Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Большой зал екатерининского дворца: Большой зал | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Большой зал | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Большой зал Екатерининского дворца

Фрагмент резного декора Большого зала Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца

Большой зал Екатерининского дворца. Плафон

Фрагмент плафона Большого зала Екатерининского дворца

Резной декор Большого зала Екатерининского дворца

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора  Ф. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны.

Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещают 696 свечей, обрамляющих зеркала. Элементы пышного барочного декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, а плафон, окруженный живописной колоннадой, раскрывает пространство в высоту.

Скульптурная и орнаментальная резьба Большого зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф. Растрелли и моделям скульптора-декоратора И.-Ф. Дункера 130 русскими резчиками. Особенно пышный резной декор получили торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.

Первоначальный живописный плафон был написан в 1752–1754 годах по эскизу Д. Валериани (1708–1762), известного венецианского художника-декоратора, приехавшего в Россию по приглашению Ф. Растрелли. Его помощником выступил А. Перезинотти (1708–1778), а также русские художники А. И. и Е. И. Бельские, И. И. и П. И. Фирсовы, С.

Иванов, Н. Афанасьев, Б. Суходольский, Г. Козлов, И. Васильев и М. Сергеев. Плафон состоял из трех самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

В 1790-х годах из-за деформации перекрытия плафон Валериани сняли и перенесли в дворцовые кладовые, а в 1856–1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия», прославляющую достижения современной им России. Этот плафон погиб в огне пожара во время войны.

В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани — «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Благодаря этой находке было решено воссоздать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции. Возрождению центральной части плафона послужили сохранившиеся наброски и описание композиции с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Валериани, а также рисунок, выполненный А.

И. Штакеншнейдером в 1857 году, когда по эскизам придворного зодчего создавалось новое оформление потолков в нескольких залах парадной анфилады. Над воссозданием плафона Большого зала работали художники-реставраторы под руководством Я. А. Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике. По авторским чертежам Ф. Растрелли и сохранившемуся фрагменту был восстановлен сгоревший во время войны наборный паркет из мореного и светлого дуба.

 

Тронный зал (Большой зал) Екатерининского дворца в Царском селе: фото и описание

Большой Тронный зал Екатерининского дворца — зал для торжественных приемов, балов и ужинов, где в свое время кружили танцы самые высокопоставленные чины Российской империи и приглашенные в Царское село из-за рубежа. Тогда его называли Светлым залом. Все пышные действа проводились под сводом плафона «Триумф России», площадь которого составляет 800 квадратных метров! И вся эта красота, окутанная золотой воздушной настенной лепкой в солнечном свете, дошла и до наших дней.

Содержание статьи

Плафон «Триумф России»

  • Аллегория Мира
  • Аллегория России
  • Аллегория Победы

Стены
История зала

Плафон «Триумф России»

Это потолочная масляная роспись в виде сюжетной картины с полноценным 3D-эффектом, ничуть не хуже современного, раскинувшаяся на всю площадь зала. А это ни много ни мало 800 квадратных метров! Примерно столько же занимают 2-3 стандартных школьных спортивных зала. И все это было расписано вручную.

Автором картины стал итальянской живописец Джузеппе Валериани. А в помощь ему были привлечены местные художники: братья Фирсовы и Бельские, а также Г. Козлов и Б. Суходольский. Картина на потолке Большого зала Екатерининского дворца составлена из трех сюжетов: Мир, Россия и Победа. Подробнее о каждом написали ниже.

Аллегория Мира

На потолочном сюжете, который ближе всего к Парадной лестнице, изображены ангелы, мирные жители античного мира и воины. Ангелы подлетают к войску с белым флагом, прося о мире. В центре картины расположен вензель Елизаветы Петровны: «EI». Самая заметная женская фигура рядом с ним — это Россия. Перед ней женщина подносит великой державе Рог Изобилия. А справа в районе корабля Валериани поместил павлина и оленя — символов удачи, величия и гордости.

Композиция нарисована на ложном потолке, то есть часть настоящего потолка в зале зарисована 3D-колоннами, ведущими к небесному своду. Кажется, словно потолок Большого зала в действительности на 2-3 метра еще выше.

Часть потолка Большого зала, Аллегория Мира

Аллегория России

Это центральная аллегория в композиции свода. И здесь встречается вензель Елизаветы, но уже на дорисованном своде. А в самом картинном сюжете изображена безмятежность. Несколько маленьких ангелов в компании людей в античных одеждах проживают момент. Здесь снова встречается Рог Изобилия, олень, обилие цветов. Одна из женщин играет на арфе, другая — делает записи в книге, третья — рисует. Это о культурном величии империи.

Часть потолка Большого зала, Аллегория России

Аллегория Победы

Эта часть сюжета соседствует с Антикамерами. Тот же небесный свод, к которому возвышаются нарисованные колонны. Здесь Валериани внес новый цвет — зеленый. Цвет жизни.
На картине изображены военные колесницы, которые уже закончили свою битву. Ангелы срывают пальмовую ветвь и собираются ее отнести России. Ветка пальмы в христианстве — символ триумфа, победы.

Часть потолка Большого зала, Аллегория Победы

Стены зала

Стены Большого Тронного зала усеяны высокими окнами с обеих сторон, поэтому сюда всегда попадает солнечный свет: и на закате, и на рассвете. А в вечернее время здесь предусмотрены свечи, коих насчитывают 696. Чтобы усилить эффект от их свечения, в зале предусмотрены огромные зеркала.

Плоскость стен покрыта воздушной оплёткой из золотистых вензелей. Ее изготовили по эскизам Растрелли русские резчики.

Стены большого зала с зажженными свечами

История зала

В военные годы дворец сильно пострадал. Досталось и Большому Тронному залу Екатерининского дворца: в него попал снаряд. Из-за этого часть стен и потолка осыпались, а вместе с ними и искусно созданная лепка и плафон.
Но этот плафон все-таки дожил до наших дней в нетронутом состоянии. Оказывается, что во время войны его здесь не было…

В свое время зал удивлял гостей отсутствием каких-либо колонн и перекрытий при такой-то большой площади. И в конце XVIII века случилось то, что должно было случиться: от сильных нагрузок зал начал сыпаться и требовать срочного ремонта. Так, свод, расписанный Валериани, буквально сняли и увезли в другое место. В итоге он оказался в Михайловском дворце, где проживал Павел Петрович. Плафоны пришлись ему по душе, чего не сказать о Екатерининском дворце. Поэтому после смерти Екатерины, которая случилась примерно в то же время, он не переехал в парадную резиденцию Романовых. Так аллегории оказались на потолке Михайловского дворца, а некогда дополнявшие его инициалы Елизаветы закрасили, написав на их месте «ПП» (Павел Петрович).

Большой зал

По счастливой случайности эта история спасла невероятное чудо искусства. Правда, это касается лишь крайних аллегорий: Мира и Победы. «Россию» же дорисовывали позднее, когда вернули небесный свод на свое первоначальное место. Поговаривают, что столь сложных реставрационных и восстановительных работ мир еще не видел.

Читайте также:

Лионский зал Екатерининского дворца: фото, экспонаты, история

Полный список залов Екатерининского дворца

12 лучших музеев Санкт-Петербурга: искусство, история и современность

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Куда сходить в Санкт-Петербурге: ТОП необычных мест

Залы Эрмитажа

Большой зал с росписью потолка, Екатерининский дворец, Царское Село,.

.. — Лицензия, скачать или распечатать за £49.50 | Фотографии

Наши лицензии на изображения

×

Редакционная и персональная лицензия
Редакционные и личные