Байкало-Амурская магистраль — Статьи — Горная энциклопедия
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) – железнодорожная трасса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход CCCP к Тихому океану. Пролегает по территории северных районов Иркутской области (предбайкальский участок), Бурятской ACCP, Читинской области (забайкальский участок), Амурской области и Хабаровского края (дальневосточный участок). Общая протяжённость трассы от Тайшета до Советской Гавани 4300 км, из них строящийся с 1974 участок Усть-Кут (на Лене) — Комсомольск-на-Амуре — 3100 км; к нему примыкают два ранее построенных участка: Тайшет — Усть-Кут (733 км, введён в 1958) и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (434 км, введён в 1947). Три соединительные линии связывают БАМ с Транссибирской железной дорогой: БАМ — Тында, Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре. Входящая в зону влияния БАМа территория (около 1,5 млн. км2) отличается очень сложными природными условиями, геологическим строением и рельефом, развитием многолетнемерзлых пород, сильной сейсмичностью, значительной заболоченностью, определяющими большой объём геологических исследований, инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий, связанных с прокладкой трассы, строительством пристанционных и других посёлков и городов, освоением минерально-сырьевых ресурсов.
Рельеф. Предбайкальский участок занимает Приленское (Ангаро-Ленское) плато с преобладанием мягких форм рельефа — широких плоских водоразделов, небольших впадин и равнин. Абсолютные высоты колеблются в пределах 400-1000 м. Трасса проложена в основном по долинам реки Лена, Таюра, Киренга, Кунерма. Забайкальский участок целиком располагается в пределах Байкальской горной страны. В западной части её находятся Байкальский, Акитканский, Сыннырский и Баргузинский хребты с высотами до 2600 м. Для Байкальского хребта характерны альпийские формы рельефа — троговые долины, карры, цирки и каменистые россыпи (курумы) и другие; хребты имеют черты гольцовых плато. Восточная часть занимает обширное и сложно построенное Становое нагорье, где чередуются вытянутые с запада — юго-запада на востоке — северо-восток высокие хребты и глубокие котловины. Последние делят это нагорье на две цепи: северную, которая включает Верхнеангарский, Делюн-Уранский, Северо-Муйский, Муяканский и Кодарский хребты, южную — Южно-Муйский, Каларский и Удоканский хребты. Абсолютные высоты достигают 2800 м (голец Скалистый в Каларском хребте).
Все хребты представляют системы куполообразных или плосковершинных гольцов, покрытых россыпями крупнообломочных отложений, в осевых частях хребтов — альпийские формы рельефа; имеются следы древнего, а в хребте Кодар — и современного оледенения (цирки, карры, моренные гряды, ледниковые озёра). Большая часть трассы на этом участке пересекает наиболее крупные котловины — Верхнеангарскую, Муйско-Куандинскую и Верхнечарскую, имеющие абсолютные высоты 500-700 м и холмисто-равнинный рельеф. На забайкальский участок приходятся все тоннели БАМа, общая длина которых 26 км, в том числе Северо-Муйского 15,3 км, Байкальского 6,7 км. На дальневосточном участке сочетаются средне- и низковысотные горы с обширными аккумулятивно-денудационными равнинами. Трасса проходит здесь вдоль южных отрогов Станового хребта, пересекает хребты Тукурингра-Джагды, Турана, Буреинский, Дуссе-Алинский, Баджальский, Сихотэ-Алинь и выходит к побережью. Примерно 1/3 дальневосточного участка трассы идёт по Верхнезейской и Амуро-Зейско-Буреинской равнинам, имеющим увалистый и сильно заболоченный рельеф. В горных районах она проходит преимущественно по склонам гор и долинам рек (левые притоки Амура).
Геологическое строение. Территория, прилегающая к БАМу, охватывает фрагменты нескольких крупнейших тектонических структур — Сибирской платформы, Байкальской и Становой горных областей, Монголо-Охотской и Сихотэ-Алиньской складчатых систем (см. карту). Эти структуры ограничены мощными протяжёнными зонами разломов; многочисленные разрывные нарушения обусловливают их мозаичное блоковое строение. Длительная и сложная история геологического развития предопределила широкое распространение разновозрастных (от архея до кайнозоя) осадочных, вулканогенных, интрузивных, метасоматических и метаморфических комплексов крайне разнообразного состава, а также связанных с ними полезных ископаемых. Западная часть (бассейны реки Ангара, Нижняя Тунгуска, верховья Лены) относится к юго-восточной окраине Сибирской платформы. Здесь развиты полого залегающие карбонатно-терригенные отложения палеозоя и мезозоя, насыщенные силлами диабазов. В Западном Прибайкалье мощность палеозойских и нижележащих протерозойских отложений резко возрастает, как и степень их дислоцированности (Ангаро-Ленский прогиб).
В Байкальской горной стране широко распространены метаморфизованные и дислоцированные осадочные и вулканогенные толщи верхнего архея, протерозоя и нижнего палеозоя, пронизанные разнообразными по составу интрузиями. Имеются выходы древнейшего кристаллического фундамента (Байкальская, Северо-Муйская глыбы и др.). Местами отмечаются мезозойские осадочные, вулканогенные и интрузивные образования. Крупные впадины байкальского типа выполнены толщей рыхлых кайнозойских отложений (см. Байкальская система рифтов). В пределах Алданского щита развиты метаморфические толщи нижнего архея, среди которых закартированы многочисленные шовные прогибы (троги) с зеленокаменными осадочно-вулканогенно-кремнистыми образованиями. В Кодаро-Удоканском районе они перекрыты мощной толщей нижнепротерозойских терригенных отложений, а в бассейнах реки Жуя, Алдан, Учур — полого залегающими терригенными и карбонатными отложениями протерозоя, венда, палеозоя и мезозоя. Вдоль южной окраины щита протягивается серия впадин с юрскими и меловыми угленосными отложениями (Чульманская, Токийская и др.). Интрузивные образования включают древние граниты, габбро- и гипербазиты, палеозойские гранитоиды, мезозойские малые интрузии щелочного состава, протерозойские интрузии щелочных ультраосновных пород. Становая горная область характеризуется широким распространением архейских метаморфических пород и гранито-гнейсов, мезозойских гранитоидов. Имеются троги с зеленокаменными комплексами докембрия. Повсеместно отмечаются разобщённые мезозойские вулканические постройки, малые интрузии разнообразного состава, а также грабены, выполненные угленосными юрскими и меловыми отложениями.
В Монголо-Охотской складчатой системе развиты метаморфизованные и дислоцированные осадочные и вулканогенные толщи протерозоя, палеозоя и мезозоя, прорванные разновозрастными интрузиями. В бассейне Зеи и её притоков известны мезозойские вулканические постройки и впадины, выполненные угленосными отложениями. В пределах Буреинского массива преобладают древние гранитоиды, прорывающие докембрийские кристаллические сланцы. На востоке региона развиты осадочно-вулканогенные образования мезозоя и палеозоя, слагающие Сихотэ-Алинскую складчатую систему. Весьма многочисленны вулканические постройки и пояса (Приморский, Ям-Алинский), в строении которых принимают участие мезозойские и палеоген-раннечетвертичные вулканические породы. Среди интрузивных образований преобладают гранитоиды позднего мезозоя. Серия крупных рифтогенных впадин и обширных прогибов выполнена кайнозойскими осадками (Тугурский грабен, Хабаровская впадина и др.).
Сейсмичность. Часть зоны БАМа высокосейсмична. Практически асейсмичен предбайкальский участок, проходящий по Сибирской платформе, но и сюда иногда приходят «транзитные» землетрясения силой до 5 баллов со стороны Байкальского сейсмического пояса. Наиболее сейсмичен забайкальский участок. Установлено, что эпицентры землетрясений группируются в относительно узкую полосу вдоль цепи рифтовых впадин; при этом повышенной сейсмичностью характеризуются межрифтовые горные перемычки (Верхнеангарско-Муйская, Муйско-Чарская). Сейсмическая обстановка на дальневосточном участке весьма различна. Повышенная сейсмичность к Востоку от Удоканского хребта и в районе среднего течения реки Олёкма связана с системой разрывов Станового разлома. К Востоку от реки Олёкма сейсмичность ослабевает, но в районе хребта Тукурингра-Джагды вновь возрастает; она связана с Монголо-Охотским разломом. Далее на Восток землетрясения происходят реже и меньшей силы, однако и здесь имеются сейсмические очаги (Зейский, Амгуньский и др.) с силой землетрясений до 7 баллов. Таким образом, зона БАМа располагается в сложных инженерно-сейсмологических условиях; при проектировании сооружений предусматривается антисейсмические усиления конструкций.
Многолетняя мерзлота. Крайний западной участок относится к не мёрзлой зоне; на остальной территории она распространена либо в виде островов, либо повсеместно. К Востоку от Ангары до Байкальского хребта мерзлота занимает небольшие площади, встречается в виде отдельных массивов в заболоченных речных долинах и на северных склонах. В крупных рифтовых впадинах Байкальской горной области многолетняя мерзлота развита только на поймах и первых террасах рек, на делювиальных шлейфах и конусах выноса, которые обычно заболочены. Мощность многолетнемёрзлых пород может достигать, по-видимому, величин от 150 до 500-600 м. В горном обрамлении впадин с высотами хребтов 2000-2800 м существуют наиболее суровые мерзлотные условия. Многолетнемёрзлые толщи характеризуются почти сплошным распространением, прерываясь таликами лишь в днищах глубоковрезанных крупных долин и зонах обводнённых разломов. Мощности их достигают, по-видимому, более 1 км. На Алданском щите сплошность и мощность мерзлоты увеличивается с высотой. Наиболее мягкие мерзлотные условия существуют в интервале высот 800-1000 м, где водоразделы обычно талые. Такие водоразделы развиты главным образом в пределах мезозойских угленосных впадин. Ниже мерзлота вновь получает преимущественно сплошное распространение, прерываясь таликами лишь в долинах крупных рек.
Водораздельные пространства наиболее высоких хребтов (Станового, Янкан, Тукурингра), как правило, мёрзлые, мощность мерзлоты достигает 200 м. На южных склонах и на низких (500-1000 м) водоразделах мощность многолетнемёрзлых горные породы резко сокращается, широко развиты талики; заболоченные днища долин и делювиальные шлейфы у подножия склонов являются многолетнемёрзлыми. В среднегорных хребтах Приамурья (Соктахан, Джагды, Эзоп, Дуссе-Алинь, Буреинский и др.) закономерности строения криолитозы сходны. Мерзлотные условия межгорных депрессий более дифференцированы. В самой северной из них, Верхнезейской, многолетнемёрзлые горные породы имеют почти сплошное распространение. В пределах Зее-Буреинской равнины они выстилают днища широких заболоченных падей, замеренные увалы, водоразделы, сложенные с поверхности тонкодисперсными отложениями.
Подземные воды. В зависимости от природных условий существуют большие различия в условиях формирования ресурсов и состава подземных вод. В платформенных условиях Ангаро-Ленского плато преобладают пластовые и пластово-карстовые воды в терригенно-карбонатных породах ордовика и нижнего кембрия, в меньшей степени в аллювиальных и ледниковых отложениях. Крупные очаги разгрузки подземных вод образуются иногда на участках контакта высокопроницаемых карбонатных пород со слабо проницаемыми терригенными, образующими литологические барьеры. В Байкальской горной стране значительные ресурсы подземных вод сосредоточены в аллювиальных и озёрно-аллювиальных отложениях, в массивах карбонатных пород в зонах разломов (таликовые воды). На Алданском щите и в Становом хребте подземные воды также связаны в основном со сплошными таликами в аллювиальных отложениях; имеются трещинные подмерзлотные и трещинно-жильные воды в зонах разломов. В Зейской и Зее-Буреинской впадинах обильные горизонты напорных вод (часто подмерзлотных) связаны с юрскими и меловыми песчаниками и озёрно-аллювиальными отложениями. В Буреинском хребте и Сихотэ-Алинской области имеются значительные скопления пластовых и трещинных вод; для практического использования наиболее пригодны подземные воды аллювиальных отложений речных долин.
Важное значение для формирования гидрогеологических условий на большей частью территории зоны БАМа имеют многолетнемёрзлые породы. В одних случаях они исключают из активного водообмена огромные массивы, в других — служат региональным водоупором, разделяющим воды на подмерзлотные и надмерзлотные. Подземные воды зоны чрезвычайно разнообразны по химическому составу, который определяется химическим составом водовмещающих пород. В очень широких пределах изменяется и степень минерализации вод (от 0,1 до 630 г/л). Довольно многочисленны источники минеральных вод. Выделяются Восточносибирская гидроминеральная область азотных и метановых хлоридных и сульфатных солёных вод и рассолов, Байкальская область азотных и метановых терм, Нижнеамурская область холодных углекислых вод, Амуро-Приморская область азотных и метановых терм. Минеральные воды могут здесь использоваться в лечебных, термоэнергетических, промышленных целях, в качестве источника добычи поваренной соли и др.
Инженерно-геологические условия. Наиболее общая черта инженерно-геологические строения зоны — преимущественное развитие скальных пород, перекрытых незначительным чехлом рыхлых четвертичных отложений элювиального, делювиального, аллювиального и ледникового генезиса. Мощность этого чехла 2-3 м, в редких случаях более 10-15 м. Эта толща — объект инженерно-геологического освоения; она выполняет переуглублённые долины, включает некоторые поля развития ледниковых и водноледниковых отложений, крупные делювиальные шлейфы. Существенно меньшую площадь занимают районы, где весь инженерно-геологический разрез сложен рыхлыми кайнозойскими отложениями. Это — рифтовые впадины Байкальской области и крупные впадины Приамурья.
Важнейший фактор формирования инженерно-геологических. условий — современные геологические процессы и явления. В зоне БАМа повсеместно распространены склоновые процессы (делювиальный смыв, солифлюкция и особенно каменные реки), представляющие особую опасность при наземном строительстве. На альпинотипных хребтах широко распространены лавины, сели и связанные с ними формы (очаги, лотки, шлейфы). Зона БАМа охвачена наледями подземных и грунтовых вод, имеющими различные размеры и динамику. Значительная часть наледей выработала хорошо выраженные наледные поляны. Распространены такие криогенные явления, как термокарст, полигональные образования (повторно-жильные льды, грунтовые жилы и т.п.), структурные грунты (каменные кольца, пятна-медальоны и др.), связанные главным образом с днищами долин, широкими водораздельными пространствами, равнинами. В целом условия инженерного освоения зоны БАМа тяжелы, особенно в пределах Байкальской складчатой области, где сочетаются высокая сейсмичность, наиболее суровая мерзлота и высокогорный рельеф.
Минерально-сырьевые ресурсы. Зона БАМа — относительно мало изученный, но перспективный регион на Востоке страны: известные крупные месторождения и рудопроявления позволяют рассчитывать на возможность открытия новых промышленных месторождений разнообразных полезных ископаемых. На Сибирской платформе известны месторождения газоконденсата (Марковское, Ярактинское и др.), мощные пласты каменной и калийной солей (Непско-Гаженский бассейн), обнаружены небольшие месторождения и проявления фосфоритов, углей, медистых песчаников. К западу от Усть-Кута выявлены и разведаны месторождения железных руд Ангаро-Илимского и Ангаро-Катского районов. В Байкальской горной стране первостепенное значение имеют месторождения колчедан-полиметаллических руд в зеленокаменных толщах протерозоя (Холоднинское), мусковита (Мамский район), хризотил-асбеста (Молодёжное), золота (россыпи и небольшие рудные месторождения) и разнообразных поделочных камней. Известны также флюорит-полиметаллические месторождения в карбонатных толщах (Барвинское, Таборное и др.), проявления никеля, молибдена, вольфрама, редких элементов, а также каменных и бурого углей. Для Алданского щита важнейшими являются золото, каменный уголь, медь и железо. Помимо рудных месторождений золота (Алданский район), известны многочисленные россыпи. Месторождения угля разведаны в Чульманской впадине; значительны перспективы Тонкинской впадины и других мезозойских депрессий, образующих Южно-Якутский угольный бассейн. Залежи медистых песчаников известны на Западе Алданского щита (Удоканское месторождение). В Чаро-Токкинском районе установлены значительные запасы железа (магнетитовые кварциты в древних толщах), в Южно-Алданском районе разведаны месторождения железных руд метасоматического типа (Таёжное, Десовское, Пионерское и др.). Разрабатываются месторождения флогопита (Алданский район), открыты месторождения апатита (Селигдарское), медно-кобальтовых руд с платиноидами (Чинейское), редких элементов, а также корунда, графита, чароита (единственное месторождение в мире), горного хрусталя и др.
В Становой области промышленное значение имеет добыча золота; выявлены рудопроявления молибдена, медистых песчаников, полиметаллических руд, ртути, редких элементов, апатита, магнетитовых руд, поделочных камней, строительных материалов. Монголо-Охотская система и Буреинский массив характеризуются многочисленными россыпями и небольшими месторождениями руд золота, железа (Гаринское), угля (Буреинский угольный бассейн), проявлениями олово-полиметаллических руд, молибдена, марганца, фосфоритов. В Сихотэ-Алинской системе ведущая роль принадлежит добыче олова (Комсомольский, Баджальский и другие районы), известны также месторождения руд золота и вольфрама.
В неогенчетвертичных впадинах заключены каменные и бурые угли (Лианское месторождение). На всех участках зоны освоения БАМа многочисленны месторождения различных строительных материалов, запасы которых обеспечивают строительство самой трассы, промышленных и жилищно-бытовых объектов.
Освоение минерально-сырьевых ресурсов наряду с лесоразработками даст толчок развитию производительных сил зоны БАМа. Крупные запасы ценных полезных ископаемых способствуют формированию на их основе территориально-производственных комплексов, таких как в Южный Якутии, где развивается крупномасштабная добыча угля, а в дальнейшем возможна добыча железных руд, апатита и т.д.
Великий Сибирский путь
Отдел картографических изданий, отдел рукописей и отдел изоизданий Российской государственной библиотеки приглашают посетить выставку, посвященную 125-летию Транссиба «Великий Сибирский путь». Проходит она до 27 августа 2016 года в читальном зале отдела картографических изданий (Дом Пашкова).
Карта Российской империи и сопредельных с нею государств [Карты] / сост. к Десятилетию Комитета
Сибирской железной дороги (1892—1902) генерал-лейтенант Э. А. Коверский. — Санкт-Петербург, 1903
31 мая 2016 года Россия отметила 125-летие начала строительства Сибирской железной дороги (так скромно сначала называлась Транссибирская магистраль). Транссибирская железнодорожная магистраль, или Великий Сибирский путь, — железная дорога через Европейскую и Азиатскую часть России, соединяющая Москву и Санкт-Петербург с крупнейшими промышленными городами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это самая длинная железная дорога в мире — около 10 000 км.
Официально строительство началось 19 (31 по новому стилю) мая 1891 года недалеко от Владивостока, в районе Куперовской пади. На церемонии закладки наследник престола Николай Александрович, будущий император Николай II, собственноручно высыпал первую тачку земли на полотно дороги. Но к этому моменту работы уже велись: прокладывались рельсы на участке Миасс — Челябинск.
В фондах Российской государственной библиотеки хранится множество рукописей, карт, картин и иллюстраций, посвященных Великому Сибирскому пути. Это не только клад для исследователя, но и очень любопытный материал для того, кто интересуется историей России. Процесс проектирования магистрали, исследования и картографирования прилегающих к железным дорогам территорий, нанесения на карты действующих железных дорог вы можете увидеть на выставке в отделе картографии. Отчеты и рекламные листовки, сборники карт из личной библиотеки Николая II и фотографии показывают, какой это был грандиозный проект — и как удивительно быстро он разворачивался и входил в жизнь России.
31 мая по новому стилю близ Владивостока, в Куперовской пади, прошла церемония, ознаменовавшая начало «святого, народного дела». Был оглашен рескрипт императора Александра III от 17 марта 1891 года на имя наследного цесаревича Николая Александровича о начале строительства Великого Сибирского пути: «Ваше Императорское Высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешённого к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предлагаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с другими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии…».
Обратите внимание на настенную карту Российской империи и сопредельных с нею государств, составленную к десятилетию комитета Сибирской железной дороги (1892—1902) генералом-лейтенантом Эдуардом Аврелиановичем Коверским, на которую подробно нанесены все железные дороги Российской империи. А один из самых интересных экспонатов — атлас 1901 года «Сплошной паровой путь через Азию к Великому океану: Великая Сибирская железная дорога. Амурское пароходство. Уссурийская железная дорога» — выставляется впервые.
Особый интерес вызывает 44-метровая акварель «Панорама левого берега реки Шилки», выполненная генерал-майором Семёном Тарасовичем Мирошниченко в ходе производства астрономических наблюдений во время проектирования Сибирской железной дороги. К сожалению, невозможно развернуть ее и посмотреть целиком, но даже по небольшому кусочку можно составить впечатление о том, какой это был кропотливый труд. Альбом был преподнесен Николаю II и хранился в его личной библиотеке, о чем свидетельствует эклибрис императора.
Интересны и проекты направлений Уссурийской и Сибирской железных дорог, нанесенные на картах вручную. А «График распределения работ по укладке рельсового пути на Сибирской железной дороге» отражает ход строительства магистрали за период с 1893 по 1904 год.
Панорама левого берега реки Шилки, выполненная генерал-майором Мирошниченко в ходе производства
астрономических наблюдений во время проектирования Сибирской железной дороги
На стенах и витринах читального зала отдела картографических изданий — планы и виды станций Забайкальской железной дороги, виды мостов и тоннелей Транссиба.
Если вы собираетесь в путешествие на поезде от Москвы или Санкт-Петербурга до Владивостока, обязательно посетите нашу выставку: вы поедете по тому самому Транссибу, который был построен сто лет назад в рекордно короткие сроки и с использованием новейших на тот момент технологий.
Сейчас Транссиб проходит по территориям четырнадцати областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа Российской Федерации, на его пути — более 80 городов. Он пересекает шестнадцать крупных рек (Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури), проходит вдоль озера Байкал и по берегу Амурского залива Японского моря.
В Москве, на Ярославском вокзале, и во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяженности магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Владивостоке) на другой грани. А если вы сегодня купите билет и сядете в поезд, то на конечной станции будете через шесть дней.
Мост через реку Зею у города Алексеевска. Статическое испытание береговой балки // Альбом видов постройки средней части Амурской железной дороги. 1910—1914
Этапы строительства
- 1892 — начало регулярного движения по железной дороге Миасс — Челябинск (протяженность 103 км).
- 1894 — открыто постоянное движение по Южно-Уссурийской железной дороге от Владивостока до станции «Иман».
- 1896 — сдана в эксплуатацию Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новониколаевска (ныне Новосибирска) протяженностью 1422 км, и ветка Уральской железной дороги Челябинск — Екатеринбург, соединившая ее с Транссибом.
- 1897 — введена в строй Северо-Уссурийская железная дорога от станции «Иман» до Хабаровска. Таким образом, общая протяженность Уссурийской дороги составила 722 км.
- 1899 — сооружена Среднесибирская железная дорога от реки Оби до Иркутска протяженностью 1839 км. Берега реки Оби соединил железнодорожный мост.
- 1900 — начало регулярного сообщения по Забайкальской железной дороге от станции «Мысовая» до Сретенска. Протяженность дороги составила 1105 км. Через Байкал была открыта паромная переправа.
- 1903 — введены в эксплуатацию: западный подход к Китайско-Восточной железной дороге от Читы (Китайский разъезд) — Маньчжурия; Китайско-Восточная железная дорога (Маньчжурия — Пограничная) и Южно-Маньчжурская железная дорога (Харбин — Порт-Артур). Общая протяженность — 2536 км.
- 1905 — открыто регулярное сообщение по Кругобайкальской железной дороге (станция «Мысовая» — Байкал) протяженностью 260 км. Через реку Енисей был возведен железнодорожный мост.
- 1913 — введена в строй Тюменско-Омская железная дорога.
- 1915 — открыта Амурская железная дорога (станция «Куэнга» — река Амур) протяженностью 2236 км.
- 1916 — ввод в эксплуатацию Амурского моста и начало регулярного сообщения от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Мост через реку Зею у города Алексеевска. Группа членов приемочной комиссии на открытии движения> по мосту // Альбом видов постройки средней части Амурской железной дороги. 1910—1914
Если вас интересует история Великого Сибирского пути, в Российской государственной библиотеке вы можете найти материалы о Транссибе. Вот некоторые из них:
- Великая Сибирская железная дорога / Всемир. выставка 1900 г. в Париже. — Санкт-Петербург : Канцелярия Ком. министров, 1901
- Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге : 1901—1902 / Под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова и инж. А. Ф. Здзярского. — Санкт-Петербург : типо-лит. М-ва путей сообщ. ; Москва : типо-лит. И. Н. Кушнерева и К⁰, 1902
- Сплошной паровой путь через Азию к Великому океану [Карты] : Великая Сибирская жел. дорога. Амурское параходство. Уссурийская жел. дор. : Карманный атлас. — СПб. : Школьная картопечатня И. Поддубного, 1900
- От Владивостока до Уральска: карты к путешествию Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича. — СПб. : издание Центрального Статистического Комитета МВД, 1891
- Карта Южно-Уссурийского края : составлена в 1883 году / картографич. заведение военно-топ. отд. гл. штаба; под ред. полков[ника] Большева; сост. чины В. Топогр. отдела Главного штаба: Никитин, Рафаилов и Андронников. — СПб. : Министерство путей сообщения, 1885
- Статистический атлас путей сообщения России к началу XX века / Отд. статистики и картографии М-ва пут. сообщ. — Санкт-Петербург : тип. М-ва пут. сообщ., 1902
- Карта путей сообщения Азиатской России. — 1: 12 600 000 // Атлас Азиатской России [Карты] / издание Переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия; под рук. Г. В. Глинки; текст редактирован И. И. Тхоржевским; общая ред. карт принадлежит М. А. Цветкову. — СПб. : Переселенческое управление, 1914
- Карта Российской империи и сопредельных с нею государств [Карты] / сост. к Десятилетию Комитета Сибирской железной дороги (1892—1902) генерал-лейтенант Э. А. Коверский. — Санкт-Петербург, 1903
- Карта Азиатской России [Карты] / составлена г. м. Коверским по сведениям, имеющимся в Министерствах: Императорского двора (земли Кабинета Его Величества и Главного Управления Уделов), Военном, Морском, Путей Сообщения, Государственных Имуществ и Юстиции. — [Санкт-Петербург] : Картогр. заведние Военно-топографического отдела Главного штаба, 1895. Доп. карта: [Пути сообщения Российской империи]; Продольный профиль линии Великой Сибирской железной дороги. График распределения работ по укладке рельсового пути на Сибирской железной дороге
- «Великий путь» : Виды Сибири и Великой Сиб. ж. д. Вып. 1. — Красноярск : М.Б. Аксельрод и К°, 1899. От р. Оби до р. Енисея и Томская ветвь : 124 вида наиболее важнейших ж.-д. сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии ж. д., с описанием их, составленным В.А. И-м.
«Великий путь»: Виды Сибири и Великой Сиб. ж. д. Вып. 1. — Красноярск : М. Б. Аксельрод и К°, 1899. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь : 124 вида наиболее важнейших ж.-д. сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии ж. д., с описанием их
Строительство железных дорог на востоке России в 1930-е годы : характеристика рабочей силы и организационные аспекты ее использования
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ВОСТОКЕ РОССИИ В 1930-е ГОДЫ
Характеристика рабочей силы и организационные аспекты ее использования
О. P. ELANTSEVA
Неоднозначен, противоречив опыт развития Советского Союза в 1930-е годы, одной из страшных и позорных страниц которого стало функционирование мощного сектора принудительного труда. Этот монстр, став опорой сталинской системы, втянул в свою орбиту миллионы людей — заключенных, вохровцев, трудпереселенцев, вольнонаемных. Нещадно эксплуатируя свои контингенты, объединенное государственное политическое управление при СНК СССР, а затем НКВД и МВД СССР не создавали для подавляющего большинства из них даже элементарных жилищных, бытовых, производственных условий, что неизбежно вело к гибели людей. Принудительных труд широко использовался для освоения отдаленных районов страны, выполнения обширных мобилизационных планов, срочного возведения и эксплуатации народнохозяйственных объектов: каналов, водопроводов, химических, целлюлозно-бумажных, металлургических, атомных, нефтеперерабатывающих и других промышленных предприятий; силами контингентов ГУЛага велись лесозаготовительные, золотодобывающие работы, рыбный промысел, геологоразведка, строительство основных рельсовых путей на востоке России. Крупнейшей транспортной стройкой, находившейся в ведении главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний ОГПУ-НКВД, главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР являлась Байкало-Амурская магистраль.
В 1930-е годы строились и были проложены вторые пути Транссибирской железной дороги от Карымской до Уссурийска длиной свыше 2 800 км, ряд однопутных рельсовых линий с ответвлениями общей протяженностью около 2 000 км, несколько военно-полевых узкоколеек. В это же время шло сооружение Байкало-Амурской магистрали, прокладывались соединительные ветки от Транссиба к БАМу.
Rev. Étud. slaves, Paris, LXXI/1, 1999, p. 93-112.
Открытие выставки и новой экспозиции «Байкало-Амурская магистраль, 40 лет с начала строительства».в Центральном музее железнодорожного транспорта в г. Санкт
29 апреля 2014 г. в 11.30 в ФГБУК «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации» состоится открытие выставки и новой экспозиции «Байкало-Амурская магистраль, 40 лет с начала строительства».
8 июля 1974 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре протяженностью 3145 км, второго пути железнодорожной линии Тайшет – Лена и линии Бам – Тында – Беркакит. В 1989 г. Байкало-Амурскую магистраль сдали в постоянную эксплуатацию в объеме пускового комплекса на всем протяжении. В 1997 г. дорога была реорганизована, её части вошли в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. В 2003 г., с постройкой Северо-Муйского тоннеля, завершилось строительство БАМа.
Выставка, выполненная к 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали включает большой объем фотографий полученных от участников строительства дороги, натурные предметы, документы, значки и медали, сувениры. Центральное место экспозиции занимает интерактивная карта трассы БАМа, с указанием Транссибирской магистрали, политико-административного деления, месторождений полезных ископаемых, мест расположения тоннелей.
В организации выставки принимали участие: проектные институты ОАО «Ленгипротранс» и ОАО «Ленметрогипротранс», ОАО «Ленметрострой». Основной организатор – Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В открытии выставки примет участие министр транспорта России Максим Юрьевич Соколов.
Музей работает: с 10.30 до 17 00 по адресу:
Садовая ул., д. 50, ФГБУК ЦМЖТ России
выходные дни: пятница, суббота
телефон для справок: 315-14-76
БАМ — дорога нашей судьбы
В честь 40-летия начала строительства магистрали
Героическим трудом многотысячных коллективов изыскателей, проектировщиков, строителей, военных железнодорожников, эксплуатационников, ученых, местных органов власти и населения в прошлом столетии построена Байкало-Амурская магистраль.
Стройка пережила периоды небывалого воспевания и несправедливой критики. О БАМе и людях, самоотверженно трудившихся на сооружении железной дороги, опубликовано много материалов, но несмотря на это остаются еще и белые пятна. С целью создания наиболее полной и объективной картины сооружения магистрали, сохранения и обобщения опыта строительства железной дороги в сложных природных условиях, увековечивания памяти об участниках и событиях великой стройки, а также использования накопленного опыта на других объектах транспортного строительства в Сибири, на Дальнем Востоке и севере европейской части страны авторский коллектив предлагает читателям издание «БАМ – дорога нашей судьбы: вчера и сегодня». Авторы — участники тех уже далеких событий – через свое личное мировосприятие попытались устранить оставшиеся пробелы и ответить на множество вопросов.
В издании предоставлена возможность выразить свои мысли и поделиться воспоминаниям начальникам и командирам производства всех рангов, изыскателям и проектировщикам, строителям и эксплуатационникам, гражданским и военным, ученым и рядовым исполнителям.
Весь материал разделен по территориальному признаку: в первой части — Северобайкальский регион Восточно-Сибирской железной дороги, во второй – Тындинский регион Дальневосточной железной дороги, в третьей – Комсомольский регион Дальневосточной железной дороги.
Во второй части издания приведена галерея участников строительства дороги, внесших заметный вклад в стройку (более 200 человек). Кроме того, в трех частях книги приведены 84 краткие биографии авторов статей, повествующие об их трудовой деятельности.
В завершении третьей части приводятся стихотворения бамовских поэтов и приложения. В приложении содержится краткий список участников строительства БАМа, а также награды и памятные бамовские знаки.
БАМ — дорога нашей судьбы: вчера и сегодня. В 3 ч. Ч. 2. Тындинский регион Дальневосточной железной дороги / РОСЖЕЛДОР, СГУПС ; авт.-сост. А. И. Белозеров. — Юбил. изд. — Новосибирск : СГУПС, 2012. — 576 с.
БАМ — дорога нашей судьбы: вчера и сегодня. В 3 ч. Ч. 3. Комсомольский регион Дальневосточной железной дороги / РОСЖЕЛДОР, СГУПС ; авт.-сост. А. И. Белозеров. — Юбил. изд. — Новосибирск : СГУПС, 2013. — 672 с.
На строительство Байкало-Амурской магистрали выезжали пять раз студенческие строительные отряды Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ). Отрядами руководили преподаватели вуза.
30 лет в пути. Хроника, воспоминания, размышления : посвящается юбилею Самарской государственной академии путей сообщения. — Самара : СамГАПС, 2003. — 208 с.
В сборник «30 лет в пути. Хроника, воспоминания, размышления», который был издан к 30-летию Самарского государственного университета путей сообщения, включено воспоминание зав. Кафедрой «Строительные конструкции и материалы» доктора технических наук Н. К. Хохрина. В 1974 году доценты института Н. К. Хохрин и Г. А. Дружинин полетели в столицу Байкало-Амурской магистрали город Тында. За время пребывания в Тынде они прочитали несколько лекций по истории строительного искусства с демонстрацией диапозитивов, которые брали с собой. Н. К. Хохрин и Г. А. Дружинин заключили договор о творческом содружестве КИИТа и управления «БАМстройпуть». Один из пунктов договора гласил: КИИТ ежегодно посылает на строительство БАМА студенческий отряд в количестве не менее 100 человек. После этой поездки студенческие отряды КИИТа выезжали на БАМ, где студенты проходили отличную производственную практику, выполняя различные путевые работы.
Хохрин Н. К. Бамовская одиссея двух доцентов // 30 лет в пути. Хроника, воспоминания, размышления. – Самара, 2003. – С. 147-150.
Транссибирский экспресс через Байкало-Амурский магистраль (БАМ)
Уникальная возможность совершить поездку на частном поезде через выдающуюся территорию нетронутой природной красоты Сибири вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ), посетив некоторые из менее известных мест и сообществ, которые образуют этот знаковый маршрут.
Москва — Киров — Екатеринбург — Новосибирск — Саяны — Абакан — Братск — Северобайкальск — Новая Чара — Нерюнгри — Якутск — Тында — Новый Ургал — Комсомольск — Владивосток
Прибытие в аэропорт Москвы, где вас встретят и отвезут в пятизвездочный отель Four Seasons Moscow, расположенный в центре города.Мы будем наслаждаться приветственным ужином в нашем отеле, пока вы встречаетесь со своими попутчиками и с нетерпением ждете 15-дневного путешествия, которое нас ждет впереди.
Наша гастрольная программа по Москве в первую очередь переносит нас в величие Кремля, духовного, исторического и политического центра Москвы. ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! » Перед посещением Красной площади мы насладимся эксклюзивным частным просмотром сокровищ царей в Оружейной палате, прежде чем она откроется для публики.Площадь в центре Москвы представляет собой эклектичное сочетание захватывающей архитектуры — от великолепных луковичных шпилей собора Василия Блаженного до красивого фасада всемирно известного универмага ГУМ. Здесь также находится впечатляющая гробница Владимира Ленина. Мы пообедаем в Аптечном зале кафе «Пушкин», легендарного московского ресторана, где подают традиционные блюда русской кухни с множеством традиционных фармацевтических особенностей и коллекционных предметов, тщательно сохраненных и выставленных в зале.Мы завершаем день экскурсией по роскошным станциям Московского метрополитена, экспонатам социалистического искусства, украшенным статуями, фресками и мозаиками, не имеющими аналогов в мире.
С нашим вариантом тура «Свобода выбора» вы можете вместо этого посетить знаменитую Государственную Третьяковскую галерею (Национальный музей изобразительных искусств) или отправиться за пределы центра города в Сергиев Посад, где находится один из самых красивых монастырей в России и исторические памятники. и духовный центр Русской Православной Церкви (в зависимости от расписания поездов).
В ваш первый вечер в Москве вас пригласят на фуршет с шампанским перед нашим эксклюзивным приветственным ужином. Специально подобранные импортные вина включены в ужин, как и во все блюда во время тура.
В наше время, проведенное в Москве, мы включили одну ночь в пятизвездочном отеле Four Seasons. Современное переосмысление гостиницы «Москва» 1930-х годов Four Seasons занимает один из самых завидных адресов в самом центре Москвы, в нескольких шагах от Кремля, Красной площади и Большого театра.
В рамках подготовки к отъезду с Казанского вокзала в Москве вас встретят в богато украшенном зале ожидания «Императорский» с холодным бокалом русского шампанского и канапе, пока вы будете общаться с другими гостями и будете встречены персоналом поезда. Волнение в зале ожидания нарастает, и за 30 минут до отправления ваши сопровождающие сопроводят вас на платформу 1, где находится готовый к отправлению «Золотой орел», которого тащит недавно отреставрированный паровоз P36 для первого участка нашего пути.
Киров — портовый город с населением 518 000 человек на реке Вятке. Он назван в честь Сергея Кирова, коммунистического лидера, который должен был сменить Сталина на посту лидера коммунистической партии, и чье убийство в 1934 году дало Сталину предлог для его великой чистки.
Будет организована экскурсия по городу, которая будет включать посещение Свято-Успенского Трифоновского собора и других хорошо сохранившихся исторических построек прошлых веков.
День 4 Екатеринбург
Россия
Екатеринбург, основанный в 1723 году Петром Великим, является столицей Урала. Уральские горы, известные как Великий водораздел, создают естественную границу между Европой и Азией, так что культурные и архитектурные влияния европейской и азиатской цивилизаций объединяются в этом очаровательном и космополитическом ландшафте.Наша экскурсия по городу приведет нас к трогательному месту, где Романов, царь Николай II в России, был казнен со своей семьей большевиками в 1918 году после 78 дней заключения. Теперь это церковь, посвященная их памяти, этот сайт дает нам сильное представление о потрясениях русской революции. Мы также поедем к обелиску, обозначающему географическую границу, и мы сможем выпить бокал шампанского одной ногой в Европе, а другой — в Азии. Наша программа «Свобода выбора» также будет предлагать такие мероприятия, как пешеходная экскурсия по городу или знакомство с интригующим советским военным прошлым, посетив Екатеринбургский военный музей, в котором представлены фрагменты сбитого американского самолета-разведчика U2 Гэри Пауэрса. в этой области в 1960 году во время холодной войны.
Современный «советский» город, мы чувствуем жизнь и характер богатой культуры Новосибирска, где преобладают искусство и наука. Город расположен в самом центре России, на обоих берегах Оби. Наша экскурсия по городу приведет нас к площади Ленина, где находится внушительный Оперный театр. Это чудо архитектуры, в нем находятся две постоянные балетные и оперные труппы, и он является одним из крупнейших оперных театров в мире.Перед Оперным театром мы посетим впечатляющую статую Ленина — прекрасная возможность сфотографироваться с этим культовым политическим лидером.
Кроме того, к югу от города вы можете посетить превосходный железнодорожный музей Новосибирска во время нашего тура «Свобода выбора». В музее представлены локомотивы и подвижной состав с конца 1800-х годов, в том числе вагоны царей, до советских времен. Или отправляйтесь в Минералогический центр, где представлены прекрасные сибирские минералы.
Из Новосибирска выезжаем с Транссибирской магистрали и направляемся 200 км на юг в сторону Барнаула. Через 200 км мы поворачиваем на северо-восток, наслаждаясь мирной скоростью на борту, пока «Беркут» поднимается по горам Абакана. Помимо наблюдения за великолепными пейзажами, у вас будет возможность посетить одну из различных лекций на борту или пообщаться в салоне-баре.
Этим утром мы наслаждаемся посещением Абакана, а затем днем в поезде, путешествуя по одним из лучших горных пейзажей, включая двойные изгибы подковы Джеба, когда линия набирает высоту в захватывающих Саянах.На строительство участка Абакан — Тайшет потребовалось 23 года.
Ночью мы бежим на северо-запад в Тайшет, где официально присоединяемся к БАМу (магистраль Байкал — Амур), новой линии, идущей на север и параллельно первоначальной Транссибирской магистрали. Участок пути по БАМу был назван Советами Дорогой мужества и героизма в честь множества естественных препятствий, которые пришлось преодолеть при его строительстве.Мы проведем несколько часов в городе Братск, посетив одну из крупнейших гидроэлектростанций в мире, построенную в 1960-х годах и являющуюся впечатляющим достижением технологической инженерии.
День 8 Северобайкальск
Россия
Мы прибываем утром в крайне удаленное место Северобайкальск (Северный Байкал), на берегу озера Байкал, где дорожная сеть полностью изолирована от остальной страны.БАМ — это жизненно важный путь в эту прекрасную местность, и у нас есть утро, чтобы исследовать уникальное биоразнообразие жизни здесь и познакомиться с некоторыми из местных жителей.
Выезжая из Северобайкальска по реке Верхняя Ангара, мы проедем через четыре Мысовых туннеля, идя параллельно береговой линии Байкала. Днем мы поднимаемся на горный хребет Северомуйск и ближе к вечеру прибываем в Осипнони, который является началом Северомуйского тоннеля. Открытый в 2003 году, это самый длинный железнодорожный тоннель в России — 15.3км. До этого была построена извилистая объездная дорога протяженностью 54 км, чтобы пройти через горы. Отсюда мы либо по объездной дороге, либо по новому туннелю в Казанкан.
День 9 Новая Чара
Россия
Рано утром приезжаем в Новую Чару и проводим здесь утро.Этот район славится чароитом, полудрагоценным камнем сиреневого цвета, который можно найти только в районе Чара, и вполне вероятно, что на станции будут торговцы. Мы посетим интересный небольшой музей, рассказывающий об истории региона, включая Мраморный каньон ГУЛАГ, а также остановимся на уникальных 6-километровых песчаных дюнах. Неизвестно, как они оказались здесь, но они долгое время были важным местом для коренных жителей, поскольку здесь были найдены захороненные артефакты тысячелетней давности. После обеда мы направляемся на восток по БАМу, а около полуночи выезжаем на новую 1000-километровую магистраль Амур — Якутск (или АЯМ).
Нерюнгри находится примерно в 200 км к северу от магистрали БАМа и расположен в огромном бассейне, который содержит пласт высококачественного угля толщиной 80 футов (25 м), объем которого составляет около 40 миллиардов тонн. Здесь находится один из крупнейших в мире карьеров, который мы посетим. Обратите внимание на огромные грузовики мощностью 2300 лошадиных сил, которые поднимают из шахты 200 тонн за раз. Шины грузовиков имеют высоту 16 футов 7 дюймов (5 метров), что примерно равно высоте Золотого орла.Поздно утром продолжаем путь на север в сторону Якутска.
После завтрака мы прибываем в Нижний Бестях, станцию Якутска, столицы Республики Саха, расположенного примерно в 450 километрах (280 миль) к югу от Северного полярного круга на реке Лена, с населением 311 000 человек. Якутск имеет среднюю температуру 16,2 ° F (-8,8 ° C) и является вторым по величине холодным городом в мире после Норильска. Якутск — также крупнейший город, расположенный в сплошной вечной мерзлоте.В июне температура будет более комфортной — 60–70 ° F (16–21 ° C).
Обед будет подан на борту после нашего утра в Якутске, и мы вернемся к БАМу и Тынде.
С населением около 40 000 человек это самый большой город на протяженность более 300 миль в любом направлении. Он был построен как административный центр строительства трассы БАМа в 1970-х годах, и наше посещение местного музея дает нам захватывающее представление о строительстве этой линии.
Путешествуя по нетронутой тундре, мы познаем Россию в ее самых отдаленных уголках. С момента отъезда из Москвы мы проехали более 10 000 км / сек. Красота открывается перед нами, когда мы входим в район вечной мерзлоты. Здесь огромные расстояния и неблагоприятные географические и климатические условия делают весь регион экстремальной средой для человеческого существования. Через двадцать часов после выезда из Тынды мы прибываем в Новый Ургал.Приехать сюда — значит почувствовать себя перенесенным во времени в Советский Союз. В этом изолированном месте с тех пор мало что изменилось, и сильна ностальгия по СССР. На расстоянии 1 500 км от Тынды до Комсомольска нет населенных пунктов с населением более 10 000 человек.
Комсомольск отражает величественную и обширную городскую архитектуру советской эпохи, в том числе грандиозный проспект Первостроителей шириной 80 метров, выложенный кварталами 1970-х и 1980-х годов с сохранившимися советскими фасадами магазинов и вывесками, с парками и игровыми площадками, скрытыми за ним.Город был печально известным центром труда заключенных, через его лагеря, по оценкам, прошли более 900 000 заключенных. После посещения Комсомольска в самой восточной точке, прежде чем мы повернем немного на юго-запад к Тихому океану, мы пересечем Амур в Хабаровске, где мы снова присоединимся к Транссибирской магистрали и направимся в сторону Владивостока.
День 15 Владивосток
Россия
Владивосток — военный порт, расположенный на западном берегу Японского моря и являющийся базой Тихоокеанского флота ВМФ России.Из-за своего военного значения с 1930 по 1992 год город был закрыт для иностранцев. Владивосток (дословно переводится как «правитель Востока») предлагает посетителям интересную возможность осмотреть свои основные военные достопримечательности, включая посещение сохранившейся подводной лодки времен Второй мировой войны. . Наша экскурсия по городу также приведет нас к легендарному подвесному мосту через залив Золотой Рог, одному из крупнейших в мире в своем роде, который открылся в 2012 году для конференции АТЭС.
Наш отель во Владивостоке, где мы останавливаемся на одну ночь, — это пятизвездочный отель Lotte.
День 16 Владивосток
Россия
Завтрак подается в отеле и предоставляется трансфер в аэропорт для вылетающих рейсов.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) | Евразийские маршруты
История
Работы по проекту Байкало-Амурской магистрали (БАМ) начались в конце 1970-х годов.Линия должна была дополнить Транссибирь и обеспечить России второе железнодорожное сообщение из Сибири в Азиатско-Тихоокеанский регион.
СтроительствоБАМа — это инженерный триумф. Протянувшись почти на 2000 миль (3220 км) от озера Байкал в Сибири до Хабаровского края на тихоокеанском побережье России, БАМ проходит через семь горных хребтов, 11 высокогорных рек и районы с высокой сейсмической активностью. Почти половина маршрута проходит через вечную мерзлоту, где зимние температуры могут резко упасть до -76 ° F (-60 ° C).
Учитывая сложный рельеф местности, строительство БАМа представляло собой серьезную инженерную задачу: 142 моста (общей протяженностью более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, а также восемь тоннелей (в том числе Северомуйский тоннель, проложенный по адресу 15.3). километров, это самый длинный тоннель в России и пятый по длине в мире). Вдоль маршрута построено более 60 новых городов и поселков.
Преимущества
ОАО «РЖД» рассматривает Байкало-Амурскую магистраль как инвестицию в будущее России, которая значительно увеличит транспортировку нефтепродуктов и экспорт на Восток, даст толчок развитию.сырья на Дальнем Востоке России и увеличить долю линии в транзитных перевозках Восток-Запад.
Первый полноценный переход через БАМ состоялся в октябре 1989 года. Более короткий и быстрый маршрут был открыт в декабре 2003 года после завершения строительства Северомуйского тоннеля; поездам больше не нужно менять рельсы и совершать длительный и трудоемкий объезд горы. Это позволило Компании сократить время и стоимость пассажирских и грузовых перевозок и вывести БАМ на полную мощность.Северомуйский тоннель также позволил Компании значительно снизить нагрузку на Транссибирскую магистраль, переведя на БАМ 6 миллионов тонн грузов в год.
В июле 2004 года, через 30 лет после начала строительства Байкало-Амурской магистрали, ОАО «РЖД» объявило, что инвестирует более 30 миллиардов рублей (около 1 миллиарда долларов США на тот момент) в развитие Забайкальской железной дороги от станции Карымская до пограничной станции Забайкальск. с Китаем.
Также планируется увеличить пропускную способность Байкало-Амурской магистрали, так как трасса будет продлена на юг до Комсомольска.Это повлечет за собой строительство второго пути, электрификацию расширения основного участка и создание ремонтных мощностей для большего парка локомотивов.
Байкало-Амурская магистраль | Encyclopedia.com
Байкало-Амурская магистраль (БАМ), пересекающая Восточную Сибирь и Дальний Восток, проходит к северу от Транссибирской магистрали и параллельно ей. Термин «зона БАМа», используемый для описания территории, пересекаемой железной дорогой, включает районы в пределах водоразделов озера Байкал и реки Амур, последняя из которых составляет значительную часть границы России с Китаем.Зона БАМ, пересеченная множеством грозных рек, создавала сейсмические, климатические и эпидемиологические проблемы для строителей с 1930-х до начала 1990-х годов.
Советское правительство задумывало БАМ как второе железнодорожное сообщение (Транссибирская магистраль — первая) к Тихому океану, который улучшит транспорт и связь между европейским и азиатским секторами СССР. Первоначальный проект БАМа строился от Комсомольска на реке Амур до Советской (ныне Императорской) Гавани на побережье Тихого океана трудовым лагерем и военнопленными с 1932 по 1941 год, а затем с 1945 по 1953 год, когда он был заброшен. в марте того же года после смерти Сталина.
В марте 1974 года генеральный секретарь Советского Союза Леонид Брежнев объявил, что строительство нового, гораздо более продолжительного проекта БАМа достанется Коммунистическому союзу молодежи, известному как комсомол. По мнению Брежнева, опыт того, что государство провозгласило «Пути в будущее», внушил бы чувство причастности к молодому поколению Советского Союза. Кроме того, СССР принял решение о строительстве нового БАМа, чтобы поддержать советскую торговлю с динамично развивающейся экономикой Восточной Азии и обеспечить альтернативный маршрут между европейским и азиатским секторами страны в случае, если Транссибирская магистраль будет захвачена Китаем.На пике своего развития в БАМе участвовало более 500000 комсомольцев, которые нанесли серьезный ущерб экологии зоны БАМа, затратив от 15 до 20 миллиардов долларов в крайне расточительной и неэффективной деятельности, которая усилила недостатки государственного социализма советского образца среди молодых строителей БАМа.
В октябре 1984 года на церемонии, ознаменовавшей официальное завершение «Проекта века», был вбит золотой шип. В действительности, однако, только треть пути БАМа протяженностью 2305 миль была полностью введена в эксплуатацию к началу 1990-х годов, хотя железная дорога была объявлена завершенной в 1991 году.БАМ остается одной из наименее прибыльных железных дорог Российской Федерации.
См. Также: коммунистических молодежных организаций; железнодорожные пути; Транссибирская железная дорога
библиография
Asia Trade Hub. (2001). «Наблюдение за Россией».
Джозефсон, Пол Р. (1992). «Наука и технологии как панацея в горбачевской России». В Технология, культура и развитие: опыт советской модели, изд.Джеймс П. Сканлан. Армонк, Нью-Йорк: М. Э. Шарп.
Соринка, Виктор Л. (1977). «Магистраль Байкал-Амур». В Ворота в ресурсы Сибири (БАМ), изд. Теодор Шабад и Виктор Л. Моут. Нью-Йорк: Scripta.
Кристофер Дж. Уорд
Подпишитесь, чтобы читать | Файнэншл Таймс
Разумный взгляд на мировой образ жизни, искусство и культуру
- Полезные чтения
- Интервью и отзывы
- Кроссворд FT
- Путешествия, дома, развлечения и стиль
Выберите вашу подписку
Испытание
Попробуйте полный цифровой доступ и узнайте, почему более 1 миллиона читателей подписались на FT
- В течение 4 недель получите неограниченный цифровой доступ премиум-класса к надежным, отмеченным наградами бизнес-новостям FT
Подробнее
Цифровой
Будьте в курсе важных новостей и мнений
- MyFT — отслеживайте самые важные для вас темы
- FT Weekend — полный доступ к материалам выходных дней
- Приложения для мобильных устройств и планшетов — загрузите, чтобы читать на ходу
- Подарочная статья — делитесь до 10 статьями в месяц с семьей, друзьями и коллегами
Подробнее
Распечатать
Печатное изданиеFT доставлено с понедельника по субботу вместе с доступом к электронной бумаге
- Доставка на дом или в офис с понедельника по субботу
- FT Газета выходного дня — стимулирующее сочетание новостей и статей об образе жизни
- ePaper access — цифровая копия печатной газеты
Подробнее
Команда или предприятие
Premium FT.com доступ для нескольких пользователей, с интеграцией и инструментами администрирования
Премиум цифровой доступ, плюс:
- Удобный доступ для групп пользователей
- Интеграция со сторонними платформами и CRM-системами
- Цены на основе использования и оптовые скидки для нескольких пользователей
- Инструменты управления подпиской и отчеты об использовании
- Система единого входа на основе SAML
- Специализированный аккаунт и команды по работе с клиентами
Подробнее
Узнать больше и сравнить подписки
Или, если вы уже являетесь подписчиком
Войти
Путешествуйте по Транссибирской магистрали с этими офлайн-картами
Вы можете совершить сотни, если не тысячи потрясающих автомобильных путешествий по всему миру, но ничто не может сравниться с пересечением России, от Центральной Европы до Тихого океана. Океан.Это чертовски трудное путешествие, и отключение от сети с помощью HERE поможет обеспечить более надежную картографию, сэкономит ваши деньги и гарантирует, что вы всегда будете выбирать самые разумные маршруты.
Изображение предоставлено: Татьяна Попова
Транссибирская магистраль простирается примерно на 6800 миль через одни из самых сложных условий и местности вокруг, наряду с, возможно, самой длинной национальной автомагистралью в мире, и если вам это непросто, это должно быть близко к вершине вашего пути. список.
Если вы смотрели какой-либо сериал Юэна МакГрегора и Чарли Бурмана «Долгий путь», вы кое-что знаете, с чем вам придется столкнуться.
Первый этап: Санкт-Петербург — Москва
Изображение предоставлено: Роман Сулла
Транссибирское шоссе начинается в Санкт-Петербурге, и на Земле есть несколько больших мест, где можно в полной мере воспользоваться картами ЗДЕСЬ и Список POI, в котором есть множество мест, которые стоит посетить. Если вы хотите побывать на Красной площади и увидеть Кремль, самое время отправиться в первый этап поездки: по трассе M10 Russia, по которой вы будете в 440 милях к юго-востоку от Москвы.
Необходимые карты: Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ
Всего: 600,8 МБ, 811,5 МБ Текущая сумма: 1412,3 МБ
Второй этап: Москва — Челябинск
Вам понадобится большая порция кофе (или десять), если вы собираетесь покрыть второй этап почти за один проход, с Уральским шоссе М5 до Челябинска, которое покрывает ошеломляющие 1099 миль. По крайней мере, тогда поездка будет проходить должным образом, и это отличный пример того, с чем вам предстоит столкнуться!
Необходимые карты: Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ
Всего: 679.4 МБ, 403,9 МБ Текущий общий объем: 2495,6 МБ
Третий этап: Челябинск — Новосибирск
Изображение предоставлено: Мальцев Семён
Если вы хотите путешествовать по России, вам лучше привыкнуть к идее почти невероятно длинные трассы. Это одна из самых коротких ног, и ее длина все еще составляет 906 миль! Он также ненадолго проходит в Казахстан, а затем снова возвращается в Россию.
Требуются карты: Сибирский федеральный округ
Всего: 662.2 МБ Текущий общий объем: 3157,8 МБ
Четвертый этап: Новосибирск — Иркутск
Изображение предоставлено: Ороч
Путешествие между Новосибирском и Иркутском займет у вас больше дня: вы проехали около 1148 миль и проехали через промышленные города, например Кемерово, известное своей добычей угля, алюминия и машиностроения. Тогда это немного для обычного туриста, но, учитывая, что вам предстоит преодолеть более тысячи миль, мы представляем, что вы будете счастливы увидеть любые признаки жизни!
Требуются карты: Сибирский федеральный округ
Всего: 662.2 МБ Текущий общий объем: 3 157,8 МБ
Пятый этап: Иркутск — Чита
Изображение предоставлено: Katvic
Дорога М55 до Читы обещает быть более интересной, так как по пути открывается потрясающий вид на Байкал. Не слышали об этом? На самом деле в нем содержится 20% незамерзшей пресной воды на поверхности. Его глубина также превышает 5380 футов, а возраст, как считается, превышает 25 миллионов лет. Тогда стоит взглянуть!
Требуются карты: Сибирский федеральный округ
Всего: 662.2 МБ Текущий итог: 3 157,8 МБ
Шестой этап: Чита — Хабаровск
Изображение предоставлено: DmZ
Чита — Хабаровск — самый длинный участок пути, протяженность которого составляет 1300 миль. Пройдете по Амурскому шоссе, но есть одна небольшая проблема, это не точно, закончен … Возможно, он был символически открыт Владимиром Путиным десять лет назад, но с лесными участками, разделяющими большие участки дороги, вы Буду более чем счастлив видеть ЗДЕСЬ на борту.
Необходимые карты: Дальневосточный федеральный округ
Всего: 544,9 МБ Текущая сумма: 3702,7 МБ
Седьмой этап: Хабаровск — Владивосток
Последний этап также один из самых коротких, всего 470 миль, и вы увидите, что вы окажетесь у Японского моря Тихого океана во Владивостоке.
Требуются карты: Дальневосточный федеральный округ
Всего: 544,9 МБ Всего : 3 702,7 МБ
Как мы уже упоминали, глядя на Маршрут 66, идея картографирования при следовании по одной «магистрали» может показаться бессмысленной, но факт Транссибирское шоссе состоит из нескольких дорог, часто незаконченных и проходящих через разные города, бароны, а иногда и невероятно холодные земли, и даже другую страну (Казахстан), загрузка ЗДЕСЬ карт может оказаться спасительной.
Пытались ли вы перейти Транссибирскую магистраль? Если да, мы будем рады услышать ваш опыт!
(PDF) Байкало-Амурская магистраль
Весна 2019 31
Байкало-Амурская магистраль
Протяженность современного БАМа составляет около 4300 километров (2600
миль), с основным ответвлением Амур-Якутск. Магистраль, участок —
на 1200 километров (746 миль). Магистраль пересекает северные
округов шести субъектов Федерации: Иркутскую область, Республику
Бурятия, Забайкальский край в Восточной Сибири, Республику Саха
(Якутия), Амурскую область и Хабаровский край. в России
Дальний Восток.Благодаря существующим и планируемым боковым путям, ведущим к минимуму
месторождений и соединяющим удаленные населенные пункты с административными центрами
, железная дорога обеспечивает надежную транспортную сеть для
человек, товаров и ресурсов. Растущий спрос на уголь, нефть и древесину
привел к увеличению грузоперевозок
почти вдвое (РЖД, 2016). В целях продолжения добычи и транспортировки ресурсов в 2014 году была начата государственная программа модернизации железной дороги
.
Как упоминалось ранее, строительство Байкало-Амурской магистрали
привлекло трудовых мигрантов из других регионов России и
бывших советских республик (Белкин, Шереги, 1985). С 1980 по 1985 год на Дальний Восток приезжало
1000000 молодых людей, включая БАМ
Зона3 ежегодно: 800000 из них затем перебрались в другие места, а
только 100000 остались на одном месте в течение двух зим (Аргудяева
1988: 10).Рабочая сила, набранная для строительства БАМа, состояла из
молодых, образованных и квалифицированных мужчин, которые первоначально приходили на работу по краткосрочному (обычно трехлетнему) контракту
, но часто женились и оседали
в область. Треть строителей БАМа прибыла из разных
частей России, одна пятая — из Средней Азии, в частности из Казахстана,
, а оставшаяся часть — из Беларуси, стран Балтии и Кавказа
(рис. 2).
Как уже упоминалось ранее,
молодых строителей БАМа были мотивированы коммунистической идеологией и романтизмом комсомольского движения
, движущей силой других сибирских крупных промышленных проектов в период позднего социализма (Рожанский, 2002).Перед зачислением в строительную бригаду
БАМ специалист должен был соответствовать определенным образовательным и профессиональным требованиям
и продемонстрировать свою или
свою мотивацию и соответствие коммунистическим идеалам. Официальный дис-
курсов героизируют бамовцев и прославляют их труд (рис. 3).
Идеологические лозунги, клише и романтические образы «здание
место века», «путь в будущее», «проект эпохи
развитого социализма», распространенные в СМИ и популярной литературе.
создал «миф о БАМе» (Ward 2001).Тема БАМа и
образов бамовцев нашли отражение в местном искусстве, литературе, музыке,
поэзии, архитектуре (рис. 4).
Другая Сибирская железная дорога — The New York Times
БОЛЬШИНСТВО посетителей видят Байкал только с его заселенного и развитого южного берега, где проходит Транссибирь. Но с нашей стороны озера, в 400 милях к северу от него, Байкал выглядел как нечто первозданное — внутреннее море кобальтовых вод размером с Мэриленд, окруженное горами, без дороги или дома, вдоль берегов, которые исчезли за горизонтом.
Мы въехали в порожденный БАМом город Северобайкальск, расположенный между голыми холмами с видом на Байкал. Мы думали, что привыкли к архитектурным неординарностям, но станция Северобайкальск, на крыше которой, казалось, был огромный бетонный трамплин, нас удивила. Оказывается, что на крыше изображены паруса, символизирующие город-спонсор станции, морской мегаполис Санкт-Петербург.
Наши трясущиеся в поездах кости и наше желание еще немного задержаться в дикой природе БАМа до того, как железнодорожная линия снова соединится с Транссибирской, дневной путь на запад заставил нас высадиться и попробовать один из легендарных горячих источников, окружающих Северобайкальск.Мы наняли водителя, чтобы он отвез нас 40 минут по небольшой дороге к источнику Дзелинда, расположенному на склоне холма среди полдюжины приятных курортных домиков.
Погружаясь очень медленно в 110-градусный бассейн, мы оживились, когда услышали, как поезд БАМ катится через лес к Транссибирской линии, а через три дня — в Москву.
«У БАМа может быть прекрасное будущее», — сказал нам Анатолий в Тынде, указывая на огромные штабеля пиломатериалов рядом со станцией, направляющейся на рынки Восточной Азии.Для нас, бурлящих в этой глухой гавани в пределах слышимости нашего плавного пути обратно в Европу, нынешнее состояние БАМа тоже выглядело довольно великолепно.
ВСЕ НА БОРТУ ПРОЛЕТАРСКОГО ЭКСПРЕССА
НА ЗЕМЛЕ
Поездка на БАМе по всей длине поезда занимает примерно пять дней с остановками в Тынде и Северобайкальске. Братск, расположенный в пяти часах полета от Москвы, — удобный город для доступа к БАМу рядом с его западной конечной станцией. До восточной оконечности БАМа легко добраться через Хабаровск, в двух часах полета от Сеула, Южная Корея, на рейсах Asiana и Аэрофлота.
Тарифы на БАМ меняются в зависимости от сезона и маршрута. Моя в среднем стоила 110 долларов в день за место второго класса, которое я купил в кассе на вокзале Хабаровска. В США: Travel All Russia , в Арлингтоне, штат Вирджиния (800-884-1721; russiantrains.com), и Sokol Tours, в Брэдфорд-Вудс, штат Пенсильвания (724-935-5373; sokoltours.
Ваш комментарий будет первым