Расцвет римского храмового искусства. Пантеон / Древний Рим / Античная архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский, «храм всех богов» Римской империи Пантеон (125 г. н. э.) — самый прекрасный и лучше всего сохранившийся памятник античного Рима.
Этот наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды при императоре Адриане был перестроен из круглого бассейна Аполлодором Дамасским, автором самого крупного архитектурного ансамбля Древнего Рима - форума Траяна. Пантеон вмещает более двух тысяч человек.
Его пространство перекрыто куполом смелой конструкции диаметром 43 м, который оставался непревзойденным до 2-й половины XIX в. и послужил образцом купольной постройки для всех последующих веков.
Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в
гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика.
Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.
В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте
внутреннего пространства храма (43 м) так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует
купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает
впечатление особенного, возвышенного величия.
Купол Пантеона достигает в диаметре 43 м, а толщина его около 1 м, его не превзошли купола храмов Средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. Для освещения в центре купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м.
Здание снаружи необычайно массивно. Сплошное пятидесятишестиметровое в диаметре кольцо глухих стен
замыкает его. Купол кажется вдавленным в эти стены, переходя к ним рядами плоских уступов. Сооружение
образует монолитную глыбу, под тяжестью которой, кажется, прогнулась земля. Глубокий портик нисколько не
смягчает этого мощного эффекта тяжести. Его колонны возносятся почти на пятнадцатиметровую высоту.
Внутреннее пространство древнего храма — огромное, торжественное, но наполненное мягким, умиротворяющим светом. Диаметр круглого зала чуть больше сорока трех метров. Облицованные мрамором стены прорезаны глубокими нишами, то прямоугольными, то полукруглыми. Отгораживающие их от основной части зала колоннады образуют ажурные завесы, позволяющие этому пространству сохранить идеально круглящиеся границы, но в то же время не быть геометрически замкнутым.
Кольцеобразный накладной антаблемент и расчлененный филенками аттиковый ярус над ним плавно описывают окружность зала, прерываемую, однако, входной аркой и конхой главной экседры в глубине.
Вертикали колонн, пилястр, филенок привлекают взор к увенчивающему зал полусферическому куполу, в котором
все пространство храма приводится к невиданно гармоническому единству.
Купол Пантеона — подлинное чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Это правильная полусфера диаметром в 43,2 метра (размеры его пролета были превзойдены лишь в XX столетии!). Его высота равна высоте стен, на которые он опирается. Тяжелый и массивный снаружи, он внутри покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью. Зрительно облегчающие его пять рядов убегающих вверх кессонов собирают в своих углублениях мягкий сумрак, и можно представить себе, что некогда украшавшие их позолоченные розетки поблескивали как звезды. Недаром древние сравнивали этот купол с небесным сводом.
Но Пантеон таит и еще одно несравненное чудо. В этом храме только один источник света — круглое девятиметровое окно, прорезанное в центре купола — «глаз Пантеона», как его иногда называют. Отсюда вниз падает сияющий световой столб. В «небе» храма сияет свое солнце.
Как уже говорилось, диаметр купола равен диаметру зала, а высота его — высота опорных стен. В
образованное ими пространство вписывается шар — гигантский шар, куда свободно поместилось бы современное
десятиэтажное здание.
В экседрах Пантеона стоят пышные саркофаги членов Савойской династии, но каждый из пришедших сюда спешит в левый дальний сектор храма, где на скромной могильной плите всегда лежат живые цветы — маленькие букеты красных гвоздик. Здесь похоронен Рафаэль.
Пантеон много раз копировали, но никто не сумел превзойти римский. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие.
Опыт римских центрических построек был широко использован в эпоху раннего христианства, в IV—V веках,
когда велось большое строительство храмов для только что принятого культа. Таковы церковь и мавзолей
Санта Констанца (на виа Номен-тина), церковь Сан Стефано Ротондо (недалеко от Колизея). Их внешний вид
лишен каких-либо украшений, но интерьеры изящны и полны еще античной, но ставшей уже чуть идиллической
красоты
(4, стр. 13-14; 5, стр. 28; 9, т. 2. стр. 530-540; 10, стр. 260-261; 11,
стр. 43-44; 13, стр. 90-92; 16, стр. 52-53).
Пантеон. Рим. Слева: Конструкция купола Пантеона. Разрез. План.
Читайте также:
- Римские постройки, созданные при императорах династии Флавиев (69-96 гг.): Веспасиане, Тите и Домициане
- Колизей (75-80 гг.н.э.)
- Постройки периода правления династии Антонинов (96-192 гг.н.э.)
- Палатин
- Строительство храмов во время правления императоров Траяна (98-117 г. н. э.) и Адриана (117-138 гг. н. э.)
- Храмовый комплекс в Баальбеке
Источники
Пантеон в Риме: история, храм, архитектура, фото, купол
Содержание:[ Показать ]
- История Пантеона
- Архитектура храма богов
- Интересные факты
- Захоронения в храме
- Видео о Пантеоне
- Полезная информация
- Экскурсия
- Отели около Пантеона
Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его.
Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.
История Пантеона
Кем построен
Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа, родственник императора Августа. Пантеон в древнем Риме – уникальное по сложности сооружение в своё время: задумка архитектора является прогрессивной и в наше время. Также впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2 тысячелетия назад – задача не из простых.
Строительство храма
Перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид.
Из языческого храма в христианский
Из-за того, что храм был языческим, многие христиане хотели его разрушить. Храм сберегли благодаря императору Фоке. В 608 году император отдал Пантеон папе Римскому Бонифацию IV, который освятил языческий Пантеон в христианский. Также Папа Римский приказал перенести останки первых христиан в бывший языческий храм.
Благодаря этим мерам, сторонники разрушения храма успокоились, и Пантеон в Риме сумели спасти. Таким образом, только благодаря Бонифацию IV, мы до сих пор можем любоваться этим чудом архитектуры
Вход в ПантеонАрхитектура храма богов
Пантеон снаружи и внутри
Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.
Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.
Вид на алтарь внутри ПантеонаЧто означает отверстие в крыше
Главная особенность Пантеона – отсутствие окон.
При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.
Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.
Купол Пантеона
Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.
Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.
Интересные факты
- Благодаря своим шестиметровым стенам, Пантеон часто служил крепостью при восстаниях и бунтах в Средние века.
- До сих пор купол храма является самым большим в мире, построенного из бетона без арматуры, при этом имея внушительный возраст.
- До XVIII века в базилике было множество позолоченных дорогих деталей, которые позже сняли и отправили на переплавку.
- По легенде, сферический купол Пантеона дал толчок Николаю Копернику окончательно сформулировать свою гелиоцентрическую теорию.
- Пантеон стал первым храмом, куда могли заходить простые люди, до этого вход разрешался только жрецам.
Захоронения в храме
Начиная с эпохи Ренессанса, в храме начали делать захоронение знаменитых и выдающихся людей. Священники, музыканты, скульптуры и даже святые покоятся здесь. Кроме знаменитых деятелей культуры, тут обрели покой и многие из правящих династий, например, короли Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает саркофаг с останками Рафаэля Санти, причисленного к лику святых.
Видео о Пантеоне
Где находится
Адрес: Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda)
Как добраться до Пантеона
Ближайшая станция метро – Barberini
Билет в Пантеон
Посещение бесплатно
Время и часы работы
С 9:00 по 19:30, воскресенье – с 9:00 по 18:00
Экскурсия
Для тех, кто собирается в Рим, рекомендуем экскурсию “Античный Рим — путь в прошлое“. Эта экскурсия станет идеальным путешествием в прошлое, после которого уже сложно будет смотреть на город прежним взглядом.
Забронировать экскурсию
Отели около Пантеона
Так как это исторический центр, это очень удобное место для того чтобы остановиться в Риме. Особенно если вы приезжаете в Рим впервые.
Посмотреть отели около Пантеона
5 3 голоса
Рейтинг статьи
Эйтч Борромини Рим | Официальный сайт
Номера и люксы во дворце XVII века по проекту Борромини. Гости Дворца могут буквально «жить историей» и позавтракать перед фонтаном Четырех рек работы Бернини, выпить напиток под звон колоколов в башне церкви Санта-Аньезе, поспать под фресками, полюбоваться Пьяцца Навона со старинными часами и круглым окном и обедать на крышах Рима с захватывающим дух видом, который простирается от купола Пантеона до собора Святого Петра.
Collegio Innocenziano — это название крыла Палаццо Памфили, в котором находится отель Eitch Borromini. Наши люксы — это редкая возможность переночевать в историческом особняке семнадцатого века, на одной из самых красивых площадей Рима и мира.
Самый
Эксклюзивные услуги
Коктейль-бар
Ресторан
Самостоятельная регистрация заезда/отъезда
Панорамный вид
Художественная галерея
3 1
3 9 Доступная роскошь
Миссия Eitch Новый стиль, ориентированный на потребности туристов со всего мира, с движущей силой, способной сочетать наследие и будущее.
Откройте для себя наши апартаменты
Люкс Роскошный с видом
Это самые престижные номера в здании, в котором мы размещаемся, также называемом Иннокентийским колледжем, благодаря которому площадь Пьяцца Навона стала так называемым «островом Памфили», великолепным свидетельством архитектуры барокко и власть семьи.
[…]
82 м²
Откройте для себя
Люкс Делюкс с видом
Великолепно обставленные люксы со всеми характеристиками предыдущей категории, но дополненные видом на один или несколько уголков вечного города. […]
32-40 м²
Откройте для себя
Deluxe Suite
Все номера категории Deluxe имеют историю, переплетенную с древними дворцовыми интригами. Все они отличаются друг от друга, мы приглашаем вас расспросить наших сотрудников об их истории. […]
32-40 м²
Discover
Superior Suite with View
Единственными номерами этой категории во всем здании являются два больших люкса, расположенных на четвертом этаже с видом на купол собора Святого Петра или колокол башня Сант-Иво-алла-Сапиенца, посвященная соответственно семье Дориа и святой Евгении.
[…]
25 м²
Откройте для себя
Superior Suite
В номерах Superior Suite мы находим различные части оригинальной обстановки здания, в котором находится Eitch, спроектированного Франческо Борромини, одним из самых значительных и экстравагантных художников римского барокко. . […]
24 м²
Откройте для себя
Классический номер
Большой и светлый двухместный номер с кроватью повышенной комфортности, обставленный с вниманием к деталям. Оригинальный пол придает интерьеру выразительность и соответствует многовековой истории здания. […]
16 м²
Откройте для себя
Одноместный номер
Номера, расположенные на третьем этаже, идеально подходят для индивидуальных путешественников, которые ищут все удобства, необходимые для быстрого пребывания в Вечном городе.
[…]
12 м²
Откройте для себя
Terrazza Borromini
На 4-м этаже, рядом с Художественной галереей, расположены наши столовые. Модные местные жители собираются в нашем ресторане Terrazza Borromini, который предлагает интригующее меню, вдохновленное классической римской традицией, в котором используются лучшие ингредиенты средиземноморской кухни. Ресторан развивается в залах с видом на площадь, украшенных фресками, которые обрамляют один из самых ценных проспектов шедевров Бернини.
Для бронирования: [email protected]
Откройте для себя ресторан
Terrazza Borromini
На 4-м этаже, рядом с Художественной галереей, расположены наши столовые. Модные местные жители собираются в нашем ресторане Terrazza Borromini
Откройте для себя ресторан
Эйтч Борромини
Через фотографии Мы организуем мероприятия
Иметь в своем распоряжении здание XVII века, до сих пор предназначенное для немногих счастливчиков, больше не мечта.
Eitch Borromini с его многовековой историей, тесно связанной с судьбами Рима, является идеальным местом для организации эксклюзивных мероприятий.
События временной шкалы
Лучшие террасы Рима для аперитива
Когда мы говорим о Риме, мы имеем в виду один из самых красивых городов мира. Уникальное зрелище, прежде всего, из-за бесконечных произведений искусства и памятников, которые он хранит внутри, и из-за пейзажа, который он предлагает. Однако не только культура, но и множество исторических и…
Хорошо поесть в центре Рима
Между прогулкой и следующей, между открытием замечательных мест с богатой историей, таких как Пантеон и площадь Навона, просто чтобы привести несколько примеров, легко начать есть аппетит во время осмотра всего центра Рима. Ну, будь то завтрак или обед, или даже ужин…
Пьяцца Навона в истории и сегодня
Если говорить о стиле барокко, то в Риме, безусловно, есть то, что есть более ясное и очевидное свидетельство, это чудесная площадь Навона.
Эта площадь занимает ту, которая много веков назад была настоящей дорожкой Стадиона Домициана, также называемого Цирком Агоналиса, от которого…
НАПИШИТЕ НАМ ПО ТЕЛЕФОНУ
WHATSAPP
Забронировать
Пантеон — Пантеон Рим
Предыдущий
Следующий
Любопытство
История, любопытство и легенды Базилики Святой Марии ад Мучеников
ЧТО ЗНАЧИТ НАДПИСЬ НА ПОРТИКО?
«Marcus Agrippa Luci filius consult tertium fecit» переводится как «Марко Агриппа, сын Луцио, построенное консульство в третий раз».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ОТКУДА НАЗВАНИЕ ПАНТЕОН?
Да! Дождь попадает через окулус, отверстие почти девяти метров в диаметре на вершине купола.
Пол слегка выпуклый с 22 дренажными отверстиями, которые позволяют дождю фильтроваться.
ЧТО ЗНАЧИТ: «QUELLO CHE NON HANNO FATTO I BARBARI LO HA FATTO BARBERINI»?
Это означает: «То, чего не сделали варвары, сделал для них Барберини». Римляне не оценили, что Папа Урбан VIII и Барберини сняли бронзовые покрытия с крыльца Пантеона, чтобы создать балдахин для алтаря Собора Святого Петра в Ватикане, а также выковали многочисленные пушки для собора Святого Ангела. Замок.
Таким образом, имя Барберини навсегда было связано с популярной поговоркой: quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini: чего не сделали варвары, за них сделали барберини. Даже сегодня это выражение используется местными жителями.
ОТ БРОНЗЫ К СВИНЦУ: ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗА КУПОЛА
Снаружи купол был сплошь покрыт позолоченными бронзовыми панелями, уложенными в чешуйки. Однако в 655 году восточный император Константин I приказал забрать их для использования в качестве расплавленной бронзы. Единственным исключением являются те, которые окружают глаз, которые вы все еще можете наблюдать сегодня.
В 8 веке колпак снова украшали металлом, но на этот раз свинцом. Первоначальный бронзовый каркас Пантеона все еще на месте.
На одной из свинцовых панелей купола есть надпись, напоминающая о реставрационных работах на свинцовой крышке, проведенных Папой Никколо 5-м (1328-1330) и Папой Григорием 16-м (1831-1846).
ПАНТЕОН ПОХОЖ НА СОЛНЕЧНЫЙ ХРАМ?
Когда мы находимся внутри Пантеона в солнечный день, мы можем видеть большой диск света, играющий над сводом и стенами. Движение солнца по небу заставляет этот свет внутри здания вести себя по-разному каждый день в году, но одна и та же картина повторяется каждый год в один и тот же день. В день зимнего солнцестояния диск солнечного света, проникающий через окулус в полдень, попадает в самый высокий кессон. В дни весеннего и осеннего равноденствия солнечный свет падает на карниз, обозначающий нижний край кессонов, а в день летнего солнцестояния освещает посетителя у входа. Свет, падающий в зенитном направлении, имеет особое мистическое значение и символизирует прямую связь между богами и людьми, без каких-либо религиозных посредников.



Для бронирования: [email protected]





Ваш комментарий будет первым