Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Байкало амурская магистраль транспортные узлы: крупные транспортные узлы. Строительство Байкало-Амурской магистрали

Содержание

крупные транспортные узлы. Строительство Байкало-Амурской магистрали

Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железных дорог в мире. Ее строительство сыграло стратегическую роль в развитии сибирского региона, стало катализатором образования производственных предприятий, появления новых городов, обеспечило рабочими местами тысячи жителей страны.

Проектирование

Правительство России приняло решение о необходимости возведения Байкало-Амурской магистрали еще в конце 19-го века. Дорога, пролегавшая через север Байкала, стала бы прорывом в развитии восточных территорий. После окончания войны с японцами необходимо было решить проблемы снабжения труднодоступных восточных регионов. Первая мировая война, революции и их последствия заставили отложить этот вопрос – в СССР тогда не было ни техники, ни возможностей реализовать масштабный проект.

Снова взялись за него лишь в 1930 году. На заседании правительства было поручено специальным организациям приступить к работе над проектом железной дороги, которая дублировала бы Транссибирскую железную дорогу, но располагалась севернее и обеспечила выход к тихоокеанскому побережью. Тогда же новым путям дали имя — Байкало-Амурская магистраль. Крупные транспортные узлы подходят к Иркутской, Амурской областям, Хабаровскому краю, пролегают по республике Бурятии и труднодоступным землям Якутии. Уже в 1933 году был установлен первый район железнодорожного полотна.

Строительство

Полномасштабные работы по возведению БАМа, соединившей Тайшет и Советскую Гавань, город у берегов океана, стартовали в 1937 году. БАМ сразу получил неофициальное название — «стройка века». И это неудивительно. Строительство Байкало-Амурской магистрали затянулось на долгие годы, прекращалось на несколько лет из-за войны, затем из-за отсутствия финансирования. По сей день БАМ является одним из самых дорогих проектов, реализованных в 20-м веке.

Для строительства со всех тюрем и лагерей страны привлекались тысячи заключенных. Власти агитировали население принять участие в возведении дороги, которая должна была стать будущим державы. Строителям предоставлялось жилье и все необходимые условия. С возведением дороги развивались и города Сибири.

В период с 1942 по 1947 г. работы были приостановлены из-за войны. Следующая остановка произошла в 1953 году. Дорогостоящий проект требовал крупных капиталовложений и человеческих ресурсов.

Возобновилось строительство лишь спустя почти 20 лет – в 1974 году. «Стройка века» вновь началась ударными темпами, развивалось и осваивалось сразу несколько направлений. Еще 12 лет понадобилось для того, чтобы соединить все участки. За это время на разных участках в нескольких районах страны трудилось в совокупности около 2 млн строителей. В 1989 году полноценно появилась БАМ на карте России. Тогда же она была официально принята в эксплуатацию.

Байкало-Амурская магистраль: крупные транспортные узлы

БАМ начинается на станции Тайшет Транссибирской магистрали и затем уходит на Восток. Именно здесь находится отправная точка дороги, соединяющая два самых грандиозных транспортных проекта страны. Когда была проложена Байкало-Амурская магистраль, крупные транспортные узлы стали активно «обрастать» населением за счет строителей со всех уголков страны, приезжавших сюда работать, а затем оставшихся на постоянное проживание.

Ключевыми станциями дороги стали: Тайшет, Тында, Нерюнгри, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань. БАМ была первой железной дорогой на территории Якутии, которая из-за тяжелейших природных условий долгое время оставалась отрезанной от страны, а сообщение осуществлялось исключительно с помощью авиаперелетов.

Освоение территорий вокруг БАМа

Проектировщики, соединяя Транссибирскую магистраль с побережьем Тихого океана, выбрали путь для будущей дороги, охватывающий крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Таким образом планировалось увеличить эффективность перевозок. Железнодорожные пути должны были приносить ощутимую прибыль и облегчить процесс транспортировки ископаемых.

Наиболее изученными на пути следования БАМа являются такие угольные месторождения: Огоджинское и Эльгинское, медное Удоканское, нефтегазовые месторождения в Талаканском, Верхнечонском, Ярактинском и других районах. Также имеются значительные залежи железных руд, меди, полиметаллов, апатитов и газа на других участках пути. Чтобы увеличить показатели и эффективность работ на этих объектах, необходимо наладить транспортную инфраструктуру в регионе и обеспечить доставку ископаемых непосредственно к месту погрузки в вагон.

Самые крупные станции вдоль дороги

Благодаря строительству дороги получили статус городов Усть-Кут, Тында (последняя стала называться «сердце БАМа»). Тайшет — стратегически важная станция, точка, где берет начало Байкало-Амурская магистраль. Крупные транспортные узлы также проходят через Тынду, от которой следуют 2 ветви: на Север (на Нерюнгри) и на Юг (на Сковородино), соединяясь, таким образом, с Транссибирской железной дорогой.

Конечная станция – город Советская Гавань, расположенный на берегах Татарского пролива. Он известен другим долгостроем – подводным туннелем, который должен был соединить Сахалин и материк. До сих пор этот проект не реализован. В Советской Гавани расположены 3 станции, однако пассажирские поезда останавливаются в другом, соседнем районе. Также, для того чтобы на пассажирском поезде отправиться на Запад страны, необходимо следовать через Владивосток, до которого добраться можно с прицепными вагонами.

Другие железнодорожные пути региона

Байкало-Амурская магистраль входит в подчинение ВСЖД на сибирском участке следования, и ДВЖД — на территории Амурской области и Хабаровского края. БАМ повторяет Транссибирскую железнодорожную магистраль, проходящую вдоль южной границы России (аналогично — через сибирские и дальневосточные территории).

Планы развития БАМа

Главной проблемой этой железной дороги остается то, что, несмотря на более чем 15-летний срок эксплуатации, она по-прежнему убыточна. Железнодорожные пути имеют огромный потенциал, который таила в себе эта дорога, когда проектировщики создавали ее, но он до сих пор не реализован.

Главные трудности заключаются в том, что до основных залежей полезных ископаемых и руд не проложены пути сообщения. После завершения строительства было решено продолжить развивать направление, однако сначала из-за распада СССР, затем из-за нестабильной экономической ситуации в 90-х и мирового экономического кризиса в начале 2000-х годов планы неоднократно откладывались. В 2011 году вновь эту тему поднял Владимир Путин. Планируется увеличение скорости поездов, пропускной и провозной способности.

Общая характеристика Байкало-Амурской магистрали

Общая протяженность дороги составляет 4300 километров, преимущественно она состоит из одного пути. Железная дорога из двух путей построена только от Тайшета до Лены и имеет протяженность около 700 километров.

Строительство БАМа было осложнено тяжелейшими природными условиями. На многих участках приходилось строить на землях вечной мерзлоты, в сейсмоопасных районах. Было построено 11 мостов через полноводные реки, более 30 километров дороги пролегает через тоннели в горных породах. Горная местность также существенно осложнила процесс возведения железной дороги.

Транссиб и Байкало-Амурская магистраль России

Одними из главных достопримечательностей Приамурья являются самая длинная на планете железная дорога – Транcсибирская магистраль, и вторая по значимости транспортная артерия востока России – Байкало-Амурская магистраль. Эти две дороги проходят через несколько районов региона, каждый из которых представляет большой интерес для путешественника.

Транссиб

Через Приамурье проходит Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире. Протяженность Великого Сибирского пути – 9288 км.

Поезд по транссибирской магистрали проходит через 7 часовых поясов. Самый популярный маршрут по Транссибу из Москвы во Владивосток займет более 6 дней (расписание и стоимость уточняйте на сайте Российских железных дорог https://pass.rzd.ru/).

По Транссибирской магистрали жители Амурской области могут отправиться на восток – в Приморье или на запад – в Москву.

Дорога транссиба проходит по территории двух континентов: Европе и Азии. Их условной границей принят 1778-й км магистрали.

Станции Транссиба

Транссиб проходит почти 90 городов. Станции Транссиба включат в себя такие крупные города, как Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск.

На своем пути магистраль пересекает более десятка крупны рек, включая Волгу, Обь, Енисей и Амур.

Более 200 км Транссиб проходит вдоль самого глубокого озера в мире Байкал.

Строительство Транссибирской магистрали началось в 1891 году, а уже в 1913 году было открыто сквозное движение по маршруту Благовещенск – Санкт-Петербург.

Амурский участок Транссиба в длину превышает 2 тыс. км. Путешествуя по этому отрезку магистрали сложно справиться с соблазном сойти на каждой станции.

Так много интересного можно увидеть, если пройтись по окрестностям: Албазинский острог, Горящие горы, петроглифы, Музей космонавтики, космодром Восточный.

Байкало-Амурская магистраль

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) является одной из крупнейших в мире железнодорожных дорог. Ее протяженность составляет 4,3 тыс. км. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через Тайшент, затем тянется до Советской Гавани по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Эта дорога проходит через территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает несколько горных хребтов и крупных рек, включая Амур. Более 30 км маршрута из-за сложного рельефа проходит через тоннели.

По версии Lonely Planet, именно Байкало-Амурская магистраль входит в тройку самых удивительных железнодорожных маршрутов мира.

Издательство, выпускающее знаменитые путеводители, отмечает, что БАМ построили позже знаменитого Транссиба, но виды по маршруту открываются ошеломляющее, а сам БАМ «холоднее, дальше, и там почти нет туристов».

Прокладывать БАМ начали в 1932 году, но затем строительство было заморожено вплоть до 1970-х годов. Восточную и западную части дорог соединили в 1984 году. В 2003 году было открыто движение по Северомуйскому тоннелю.

Магистраль открыла для России второй выход к Тихому океану. Участок между забайкальским городом Могоча и амурским городом Сковородино считается «полюсом холода» Транссиба.Самая западная станция магистрали на территории Амурской области – Ерофей Павлович, самая восточная – Кундур-Хабаровский.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через…

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через многие города, а ее столицей считается город Тында. Это самый северный город Приамурья (город находится к 880 км к северу от Благовещенска). Путь на поезде из столицы Приамурья будет более 16 часов на поезде (актуальное расписание и стоимость билетов уточняйте на сайте https://pass.rzd.ru/), на автомобиле или автобусе дорога займет от 9 до 12 часов.

Вокзал Тынды является самым большим по площади во всей Амурской области (4 тыс. кв. м). Железнодорожный вокзал был открыт в 1986 году.

Здание вокзала часто называют «белым лебедем». Оно, действительно, чем-то похоже на птицу, распахнувшую крылья. «Клюв» же расположен между двух 48-метровых башен, которые возвышаются над поездами.

Недалеко от вокзала находится Музей истории БАМа. Здесь можно узнать о строительстве и эксплуатации легендарной железной дороги России. А в зале этнографии есть экспозиция, посвященная коренному населению, эвенкам.

Адрес: г. Тында, ул. Спортивная, 22

Телефон: +7 (4165) 65-16-44

E-mail: [email protected]

Сайт: https://muzbam.amur.muzkult.ru/about


Сухопутный транспорт 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта состоят в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок и всепогодности. По протяженности железных дорог Россия уступает только США и Канаде, длина железных дорог России составляет 86 тыс.

км. А по протяженности электрифицированных железных дорог, длина которых 38,5 тыс. км, занимает первое место в мире. В европейской части России наибольшая густота железнодорожной сети, ее конфигурация напоминает колесо. Центр – Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток страны протянулись широтные магистрали. И на востоке их мало (рис. 1).

Рис. 1. Железнодорожная сеть европейской России

К крупным железнодорожным магистралям относятся:

  • скоростная железная дорога Москва – Санкт-Петербург;
  • дорога к незамерзающему порту Москва – Мурманск;
  • Печорская магистраль: Коноша (ударение на первый слог) – Котлас – Воркута;
  • самая длинная в мире дорога – Транссибирская магистраль (рис. 2): Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Владивосток;
  • Байкало–Амурская магистраль: Усть-Кут – Тында – Комсомольск-на-Амуре.

Рис. 2. Транссибирская магистраль


 

Царскосельская железная дорога

Царскосельская железная дорога – первая в России железная дорога, до 1851 единственная в стране и 6-я в мире, построена в 1836–1838 гг. между Петербургом и Павловском. День открытия движения на участке Петербург – Царское Село (ныне г. Пушкин), 30 октября 1837, считается началом регулярных железнодорожных сообщений в России. Царскосельская железная дорога строилась с мая 1836 г. на средства акционерной компании Царскосельской железной дороги, учредителями которой были Франц Герстнер (рис. 4) и др. представители русского, а также немецкого и американского капитала.

Рис. 4. Франц Герстнер – учредитель Царскосельской железной дороги

Среди пайщиков (186 человек) были крупные промышленники и купцы, придворные, высшие сановники. Длина дороги составила 25 вёрст (26,3 км) и была одноколейной. Вначале поезда по ней ходили на конной тяге, и только по воскресеньям и праздникам на паровой. Полностью на паровую тягу перешли в 1838 г. после открытия линии Петербург – Павловск. В том же 1838 в Петербургском технологическом институте создан для Царскосельской железной дороги паровоз «Проворный». На Царскосельской железной дороге построены вокзалы: Павловский, Витебский в Петербурге, Царскосельский.

Рис. 5. Открытие Царскосельской железной дороги


 

Байкало-Амурская магистраль

Протяженность магистрали – 7000 км с запада на восток – от Челябинска до Владивостока. Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком (рис. 6).

В районе БАМа реобладает равнинный рельеф, но низкие температуры зимой, снежные заносы, наледи; в восточной части магистраль проходит по гористой местности, поэтому здесь снижают эффективность работы магистрали сейсмичность, горный рельеф, вечная мерзлота.

Рис. 6. Байкало-Амурская магистраль (Источник)

По сибирской магистрали с запада на восток везут машины, оборудование, продукты питания. С востока на запад – лес, полезные ископаемые (руду и уголь), рыбу.

Рис. 7. Основные транспортные узлы Байкало-Амурской магистрали


Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок – один из самых дорогих. Его преимущество в скорости перевозок, большой маневренности и доставке груза непосредственно потребителю. Но грузооборот автомобильного транспорта составляет всего 0,6% от всего российского грузооборота. Среднее расстояние перевозок – 40 км. Недостатки и проблемы автомобильного транспорта заключаются в плохих дорогах и невысоком качестве отечественных автомобилей. Протяженность автодорог – 580 тысяч км. Только 1/10 – грунтовые, 1/6 часть дорог имеет покрытие низкого качества.

34% сельских населенных пунктов не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием. География автодорог повторяет географию железных дорог. От Москвы расходятся 12 автомагистралей по всем направлениям. В Сибири и на Дальнем Востоке резко уменьшается число автодорог. А от Читы до Хабаровска до недавнего времени не было автодороги. Огромные пространства севера Сибири не имеют автодорог или только так называемые «зимники». Автомобильный транспорт оказывает сильное загрязнение атмосферы выбросами выхлопных газов. Каждый автомобиль на 1000 литров топлива выбрасывает 200 кг окиси углерода, 20 кг окиси азота, 25 кг углеводородов и 1 кг сажи. Выхлопные газы карбюраторных (бензиновых) двигателей содержат еще и тяжелые металлы. Например, свинец (рис. 3).

Рис. 3. Выхлопные газы, выбрасываемые автомобилями

При строительстве автодорог отторгаются сельскохозяйственные угодья. Вдоль автомагистрали нельзя вести сбор грибов и ягод, вести выпас скота, заготовлять сено, т. к. на расстоянии 500 м от дороги повышено содержание свинца.


 

Зимник

Для многих регионов России зимние дороги, или зимники, являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является непреодолимым препятствием для колесной техники.
Обычно зимники начинают функционировать в ноябре, и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает.
Часть зимников ведомственные, строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми).

Передвигаться по снежным магистралям под силу только внедорожникам. Дело в том, что, как бы хорошо ни следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу, делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег, а также дорога маркируется светоотражающими лентами.
Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят – сто километров сооружаются базы дорожной техники, из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек.
Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь, и водители автомобилей, передвигающихся по зимнику, отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах – выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду.
Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же, напротив, дорога сливается с окружающим снегом, и можно легко сползти на рыхлую обочину.

Рис. 8. Ледовая переправа через протоку Амура (Источник)


 

Список литературы

  1. В. П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: Хозяйство и географические районы, 9 класс.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Транспорт России (Источник).
  2. Первые железные дороги России (Источник).
  3. Развитие сети высокоскоростных поездов в России (Источник).
  4. Стоимость строительства Российских дорог (Источник).
  5. Дороги России (Источник).

Транспортные магистрали России. Названия, список крупных, контурная карта, характеристики, примеры лучших

Содержание

Инфраструктура транспортных магистралей Российской Федерации является стратегическим и критически важным моментом жизнедеятельности государства. Экономические, политические, управленческие и военные вопросы напрямую связаны с наличием и состоянием этих коммуникаций.

Структура системы

Вся транспортная система России имеет сложную структуру с общим делением на сами магистрали, транспортные средства этих магистралей и управленческий элемент данного маршрутного сектора транспортировки. При этом есть общее разделение на транспорт общественный и транспорт промышленный.

По способу транспортировки объектов хозяйствования, в данную структуру входят следующие виды транспорта:

  • Железнодорожный.
  • Морской.
  • Речной.
  • Воздушный.
  • Трубопроводный.

При структурировании транспортной системы присутствует отраслевой элемент. Общее количество людей, задействованных в работе всей транспортной системы России, приближается к 3,3 млн. чел, или около 5% от общего количества всего работающего населения страны. По основному грузовому потоку лидируют железнодорожный и трубопроводный виды перемещения грузов.

Транспортные магистрали России: что это и из чего они состоят.

Автомобильный транспорт, имея перевозку почти половины грузов, отстаёт по причине небольшого, в среднем, расстояния самих перевозок. Основными видами пассажирского транспорта в России по количеству перевозимых людей определились: железнодорожный (30%), автобусный (30%), воздушный (30%), и остальное — метрополитен.

Главной проблемой транспортной системы на сегодняшней день в РФ считается невысокий технический уровень производств и большей части самих транспортных средств.

Это сказывается на качестве безопасности самих пассажирских перевозок и тормозит приток инвестиций. Своё негативное значение в систему перевозок пассажиров вносит и звёздообразная схема путей сообщения, которая служит некоторым фактором разобщения транспортировки.

Управленческий сектор всей транспортной системы состоит из общего количества перевозчиков и посредников с отдельными мелкими капиталовложениями.

Железнодорожный транспорт

Транспортные магистрали России, представляющие железные дороги страны, определены своим общим огромным расстоянием (85,5 тыс. км.). При этом половина этих путей является электрифицированными (1-е место в мире). Не считая трубопроводных магистралей, по железной дороге перевозится около 87% грузов и около 30% пассажиров.

Основные железные дороги страны:

Наименование и дата основания (г.):Центр управления дороги (город) / количество персонала (тыс. чел):Протяжённость (км.) / количество станций (шт.)Перевозка в год пассажиров и грузов (млн. чел./млн. т.):Основные направления:
Московская (1861).Москва/ 70,4.8 984/444.740/70.Смоленское, Тульское, Брянское, Орловское.
Октябрьская (1851).Санкт-Петербург/ 70.10 378 / 655.181 / 181.Санкт-Петербург, Мурманск.
Приволжская (1871).Саратов/ 31.4 276 / 121.15 / 123.Волгоград-Астрахань, транзит в Среднюю Азию и Сибирь.
Горьковская (1858). Нижний Новгород / 58,5.7 959 / 377.90 / 44.Владимир, Киров, Казань, Ижевск, Екатеринбург.
Куйбышевская (1874).Самара / 44,411 502 / 945.16 / 184.Кустарёвка-Инза-Ульяновск, Пенза-Рузаевка, транзит в Сибирь, Урал и Среднюю Азию.
Свердловская (1878).Екатеринбург / 59,7.7 152 / 419.37 / 308.Крайний Север, транзит между Европейской частью и Сибирью.
Северная (1868).Ярославль / 64,7.5 956 / 277.19 / 62,6.Вологда, Архангельск, Котлас, Крайний Север.
Северо-Кавказская (1861).Ростов-на-Дону / 60,5.6 311 / 403.34 / 65.Северный Кавказ, Юг России.
Юго-Восточная (1866).Воронеж / 35,4.4 189 / 230.28 / 230.Белгород, Лиски, Мичуринск, Пенза, Саратов.
Южно-Уральская (1900).Челябинск / 41. 5 000 / 247.15 / 290.Магнитогорск, Челябинск, Оренбург, Курган, транзит Европа-Азия.
Восточно-Сибирская (1884).Иркутск / 41,23 876 / 650.13 / 64.Забайкальский край, Бурятия, Якутия, выход к Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали.
Дальневосточная (1891).Хабаровск / 54.6 827 / 443.9,5 / 48,6.Сахалин, Приморский и Хабаровский края, Магадан, Еврейская АО, Владивосток. Выход к Транссибирской магистрали.
Забайкальская (1895).Чита / 46,7.3 336 / 173.9 / 107.Транзитная составляющая Транссибирской магистрали.
Западно-Сибирская (1892).Новосибирск / 102.6 000 / 480.2,3 / 270Линия Западная Сибирь-Восточная Сибирь.
Калининградская (1945).Калининград / 0,4.900 / 60.3,5 / 11.Киев, Минск, Вильнюс, Рига, Гданьск.
Красноярская (1898).Красноярск / 28.3 158 / 180.8 / 191.Связывает Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую железные дороги.
Транссибирская магистраль (1891).РЖД.9 289 / 1580.Данные входящих в «Транссиб» дорог.Москва — Сибирь и Дальний Восток. Атлантический — Тихий океаны.
Байкало-Амурская магистраль (1938).РЖД3 819 / 70.12 / 12.Линия Восточная Сибирь-Дальний Восток.

Морской транспорт

Одним из основных моментов в экономических вопросах России стоят морские перевозки. По своему грузообороту они определили третью позицию после перевозок грузов железной дорогой и по трубопроводам. При этом морскими путями осуществляется внешнеэкономическая торговая деятельность страны с получением валюты, и внешние перевозки доминируют над внутренними (каботажными).

В стране находится 63 морских порта и около 950 перегрузочных пунктов, что позволяет перерабатывать порядка 800 млн. т. грузов в год (722 млн. т. в 2016 г.). Доля экспорта в этих цифрах приближается к 80%, более 8% составляет импорт, 6% — каботажные перевозки и 9% приходится на транзит. Немногим более половины морских грузов имеют наливную характеристику (углеводороды).

Российские морские порты (основные) рассредоточены по морским бассейнам следующим образом:

  • Каспийский бассейн (3 порта, 2% перевозок): Махачкала, Оля, Астрахань. Грузопоток по этому направлению осуществляется по международному морскому коридору Север — Юг. Половина грузов перевозится в контейнерах. Присутствует большая доля каботажных перевозок.
  • Арктический бассейн (19 портов, 8% перевозок): Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Витино. Переработка грузопотока в северном регионе связана с углеводородами, лесом и минеральным сырьём, а ввозится главным образом продовольствие.
  • Азово-Черноморский бассейн (12 портов, 32% перевозок): Новороссийск, Туапсе, Кавказ. Здесь преобладающими являются насыпные грузы, перевозимые сухогрузами, металлы, строительные материалы, а ввозятся продукты, трубопрокатные изделия и продукция машиностроения.
  • Дальневосточный бассейн (22 порта, 23% перевозок): Владивосток, Восточный, Ванино, Находка. В данном регионе основные перевозки грузов определены лесом и сырьем, а так же контейнерная грузовая переработка по линии Восток-Запад. Ввозятся через эти морские ворота оборудование, металлы, машины.
  • Балтийский бассейн (7 портов, 35% перевозок): Санкт-Петербург, Калининград, Приморск, Усть-Луга. Самый крупный объект по грузоперевозкам углеводородов и минеральных удобрений. Через это направление ввозятся машины, продовольственные и промышленные товары. У него существует перспектива на резкое увеличение перевозок контейнеров и рефрижераторов.

Речной транспорт

Транспортные магистрали России, относящиеся к перемещениям грузов и пассажиров по рекам, озёрам, каналам и водохранилищам, составляют длину порядка 100 тыс. км. Общая доля речных грузоперевозок небольшая и составляет 4%. Однако, имеет место неравномерность распределения этой доли в региональном плане.

Например, перевозимые грузы в регион Крайнего Севера по рекам составляет 80% от общего значения. В Якутию речным транспортом доставляют 46% всех грузов. Пассажирские перевозки в России по рекам почти не используются из-за низкой скорости передвижения речных судов и сезонности самих перевозок.

В основном здесь применяются туристические маршруты и передвижение по воде внутри городов в тёплое время года.

Основными транспортными речными артериями в РФ являются:

Название реки:Бассейн (млн. км²):Расход воды (тыс. м³/с):Общая длина (тыс. км.):Судоходная длина (тыс. км.):Устье:
Волга.1,36.8,06.3,53. 2,6.Каспийское море.
Кама.0,5.4,1.1,8.0,96 (1,56 — при подъёме воды).Волга.
Ока.0,245.1,26.1,5.0,6.Нижний Новгород (Волга).
Дон.0,422.0,68.1,87.1,5.Таганрогский залив (Азовское море).
Северная Двина.0,357.3,49.0,744.0,744.Белое море.
Печора.0,322.4,1.1,8.1,5.Печорская губа (Печорское море).
Обь.2,99.12,5.3,65.3,65.Обская губа (Карское море).
Иртыш.1,643.3,0.4,25.3,79.Обь.
Тобол.0,426.0,805.1,59.0,437.Иртыш.
Енисей.2,58.19,8.3,49.3,013. Енисейский залив (Карское море).
Ангара.1,039.4,5.1,779.1,5.Енисей.
Лена.2,49.16,35.4,4.1,8.Море Лаптевых.
Амур.1,855.12,8.2,824.2,824.Охотское море.

Трубопроводные магистрали

Транспортные магистрали России, по которым проходит груз в жидком и газообразном состоянии, переходят в разряд трубопроводных. По этим коммуникациям (длиной почти 260 тыс. км.) проходит 48% всех грузов России, в основном это сырая нефть и газ. Данная продукция, кроме внутреннего рынка, поставляется в европейские и азиатские государства.

Главные работающие нефтепроводы:

  • «Дружба» (1960 г.) — самая крупная нефтяная магистраль страны с годовым объёмом перекачки нефти 66,5 млн. т. Общая длина этого трубопровода составляет 8,9 тыс. км. (3,9 тыс. км.— на территории РФ) при наличии 46 насосных станций (38 насосных станций промежуточного характера). Резервуарные терминалы этой системы способны принять 1,6 млн.м³. нефти. Своё начало трубопровод берёт в Волго-уральском нефтегазовом регионе от Самары и пролегает через Украину и Белоруссию в страны Европы.
  • Каспийский Трубопроводный Консорциум (1992 г.) — нефть из России и Казахстана доставляется до морского терминала Южная Озереевка под Новороссийском. Длина нефтепровода составляет 1,5 тыс. км. с рабочей мощностью 28,3 млн. т. в год.

Основные действующие газопроводы:

Маршрут:Протяжённость (тыс. км.):Производительность (млрд. м³./ год):
Уренгой-Помары-Ужгород.4,45.28.
Ямал-Европа.2,1.35.
Саратов-Москва.0,84.0,36.
Россия-Турция (Голубой поток):1,21.14.
Джубга-Лазаревское-Сочи0,172.3,78.
Сахалин-Хабаровск-Владивосток.1,45.5,5.
Россия-Германия (Северный поток):1,23.59.
Бованенково-Ухта.1,1.140.

Российские транспортные магистрали трубопроводного характера также включают целый ряд более мелких объектов и находящихся в стадии строительства путепроводов.

Автомобильный транспорт

Автомобильным транспортом в России доставляется 7% грузов от общего количества. Пассажирские автобусные перевозки между городами составляют 1% от всего пассажиропотока и 80% внутригородского передвижения граждан.

Общая протяжённость автодорог Российской Федерации равна 945 тыс. км, при этом имеют твёрдое покрытие 3/4 путей. Автотранспортные магистрали проходят через 72 региона страны.

Основные автодороги страны:

Наименование дороги:Направление маршрута:Длина маршрута (км.):
«Беларусь» (М1).Москва — граница с Беларусью.475.
«Байкал» (Р258).Иркутск — Чита.1058.
«Украина» (М 3).Москва — граница с Украиной.475.
«Холмогоры» (М8).Москва — Архангельск.1355.
«Амур» (Р297).Чита — Хабаровск.2233.
«Волга» (М7).Москва — Уфа.2023.
«Дон» (М4).Москва — Новороссийск.1838.
«Россия» (М10).Москва — Санкт-Петербург.726.
«Кола» (Р21).Санкт-Петербург — граница с Норвегией. 1586.
«Иртыш» (Р254).Челябинск — Новосибирск.1538.
«Сибирь» (Р255).Новосибирск — Иркутск.2005.
«Крым» (М2).Москва — граница с Украиной.835.
«Урал» (М5).Москва — Челябинск.2986.

Картина российских автотрасс имеет звездообразный радиально-кольцевой рисунок. Наиболее длинные автодороги повторяют путь железнодорожного полотна.

Воздушный транспорт

Транспортные магистрали России включают в свою структуру воздушный транспорт. Большая часть авиарейсов выполняется для доставки пассажиров — 80%, остальные 20% приходятся на транспортировку срочных и скоропортящихся грузов, а так же почтовых отправлений.

За 2018 г. В России самолётами было перевезено 116 млн. чел., из них 47,5 млн. чел. — по международным рейсам. В 2017 г. авиацией доставлено по стране 1,13 млн. т. груза.

В стране насчитывается 239 аэровокзалов, из них — 76 имеют статус федеральных и международных аэропортов.

Наиболее крупные аэропорты страны по перевозке пассажиров:

Город /Аэропорт:Направление отправлений:Пассажирооборот в год (млн. чел.) / грузооборот в год (тыс. т.):
Москва / «Внуково».Армения, Азербайджан, Греция, Болгария Грузия, Молдавия, Гонконг, Иран, Ирак, Сирия, Узбекистан, Венгрия, Италия, Австрия, Германия, Испания, Прибалтийские страны.

Внутренние рейсы по всем направлениям.

21,5 / 74,5.
Москва / «Домодедово».Греция, Франция, Киргизия, Молдавия, Австрия, Азербайджан, Великобритания, Египет, Израиль, Эфиопия, ОАЭ, Бахрейн, Испания, Япония, Польша, Германия, Турция, Катар, Сербия, Италия, Туркменистан, Болгария, Исландия, Узбекистан, Сингапур, Швейцария, Таиланд, Вьетнам.

Внутренние рейсы по всем направлениям.

30,7 / 123.
Москва / «Шереметьево».США, Европа, Азия, Африка.

Внутренние рейсы по всем направлениям.

46 / 294.
Санкт-Петербург / «Пулково».Греция, Франция, Мальта, Молдавия, Сербия, Италия, Австрия, Бельгия, Болгария, КНР, Финляндия, Голландия, Польша Германия, Швеция, Туркменистан, Венгрия, Франция, Среднеазиатские страны.

Внутренние рейсы по всем направлениям.

18 / 29.
Самара / «Курумоч».Турция, Чехия, Узбекистан, Таджикистан, ОАЭ, Греция, Азербайджан, Турция, Испания, Армения.

Москва, С-Петербург, Сыктывкар, Новый Уренгой, Ноябрьск, Волгоград, Казань, Пермь, Уфа, Сочи, Екатеринбург, Тюмень и др.

3,1 / 22,7.
Екатеринбург / «Кольцово».Закавказье, Среднеазиатские государства, Таиланд, Чехия, Греция, ОАЭ, Турция, Испания, Франция.

Санкт-Петербург, Москва, города Северного Кавказа, Сибири и Крайнего Севера.

6,1 / 27,6.
Ростов-на-Дону / Платов.Армения, Турция, Испания, Израиль, Таиланд, Греция, ОАЭ, Грузия, Чехия.

Внутренние рейсы во всех направлениях.

3,2 / 20.
Тюмень / Рощино.Новосибирск, Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Анапа, Краснодар, Нижневартовск, Сургут, Уфа, Екатеринбург, Симферополь, Надым, Самара, Ростов-на-Дону, Казань и другие.1,98 / 4,7.
Новосибирск / Толмачёво.Европа, Азия, Дальний Восток, Закавказье.

Внутренние рейсы по всем направлениям.

5,9 / 32.
Хабаровск / Новый. Города Сибири, Урала и Дальнего Востока, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Симферополь и другие.2 / 25.
Иркутск / —.Вьетнам, КНР, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия, Япония, Южная Корея. Красноярск, Новосибирск, Москва, Бодайбо и другие.2 / 27.

Транспортные узлы

Важной структурной составляющей российской транспортной системы определены транспортные узлы. В них сконцентрированы сходящиеся в одном месте магистральные пути по грузовым и пассажирским перевозкам. Здесь осуществляется пересадка людей и перевалка грузов.

К транспортным узлам относятся пункты, где сходятся как минимум 2 вида транспортных артерий. При этом такие узлы принимают на себя роль транзитных пунктов.

Основными российскими транспортными узлами с зонами влияния определились:

  1. Москва — вся страна.
  2. Санкт-Петербург — Северо-Запад России.
  3. Калининград — Запад России.
  4. Нижний Новгород — Центральная Россия.
  5. Ростов-на-Дону — Юг России.
  6. Екатеринбург — Урал.
  7. Новосибирск — Сибирь.
  8. Владивосток — Дальний Восток.
  9. Самара — Поволжье.

Эти города в транспортной системе страны обладают статусом международного и федерального значения. При передвижении пассажиров и грузов по транспортным магистралям могут присутствовать и более мелкие транспортные узлы — регионального масштаба. Они являются частью всей логистической транспортной цепочки, и взаимосвязаны с федеральными узловыми центрами.

Транспортные коридоры

Расположившись в середине евразийской территории и имея в достаточной мере транспортную логистическую сеть, Российская Федерация вошла в континентальную транспортную систему. В этом вопросе главной составляющей служат Международные Транспортные Коридоры (МТК). Суть МТК состоит в определении главнейших путей полного спектра перевозок и максимальным оформлением инфраструктуры этих путей.

Этот подход позволяет принимать правильные логистические решения с целью эффективного передвижения грузов и пассажиров, при этом снижая издержки на эти мероприятия.

Главное значение российской доли МТК играют Панъевропейские ТК и участки евроазиатских ТК:

Обозначение и принадлежность маршрута:Направление маршрута:
PE 1 — Панъевропейский.Прибалтика — Калининград — Польша.
PE 2 — Панъевропейский.Европа — Москва — МТК «Транссиб».
PE 9 — Панъевропейский.Северная Европа — Москва — Украина.
NS (Север-Юг) — Евроазиатский.Европа — Россия — Персидский залив.
TS («Транссиб») — Евроазиатский.Европа — Москва — Дальний Восток.
PR 1 («Приморье 1») — Евроазиатский.КНР — Дальний Восток.
PR 2 («Приморье 2») — Евроазиатский.КНР — Дальний Восток.
SMP («Северный морской путь») — Евроазиатский.Мурманск — Дудинка.

Вышеуказанные транспортные магистрали, пролегающие в России, служат не только внутренним государственным интересам. Они определены как неотъемлемая составляющая мировой логистической системы по передвижению грузов и пассажиров.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о транспортных магистралях России

Дороги России. Московский транспортный узел: