биография, личная жизнь, жена и дети
Имя Ивана Айвазовского известно всем любителям искусства. Маринист стал первым художником из России, который заслужил показа своих полотен в Лувре. Вклад живописца в искусство позволил ему получить дворянское звание на пожизненный срок. С кем строил семью художник и чем увлекался помимо создания картин, рассказано в статье, посвященной биографии Айвазовского.
Содержание
- Родители художника
- Детство мариниста
- Карьера живописца
- Вклад Айвазовского в развитие искусства
- Личная жизнь
- Смерть Айвазовского
- Интересные факты
- Интересное видео
Родители художника
Великий маринист Иван Айвазовский родился в семье армян. Его мать Рипсиме Айвазян прекрасно вышивала, а отец Геворг Айвазян знал несколько языков и отличался предприимчивым характером.
Помимо Ивана, в семье воспитывалось еще четверо детей. Отцу приходилось применять смекалку, чтобы прокормить большую семью. Благодаря его навыкам и умениям, он смог успешно заниматься торговлей в Феодосии.
По случаю переезда в Феодосию, Георг Айвазян сменил имя и фамилию на Константина Айвазовского.
В те времена город находился на пике развития, что способствовало, в свою очередь, и продвижению торговли. Глава семейства прекрасно справлялся с работой торговца и приносил крупный доход в семью. Дела купца пошли на спад после того, как в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы.
Вложения Константина Айвазовского были не оправданы, поэтому семье приходилось отказывать себе во многом. Мать старалась не только помогать в воспитании потомства, но и вносила вклад в финансовую составляющую семьи. Благодаря рукоделию, она могла обеспечивать детей и супруга продуктами питания.
Детство мариниста
Иван в то время увлекался рисованием. Он жил в Крыму, недалеко от Черного моря, красота которого завораживала его с ранних лет. Мальчик мог часами сидеть на берегу и наблюдать за волнами. Именно водная стихия вдохновляла будущего художника творить.
Айвазовский особенно сильно любил наблюдать за бушующим штормом на море
Бюджет семьи не позволял тратить средства на краски, кисти и холсты. Мальчик поначалу рисовал песком на пляже. Свои работы он не мог представлять родителям, сестрам и братьям, так как морская стихия прятала их под собой сразу же после сотворения. Единственный способ сохранить работы на время – создавать рисунки на стенах дома.
С помощью уголька маринист разрисовывал белые стены и показывал свои старания родителям. Мать видела, что у сына талант к искусству, а отец не разделял ее восторга. В 10 лет Иван понял, что способен помогать маме и папе. Он устроился на работу в местную кофейню, чтобы вносить лепту в семейный бюджет.
Родители понимали, что их сын вырастет самостоятельным и трудолюбивым. Несмотря на плотный рабочий график, Ваня всегда находил время для рисования. В то же время он искусно овладел игрой на скрипке, что сильно повлияло на его жизнь. Первая судьбоносная встреча для будущего художника произошла с известным архитектором Яковом Кохом.
Он настолько был впечатлен работами подростка, что решил вложиться в его талант. Кох регулярно привозил мальчику новые краски, карандаши, листы и прочие принадлежности. Это позволяло мальчику развивать свой талант.
Вторая встреча, внесшая изменения в жизнь Айвазовского, была с губернатором города. Александр Казначеев услышал игру мальчика на скрипке и удивился его умениям. Он решил, что нельзя упускать из виду такое дарование и подарил ему шанс на получение хорошего образования.
Иван Айвазовский во время учебы в академии являлся самым младшим учеником
С 1830 года Айвазовский являлся учеником симферопольской гимназии. Позднее он познакомился с Натальей Нарышкиной – супругой губернатора крымского города. Подросток часто заходил в гости в эту семью, где пользовался богатой библиотекой и мог получать знания по живописи и искусству.
Наталья понимала, что ее статус позволяет ей помочь талантливому ребенку хорошо устроиться в жизни и стать известным творцом. Она написала письмо своему знакомому – главе академии художеств в Петербурге.
Тот, в свою очередь, связался с императором, что поспособствовало зачислению подростка в императорскую академию. Так в 13 лет Айвазовский стал учеником у мастера Воробьева. Живописец познакомил дарование с Филиппом Танкером, который повлиял на развитие карьеры художника.
Карьера живописца
Первый показ работ художника состоялся в 1836 году. Картины Айвазовского были представлены на выставке его учителя. Одно из полотен живописца было описано в нескольких газетах и получило множество приятных комплиментов, в то время как работы Таннера оценили довольно низко.
Такое поведение публики и критиков вызвало гнев у учителя, поэтому он сорвался на ученике и пожаловался императору. В обращении к Николаю I Филипп Таннер сказал о том, что Иван не имел права показывать свои работы на его выставке без договоренности.
Слова Таннера звучали логично, а поведение Айвазовского было приравнено к преступлению. После разбирательств картины молодого творца убрали с выставки. Иван получил осуждение со стороны многих ценителей искусства, но не был отвергнут Олениным, Жуковским и Крыловым, которые в то время пользовались большим авторитетом у публики.
Эту картину Айвазовский написал вместе с Ильей Репиным. Первый художник сотворил море и скалы, а второй — самого поэта
После того как художник получил награду от императора, благодаря стараниям учителя по изобразительному искусству у детей Николая I, он уехал на Балтику. Время, проведенное на флоте, позволило Ивану получить полезный опыт об устройстве кораблей, что сделало его работы более реалистичными.
В 1837 году Айвазовский получил за свои старания золотую медаль. Награду принесла ему работа «Штиль». В 20 лет он окончил академию и отправился путешествовать. Во время поездок он смог понаблюдать множество вдохновляющих его пейзажей, благодаря чему написал прекрасные полотна, достойные внимания.
За несколько лет Иван Айвазовский объездил весь Крым, Европу и успел пожить в Петербурге.
Особенной стала картина художника под названием «Хаос». Работа была сделана в мрачных тонах, но это позволило более ярко передать реалистичность погодных условий на море. Полотно настолько получилось успешным, что в его приобретении был заинтересован сам Папа Римский. Айвазовский не стал устраивать аукцион и подарил картину бесплатно. Этот поступок сделал творца известным на весь мир.
Среди знакомых живописца отмечены такие личности, как Раевский, Брюллов, Жуковский, Глинка, Пушкин и Кипренский, и это не включая всю императорскую семью. Несмотря на обильное количество популярных во всем мире друзей, Иван отдавал предпочтение в общении своей семье.
Вклад Айвазовского в развитие искусства
Иван никогда не стремился к славе и богатству, однако не был лишен этого. Большую часть финансов он пустил на создание школы искусств и картинной галереи в родном городе. Благодаря ему, открылся музей древностей, а также были налажены водопровод и железнодорожные пути. Айвазовский активно занимался благотворительностью и старался помогать всем нуждающимся.
Личная жизнь
Личная жизнь художника является такой же насыщенной и яркой, как его работы. Его сердце некогда принадлежало трем дамам, каждая из которых по-своему повлияла на судьбу мариниста.
Первой избранницей художника стала Мария Тальони. С танцовщицей из Венеции он познакомился во время путешествия. Девушка была старше возлюбленного на 13 лет, но это не мешало их роману успешно и стремительно развиваться. Отношения были прерваны из-за того, что у дамы на первом месте была не семья и любовь, а карьера.
Позднее Иван встретил вторую девушку. С Юлией Гревс мужчина вступил в брак в 1848 году. Девушка была дочерью медика, который работал при дворе императора. Жена подарила супругу четырех детей. Сначала родилась дочь Александра, затем Мария, позднее Елена, и самой младшей стала Жанна.
Иван Константинович иногда писал портреты. На них он изображен только самых близких людей
После рождения четырех девочек супруга живописца заболела. Она стала регулярно испытывать нервные срывы и грезила о столичной жизни с ее роскошью и балами. Айвазовский, проживший все годы в Феодосии, не желал покидать Крым, поэтому к желаниям супруги относился с равнодушием.
Непонимание послужило причиной развода. Дочери разозлились на отца и долгое время не могли наладить с ним отношения. Мать всегда настраивала девочек против отца, однако позднее дети приняли решение помириться с папой.
Третьи отношения состоялись у художника в пожилом возрасте. В 65 лет он встретил Анну Саркизову. Девушка обаяла Ивана сразу же, поэтому с предложением руки и сердца он медлить не стал. Ее портрет можно увидеть на полотне «Портрет жены художника».
Разница в возрасте между художником и третьей женой оставляла 40 лет.
Смерть Айвазовского
Художник умер 2 мая 1900 года. Последние годы он провел в родном городе. Весной того года он работал над картиной «Взрыв корабля», которая так и осталась не доделанной на холсте. Причиной смерти стала остановка сердца. Захоронен Иван Айвазовский в церкви Сурб Саркис.
Айвазовский скончался в возрасте 83 лет
Интересные факты
- Художник должен был учиться в академии до 23 лет, но был выпущен из нее тремя годами ранее. Причиной тому послужило то, что учителя посчитали, что не могут дать больше знаний маринисту.
- При рождении Иван получил имя Ованес.
- Все работы художника были созданы в его мастерской. Он никогда не рисовал с натуры.
- Кисти мариниста принадлежит свыше 6000 картин.
Иван Айвазовский обладал разносторонним характером и бесспорным талантом, который позволил ему обрести богатство и известность. Его вклад в искусство и развитие родного города оставили большой след в истории целого государства.
Иван Константинович Айвазовский биография, фото, семья и дети
Иван Константинович Айвазовский биография. Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря. Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах.
Во многом, секрет таит биография Айвазовского, он родился и вырос в среде, нераздельно связанной с морем. Читайте еще: Нуриев Рудольф биография.
Юность в биографии Айвазовского
Описывая биографию Ивана Константиновича Айвазовского, нужно сначала отметить, что родился он в Феодосии, 17 июля 1817 г. в купеческой семье армянского происхождения.
При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизмененная фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем – в Феодосию, записал её на польский манер «Гайвазовский».
Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями.
Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.
Начало биографии Айвазовского как легендарного художника
С 1830 г. Айвазовский учится в симферопольской гимназии, а в конце августа 1833 г. отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 г. успешно обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.
Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы, и одна – «Этюд воздуха над морем» — была отмечена серебряной медалью.
Дальше живописец все больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 г. знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль. В ближайшие годы его биографии картины красуются в Академии художеств.
Айвазовский: биография в рассвете творчества
С 1840 г. молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в биографии и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках.
После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание «академик» и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами. Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – «Чесменский бой» в 1848 г.
Спустя два года появилось полотно «Девятый вал» – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского.
Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца, достаточно обширно этот период биографии Айвазовского описывает Википедия. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.
При первой же возможности он возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна.
Особенности творчества Айвазовского
Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).
Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.
Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.
«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».
Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».
Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.
В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.
В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».
Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения.
Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет». Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта.
Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.
«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.
Однако творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды. Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности».
Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе». Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее.
Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю». Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому. Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».
Личная жизнь
Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.
В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.
На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание.
Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.
Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника».
Айвазовский Феодосия
Иван Константинович на заре своей творческой жизни пренебрег возможностью быть приближенным ко двору царя. На парижской всемирной выставке его работы были отмечены золотой медалью, в Голландии − присвоили звание академика. Это не осталось незамеченным в России − двадцатилетнего Айвазовского назначили художником Главного морского штаба, и он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей.
Лестный заказ Айвазовский выполнил, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Все чиновники и столичный живописцы решили, что он чудак. Но Иван Константинович не собирался менять свою свободу на мундир и карусель петербургских балов. Ему нужны море, солнечный пляж, улицы, ему нужен был морской воздух для творчества.
Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского в Феодосии в Кировском районе, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.
Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника.
Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.
Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.
В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.
Музей Айвазовского в Феодосии
Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему.
Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея. Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.
Время войны здание было разрушено — от попадания корабельного снаряда.
Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.
В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада. Такие особенности здания необычны для Крыма.
При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.
Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.
Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.
Смерть
Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля». Читайте еще: Кровосток биография.
Лучшие картины
- «Девятый вал»;
- «Кораблекрушение»;
- «Ночь в Венеции»;
- «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»;
- «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
- «Лунная ночь на Капри»;
- «Лунная ночь на Босфоре»;
- «Хождение по водам»;
- «Чесменский бой»;
- «Лунная дорожка»
- «Босфор в лунную ночь»;
- «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
- «Радуга»;
- «Восход солнца в гавани»;
- «Судно посреди шторма»;
- «Хаос. Сотворение мира;
- «Штиль»;
- «Венецианская ночь»;
- «Всемирный потоп».
Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество
Детство и обучение
Будущий гениальный маринист был рожден семье переселенца Константина Григорьевича Айвазовского и армянки Рипсиме. Помимо самого художника в семье было еще пятеро детей, три дочки и два сына. Еще с малых лет Иван проявлял талант к живописи и музыкальным наукам. Занимаясь индивидуально сам для себя, он освоил навык игры на скрипке. Ключевой фигурой, заметившей необычные таланты отрока, приметил местный градостроитель Яков Христианович Кох. Став его наставником, он всячески способствовал развитию его талантов, даря юноше рисовальные принадлежности и обучая искусству. Благодаря поддержке Коха Айвазовским заинтересовался городской глава Александр Иванович Казначеев. Именно благодаря его влиянию юный маринист поступил в симферопольскую академию после окончания которой был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за государственный счет.
Здесь он обучался у модных художников того времени и получал медали за особые успехи. Первым предметов его изучения стал пейзаж, но через два года его перевели в класс мариниста Филиппа Таннера. К сожалению наставник запрещал ему работать самостоятельно и за нарушение запрета его картины не выставлялись на выставке. Не смотря на все это успехи юного мариниста невозможно было не заметить. Руководство учебного заведения в котором находился художник приняло не обычное решение отдать диплом Айвазовского раньше и предоставить время для самообучения с будущей отсылкой на практику в другую страну.
Певец Моря
Исследования собственного творчества
1838 год подарил живописцу путешествие в Крым и много свободного для творчества времени. Принимая участие в боевых действиях, он не ограничивал себя одним только морским простором, им были изображены сцены боев и захватов. В конце 1839 года ему был дарован его первый чин и индивидуальное дворянство, что сблизило его с Брюлловым. Начиная с июля 1840 года Иван Константинович отправляется в путешествие по Европе. Посещая такие города как Венеция, Флоренция и Рим. Во время этого путешествия он выработал особую технику создания полотен. Зарисовки и основные цветовые решения он делал на природе, а доработка деталей происходила в студии давая возможность для экспромта.
С началом 1842 он отправился в Швейцарию пересекая Голландию, там он отплыл в Англию затем Париж и Португалию.
По пути из Парижа судно на котором находился маринист оказалось посреди шторма и был на волоске от затопления, из-за этого парижские таблоиды ошибочно посчитали его погибшим. В целом в этом странствии Айвазовскому сопутствовала удача, его удостоили золотой медалью, и он получил множество хороших отзывов от критиков. В 27 лет его путь снова привел его в Россию.
Карьера художника
Начиная с 1844 года Айвазовский делается личным рисовальщиком Главного морского штаба России и педагогом Академии художеств. Не смотря на его известность как мариниста, его послужной список насчитывает не одну сотню пейзажей и полотен библейской тематики. Не одна картина была им подарена в богомольни и монастыри. Благодаря своим частым путешествиям он имел возможность изобразить Украинские поля и долины. Считая, что портрет дается ему с большой натяжкой он рисовал только самых приближенных членов семьи и мера Феодосии. Юлия Яковлевна Гревс брак с которой длился 12 лет оставила мужа из-за его отказа жить в столице. Второй брак с Анной Никитичной продлился до конца его жизни, ее потрет бережно хранится одной из творческих галерей Феодосии. Любое путешествие одаряло творца свежими идеями для его полотен.
«Великая пирамида в Гизе» была создана им по завершении странствия в Египет и была выполнена в не свойственной ему манере. Поездка в Америку подарила нам полотно «Ниагарский водопад». Несмотря ни на что душа Ивана Константиновича лежала к морю. Каждая его работа была связана с океаном, волны и голубизна водной глади присутствуют практически во всех его картинах.
Поездка в Константинополь перевернула мировоззрение рисовальщика, он буквально влюбился в пейзажи, которые там увидел. Даже после приезда на родину он еще долго изображал виды города на фоне морской стихии. Его вдохновляющее созидание прекрасного повлияло на стиль местных художников, которые перенимали его манеру исполнения. Одна из картин Ованнеса Айвазяна попала к султану Абдул-Азизу который был очарован его исполнением и сразу же сделал заказ на 10 полотен с пейзажами Константинополя. В связи с частыми посещениями дворца султана у них завязалась крепкая дружба и было написано больше 30 работ.
Девятый вал
Деятельность в родном городе
В 1845 году художник возвращается в Феодосию. Обеспокоенный благоустройством родного города он открыл художественную школу. Которая способствовала возникновению своеобразного исполнения крымских живописцев. Достаточно долго он подготавливал помещение для занятий. Твердые убеждения, знание своего дела и настойчивость сделали его довольно грозным учителем и не каждый выдерживал его уроки. Он был яростным защитником исторических ценностей и археологом, многие из его находок находятся в Эрмитаже. На все раскопки он ездил со своей женой, которая поддерживала мужа во всех его начинаниях. Будучи сторонником увеличения родного города, он публиковал письма с просьбами о формировании порта в Феодосии. Так же благодаря ему была приведена в жизнь задумка железной дороги «Феодосия-Джанкой». По его инициативе был построен концертный зал и расширена городская библиотека. В 1880 году он обустроил картинную галерею в собственном доме. Там выставлялись его новые работы, недавно законченные полотна и холсты которые скором времени будут вывезены из страны на выставки или в связи с их продажей.
Последние годы
Жизнь этого человека была полна на события и знакомства, им было создано по приблизительным подсчетам шесть тысяч неповторимых полотен. Его родной город почитал его и любил, он был человеком, прожившим одну жизнь, которая изменила тысячи. Он не опускал кисти до последней минуты своего существования 2 мая 1900 года будучи 82 летним он скончался, в так любимом им городе за созданием очередного шедевра. Ованнес Айвазян погребен в Феодосии, на кладбище церкви Сурб Саркис.
Награды, которыми был удостоен Иван Айвазовский:- 1856 орден Почётного легиона (Франция)
- 1857 орден Спасителя (Греция)
- 1859 орден Святого Владимира (Россия)
- 1874 «Алмазная медаль» (Турция)
Иван Айвазовский
Автор:Николай Новоуспенский
Скачать
Художник И.
К. Айвазовский (1817 – 1900)Автор:Валерий Жиглов
Скачать
Айвазовский. Живопись
Коллектив авторов
Скачать
Иван Айвазовский | Биография
Избранные персональные выставки 2019- Метафизика света. Картина Ивана Айвазовского ,ЛНММ, Художественный музей Рижская биржа , Рига, Латвия
- Метафизика света. Картина Ивана Айвазовского (1817–1900). ,ЛНММ, Художественный музей Рижская биржа , Рига, Латвия
- Ованес Айвазовский: Творчество ,Национальная галерея Армении , Ереван, Армения
- Иван Айвазовский: 200 лет со дня рождения художника ,Государственный Русский Музей , св. Петербург, Россия
- Иван Константинович Айвазовский: живописец моря , Художественный форум Вена ,Вена, Австрия
- Моя Третьяковка: от виртуального к реальному — часть 1 ,Новая Третьяковская галерея ,Москва, Россия
- Моряк и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. ,Государственный Русский Музей , св. Петербург, Россия
- Жертвователи и пожертвования ,Национальная галерея Армении , Ереван, Армения
- Переосмысление природы ,Государственный Русский Музей , св. Петербург, Россия
- Три петербургские коллекции ,Государственный Русский Музей , св. Петербург, Россия
- Русские мастера от Айвазовского до Репина , Художественный музей Синебрюхова , Хельсинки, Финляндия
- От царей до комиссаров ,Национальный музей Швеции ,Стокгольм, Швеция
- Истина и красота ,ЛНММ, Латвийский Национальный Художественный Музей , Рига, Латвия
Иван Айвазовский был русским художником 19-го века, который родился в 1817 году. Многочисленные ключевые галереи и музеи, такие как Государственный Русский музей, выставляли работы Ивана Айвазовского в прошлом. Работы Ивана Айвазовского неоднократно выставлялись на аукционах по цене реализации от От 400 до 5 342 252 долларов США в зависимости от размера и материала произведения искусства. С 1998 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 5 342 252 доллара США за картину American Shipping off the Rock of the Rock of Gibraltar, проданную на Christie’s в Лондоне в 2007 году. Иван Айвазовский фигурирует в статьях для ARTnews, Hyperallergic и ARTFORUM. Самая свежая статья «Где-то в море — Иван Айвазовский и его морское искусство» написана для Daily Art Magazine в июне 2022 года. Художник умер в 1900.
Альтернативные имена исполнителя: Иван Константинович Айвазовский, Иван Константинович Айвазовский, Иван Константинович Айвазовский, Иван Константинович Айвазовский, Иван Константинович Айвазовский, Иван Константинович Айвазовский
биография и творчество, интересные факты Папа Римский изъявил желание приобрести его картину «Хаос» для Ватикана
Часто Айвазовского любят называть баловнем судьбы. Это неудивительно – популярность пришла к нему еще в юности и оставалась у художника до последних дней жизни, а его картины всегда очень тепло принимались публикой. Айвазовский входит в число тех художников, о которых знают даже люди, далекие от изобразительного искусства, и творчество которых нравится абсолютному большинству. Этим успехом Айвазовский обязан, безусловно, своему уникальному таланту: его часто называют «певцом моря». Действительно, художник посвятил этой стихии всю свою жизнь и все свое творчество, в бесконечном количестве полотен, каждый раз открывая ее по-новому. Ниже представлен относительно краткий рассказ о биографии и творчестве Айвазовского, интересных фактах и особенностях творчества, сформировавших неповторимый стиль мариниста.
Биография. Детство
Ованес Айвазян — таково настоящее имя художника — родился 17 (29) июля 1817 года в старинном крымском городе Феодосия в семье обедневшего купца Геворка (Константина) Айвазяна. Геворк написал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Их семья едва сводила концы с концами, а Ованес, младший сын, начал зарабатывать деньги с десяти лет.
Талант мальчика проявился очень рано. Дом Айвазяна стоял на окраине города, на холме, откуда открывался необыкновенный вид на море. Восприимчивость будущего художника позволила ему вобрать в себя всю красоту бескрайней морской стихии, чтобы потом воплотить ее в своих бессмертных полотнах.
Но и тогда Ованес уже рисовал. Благодаря счастливому случаю, которым изобилует биография и творчество Айвазовского (которому при жизни неизменно сопутствовал только успех), его рисунки заметил городской голова Казначеев. Он высоко оценил способности мальчика и принял горячее участие в его судьбе. Казначеев подарил ему краски и бумагу для рисования и обучал его у городского архитектора, затем отправил в Симферополь в гимназию. Там, в Симферополе, талант Айвазяна тоже заметили, и было решено добиваться его зачисления в 9-й0059
Президентом Академии в те годы был Оленин, известный меценат, много сделавший для русской культуры. Увидев в Айвазяне незаурядный талант, он решается на назначение 13-летнего мальчика в Академию.
Учеба в Академии Художеств
В Академии Оганес Айвазян (это имя он изменит на «Иван Айвазовский» чуть позже, в 1841 году) поступил в пейзажный класс М. Н. Воробьева, одного из самых известных живописцев рано 19век. Воробьев прославился не только своими картинами, но и в немалой степени целой плеядой знаменитых художников, которых он воспитал (и Айвазовский — в их числе). Воробьев сразу заметил склонность своего ученика к морю, а потом всячески поддерживал и развивал ее. Сам он был одним из лучших пейзажистов своего времени, и Айвазовский воспринял и усвоил многие его индивидуальные черты мастерства. Это хорошо чувствуется в картине «Берег моря ночью. У маяка» (1837).
Во время учебы в Академии Айвазовский также активно знакомится с произведениями искусства, собранными в Эрмитаже и частных коллекциях. В то же время он участвует в Академической выставке с двумя полотнами: «Этюд воздуха над морем», его первая картина, и «Вид на море в окрестностях Санкт-Петербурга».
Поездка в Крым
Весной 1838 года Айвазовский по решению Совета Академии выехал на два года в Крым для повышения квалификации. Естественно, местом жительства художник выбирает Феодосию, город, в котором прошло его детство. Там он много пишет с натуры: создает зарисовки, небольшие этюды.
Там же Айвазовский написал свое первое большое полотно с натуры: «Ялта» (1838). В этой картине заметно влияние еще одного известного русского пейзажиста, но именно в Крыму начинает складываться самобытный стиль художника. Это более заметно в картине «Старая Феодосия» (1839). В полотнах, созданных на крымском побережье, художник стремится создать образ конкретного места, запечатлеть неповторимые, характерные черты этого места.
В 1839 году Айвазовский по приглашению Раевского отправился в морской поход к берегам Кавказа. По впечатлениям, оставшимся от этой поездки, он позже напишет «Высадку Н. Н. Раевского у Субаши» (1839).
В 1840 году Айвазовский вернулся в Петербург, где официально завершил обучение и был удостоен звания художника.
Италия
Летом 1840 года Айвазовский, будучи пансионером Академии, отправился в Рим, в числе прочих, для совершенствования своего мастерства. Там он много путешествует, делая бесчисленные наброски, зарисовки, позже дорабатывая их в мастерской. Здесь окончательно складывается творческий метод художника: удивительная чувствительность к неуловимым оттенкам состояния элементов, способность запоминать картину в деталях, а затем в мастерской дорабатывать эскизы на основе увиденного. Многие полотна он создал вовсе без зарисовок с натуры, по памяти.
В Италии за три года он создает, среди прочих картин, более 30 крупноформатных полотен — поистине необыкновенная работоспособность. Это виды Неаполя, Венеции, Амальфи, Соренто. Но, кроме них, есть и действительно монументальные произведения: «Сотворение мира. Хаос» — самое масштабное из всего, что он создал в Италии. Все работы художника отличает безупречная цветовая композиция, выдержанная в едином стиле и прекрасно передающая все нюансы настроения пейзажа.
В дальнейшем он неоднократно возвращался к итальянским пейзажам, создавая новые полотна по памяти в мастерской.
Северные моря
Айвазовский вернулся на родину художником с мировым именем. Ему было присвоено звание академика, а также причислен к Главному морскому штабу. Сразу возникает объемная и сложная задача: написать все морские порты России на Балтийском море. Так появляется большая серия картин, среди которых виды Крондштата, Ревеля, Свеаборга. Все они сочетают в себе документальную точность в передаче деталей и в то же время поэтическую одухотворенность.
Особенно среди прочих выделяется «Ревель» (1844) — такой прозрачный и светлый, с нежнейшими оттенками неба и воды, пейзаж представляет собой лирическое произведение, образец поэзии.
В 1845 году Айвазовский вместе с экспедицией Литке совершил путешествие в Турцию, Грецию и Малую Азию. Эта поездка позже привела к нескольким видам Константинополя, берегов Турции и Босфора; самая известная картина тех мест — «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846). Картины приобретают заметный романтический оттенок, во многом созвучный пушкинской поэзии о море, интересных эффектах луны и солнечного света.
Морские сражения
Еще будучи штатным художником Главного морского штаба, Айвазовский создал множество батальных картин, изображающих морские сражения русской флотилии. В них он воспевал славу русского оружия и доблесть моряков. Наиболее известны полотна «Чесменское сражение в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848 г.) и «Сражение в Хиосском проливе 24 июня 1770 г.» (1848 г.), на которых изображены ключевые морские сражения Российской империи.
Айвазовский также изображал эпизоды русско-турецкой войны и обороны Севастополя. В частности, несколько картин были посвящены знаменитому бригу «Меркурий», выигравшему неравный бой с двумя турецкими линкорами.
В картинах сражений битва не заслоняет образ моря: они умело переплетены, и в батальной сцене одним из героев является море, величественное и своеобразное.
Мастерская в Феодосии
В 1846 году Айвазовский начал строительство собственного дома и мастерской в Феодосии. После экспедиции Литке он в основном там живет и работает, посещая Петербург и Москву. С натуры он больше не пишет; работает только в мастерской, полагаясь на свою память. Он активно участвует в общественной деятельности, организует свои выставки, в 1847 году получил звание профессора Петербургской Академии художеств.
В 1860-х и 70-х годах расцвет его творчества. Созданы картины «Море» (1864), «Черное море» (1881). Необычайная сила их в том, что, помимо внешней красоты, Айвазовский очень точно передал внутреннее состояние, характер и настроение моря, буквально одухотворил его. Это заметили и высоко оценили многие выдающиеся художники того времени.
Айвазовский продолжал создавать картины до конца жизни. Одна из его последних работ «Среди волн» (1898), некоторые считают вершиной творчества художника. Лишенный каких-либо деталей — обломков мачт, людей — образ бушующего моря величественен в своей неуемности. Действительно, это грандиозный результат работы великого мариниста.
Особенности творчества
Многие художники так или иначе сталкивались с морской тематикой на протяжении своего творческого пути. Однако именно Айвазовский без остатка посвятил себя морю. Из соединения этой бесконечной любви к морскому пространству и способности воспринимать самые светлые оттенки настроения природы и выросла исключительная оригинальность его творчества.
Биография и творчество Айвазовского начались во времена романтизма. Творчество известных русских поэтов того времени — Жуковского, Пушкина — во многом повлияло на формирование его стиля. Однако наибольшее впечатление из всех известных современников на Айвазовского произвел живописец Карл Брюллов и его творчество. Позднее это нашло отражение в батальных картинах художника.
Романтизм Айвазовского заключается в том, что при всей живости картин упор делается не на реализм, достоверность, а на общее впечатление, на настроение пейзажа. Поэтому большое внимание уделяется цвету: каждая картина выдержана в определенном тоне с бесконечным числом вариаций оттенков, которые вместе создают единое целое, гармонию всех элементов пейзажа. Здесь Айвазовский уделял особое внимание взаимодействию воды и воздуха: он выписывал и то, и другое за один сеанс, благодаря чему создавалось ощущение единства пространства.
В поздние годы он стал постепенно обращаться к реализму: в 70-е годы это лишь некоторые элементы, и преобладает романтическое направление, а в 80-е они занимают все больше места: исчезают зрелищность, красочность, драматизм сюжетов, они сменяются более спокойными, неброскими пейзажами, но также наполненными поэзией и очарованием.
Самые известные картины
Почти все самые известные картины уже упоминались в ходе рассказа о биографии и творчестве Айвазовского. Для детей от 10 лет и старше, возможно, стоит упомянуть наиболее «тиражируемую» картину художника — «Девятый вал» (1850 г.). Драматический сюжет — рассвет на море после сильного шторма и борьба людей со стихией — прославляет превосходство, силу природы и бессилие человека перед ее величием.
Личная жизнь
Рассказывая о биографии и творчестве художника Айвазовского, мы обошли стороной его личную жизнь. И женился в 1848 году на Юлии Яковлевне Грефс. По его собственным письмам, все произошло необычайно быстро — «через две недели» после знакомства он женился, и в жены Юлия Яковлевна подарила ему четырех дочерей. Однако семейная жизнь не заладилась, и через некоторое время последовал развод.
В 1882 году Айвазовский женился во второй раз — на вдове феодосийского купца Анне Бурназян. Несмотря на отсутствие у нее светского образования, она обладала природным чувством такта и чуткости и очень заботилась о своем муже.
Иван Константинович Айвазовский – известный русский художник-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.
Будущий художник родился в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, находившейся под властью турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.
Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму очень успешно занимался торговлей Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским. В те времена Феодосия быстро росла, приобретая статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца были сведены на нет эпидемией чумы, разразившейся после войны с .
Ко времени рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, принявший в монашестве имя Гавриил, потом родились еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свою искусную вышивку. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. Утром он просыпался и бежал к морскому берегу, где мог часами наблюдать за входящими в порт кораблями, небольшими рыбацкими лодками, любуясь необыкновенной красотой пейзажа закатов, бури и штиля.
Картина Ивана Айвазовского «Черное море»
Свои первые картины мальчик нарисовал на песке, и уже через несколько минут их смыло прибоем. Тогда он вооружился куском угля и украсил рисунками белые стены дома, где жили Гайвазовские. Отец смотрел, хмурясь на шедевры сына, но не бранил его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что не помешало ему вырасти смышленым и талантливым ребенком.
В детстве Айвазовский сам научился играть на скрипке и, конечно же, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент считается переломным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана был городской голова Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил искусную игру Вани на скрипке, ведь он и сам часто музицировал.
В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в Симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, и светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи и искусстве. Мальчик работал не покладая рук, копировал известные произведения, рисовал зарисовки и наброски.
При содействии художника-портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Ивана зачислили в Академию художеств с личного разрешения императора, который также видел присланные рисунки.
В 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и в меру своих сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу живописца-виртуоза, которым вскоре стал Иван Константинович. .
Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, приехавшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не согласились. Всю черновую работу француз списывал на студента, но Иван все же находил время для собственных картин.
Живопись
В 1836 году прошла выставка, где были представлены работы Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была отмечена серебряной медалью, его также похвалила одна из столичных газет, а француза упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.
Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Формально француз был прав, и Николай приказал убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел познакомиться: президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауэрвейд, обучавший живописи императорских отпрысков.
Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе с сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководства флотом, а Айвазовский специализировался на художественной стороне вопроса (трудно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).
Картина Ивана Айвазовского «Радуга»
Зауэрвейд стала учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководство Академии приняло решение выпустить художника из учебного заведения, так как оно уже ничего не могло ему дать.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Босфоре»
В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам он должен был учиться еще три года) и отправился в оплачиваемую командировку: сначала в родной Крым на два года, а потом в Европу на шесть лет. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкесии. За это время он написал множество работ, в том числе мирные морские пейзажи и батальные сцены.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»
После непродолжительного пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уезжает в Венецию, оттуда — во Флоренцию и Рим. Во время этой поездки Иван Константинович познакомился со своим старшим братом Гавриилом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с с. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде, где он выставлял свои картины, многие были распроданы сразу.
Картина Ивана Айвазовского «Хаос»
Свой шедевр «Хаос» хотел купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорием XVI, он вручил живописцу золотую медаль, и слава о талантливом маринисте прогремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. По пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разыгралась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист умер, но, к счастью, ему удалось вернуться домой целым и невредимым.
Картина Ивана Айвазовского «Буря»
Айвазовскому посчастливилось познакомиться и даже подружиться со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорской семьей. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди и любимая работа.
Картина Ивана Айвазовского «Чесменская битва»
Став богатым и знаменитым, Айвазовский многое сделал для родной Феодосии: основал художественную школу и художественную галерею, музей древностей, на средства строительства железной дороги, городской водопровод, который питался от своего личного источника. В конце жизни Иван Константинович оставался таким же активным и деятельным, как и в юности: бывал с женой в Америке, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.
Личная жизнь
Личная жизнь великого художника полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный артист отправился в Венецию за своей музой, но отношения были недолгими: любви юноши танцовщица предпочла балет.
В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, придворного врача Николая I. Молодые люди уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.
На фото семья выглядит счастливой, но идиллия была недолгой. После рождения дочерей супруга изменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, посещать балы, давать вечеринки, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак закончился разводом, что в то время случалось нечасто. С трудом артисту удалось сохранить отношения с дочерьми и их семьями: неуживчивая жена настроила девочек против отца.
Последнюю любовь художник встретил в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала женой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красоту увековечил муж в картине «Портрет жены художника».
Смерть
Великий художник-маринист, ставший всемирно известным в 20 лет, умер в своем доме в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незаконченная картина «Взрыв корабля». .
Лучшие картины
- «Девятый вал»;
- «Кораблекрушение»;
- «Ночь в Венеции»;
- Бриг Меркурий атакован двумя турецкими кораблями;
- «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
- Лунная ночь на Капри;
- Лунная ночь на Босфоре;
- «Хождение по водам»;
- «Чесменская битва»;
- «Лунная тропа»
- «Босфор в лунную0 ночь»8;
- «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
- «Радуга»;
- Восход солнца в гавани;
- «Корабль посреди шторма»;
- «Хаос. Сотворение мира»;
- «Затишье»;
- «Венецианская ночь»;
- «Всемирный потоп».
Биография Айвазовского, как и любого творца, полна интересных событий, неординарных людей, встретившихся на жизненном пути художника и веры в его талант.
Иван Константинович родился 17 (29) июля 1817 года в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были обнаружены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства ему дал известный феодосийский зодчий Я.Х. Кох.
Став выпускником школы, Айвазовский поступил в Симферопольскую гимназию. После окончания учебы под патронажем городского головы Феодосии А. И. Казначеева, будущий художник был зачислен в столичную Императорскую Академию художеств.
Повышение квалификации
В августе 1833 года Айвазовский прибыл в Петербург. Учился у таких мастеров, как М. Воробьев, Ф. Таннер, А.И. Зауэрвейд. Его картины, написанные во время учебы, были отмечены серебряной медалью. Айвазовский был настолько одаренным учеником, что его выпустили из Академии на 2 года раньше срока. За самостоятельное творчество Ивана Константиновича отправили сначала в родной Крым, а затем в заграничную командировку на 6 лет.
Крымско-европейский период
Весной 1838 года Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. Он пробыл в Крыму 2 года. Затем вместе с В. Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По пути они посетили Флоренцию и Венецию, где Айвазовский познакомился с Н. Гоголем.
Всем, кто интересуется биографией Айвазовского, следует знать, что свой стиль живописи он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода получили высокую оценку такого маститого критика, как У. Тернер. В 1844 году Айвазовский приехал в Россию.
Признание таланта
1844 год стал знаковым для художника. Он стал главным художником Главного морского штаба России. Через 3 года ему было присвоено звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что основными его работами являются картины «Девятый вал» и «Черное море».
Но его творчество не ограничивалось баталиями и морскими пейзажами. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических картин. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.
В 1864 году художник стал потомственным дворянином. Ему также было присвоено звание действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.
Семья художника
Личная жизнь Айвазовского была небогатой. Он был дважды женат. Первый брак был заключен в 1848 году. Женой художника была Ю.А. Гревс. От этого брака родились четыре дочери. Союз не был счастливым, и через 12 лет пара рассталась. Основная причина расставания заключалась в том, что Гревс, в отличие от мужа, стремилась к светской жизни в столице.
Второй женой Айвазовского была А.Н. Саркисова-Бурзанян. Она была моложе Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года.
Смерть
Айвазовский внезапно скончался ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии. Картина «Взрыв корабля», над которой накануне работал художник-маринист, осталась на мольберте незаконченной. Похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.
Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить самые интересные события, происходящие в его жизни. Он был очень творческим и одаренным человеком. На своем пути он встретил много уникальных людей. Сам артист восхищается его трудолюбием и верой в собственный талант.
Родина величайшего художника – Феодосия. Айвазовский родился в бедной семье, отец много работал, чтобы содержать семью. Несмотря на жизненные трудности, мальчик был очень талантлив. Ему удалось научиться играть на скрипке без посторонней помощи. Иван с детства был творческим учеником. Его отличал интерес к музыке. Он очень любил рисовать. Первым учителем был известный архитектор Дж.Х. Кохом. После того, как Иван Константинович окончил училище, его еще ждет обучение в Симферопольской гимназии, а после в Императорской Академии художеств. Айвазовскому выпала честь учиться у удивительных творческих мастеров. Все его картины привлекли особое внимание, и многие из них были удостоены серебряной медали. Благодаря своему таланту юное дарование смогло окончить школу на 2 года раньше срока.
Прежде чем продолжить свой путь в Европе, Иван Константинович отличился своим талантом во время боевых действий. Художник зарисовал кровавую битву у Кавказского побережья. Затем юное дарование путешествовало по Европе в 1840-44 годах с целью повышения своего мастерства. Сначала у него было сложно с финансами. Большую часть своего дохода он отправлял матери. Некоторое время Айвазовский жил и учился в Италии. Там он смог создать свой уникальный творческий метод создания шедевров. Картины, которые были созданы в Венеции и Флоренции, сделали его еще более известным и принесли ему большой успех.
Его финансовое положение улучшалось, и он смог осуществить поездку в Англию, Швейцарию, Германию. Во время путешествия корабль, на котором находился Айвазовский, попал в страшный шторм. Пароход считали уничтоженным, а газеты описывали трагедию и смерть художника. Однако Иван Константинович выжил и с триумфом вернулся в Россию.
Карьера талантливого художника пошла вверх. В 1845 году он объехал берега Азии, затем побывал в Осетии и Армении. В этот период он создал удивительные картины с красивыми и завораживающими горными пейзажами. Еще одна его поездка связана с Египтом. Там он отправился на открытие Суэцкого канала.
После того, как Айвазовский смог заработать приличную сумму денег, он вернулся на родину. Там он купил участок земли и построил на нем большой дом. Там он женился на гувернантке Грейвс, и у них родились 4 дочери. Смерть Ивана Константиновича наступила в возрасте 82 лет.
Биография 2
Иван Айвазовский — русский художник-маринист. Он родился 17 июля 1817 года в армянской семье под именем Ованес. С ранних лет Иван начал увлекаться музыкой, рисованием и даже сам научился играть на скрипке. Знаменитый архитектор Яков Кох одним из первых заметил талант Айвазовского, давал ему основные уроки и всячески помогал в развитии его способностей.
Иван переехал в Санкт-Петербург в возрасте 16 лет и начал обучение в академии у художника Воробьева. Уже тогда он показал невообразимые результаты своей работы, а позже стал ассистентом французского мариниста Филиппа Таннера.
Художник запретил Айвазовскому рисовать самостоятельно, но тот все равно не послушался своего наставника. Его работа получила очень хорошие отзывы. Но вскоре Таннер пожаловался царю Николаю I, и все работы молодого художника были сняты с выставки. Только через полгода он заслужил прощение и взялся за изображение морских сражений. Всего через несколько месяцев он получил награду за картину «Спокойствие». Вскоре художественная академия решила закончить обучение Айвазовского на пару лет раньше, чем предполагалось его успехом. Вместо учебы ему пришлось самостоятельно работать в Крыму, а затем на 6 лет уехать в командировку за границу.
В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Потом Айвазовский отправился в Венецию, а потом в Рим. Иван много работал в Италии, где получал в основном только положительные отзывы местных критиков. Затем он посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где прошел слух, что художник погиб при кораблекрушении.
Айвазовский продолжал путешествовать и прославился почти на весь мир. Сейчас он наиболее известен как маринист, но Иван также писал крымские пейзажи и исторические события. За свою жизнь он создал более 6 тысяч произведений, в том числе всем известные «Девятый вал» и «Наполеон на острове Святой Елены». Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, располагавшуюся в собственном доме.
Карл Бэр – известный ученый-естествоиспытатель, основоположник науки эмбриологии, человек, внесший своей деятельностью огромный вклад в развитие эмбриологии и науки медицины в целом.
Знакомясь с биографией Айвазовского, можно отметить самые интересные события, происходящие в его жизни. Он был очень творческим и одаренным человеком. Много уникальных людей встретил на своем пути
(Гайвазовский) и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).
С детства Айвазовский рисовал и играл на скрипке. Благодаря протекции сенатора, главы Таврической губернии Александра Казначеева, он смог учиться в Таврической гимназии в Симферополе, а затем в Академии художеств в Петербурге, где обучался пейзажной живописи у профессора Максима Воробьева и батальной живописи профессора Александра Зауэрвейда.
Во время учебы в Академии в 1835 году работа Айвазовского «Этюд воздуха над морем» была отмечена серебряной медалью, а в 1837 году картина «Штиль» была удостоена золотой медали первой степени.
Ввиду успехов Айвазовского в 1837 году Совет Академии принял необычное решение — досрочно (на два года раньше срока) освободить его из Академии и направить в Крым для самостоятельной работы, а затем в заграничную командировку.
Так, в 1837-1839 годах Айвазовский выполнял полноценную работу в Крыму, в 1840-1844 годах совершенствовал свое мастерство в Италии в качестве пенсионера (получил пансион) Академии художеств.
Полотна «Высадка в доме Субаши» и «Вид Севастополя» (1840 г.) были куплены императором Николаем I. В Риме художник написал картины «Буря» и «Хаос». «Остров Капри» 1843 года был удостоен золотой медали на Парижской выставке.
С 1844 г. Айвазовский — академик и живописец Главного морского штаба России, с 1847 г. — профессор, с 1887 г. — почетный член Петербургской Академии художеств.
С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где по собственному проекту построил дом на берегу моря. За свою жизнь он совершил ряд путешествий: несколько раз посетил Италию, Францию и другие европейские страны, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в 189 г. 8 совершил поездку в Америку.
Его полотна «Виды Черного моря» и «Юрьев монастырь» получили известность. Картина «Четыре богатства России» принесла Айвазовскому в 1857 году французский орден Почетного легиона.
В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая множество положительных отзывов. Он стал одним из самых признанных представителей русской школы живописи во всем мире. В этом качестве Айвазовский удостоился второй после Ореста Кипренского чести представить автопортрет во флорентийской галерее Уффици.
Во время русско-турецкой войны 1877 года Айвазовский написал серию картин.
В 1888 году прошла выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.
Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художник создал около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.
Среди них наиболее известны «Наварринская битва», «Чесменская битва» (обе — 1848 г.), изображающие морские сражения, серия картин «Оборона Севастополя» (1859 г. ), «Девятый вал» (1850) и «Черное море» (1881), воссоздающие величие и мощь морской стихии. Последней картиной художника стал «Взрыв корабля», описывающий один из эпизодов греко-турецкой войны, оставшийся незаконченным.
Был членом Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской академий художеств.
© Sotheby»s Полотно Ивана Айвазовского «Вид на Константинополь и Босфорский залив»
Иван Айвазовский преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской в Феодосии. Для горожан Айвазовский построил гимназию и библиотеку, археологический музей и художественная галерея в Феодосии.По его настоянию в городе был проведен водопровод.Благодаря его усилиям был построен торговый порт и проложена железная дорога.В 1881 году Айвазовский.В 189 году0 в Феодосии установлен фонтан-памятник «Добрый гений» в ознаменование заслуг художника.
Иван Айвазовский скончался в ночь на 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года в Феодосии. Похоронен на территории Армянской церкви преподобного Сергия (Сурб-Саркис).
Его картины находятся во многих странах мира, музеях и частных коллекциях. Самым крупным является собрание Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, включающая 416 работ, из них 141 живопись, остальные графика. В 1930 г. в Феодосии возле дома художника установлен памятник ему. В 2003 г. установлен памятник Айвазовскому, — на Макаровской набережной морской крепости в пригороде Санкт-Петербурга Кронштадте.
Художник дважды был женат. Его первой женой стала гувернантка Юлия Гревс, в семье родилось четыре дочери. Второй женой художника стала вдова феодосийского купца Анна Бурназян (Саркизова).
Старший брат художника Гавриил Айвазовский (1812-1880) был архиепископом Грузино-Имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, востоковедом (востоковедом), писателем.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Айвазовский Иван Константинович — биография и картины 17.07.1817 в крымском городе Феодосия, в семье мещанина армянского происхождения Геворка (впоследствии Константина) Айвазяна и его жены Рипсимэ.
После переезда отца в Феодосию, стал ставить фамилию «Гайвазовский» , а позднее, во время учебы в Петербурге, будущий замечательный художник-маринист носил фамилию Айвазовский.В их семье было пятеро детей: два сына и три дочери.После эпидемии чумы, которая случилась в 1812 году, семья разорилась, хотя раньше у них все было хорошо. Однако, несмотря на финансовые проблемы, талантливый мальчик самостоятельно научился играть на скрипке, а отец поддержал его тягу к рисованию. Кроме того, Айвазовскому покровительствовали Ю.Х. Кох, феодосийский архитектор, который снабдил юное дарование художественными материалами, позволяющими ему рисовать. Впоследствии он порекомендовал Ивана Константиновича местному градостроителю А.И. Казначеева, по милости которого юный художник поступил в Симферопольскую гимназию.
Образование
В 1833 году будущий художник-маринист отправился в Петербург, чтобы поступить в пейзажный класс М. Воробьева.
После награждения серебряной медалью за две картины Айвазовскому довелось поработать с модным в то время маринистом Ф. Таннером. Несмотря на то, что ему не разрешили писать картины самостоятельно, Айвазовский продолжал работать над пейзажами и в 1836 году, представив пять своих картин на выставке в Академии художеств, получил благосклонность критиков. Но в результате жалобы Кожевника на своего непослушного ученика Николаю I все картины Ивана Константиновича были сняты с выставки. Художника простили только через полгода, а впоследствии отправили учиться к А.И. Зауэрвейд, специализирующийся на морской живописи.
В 1838-1844 годах художник много путешествовал, продолжая работать над благоустройством.
Его путешествие началось в Крыму, где он провел два года в Черкесии, участвуя в боевых действиях на побережье и рисуя батальные полотна. Именно здесь Айвазовский нарисовал свою «Высадку в Субаши» — картину, впоследствии приобретенную Николаем I. Император восхищался талантом Ивана Константиновича и желал воспользоваться его услугами для создания картин, изображающих подвиги флота.
В 1839 году Иван Константинович вернулся в Петербург, чтобы завершить образование в Академии и получить аттестат. Тем временем он был пожалован в дворянство и начал сношения с М. Глинкой и К. Брюлловым.
Карьера и творчество
С 1840 года художник путешествовал по Италии, где, по-видимому, имел успех: полотна продавались очень хорошо, он получил золотые медали от папы Григория XVI и Академии художеств в Париже. Так он стал известен в Европе.
В 1842 году он посетил Англию, Францию, Португалию, Швейцарию и Испанию, и это могло стоить ему жизни, когда он попал в шторм и корабль вот-вот утонет.
Для Айвазовского 1844 год ознаменовался поступлением в Главный Морской Штаб маляром, что дало ему право носить морской мундир.
В 1847 году ему было пожаловано звание профессора не только в Санкт-Петербурге, но и в других крупных европейских культурных столицах, таких как Рим, Флоренция и Париж.
Несмотря на то, что Иван Константинович зарекомендовал себя как блестящий маринист, сфера его интересов не ограничивалась маринистическими работами.
Ваш комментарий будет первым