Ансамбль Новодевичьего монастыря
Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.
Легенды и предания
Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице — Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.
Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.
Монастырь в судьбе женщин
Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.
Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.
История обители
Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.
Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.
Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.
В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.
Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524–1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.
Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.
Стиль «московское барокко»
Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.
Колокольня
Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.
Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.
Некрополь Новодевичьего монастыря
На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.
Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:
Наименование объекта: «Ансамбль Новодевичьего монастыря»
Регистрационный номер: 9
www.culture.ru
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь — Официальный сайт
Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Вел. Кн. Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы — события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) — и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.
Державная идея царственного основателя — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи[1]. Историки полагают, что на основание Новодевичьего монастыря повлияла также личная семейная драма Василия III. Бездетность стала причиной его развода с вел. кн. Соломонией Сабуровой после 20-летнего супружества, и в 1524 г. Василий III добился разрешения на второй брак[2].
Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.
Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в.
Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.
В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве.
В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского.
К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства.
Прежде всего, по повелению царевны были укреплены, расширены и украшены «зубцами» стены обители, а навершия 12-ти сторожевых башен получили изящные декоративные навершия ввиде корон. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, а остальные 8 – четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь-«крылошанок», названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.
Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа. В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.
После семилетнего регентства и стрелецкого бунта (1689) царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь, став из ктитора узницей. Однако и в стенах обители она казалась опасной своему венценосному брату, и в 1698 г. Софью обвинили в составлении нового заговора. После чего в монастырь на Девичьем поле попали еще две ее сестры: царевены Евдокия и Екатерина. Сама же Софья в 20-х числах октября 1698 г. по повелению Петра была пострижена в монашество с именем Сусанна и помещена под строгий надзор в стрелецкую караульню у Напрудной башни. Вместе с Софьей в опалу попал и ее любимый монастырь. В 1704 г. царственная узница преставилась, за год до этого приняв постриг в схиму с именем София, а ее обитель еще почти четверть века стояла закрытой под охраной солдат-преображенцев.
В 1727 г. в Новодевичьем монастыре поселилась царица-инокиня Елена, в миру — Евдокия Федоровна Лопухина, первая супруга Петра I, постриженная по его приказу ещё в 1699 г. и содержавшаяся сначала в Суздальском Покровском монастыре, а с 1725 г. — в Шлиссельбургской крепости. Лопухина мирно скончалась в 1731 г. и была погребена в южном нефе Смоленского собора. Здесь же находятся гробницы опальных царевен: Софии (†1704), Евдокии (†1712) и Екатерины (†1718).
В 1812 г. Новодевичий монастырь в течение месяца (4 сент. — 9 окт. ст. ст.) был занят французскими войсками. Обитель чудом не подверглась разорению. В ее стенах ежедневно совершалась Литургия. При отступлении французы хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь — под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить. Монахиня-казначея Сарра (Николаева) подняла оставшихся сестер и служителей на тушение уже занимавшегося пожара, и запалённые неприятелем фитили были залиты водой.
В XVIII в. в результате екатерининских реформ Новодевичий стал первоклассным штатным монастырем. Он лишился своих вотчин и получил денежное и хлебное жалование. В XIX – нач. XX вв. число монашествующих здесь достигало 300 человек. Сёстры трудились в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, живописной и рукодельной мастерских, ухаживали за кладбищем. Особенно славились монастырские бело- и золотошвейки. За стенами обители находились сады, огороды и небольшой скотный двор. В кон. XIX – нач. XX вв. производились масштабные реставрационные работы в Смоленском соборе. Тогда же началось обустройство Нового кладбища за южной стеной монастыря.
В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и 2 богадельни для престарелых монахинь. В годы I Мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. Двадцать насельниц служили сёстрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.
Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).
В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Победимская), и четверо клириков были арестованы и судимы по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. был расстрелян на полигоне Бутово клирик обители — священномученик Сергий Лебедев — ныне прославленный в лике святых Новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.
В конце Великой Отечественной войны в стенах Новодевичьего монастыря открылись Пастырско-богословские курсы и возобновились богослужения (1944). С 1964 г. Успенский храм и Лопухинские палаты стали кафедральным собором и резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, управляющих Московской епархией. С 1977 г. до настоящего времени на кафедре – Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий (Поярков). С января 2011 г. распоряжением Правительства РФ весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря передан в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Чёрная,†1999), в прошлом — видный учёный-химик. Её стараниями были отреставрированы сестринский корпус, Амвросиевская и Успенская церкви. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения. В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная.
В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею.
1. Икона получила своё название по константинопольскому храму Одигон, в котором она находилась. В 1046 г. была принесена на Русь, с 1077 находилась в Успенском соборе Смоленска, почиталась как хранительница города и княжества, с 1404 — в Москве, в Благовещенском соборе Кремля. Вел. кн. Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск (1456), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен Василием III в Новодевичий монастырь.
2. Поселиться в Новодевичьем монастыре вел. кн. Соломонии не пришлось. Из-за острых споров вокруг беспрецедентного тогда развода она была пострижена с именем Софии в Моск. Рождественском мон. (нояб. 1525) и отправлена в Суздальский Покровский мон. (†16 дек. 1542), где прославилась святой жизнью и с сер. XVII в. почитается как прп. София Суздальская.
novodev.msk.ru
описание, история, фото, точный адрес
Новодевичий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Новодевичий монастырь — один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею. Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице — в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.
История
Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой — первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия — самая вероятная — что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.
В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.
В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности — жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину — первую жену Петра Великого.
Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.
Современность
В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI—XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.
Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря.
Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря. Оно делится на «старое» (на территории самого монастыря) и «новое» — отгорожено от монастыря стеной. Последнее появилось в 1898—1904 гг. и расширялось в советское время, став вторым местом в столице по степени почетности после захоронений у Кремлевской стены. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. Не менее известны и авторы надгробий — Врубель, Мухина, Вучетич, Аникушин, Неизвестный.
Новодевичий монастырьИнформация
Адрес и тел.: Новодевичий пр-д, д. 1, м. «Спортивная», авт. 64, 132, трол. 5, 15; +7 (499) 246-85-26
Время работы: ежедневно с 9:00 — 17:00.
Стоимость посещения: 300 RUB, школьники, студенты, пенсионеры — 100 RUB.
Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.
tonkosti.ru
Ансамбль Новодевичьего монастыря — объект ЮНЕСКО №1097 (Москва, Россия)
Вторым объектов ЮНЕСКО в Москве является ансамбль Новодевичего монастыря.
Именно под таким названием он был включен в список Всемирного наследия под номером 1097 в 2004 году. Читаем на официальном сайте:
«Новодевичий монастырь, расположенный на юго-западе Москвы, создавался на протяжении XVI-XVII столетий и являлся одним из звеньев в цепочке монастырских ансамблей, объединенных в оборонную систему города. Монастырь был тесно связан с политической, культурной и религиозной жизнью России, а также с Московским Кремлем. Здесь были пострижены в монахини и погребены представительницы царской фамилии, знатных боярских и дворянских родов. Ансамбль Новодевичьего монастыря является одним из шедевров русского зодчества (стиль «московское барокко»), а его интерьеры, где хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, отличаются богатым внутренним убранством.» (whc.unesco.org/ru/list/1097)
Понравилось!
11
Автор: Shche
Об этом монастыре, как об его архитектурном комплексе, так и об его некрополе, в просторах инета есть столько информации, как ни об одном другом объекте (наверное). На входе в монастырь на щитах есть подробная карта с названиями всех построек, а так же схема всех захоронений.
Я же в этой заметке предлагаю легкую фотопрогулку, которую мне удалось совершить 2 ноября (еще) этого года.
Понравилось!
10
Автор: Shche
Скажу сразу, что приехал на ближайшую к монастырю станцию метро «Спортивная». Логистически кажется все верно, но вот для зрительного восприятия интереснее зайти со стороны прудов. Судите сами, После небольшой часовни, которая едва просматривается среди не до конца опавшей листвы…
… отрывается вид на узнаваемые стены и башню монастыря с Лужнецкого проезда…
Согласитесь, куда интереснее, если первым ракурсом на монастырь станет примерно такой…
Понравилось!
16
Автор: Shche
Ну да ладно, уже пришли))) На входе, среди многочисленных строительных лесов и щитов замечаем…
Не беда, октябрь только пару дней назад закончился, еще до-ремонтируют))) С такими мыслями покупаю право на фотосъемку внутри (вход бесплатный, но по-фоторафировать деньжат стоит, причем контролера нет, но могут проверить уже на территории), и прохожу внутрь.
Озадачило, что Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери тоже закрыт на реконструкцию.
А ведь продавец билетов предупредила, что нельзя снимать внутри храма во время службы…
Оказалось, на тот момент для верующих был открыт Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (и я зайду в него, но не много позже).
А пока, посмотрим на захоронения очень известных людей, в основном героев.
Это могила основательницы монастыря Преподобной Елены (Девочкиной).
А это неизвестная мне персона, но тут как раз надгробие красивое.
Традиции хоронить известных людей в этих землях существуют и в наше время. Новодевичье кладбище находится как раз за монастырем. Только туда я не ходил, потому продолжим бродить по небольшой, но живописной территории монастыря…
Вот подошел ко входу в открытый Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Прямо у входы иконостасы, я уже решил, что внутрь я вновь не попаду…
Но слава Богу, оказалось открыто…
Ну в общем-то программу по монастырю я закончил. Поставил свечи в храме, еще прау снимков внутри комплекса на «закуску»…
Дальше направляюсь к Новодевичьим прудам.
Конечно, с дальнего берега пруда весь ансамбль монастыря выглядит наиболее выигрышно!!!
turbina.ru
Новодевичий монастырь: история и архитектура — ЯМОСКВА.ЖЖ.РФ
В 1514 году после безуспешных попыток вернуть захваченный литовцами Смоленск, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». То ли мольба князя была услышана на небесах, то ли мощь осадной артиллерии напугала литовцев, но на следующий день гарнизон сдался на милость победителя. Князь не забыл свой обет и в 1524 году основал в излучине Москвы-реки Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.
В 1598 году на несколько месяцев монастырь стал царской резиденцией: сюда переселилась царица Ирина Фёдоровна Годунова, царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением — был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяжённостью около 900 метров, высотой 13 метров и толщиной 3 метра. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.
В XVII веке монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и стратегическим объектом для различных военных и политических сил. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, разорённого в Смутное время. В XVII — начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги.
С первых лет создания монастыря его насельницами становились знатные особы. При Петре I в монастырь была заточена царевна Софья Алексеевна, насильно постриженная в монахини после стрелецкого бунта. Позднее здесь жила опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина.
В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, согласно легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам. В первые годы советской власти в монастыре запретили богослужения, в храмах расположился «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны отношение властей к религии изменилось, в 1944-1945 годах открылись Преображенский надвратный и Успенский трапезный храм. В последующие десятилетия в этих старинных стенах уживались музейная и религиозная составляющие, а в 2010 году Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. В настоящее время ведутся реставрационные работы в палатах, на колокольне, башнях, крепостных стенах.
В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов. В 1689-1690 годах возведена шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой 72 метра с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, на момент постройки это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни появились при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко ансамбль поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.
Ансамбль состоит из десятков построек: Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524—1525 или 1560-е годы), храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 годы), трапезная при Успенском храме (1685-1687 годы), колокольня (1689-1690 годы), храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 годы), Лопухинские палаты (1687—1688 годы), храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 годы), Мариинские палаты, храм Святого Амвросия Медиоланского (конец XVI — начало XVII века), палаты царицы Ирины Годуновой (XVII век), Певческие палаты (1718-1726 годы), Казначейские палаты (конец XVII — начало XVIII века), Стрелецкая караульня при Напрудной башне (палаты царевны Софьи, XVII век), палаты царевны Евдокии (конец XVII — начало XVIII века), Филатьевское училище (1871-1878 годы), Больничные палаты (XVII век), Стрелецкая караульня при Никольской башне, Стрелецкая караульня при Чеботарной башне, Сетуньская стрелецкая караульня, Погребные палаты (конец XVII века), часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год), крепостные стены с двенадцатью башнями (конец XVII века).
Узнать больше: Н.Антушев. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. — Москва, 1885.
И.Г.Борисенко. Новодевичий монастырь. — Москва, 2003.
А.И.Власюк. Новодевичий монастырь. — Москва: Искусство, 1958.
А.А.Дельнов. Новодевичий некрополь и монастырь. Москва: Эксмо, 2006.
Новодевичий монастырь. 1997 год: https://pastvu.com/p/70698
Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1524-1525 годах — это старейший храм Новодевичьего монастыря, проект приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора, который погиб при строительстве собора. До наших дней сохранились фрески 1526-1530 годов и иконостас 1683-1686 годов.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1685-1687 годы)
Колокольня высотой 72 метра построена в 1689-1690 годах предположительно Яковом Бухвостовым. Палаты царевны Евдокии при колокольне (конец XVII — начало XVIII века)
Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь) возведён в 1687-1689 годах, опоясан балконом-гульбищем, это домовый храм митрополита Крутицкого и Коломенского
Лопухинские палаты примыкают к Преображенской церкви, они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, а называются по имени первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, которая недолго время здесь проживала. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь) возведён в 1683-1688 годах. Через ворота можно было пройти на Новодевичье кладбище, но они уже давно на замке.
Мариинские палаты примыкают к Покровской церкви, построены в 1683-1688 годах
Храм святого Амвросия Медиоланского (Амвросиевская церковь) изначально посвящался Иоанну Предтече, построен в конце XVI — начале XVII веков
Палаты царицы Ирины Годуновой вместе с трапезной находятся при Амвросиевской церкви, эти здания — из числа самых старых в монастыре
Певческие палаты построены в 1718-1726 годах как братские кельи, позднее здесь проживала наместница и монахини-певчие
Казначейские палаты возведены на рубеже XVII и XVIII веков в качестве игуменской кельи
Стрелецкая караульня (Палаты царевны Софьи) XVII века объединена с нижним ярусом Напрудной башни
Филатьевское училище (1871-1878 годы) построено на средства Н.Филатьевой для девочек-сирот разных сословий. Сейчас здесь Московское епархиальное управление.
Больничные палаты XVII века с мемориальной доской в память о реставраторе Петре Барановском
Сетуньская стрелецкая караульня
часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год)
Мавзолей Волконских (первая половина XIX века)
Надгробный памятник герою Бородино, генералу Василию Тимофееву
После реконструкции территории 1930-х годов в монастырском некрополе осталось не более сотни надгробий. Здесь обрели последний приют царица Евдокия Лопухина, царевны, монахини, игуменьи. На надгробных памятниках высечены имена многих выдающихся граждан своего времени — героев Отечественной войны Дениса Давыдова и Дмитрия Волконского, генералов Дмитрия Милютина и Алексея Брусилова, литераторов Михаила Загоскина и Алексея Плещеева, философа Владимира Соловьёва. С южной стороны за крепостной стеной находится большое Новодевичье кладбище, но это уже другая история.
yamoskva.livejournal.com
Ансамбль Новодевичьего монастыря. 30.04.2007.: oumnique — LiveJournal
Новодевичий монастырь был основан царем Василием III в 1524 году — в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря — Богородице-смоленский.
Царь молился перед походом иконе Смоленской Божьей Матери и дал обет, что если Смоленск будет взят, он построит новый монастырь под Москвой. Правда уже после взятия Смоленска, у царя возникла и иная потребность в монастыре, он решил упрятать туда свою бездетную жену. В конечном итоге, жена царя окончила свои дни в другом монастыре, в Суздале; у царя Василия от новой жены родился сын Иван, известный нам, как Грозный; а новый монастырь на протяжении пары столетий видел множество царских дочерей и жен, насильно постриженных в монашки.
Но не будем стоять у ворот, а зайдем в них. 🙂
Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти под воротами, над которыми возвышается Преображенская надвратная церковь. 1687-1688 гг.
Новодевичий монастырь интересен еще и тем, что он изначально задумывался как крепость, прикрывающая Москву с опасного западного направления. И при этом это был женский монастырь.
Но как же могут женщины и солдаты находиться рядом? А никак.
Монашки жили внутри монастыря, а для солдат были под угловыми башнями устроены караульни.
Помещения эти не имели ни окон, ни дверей внутрь, поэтому солдаты и не видели монашек, и не могли к ним пройти. А вот когда враг приближался к монастырю, монашек эвакуировали в Вологду, а бравые солдатики занимали оборону внутри монастыря.
Вот как выглядит одна из таких караулен, расположенная при Никольской башне.
Как видите, окна в ней все же есть, но они появились уже существенно позже, когда монастырь потерял свое оборонное значение.
Как я уже сказала, в 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. И именно сюда приходили честные люди просить Бориса на царство. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, и три ее сестры. Первая жена Петра Евдокия Лопухина также некоторое время была заточена в этот монастырь. И это еще не всех я перечислила.
Но, безусловно, самое главная веха в истории Новодевичьего монастыря связанна с именем царевны Софьи. Именно благодаря ей сложился ансамбль монастыря и принял современный вид.
Софья и до насильственного пострига жила здесь. Несмотря на то, что она была царицей, она была незамужней девушкой. А незамужняя девушка должна была жить либо у своих родственников, либо в монастыре. Из старших родственников у Софьи была лишь мачеха — мать Петра. Понятно, что жить с ней было чревато, и Софья принимает решение перебраться в Новодевичий монастырь. И начинает его отстраивать, превращая, по сути, в свою царскую резиденцию.
Посмотрите на украшения стены и Иринской башни. Ласточкины хвосты на стенах — прямая аналогия с Кремлем; короны на башне — символы царской власти.
Постепенно монастырь превращается из деревянного в каменный.
Если мы посмотрим на его планировку, то увидим крест.
В центре креста — Смоленский собор или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями 16 и 17 веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами 17 века.
К сожалению, храм этот не отапливаемый, летний (и так было всегда), поэтому пока он закрыт и откроется только в конце мая, когда наступит по настоящему теплая погода.
С восточной стороны Смоленского собора Софья строит Успенскую церковь с трапезной палатой. 1685-1687 г.
Это храм, в котором служба идет круглый год, построен в стиле московского барокко.
Вот какое дивное дерево растет перед ним.
С северной стороны мы видим еще одно красное здание — это Покровская надвратная церковь. 1687-1688 гг. Если бы ворота под церковью были открыты, можно было бы попасть с территории монастыря на Новодевичье кладбище.
Южная оконечность креста — Преображенская надвратная церковь, которую мы уже видели снаружи. А теперь полюбуемся ей и изнутри 🙂
И наконец, западная часть креста — Колокольня, также построена в стиле московского барокко. 1689-1690 гг. Раньше в первом ярусе колокольни располагалась церковь святых Варлаама и Иоасафа, а во втором церковь Иоанна Богослова. Но колокольне сохранились несколько колоколов XVI-XVII вв.
Давайте посмотрим на нее повнимательнее. Строители использовали при ее возведении два любопытных приема.
Во-первых, визуально кажется, что она сложена из красного кирпича, но если присмотреться, увидите, что кирпичи слишком мелкие — стены специально так разрисованы, что бы придать колокольне легкости и ажура.
Во-вторых, издалека кажется, что все ярусы колокольни одинаковой величины. Однако мы знаем, что чем больше от нас находится объект, тем меньше визуально он выглядит. Зодчие XVII в. учли этот эффект и для того, что бы создать иллюзию одинакового размера ярусов делали каждый следующих ярус существенно выше, чем предыдущий. Так последний ярус превышает первый в 1,5 раза. 🙂
В монастыре еще много интересных зданий.
Вот, например, так называемые, палаты Лопухиной. 1687-1688. Софья строила эти палаты для одной из своих сестер, потом и сама какое-то время в них жила до пострига. А в последствии их занимала первая жена Петра I Евдокия. Сейчас это здание резиденция митрополите Крутицкого и Коломенского.
А мы можем полюбоваться на солнечные часы, которые по такой погоде все равно не работают.
Да, здание вообще-то трехэтажное, но нижний, служебный этаж уже давно погрузился в землю.
А вот в этой караульне при Напрудной башне Петр держал свою сестру Софью. Некогда эта караульня была предназначена для начальников гарнизона и поэтому была теплой и самой комфортабельной.
Говорят, что именно под ее окнами и повесили стрельцов, что не совсем так, но к этому мы еще вернемся в другом посте.
А теперь посмотрим на Амвросиевскую церковь и прилегающие к ней трапезную и палаты Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.). Ну, как ясно из названия, именно в них и жила вдова царя Федора Ивановича и ее брат Борис, который некоторое время отсюда правил царством.
Ныне в палатах и трапезной находится музей, филиал ГИМа, куда мы с вами заглянем в специальном посте.
Что у нас еще осталось?
Казначейские палаты конца XVII в.
Мариинские палаты. 1687-1688 гг.
Покровская и Чеботарная башня
Здание больницы конца XVII в., на котором висит мемориальная доска о том, что в этом здании жил выдающийся ученый, архитектор и реставратор Барановский П.Д.
А перед Смоленским собором стоит часовня Прохоровых начала XX в.
Ну, и напоследок пара карт-схем, поясняющих что, где и кому принадлежит.
Продолжение следует.
oumnique.livejournal.com
Всемирное наследие. Ч.8. Ансамбль Новодевичьего монастыря /Ensemble of the Novodevichy Convent
Новодевичий монастырь — один из трех объектов всемирного наследия (с 2004 г.), находящихся на территории Москвы. Кроме него в Список наследия входят Кремль и Красная площадь, а также церковь Вознесения в Коломенском. Монастырь создавался на протяжении XVI-XVII столетий и являлся одним из звеньев в цепочке монастырских ансамблей, объединенных в оборонную систему города. Монастырь был тесно связан с политической, культурной и религиозной жизнью России, а также с Московским Кремлем. Здесь были пострижены в монахини и погребены представительницы царской фамилии, знатных боярских и дворянских родов. Ансамбль Новодевичьего монастыря является одним из шедевров русского зодчества, представляющим стиль «московское барокко».
Монастырь, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения Смоленска России из польско-литовского владычества.
Основной доминантой и старейшим из сооружений монастыря является Собор в честь Смоленской Иконы Божией Матери, возведенный в 1524-1525 годах во времена правления Василия III.
История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны (вдовы последнего царя из рода Рюриковичей — Федора Иоанновича), которые до избрания Годунова на царствование жили здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах. К Ирининским палатам пристроен Храм Св.Амвросия Медиоланского (XVI в.).
В монастыре есть 2 красивейших надвратных храма. Над южными воротами (сейчас замурованными, за ними находится Новодевичье кладбище) возвышается храм Покрова Богородицы конца XVII века постройки с Мариинскими палатами.
Над северным входом находится изящный храм Преображения Господня того же времени постройки.
Другой доминантой монастыря является удивительной красоты «кружевная» колокольня, возведенная в 1690 г. и имеющая высоту 72 м.
В то же время была возведена трапезная с храмом Успения Божией Матери.
Много в монастыре памятников, связанных с правлением первых Романовых, особенно с ближайшими родственниками Петра I. Здесь, в частности, провела свои последние годы его первая жена Евдокия Лопухина, которая жила в этом здании (Лопухинские палаты).
А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую сводную сестру царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Здесь она умерла в 1704 году. Палаты Софьи (в монашестве Сусанны) располагались около Напрудной башни в стрелецкой караульне.
Певческие палаты (начало XVIII в.)
Казначейские палаты (конец XVII в.)
Мавзолей Волконских 1830 г. постройки.
Лопухинская башня и Покровская надвратная церковь.
Главгый (северный) вход в монастырь. Слева — Царицынская и Никольская башни. Надо отметить, что удивительные по красоте стены и башни монастыря, которыми мы можем любоваться сегодня, были построены в конце XVI в. при Борисе Годунове, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны.
Табличка, рассказывающая о том, что монастырь является достоянием всего человечества.
Саввинская и Затрапезная башни (вид со стороны пруда).
Недалеко от монастыря, на другом берегу пруда в 1991 г. был установлен вот такой забавный памятник утке с утятами, подаренный супругой тогдашнего президента США Лорой Буш. В 2002 г. детали памятника были украдены.После этого из Америки были присланы новые утки и установлены на том же месте.
И в заключение — несколько фотографий могильных памятников расположенного рядом с монастырем Новодевичьего кладбища. Могила Б.Н.Ельцина (1931-2007).
Могила Н.С.Хрущева (1894-1971).
Могила М.Л.Ростроповича (1927-2007).
Все снимки сделаны в середине сентября 2010 г.
Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна
Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests)
Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia
Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil)
Всемирное наследие. Ч.5. Афинский Акрополь / Acropolis, Athens
Всемирное наследие. Ч.6. Погост Кижи / Kizhi Pogost
Всемирное наследие. Ч.7. Озеро Байкал / Lake Baikal
andrey58tom.livejournal.com
Ваш комментарий будет первым