировал постройку железнодорожного пути «Феодосия – Джанкой».

Иван Айвазовский с первой женой и дочерьми

В 1886 г. Феодосия очень сильно нуждалась в воде. Видя бедственное положение соотечественников, Айвазовский подарил городу в вечное пользование 50 000 ведер питьевой воды из личного Субашского источника. Спустя год стартовала постройка водопровода.

В одном из местных парков по проекту Ивана Константиновича был сооружен фонтан, воду из которого люди черпали бесплатно. Мужчина проявлял живой интерес к археологии – руководил раскопками более 90 курганов. На собственные сбережения он возвел в городе Феодосийский музей древностей. За заслуги перед археологией его избрали действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Смерть

Незадолго до своей кончины мастер написал картину «Морской залив», а в последний день жизни принялся за новое полотно – «Взрыв турецкого корабля», которое осталась незаконченным. Иван Айвазовский умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте 82 лет. За годы творческой биографии он стал автором свыше 6000 картин.

Фото Айвазовского

Портрет Анны Саркисовой-Бурназян

Иван Айвазовский с внукамиСошествие Ноя с горы АраратПереход евреев через Красное мореДом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей

Если вам понравилась краткая биография Айвазовского – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Краткая биография Айвазовского —


Детство и юность

Биография Айвазовского, как и любого творца, полна интересными событиями, неординарными людьми, которые встретились на жизненной пути художника и веры в свой талант. Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я.Х.Кохом.

Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А.И.Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.

Творчество Айвазовского

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

Читайте также:  Крестоносцы (Сенкевич Генрик) [2017, Исторический роман, аудиокнига, MP3, 96kbps, Заборовский Юрий]

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Крымско-европейский период

Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В.Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н.Гоголем.

Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У.Тернер. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию.

Крым и Европа

Весной 1838 года Иван Константинович был направлен Академией в Крым и провел там два лета. В это время художник не только писал пейзажи на морскую тему, но и был свидетелем боевых действий. Картина «Десант отряда в долине Субаши» зарекомендовала его как способного художника-баталиста и впоследствии была куплена императором Николаем I. Осенью 1839 года Айвазовский успешно закончил обучение в Академии художеств и получил право на поездку за границу, где провел четыре года (с 1840 по 1844 годы). Кроме Италии, откуда он начал свой путь, художник побывал в Голландии, Швейцарии, Англии, Франции, Испании, Португалии и все это время много и напряженно работал.
За это время творчество Айвазовского получило признание не только в России. Его картины были отмечены Золотой медалью Парижской академии художеств. Папа Григорий XVI не только приобрел его картину «Хаос», но и наградил художника специальной наградой. Это был период быстрого и успешного профессионального становления молодого живописца. Он многому научился в Европе, приобрел там бесценный опыт, его талант и успехи были достойно оценены.

Когда.в 1844 году, в возрасте 27 лет, Иван Константинович Айвазовский вернулся в Россию, он был уже признанным мастером и получил звание живописца Главного морского штаба России. К этому времени он выработал собственную оригинальную творческую манеру. Сохранились воспоминания о том, как Айвазовский писал картины. Всю жизнь художник много путешествовал, впечатления от увиденного рождали темы для новых произведений. На открытом воздухе он работал недолго, делая лишь основные наброски. Большую часть времени Айвазовский проводил в мастерской, где заканчивал картину, давая при этом волю импровизации.

Признание таланта

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины Девятый вал и Черное море.

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.

В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Биография и картины Ивана Айвазовского

Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900)

Иван Айвазовский – знаменитый российский художник-маринист и баталист, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Окончил Императорскую Академию художеств в 1839 году, где учился у мастера пейзажа Максима Никифоровича Воробьева

Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Автор таких творений, как «Девятый вал» (1850), «Лунная ночь на Босфоре» (1884), «Штиль» (1885), «Смотр Черноморского флота в 1849 году» (1886), «Пушкин на берегу Чёрного моря» (1887).


Иван Айвазовский. Девятый вал.

Иван Константинович Айвазовский (при рождении Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского купца Геворка и вышивальщицы Рипсиме Айвазян. Семья Айвазовского жила небогато, поскольку торговля у Геворку шла весьма успешно, однако во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Ива Айвазовский с детства был талантливым – он самостоятельно научился играть на скрипке, не менее очевидны были и его художественные способности. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Иван рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Якова Христиановича Коха.

В 1831 году Айвазовский при содействии Казначеева, который к тому моменту уже стал поклонником таланта будущего художника, был принят в Таврическую гимназию. В конце августа 1833 года за казначейский счет Айвазовский отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, где его куратором становится профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы.


Иван Айвазовский. Черное море.

В 1837 году Айвазовский получает Большую золотую медаль Академии. Ввиду невероятных успехов Ивана, было принято решение выпустить его на два года раньше и отправить в Крым с целью приобретения опыта, а затем в командировку в Европу.

В 1838 году художник отправился в Крым, где писал морские пейзажи и занимался батальной живописью. В Крыму Айвазовский успел отметиться в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье, где сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши». Позже картину приобрёл русский император Николай I, впоследствии назначивший Айвазовского живописцем Главного Морского штаба.

В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время художник знакомится с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. Неизгладимое впечатление на Айвазовского произвела встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным в 1836 году на выставке в Петербургской Академии художеств. Айвазовский до конца жизни восхищался великим русским поэтом ии посвятил ряд картин созданию его образа.

В 1840 году Айвазовский отправился в Италию, где работал долгое время. Многие произведения, написанные в тот период, принесли ему большой успех. Одну из его картин, названную «Хаос» купил сам Папа римский Григорий XVI, наградивший живописца золотой медалью. После Италии Айвазовский посетил Францию, где он получил золотую медаль Парижской академии художеств, а также Швейцарию, Голландию, Португалию и Испанию.


Иван Айвазовский. Синопский бой.

Английский маринист Уильям Тёрнер, восхищённый картинами русского художника, посвятил Айвазовскому стихотворение:

«Великий художник! Прости меня за ошибку мою,

когда я принял за действительность картину твою,

но настолько очаровательна работа твоя,

что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.

Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,

что тебя вдохновляет гений.»

Вернулся на родину Айвазовский в 1844 году, где спустя год он начал строительство своего дома в Феодосии. Дом строился по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, и был украшен слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкала просторная мастерская, в которой впоследствии художник написал большую часть из шести тысяч своих произведений.

Накопивший к тому моменту приличное состояние и имевший много почестей, Айвазовский делал многое для процветания родного города. Так при его содействии была открыта школа искусств и картинная галерея, инициирована постройка городского концертного зала и обустроена библиотека. При его участии были построены порт, железная дорога, решена проблема со снабжением города питьевой водой. Иван Константинович стал первым, кому было присвоено звание почётного гражданина города Феодосии.

В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

За всю свою жизнь великий маринист был женат дважды. В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой), которая была младше его на 40 лет. С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.


Иван Айвазовский. Портрет жены художника Анны Бурназян.

В 1880 году художник открывает в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.

Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своём родном городе Феодосия, в возрасте 82 лет. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

В соответствии с его завещанием Айвазовский был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».


Иван Айвазовский. Смотр Черноморского флота в 1849 году.

На сегодняшний день творческое наследие знаменитого мариниста привлекает интерес коллекционеров. Работы художника продаются на аукционах и оцениваются в сотни тысяч и даже миллионы долларов. Работы Ивана Константиновича находятся во многих музеях мира, некоторые произведения находятся в частных собраниях. Именем великого живописца названы улицы в различных городах России, а 4 декабря 2021 года в результате всенародного голосования имя Ивана Айвазовского присвоено международному аэропорту в Симферополе.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Семья художника

Личная жизнь Айвазовского не была богатой. Он женился дважды. Первый брак был заключен в 1848 г. Супругой художника стала Ю.А. Гревс. От этого брака родилось четверо дочерей. Счастливым союз не был, и спустя 12 лет супруги расстались. Главной причиной расставания было то, что Гревс, в отличие от супруга, стремилась жить светской жизнью в столице.

Второй супругой Айвазовского стала А.Н. Саркисова-Бурзанян. Она была младше Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.


Иван Айвазовский с первой женой и дочерьми

В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.


Иван Айвазовский с внуками

На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.


Анна Никитична Саркизова

Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника».

Интересные факты

Изучая краткую биографию Ивана Айвазовского, следует знать некоторые интересные факты из его жизни.

  • Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
  • Великий художник, которому повезло быт признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.
  • Заработанные деньги Иван Константинович тратил не только на свою семью, но и на родной город. На его средства в Феодосии была построена галерея, школа и музей. Также художник способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.

Источник
[Всего голосов: 0 Средний: 0/5]

Образование

В 1833 году в классе пейзажа Максима Воробьева в академии художеств появился самый юный ученик, 13-летный Иван Айвазовский. Кратко биографию художника описать трудно, ведь она была очень насыщенной событиями. Несмотря на счастливое стечение обстоятельств, все-таки не вышло бы толку из мальчика, если бы он так страстно и усиленно не работал. В 1835 году два пейзажа Айвазовского были удостоены серебряной медали, и в награду его переводят в класс французского мариниста Филиппа Таннера, очень модного в те времена. Таннер запретил юноше работать самостоятельно и требовал полнейшего подчинения. Но Айвазовский не послушался и продолжал писать пейзажи и даже выставил 5 работ на осенней выставке 1836 года. Несмотря на то что критика и публика приняли работы вполне благожелательно, на голову художника обрушился гнев монарха. Таннер пожаловался императору на своеволие ученика, и работы Айвазовского были сняты с выставки. Но через полгода император смилостивился, и юноша снова стал учиться, на этот раз в классе батальной живописи. Но там он проучился недолго. В 1837 году Айвазовский получил высшую награду академии – большую золотую медаль за картину «Штиль». В связи с этим академики приняли решение выпустить художника из учебного заведения раньше на 2 года и отправить его в Крым для самостоятельной работы, а потом и вообще ему дали творческую командировку за границу на целых 6 лет.

Карьера художника

Начиная с 1844 года Айвазовский делается личным рисовальщиком Главного морского штаба России и педагогом Академии художеств. Не смотря на его известность как мариниста, его послужной список насчитывает не одну сотню пейзажей и полотен библейской тематики. Не одна картина была им подарена в богомольни и монастыри. Благодаря своим частым путешествиям он имел возможность изобразить Украинские поля и долины. Считая, что портрет дается ему с большой натяжкой он рисовал только самых приближенных членов семьи и мера Феодосии. Юлия Яковлевна Гревс брак с которой длился 12 лет оставила мужа из-за его отказа жить в столице. Второй брак с Анной Никитичной продлился до конца его жизни, ее потрет бережно хранится одной из творческих галерей Феодосии. Любое путешествие одаряло творца свежими идеями для его полотен.

«Великая пирамида в Гизе» была создана им по завершении странствия в Египет и была выполнена в не свойственной ему манере. Поездка в Америку подарила нам полотно «Ниагарский водопад». Несмотря ни на что душа Ивана Константиновича лежала к морю. Каждая его работа была связана с океаном, волны и голубизна водной глади присутствуют практически во всех его картинах.

Поездка в Константинополь перевернула мировоззрение рисовальщика, он буквально влюбился в пейзажи, которые там увидел. Даже после приезда на родину он еще долго изображал виды города на фоне морской стихии. Его вдохновляющее созидание прекрасного повлияло на стиль местных художников, которые перенимали его манеру исполнения. Одна из картин Ованнеса Айвазяна попала к султану Абдул-Азизу который был очарован его исполнением и сразу же сделал заказ на 10 полотен с пейзажами Константинополя. В связи с частыми посещениями дворца султана у них завязалась крепкая дружба и было написано больше 30 работ.

Девятый вал

Последние годы жизни

В последние годы жизни Айвазовский вместе с Репиным пишет картину «Пушкин на берегу Черного моря». Уже глубоким стариком он создает картину «Среди волн». Десять дней писал эту картину художник. Она была так велика, что не помещалась в мастерской.

До последнего дня художник не расставался с кистью. Смерть наступила неожиданно. 2 мая 1900 года утром Айвазовский еще работал, а ночью перестало биться сердце великого художника моря.

Т. Яковлева, кратко о биографии, жизни и творчестве великого художника Ивана Константиновича Айвазовского

Жизнь в Феодосии

Иван Айвазовский сильно любил свою родную Феодосию. Осенью 1845 года художник начал строительство собственного дома на городской набережной, в котором проводил выставки своих работ, встречался с известными деятелями искусства.

В деревне Шейх-Мамай успешный художник приобрёл собственное имение, имел он также дом в Судаке. В последнем он часто любил играть на скрипке под аккомпанемент игры известного композитора Александра Спендиарова.

Айвазовский заботился о культурной жизни родного города. В Феодосии он создал школу живописи и картинную галерею, беспокоился об обустройстве местной библиотеки, был инициатором создания городского концертного зала. В начале 90-х годов XIX столетия, на средства художника был возведён городской фонтан в память о градоначальнике Казначееве, поддержавшем его в юности.

Активно интересуясь археологией, Айвазовский спонсировал и руководил раскопками более 90 крымских курганов. Многие находки крымчанина до сих пор хранятся в Эрмитаже.

Забота о родном городе проявлялась не только в налаживании культурной жизни Феодосии.

Мастер писал много писем чиновникам с просьбой расширить городской порт.

Результатом его обращений стало возведение крупнейшего в Крыму торгового порта. Айвазовский стал инициатором строительства железнодорожной ветки из родного города в Джанкой.

Когда в 1886 году город испытывал нехватку пресной воды, художник подарил ему на постоянной основе 50 тыс. вёдер в сутки из своего источника в Шейх-Мамае. От отдалённого на 25 вёрст деревенского имения к городу был проложен водопровод. Айвазовский сам спроектировал фонтан в парке, из которого местные жители могли бесплатно брать воду.

Он был копией фонтана, который художник видел в Константинополе.

Немудрено, что свой дом и все предметы искусства, которые в нём находились, феодосиец завещал родному городу. Благодаря этому была основана Феодосийская картинная галерея. Иван Айвазовский стал первым человек, удостоившимся звания почётного гражданина Феодосии.

Слава художника

Весной 1840 года Академия художеств отправила одаренного юношу в Италию для усовершенствования в живописи. Здесь, в Италии, к Айвазовскому приходит слава. На художественной выставке в Риме были его картины: «Неаполитанская ночь», «Буря», «Хаос» (“Сотворение мира”). О талантливом художнике заговорили газеты. Ему посвящали стихи.

В 1843 году Айвазовский с выставкой своих картин путешествует по Европе. Морская живопись в середине XIX века была мало распространена, и уже это привлекало всеобщее внимание к работам Айвазовского. По предложению французского правительства на выставку в Лувр художник представил три картины «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» и «Буря у берегов Абхазии».

Один критик в своем хвалебном отзыве о картинах Айвазовского написал, что, по слухам, художник собирается навсегда остаться в Париже и принять французское подданство. Это сообщение настолько оскорбило Айвазовского, что он запросил у Академии художеств разрешения на два года раньше срока вернуться на родину.

И вот он опять в России. Совет Академии художеств присвоил Айвазовскому звание академика. За выдающиеся заслуги в области морской живописи художник был причислен к Главному Морскому штабу. Ему присвоили звание первого живописца и право носить морской мундир. Поручили написать виды русских первоклассных портов и приморских городов: Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Гангута, Ревеля. Художник полностью отдался этой работе и за короткий срок выполнил этот заказ.

краткая биография и творчество, интересные факты

Часто Айвазовского любят называть баловнем судьбы. Это неудивительно — популярность пришла к нему еще в молодости и оставалась с художником до последних дней жизни, а его картины всегда очень тепло принимались публикой. Айвазовский в числе тех художников, о которых знают даже люди, далекие от изобразительного искусства, и творчество которых нравится абсолютному большинству. Такому успеху Айвазовский обязан, конечно, своему уникальному таланту: его часто величают «певцом моря». Действительно, художник всю свою жизнь и все творчество свое посвятил этой стихии, в бесконечном ряде полотен каждый раз по-новому открывая ее. Ниже представлен рассказ, относительно краткий, о биографии и творчестве Айвазовского, интересные факты и особенности исполнения, сформировавшие уникальный стиль мариниста.

Биография. Детство

Ованес Айвазян — таково настоящее имя художника — родился 17 (29) июля 1817 года в древнем крымском городе Феодосии в семье обедневшего купца Геворка (Константина) Айвазяна. Геворк писал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Семья их едва сводила концы с концами, и Ованес, младший сын, уже с десяти лет начал подрабатывать.

Талант мальчика проявился очень рано. Дом Айвазянов стоял на окраине города, на возвышенности, откуда открывался необыкновенный вид на море. Восприимчивость будущего художника позволила ему вобрать в себя всю красоту бескрайней морской стихии, чтобы позже воплотить ее в своих бессмертных полотнах.

Но и тогда Ованес уже рисовал. Благодаря счастливому случаю, коими изобилуют биография и творчество Айвазовского (которому при жизни неизменно сопутствовал лишь успех), его рисунки заметил градоначальник Казначеев. Он высоко оценил способности мальчика и принял горячее участие в его судьбе. Казначеев подарил ему краски и бумагу для рисования и обучал у городского архитектора, затем отправил в Симферополь в гимназию. Там, в Симферополе, талант Айвазяна тоже был замечен, и было решено хлопотать о его зачислении в петербургскую Академию художеств.

Президентом Академии в те годы был Оленин, известный покровитель искусств, много сделавший для русской культуры. Разглядев в Айвазяне необыкновенное дарование, он и принимает решение об определении 13-летнего мальчика в Академию.

Учеба в Академии художеств

В Академии Ованес Айвазян (он изменит это имя на «Иван Айвазовский» несколько позже, в 1841 году) попал в пейзажный класс к М. Н.Воробьеву, одному из известнейших живописцев начала XIX века. Воробьев прославился не только своими картинами, но и в немалой мере целой плеядой знаменитых художников, которых он воспитал (и Айвазовский — в их числе). Воробьев сразу заметил склонность своего ученика к морю, и потом всячески поддерживал и развивал ее. Он сам был одним из лучших пейзажистов своего времени, и Айвазовский воспринял и усвоил многое из его индивидуальных черт мастерства. Это хорошо чувствуется в картине «Берег моря ночью. У маяка» (1837).

Во время учебы в Академии Айвазовский также активно знакомится с произведениями искусства, собранными в Эрмитаже и частных коллекциях. Тогда же он участвует в Академической выставке с двумя полотнами: «Этюд воздуха над морем», его первая картина, и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Поездка в Крым

Весной 1838 года Айвазовский, по решению совета Академии, отправляется на два года в Крым для совершенствования своего мастерства. Естественно, художник выбирает местом своего пребывания Феодосию, город, в котором прошло его детство. Там он много пишет с натуры: создает эскизы, небольшие этюды.

Там же Айвазовский написал свое первое крупное полотно с натуры: «Ялта» (1838). В этой картине заметно влияние другого известного русского пейзажиста, Сильвестра Щедрина, однако именно в Крыму начинает оформляться оригинальный стиль художника. Это более заметно в картине «Старая Феодосия» (1839). В полотнах, созданных на крымском побережье, художник стремится создать образ конкретного места, запечатлеть уникальные, характерные черты места.

В 1839 году Айвазовский по приглашению Раевского отправляется в военно-морской поход к берегам Кавказа. По впечатлениям, оставленным с той поездки, позже он напишет «Десант Н. Н.Раевского у Субаши» (1839).

В 1840 году Айвазовский возвращается в Петербург, где официально заканчивает обучение и ему присваивают звание художника.

Италия

Летом 1840 года Айвазовский в качестве пансионера Академии в числе других едет в Рим для усовершенствования своего мастерства. Там он много путешествует, делая бесчисленное количество набросков, эскизов, позже дорабатывая их в мастерской. Здесь окончательно складывается творческий метод художника: удивительная чуткость к неуловимым оттенкам состояния стихии, способность запоминать в подробностях картинку, а потом в мастерской дорабатывать эскизы на основе увиденного. Многие полотна он создавал вовсе без эскизов с натуры, по памяти.

В Италии за три года он создает, помимо других картин, более 30 полотен крупного формата — работоспособность поистине необыкновенная. Это виды Неаполя, Венеции, Амальфи, Соренто. Но, кроме них, появляются и произведения действительно монументальные: «Сотворение мира. Хаос» — самое масштабное из всего, созданного им в Италии. Все работы художника отличает безупречная цветовая композиция, выдержанная в едином и стиле и как нельзя лучше передающая все нюансы настроения пейзажа.

Он и позже будет неоднократно возвращаться к итальянским пейзажам, создавая уже по памяти в мастерской новые полотна.

Северные моря

На родину Айвазовский возвращался художником с мировым именем. Он был удостоен звания академика, а также причислен к Главному морскому штабу. Тут же появляется объемное и сложное задание: написать все русские морские порты на Балтийском море. Так появляется большая серия картин, среди которых — виды Крондштата, Ревеля, Свеаборга. Все они сочетают в себе документальную точность в передаче деталей и одновременно поэтическую одухотворенность.

Особенно среди прочих выделяется «Ревель» (1844) — настолько прозрачный и легкий, с нежнейшими оттенками неба и воды, пейзаж представляет собой лирическое произведение, образец поэзии.

В 1845 году Айвазовский вместе с экспедицией Литке путешествовал в Турцию, Грецию и Малую Азию. Результатом этой поездки позже станут несколько видов Константинополя, берегов Турции и пролива Босфор; самая известная картина из тех мест — «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846). Картины приобретают заметный романтический оттенок, во многом созвучный поэзии Пушкина о море, интересные эффекты лунного и солнечного света.

Морские сражения

Все еще будучи штатным живописцем Главного морского штаба, Айвазовский создал немало батальных картин, изображающих морские сражения русской флотилии. В них он воспел славу русского оружия и доблесть моряков. Наиболее известные полотна — это «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848) и «Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года» (1848), на которых запечатлены ключевые морские сражения Российской империи.

Также Айвазовским были изображены эпизоды из Русско-турецкой войны и обороны Севастополя. В частности, несколько картин были посвящены знаменитому бригу «Меркурий», одержавшему победу в неравном бою с двумя турецкими линкорами.

В картинах сражений битва не заслоняет образ моря: они искусно сплетаются, и в батальной сцене одним из героев является море, величественное и своеобразное.

Мастерская в Феодосии

В 1846 году Айвазовский начинает постройку собственного дома и мастерской в Феодосии. После экспедиции Литке он в основном живет и работает там, наведываясь в Петербург и в Москву. С натуры он больше не пишет; работает лишь в мастерской, полагаясь на свою память. Он активно участвует в общественной деятельности, организует свои выставки, в 1847 году получает звание профессора петербургской Академии художеств.

В 1860-70-х годах наступает расцвет его творчества. Создаются картины «Море» (1864), «Черное море» (1881). Их необыкновенная сила в том, что, кроме внешней красоты, Айвазовский очень точно передал внутреннее состояние, характер и настроение моря, буквально одухотворил его. Это заметили и высоко оценили многие выдающиеся деятели искусства того времени.

Айвазовский продолжал создавать картины до конца своей жизни. Одно из последних его произведений, «Среди волн» (1898), некоторыми считается вершиной творчества художника. Лишенное каких бы то ни было деталей — обломков мачт, людей — изображение разбушевавшегося моря величественно в своей неудержимости. Действительно, это грандиозный итог творчества великого мариниста.

Скончался Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

Особенности творчества

Многие художники так или иначе обращались к морской теме на протяжении своего творчества. Однако именно Айвазовский посвятил морю всего себя без остатка. Из сочетания этой бесконечной любви к морским просторам и способности к восприятию легчайших оттенков настроения природы выросло исключительное своеобразие его творчества.

Биография и творчество Айвазовского начинались во времена романтизма. Творчество известных русских поэтов того времени — Жуковского, Пушкина — во многом повлияло на формирование его стиля. Однако наибольшее впечатление из всех знаменитых современников на Айвазовского произвел живописец Карл Брюллов и его работы. Это отразилось позже в батальных картинах художника.

Романтизм Айвазовского заключается в том, что при всей живости картин упор делается не на реалистичность, достоверность, а на общее впечатление, на настроение пейзажа. Поэтому очень много внимания уделяется цвету: каждая картина выдержана в определенном тоне с бесконечным количеством оттенков вариаций, вместе создающих единое целое, гармонию всех элементов пейзажа. Особенное внимание Айвазовский здесь уделял взаимодействию воды и воздуха: он выписывал за один сеанс и то, и другое, благодаря чему создавалось ощущение единства пространства.

В более поздние годы он стал постепенно обращаться к реализму: в 70-х годах это лишь некоторые элементы, и романтическое направление преобладает, однако в 80-х они занимают все больше и больше места: исчезают эффектность, красочность, драматические сюжеты, на смену приходят более спокойные неброские пейзажи, тем не менее также наполненные поэзией и очарованием.

Наиболее известные картины

Практически все наиболее известные картины уже были упомянуты в ходе рассказа о биографии и творчестве Айвазовского. Для детей 10 лет и старше, может быть, стоит упомянуть и самую «растиражированную» картину художника — «Девятый вал» (1850). Драматический сюжет — рассвет на море после сильного шторма и люди, сражающиеся со стихией, — воспевает превосходство, мощь природы, и бессилие человека перед ее величием.

Личная жизнь

Рассказывая о биографии и творчестве художника Айвазовского, мы обошли стороной его личную жизнь. А женился он в 1848 году на Юлии Яковлевне Грефс. По его собственным письмам, все произошло необыкновенно быстро — «в две недели» после знакомства он женился, и в браке Юлия Яковлевна подарила ему четырех дочерей. Однако семейная жизнь не сложилась, и через некоторое время последовал развод.

В 1882 году Айвазовский женился второй раз — на вдове феодосийского коммерсанта Анне Бурназян. Несмотря на отсутствие светского образования, она обладала природным чувством такта и чуткостью, и с большим теплом заботилась о своем муже.

Иван Айвазовский Биография — Полная

Иван Константинович Айвазовский родился в семье купца армянского происхождения в городе Феодосия, Крым. У его родителей были тяжелые обстоятельства, и он провел свое детство в бедности. С помощью людей, заметивших талантливого юношу, он поступил в Симферопольскую гимназию, а затем в Петербургскую Академию художеств, где прошел курс пейзажной живописи и особенно интересовался морскими пейзажами. Осенью 1836 года Айвазовский представил на Академическую выставку 5 морских картин, которые были высоко оценены. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за Затишье в Финском заливе (1836) и Великие дороги в Кронштадте (1836), что позволило ему отправиться в длительную учебную поездку за границу. Однако сначала художник отправился в Крым, чтобы совершенствоваться в избранном им жанре, рисуя море и виды крымских приморских городов.

В период 1840-1844 гг. Айвазовский, будучи пенсионером Академии художеств, жил в Италии, путешествовал по Германии, Франции, Испании, Голландии. Он много работал и имел много выставок, везде встречая успех. Он написал много морских пейзажей, которые стали очень популярны в Италии: Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Берег моря. Спокойствие (1843), Мальта. Порт Валетто (1844). Его работы были высоко оценены J.W.M. Тернера, выдающегося английского художника-пейзажиста и мариниста. В процессе работы Айвазовский выработал свой метод изображения движения моря – по памяти, без предварительных зарисовок, ограничиваясь грубыми карандашными набросками. Феноменальная память и романтическое воображение Айвазовского позволяли ему делать все это с несравненным блеском. Развитие этого нового метода отражало дух времени, когда все возраставшие романтические тенденции выдвигали на первый план воображение художника.

Когда в 1844 году художник вернулся в Петербург, ему было присвоено звание академика, и он был приписан к Главному морскому штабу. Это позволяло ему много путешествовать с экспедициями русского флота с разными заданиями; он посетил Турцию, Грецию, Египет, Америку. С 1846 по 1848 год он написал несколько полотен на тему морской войны; картины изображали исторические сражения русского флота Чесменское сражение (1848), Битва на Хиосском канале (1848), Встреча брига Меркурий с Русской эскадрой… (1848).

К 1850-м годам романтические черты в творчестве Айвазовского становятся все более отчетливыми. Это хорошо видно в одной из его лучших и самых известных картин Десятый вал (1850), а также в Лунная ночь (1849), Море. Коктебель. (1853), Шторм (1854 г.) и др.

Процесс, определивший развитие русского искусства второй половины XIX века, затронул и Айвазовского. В его творчестве появилась новая и последовательно реалистическая тенденция, хотя романтические черты еще остались.

Величайшим достижением художника этого периода является Черное море (1881 г.), картина, изображающая природу моря, вечно живую, всегда в движении. Другими важными фотографиями последних лет являются Радуга (1873), Кораблекрушение (1876), Волна (1889), Мэри

Пойманный в008 Шторм.

Айвазовский оставил более 6000 картин, которые имеют самую разную ценность. Есть шедевры, а есть очень робкие работы. Ему не удалось нарисовать пейзажи, не удалось нарисовать человека. Айвазовский получал хорошие комиссионные и разбогател. Много денег тратил на благотворительность, особенно для родного города, открыл в Феодосии первую Художественную школу (в 1865 г.), затем Картинную галерею (в 1889 г.). Он был членом академий Штутгарта, Флоренции, Рима и Амстердама.

Иван Айвазовский . Н.С. Барсамов. Москва. 1962. (на русском языке)

И. К. Айвазовский . Л.А. Вагнера и Н.С. Григорович. Москва. 1970. (на русском языке)

Айвазовский . Серия «Русские художники». Издательство «Аврора Арт». Ленинград. 1972.

И.К. Айвазовский . В.Н. Пилипенко. 1817-1900 гг. Ленинград. 1980. (на русском языке)

Русские художники . Санкт-Петербург. 1998. (на русском языке)

Искусство и архитектура России (Искусство истории пеликанов) Джорджа Херда Гамильтона. Yale Univ Pr, 1992.

Словарь русских и советских художников 1420-1970 Джона Милнера. Клуб коллекционеров антиквариата, 1993.

  • Великие дороги в Кронштадте.

    1836. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Неаполитанский залив при лунном свете.

    1842. Холст, масло. Картинная галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.

  • Берег моря. Спокойствие.

    1843. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

  • Мальта. Гавань Валетто.

    1844. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Биография Ивана Айвазовского

  Иван Айвазовский (1817-1900)

17 июля 1817 г. она была записана в метрической книге местного армянского Церковь, что у Ованессы родился сын Геворг Айвазян. Молодой У Ованеса обнаружились уникальные способности к рисованию и музыке, и он был умеет играть на скрипке. В частности, он увлекся копирование гравюр из книги о борьбе греков против Османская империя.

В детстве Айвазовский получил начальное образование в армянской приходская школа.
Затем окончил Симферопольскую гимназию. С помощью мэра г. Феодосии он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Там его обучал известный пейзажист Максим Воробьев; в боевой класс его вел А. Зауэрвейд; и на короткое время он преподавал морской художник Ф. Таннер,   которого пригласили из Франции.

Мастерство Айвазовского развивалось очень быстро. Выставленные работы в годы учебы вызывал интерес у всех, в том числе у Пушкина, отзывавшегося о них весьма одобрительно. Пушкин познакомился с Айвазовским в одной из академических выставок, и он произвел глубокое впечатление на молодых художник. В 1837 году, окончив курс обучения и получив золотой медалью первой степени с отличием, Айвазовский получил право уехать за границу, получив грант Академии.

Однако сначала молодой живописец был отправлен в Крым для написания пейзажей приморских городов. Парусный спорт в столице кораблей, Айвазовский познакомился с адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корнилова, П. Нахимова, П. Панфилова и проникся глубокой верой в силу русского флота, а потому стал непревзойденным певцом его победы. Поручение Академии было успешно выполнено.

В 1840 году Айвазовский уехал в Италию. Там он познакомился с яркие деятели русской литературы, искусства и науки Николай Гоголь, Александр Иванов, Боткин, Панаев. Одновременно круг его армянских знакомства расширились.

Из Венеции молодой художник отправился во Флоренцию, затем в Амальфи и Сорренто, где он остановился в доме, который намного раньше принадлежал Торквато. Тассо. Айвазовский с большим вдохновением работал в Италии и создал около пятидесяти большие картины. Они выставлялись в Неаполе и Риме и произвели настоящий фурор. которые принесли известность молодому художнику. Критики писали, что никто до его время так ярко и достоверно изображало свет, воздух и воду.

Хаос, Айвазовского, удостоился чести быть включенным в постоянную экспозицию Музей Ватикана. Папа Григорий XVI вручил художнику золотую медаль. Английский художник Уильям Тернер, известный своими морскими пейзажами, посвятил стихи Айвазовскому в котором он назвал его гением.

Айвазовский также имел большие успехи в Виниче, а затем в Париже, Лондоне и Амстердам. Как единственный в то время представитель русского искусства, он принял участие на Международной выставке, организованной в Лувре, и он был первым иностранный художник стать кавалером ордена Почетного легиона.

Итак, уехав из России развивать свои таланты, Айвазовский вернулся в свою родине как известный живописец и член нескольких академий. В св. В Петербурге двадцативосьмилетний мастер был удостоен нескольких регалий; позже он был назначен художником Главного морского штаба.

Безмерная слава, легкие обстоятельства и королевский дворец не привлекали молодой академик. Он решил навсегда покинуть Петербург и дома в родном городе. Это решение, которое всех удивило и которое очень важно для понимания внутреннего мира живописца и его стремления, имел свои мотивы.

В Феодосии художник построил дом-мастерскую на берегу. Здесь, в небольшом провинциальный городок, окруженный своими родственниками и изолированный от какой-либо культурной центр. Айвазовский создал свой индивидуальный мир, свою малую Родину, с соответствующей только ему атмосферой, которая существует согласно законы, которые он сам, его хозяин, установил.

По велению сердца Айвазовский создал свой художественный язык был легким и чистым, как будто на нем говорило само море. Этот язык постепенно менялись, палитра художника становилась светлее, и он инстинктивно приблизился к пленэрной живописи. Однако его восприятие мир никогда не менялся. Он не ставил перед собой новых художественных задач; он не делал брал образец у современников и не интересовался новыми разработками. Он навсегда остался верен своим воображаемым видениям и юношескому пылу или, точнее, к художественным урокам моря, которыми он уже был дано в детстве.

Море — моя жизнь, — говорил Айвазовский, страстно и, по сути, обожествлявший и поклонялся этому предмету своей неутомимой любви. Имея огромную энергию и приложения, он создал около шести тысяч картин за многие десятилетия. Его творчество подобно морской энциклопедии. Эта энциклопедия позволяет нам увидеть в большом детализировать все состояния водной стихии (затишье, тихое волнение и буря, и шторм, создающий впечатление, что мир вот-вот рухнет). Здесь вы можете увидеть море в любое время суток от прекрасного рассвета до чарующей лунной ночи. И в любое время года можно насчитать множество цветов морских волн, от прозрачный, почти бесцветный во всех мыслимых вариантах голубого, голубой, небесно-голубой до насыщенно-черного.

Однако Айвазовский считал, что невозможно воспроизвести море, как оно есть, и именно поэтому он никогда не писал непосредственно с натуры, а полагался только на его собственное воображение. Художник, увидевший отражение своей жизни в воде стихия не изображала подлинное море, а создавала на полотнах свое море; он рассказывал свою сказку о море, накладывая на него свои чувства, настроения и мечты. Сказочность его искусства была очень четко отмечена великим Психолог Достоевский в своей статье «Выставки 1860-1861 гг. Академия художеств.

Таким образом, для Айвазовского он вошел в область современного искусства, но подчинился собственные каноны восприятия художественного мира.

В огромном наследии Айвазовского виды на бушующее море занимают очень видное положение. Как правило, изображая бушующее море, художник также изображали людей, помогающих друг другу в борьбе с ним. Мужчина никогда поддается, человек победит этот девиз художника отражает народы оптимизм и жизнелюбие. Основа романтизма Айвазовского была двоякой. Во-первых, он был убежден, что человек, частица вселенной, обладает великим веры в Природу и в Жизнь, а во-вторых, и в особенности, она заключалась в его непоколебимой веры в свой народ, упорно боровшийся за свое независимости во время политических бурь 19век. мы не можем забыть что аллегория играет важную роль в творчестве художников.

Чарующая и легкая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства.

Художник видит человека как часть Природы. На его картинах Человек изображен либо на фоне спокойного, безмятежного моря, прогуливаясь в одиночестве по берегу или сидя в лодке мечтательно глядя на свет. Нетрудно увидеть черты автопортрета в этих выдуманных, романтических персонажах его картин.

Свет, как идея, играет важную роль в творчестве Айвазовского. Ан внимательный наблюдатель чувствует, что изображая море, облака и атмосферу, живописец, по сути, изображает свет, Свет в его творчестве является символом жизни, надежды и вера, символ вечности. Это не что иное, как переоценка в его собственной моды, идеи творческого света, света познания, имеющего вечная и непреходящая традиция в армянской культуре, которая пережила блестящее возрождение в искусстве поздних армянских мастеров.

Эта традиция взята Айвазовским из средневековых песнопений, воспевавших восхода солнца, и которую он очень хорошо знал и постоянно слышал по-армянски церкви. Не случайно, говоря о своих картинах, он сказал: Картины, в которых главной силой является свет солнца, должны быть считается лучшим.

В более поздних полотнах Айвазовского свет исходит из невидимого источника, разрывающего тьму, как могучая эгретка.

Однажды в разговоре с Мартиросом Сарьяном Илья Эдинбург спросил, Национальность Айвазовского отразилась в его творчестве. Сарьян сказал: нет. какую бы ужасную бурю мы ни видели на его картине, в верхней части холста, Сквозь скопление грозовых туч всегда пробивается луч света, и хотя он тонкий и слабый, он возвещает об избавлении. это вера в этот Свет, который народ Айвазовского пронес сквозь века. Это это свет, заключающий в себе смысл всех бурь, изображенных Айвазовским.

Полностью оригинальная система живописного видения подходит для Айвазовский. Это выводит его искусство из-под канонов, принятых в то время. время. Вы можете видеть эту особенность в крайней сдержанности, даже абстрактной цветовые решения его картин.

Страстное, проникновенное и поэтическое творчество Айвазовского, доведенное до Свежее дыхание русской живописи. Художник стал одним из самых известных представителей русского искусства во всем мире. Он был вторым лицу, после Ореста Кипренского, удостоиться чести вручить автопортрет для Дворцовой галереи Питти во Флоренции.

Однако в России с 1870-х годов искусство Айвазовского выдержало все больше и больше критики. В. Стасов принял только ранний период его творчества. Александр Бенуа в своей «Истории русского искусства XIX века» писал: что хотя Айвазовский и считался учеником Максима Воробьева, он стоял в стороне от общего развития русской пейзажной школы. Такой выводов не делалось просто потому, что Айвазовский работал один, вдали от центрах искусства, и что он показывал свои картины в основном на персональных, личных выставки.

Дело в том, что поэтика и мировосприятие Айвазовский не совсем совпадал с тенденциями развития Русская культура. В первой половине XIX века русское искусство обладало яркий и ярко выраженный национальный характер. С передвижниками, что Передвижники в русском искусстве. Появился демократический реализм, и появились корифеи великой и реалистической литературы. Что касается Айвазовского, то он по-прежнему повторял свои рассказы о море, которые были для него естественны и нормальны. Однако, по его собственному признанию, эти рассказы казались выдуманными и неестественно для подрастающего поколения. Новые работы, пейзажи со своими палитрами близкий к природе результат воображения едва ли мог дать автору место среди русских реалистов. Это, несомненно, не отменяет близкого связи выдающегося морского мастера с русским искусством и, кроме того, его роль в нем. Стасов сказал, что Айвазовский сделал свое дело, и он руководил другие к новому пути.

Во всяком случае, эта критика имела достаточное значение, чтобы впоследствии русский исследования по искусству не содержали сколько-нибудь существенного материала об Айвазовском для много времени. Споры вокруг его искусства завершились известной поговоркой Ивана Крамского, знавшего художника лучше многих и написавшего его несколько раз портрет: Айвазовский. Кто бы что ни говорил, это звезда первой величины, и не только в нашей стране, но и в истории искусства в целом.

Айвазовский стал известным русским живописцем и, устроив не одну сотни выставок во многих городах Европы и Америки, принесли большую известность Русское искусство.

В Армении Айвазовский был и считается армянским художником как естественно, так как он считается в России русским живописцем. творческая индивидуальность и мировосприятие этого великого морского мастера, с помощи собственных национальных корней, уже при жизни были связаны с армянской культурой. Здесь необходимо сказать, что национальная основа искусство более всего чувствуется в формальных и стилизованных началах, в выразительности язык. Художественный язык Айвазовского, как и всего армянского художники 19 века.век, Степан Нерсесян, Геворг Башинджагян, Панос Терлемезян, Варткес Суренянц, Степан Агаджанян и др. влияние европейской и российской академических школ. Армянская культура в вообще развивались в течение прошлого века в основном за пределами Армении в городах со значительным армянским населением Тифлис, Константинополь, Каир, Париж, Москва и Баку. Что же касается родной Армении, то ее шаткое политическое положение сделало не способствовать появлению очагов культуры; ни один из армянских художников работали на Родине.

Глядя на творчество Айвазовского в целом, понимаешь, что это невозможно рассматривать армянское искусство и его историческое развитие без ссылаясь на его роль в нем. Глядя на Айвазовского просто как на русского живописца, не принимая во внимание армянское происхождение его искусства, нельзя полностью понять его творческую индивидуальность. Таким образом, при принадлежности к России культуры, надо сказать, что он в равной степени принадлежит и армянской культуре.

Благотворительная и общественная деятельность, гражданский имидж Айвазовского неотделимо от его искусства. Мало кто знает, что Айвазовский был первым Русский живописец допустил персональные выставки. Причины, побудившие его к этому курсу носили материальный характер. Хоть и живёт скромно, Айвазовскому нужны были большие суммы денег, чтобы помочь соотечественникам. Он считал это своим долгом и почти каждый год представлял выставки в крупные российские и европейские города. Нет Очень немногие знают, что Айвазовский был первый русский живописец, отказавшийся от персональных выставок. Причины, по которым побудили его к этому курсу носили материальный характер. Хотя живя в скромным образом, Айвазовский нуждался в больших деньгах, чтобы помочь своему соотечественники. Он считал это своим долгом и почти каждый год представлял выставки в крупных городах России и Европы. Куда бы он ни пошел Москву или Санкт-Петербург, в Новонахичевань или Тифлис, в Турцию или Египет, в Франции или США его всегда интересовала жизнь армян, которые там жили, в том числе и деятели мира искусства, и он всячески старался просвети их. Неутомимое служение Айвазовского своему народу и слава, которая постепенно сопровождала его имя, сделала его образ легендой в глазах армян и символом национального просвещения. Благодаря его усилиям, Армянская молодежь стала больше интересоваться живописью, а художники и писатели одинаково отзывались о нем с благоговением.

Однако общественная и благотворительная деятельность Айвазовского никогда не была односторонний. Основав новую армянскую школу и типографию в Феодосии, а построив новую церковь и отремонтировав старую, основал, в одновременно художественное училище и историко-археологический музей. Он возвел часовня в память героя Кавказа генерала Котляревского, он разработал систему питьевой воды в городе, а также продвигал здание железной дороги. Помощь армянским студентам и турецким армянам, как а также способствуя публикации ценных трудов по истории Армении, он в в одно и то же время оказали помощь борьбе греческого народа. Он помогал нуждающимся людям Одессы, Минска, Флоренции и Франкфурта, и он помогал студентам Петербургской академии, Красного Креста, инвалидам от Севастопольской битвы, и семьи русских солдат, которые были убит. Его девиз «Иметь, чтобы помочь» позволяет нам увидеть в нем настоящего сын романтического века и незаурядная личность.

Биография Айвазовского содержит ряд просветительских и малоизвестные эпизоды. Мы хотели бы остановиться на двух из них.

В 1840-х годах живописец вместе с великим князем Константином Николаевичем, путешествовал по Греции и Турции. Помимо встреч в высших государственных кругах, они общался с армянами, проживающими в тех странах, и в Константинополе они провели ночь в доме Давида Саваланяна. Узнав о закрытии армянских колледжей из-за нехватки денег, Айвазовский воспользовался своим авторитетом, его знакомствами и присутствием великого князя, чтобы поднять средства, и в течение года был открыт колледж. Что-то похожее на это тоже произошло в Смирне; а в Бурсе художник создал картину, где он изображен Григорий Просветитель, установивший христианство в Армении в 301, специально для Армянской церкви, пострадавшей от пожара, и в в то же время он создал рисунок для армянского календаря, который был издано в Константинополе.

В 1857 году Айвазовский вместе с братом посетил Константинополь. За В армянских кругах встречи с Айвазовским были праздником. На однажды он представил главного архитектора турецкого дворцового строительства, Саргис Балян с одной из своих работ; последний затем представил его султану, Абдул-Азиз, большой любитель живописи. Восхищенный султан послал в Феодосию, через Балиана заказ на серию картин со сценами Босфор. Следует отметить, что красота города на Босфоре произвела на Айвазовского большое впечатление, и он думал, что ее красота затмила красоту Венеции и Неаполя. Надеясь сделать что-то хорошее для своих соотечественников живя в Турции, Айвазовский выполнил заказ и был награжден орденом высший турецкий орден Османи. По словам художника, он произвел сорок работает для султана и, кроме того, подарил картину художественной школе который был основан в Константинополе армянским скульптором Ервандом Восканом. Примечательно, что мирный ДОГОВОР 1878 года между Россией и Турцией был подписали в зале, украшенном полотнами Айвазовского.

Читая переписку Айвазовского и пытаясь представить объем его деятельности, нельзя не удивляться тому, насколько последовательно и, одновременно дипломатично продвигал свои гуманистические идеи, и как силой своего искусства он пытался стать мировым апостолом Север и юг, запад и восток. Служа человечеству, он служил своему свой народ, как он это называл, в свою дорогую зовущую землю.

Все последующие исторические события во многом объясняют, какой была его жизнь, и какие вещи были ему наиболее дороги. Они объясняют его надежды и разочарования, его сдержанность и его одиночество. Когда в 1877 году русская армия захватила Карс и части Западной Армении армяне восприняли эту новость с ликованием. После освобождения Греции, Сербии и Болгарии от османского ига казалось, что настала очередь Армении и что ее давние надежды собирались сбыться. В победе русского флота над Турцией, которая был прославлен живописцем, Айвазовский видел путь освобождения своего Историческая Родина. Изображая морские сражения, патриот Айвазовский также пытался изобразить участников боев на восточном фронте. Среди них был генерал Тер-Гукасов, и в это время он начал работать на картина Взятие Карса ночью. Это действие, которое не входило в обязанности живописец, поскольку он был прикомандирован к морскому штабу, очень ясно выразил общий национальный энтузиазм, которым был одержим Айвазовский. Его искусство было на пик своего развития. В эти годы появилось Черное море, дышавшей всеобщим спокойствием, и цикл картин, посвященных Пушкину. Также, в это время, 1880 г., Айвазовский построил под своим домом Третью галерею. музей Российской империи.

В 1882 году, получив от Эчмиадзина разрешение на развод со своей первой женой, а женившись на Анне Бурназян, художник признался, что как В результате этого второго брака он стал еще ближе к своему народу. А также действительно, Айвазовский чаще обращался к армянским темам и приступил к активной деятельности. Его связи с ведущими деятелями Армянская культура стала теплее и активнее, он пропагандировал искусство Армянские актеры, музыканты и художники. Дом Айвазовских в Феодосии стал место паломничества. Здесь останавливались с визитами армянские писатели. Армянские актеры, музыканты продемонстрировали свое мастерство на сцене выставочный зал. В Галерее вместе с известными музыкантами и актерами такими в роли Рубинштейна, Венявского, Варламова и Сазонова, трагического актера Петроса Адамяна играл, как и скрипач Ованес Налбандян, который должен был стать профессором Санкт-Петербургской консерватории, как и композитор Александр Спендиаров, с которым Айвазовский иногда играл скрипичными дуэтами. Это была не только замечательная плеяда Здесь сформировались армянские морские мастера, но почти все армянские художники Вторая половина прошлого века получила здесь свое апробацию. В соответствии В. Суренянцу, Айвазовский мечтал создать союз, который бы объединил деятели армянского искусства разбросаны по всему миру.

Казалось бы, жизнь наладилась. Однако в середине 1890-е годы, решив положить конец армянскому вопросу, султан Абдул Хамид приступил к резне, жертвами которой стали сотни тысяч армян. Памятники культуры были сожжены и уничтожены, а смертельная был нанесен удар по мечтам армянского народа, по романтические иллюзии его интеллигенции. Эти страшные события потрясли Айвазовского, и то, что было в его душе, раскрылось. В письме, направленном Католикос Хримиан в Эчмиадзине живописец писал: «Небывалое и неслыханная резня бедных армян омрачила мое сердце глубокой болью. живописец создал ряд картин: Резня армян в Трапезунд, Ночь: Трагедия на Мраморном море и т. д. и выставлены их в Москве и Одессе. Его каждодневной заботой стало предоставление крова для тех армян, которые избежали резни и пришли в Феодосию. Стыдно отворачиваться от своих, В.С. Кривенко цитирует слов живописцев, особенно столь малочисленных и столь угнетенных. Далее он писал: «Источником болезненных переживаний для Айвазовского были мысли о тех акты насилия, совершенные турками над беззащитными и обездоленными Армяне. Он не переставал верить, не переставал надеяться, что сердца людей были бы тронуты, что Европа, наконец, заступится за них и не даст Турки полностью уничтожают бедняков. Малютин записал в дневнике: Айвазовский обвинил российских политиков и князя Лобанова-Ростовского в конкретный.

Художник выбросил свои османские заказы в море и рассказал турецкому консулу сказать своему проклятому хозяину: если он хочет, пусть он бросает мои картины в море; Я не буду жалеть.

Чувства, которые испытывал великий гуманист, нашли выражение в его поздних морские пейзажи. Наполеон на острове Святой Елены изображен в одиночестве и на скалистом берег, залитый солнечными лучами, как будто это сам живописец, неподвижно стоя перед столь милой его сердцу стихией, остановился смотреть на орла, свободно летящего над глубинами. Картина, Среди Волны, является одним из лучших в наследии Айвазовского, и его можно воспринять как вулканическая вспышка беспокойной души, а картина «Взрыв Турецкий корабль, спущенный на воду в последний день жизни художников, 2 мая. 1900, так и остался незаконченным, это как сгусток крови и злости.

По завещанию Айвазовского, похоронен в Феодосии, на кладбище церкви Сурб Саргис, где он был крещен и обвенчан. На его Надгробие есть надпись, профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900 гг. Над ним слова историка пятого века Мовсеса. Хоренацы, высеченные древним армянским шрифтом, говорят: Рожденный смертным, но после своего смерть бессмертная память.

Благодарные поколения сохранят эту память.

Шаен Хачатрян,
Директор Национальной Армянской Галереи и Музея Мартироса Сарьяна.

 

Айвазовский Иван Константинович: биография, творческий путь и личная жизнь

Айвазовский Иван — великий художник-маринист, создатель 6000 полотен; любимец европейских выставок и «отец» Феодосии — всю жизнь любил море и родной город. И они ответили взаимностью.

И.К. Айвазовский, автопортрет, 1874

Биография

Иван Константинович Айвазовский (армянин Оганес Айвазян) родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Его отец, армянский купец Георг Айвазян, занимался торговлей, а мать Рипсиме была талантливой вышивальщицей. Помимо Ивана, в семье были еще один сын и две дочери. Старший брат художника Гавриил впоследствии стал архиепископом Грузино-Имеретинской Армянской епархии, членом Эчмиадзинского Синода, востоковедом и писателем.

Некоторое время семья была вполне зажиточной, но после эпидемии 1812 года дела отца пошли хуже и всем домочадцам пришлось уйти в хозяйство. Маленькому Ивану пришлось работать в кофейне, чтобы помогать семье.

Существует анекдот, что в 11 лет талантливый Иван рисовал углем волны и парусники на стенах города Феодосии, и во время этого занятия был пойман городским головой, который вместо того, чтобы отругать ребенка, послал его в гимназию. В другой версии этого анекдота мэр обратил внимание на изображение военного на стене кофейни. Как бы то ни было, в судьбе мальчика приняли участие два человека: архитектор Яков Кох и воевода Тавриды Александр Казначеев, который до 1830 года был градоначальником Феодосии. Яков Кох и Александр Казначеев всячески поддерживали талантливого мальчика и снабжали его необходимыми для рисования предметами — бумагой, красками, карандашами. По предложению Казначеева 14-летнего мальчика приняли в Таврическую гимназию.

Впоследствии мальчика отправили в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербург, что потребовало некоторых хлопот. У Вани Айвазовского работали жена таврического губернатора Наталья Нарышкина и известный портретист Сальватор Тони. Они написали письмо президенту Академии художеств Алексею Оленину и приложили рисунки мальчика.

Петербург

В Академии художеств Иван Айвазовский был зачислен в пейзажный класс Максима Воробьева. Позже он попал к французскому художнику Филиппу Таннеру. Таннер использовал подмастерья для подсобных работ, не позволяя ему рисовать свои картины. Тем не менее, Иван Айвазовский перенял у своего учителя механизм написания воды и написал в 1835 году в возрасте 18 лет свою первую работу «Этюд воздуха над морем», за которую получил на выставке свою первую серебряную медаль. Правда, это вызвало конфликт между ним и Таннером, в который был вовлечен даже император. Айвазовскому грозила немилость, но все обошлось и его завистливый учитель оказался в опале.

В 1837 году 20-летний Иван Айвазовский был выпущен из Академии как художник. В академии посчитали, что она больше не может дать юному дарованию. До окончания обучения оставалось еще два года.

Европа

Иван Айвазовский получил стипендию на стажировку в Крыму и Европе. Писал крымские пейзажи, а потом уехал в Италию. В романтической версии биографии Айвазовского говорится, что он сам поспособствовал стажировке в Италии, надеясь встретить там свою первую любовь, известную танцовщицу Марию Тальони. Он познакомился с ней и даже предложил ей руку и сердце, но балерина, которой на тот момент было 38 лет, и которая была старше Ивана на 13 лет, отвергла его предложение.

Художник посещает Италию, Германию, Францию, Англию и Испанию. В Италии Иван Айвазовский пишет множество пейзажей, в том числе знаменитый «Хаос», который так впечатлил папу Григория XVI, что он собирался его купить, но художник, узнав об этом, предложил сам подарить картину. В ответ Папа Римский наградил живописца золотой медалью.

Страсть к путешествиям преследовала его всю жизнь. Несмотря на то, что своим домом он считал только Феодосию, Айвазовский посетил ряд европейских стран, Константинополь, а в преклонном возрасте вместе со второй женой побывал в США. . За границей он пользовался постоянным успехом. В возрасте 57 лет, после выставки во Флоренции, его работы вновь произвели такой фурор, что Флорентийская академия художеств пригласила его написать свой портрет для размещения в галерее дворца Питти, где собраны портреты известных художников эпохи Эпоха Возрождения. Раньше из русских художников такой чести удостаивался только Орест Кипренский.

Феодосия

Феодосия занимала особое место в жизни художника. Именно туда он отправился со своей молодой женой, покинув Петербург на пике своей славы. В Феодосии он построил себе дом наподобие итальянских вилл эпохи Возрождения. К жилым комнатам пристроили просторную мастерскую, где Айвазовский напишет большинство своих произведений, в том числе такие известные полотна, как «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн».

Впоследствии он пристроил к дому художественную галерею для хранения своих работ. В 1880 году он подарил галерею городу. В то время в России было всего два хранилища картин, открытых для широкой публики — Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Румянцевский музей в Москве. В Феодосийской картинной галерее. Айвазовского содержит 416 произведений Ивана Айвазовского. Кроме того, его работы хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже и других музеях и частных коллекциях.

Художник всю жизнь прожил в Феодосии. В Феодосии он учил детей рисовать, построил городской концертный зал, фонтан, здание археологического музея. Принимал участие в строительстве порта и железной дороги. В 1881 году Иван Айвазовский был избран первым почетным жителем Феодосии.

В Феодосии умер художник — умер во сне от остановки сердца в возрасте 82 лет. На мольберте осталась незаконченная работа «Взрыв турецкого корабля». Похоронен на территории Армянской церкви Святого Сергия.

Художник любил свой родной город, без него не обходилось ни одно мероприятие, ни одно торжественное мероприятие. Он женился и крестил полгорода, раздавая подарки и занимаясь благотворительностью. И жители города заплатили ему взаимностью. Через 30 лет после смерти художника в Феодосии открыли памятник Ивану Айвазовскому.

Карьера

Ивану Айвазовскому не было и 30 лет, когда он обрел мировую известность, был знаком со многими известными европейскими и русскими людьми и был принят при императорском дворе.

В 1844 году 27-летний Айвазовский стал художником Главного морского штаба России. Его попросили нарисовать изображения русских портов на Балтике.

Через год Иван Айвазовский стал действительным членом Академии художеств и в составе экспедиции Федора Петровича Литке отправился на острова Греческого архипелага.

30-летний Иван Айвазовский был назначен профессором Санкт-Петербургской Академии художеств. Кроме того, он был членом европейских академий — Римской, Парижской, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской. Впоследствии Иван Айвазовский стал почетным членом Петербургской Академии художеств.

Всего за свою жизнь Иван Айвазовский написал более 6000 картин. Большинство из них изображают морскую стихию, но есть работы на религиозную тематику и неморские пейзажи. Художник достоверно изображал торговые и военные парусники, был знаком со многими адмиралами и участвовал в боевых действиях во время войны на Кавказе. Весь этот опыт Айвазовский запечатлел в своих произведениях.

Почти все свои картины живописец писал по памяти, считая, что именно эта способность писать по памяти с помощью воображения и отличает настоящего художника от фальшивого. У него было 125 персональных выставок. Самой дорогой из картин Айвазовского стал пейзаж «Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на аукционе Sotheby’s за 3 230 000 фунтов стерлингов.

Кроме того, Иван Айвазовский был крупным землевладельцем в Крыму. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли.

Личная жизнь

Иван Айвазовский дважды был женат. В 1848 году, в возрасте 31 года, он женился на гувернантке, дочери английского врача Джулии Гревз. В то время Айвазовский уже числился в числе самых завидных женихов Петербурга, и многие матери мечтали выдать за него замуж своих дочерей. Когда известный живописец выбрал никому неизвестную гувернантку, общество было потрясено. Айвазовский вместе с невестой отправился в Феодосию и устроил там свадьбу.

У Ивана и Юлии было четыре дочери — Елена, Мария, Александра и Жанна. Но семейную жизнь артиста сложно назвать счастливой. Жена Юлии постоянно скандалила, упрекая артиста в одиночестве. Она не хотела жить в провинциальной Феодосии, мечтала вернуться в Петербург и блистать на балах. В итоге они долго не живут вместе, а через 30 лет разводятся. Юлия с детьми поселилась в Одессе, а Айвазовский остался в Феодосии.

Ни одна из дочерей художника не занималась живописью, но некоторые из его внуков стали живописцами. Он взял к себе в Феодосию внука Михаила Латри, сына его дочери Елены. По настоянию деда Михаил поступил в Академию художеств в пейзажный класс Архипа Куинджи. Кроме того, Михаил серьезно занимался художественной керамикой. В 1920 году Михаил Латри эмигрировал в Грецию, а через четыре года поселился в Париже.

Второго сына Елены — Александра Латри — Иван Айвазовский усыновил и дал свою фамилию. Для этого он написал прошение императору. Разрешение, однако, было получено только через месяц после смерти Ивана Айвазовского.

Сын второй дочери Марии Алексей Ганзен тоже был связан с искусством. Он получил юридическое образование в Одессе, а затем отправился в Мюнхен учиться у Ежи Брехта. Окончил Берлинскую и Дрезденскую академии изящных искусств. Его картины пользовались успехом и хорошо покупались. В 1909 году внук Ивана Айвазовского был назначен художником Морского министерства России.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *