Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Он возведен на месте небольшого белокаменного собора, построенного в 1333 году русскими мастерами при князе Иване Даниловиче Калите, и разобранного, по причине «ветхости и затесненности гробницами», в 1505 году при великом князе Иване III. Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах…
Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Он возведен на месте небольшого белокаменного собора, построенного в 1333 году русскими мастерами при князе Иване Даниловиче Калите, и разобранного, по причине «ветхости и затесненности гробницами», в 1505 году при великом князе Иване III. Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Архангельский собор стал усыпальницей московского великокняжеского дома.
Фасады Архангельского собора покрывает геометрически ясная и строгая ордерная декорация: над цоколем сложного профиля расположены два ряда пилястр, увенчанных резными коринфскими капителями. Нижний ярус стены украшен ложной аркадой, а верхний — широкими филенками. Горизонтальное членение стены подчеркнуто строгими линиями карнизов. Закомары в виде больших рельефных раковин, некогда украшенных готическими фиалами, отделены от основного объема здания антаблементом. Непривычны для русского храма и круглые окна — медальоны, украшающие центральную закомару западного фасада. Первоначальная двухцветность фасадов — краснокирпичные стены и белые декоративные детали — также акцентировала ордерную схему их построения.
Типичная для итальянской архитектуры ордерная декорация как бы «наложена» Алевизом Новым на традиционную для Руси конструктивную схему шестистолпного крестово-купольного храма с каноническим пятиглавием и позакомарным покрытием. В решении внутреннего пространства Архангельского собора отчетливо видна связь с древнерусской архитектурой. Дробность и затесненность пространства собора массивными, почти квадратными в плане столпами, делящими здание на три нефа, является характерной особенностью его интерьера.
Отдавая дань традиции, Алевиз возвел в западной части Архангельского собора хоры для семьи великого князя, находившейся здесь во время богослужения. К основному объему здания было пристроено узкое четырехэтажное помещение, на третьем этаже которого и располагаются своеобразные хоры, выходящие в пространство собора большим двухарочным окном. Ново для Древней Руси решение главного входа в собор в виде перспективного портала, помещенного в глубокую лоджию, которая вместе со ступенями образует храмовую паперть. Порталы, выполненные из белого камня, увенчаны резными акротериями и украшены тонко проработанным стилизованным растительным орнаментом, типичным для итальянского Возрождения.
Архангельский собор с течением времени претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела — Покровский, переименованный позже в придел Святого Уара, и придел Иоанна Предтечи. Тогда же к собору с трех сторон — северной, западной и южной -примкнула открытая галерея, где во время пышных торжеств находились почетные гости. В XVIII веке галерея была разобрана, центральная глава, прежде шлемовидная, получила луковичную форму, часть южного фасада закрыли белокаменные контрфорсы, закомары приобрели стрельчатые очертания, с них были убраны декоративные украшения -фиалы. Очевидно, в это же время своды и главы утратили первоначальное покрытие лощеной черепицей двух цветов, красного и черного. В XIX веке к южной стороне собора была пристроена двухэтажная палатка для священнослужителей, которую в XX веке переделали в одноэтажную.
Архангельский собор московского Кремля, Россия
Среди художественных памятников Соборной площади Кремля Архангельский собор более всех связан с историей. Это обусловлено его содержанием: древний памятник представляет собой храм-усыпальницу, в котором покоится прах многих исторических деятелей России с XIV до XVIII столетия.
О многих памятных и важных событиях напоминают такие имена, как Иван Калита, Дмитрий Донской, Владимир Храбрый, Василий Темный, Иван III, Иван Грозный, Василий Шуйский, Михаил Скопин-Шуйский, отец Петра I Алексей Тишайший. Хорошо знакомые, хотя и далекие по времени, персонажи нашей истории,— все они похоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.
Сооружение, а затем и живописное оформление собора, который одновременно являлся и усыпальницей московских правителей, выдвигало перед мастерами особые требования. Последние археологические раскопки, проведенные в памятнике, показали, что и в древности это здание было одним из самых значительных.
Появилось оно давно, не позднее конца XIII века, со временем, ветшая, перестраивалось заново. Тогда уже оно считалось очень важным сооружением. Известно, к примеру, что белокаменная Архангельская церковь, построенная Иваном Калитой и ставшая затем его усыпальницей, была самым крупным зданием Москвы XIV века.
Дошедший до нас Архангельский собор построен в 1508 году по проекту приглашенного из Италии архитектора Алевиза, получившего в Москве прозвище Новый. Древняя грамота сообщает о нем восторженный отзыв: «Алевиз-мастер, вельми добрый мастер, не как иные мастера, вельми великий мастер».
Зодчий прибыл из далекой Венеции в самом начале XVI века и сразу же получил заказ Ивана III на месте древней обветшавшей церкви Архангела Михаила построить новую «велику» церковь-усыпальницу, образ которой был бы достоин по существу заново построенной тогда столицы России.
Об Архангельском соборе вполне можно сказать то же, что современники говорили о его строителе: он «не как иные» здания, которые вместе с ним составили тогда уникальный ансамбль Соборной площади. Созданный в подражание самому большому монументальному сооружению Кремля — Успенскому собору, он все же существенно от него отличается.
Его внешний вид во многом напоминает светское здание, в котором богато использованы элементы античного архитектурного наследия. Многие приемы, примененные во внешней отделке собора мастером Алевизом, представителем итальянского Возрождения, широко вошли затем в русскую строительную практику. Благодаря таким памятникам, как Архангельский собор, Россия знакомилась с достижениями западноевропейской художественной культуры.
На протяжении не одного столетия Архангельский собор обращал на себя внимание своим видом. Это подчас давало повод утверждать, что он «изящнее» других кремлевских храмов и архитектурою своей «преимуществует» перед ними. Особенно изумляла своеобразная корона, венчающая основной массив здания, которая составлена из огромных ребристых белокаменных раковин «отличного художества».
В целом же значительная архитектурная масса здания с его стройным пятиглавием, большая площадь интерьера, его высокие своды — все это призвано было выражать достоинство, силу и славу России начала XVI века.
Архангельский собор | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено
Михаило-Архангельский собор Московского Кремля служил мавзолеем московским великим князьям и царям до конца XVII века. Нынешнее здание (построено в 1505–1509 гг.) было построено по заказу царя Ивана III (годы правления 1462–1505 гг.) на месте церкви четырнадцатого века. Архитектором выступил Альвизе Ламберти де Монтаньяно, итальянский скульптор из Венеции, известный в России как Алевизо Новый. Его дизайн сочетал в себе традиционную русскую православную пятиглавую структуру с декоративными элементами эпохи Возрождения, такими как пилястры с коринфскими капителями и мотивами раковин, которые повлияли на более поздних русских архитекторов. В соборе находятся гробницы большинства московских великих князей и царей от Ивана I (годы правления 1325–1341) до Ивана V (годы правления 1682–169).6), всего сорок шесть. Кроме того, в усыпальницах находятся мощи святителя Дмитрия (сын Ивана IV, умер в 1591 г.) и святителя Михаила Черниговского (ум. 1246). Иван IV (годы правления 1533–1584) похоронен за иконостасом. Нынешние бронзовые кожухи были добавлены к саркофагам XVII века в 1906 году. Фрески на стенах, потолках и колоннах, в основном относящиеся к середине XVII века, включают иконические изображения русских князей и царей и рассказывают о военных подвигах воина. Архангел Михаил, хранитель небесных врат. Его икона была заказана в честь победы русских на Куликовом поле в 1380 году. Цикл прославляет московских правителей как преемников царей Израиля, как представителей Бога, борющихся со злом на земле, и как покровителей правящей династии России на небе.
С 1720-х годов петровский собор святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге стал новым императорским мавзолеем. Из поздних Романовых в Архангельском соборе был похоронен только Петр II (р. 1727–1730). Однако императорская семья продолжала отдавать дань уважения могилам своих предков после коронаций и по другим важным государственным мероприятиям.
См. также: архитектура; собор св. Бэзил; Успенский собор; Кремль.
Брамфилд, Уильям. (1993). История русской архитектуры. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Линдси Хьюз
Энциклопедия истории России
Подробнее с encyclopedia.com
Санкт-Петербург Россия, Санкт-Петербург фонды апогей индустриализация и революция Библиография «Долгий девятнадцатый век» в Европе стал свидетелем апогея правления Р… Ивана III, ИВАНА III (МОСКОВСКОГО) (1440–1505; годы правления 1462–1505), великого князя Московского.
Иван III Васильевич вырос во время династической гражданской войны отца… Русское искусство и зодчество , русское искусство и зодчество, художественно-архитектурное производство географического пространства России. Раннехристианские произведения С Кристиани… Василий Осипович Ключевский , КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1919 гг.11), выдающийся русский историк. Василий Ключевский родился в семье священника Пензенской губернии. В… Фольклор, Фольклор играл жизненно важную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танцы и др.… Великое княжество Московское, Великое княжество Московское, государство, существовавшее в Западной центральной России с конца 14 до середины 16 вв., ядром которой был город Москва. Его формирование…Об этой статье
Обновлен Облизости Encyclopedia.com Содержание Печать статьи
Вы также можете как
Собор в общежитии
Glinski, Elena (C. 1506–1538) 9003
9001 9001 9001 9003KI, Elena. . 1506–1538)Brumfield, William Craft 1944–
Dashkova, Ekaterina (1744–1810)
Национализм в Arts
Dashkova, Ekatera, Ekatera.0003
Черногория, отношения с
Близлежащие термины
Собор Святой Софии, Новгрод
Собор Святого Софии, Киев
Собор Святого Вазила
Собор Христова Сэвсион
Моитал Кэтедрал Кэтедрал Сэтедрал. Рэймонд Карвер, 1983Соборные и епископальные школы
кафедра
Катектическая энергия
Кэткарт, сэр Уильям Шоу
Кэткарт, Джим
Кэткарт, Брайан 1956-
Метод катарсиса
Теория катарсиса и медийные эффекты
Катарина Парр, королева, супруга Генриха VIII, короля
Катарантус
Катя Эдулис
Cath, Stanley H. 1921-
Сомы: Siluriformes
Сом, гигантский
Сом в соусе из черной фасоли
Cateura, Linda Brandi
Catesbaea Melanocarpa
34- (Gil Cates)Cates, David Allan
Cathedral of the Archangel
Cathedral of the Dormition
Cathedral Style
Cathédrale engloutie, La
cathemeral
cathepsin
Cather
Cather, Willa (1873-1947)
Кэтрин Уилла (1873–1947)
Кэтрин Уилла (Сиберт)
Кэтрин Уилла 1873-1947
Кэтрин Уилла: дополнительная литература
Cather, Willa: Общий комментарий
Cather, Willa: Введение
Cather, Willa: Первичные источники
Cather, Willa: Основные труды
Cather, Willa: Комментарий к названию
Catherick, Edmund, Bl.
Кэтрин &
Кэтрин (1507–1578)
Кэтрин (1584–1638)
Кэтрин (ок. 1420–1493)
Кэтрин Шарлотта Хильдбургхаузенская (1787–1847)
Цвет Кэтрин Блин Куксон
«Черная свеча» Кэтрин Куксон
«Черное бархатное платье» Кэтрин Куксон
Архангельский собор, Москва, Россия
Архангел Михаил, подходящая воинственная небесная фигура, был избран покровителем правителей Московии. в 14 веке. Собор, носящий его имя, был возведен между 1505 и 1508 годами и стал кульминацией грандиозного строительного проекта, начатого Иваном Великим, чтобы отразить растущую мощь государства и обеспечить подходящее место упокоения для русской знати.
Собор был построен под руководством итальянского архитектора Алевизио Нови (Алионцо Ламберти да Монтаньяно). Нови создал весьма оригинальную структуру, наложив элементы архитектурных стилей итальянского Возрождения на традиционную русскую форму пяти куполов и шести колонн. Фасад украшен карнизами, пилястрами с капителями, ложной аркадой и многими другими декоративными деталями, необычными для русского зодчества, а внутри огромные колонны, разделяющие интерьер на три нефа, подчеркивают русское происхождение строения здания.
За прошедшие годы Архангельский собор претерпел несколько изменений, изменивших его первоначальный вид. Наиболее важно то, что в конце 1500-х годов к сторонам собора были пристроены две часовни, а центральный купол собора, который ранее был круглым, был заменен в 18 веке традиционным куполом в форме луковицы.
Интерьер собора темный и атмосферный, украшен обилием насыщенных землистых цветов. Фрески собора были написаны между 1652 и 1666 годами почти сотней художников под руководством известных иконописцев Симона Ушакова, Степана Резанца и Федора Зубова. Начиная с центральной купольной фрески с изображением святой троицы и заканчивая главным сводом и западной стеной собора, картины рассказывают историю правления Божия от Сотворения мира до Страшного суда. Росписи на южной и северной стенах прославляют архангела Михаила, изображая его героическое поведение в войне против сатаны. Также на южной стене находится картина, изображающая победу израильского войска во главе с Гедеоном над мадианитянами.
Иконостас собора датируется 1813 годом, после того как войска Наполеона использовали его предшественник на дрова. Однако почти все иконы написаны намного раньше, между 1679 и 1681 годами. Считается, что самая древняя икона, изображающая архангела Михаила в полном вооружении, датируется концом XIV века.
В Архангельском соборе находятся гробницы (всего 46) всех правителей Московии и России с XIV века до переноса Петром I столицы в Санкт-Петербург. Единственным исключением является Борис Гудонов, могила которого находится в Троицком Сергиевском монастыре. Рюриковичи-князья похоронены вдоль стен собора. У южной стены похоронены великие князья и их близкие родственники. В северной стене хоронили герцогов, приговоренных к смертной казни за проступки. Своды Романовых расположены в центральной части собора. Там покоятся основоположники рода Романовых: царь Михаил Федорович, царь Алексей Михайлович, царь Федор Алексеевич и царь Иван Алексеевич.
Ваш комментарий будет первым