Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Архипелаг новая земля как добраться: Как попасть на Новую Землю

Архипелаг Новая Земля — морские перевозки, доставка грузов по Северному морскому пути

География перевозок

Морские порты играют важную в освоении Арктики и природных ископаемых Крайнего Севера. Северный морской путь — кратчайшая дорога для перевозок из Европы в Азию — начинается от архипелага Новая Земля, где расположены так называемые Карские ворота. Этот пролив — граница между Баренцевым и Карским морями. Отправка на архипелаг Новая Земля различных грузов из Мурманска, Архангельска и других портов может быть затруднена, если у компании-перевозчика нет судов, которые могли бы курсировать ежегодно, а не только в летнее время. ТК «Северный проект» имеет собственный, отлично оснащенный ледовой флот, что позволяет осуществлять грузоперевозки на архипелаг Новая Земля в любое время года.

Морские порты Арктики строились и строятся для того, чтобы упростить внешнюю торговлю и проводить каботажные перевозки полезных ископаемых и топлива. Наша компания полностью берет на себя организацию комплекса перевозок на архипелаг Новая Земля, создавая для каждого клиента собственную транспортную схему, в соответствии с которой товар будет доставлен вовремя.

Что представляет собой архипелаг? Это ряд островов, расположенных в Северном Ледовитом океане. Долгое время являлся закрытой военной базой и даже метеостанция, которая находится на мысе Желания оставалась Секретной. Это важная точка для моряков, ориентир, отмечающий водораздел Баренцева и Карского моря. И сегодня острова остаются закрытой территорией, где находится полигон, испытательная база, поселок строителей. Коренного населения уже не осталось. Тем не менее, транспортировка на архипелаг Новая Земля и оттуда различных грузов — востребованная услуга. Ведь сообщение между островами и континентом возможно только по морю и по воздуху.

Протяженность архипелага — более 900 км. Само территориальное образование представляет собой два крупных острова, Южный, с поселками, и Северный, с большими ледниками. Есть и малые острова, но на них не ведется добыча и не устроены причалы.

Транспорт на архипелаг Новая Земля ходит только морской и воздушный. Морем можно забрать и доставить с островов любой груз, включая насыпной или навалочный, контейнеры и оборудование.

На Северном острове около 20 тысяч км кв. занято ледниками. Это крупнейший российский и европейский ледник. Южный остров представляет собой арктическую тундру, где найдены руды цветных и черных металлов. Районы месторождений являются самыми крупными в России. Здесь находятся залежи марганцевых руд. Доставка грузов на архипелаг Новая Земля происходит только для жителей Южного острова, поскольку на остальной территории поселений нет.

Острова являются частью Архангельской области. Административный центр расположен в поселке Белушья Губа на Южном острове. Население его около 2 тысяч человек. Неподалеку расположен другой пункт, Рогачево. Ненцев на островах нет и поэтому доставка на архипелаг Новая Земля производится, как правило, по заказу военных. Летом суда доставляют грузы на берег, где нет специальных причалов и портов, используются буксиры и баржи. Зимой же во льдах пробивают путь атомные ледоколы.

Поблизости от бухты Белушья Губа находятся залежи энергетических ископаемых — нефть, конденсат, газ. Поэтому логистика транспортных перевозок на архипелаг Новая Земля является одним из приоритетов развития Крайнего Севера и всех судов, курсирующих по Севморпути.

Всё об архипелаге Новая Земля

Начало статьи

Никакой связи, кроме почтовой, с Большой землей не было. Но даже почтовая связь была ограниченной, отправления весом более 1 кг как на Новую Землю, так и с Новой Земли посылать было нельзя.

 

Все необходимое в 50—60-е годы доставлялось почти исключительно морским путем во время короткой северной навигации. В начале 70-х годов взлетно-посадочная полоса аэропорта Рогачёво стала железобетонной, что позволило заметно улучшить воздушное сообщение с Новой Землей и организовать регулярное сообщение между Архангельском и Рогачёво. Но поскольку всё, что существовало на Новой Земле, было государственной тайной, то в расписаниях аэропорт Рогачёво отсутствовал и обозначался как «Амдерма-2». В обиходе как сам аэропорт, так и вообще Новую Землю называли просто «Двойкой».

 

Вообще, адресов и условных обозначений у островов в это время было много. Почтовым адресом Белушьей Губы был «Архангельск-55», Рогачёво — «Архангельск-56». Туда же, на «Архангельск-56», адресовалась корреспонденция, предназначенная для точек ПВО и ВМФ, расположенных на Южном острове Новой Земли, сообщение с которыми осуществлялось через Рогачёво. В 80-е годы связь с точками поддерживали главным образом с помощью вертолетов, но даже на самые близкие точки «вертушки» летали один-два раза в месяц, а сообщение с дальними точками поддерживалось раз в несколько месяцев.

 

Точки, расположенные на Северном острове и на Земле Франца-Иосифа, снабжались через Диксон, и их почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2». Эти адреса использовались исключительно для почтовой связи, телеграфные адреса были совершенно иными. Например, телеграфный адрес Белушьей Губы был «Москва, К-704». После указания населенного пункта писался номер войсковой части с добавлением букв «ЮЯ», например, в/ч ЮЯ 03219 (3-й радиотехнический полк). Что означают буквы «ЮЯ», мне неизвестно, смеха ради их расшифровывали как «Южнее Ялты». Впрочем, буквы «ЮЯ» можно было не указывать, письма все равно доходили. Никаких прочих координат, кроме фамилии и инициалов, указывать в адресе необходимости не было.

 

Телефонная связь с Большой землей могла осуществляться исключительно по военным каналам связи, выхода на гражданские каналы не было вообще. Государственная тайна, окружавшая всю Новую Землю, охранялась очень строго, но главным образом от собственных граждан. Например, в письмах запрещалось сообщать любые сведения, которые позволили бы определить место службы, а тем более прямо его указывать. Вся корреспонденция проверялась, и на прочитанных письмах красовался штамп «На Архангельский ПЖДП поступило в загрязненном виде». Если бы не этот штамп, догадаться о вскрытии письма было бы невозможно, навыки вскрытия у цензоров были отработаны хорошо.

 

Транспортное сообщение, как воздушное, так и морское, поддерживалось, главным образом, с Архангельском. К 80-м годам полностью прекращается морское пассажирское сообщение между Архангельском и Белушьей Губой («Портопункт 40-40» — еще одно обозначение Белушки, как ее называют на Новой Земле), и все перевозки людей в этом направлении осуществляются исключительно по воздуху. Единственное исключение — рейсы пассажирского теплохода «Советская Татария», который доставлял на Новую Землю ученых — участников атомных испытаний с Большой земли. Но грузовое сообщение осуществлялось в основном морским путем.


Более или менее оборудованный пирс на Новой Земле только один — в Белушьей Губе. На некоторых точках имелись причальные сооружения, главным образом деревянные, зачастую сохранившиеся со времен «гражданского» освоения. Но на большей части точек грузовые работы могли осуществляться исключительно на рейде, и грузы к берегу доставлялись на плашкоутах, специальных небольших судах. Работы по разгрузке и складированию грузов были очень тяжелыми, личный состав на них буквально выматывался. К тому же многие точки располагались вдали от побережья, и поступившие по навигации грузы в течение всего остального года, в том числе и зимой, постепенно доставлялись в их расположение. На «Новоземельском форуме», www.belushka.ru, один из участников, вспоминая свою службу на точке, пишет: «Так мы его (уголь. — В.М.) на самодельных санях из жести с пирса таскали. Впрягались по три человека и порядка десяти километров за ним ходили. Ходки три-четыре за день сделаешь, а потом полночи судороги на ногах схватывали. Романтика, черт побери». Для того чтобы обеспечить работу в короткие месяцы навигации, каждая точка вынуждена была иметь в два-три раза больше личного состава, чем это требовалось для осуществления боевых дежурств.


Автомобильная дорога на Новой Земле одна, она соединяет Белушью Губу и Рогачёво. Перемещение за пределами этой дороги осуществляется, главным образом, на вездеходах ГТС-М. Перемещаться пешком на большие расстояния запрещается. Лыжи не используются вообще, в частях их нет; непредсказуемость новоземельской погоды и обилие белых медведей делают пешие и лыжные переходы чрезмерно опасными.

 

Устойчивого транспортного сообщения между Южным и Северным островами, а также с Землей Франца-Иосифа не существовало. Были лишь эпизодические и не всегда предсказуемые полеты вертолетов или самолетов. Хорошо помню случай, когда на точке Греэм-Белл (З.Ф.И.) в январе 1986 г. сгорел свинарник и погибли свиньи. Новых свиней туда доставляли специальным рейсом на Ил-76ТД из Рогачёво. Сколько стоила каждая такая свинья, трудно даже предположить.

 

Но обычным способом сообщения с дальними точками был следующий: из Рогачёво в Архангельск, из Архангельска в Диксон, из Диксона на точку. Сколько времени уйдет на дорогу — как повезет. Если надо было с точки добираться в Белушью Губу, последовательность была обратной. «Дембелей» с З.Ф.И. и севера Новой Земли обычно начинали вывозить за два-три месяца до увольнения. Их перевозили через половину Северного Ледовитого океана, Диксон и Архангельск в Белушью Губу или Рогачёво, выдавали документы об увольнении и затем отправляли назад в Архангельск. Очевидно, что расходы на содержание войск на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа были непомерно велики.

 

Понятно, что точная численность «населения» островов в то время не известна, но, опираясь на косвенные данные, для середины 80-х годов можно оценить ее в 8—10 тыс. чел.

 

Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала на Новой Земле начинается в конце 80-х годов. С прекращением испытаний ядерного оружия резко идет на убыль численность персонала, обслуживающего полигон. Начинается сокращение численности военнослужащих на точках ПВО.

 

В 1990—1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа. Личный состав выводится на Большую землю, материальная часть на отдаленных точках оставляется, с близких точек частично вывозится. Некоторые точки (Мыс Меньшикова, Губа Чёрная) передаются в состав Федеральной пограничной службы, но затем и они расформировываются.

 

Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.

 

Одновременно с этим упраздняются точки ВМФ, расположенные на западном побережье Новой Земли, а также части РВСН.

 

Прекращается и существование поселка Рогачёво. Почти все здания и сооружения поселка ныне представляют собой руины. Аэродром обслуживает дежурная смена, которая приезжает из Белушьей Губы. Сейчас, насколько можно судить по открытым источникам, все точки на Новой Земле ликвидированы. Население сосредоточено в поселке Белушья Губа (2,8 тыс. чел.). Кроме этого, поддерживается существование пос. Северный, но численность личного состава здесь незначительна. В целом сейчас можно считать, что Новая Земля «стянулась» до пределов Белушьей Губы.

 

Если до конца 80-х годов здесь «сосуществовали» разные виды вооруженных сил, то сейчас единственным и полновластным хозяином Новой Земли стал Центральный полигон России. Это название полигон получил 27 февраля 1992 г. согласно президентскому указу № 194 «О полигоне на Новой Земле». Указ оставлял Центральный полигон в ведении Военно-морского флота. В 1998 г. полигон передали в ведение 12-го Главного управления Министерства обороны («Ядерно-техническое обеспечение и безопасность»).

 

В конце ХХ в. на Новой Земле началось восстановление гражданской власти. Было создано муниципальное образование «Городской округ Новая Земля». Согласно уставу этого округа, в него входят поселки Белушья Губа и Рогачёво, но площадь муниципального образования при этом составляет 79 788 км2, т.е. почти всю территорию Новой Земли.

 

На некоторых, неквалифицированно составленных картах России, изданных как в советское, так и в постсоветское время, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа обозначены принадлежащими к Ненецкому автономному округу (НАО). Но к НАО, хотя он и ближайший континентальный сосед, МО «Новая Земля» не относится. Это МО входит напрямую в Архангельскую область на правах района. (Земля же Франца-Иосифа и остров Виктория с 1 января 2006 г. официально включены в состав Приморского района Архангельской области.)

 

Однако и в состав Архангельской области эти территории входят очень условно. Большая часть Новой Земли — Центральный полигон, подчиняющийся непосредственно Москве, и сколько-нибудь серьезные вопросы, связанные с островами, решаются не в Архангельске, а в столице России.

 

Белушья Губа ныне — нормальный поселок со всеми атрибутами цивилизации. Индекс у нее остался прежним, 163055, но адрес теперь не «Архангельск-55», а «поселок Белушья Губа Архангельской области». Здесь есть школа, детский сад, «гражданская» телефонная связь с Большой Землей (правда, код телефонов — 495, т.е. Москва). Построена церковь. Есть школа, детский сад, бассейн, сотовая связь, торговый центр, Интернет. По-прежнему поддерживается регулярное воздушное сообщение с Архангельском и по-прежнему отлетающих и прилетающих проверяет «служба режима».

 

Въезд на острова чрезвычайно затруднен, пропуск на посещение Новой Земли оформляется несколько месяцев, и во въезде может быть отказано, если «компетентные органы» сочтут основание для него недостаточно убедительным. Засекречена даже сама процедура получения таких пропусков. Гражданам других государств, в том числе и ближнего зарубежья, получить пропуск на Новую Землю вообще невозможно. Юмор ситуации заключается в том, что Новую Землю хотели бы посетить, главным образом, те граждане республик бывшего Союза, включая Прибалтику, которые отдали Новой Земле значительную часть своей жизни, и тайны этих островов им и без того хорошо известны.

 

На Землю Франца-Иосифа можно добраться только «с оказией», которой можно ждать очень долго, поскольку полярная авиация сокращается по мере исчезновения своих «клиентов». И тоже нужен пропуск — ведь Земля Франца-Иосифа с островом Виктория, как и Новая Земля, являются частью пограничной зоны.

 

В последние годы пишут о разнообразных «проектах» освоения Новой Земли, которые правильнее было бы назвать «прожектами». Занимаются «прожектерством», видимо, люди, в принципе не знающие, что такое Новая Земля. Так, журнал «Газовая промышленность» в декабрьском номере 2008 г. опубликовал статью, в которой предлагается строительство в Белушьей Губе завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Ямала для последующего вывоза его в Европу. Предполагается также сделать Новую Землю опорной базой освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Есть и совсем безумные идеи разработки рудных месторождений и строительства металлургических заводов на юге Новой Земли с вывозом продукции через порт Белушьей Губы, грузооборот которого предлагается нарастить по такому случаю в десятки раз.

 

Читаешь во вроде бы солидных изданиях очередные статьи на тему «Освоим Новую Землю во что бы то ни стало!» — и хочется спросить у авторов: «А видели ли вы Новую Землю в реальной действительности, а не в проектном бреду, и если да, то сколько времени?»

 

Это вопросы человека, испытавшего на себе, что такое Новая Земля. Но можно задать и более профессиональные вопросы. Первый — где предполагается брать рабочую силу для реализации «блестящих» на бумаге геоэкономических построений? Селить на островах? Безумие. Возить вахтовым методом? Но все равно надо где-то селить, и условия должны быть более или менее комфортабельными — эта «рабочая сила» не будет таскать на себе уголь за десять километров по снегу. Второй — как предполагается обеспечивать новые предприятия электроэнергией? Военным ее требуется немного, поэтому они обходятся дизельными электростанциями. Промышленное предприятие с помощью дизельной электростанции тоже можно обеспечить, но расходы на электроэнергию будут непомерно велики. Третий — на островах существует проблема питьевой воды. В Белушьей Губе и Рогачёво она решается за счет «питьевых озер», на большинстве точек, как уже говорилось, воду добывали зимой из снега, а летом из запасенного зимой льда. Четвертый — как обеспечить ритмичность и постоянство транспортно-экономических связей там, где море покрыто льдом девять месяцев в году и авиасообщение может отсутствовать неделями?

 

Очевидно, что в ближайшем будущем все «прожекты» экономического освоения Новой Земли останутся исключительно на бумаге и в головах их авторов. Это была, есть и будет «вотчина» военных. И это правильно, поскольку любые попытки экономического освоения островов Арктики обойдутся очень дорого и ничего не дадут взамен.

Экспедиция на Новую Землю — Арктическая Россия

Добро пожаловать на Новую Землю

Богатая флора и фауна Арктической России.

Новая Земля — горный архипелаг в Северном Ледовитом океане, который включает в себя захватывающие пейзажи, уникальную арктическую флору и фауну и исторические места. Новая Земля состоит из двух крупных островов, Северного (северного) и Южного (южного), разделенных узким (2-3 км) проливом Маточкина и множество сравнительно небольших островов, самый крупный из которых — Междушарский. Пролив также отделяет ландшафт северной арктической пустыни от южной тундра. Горы и ледники Новой Земли очень впечатляют и стоят того, чтобы их увидеть.

Флора и фауна на островах очень похожи. Типичными растениями являются ползучая ива, пурпурная горная камнеломка, авран, горный лишайник и арктическая трава. Растительность в южной части находится в чаще березняк, мох и низкотравье, на участках вблизи рек, озер и заливов растет много грибов; различные виды грибов.

Птичий мир Новой Земли очень богат: пятнистые виды – это различные колонии чаек, кайр, тупиков, среднего поморника, малого воробья, чернозобой гагары, желтоклювой гагары, белолобого гуся, Тундровый (малый) лебедь, краснозобый крохаль, песочник, ржанка, короткохвостый и длиннохвостый поморники, сапсан, тундровая чечетка, лапландская овсянка, белая трясогузка и белая сова.

На Новой Земле обычны белые медведи, северные олени и песцы, а также лемминги и куропатки. На Новой Земле обитают морские животные: гренландский тюлень, Кольчатая нерпа, морской заяц, морж и киты. Пресноводные рыбы рек и озер Новой Земли в основном представлены арктическим гольцом.

Русские знали о Новой Земле с XI века, когда сюда приезжали охотники из Новгорода. Для западных европейцев поиск Северного Морской путь в 16 веке привел к его исследованию. Первый визит из западной Европы совершил Хью Уиллоуби в 1553 году, и он встретил русские корабли с уже наладился охотничий промысел. Голландский исследователь Виллем Баренц достиг западного побережья Новой Земли в 159 г.4, а в последующей экспедиции 1596 г. обогнули северную оконечность и зимовали на северо-восточном побережье. Виллем Баренц погиб во время экспедиции и, возможно, был похоронен на Северном острове.

Для сохранения природных комплексов и наиболее ценных объектов Новой Земли в 2009 году создан Национальный парк «Русская Арктика». В 2010 году к Национальному парку присоединился заповедник «Земля Франца-Иосифа». Российская Арктика – так называемая «Жемчужина Арктики».

Город Белушья Губа — административный центр Новоземельского района, расположенный в юго-западной части Южного острова. Весь архипелаг Новая Земля, включая Белушья губа является зоной ограниченного доступа (формально в составе пограничной зоны), и для посещения архипелага требуется специальное разрешение.

Мы можем позаботиться об этом.

Более подробную информацию о Новой Земле можно найти на странице Википедии: Новая Земля.

Район Новая Земля

Возможные экскурсии:

  • Земля Франца-Иосифа и Новая Земля (16 дней)

    Пройдите по стопам первых исследователей Арктики и понаблюдайте за дикой природой в этом уникальном путешествии в самые отдаленные места. ледяные архипелаги арктической России.

  • Земля Франца-Иосифа, Новая и Северная Земля (22 дня)

    Взгляните на захватывающие дух ледники Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, уединенные острова ледяного Карского моря, открытую в 1932 году Северную Землю!

Морская Арктика Россия:

  • Земля Франца-Иосифа

Близлежащие города:

  • Мурманск

Достопримечательности Новой Земли и достопримечательности

Новая Земля состоит из двух крупных островов и ряда более мелких. Два основных острова — Северный (северный) и Южный (южный), разделенные Маточкиным проливом.

Коренным народом архипелага являются ненцы. Когда Советы создали ядерный полигон на Новой Земле в 1950-х годов они вынудили всех ненцев переселиться на континент.

Предположительно русские знали Новую Землю, начиная с XII-XIII веков. В то время новгородские купцы исследовали Арктику и смогли добраться до архипелага, хотя письменных свидетельств об этом нет.

В 1553 году английский путешественник сэр Хью Уиллоуби посетил архипелаг с экспедицией Московской компании.

Голландский исследователь Виллем Баренц обогнул северную оконечность Новой Земли в 159 г.4, и остался на одну зиму на северо-восточном побережье. Его экспедиция нашла разрушенное русское поселение и другие следы человеческой деятельности.

Во время более позднего плавания Федора Литке в 1821–1824 гг. было нанесено на карту западное побережье архипелага.

Первое постоянное поселение было основано в 1870 году в Малых Кармакулах.

В настоящее время архипелаг административно относится к Архангельской области. По переписи 2017 года численность населения составляет 2,9 чел.10 человек, из них 2149 проживают в селе Белушья Губа.

Новая Земля омывается Баренцевым морем на западе и Карским морем на востоке. Общая площадь островов составляет около 90 650 квадратных километров.

Карский пролив отделяет архипелаг от материка. Местность в основном пересеченная и гористая. Горы достигают высоты 1070 метров. На северном острове много ледников.

Природные ресурсы включают медь, свинец и цинк.

Климат Новой Земли достаточно суров. Зима длится 180 дней с продолжительным периодом полярной ночи (с 17 ноября по 26 января). Бывают сильные ветры и метели. Самые низкие температуры в феврале-марте (в среднем -17°C). Лето очень короткое; самая высокая средняя температура +7 ° C в июле. Осенью много дождей.

Растения тундры в основном представляют собой растительность архипелага.

На островах обитает множество видов птиц, в том числе бургомистры, полярные крачки, снежные совы, белые тетерева, гуси, гаги и др.

Из млекопитающих представлены лемминги, песцы, северные олени и белые медведи. Морские виды, населяющие моря и берега Новой Земли, включают гренландского кита, малого полосатика, белугу, моржа, нарвала, гренландского тюленя, морского зайца и кольчатого тюленя.

Новоземельский полигон

В июле 1954 года Новая Земля стала Новоземельским полигоном. Он просуществовал более 35 лет. «Зона А», Чёрная Губа (Черная бухта), использовалась в 1955–1962 и 1972–1975 годы. «Зона Б», Маточкин Шар, использовалась для подземных испытаний в 1964–1990 годах. «Зона С», Сухой Нос, использовалась в 1958–1961 годах. В 1961 году здесь проводились испытания «Царь-бомбы» — крупнейшего из когда-либо испытывавшихся термоядерного оружия (мощностью 50 мегатонн). Другие испытания проводились на островах.

За всю свою историю как ядерного полигона Новая Земля произвела 224 ядерных взрыва с общей взрывной энергией 265 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *