Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Берлин бранденбургские ворота: Brandenburger Tor – Berlin.de

Бранденбургские ворота – символ на все времена

Статья

В Париже – Эйфелева башня, в Риме – Колизей, в Лондоне – Тауэрский мост, а в Берлине – Бранденбургские ворота. Главному символу Германии исполнилось 230 лет.

Это абсолютно в духе Берлина: когда 6 августа 1791 года состоялось торжественное открытие ворот, королевская постройка была еще недоделана. Квадрига была не готова – ее водрузили на место только двумя годами позже. Как уверяют берлинцы, это делает Бранденбургские ворота еще более символичными. Но то, что им суждено было стать одной из главных достопримечательностей города, было известно заранее – именно такими, роскошными, на зависть всем, их задумал кайзер Фридрих Вильгельм II.

По окончании Тридцатилетней войны вокруг Берлина возвели таможенную стену с восемнадцатью въездными воротами. Они служили для того, чтобы упорядочить сбор налогов на ввозимые в столицу Пруссии товары. Главный въезд было решено оформить по-особенному – возвести ворота, которые бы выполняли не только пограничную функцию, но и служили украшением.

Строительство ворот, дорога через которые вела в город Бранденбург на реке Хафель, началось в 1781 году. Времена стояли мирные, и новые ворота назывались изначально не Бранденбургскими, а Воротами Мира, а венчавшей их квадригой управляла древнегреческая Богиня мира Ирена.

Фридрих Вильгельм II поручил работы прусскому зодчему Карлу Готтгарду Лангансу. Эскиз было велено разработать «на совесть», чтобы, в случае, если таможня перебазируется, ворота остались стоять и радовать глаз. Так и получилось: из восемнадцати ворот сохранились только Бранденбургские да еще и стали при этом символом и самой столицы, и всей Германии.

Вдохновленный афинским Акрополем с его Пропилеями, зодчий впервые применил древнегреческий стиль в немецкой архитектуре, положив тем самым начало направлению, позже получившему название берлинский классицизм. Считается, что именно из-за появившихся Ворот мира Берлин окрестили «Афинами на Шпрее», но это не так. На самом деле название объясняется тем, что к XVIII веку город превратился в культурный центр Европы.

Автором знаменитой квадриги, венчающей ворота, стал главный берлинский скульптор той эпохи Иоганн Готфрид Шадов, хотя справедливости ради надо отметить, что над ней трудилась целая группа мастеров. По окончании работ стали ходить слухи, что фигуру богини лепили с натуры и что «моделью» выступила графиня Вильгемина фон Лихтенау по прозвищу «прусская Помпадур», любовница Фридриха Вильгельма II.

В пользу этой версии говорил и тот пикантный момент, что изначально статуя была обнаженной, а Вильгемина как раз любила позировать «ню». Такой «аутфит», вернее, его отсутствие, горожане сочли неприличным, и богиню пришлось облачить в медное платье. Не совсем прикрытой фигура осталась только сзади. Сам Иоганн Готфрид Шадов, правда, уверял, что прообразом для него послужила совсем другая девушка, дочь кузнеца с площади Хаусфогтайльплац.

Колесница на воротах приглянулась Наполеону, одержавшему в 1806 году победу над Берлином. Не долго думая он приказал распилить квадригу на части и, разложив ее по 13-ти ящикам, увезти в Париж – за что берлинцы тут же прозвали его «конокрадом». Кстати, во время Второй мировой войны аккурат по «наполеоновскому» распилу отвалилась голова одной из лошадей.

9 июня 1814 года, после победы Пруссии над Наполеоном, скульптурную композицию вернули на место. (А пока везли из Парижа в Берлин, для приличия прикрыли богине непристойно обнаженные места). С тех пор ворота стали символом победы над Францией, а Богиня мира превратилась в древнеримскую Богиню победы Викторию и получила новый элемент – железный прусский крест. В народе квадригу прозвали «Retourkutsche». Это слово является лингвистической калькой с французского и означает что-то вроде «ответа» или «сдачи», а если дословно, то retour – это «возврат», а kutsche – «повозка».

Транспортировку квадриги обратно в Берлин доверили Симону Кремзеру, солдату Силезской армии Блюхера, имевшему опыт перевозок крупногабаритных грузов. За это служивому было даровано право проживания в Берлине, и он превратился в транспортного предпринимателя, открыв первую в городе ветку конных автобусов.

В 1871 году, в честь победы во Франко-Прусской войне и провозглашения Германской империи, а также принятия Вильгельмом I присяги в качестве германского императора, сквозь Бранденбургские ворота прошел огромный парад победы. На площади напротив ворот массово праздновали объединение государства. Почти 120 лет спустя, в новогоднюю ночь 1990 года, гуляния повторились, и поводом снова было объединение Германии – вот такой поворот истории!

В 1945 году ворота серьезно пострадали от пуль и осколков, а один из снарядов попал прямо в квадригу. Ее восстановили только в 1958 году, а до этого вместо колесницы ворота венчал советский флаг, который со временем сменило знамя ГДР. Во времена холодной войны Ворота оказались на территории Восточной Германии, а после 13 августа 1961 года проход через них перегородила Берлинская стена.

Бранденбургские ворота регулярно попадают в городские сводки. Так, в 2013 году разгоряченный алкоголем автомобилист решил осуществить то, для чего, собственно, ворота когда-то и строились – проехать через них. Итог: поврежденная колонна, третья справа, и разбитый БМВ. Горе-водитель отделался испугом.

А вот веком ранее здесь произошло ДТП посерьезнее. Вплоть до революции центральный проезд предназначался исключительно для особ королевских кровей и иностранных послов. Но в 1918 году им воспользовались восставшие солдаты, пролетев в ворота на такой скорости, что задавили несчастного Лоренца Адлона, основателя знаменитого одноименного отеля, расположенного поблизости. Предприниматель чудом выжил, однако спустя всего три года на этом же самом месте снова угодил под колеса и от полученных травм скончался.

Бранденбургские ворота по понятным причинам являются одним из самых растиражированных мотивов для сувениров. Начиная с привычных принтов на кружках и футболках и заканчивая шоколадной миниатюрой, которую подают в ресторане гостиницы «Адлон» – в Берлине на интересе туристов к Бранденбургским воротам не зарабатывает только ленивый. И, кстати сказать, дельцы додумались до «бизнеса на воротах» еще 200 лет назад.

Тогда в продажу поступили фарфоровые пасхальные яйца с позолоченным изображением главной постройки города.

Ксения Максимова

Парижская площадь (Pariser Platz) и Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor)

В период раскола города Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor), – бывшие городские ворота и эмблема Берлина, – находились в советском секторе города сразу за пограничной чертой. Парижская площадь была недоступна, поскольку являлась частью пограничной полосы.
В результате Второй мировой войны городской центр, где бурлила политическая и культурная жизнь, превратился в груду развалин. Постепенно завалы из развалин домов удалось расчистить. Уцелела лишь часть зданий гостиницы «Адлон» и Академии искусств, а нового строительства не планировалось.

В ночь на 13 августа 1961 года граница, в том числе и у Бранденбургских ворот, была закрыта наглухо. Сюда подогнали водометы и бронетранспортеры. Перед эмблемой Берлина выстроились бойцы заводских дружин («Betriebskampfgruppen»).

Восточным берлинцам и населению ГДР переход в Западный Берлин был отныне запрещен.

Затем на границе поставили первые заграждения, построили переднюю и заднюю стены, установили шеренги фонарных столбов и наблюдательные вышки. Граница была превращена в неприступную крепость. Прямо перед воротами поставили противотанковые надолбы, расширив пограничную полосу до трех метров. В результате закрытия границы и возведения пограничных укреплений Парижская площадь (Pariser Platz) оказалась в пограничной зоне. Пустынная площадь должна была создавать видимость репрезентативности, являясь на самом деле частью мер охраны границы.

Офицеры пограничных войск рассказывали прибывавшим с официальным визитом в ГДР делегациям о предпринятых мерах. Во флигеле Бранденбургских ворот размещался информационный центр, предназначавшийся главным образом для зарубежных гостей. Гражданам ГДР проход к Бранденбургским воротам был запрещен. Мало кто из них был знаком с информационным центром и его экспозицией.

За нарядным барьером из ограждений и кадок с цветами начиналась так называемая «зона безопасности».

Среди посетителей Берлинской стены у Бранденбургских ворот были приезжавшие с визитом, как в Западный, так и в Восточный Берлин, высокопоставленные гости, Конрад Аденауэр, Джон Ф. Кеннеди, Михаил Горбачев, Рональд Реган. Правда, гостям Восточного Берлина показывали «антифашистский защитный вал», как называло эту границу на языке пропаганды руководство ГДР. Этим названием, которое намекало на угрозу извне, хотели завуалировать причину строительства Стены, ведь из-за массового бегства людей в Федеративную Республику Германия экономика ГДР была на грани развала. В августе 1961 года партийно-правительственное руководство решило отрезать последнюю дорогу к бегству через Западный Берлин.

Закрытая на запор граница продержалась до зимы 1989 года. Она уже не могла устоять под напором: политические перемены в Советском Союзе открыли дорогу успешной мирной революции в ГДР. Вечером 9 ноября 1989 года из-за ошибок в согласовании, вместо того, чтобы объявить о новой инструкции для выезда на постоянное жительство в Федеративную Республику Германия, было объявлено о новых правилах временного посещения. Вскоре у пограничных переходов в Западный Берлин стало собираться все больше и больше восточных берлинцев, которые хотели незамедлительно воспользоваться своим новым правом. Под напором толпы пришлось открыть пункты перехода границы.

22 декабря по распоряжению руководства ГДР на Парижской площади был организован дополнительный переход. Дорога через Бранденбургские ворота была открыта вновь.

Экспозиция «Информация о Берлинской стене у Бранденбургских ворот» на станции метро «Бранденбургер тор» (Brandenburger Tor) (линия 55) рассказывает об истории берлинской эмблемы – символа раскола Германии – и радости воссоединения.

Бранденбургские ворота – Berlin.de

Das Brandenburger Tor ist ein Muss für jeden Berlin-Besucher. Kaum eine andere Sehenswürdigkeit ist auf so vielen Touristen-Selfies wie das große Sandsteintor im Herzen der Stadt.

  • © dpa

    Zwei Touristinnen fotografieren sich bei Sonnenuntergang vor dem Brandenburger Tor.

  • © dpa.

  • © dpa

    Die Quadriga auf dem Brandenburger Tor

  • © dpa

    Zum 18. Фестиваль огней wird das Brandenburger Tor angestrahlt.

  • © dpa

    Silvester am Brandenburger Tor

Das Brandenburger Tor gehört zu den wichtigsten Sehenswürdigkeiten в Берлине. Eine entsprechend große Rolle Spielt es auf Stadtführungen und während Events wie Silvester oder «Berlin leuchtet». Einst war das Tor ein Mahnmal der Teilung, denn es befand sich nach dem Bau der Berliner Mauer im Sperrbereich und war weder für Menschen aus dem Osten noch dem Westen zu besuchen. Nach der Wende ist das Tor zum Symbol der deutschen Einheit geworden.

Abschluss des Prachtboulevards Unter den Linden

Berlin verdankt das Brandenburger Tor König Friedrich Wilhelm II., der hatte das große Sandsteintor in Auftrag gegeben um einen würdevollen Endpunkt des Boulevards Unter den Linden zu haben. Das Tor gehört zu den größten und schönsten Bauten des Klassizismus. Es entstand in den Jahren 1788 bis 1791 nach Entwürfen von Carl Gotthard Langhans d.Ä., der sich stark an den Propyläen der Athener Akropolis orientierte. Die Quadriga, ein Wagen, der von vier Pferden gezogen wird, ziert bereits zwei Jahre nach Fertigstellung des Brandenburger Tors das Dach.

Quadriga auf dem Brandenburger Tor

Die Quadriga wurde von Johann Gottfried Schadow im Jahr 1793 auf dem Brandenburger Tor angebracht. Die Plastik zeigt einen zweirädrigen Streitwagen, der von vier nebeneinander laufenden Pferden gezogen wird. Die Zügel hält die Siegesgöttin Victoria. Die Quadriga sollte den einziehenden Frieden in die Stadt symbolisieren. Die Plastik wurde im Laufe der Zeit drei Mal vom Brandenburger Tor herunter genommen. Nach der Niederlage Preußens im Jahre 1806 verschleppte Napoleon die Quadriga nach Paris. Doch durch den Sieg der Allianz konnte sie acht Jahre später wieder zurückgeholt und ihren alten Bestimmungsort aufgestellt werden. Während der Kämpfe des Zweiten Weltkrieges wurde das Brandenburger Tor und die Quadriga durch Bombenangriffe schwer beschädigt. Die Plastik musste deswegen 1956 im Zuge der Rekonstruktion entsorgt und durch eine Kopie ersetzt werden.

Das Tor als Symbol der Einheit

Im Laufe der Geschichte erhielt das Brandenburger Tor besondere Symbolkraft. Mit dem Bau der Mauer im August 1961 fristete das Bauwerk ein einsames Dasein, denn es befand sich fortan im Sperrbereich und konnte weder von Menschen aus dem Osten noch aus dem Westen besucht oder durchschritten werden. Mit dem Fall der Mauer 1989 wurde das Brandenburger Tor zum Symbol der Wiedervereinigung. 22 утра. 19 декабря89 erfolgte unter dem Jubel von mehr als 100. 000 Menschen die Öffnung des Tores. Die Quadriga wurde aber durch die Vereinigungsfeiern, vor allem in der Silvesternacht 1989/90, so stark beschädigt, dass sie zwei Jahre später restauriert werden musste.

Anfälliger Sandstein: Restaurierung des Brandenburger Tors

Die Sehenswürdigkeit legt mitten in der Stadt, da bleiben Schäden an der Substanz des Sandsteins nicht aus. Aber auch das jährliche Silvesterfeuerwerk hat dazubegetragen, dass das Tor stark in Mitleidenschaft gezogen wurde. Nach einer fast zweijährigen Restaurierungsphase wurde das Brandenburger Tor am 03. Oktober 2002 feierlich wieder enthüllt und ist seitdem wieder ein Magnet für Touristen aus aller Welt.

Sehenswerte Umgebung: Pariser Platz

Das Brandenburger Tor befindet sich auf dem Pariser Platz mitten in Berlin, der zu den schönsten Plätzen der Stadt gehört. Der Boulevard Unter den Linden führt direkt auf den Platz, der von zahlreichen sehenswerten Gebäuden gesäumt ist. Besucher найти его neben дем Hotel Adlon Kempinski, дер Академии дер Künste унд дер Botschaft дер США и кафе, умирают zum Verweilen einladen.

Адрес и Анфарт

Карта

Городской план Цум