Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Болдинский период в жизни пушкина: Болдинская осень (1830) в жизни и творчестве Пушкина

Содержание

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Cлайд 1

Презентация выполнена: ученицей 6б класса Новиковой Светланой. Консультант учитель русского языка и литературы высшей категории Круглова Инна Александровна.

Cлайд 2

Содержание. 1. Пушкинские места в Болдине…………….. 1 2. Первая болдинская осень……………………..2 — 3 3. Вторая болдинская осень…………………….4 — 5 4. Третья болдинская осень……………………..6 — 7

Cлайд 3

Среди бескрайней волнистой равнины раскинулось старинное русское село Большое Болдино. Живописно расположенное по возвышенному берегу речки Азанки, летом оно тонет в зелени, сквозь которую обычно видны ветряки и мелководная речка, но необычное чувство охватывает вас при въезде в это село: здесь жил Пушкин, здесь создал он многие из своих бессмертных произведений. Наряду с Михайловским, Болдино навсегда останется для нашего народа одним из самых дорогих и памятных мест.

Cлайд 4

Болдинская осень 1830 года — исключительный по напряжённости и плодотворности труда период жизни нашего великого поэта. Ни русская, ни мировая литература не знают другого примера, когда бы за такой краткий срок было создано художником столько гениальных по глубине мысли и поэтическому совершенству произведений. Ему было скучно в болдинском уединении, но он попал в идеальные условия для творчества.

Cлайд 5

В глубине комнаты, на белой плоскости стены в хронологическом порядке перечислено всё созданное Пушкиным здесь осенью 1830 года. 7 сентября — «Бесы» 8 сентября — «Элегия» 9 сентября — окончен «Гробовщик» 13 сентября — окончена «Сказка о попе и работнике его Балде» 14 сентября — окончен «Станционный смотритель» и т.д. 14 сентября написал предисловие к «Повестям Белкина» 20 сентября окончил повесть «Барышня крестьянка» 25 сентября восьмую главу «Евгений Онегин» 26 сентября «Ответ Анониму» .

.. сентябрь «Труд» 1 — 13 октября «Царскосельская статуя» 5 — 17 октября «Прощание» 17 — 22 октября написана поэма «Домик в Коломне» 20 октября окончена «Метель» 23 октября окончен «Скупой рыцарь» 26 октября окончен «Моцарт и Сальери» 1 — 13 октября «История села Горюхина» 4 — 16 … «Каменный гость» 6 — 18 … окончен «Пир во время чумы

Cлайд 6

Во второй раз Пушкин посетил Болдино, возвращаясь осенью 1833 года из поездки по пугачевским местам Урала и Поволжья. В Болдино он приехал 1 октября и провел здесь более месяца. Тогда была завершена «История Пугачева», написаны поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Здесь шла работа над «Песнями западных славян» и повестью «Пиковая дама». Здесь же появились пушкинские переводы баллад Мицкевича. Кроме этого, было написано несколько стихотворений, среди которых — «Осень»(«Октябрь уж наступил…»). Всё созданное Пушкиным во вторую болдинскую осень свидетельствовало о страстной, вдохновенной напряженности его труда, о неиссякаемом богатстве его творческих сил, о всё более широком и мощном размахе его гениальной, мирообъемлющей мысли.

Cлайд 7

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы И отдаленные седой зимы угрозы. Стихотворение «Осень» поэт закончил признанием о том, как рождается в нем творческий порыв, когда Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит и ищет, как во сне, излиться, наконец, свободным проявленьем. Болдинская осень 1833 года. 14 октября — окончена «Сказка о рыбаке и рыбке». 27 октября — поэма «Анджело». 28 октября — «Воевода», «Будрыс и его сыновья». 29 октября — Вступление к поэме «Медный всадник». 30 октября — Первая часть «Медного всадника». 31 октября — Вторая часть «Медного всадника». 2 ноября — Окончена «История Пугачёва». 4 ноября — Окончена «Сказка о мёртвой царевне».

Cлайд 8

В последний раз Пушкин побывал в Болдино в 1834 году. Этот год был одним из наиболее драматичных в его жизни. После пожалования поэту оскорбительного для его возраста камер-юнкерского придворного чина Пушкин пытался уйти в отставку. Ему хотелось оставить Петербург и поселиться в деревне. Переписка поэта этого времени свидетельствует о том, что в его жизненных планах возникало и Болдино, куда он мог переехать вместе с семьёй. Однако намерению поэта не суждено было осуществиться. В 1835 году Пушкин отказался от управления отцовским имением. Но и в последующие годы его продолжала волновать судьба родовой вотчины. Поэт сохранил особое отношение к этому уголку земли, где ему так полно довелось испытать высокое творческое вдохновенье.

Игнашина Наталия Ивановна Библиотекарь Лицей № 554 Приморского района Александр Сергеевич Пушкин «Участь моя решена. Я женюсь…» «Что за прелесть здешняя деревня…» «Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет» «Чудесная, вдохновенная осень» «Евгений Онегин» Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П. Отъезд в Москву Пушкин в Болдино в 1833 и1834 годах Музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино Ресурсы Заключение «Болдинская осень» — так называют осень 1830 года, проведённую поэтом в имении Болдино Нижегородской губернии. Александр Сергеевич выехал в родовое имение Пушкиных, чтобы устроить перед свадьбой свои имущественные дела. Поэт выехал туда 1 сентября 1830 года. «Доселе Пушкин был «я», теперь он будет «мы». Первая поездка Александра Сергеевича Пушкина в Болдино Нижегородской губернии связана с очень счастливой порой его жизни. В связи с предстоящей женитьбой на Наталье Николаевне Гончаровой родители подарили ему часть родового имения Болдино. «Что за прелесть здешняя деревня…» Осенью 1830 года Пушкин выехал в Болдино и соседнее сельцо Кистенево для раздела имения, часть которого отец выделил ему перед женитьбой. Село Болдино получило всемирную известность, дав название одному из самых замечательных периодов в творчестве Пушкина. «Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет» «Я снова жизни полн…» «Осень подходит.

Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих трудов настает…» Из письма А.С.Пушкина П.Плетневу. «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой…» «Чудесная вдохновенная осень» В Болдине Пушкин начал писать «сколько вздумается» страстно, вдохновенно, дни и ночи напролет… Эти три месяца, проведенные в Болдине, в жизни Пушкина не имели ничего равного по исключительной напряженности творчества. «Евгений Онегин» В первую болдинскую осень А.С. Пушкин написал две главы романа в стихах «Евгений Онегин». «Болдинская осень… Чудесная, вдохновенная осень. Самая яркая и лирическая страница жизни поэта». А. Гессен «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэталирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе», позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни».
Отъезд в Москву В ноябре 1830 года в Болдино пришло известие: дорога на Москву открыта. В последний день ноября Пушкин выехал из Болдина и, несколько дней просидев в карантине на одной из подмосковных станций, 5 декабря прибыл в Москву. Пушкин в Болдино в 1833 и 1834 годах Второе посещение Болдино Пушкиным было ознаменовано написанием «Истории Пугачева», поэмы «Медный всадник» и сказками. В третью Болдинскую осень Пушкин написал «Сказку о золотом петушке». Музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино В 1949г. в Болдине открыт Государственный музейзаповедник А.С. Пушкина. К 200-летнему юбилею поэта восстановлена усадебная церковь, построенная дедом поэта Львом Александровичем во второй половине XVIII века. Круглый год едут и едут на встречу с Пушкиным люди из ближних и дальних городов всей земли русской. Ресурсы http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya -1/6.htm http://pushkin-life.narod.ru/res/osen.html http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/LO TMAN/PUSHKIN/CHAPT07.HTM http://archives.narod.
ru/Belkin.htm Заключение «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» А.С. Пушкин. «Осень» Спасибо за внимание! E-mail: [email protected]

Слайд 1

Болдинская Осень А.С.Пушкина

Слайд 2

реди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени».

С

Слайд 3

Болдино Пушкин написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина«, но последняя сгорает, около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина.
В

Слайд 4

Повести Белкина
В «Повестях Белкина» Пушкин стремился развенчать сентиментально- поучительные повести и «ужасные» романтические истории, показать их жизненную несостоятельность, надуманность.

Слайд 5

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. Отрывок из стихотворения «Осень»

Слайд 6

1830 год Поэт прибыл в имение Болдино (Нижегородской губернии), где улаживал наследственные дела перед женитьбой на Наталье Гончаровой. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы романа «Евгений Онегин», сказки, стихи, множество критических статей и набросков.


Слайд 7

Слайд 8

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:». Александр Cергеевич написал «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений, закончил «Историю Пугачева».

Слайд 9

Болдинская осень была самой удивительной в жизни поэта. Тишина и уединение, ощущение полной свободы, спокойные ландшафты под огромным куполом неба — всё помогало душе настроиться на творчество. «Он запирался в своей комнате и писал в постеле с утра до позднего вечера, одевался наскоро… выезжал часа на три, возвратившись, опять ложился в постелю и писал до петухов. Это продолжалось у него недели две, три, много месяц, и случалось единожды в год, всегда осенью. Приятель мой уверял меня, что только тогда и знал он истинное счастие» — читаем в неоконченном «Отрывке». Здесь, в Болдино, понимаешь, что эти строки Пушкин написал о себе самом. Отпущенное на свободу вдохновение вылилось в необыкновенное разнообразие тем, замыслов, наполнило его стихи и прозу счастьем, которое стало истинным «чудом болдинской осени». И до сих пор живет здесь, маня к себе…

История имения Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье земельное владение, дававшееся дворянам на время службы. Позднее оно стало вотчиной (родовым имением, которое могло переходить по наследству) Пушкиных. Деду А. С. Пушкина принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти земля была поделена между многочисленными наследниками, и в результате раздробления началось разорение старинного рода. Болдино досталось дяде Пушкина, Василию Львовичу, и отцу, Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со старой барской усадьбой была продана. Отцу Пушкина принадлежала юго-восточная часть Болдина (с барским домом и другими постройками) 140 крестьянских дворов, более 1000 душ, и село Кистенево. Дом Пушкина.Болдино.

В Болдине Пушкин провел три осени, в том числе и знаменитую Болдинскую Приехав в Болдино, он задержался здесь на все три осенних месяца из-за эпидемии холеры.Связи с внешним миром у поэта почти не было (получил не более 14 писем). Однако вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и самого Пушкина, написавшего П. А. Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8- ю и 9-ю, совсем готовые к печати. Повесть, писанную октавами… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все… Написал я прозою 5 повестей…» (и это далеко не весь перечень). Беседка сказок.

Во второй раз Пушкин посетил Болдино в октябре 1833, возвращаясь из поездки по Уралу, где собирал материал по истории пугачевского восстания. О своей жизни в этот период он писал жене: «Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, а все на одно лицо» (30 октября 1833). Рабочий стол поэта

Именно во время второй Болдинской осени Пушкин написал стихотворение «Осень»: «И забываю мир и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута и стихи свободно потекут…». Липовая роща.

Кроме множества стихотворений, Пушкин в этот приезд написал «Медного всадника«, «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения. Последний раз Пушкин приехал в Болдино через год, в 1834, в связи со вступлением во владение имением и провел здесь около трех недель. В этот приезд Пушкину пришлось много заниматься хозяйственными делами, что, однако, не помешало ему написать «Сказку о золотом петушке» и подготовить к изданию другие сказки, написанные здесь годом ранее. Горбатый мост.

Музей-заповедник С 1949 в Болдине создан Государственный музей-заповедник. Его центром является усадьба, где жил А. С. Пушкин во время своих приездов в Болдино. Барский дом, неоднократно перестроенный, сохранил черты, характерные для жилых построек начала 19 в. Облицовка его углов и наличников окон напоминает каменную рустовку, центральный вход украшен верандой с невысокой балюстрадой и портиком, служащим основанием для балкона; обычна для пушкинского времени и двуцветная охристо-белая окраска. Планировка основных помещений сохранилась. Обстановка пушкинского кабинета воссоздана на основе рисунка, сделанного самим Пушкиным осенью В целом экспозиция дома-музея посвящена теме «Пушкин в Болдине». Комната поэта.

Во время последнего приезда Пушкин останавливался в «вотчинной конторе», в то время находившейся, по-видимому, за пределами усадьбы (ныне в усадебном парке). В 1974 это помещение было отреставрировано и в нем размещен мемориально-бытовой музей. В одной из двух комнат восстановлен интерьер собственно конторы, во второй временный кабинет Пушкина. Дерновая скамья.

Ценным природным памятником является и живописный болдинский парк. Его планировка сложилась в х гг. Здесь еще живы деревья современники поэта: двухсотлетняя ива и несколько дубов. Сохранились два старинных пруда, горбатый мостик на верхнем пруду и беседка на берегу нижнего, так называемая «беседка сказок». Проведенные в 1980-е гг. археологические раскопки, а также сохранившиеся документы, планы и старинные фотографии позволили в последние годы осуществить большие реставрационные работы и полностью воссоздать усадебный комплекс. Восстановлены: барская кухня, баня, людская, конюшня, амбары. В этих помещениях экспонируются предметы местного крестьянского быта. Старый колодец

Расположенная рядом с усадьбой церковь Успения была построена в е гг. дедом поэта, Львом Александровичем Пушкиным. Знаменательно, что освящение храма произошло в год рождения поэта. В настоящее время почти разрушенная в советское время церковь восстанавливается. В состав музея-заповедника входит также и заповедная роща Лучинник, где, по преданию, любил гулять поэт, и расположенное в 8 км от Болдина село Львовка. Когда-то оно было довольно большим, но в последние десятилетия осталось почти без жителей. Здесь с х гг. сохранилась барская усадьба с парком и небольшим двухэтажным домом. Когда-то она принадлежала старшему сыну поэта Александру Александровичу Пушкину. В ближайшие годы здесь начнутся реставрационные работы. Вишнёвая аллея

реди памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени». С

Болдино Пушкин написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина«, но последняя сгорает, около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина. В

В «Повестях Белкина» Пушкин стремился развенчать сентиментально- поучительные повести и «ужасные» романтические истории, показать их жизненную несостоятельность, надуманность.

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. Отрывок из стихотворения «Осень»

1830 год Поэт прибыл в имение Болдино (Нижегородской губернии), где улаживал наследственные дела перед женитьбой на Наталье Гончаровой. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы романа «Евгений Онегин», сказки, стихи, множество критических статей и набросков.

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:». Александр Cергеевич написал «Медного всадника», «Анджело», «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений, закончил «Историю Пугачева».

1833 год После поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: «Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:». Александр Cергеевич написал «Медного всадника», » Анджело «, «Сказку о мертвой царевне», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму», несколько стихотворений, закончил «Историю Пугачева».

Болдинская осень была самой удивительной в жизни поэта. Тишина и уединение, ощущение полной свободы, спокойные ландшафты под огромным куполом неба — всё помогало душе настроиться на творчество. «Он запирался в своей комнате и писал в постеле с утра до позднего вечера, одевался наскоро… выезжал часа на три, возвратившись, опять ложился в постелю и писал до петухов. Это продолжалось у него недели две, три, много месяц, и случалось единожды в год, всегда осенью. Приятель мой уверял меня, что только тогда и знал он истинное счастие» — читаем в неоконченном «Отрывке». Здесь, в Болдино, понимаешь, что эти строки Пушкин написал о себе самом. Отпущенное на свободу вдохновение вылилось в необыкновенное разнообразие тем, замыслов, наполнило его стихи и прозу счастьем, которое стало истинным «чудом болдинской осени». И до сих пор живет здесь, маня к себе…

Болдинская осень ознаменовалась необыкновенным приливом вдохновения. Словно знал поэт, что после женитьбы уже не будет такой свободы, сосредоточенности. С благодарной нежностью Пушкин прощается с женщинами, которых знал и любил когда- то, которые подарили ему минуты счастья и вдохновения. Он прощается с юностью, с ее мечтами и надеждами: Какие б чувства ни таились Тогда во мне- теперь их нет: Они прошли иль изменились… Мир вам, тревоги прошлых лет! Прощание с прошлым

Призентацию создал Дяченко Вадим 9 класс

Болдинская осень 1830 года. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина».. История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы

Болдинская осень 1830 года. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина».

В 1830 году Пушкин получил благословение на брак с Наталией Николаевной Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Пушкину пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового владения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала поэта в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: Пушкин пережил счастливый и небывалый по длительности прилив вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть «Домик в Коломне»; драматические произведения «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость»; цикл прозаических вещей под общим названием «Повести Белкина»; «Историю села Горюхина»; около 30 лирических стихотворений; он завершил замысел одного из основных трудов своей жизни – роман в стихах «Евгений Онегин».

В «Маленьких трагедиях» поэт обратился к узловым этапам западноевропейской цивилизации, определившим ее целостный облик и обнажившим ее смысл. Западный мир дан здесь в историческом развитии от позднего Средневековья («Скупой рыцарь») к Возрождению («Каменный гость») и далее к эпохе западноевропейского Просвещения («Моцарт и Сальери»). Этот мир представлен в главных человеческих страстях: деньги («Скупой рыцарь»), искусство («Моцарт и Сальери»), любовь («Каменный гость»). Увенчивает цикл «Пир во время чумы», в котором западноевропейская личность поставлена перед земным пределом, перед главным испытанием – смертью.

Пушкин обнаруживает в «Маленьких трагедиях» свойственную его русскому гению «всемирную отзывчивость». Он перевоплощается в человека европейского Средневековья, Возрождения, Просвещения, проявляя свою русскость в том, что доводит дух европейской культуры до максимального напряжения. В экстремальных ситуациях обнаруживается сила и слабость западной духовности. В основе ее лежит культ человеческой индивидуальности, оборачивающийся разрушительным индивидуализмом. Страсть к предельному обогащению становится предельным самоограблением – как внешним, так и внутренним («Скупой рыцарь»), сальерианское предательство искусства вытекает из рыцарски-самовластной преданности ему («Моцарт и Сальери»), донжуанство становится жертвой собственных любовных наслаждений («Каменный гость»).

«Каждая из трагедий, – замечает Н. Н. Скатов, – это утверждение себя личностью вопреки всему… и в каждой из трагедий – опровержение личности, встречающей в конце концов последнее препятствие – смерть, ибо действительно такая личность, по выражению А. Хомякова, „заключается в себя, как в гроб“. И наконец, венчающий „Пир во время чумы“. Здесь вся идея уже в названии – жизнь и смерть. Жизнь предстает в своем максимуме, в напряжении всех сил. Ведь вершится веселье, „праздник жизни“, идет „пир“. Торжество жизни, вплоть до вызова, брошенного ею смерти в песне Председателя:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог,

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Но и смерть явлена в своем максимуме, во всей фатальности и безобразии, ничем не смягченная и не облагороженная: „Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею…“ В трагической сшибке жизни и смерти возникает третье – священник со словом о Боге. Председатель отсылает его, но и сам „остается погружен в глубокую задумчивость“».

Пушкин и восхищен величием развернувшихся в европейском человеке жизненных сил, и поражен их самоубийственной односторонностью, приводящей человека к трагическому тупику.

«Повести Белкина» создаются одновременно с «Маленькими трагедиями», в полемическом противостоянии им. Русский мир изображается далеко не в идиллическом освещении. Но у него есть одно преимущество: он менее эгоистичен, а потому и более человечен. Люди в нем отзывчивее по отношению к ближнему, в них не угасла энергия христианского сострадания, понимания другого как себя самого. Повесть «Станционный смотритель», посвященная судьбе «маленького» человека Самсона Вырина, открывает перспективную тему в русской классической литературе, подхваченную Гоголем в «Шинели», Достоевским в «Бедных людях», Салтыковым-Щедриным в «Запутанном деле», Чеховым в «Смерти чиновника». Значимость этой темы для Пушкина заключается не в обличении социальной забитости своего героя, а в открытии в «маленьком» человеке сострадательной и чуткой души, наделенной даром непосредственного отклика на чужое несчастье и чужую боль. «Теперь я „Станционного смотрителя“ прочел, – говорит герой романа Достоевского „Бедные люди“ Макар Девушкин. – Ведь я совершенно то же самое чувствую, вот совершенно так, как и в книжке, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как, примерно сказать, этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!… Нет, это натурально! Вы прочтите-ка: это натурально! Это живет!…»

Сам рассказчик Иван Петрович Белкин и его «помощники», безвестные русские люди, рассказы которых он передает, привлекательны не смирением, а отзывчивостью, чуткостью к другому и другим, чистотою и точностью нравственных оценок всего происходящего. Это люди русские, носители тысячелетней православно-христианской культуры, враждебной эгоизму и гордыне, это люди, наделенные талантом созерцательности, художественно бескорыстного взгляда на жизнь.

Русская провинция обретает в «Повестях Белкина» свой голос, раскрывается изнутри, в пределах ее собственного мировосприятия. Пушкин открывает оказавшуюся плодотворной форму повествования – сказ. Автор не рассказывает здесь о российской глубинке, а как бы слушает ее разные голоса от разных рассказчиков, но голоса, гармонирующие друг с другом, сливающиеся в согласный хор. Не отрицая значимости индивидуального начала, на котором держится энергия западного исторического развития, Пушкин находит в глубине русской жизни здоровое зерно, удерживающее личность от индивидуализма. Пушкин видит основу русской общности в православно-христианских культурных ценностях, вошедших в плоть и кровь национальной жизни и русского характера.

Созданная позднее петербургская повесть Пушкина «Пиковая дама» показывает крах на русской почве замыслов и «идеалов» европейского героя. Военный инженер Германн – сын обрусевшего немца, оставившего ему «маленький капитал», достаточный для безбедного существования. Но Германну этого мало: он честолюбец, одержимый жаждой обогащения, он энергичен и расчетлив. По своим устремлениям и целям он сродни героям Стендаля (Жюльен Сорель) и Бальзака (Ростиньяк). Как и французские собратья, Германн наследует у романтического героя байронического типа индивидуализм и энергию страстей, а также обязательное внешнее сходство с Наполеоном. Подобно западным честолюбцам, он воспринимает жизнь как игру, в которой все зависит от собственного ума и ловкости. Карточная тема в повести – символ особого мироотношения и мировосприятия, свойственного европейскому герою эпохи наполеоновских войн и времени Реставрации.

Но Пушкин дает своему герою отличную от Стендаля и Бальзака трактовку. Судьба Жюльена и Ростиньяка воспринимается французскими писателями как естественная норма всякого порядочного человека. Действия Германна, алчущего богатства честолюбца, воспринимаются Пушкиным как аномалия, выпадающая из норм русской жизни. В судьбе сходящего с ума Германна Пушкин изображает нравственную и социальную болезнь века, уже охватившую Запад и начинающую угрожать России. О том, что эта угроза реальна, свидетельствует и повесть «Выстрел», входящая в цикл «Повести Белкина». Сильвио, подобно Германну и героям «Маленьких трагедий», одержим страстью мести, продиктованной завистью к противнику – счастливому сопернику за первенство в полку.

Особое место в цикле «Повестей Белкина» занимает неоконченная «История села Горюхина» – пародийная стилизация «Истории русского народа» Полевого. О деревенской жизни Пушкин рассказывает языком исторических повествователей, вызывая комический эффект несоответствия высокой формы низкому содержанию. Парадный официальный фасад российской государственности сталкивается с реальностями глубинной деревенской жизни. Открытием Пушкина в этой повести воспользуются Гоголь в «Мертвых душах» и Салтыков-Щедрин в «Истории одного города».

Пушкин сыграл решающую роль в развитии русской прозы. Ведь прозаический литературный язык, как мы имели возможность убедиться, был в первой четверти XIX века гораздо менее разработан, чем язык поэзии. Поэтому Пушкину пришлось идти здесь целиной, непроторенными дорогами. Именно его проза даст толчок развитию в 1830-х годах повести и романа. Необходимость создания языка русской прозы Пушкин чувствовал постоянно и не раз обращался к друзьям с призывами на этот счет. В самом конце 1820-х годов он задумывает шесть новых произведений, оставшихся в набросках. Так что «Повести Белкина» явились первыми завершенными произведениями Пушкина.

В прозе Пушкина обращает на себя внимание демократизация жизненных явлений, попадающих в поле зрения автора: городские ремесленники («Гробовщик»), мелкие чиновники («Станционный смотритель»), армейские офицеры («Выстрел»), русская поместная жизнь («Метель», «Барышня-крестьянка»), крепостное крестьянство («История села Горюхина»). Демократическому прозаическому содержанию соответствовала и особенная форма, далекая от привычной поэтической речи.

ГЛАВА I НАДО ЛИ СЛЕДОВАТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯМ РАСИНА ИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИЯМ ШЕКСПИРА, ЧТОБЫ ПИСАТЬ ТРАГЕДИИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПУБЛИКУ 1823 ГОДА?

ГЛАВА I НАДО ЛИ СЛЕДОВАТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯМ РАСИНА ИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИЯМ ШЕКСПИРА, ЧТОБЫ ПИСАТЬ ТРАГЕДИИ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПУБЛИКУ 1823 ГОДА? Во Франции этот вопрос кажется избитым, однако мы до сих пор слышали доводы только одной стороны; журналы самых

Маленькие человечки

Маленькие человечки Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи на одну только пару сапог. Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и решил на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и

Глава седьмая. Болдинская осень

Глава седьмая. Болдинская осень Выехав из Москвы 31 августа, Пушкин 3 сентября приехал в Болдино. Он рассчитывал за месяц управиться с делами по введению во владение выделенной отцом деревней, заложить ее[137] и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Ему было немного

Игорь Савельев «Дневник премии им. Белкина за 2004 год»

Игорь Савельев «Дневник премии им. Белкина за 2004 год» В Овальном зале Библиотеки иностранной литературы было названо имя лауреата премии Ивана Петровича Белкина, уже в четвертый раз вручаемой за лучшую повесть года.На этот раз победителем стал Владислав Отрошенко,

«Станционный смотритель» (Повесть из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина») Пересказ

«Станционный смотритель» (Повесть из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина») Пересказ Основные действующие лица:Рассказчик — мелкий чиновник. Самсон Вырин — станционный смотритель.Дуня — его дочь.Минский — гусар.Лекарь-немец.Ванька — мальчик, проводивший

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ В «ПОВЕСТЯХ БЕЛКИНА»[1]

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ В «ПОВЕСТЯХ БЕЛКИНА»[1] Значения слова «проза» …волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой «Евгений Онегин»[2] С начала 1820–х годов Пушкин — на пути к художественной прозе — факт, не раз отмечавшийся в научной литературе.[3] О

«<Маленькие трагедии>» Опыт драматических изучений

«&lt;Маленькие трагедии&gt;» Опыт драматических изучений (1830; при жизни Пушкина цикл не был опубликован полностью: название «Маленькие трагедии» дано при посмертной

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830, опубл.

БРЮСОВ В ПАРИЖЕ (осень 1909 года)

БРЮСОВ В ПАРИЖЕ (осень 1909 года) «…Город прекрасный, многообразный, близкий всем, кто чувствует жизнь, жизнь прошлую и настоящую», — так характеризовал Брюсов французскую столицу в 1908 г.[496] — в пору расцвета своего писательского таланта, добившись всеобщего признания и

«Любой карантин может привести к болдинской осени»

Эта русская цитата относится к, вероятно, самому продуктивному периоду жизни Пушкина, а также ко времени, которое он провел в карантине, когда в России вспыхнула холера в 1830 году. немного мотивации в этот странный период, давайте посмотрим, какие чудеса русской дисциплины и творчества воплотились в жизнь во время карантина.

Сколько ваших планов пришлось отменить из-за карантина? Не начинайте считать, это только усугубит ситуацию… но не волнуйтесь, вы не одиноки. Пушкин действительно должен был обвенчаться со своей возлюбленной Натальей Гончаровой в мае 1830 года, но из-за вспышки холеры это радостное событие пришлось отложить до января следующего года. Если это состояние и заставляло поэта крайне нервничать и расстраиваться, то понятно, что это время оказалось самым продуктивным в его жизни. В самом деле, если он был еще и прирожденным прокрастинатором, то скука и одиночество вдохновили его достаточно, чтобы написать две главы «Евгения Онегина», «Повести Белкина», «Маленьких трагедий», а также бесчисленное множество стихов. Но не чувствуйте себя виноватым, если вы не достигли того же, что и он. Когда мы перечитываем письма, которые он писал друзьям и своей девушке в то время, это показывает нам, что люди и времена могут казаться совершенно другими, мы все еще люди. Действительно, свой карантин он описывает так: «Я просыпаюсь в семь часов, пью кофе и лежу до трех часов. Я много пишу в последнее время и уже написал кучу вещей. В три часа катаюсь, в пять принимаю ванну, а потом обедаю картошкой и гречневой кашей. Потом я читал до девяти часов». И мы еще более продуктивны: мы не можем лежать в постели с 9ч-13ч40, если у нас есть онлайн-занятия 🙂

После создания «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Ленин был арестован и вынужден был провести три года в ссылке в Сибири. Если ему не разрешали работать, то полученных 8 рублей 17 копеек хватило на то, чтобы снять в доме 17-метровую комнату. Вскоре он получил разрешение быть «присмотренным» к хозяину дома, который его вообще не присматривал и давал ему свободу, как воздух, а время проводил на охоте. У него даже появилась еще одна компания, когда к нему присоединилась его будущая жена Надежда Крупская, также сосланная в ссылку. Имея в два раза больше денег, а также дополнительную финансовую помощь от родителей, пара могла даже позволить себе нанять горничную. Проводя дни за чтением, охотой и даже гулянием, Надежда даже замечает, что ее муж вдруг сильно заболел, когда, живя в Петербурге, он часто «выглядел больным». После этого прекрасного периода отдыха, любви и интеллектуального обмена в деревне пара была в два раза сильнее, чтобы вернуться к своей революционной деятельности, как только они снова стали «свободными».

Поскольку его отправили в маленькую деревню Норинскую на пять лет ссылки, поэт вспоминает это время как самое продуктивное и лучшее время в своей жизни. Действительно, если сначала он не проявил абсолютно никакого таланта в назначенной ему работе, особенно в работе на ферме, позже он нашел новую работу в качестве путешествующего фотографа. При поддержке друзей и семьи ему предоставили книги, еду и даже велосипед. Он провел большую часть своего времени в изгнании и писал, и позже назовет это «поэтическим прорывом». Его муза и бывшая девушка Марина Басманова однажды даже приезжала к нему в гости. Через 18 месяцев ссылки поэт был освобожден благодаря помощи французского социалиста Жана-Поля Сартра.

Поэтому, если вы не чувствуете себя таким же вдохновленным, как эти великие русские мужчины, и если вы не будете вспоминать это время как «лучшее в своей жизни», то мы настоятельно рекомендуем вам пройти онлайн-курсы русского языка, которые преобразят эти долгие дни в продуктивное и веселое время 😉

БОЛДИНСКИХ ЧТЕНИЙ ПРОЙДУТ В МУЗЕЕ ПУШКИНА

https://sputnikglobe. com/20040914/39769053.html ПРОЙДЕТ В МУЗЕЕ ПУШКИНА

В МУЗЕЕ ПУШКИНА СОСТОЯТСЯ БОЛДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 14 сентября (Корреспондент РИА Новости Жанна Воронова) — Конференция «Болдинские чтения», посвященная великому русскому поэту Александру Пушкину… 14.09.2004, Sputnik International

9000 2 2004- 09-14T06:37+0000

2004-09-14T06:37+0000

2004-09-14T06:37+0000

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn1.img.sputnikglobe.com/i/logo/logo-social.png

Sputnik International

[email protected]

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

2004

Спутник Международный

[email protected]

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

Новости

en_RU

Sputnik Международный

9 0002 [email protected]

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

Sputnik International

feedback@sputniknews. com

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

Спут nik International

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 14 сентября (Жанна Воронова, РИА Новости) — Болдинские чтения Сессия-конференция, посвященная великому русскому поэту Александру Пушкину, традиционно пройдет в селе Большое Болдино Нижегородской области 14-16 сентября.

В программе мероприятия доклады пушкиноведов из Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова и других городов России, сообщили РИА Новости в областном министерстве культуры. Ожидается также участие экспертов из Канады, Польши, Чехии и Украины.

Часть докладов будет посвящена болдинскому периоду в творчестве поэта Александра Пушкина. Заметны также доклады, отражающие пушкинские традиции в русской и мировой литературе XIX в.го-20 века, по данным министерства.

Помимо научных встреч, в программе предусмотрены культурные мероприятия. Участники проведут экскурсии по музею-заповеднику, смогут посетить новые выставки, концерт камерного хора «Преображение», гала-вечеринку, посвященную 55-летию Болдинского музея, которая пройдет параллельно с чтениями .

Научная конференция «Болдинские чтения» проводится с 1969. Спонсорами мероприятия выступают Болдинский музей и Нижегородский государственный университет им. Лобачевского.

В 1970-е годы болдинские чтения стали популярны в научной среде страны. В них принимало участие в свое время немало пушкиноведов.

Конференции обычно посвящены творчеству великого поэта, его роли в русской и мировой культуре, проблемам отечественного пушкиноведения и музейного дела. Выступления и доклады на сессиях в Болдино, как правило, оформляются в виде брошюр и публикуются после мероприятия.

Болдинские чтения приобрели международный статус в 2002 году, когда в них приняли участие литературоведы из Германии, Польши, Италии и Японии.

Музей Пушкина в Болдино был основан в 1949 году, когда в России отмечалось 150-летие со дня рождения поэта. В усадьбе, уцелевшей во время Великой Отечественной войны, в то время размещалась школа, а в бревенчатом доме, в котором располагалась конторская усадьба семьи Пушкиных, открылся музей.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *