Пещера Альтамира в Испании. Наскальная живопись каменного века.
Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.
Где находится
Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480
Общие сведения о пещере
Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.
Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.
Сразу на входе расположился «вестибюль».
Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.
Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».
Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.
«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.
Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».
После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.
Комната черного бизона«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.
Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира
Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.
Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.
Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.
Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.
В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.
Копия потолка Большого ЗалаНаучные споры
Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.
Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.
К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.
Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.
1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.
Возраст рисунков
Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.
Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.
Как рисовал первобытный человек
Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.
Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.
Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.
Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.
Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.
Пещера Альтамира в туризме
Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.
Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.
В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.
Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.
Не все рисунки хорошо сохранилисьВ 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.
Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.
Копия пещеры Альтамира
Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.
Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.
Создание копии пещеры АльтимараВ городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.
Копии наскальной живописи пещеры АльтамираКак попасть в пещеру Альтамира
С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.
Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.
Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.
cattur.ru
Пещера Альтамира (Испания) — описание, фото наскальной живописи
Пещера Альтамира и каменные рисунки бизонов
«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира.
Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.
До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.
Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.
Пещера Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства
Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.
Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей.
Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании — храм Саграда Фамилия.
Пещера Альтамира фото:
Источник
Похожие чудеса:
chydesa-mira.ru
рисунки бизонов, история, росписи, фото
Пещера Альтамира – уникальное собрание наскальных росписей эпохи верхнего палеолита, с 1985 г. признана объектом охраны ЮНЕСКО. В отличие от других пещер Кантабрии, известных своими подземными красотами, Альтамира привлекает прежде всего любителей археологии и искусства. Посещение этого места входит в обязательную культурную программу туристических маршрутов, как самостоятельных, так и организованных агентствами.
Вид пещеры Альтамиры и ее росписей
Альтамира представляет собой ряд двойных коридоров и залов общей протяженностью 270 м, главный из них (так называемый Большой плафон) занимает площадь в 100 м2. Своды почти полностью покрыты знаками, отпечатками ладоней и рисунками диких животных: бизонов, лошадей, кабанов.
Эти росписи полихромные, для нанесения использовались природные красители: уголь, охра, марганец, гематит и смеси каолиновых глин. Считается, что между первым и последним творением прошло от 2 до 5 веков.
Всех исследователей и посетителей Альтамиры поражает четкость линий и пропорций, большинство рисунков выполнено единым росчерком и отражают движение животных. Практически отсутствуют статические изображения, многие из них трехмерные благодаря расположению на выпуклых участках пещеры. Замечено, что при зажженном огне или мерцающем свете росписи начинают визуально смещаться, по ощущению объема они не уступают картинам импрессионистов.
Открытие и признание
История находки, раскопок, публикации и принятия научным миром информации о наскальной живописи довольно драматична. Пещеру Альтамира обнаружили в 1879 г. владельцы земельного участка – Марселино Санс де Саутуола с дочерью, именно она обратила внимания отца на рисунки быков на сводах.
Саутуола был археологом-любителем, он отнес находку к эпохе каменного века и запросил помощи у научного сообщества для более точного определения. Единственным отозвавшимся был мадридский ученый Хуан Виланова-и-Пьера, опубликовавший результаты исследований в 1880 году.
Трагизм ситуации заключался в идеальном состоянии и необыкновенной красоте изображений. Альтамира была первой из найденных пещер с сохранившейся наскальной живописью, ученные просто не были готовыми изменить картину своего мира и признать способность древних людей к созданию таких искусных росписей. На доисторическом конгрессе в Лисссабоне Саутоулу обвинили в покрытии стен пещеры поддельными рисунками, изготовленными на заказ, клеймо фальсификатора оставалось с ним до самой смерти.
Рекомендуем посмотреть интересную информацию о Тунгусском метеорите.
Найденные в 1895 году подобные пещеры во Франции долго остались необъявленными, только в 1902 году повторные раскопки в Альтамире смогли доказать время создания картин – верхний палеолит, после чего семью Саутуолы наконец признали первооткрывателями искусства этой эпохи. Подлинность изображений была подтверждена радиологическими исследованиями, их ориентировочный возраст составляет 16500 лет.
Возможность посещения пещеры Альтамира
Альтамира расположена в Испании: в 5 км от г. Сантильяна дель Мар, знаменитого своей архитектурой в готическом стиле, и в 30 км от г. Сантадера – административного центра Кантабрии. Проще всего добраться до нее на арендованной машине. Непосредственно в саму пещеру простых туристов не пускают, очередь посетителей, получивших специальное разрешение, заполнена на годы вперед.
Но, по аналогии со знаменитой пещерой Ласко, в 2001 году рядом был открыт музей с максимально точно воссозданной экспозицией Большого плафона и соседних коридоров. Фото и дубликаты росписей с пещеры Альтамира представлены в музеях в Мюнхене и Японии, объемная диорама – в Мадриде.
www.miroworld.ru
Пещера Альтамира, Испания — подробная информация с фото
Видео: Пещера Альтамира
Общая информация
Наскальные рисунки в пещере АльтамираКрасочные рисунки на сводах и стенах пещеры Альтамира были сделаны 10-15 тысяч лет назад. Они относятся к так называемой Мадленской культуре, которая была распространена на территории современных Германии, Франции, Бельгии, Испании и Швейцарии. Жившие в те времена люди умели обрабатывать кости, делать кремниевые резцы и наконечники, а также охотиться на мамонтов, диких лошадей и северных оленей, водившихся в Европе в конце ледникового периода.
Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. Прекрасно сохранившиеся полихромные рисунки поражают туристов и профессиональных художников. На стенах пещеры видны бизоны, лошади, кабаны и контуры ладоней доисторических художников. Красочный слой нанесен при помощи естественных красителей – охры, угля, каолина, марганца и гематита. Первобытные люди рисовали в пещере Альтамира руками и специальными приспособлениями. По технике изображения испанские рисунки напоминают наскальную живопись, найденную на территории Северной Италии и Скандинавии.
Сегодня пещера Альтамира известна по всему миру. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, сколько художников участвовало в создании рисунков. Кроме того, не известно, были ли изображения реализацией единого замысла, или фигуры животных в пещере накапливались постепенно, от поколения к поколению.
Как была открыта пещера Альтамира
Землями, на которых находится пещера Альтамира, владел испанец Марселино Санс де Саутуола. Он занимался юриспруденцией, был страстным археологом-любителем, а также увлекался геологией и биологией. Жившие вокруг люди знали о существовании большой подземной полости, но не придавали ей большого значения. Издавна пастухи пережидали здесь дождь, а охотники останавливались на ночлег. Пещера получила известность лишь в 1868 году, после того, как в ней побывал охотник Модесто Кубильяс Перес. Его собака застряла в расщелине, и хозяин, помогая псу выбраться, нашел заросший травой вход, ведущий под землю.
Диорама в музее археологии Каталонии в БарселонеСпустя 10 лет, Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже и познакомился там с коллекциями артефактов каменного века. Вернувшись на родину, он приступил к исследованию пещеры и нашел в ней орудия труда первобытных людей. В 1879 году в пещере побывала 9-летняя дочь землевладельца Мария, которой удалось разглядеть на каменном своде цветные пятна, напоминающие быков. Девочка позвала отца и показала ему изображения бизонов.
Саутуола верно предположил, что рисунки могли быть сделаны людьми, жившими в каменном веке. В дальнейших исследованиях пещеры Альтамира принимал участие археолог из Мадридского университета Хуан Виланова-и-Пьера, который был автором книги «Происхождение, природа и возраст человека». Результаты своей работы ученые обнародовали в 1880 году.
Однако, общественное признание к ним не пришло. Французские археологи категорически не желали верить в существование прекрасно сохранившейся древней наскальной живописи в пещере Альтамира. Они выступили против Саутуолы и Вилановы-и-Пьера на доисторическом конгрессе, который состоялся в 1880 году в Лиссабоне, и обвинили их в подделке. Саутуола сильно переживал несправедливость и через 8 лет умер с клеймом обманщика.
В 1895 году похожие наскальные изображения обнаружили во Франции. Правоту испанского археолога сумели доказать в 1902 году, во время новых раскопок. Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк, считавшийся ярым критиком Саутуолы, изменил свою точку зрения и публично признал ошибку. После этого Саутуолу и его дочь Марию объявили первыми, кто открыл миру искусство людей каменного века.
Фотографии наскальных рисунков пещеры АльтамираЧто можно увидеть в пещере Альтамира
Большой плафон пещеры Альтамира имеет площадь порядка 100 м² и целиком покрыт красочными изображениями. На нем есть уменьшенные рисунки бизонов и изображения животных в натуральную величину. Примечательно, что первобытные художники создавали их с учетом рельефа. Они рисовали на выпуклостях потолка, поэтому изображения кажутся объемными.
Сталактиты и сталагмиты в пещере АльтамираВсех, побывавших в пещере Альтамира, поражает точная техника рисунков. Линии нанесены твердой рукой и не имеют поправок. Фигуры животных выглядят очень динамично, а движения и позы переданы с максимальной реалистичностью. Любопытно также, что древние художники использовали те же приемы, которые много веков спустя были «открыты» в живописи, благодаря импрессионистам. По мнению исследователей, все рисунки в пещере созданы в интервале от 200 до 500 лет, но остается неизвестным, какие обряды проводили здесь люди.
В наши дни доступ в уникальную пещеру ограничен. Это сделано, чтобы сберечь наскальные изображения для потомков. В сутки внутри могут побывать всего несколько человек по специальному пропуску, поэтому очередь из желающих увидеть чудо пещеры Альтамира расписана на 3 года вперед.
Тем не менее, многие путешественники приезжают в район пещеры, чтобы просто оказаться рядом с ней. Возле входа стоит простой каменный памятник, посвященный Марселино Санс де Саутуоле.
Точные копии наскальных рисунков выставлены на всеобщее обозрение в Музее древней истории и археологии в приморском городе Сантандере, в 30 км от пещеры Альтамира. Музей принимает гостей во все дни, кроме понедельника. Он открыт: с мая по октябрь с 9.30 до 20.00, с ноября по апрель с 9.30 до 18.00. По воскресеньям и в праздники экспозиция закрывается в 15.00.
Как добраться
Из России до Сантандера можно долететь с пересадкой в Лондоне или Мадриде. Ближайший к городу аэропорт расположен в 18 км, в Мальяно. От аэропорта до Сантандера добираются на электропоездах, рейсовых автобусах и такси. Сантандер – крупный морской порт, поэтому сюда три раза в неделю ходит морской паром. Дорога от английского Плимута до Сантандера занимает сутки. Из города до пещеры Альтамира можно доехать на такси.
wikiway.com
Пещера Альтамира — Наскальная живопись, раненный бизон
Есть на Земле уголки, в которых время как будто остановилось. Одно из таких мест – известная на весь мир пещера Альтамира. Археологи называют ее Сикстинской капеллой каменного века. Такое поэтическое сравнение появилось не на пустом месте. Что общего между церковью в Ватикане и пещерой на севере Испании?
Оба эти места способны потрясти воображение уникальной живописью. Первое украсили полотна выдающихся художников – Боттичелли, Микеланджело и других. Второе расписали неизвестные, но талантливые мастера, которые жили в 15 тысячелетии до нашей эры.
История открытия
Многие великие открытия в археологии были сделаны по воле случая. В 1868 году один из жителей города Сантандер случайно нашел пещеру. Археолог Марселино де Саутуола заинтересовался этим местом. Любопытство было щедро вознаграждено. В первый же день исследователь обнаружил орудия, которые принадлежали древнему человеку, а также кости и скелеты животных.
Спустя три года археолог-любитель решил вернуться в пещеру и осмотреть ее снова. В 1879 году Марселино де Саутола начал раскопки, в результате которых были найдены разные предметы быта, принадлежавшие жителям пещеры. Но на этом сюрпризы не закончились. Однажды Марселино привел на место находок дочь. Девочка решила провести собственное исследование. Она загорелась идеей найти что-нибудь необычное и забралась в самые труднодоступные места – в пещере есть помещения, куда взрослому человеку просто не забраться. Каково же было удивление маленькой исследовательницы, когда в боковом гроте она увидела наскальные рисунки удивительной красоты.
Наскальная живопись
Археолог-любитель продолжил изучать удивительное место. Оказалось, что в пещере есть залы с рисунками животных и геометрическими фигурами, а в земле рядом с находками была обнаружена охра, которую древние художники могли использовать в работе. Получается, что люди, населявшие планету более десяти тысяч лет назад, были искусными художниками и могли виртуозно сохранять сцены из жизни на стенах жилища.
Археолог подготовил рукопись, в которой подробно рассказал о своих находках. Результаты исследований Марселино отправил в журнал «Материалы по естественной истории человека». Это французское издание как раз публиковало статьи на подобные темы. Вот только находки восприняли неоднозначно.
Ученые отказывались верить археологу-любителю, называли его лжецом, а чудесные находки – просто фальсификациями. На Марселино обрушился шквал критики. Некоторые даже обвинили его в хитром плане – привлечь внимание с помощью выдуманных находок к Испании.
Несколько лет спустя пещеры с похожими наскальными рисунками были найдены и в других странах. Только после смерти археолога все обвинения в фальсификациях с него были сняты. Ученые всего мира признали, что заблуждались и все обнаруженные в пещере 150 рисунков действительно выполнены нашими талантливыми предками.
Какие картины из жизни пытались сохранить художники каменного века? Обычно они рисовали животных в движении. Есть в пещере изображения бизонов, оленей и лошадей. Тут можно увидеть и людей, но они изображены схематически, не так детально, как звери. Картины в этой пещере объемные – древние художники старались сделать их реалистичными, в чем им на руку играл необычный рельеф стен и потолка.
Кроме того, большего эффекта удалось достичь с помощью особых приемов, например, виртуозной игры с цветами и их оттенками. Палитра древних мастеров состояла из охры, марганца, каолина и гематита. Приемы, которые были на вооружении у талантливых художников, были заново открыты импрессионистами только в 19 веке.
Бизон – самое известное изображение пещеры Альтамира. Популярность его легко объяснить – такого вида бизонов на земле не существует уже много тысячелетий. Низкий потолок в одном из залов пещеры полностью покрыт изображениями зверей, в том числе раненных во время охоты.
Пещерный музей с копией рисунков
Много лет подряд побывать в пещере мог любой желающий. Тысячи туристов увидели своими глазами уникальные наскальные рисунки. В необычном музее изменилась температура и влажность, что пагубно сказалось на картинах. На стенах стала появляться плесень. Пещеру закрыли на реставрацию, посещение объекта туристами ограничили. Заглянуть внутрь не получится, зато рядом есть другое интересное место, которое стоит вашего внимания.
С 2001 года в 30 километрах от пещеры открыл свои двери Музей древней истории и археологии. Он расположился в левом крыле старинного замка. В этом здании в пятнадцатом веке была резиденция графа Альтамира. Экспозицию составили удивительные находки археологов, произведения античного искусства и копии наскальных рисунков.
Музей работает каждый день, кроме понедельника. В зависимости от времени года меняются часы его работы, поэтому информацию перед поездкой лучше проверить на официальном сайте.
Как добраться
Сначала нужно долететь на самолете до испанского городка Мальяно. Доехать до Сантандера можно на поезде, автобусе или такси. Есть три варианта, как добраться до музея: на автобусе в составе туристической группы, на такси или личном автомобиле. Если вам по душе последний вариант, то нужно будет по 67 магистрали доехать до указателя на Сантильяна-дель-Мар, а потом продолжить движение по шоссе № 611 или дороге № 6316.
Сколько стоит экскурсия
Цены на билеты в Музей древней истории и археологии демократичные. Стоимость взрослого билета – 3 евро. Для детей, студентов и пожилых действуют льготы, заплатить за вход нужно будет только 1,5 евро.
Пещера Альтамира – одно из самых загадочных мест Испании. На многие вопросы ученые так и не смогли найти ответы. Например, созданы ли наскальные рисунки рукой одного мастера или группой художников, живших в разные годы? Прошло немало времени после открытия этого удивительного места, но пещера так и не спешит выдавать все свои тайны.
Фотографии
Видео
worldrockart.ru
Пещера Альтамира – Сикстинская капелла каменного века. Испания по-русски
Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города Сантандер. Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине художественной росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.
-
Длина пещеры: 270 м
-
Главный зал: 18 м в длину и от 2 до 6 м в высоту
-
Вход в пещеру: на высоте 158 м над уровнем моря
-
Возраст рисунков: 35 000-13 000 лет до н.э.
Как «научная афера» оказалась великим открытием
Пещера находится на территории, которая раньше принадлежала графу Марселино Санc де Саутуола. Именно он считается человеком, обнаружившим на сводах пещеры удивительные рисунки. Хотя, на самом деле, это открытие принадлежит его дочери Марии, которой на тот момент было 9 лет, – именно она, попав в пещеру, посмотрела наверх и указала отцу на разноцветные изображения животных.
Но ученые-современники лишь обвинили графа в огласке недостоверной информации и в фальсификации рисунков. Они долго опровергали теорию о том, что пещерные изображения принадлежат к каменному веку. Деятели науки не могли поверить в то, что древние люди были настолько развиты, что могли создавать подобные шедевры в условиях полной темноты внутри пещеры.
Лишь после смерти Марселино его открытие признали великим. Подобные наскальные росписи были обнаружены в разных уголках Европы и Азии. Самые известные места с древними рисунками: пещера Ласко во Франции (1940), Капова пещера на Урале (1959), грот Дель Ромито в Италии (1961), пещера Руффиньяк во Франции (1956), пещера Хоит-Цэнкер Агуй в западной Монголии (1972), и др.
Стиль художников эпохи Палеолита
Самое любопытное место в пещере – потолок одного из ее пространств, площадью в 100 кв. м. Весь он покрыт изображениями более 20 животных: быков, оленей, лошадей, бизонов… Роспись дополняют фрагменты на стенах.
В рисунках видна твердая рука художника, который наносил очертания животных едиными линиями, без поправок. Мастер использовал естественные краски: уголь, охра, гематит, и др. Но из такого небольшого выбора цветов получились удивительно многообразные оттенки. Кстати, в пещере была найдена раковина, которая, судя по всему, использовалась древними художниками в качестве палитры.
Рисунки расположены на рельефной поверхности так, что кажутся объемными. А при свете костра, с бегающими по стенам и потолку тенями, и вовсе такое ощущение, что животные двигаются!
Посещение пещеры: счастливый билет
Пик посещаемости пещеры был отмечен в 1960-1970-х годах, когда каждый день внутрь заходило до 1500 посетителей. О такой толпы людей температура в пещере стала меняться, воздух стал более влажным и на разрисованном камне начала появляться плесень. Пещеру пришлось закрыть на реставрацию в 1977 году. В 1982 ее снова открыли, но ограничили количество посетителей до 20 человек в день. Сразу же образовались очереди на вход в пещеру, расписанные на много месяцев вперед. Но и это не спасло наскальные рисунки, которые продолжали медленно терять свой цвет и текстуру. В 2002 году пещеру Альтамира закрыли во второй раз.
26 марта 2015 года было решено ввести особый режим посещения пещеры. Теперь раз в неделю организуется вход для пяти человек, с особым сопровождением и под строгим контролем в плане освещения пространства. Разработанный маршрут длительностью в 37 минут захватывает все самые интересные места пещеры и дает возможность рассмотреть все детали.
Пятерых счастливчиков выбирают путем жребия из числа посетителей музея пещеры Альтамира, которые пришли туда в день, назначенный для экскурсии в саму пещеру. В процессе отбора участвуют все, кто приобрел билет в музей в этот день до 10:30. Победителей объявляют в холле музея в 10:40.
Чтобы попасть внутрь пещеры, нужно быть старше 16 лет и вместе с выигранным билетом принять условия посещения. Сейчас экскурсии в пещеру осуществляются каждую пятницу. Возможные изменения в расписании публикуются заранее на сайте музея: museodealtamira.mcu.es
Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков
Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в музее, вход в который доступен всем.
Постоянная экспозиция музея называется «Времена Альтамиры». Она рассказывает о том, как выглядела пещера в каменном веке, когда и были созданы рисунки на ее стенах. Залы музея знакомят с искусством и традициями древних племен, которые населяли Европу в эпоху верхнего Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры скопирована с точностью и в трехмерном отображении, так что каждый может почувствовать себя внутри самой пещеры и посвятить много времени рассматриванию рисунков.
Для детей музей регулярно проводит мастер-классы, во время которых они могут преобразиться в наших предков – охотников на оленей. В отдельной зоне проходят уроки рисования. А иногда музей организует концерты классической музыки для всей семьи. Расписание мероприятий обновляется на сайте каждый месяц: museodealtamira.mcu.es
Как добраться до музея
Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.
На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.
-
Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)
-
Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).
-
Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(5) (0)espanarusa.com
Искусство палеолита. Альтамирская пещера (Испания)
«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо
Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, «задним числом» и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.
1879 год. В Америке ювелир из Айовы Эбнер Пилер изобретает аэрограф. В Париже после многих лет неудач на официальных Салонах наконец получает признание Эдуар Мане. В Петербурге проходит VII выставка передвижников, после которой Архип Куинджи выходит из товарищества. В Киеве родился Казимир Малевич.
Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):
Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:
В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них («Черный салон» Нио официально «открыт» наукой только в сентябре 1906 года).
Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее — в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.
История с открытием «Сикстинской капеллы» доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.
Марселино Санс де Саутуола. Справа — Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.
После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.
Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались
a-fixx.livejournal.com
Ваш комментарий будет первым