Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Архангельский собор в московском кремле: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Объекты ЦНРПМ

С 1946 года Архангельский собор Московского Кремля находится под пристальным наблюдением реставраторов. Уже как минимум три, а скорее четыре, поколения специалистов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских ведут проектно-исследовательские работы и авторский надзор за производством на этом объекте.

Архангельский собор в Московском Кремле — один из важнейших памятников Российского государства. Это храм-усыпальница великих князей и царей от Ивана Калиты и Дмитрия Донского до Ивана Грозного и Ивана Алексеевича, брата Петра I.

Иван Калита завещал похоронить себя в первой Архангельской церкви, поставленной им в 1333 году. Существующий собор был возведен на месте этой церкви во время масштабной перестройки Кремля в 1470–1508 годах, осуществленной по замыслу Ивана III первоклассными мастерами итальянского Возрождения.

Автором храма, строившегося с 1505 по 1508 год, был венецианский «архитектон», упомянутый в летописных источниках как Алевиз Новый.

Его собор даже на фоне других построенных итальянцами кремлевских сооружений представляется уникальным сплавом русских архитектурных традиций с передовой для того времени художественно-строительной культурой Ренессанса. Особенно ярко это проявилось в исключительно последовательном применении классической ордерной системы на фасадах крестово-купольного храма.

Впервые четверик русской церкви был опоясан антаблементами, один из которых становится венчающим карнизом, отделяющим закомары от основного объема, а другой разбивает этот объем на два ордерных яруса. Привычные плоские лопатки фасадов обретают вид сложного структурного элемента, состоящего из двух пилястр и раскреповок горизонтальных профильных поясов. Фусты пилястр, а также верхние участки прясел украсились филенками, а нижние участки прясел — классической аркадой. Стены четверика, в свою очередь, получают эффектное завершение в виде венца закомар, декорированных великолепными морскими раковинами.

Богатство фасадов Архангельского собора дополняют пять белокаменных порталов, покрытых искусной резьбой итальянской работы. Два из них — малые обрамления дверных проемов — достаточно характерны для эпохи Возрождения, чего нельзя сказать о трех больших порталах, безусловно относящихся к новому, алевизовскому типу, сочетающему в себе ренессансные и русско-романские черты. 

Многие принципы и элементы архитектурного убранства Архангельского собора достаточно органично прижились на новой почве, что привело к возникновению особого «итальянизирующего» направления декора русских храмов XVI–XVII веков. Благодаря этому замечательный кремлевский храм занимает важнейшее место в истории отечественного зодчества.

Начиная с середины XIX века, собор неизменно находится в сфере внимания российских и зарубежных искусствоведов, о чем свидетельствует обширная библиография.

Первые весьма серьезные натурные исследования храма были проведены в 1946 году А.И. Власюком, выполнившим обмеры, некоторые раскрытия и разработавшим эскизный проект реставрации. Немало ценного дали архитектурно-археологические изыскания сотрудников кремлевского музея-заповедника В. Федорова и Н. Шеляпиной. Однако время системного подхода к проблемам изучения и реставрации памятника наступило после того, как он был передан Всесоюзному производственному научно-реставрационному комбинату (сегодня — ЦНРПМ). Сотрудниками комбината архитекторами В.Н. Меркеловой, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, технологом О.Н. Постниковой был разработан целый ряд мероприятий, направленных на улучшение технического состояния объекта. Среди них ремонт кровли четверика и замена покрытий глав, усиление конструкций, реставрация различных частей собора, включая его приделы.

Проведенные исследования помогли ответить на многие вопросы, связанные с историей существования храма. Можно вспомнить раскрытие остатков первоначального черепичного покрытия четверика, глав и апсид, выявление подлинных фрагментов декора на фасаде северо-восточного придела и определение первоначальной красно-белой покраски архитектурного памятника. На основании этих и других открытий В.Н. Меркелова разработала убедительный вариант проекта реконструкции собора на начало XVI века.

Ко времени, когда руководителем авторского коллектива стал Н.С. Романов с особой остротой возникает проблема сохранения отдельных белокаменных частей фасадов в связи с ухудшением их состояния, вызванного изменившимися условиями эксплуатации храма. Инженерно-технологические исследования, выполненные О.Н. Постниковой, Т.З. Николаенко и другими специалистами ЦНРПМ, позволили определить основные причины разрушения известняка и разработать комплекс мер по их устранению. К сожалению, по независящим от реставраторов причинам дело не дошло до производства. Удалось лишь освободить от засыпки канал между основаниями двух западных стен основного объема и понизить мощение лоджии до первоначальной отметки (проект Н.С. Романова, В.А. Мудрова и И.В. Серединой). Эти мероприятия весьма положительно сказались на состоянии постепенно разрушающегося западного портала. Но вне общего контекста планировавшихся работ они не могли решить проблему полностью.

В конце 1990-х годов для работы по Архангельскому собору Н.

С. Романов создает архитектурную группу в составе главного архитектора проекта по собору Ю.П. Мосунова, главного архитектора по южной палате И.В. Калугиной, Г.С. Евдокимова, С.А. Куранова, Е.И. Рузаевой и Д.Е. Яковлева. Тогда же к решению задач по исследованию и консервации белокаменных элементов собора приступил Государственный институт реставрации (отдел реставрации скульптуры, руководитель Е.И. Антонова). Вновь проведенные технологические изыскания в основном подтвердили верность выводов О.Н. Постниковой. Однако опыт работ по обессоливанию и укреплению западного портала с использованием новейших технологий показал, что остановить деструкцию известняка в сложившихся условиях не представляется возможным. Исходя из этого, авторский коллектив ЦНРПМ пришел к выводу о необходимости скорейшего изъятия разрушающихся частей трех западных порталов. При поддержке ведущих специалистов ГосНИИРа и Музея-заповедника «Московский Кремль» проектные предложения по данной проблеме были согласованы на научных советах всех уровней.
После успешно проведенных работ по демонтажу, восемь фустов колонок и пилястр были перенесены в лабораторию ГосНИИРа. К настоящему времени процесс их деструкции остановлен.

Архитекторами мастерской в начале 2000-х годов были выполнены точные обмеры четырех порталов, включающие детальную графическую фиксацию всей белокаменной резьбы, покрывающей их поверхности. Эти обмеры до сих пор служат исходным материалом для разработки научно-проектной документации.

Коллектив специалистов ЦНРПМ, в который кроме архитектурной бригады входят главный специалист по температурно-влажностному режиму Б.Т. Сизов, инженер-технолог Т.З. Николаенко, специнженеры под руководством Н.С. Краснощековой, провел комплексные исследовательские работы. Разработаны проекты и методические рекомендации, осуществлен авторский надзор за производством по целому ряду частей Архангельского собора помещений четырехъярусной западной части храма, кровли четверика, южной палаты и, конечно, порталов.

Близки к завершению структурная перепланировка и приспособление знаменитого придела Уара. На ближайшие годы намечено крупное производство по реконструкции и организации новых экспозиционных помещений в южной пристройке, а также в контрофорсе и тамбуре галереи.

Все строительно-реставрационные работы неизменно сопровождаются натурными изысканиями, в ходе которых сделаны важные открытия, позволяющие по-новому взглянуть на строительную историю памятника. За последние 7–8 лет удалось изучить и датировать основные этапы строительства южной палаты. Раскрыт и идентифицирован значительный по площади отпечаток фасада древнего собора 1333 года времен Ивана Калиты. Изучена структуру алевизовских порталов, сооруженных по итальянской технологии. Определены изначальные пропорции малых порталов, утративших свои нижние части в XIX веке. Доказано, что южный портал, отличающийся от остальных грубой профилировкой и отсутствием орнаментальной резьбы, первоначально был таким же, как и другие порталы, но в XVII веке подвергся капитальной переделке (выявлены его подлинные блоки со следами декора и фрагменты резьбы в кладке XVII века).

По плану Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» многие из последних открытий реставраторов должны стать объектами экспозиций, которые будут развернуты в южных частях Архангельского собора.


Реставрационные работы 1905 года в Архангельском соборе в фотографиях Карла Фишера

Богатейшая фотоколлекция нашего музея стала основой для исследований его сотрудников. Сегодня мы с любезного разрешения заведующей научным фотокаталогом музея Марии Георгиевны Рогозиной публикуем ее текст и 27 фотографий к нему о событиях более чем столетней давности — в Архангельском соборе в Московском Кремле шла реставрация и фотограф Карл Фишер провел фиксацию этих работ. Этот текст недавно был опубликован в издании Музеев Московского Кремля, посвященном 500-летию Архангельского собора.

Архангельский собор. Общий вид с севера. Фото И.Ф. Барщевского. 1889 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2032.

Слово М.Г. Рогозиной:


Архангельский собор в ансамбле Московского Кремля обладает особым статусом. Он является местом захоронения правителей Московского государства. За свое пятисотлетнее существование этот храм-усыпальница неоднократно подвергался поновлениям, ремонтным и реставрационным работам. Однако не все из этих работ были подробно задокументированы.
Из всех ремонтно-реставрационных действий, проводимых до 1917 года, наиболее полно и подробно отражены в документах работы в соборе в 1903-1906 гг., как приуроченные к грядущему юбилею – 300-летию дома Романовых. Об этом было сказано в «Древностях, Трудах Императорского Московского Археологического Общества» (1), а также «Древностях, Трудах Комиссии по сохранению древних памятников ИМАО» в 1906 и 1907 годах, где публиковались протоколы заседаний за 1903-1906 годы.
Кроме письменных источников, содержащих описания вышеназванных работ, в данном случае мы можем говорить еще и о фотодокументах, имеющих особую ценность, так как они позволяют увидеть как процесс ремонта-реставрации, так и состояние храма до изменений. Подборка этих снимков хранится в фондах Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Как ни странно, в научной литературе, посвященной истории Архангельского собора, о данных ремонтно-реставрационных мероприятиях почти не упоминается. В статье А.И. Власюка «Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле» (2) сказано только, что в 1903 году в соборе был заменен пол с чугунного на каменный, что не соответствует исторической правде: смена пола происходила в 1905 году. Ошибка эта тем более странна, ведь именно в данной работе Власюка указана достаточно полная библиография по интересующему нас вопросу, в том числе и ссылка на «Труды комиссии по сохранению древних памятников ИМАО», которыми мы и воспользовались, как уже говорилось выше. В книге И.Л. Бусевой-Давыдовой (3) вопрос о реставрационных работах этих лет вообще не затрагивается.
В ходе наших изысканий, опиравшихся на хранящиеся в музее уникальные фотографии и указанные протоколы ИМАО, было установлено следующее.
В 1901 году в Санкт-Петербурге «образована комиссия по вопросу об устройстве над княжескими и царскими гробницами в соборе вместо деревянных обветшалых надгробий, новых металлических» (4) , о чем сказано в книге протоиерея Н.Д. Изветова «Московский придворный Архангельский собор», изданной в 1916 году. В одном из протоколов ИМАО, опубликованном в 21 томе «Древностей, Труды ИМАО» о деятельности общества за 1903 год, сказано о начале работы по реставрации Архангельского собора Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО, а точнее только о подборе необходимых материалов и визуальном осмотре собора. Тогда были назначены для проведения этих работ в должности шталмейстера двора П.В. Жуковский и архитектор Московского дворцового ведомства В.П. Загорский (5).
Опираясь на данные, опубликованные в «Древностях, Трудах Комиссии по сохранению древних памятников ИМАО», том. 1, можно сказать, что только в 1905 году начались работы в интерьере собора, что противоречит данным, приводимым в статье А. И. Власюка и работах других авторов, берущих за первоисточник указанную статью.
В мае 1905 года Комиссией по сохранению древних памятников обсуждался вопрос об обследовании иконописцем Сафоновым росписей Архангельского собора. Тогда же решалось «согласится ли фотограф Фишер с предложенной ему за предлагаемые снимки ценой и не находит ли общество целесообразным уже теперь произвести некоторые снимки» (6), что было зафиксировано в протоколе №7 от 4 мая 1905 г., опубликованном в 1907 г.
В «Докладе Обществу о ходе дела по выявлению вопроса о реставрации Архангельского Собора в Москве за 1905-6 гг.» сказано: «по указанию комиссии сняты фотографии при исследовании стенописи и надгробий» (7), что дает право предположить согласие фотографа Фишера на проведение съемки в соборе.

Фотография К.А. Фишера. Кабинет-портрет Н.Н. Ильвовского на фирменном фотографическом бланке. Собственность М.Г. Рогозиной.

В обширном фонде фотографий Музея архитектуры им. А.В. Щусева хранится серия из 31 уникального снимка, сделанная фотографом К. А. Фишером. Она посвящена работам в интерьере Архангельского собора Московского кремля в 1905 году. Изображение настенных росписей, которые обследовал иконописец Сафонов, среди этих снимков К.А Фишера в Музее архитектуры только одно, на других же 30 фотографиях зафиксировано состояние княжеских и царских надгробий после снятия чугунного пола XIX века, а так же важные находки, сделанные в процессе работ (склепы под надгробными памятниками), и фрагменты живописи XVII века в дьяконнике.
Однако, в протоколах, опубликованных в «Древностях, Трудах Комиссии по сохранению древних памятников ИМАО», о поручении к К.А. Фишеру снимать эти работы не упоминается, но, несомненно, они были сделаны в процессе работы по договору с ИМАО, о чем говориться в заключительном докладе (8), правда, без упоминания автора изображений. Авторство фотографа устанавливается благодаря авторскому оттиску металлического штемпеля «К.А. Фишер. Москва» на каждой фотографии.

Оттиск металлического штемпеля К. А. Фишера на фотографиях, хранящихся в Музее архитектуры.

Все фотоотпечатки большого размера (18х24 см) наклеены на картон, снабжены подробными комментариями и имеют выдавленный оттиск авторского металлического штемпеля. Фотографии сделаны на высоком профессиональном и художественном уровне, хотя и считаются простой фиксацией реставрационных работ. Они отпечатаны контактом, т.е. в один размер с негативами, при обработке они верировались, и имеют красивый коричнево-фиолетовый оттенок. Негативов, к сожалению, ни в Музее архитектуры, ни в других архивах не обнаружено. Вероятно, передав заказчикам отпечатки, фотограф смыл со стеклянных пластин эмульсионный слой для повторного использования такого дорогого материала, как тонкое фотографическое стекло, как часто делалось в то время.
Исследуемые нами фотографии хранились в Музее архитектуры еще с того времени, когда музей входил в состав Всесоюзной Академии Архитектуры (ВАА), которая была правопреемником Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). Мастерские были созданы в 1923 году вместо закрытого в это время ИМАО и хранили его архивы, которые и перешли по наследству в Музей архитектуры.

Фотограф Карл (Август) Андреевич Фишер (1859-1920-е гг.) (9) приехал в Москву в 1887 году из Оренбурга, уже известным фотографом, призером нескольких фотовыставок, о чем говорит реклама, напечатанная на клапанах из папиросной бумаги, которые прикрывали фотоснимки на портретных фотографиях формата «кабинет-портрет». В 1889 году он купил фотомастерскую у вдовы фотографа Дьяговченко на Кузнецком мосту дом 11, дом Тверского архиерейского подворья. Вскоре Фишер стал фотографом Императорских университета и театров, Московского публичного Румянцевского музея и Музея изящных искусств императора Александра III. С 1894 года Фишер становится членом Российского фотографического общества в Москве. В мастерской К.А. Фишера имелся штат фотографов, которые выполняли фотографические работы, но под его фирменным знаком.


Фрагмент фирменного фотографического бланка К. А.Фишера с фирменным знаком.

К.А. Фишер, став фотографом-профессионалом, работая в Оренбурге, сделал большую этнографическую серию фотоснимков «типов инородцев» коренных жителей Оренбургской губернии. Он увлекался археологией и в течение 5 лет занимался раскопками курганов Оренбургской губернии. Находки он передал в Московский Исторический музей. К переезду в Москву К.А. Фишер был известен, как фотограф, интересующийся археологической наукой. Поэтому, когда он обосновался в Москве, члены ИМАО стали обращаться к нему с просьбами о выполнении необходимых фоторабот. Несмотря на частое сотрудничество, Карл Фишер не получил звания фотографа ИМАО, которое имел только И.Ф. Барщевский.

Клапан из папиросной бумаги фирменного фотографического бланка К.А.Фишера с текстом и изображением наград. Собственность М.Г. Рогозиной.

Архангельский собор Московского Кремля фотографировался реже, чем Успенский собор. Сохранилось всего несколько изображений внешнего вида собора 1870-1890-х годов. В книге М.П. Фабрициуса (10) среди 14 фотографий, сделанных фотографом-художником Пановым, нет снимка Архангельского собора, хотя Успенского включено два вида: внешний вид и интерьер. В коллекции Музея архитектуры им. А.В. Щусева имеется 10 фотоснимков ХIХ века внешнего вида Архангельского собора (не считая общих видов Кремля): 5 снимков неизвестных авторов, один снимок фотографов И.С. Гимера и В.Н. Миланова (1870-е гг.), один – петербургской фирмы «Рейнботт и Ко» (1892-1898 гг.) и три снимка И.Н. Александрова (1890-е гг.).
В коллекции фотографа, основателя жанра архитектурной фотографии, Ивана Федоровича Барщевского, чья коллекция негативов хранится в Музее архитектуры, есть один общий вид Архангельского собора 1889 года (см. фото в самомом начале статьи) и восемь кадров с видами надгробий, сделанных в 1895 году.

Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.

Барщевский очень бережно относился к своим негативам, сохраняя даже разбитые, не повторяя их позднее. Так вид Архангельского собора, сделанный в 1889 году, имеющий отбитый угол, не был им заменен позднее, когда фотограф работал в интерьере собора.

И.Л. Бусева-Давыдова приводит фотографию «Усыпальница Ивана Грозного. Интерьер. Надгробия усыпальницы не закрыты поздними футлярами; на них лежат подлинные покровы XVII в.». К сожалению, в книге не указаны дата, автор и место хранения фотоснимка (11).

Таким образом, серия, сделанная фотографом К.А. Фишером уникальна – она является первой подробной съемкой в интерьере Архангельского собора.


Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866- 65, 66.


Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КП-оф 4866-20, 56.

Работы, которые фиксировал К. Фишер, проводились под наблюдением членов Комиссии по сохранению древних памятников ИМАО. Об этом было сделано сообщение архитектором членом ИМАО З.И. Ивановым на заседании Комиссии по сохранению древних памятников 6 июля 1905 года, что и зафиксировано в протоколе № 14 (12).
И И.Ф. Барщевский, и К.А. Фишер проводили съемку надгробий накрытых только деревянными крышками без праздничных матерчатых покровов. Единственной разницей в сериях фотографий мы можем назвать время проведения съемки. Разница в 10 лет дает уникальную возможность проанализировать изменения состояния данных памятников. Вид кирпичных надгробий с белокаменными плитами на снимках не совсем парадный, видно, что они нуждались в реставрации еще в 1895 году, когда работал И. Ф. Барщевский.

Надгробия на снимках 1895 года как бы вросли в пол. Надгробие кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок.1481-1521), крайнее во втором ряду у южной стены, имело металлическую решетку со стороны, обращенной к проходу:

Архангельский собор. Надгробие кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок.1481-1521). Южная стена 2-ой ряд. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2500.

На трех снимках К.А. Фишер также фиксирует это надгробие. Первый снимок показывает продольную его (надгробия) сторону с уже снятой решеткой и со сколами по краям белокаменной плиты:

Архангельский собор. Продольная сторона надгробия кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок. 1481-1521). Крайнее надгробие во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-04, 05.

На других кадрах можно видеть, что белокаменная плита снята с кирпичного саркофага и приставлена к нему, а под нее подложены куски белого камня. На отпечатках торец надгробия кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого помечен крестиком:


Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий Вел. князей Ивана Ивановича Красного (1326-1359) и Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок. 1481-1521). Надгробия во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-15, 64.

На фотографии, где крупно зафиксирована нижняя часть этого надгробия, дважды поставлена буква «а», чтобы обратить внимание на найденное под полом захоронение. В подписи к фотографии значится «а) Верхняя часть каменного гроба, находящаяся под кирпичными надгробиями против южной стены юго-восточного столба»:

Архангельский собор. Перспектива нижних частей торцов надгробий Вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок.1481-1521). Надгробия во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-16, 17, 18.

На снимке также можно разглядеть смазанную фигуру человека, вероятно, рабочего, который отошел, чтобы не мешать фотографу. По этому снимку можно сказать, что К.А. Фишер использовал длительную выдержку, чтобы получить четкие и светлые изображения в достаточно темном интерьере собора.
На фотографиях К.А. Фишера можно увидеть множество деталей, которых сейчас нет в интерьере, например, маленькое окошечко на южной стене, около третьего ряда надгробий:

Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий Вел. кн. Василия I Дмитриевича (1371-1425), кн. Ивана Ивановича Молодого (до 1473-1490) и кн. Дмитрия Ивановича (1483-1509). Надгробия в 3-ем ряду у южной стены. «б). Верхняя часть каменного гроба, находящаяся под кирпичным надгробием в уровень ныне существующего пола». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-71, 72, 73.

Интересна фотография с надгробиями царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613) и князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). На снимке виден северо-западный угол собора с такими мелкими бытовыми предметами, как шкаф и вешалки для служащих, которые и ныне расположены в том же месте:

Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-62, 63.

На двух отпечатках показана северная стена собора. Снимок с надгробиями князей Андрея Владимировича Радонежского (после 1372-1426) и Андрея Васильевича Углицкого (1446-ок.1494), расположенных у северной стены фиксирует странное нагромождение деревянных ящиков или коробов над саркофагами, а рядом видны консоли для лампад:

Вид на боковые стороны надгробий кн. Андрея Владимировича Радонежского (после 1372-1426) и Андрея Васильевича Углицкого (1446-ок.1494). Надгробия расположены у северной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-30, 31.

Надгробие кн. Андрея Владимировича Радонежского (1446-ок.1494) ранее привлекло внимание И.Ф. Барщевского (см. фото в начале текста). На снимке он запечатлел часть саркофага – его заинтересовал хорошо видный на боковой стороне орнамент. Но на снимке 1895 года, по сравнению с кадром 1905 года, можно увидеть и совсем другое – надгробие сильно заглублено, даже часть орнамента прикрыта плитами чугунного пола; на фото 1905 года нижняя часть саркофага видна полностью. Зато на раннем снимке деревянные навершия на саркофагах совсем новые, доски соединены плотно, а на снимке К.А. Фишера они старые, рассохшиеся и скреплены дощечкой.
Другой кадр северной стены – единственный снимок не алтарной части собора без надгробий с частью живописного убранства. На нем виден фрагмент стены около северной двери собора с лопаткой, на которой с трудом можно разобрать изображения и надпись над ними:

Архангельский собор. «База пилястры, находящаяся у северной двери Собора». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-39, 67.

Два фотоснимка изображают надгробие императора Петра II. На снимке торца саркофага императора Петра II можно разглядеть на заднем плане часть иконостаса и через открытые царские врата надпрестольную сень:

Архангельский собор. «Кирпичное надгробие с каменной плитою над склепом Императора Петра II, находящееся у южной стены Северо-восточного столба». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-01, 02.

Второй кадр показывает продольную сторону надгробия, без декоративных орнаментов. Позднее его закрыли полностью футляром с остеклением только на торце. Там же фотограф зафиксировал открытым еще одно отверстие в склеп в центральном нефе рядом с могилой юного императора.

Архангельский собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-21.

Чтобы заснять и надгробие, и отверстие в полу, Фишер сфотографировал большую часть интерьера собора, чего нет на других фотографиях. На ней видны части столбов и северной стены с росписями и иконами. Роспись на стене хорошо различима, однако на иконах невозможно рассмотреть изображения, но хорошо видны рамы и различная церковная утварь.
Вскрытый белокаменный склеп в центральном нефе у юго-западного столба можно видеть на снимке № 22. Здесь фотограф фиксирует открытый проем и небольшое пространство вокруг него. Видны только деревянные ступени у основания раки с мощами Черниговских святых, убранной в советское время. Сейчас около этого места только надгробная плита Казанского царевича, в св. крещении Александра Сафасиреевича.
Серия из четырех снимков К. А. Фишера посвящена работам в алтарной части храма. Он фотографирует ступени солеи, часть нижнего ряда иконостаса и раскрытые нижние части стен в дьяконике и в переходе из алтаря в дьяконик. На отпечатках видны обнаруженные фрагменты росписей XVII века, до этого перекрытых наслоениями более поздних полов.

Архангельский собор. «Ступени солеи по снятию чугунного пола». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-19, 70.

Архангельский собор. «Дверь из алтаря в дьяконик». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-35, 36.

Архангельский собор. «Вид древнего убранства стен и плиточного каменного пола, засыпанных землею в приходе из Алтаря в дьяконик». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-38, 69.

Архангельский собор. «Стенопись, открытая под верхними слоями красок, нижняя же часть засыпана землею, в дьяконике, северо-западный угол». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-37, 68.

Эти снимки вряд ли можно считать сделанными для фиксации работ Сафонова, который занимался изучением живописи на стенах собора весной 1905 года, т.к. открытие этих фрагментов произошло только в середине лета после снятия полов.

Вскоре после работ К.А. Фишера летом 1905 года в Архангельском соборе настелили новый пол из серого донского гранита, поставленного московским фабрикантом Захаровым (13). При этом были вновь закрыты обнаруженные склепы. В 1906 году на княжеские и царские надгробия были поставлены футляры из листовой прокатной бронзы со стеклянными вставками, изготовленные на Петербургской фабрике Гоне. Древние саркофаги подверглись реставрации, их белокаменные детали видны через стеклянные вставки футляров. Работы по настилу полов и окончательной реставрации надгробий и установке футляров, по-видимому, фотографами не фиксировались как незначительные.
Вся серия фотографий К. А. Фишера, сделанная летом 1905 года, отображает ранний, наиболее важный для исследователей, период ремонтно-реставрационных работ, проходивших в Архангельском соборе. Она представляет значительную ценность для истории Архангельского собора в целом, а так же для возможных современных реставрационных изысканий.

===========================
Примечания:

(1) Императорское Московское Археологическое Общество – принятое сокращение ИМАО.
(2) Власюк А.И. «Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском кремле //Архитектурное наследство. №2. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. М., 1952. с. 105-107.
(3) Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. М.:МАИК «Наука», 1997. с. 93-138.
(4) Изветов Н.Д. протоиерей. Московский придворный Архангельский собор. Сергиев посад, 1916.с. 64.
(5) Древности. Труды ИМАО Т.21, вып.1. М., 1906. с. 10.
(6) Древности. Труды Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО Т. 1, М., 1907. с. 11.
(7) Древности. Труды Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО Т. 1, М., 1907. с. 88-90.
(8) Доклад Обществу о ходе дела по выявлению вопроса о реставрации Архангельского собора в Москве за 1905-6 гг. // Древности. Труды Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО Т. 1, М., 1907. с. 88-90.
(9) Шипова Т.Н. Фотографы Москвы на память будущему. 1839-1930. Альбом-справочник. Издательское объединение МОСГОРАРХИВ. АО «Московские учебники» М., 2001. с. 282-285.
(10) Фабрициус М.П. Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего. М. Издательство Т.И. Гаген. 1883.
(11) Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. М.:МАИК «Наука», 1997. с. 116.
(12) Древности. Труды Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО Т. 1, М., 1907. с. 30-31.
(13) Древности. Труды Комиссией по сохранению древних памятников ИМАО Т. 1, М., 1907. с. 19-20.
=============================

И, в качестве бонуса, — еще четыре снимка из кремлевской коллекции К.А.Фишера:


Архангельский собор. Вид на боковую сторону надгробия кн. Георгия Ивановича Дмитровского (1483-1509). Надгробие расположено у северной стены у лопатки. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-60, 61.


Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царя Алексея Михайловича (1629-1676), царевича Алексея Алексеевича (1654-1670), царя Михаила Федоровича (1596-1645), царевичей-младенцев Василия и Ивана Михайловичей. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-27, 55.


Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царей Федора (1661-1682) и Ивана (1666-1696) Алексеевичей. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. «в). Каменные плиты, перекрывающие склеп, находящийся под кирпичными надгробиями». Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-12, 32.


Архангельский собор. Склеп у юго-западного столба с северной стороны, где похоронен Казанский царевич, во св. крещении Александр Сафасиреевич. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-34.

Tags: 1900-е, Кремль, Москва, фотоколлекции

Кремль, Царь-колокол и Архангельский собор в Москве #11984100

Наши стандартные фотопечати (идеально подходящие для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для ярких репродукций — идеальна для обрамления

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок на любой праздник

Плакат
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и монтировке — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные , спасибо и многое другое

Старинные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево с эффектом фаски — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Печать на холсте
Печать на холсте придаст цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готов к подвешиванию

Фотокружка
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе. стандарт самых критичных музейных хранителей

Фото в рамке
Фотопечать поставляется в специальном картонном футляре, готовом к обрамлению

Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Открытки
Фотооткрытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Коврик для мыши
Фотопринт архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышами

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные закаленное безопасное стекло и термостойкие подставки для столовых приборов

Каркас премиум-класса
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Подушка
Дополните свое пространство аксессуарами декоративные мягкие подушки

Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски

Стеклянная рама
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке

Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный настольный принт

Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Соответствующие подставки также могут быть доступны

Архангельский собор в Москве Стоковое фото ©anrymoscow 57445171

Архангельский собор в Москве Стоковое фото ©anrymoscow 57445171

Изображения

ВидеоРедактированиеМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

Предприятие

Цены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Чтобы скачать это изображение,

Уже зарегистрированы 90022? Войти

Я согласен с Условиями участия Получать рассылку и специальные предложения

Архангельский собор на Соборной площади Московского Кремля.

— Фото автора anrymoscow

Получите это изображение всего за 1,44 € с нашим новым гибким планом

Попробуйте сейчас

Похожие лицензионные изображения:

и Большой дворец в Московском КремлеМОСКВА, РОССИЯ — 07 СЕНТЯБРЯ 2014 г.

: Благовещенский собор и Царь колокол в Московском КремлеМОСКВА, РОССИЯ — 07 СЕНТЯБРЯ 2014 г.: Колокольня Ивана Великого в Кремле. Он был построен в 1508 году для русских православных соборов на Соборной площади Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом ПосадеРОСТОВ, РОССИЯ — 27 июля 2014 года: Колокольня Ростовского Кремля в Ярославской области, Россия Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Димитриевский собор и Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом, Россия. Вид на церковь Воскресения Христова и Успенский собор в Ростовском Кремле на фоне голубого неба, Золотое кольцо, РоссияВоскрешение Христос (1670 г.) и Успенский собор в Кремле Ростова Великого, РоссияРОСТОВ, РОССИЯ — 27 июля 2014 г.: Вид на Воскресение Христово (1670 г.) и Успенский собор в Ростовском Кремле, Золотое кольцо, РоссияВид на Воскресение Христово Храм Христа Спасителя и Успенский собор в Ростовском кремле со смотровой площадки, Золотое кольцо, Россия церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста в КоломнеРождественский собор, Суздаль, Россия

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Архангельский собор в Москве» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *