Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Буддизм где исповедуется: Буддизм. Особенности учения и история Будды

Буддизм. Особенности учения и история Будды

Главный принцип буддизма — следовать за учением, а не за учителем. Узнаем о человеке, который открыл это учение людям и разберемся в главных особенностях буддизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Буддизм — самая старая из трех мировых религий. Он возник в 6-м веке до нашей эры, христианство появилось на 5 столетий позже а ислам — еще через 6 веков.

Сегодня в мире насчитывается около 500 миллионов буддистов (это больше, чем последователей конфуцианства и даосизма вместе взятых). Несмотря на то, что буддизм возник в Индии, буддистов там очень мало — даже меньше, чем христиан.

☸️ Буддизм — следование за учением, а не за учителем. Термин «буддизм» придумали в середине 19-го века европейцы, так до конца и не понявшие суть этой экзотической религии. Ведь в ней один из главных принципов — «следовать за учением, а не за лидером». Поэтому правильное название буддизма — «Дхарма» (закон, учение) или «Буддадхарма» (учение Будды), и строго говоря, мы неправильно называем это учение.

🌏 Буддизм — единственная из мировых религий, которая не является теистической: она не утверждает существование бога-творца и бессмертной души.

💎 В буддизме существует несколько направлений —тхеравада, махаяна и ваджраяна — и множество школ. Но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности»: Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину).

🙅🏻‍♂️ Буддисты исповедуют ненасилие, но им дозволено использовать боевые умения для того, чтобы предотвратить насилие и не дать ему распространиться. Отсюда в восточных единоборствах масса защитных техник и приемов, когда энергия нападающего используется против него.

👤 У буддистов нет единого духовного лидера. Далай-лама может считаться лидером только тибетских буддистов.

🌕 Самый большой праздник буддистов — Весак, день майского полнолуния. Именно в этот день, хотя и в разные годы, Будда родился, достиг просветления и покинул этот мир, окончательно перейдя в нирвану.

Буддизм — одна из трех мировых религий. Почему мы говорим о нем, как о философии?

Буддизм — философия? С одной стороны, буддизм содержит в себе многие признаки философского мышления: постановку вопросов, аргументацию, мысленные эксперименты, метафоры и афоризмы, знакомые нам по европейской философии. С другой, из-за культурных особенностей восточные учения не стоит сравнивать с европейской философией.

Чем глубже мы вникаем в восточную философию, тем сильнее она удивляет нас, меняя наше привычное представление о философии и философах.

🙏 Буддизм — религия? Существует ли персонифицированный бог? Существует ли бессмертная душа? Существует ли мир? В буддизме нет ответов на эти привычные для религий вопросы. В этих трех вопросах Будда принципиально остается на позиции радикальной неопределенности. Он будто бы намекает, что именно эти главные вопросы неправильно поставлены. Искать определенный ответ на них уже означает идти по неверному пути.

Буддизм — духовная практика? В центре буддизма духовные и телесные практики (медитации, успокоение, преодоление привязанностей), которые могут помочь уменьшить страдания, выйти из иллюзорного бытия в более подлинное. Бессмертна ли душа, переродится ли человек в будущем в другое существо — теоретические вопросы, которые не должны волновать буддистов. Главное — это духовная практика.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о легендарном основателе буддизма — Будде.

Родоначальником буддизма является Сиддхартха из рода Гаутама (563–483 до н. э.) племени шакьев и известный под именем Будда.

Будде с рождения пророчили стать великим. По легенде, в ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что через ее правый бок в ее чрево вошел белый слон с шестью белыми бивнями и он нес цветок лотоса. Приглашенный благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царем (чакравартином), либо великим просветленным (Буддой) — все зависит от того, будет ли он жить дома или странствовать. Отец Сиддхартхи оберегал его от лицезрения несчастий и страданий, чтобы у него не возникла мысль о странничестве.

🌳 В 29 лет, столкнувшись с человеческими страданиями, Сиддхартха решил стать аскетом. Несколько лет царевич обучался под руководством лесных отшельников различным аскетическим практикам, пока не понял, что таким образом он не достигнет желаемого просветления. Он осознал, что истина лежит между миром чувственных удовольствий и жестокой аскезой — это стало основой его «срединного пути».

🙌 Царевич Гаутама достиг Пробуждения (бодхи) и стал Буддой («просветленным») после 49 дней медитации в ту же ночь, когда он был рожден, в возрасте 36 лет.

📣 Первая проповедь Будды была о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Со временем у Будды появились ученики, которые и положили начало буддийской общине.

В возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет паринирваны — абсолютного покоя. После этого Будда съел последнюю свою трапезу, которую он получил от кузнеца Кунда. По легенде, он не смог нарушить законы гостеприимства и отказаться от еды, предложенной хозяином.

🌅 Будда — не только основатель буддизма. Так называют всех, кто достиг просветления.

Чтобы лучше представить, каким был Будда, давайте прочтем три буддийские притчи.

📜 Открытие срединного пути.

Когда Будда впервые пустился в духовные искания, он практиковал аскетизм. Однажды мимо дерева, под которым он медитировал, случайно проходили два музыканта. Один сказал другому: «Не перетягивай сильно струны своего ситара, чтобы они не лопнули. Не позволяй им свободно висеть, а то не сможешь воспроизвести звук. Выбери золотую середину». Эти слова ударили Будду с такой силой, что просто перевернули его подход к духовности. Он был уверен, что слова предназначались лично ему. С той минуты он отказался от аскетизма и стал вести простой, легкий, умеренный образ жизни.

📜 Искушение Будды. Когда Будда стал просветленным, подступил к нему злой дэв Мара со словами: «Погрузись теперь в нирвану, Великий; погрузись в нирвану, совершенный; время нирваны наступило теперь для тебя». Будда ответил: «Я до тех пор не погружусь в нирвану, пока не приобрету себе учеников в среде монахов, мудрых и сведущих, вещих слушателей… Я до тех пор не погружусь в нирвану, злой дух, пока не приобрету себе последовательниц в среде монахинь.

Я до тех пор не погружусь в нирвану, пока святое, мною преподанное, учение не окрепнет, не упрочится, не усвоится всеми народами и, распространяемое все далее и далее, не станет достоянием всего человечества».

📜 Есть ли жизнь после смерти? Будде не нравилась определенность. Он знал, что часто в определенности таится западня, как, впрочем, и вообще в словах. Однажды ученики спросили его, будет ли он пребывать с ними после смерти. Вот что он им ответил: «Если я скажу “да”, это будет неверно, если скажу “нет” — тоже неверно, только по-другому. После смерти Татхагата станет безбрежным, как океан». Он сам называл себя «Татхагата» и хотел, чтобы так его называли другие. Это означает «Пришедший тем же путем». Этим он хотел подчеркнуть, что он не исключение, не первый и не последний Просветленный, что он не бог, а просто человек, такой же, как и другие, и что к просветлению могут прийти все, кто следуют за ним по Пути.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Представители буддизма вносят большой вклад в межконфессиональный и межнациональный диалог — О. Цепкин

Сенатор выступил на заседании «круглого стола», где обсуждалась роль буддизма в развитии гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в России.


Член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин Цепкин
Олег Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области провел заседание «круглого стола» на тему «Буддизм как фактор развития гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации».

Сенатор отметил, что в России буддизм представлен с начала 17 века и является одной из традиционных религий, наряду с христианством, исламом и иудаизмом. «К сожалению, прошлое столетие стало для российских буддистов периодом серьезных испытаний. В 30-е годы в Советском Союзе последователи буддизма и большая часть буддийского духовенства подверглись репрессиям», — сказал он.

Олег Цепкин сообщил, что в современной России происходит активное развитие буддизма. В настоящее время на территории страны насчитывается свыше одного миллиона последователей буддизма, большинство из которых проживают на территории его исторического распространения – в Бурятии, Иркутской, Читинской областях, Забайкальском крае, Калмыкии и Тыве. Идет строительство дацанов — буддийских монастырей — и образовательных центров.

«Круглый стол» на тему «Буддизм как фактор развития гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

1 из 9

А. Клишас и М. Федотов

2 из 9

«Круглый стол» на тему «Буддизм как фактор развития гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

3 из 9

О. Цепкин

4 из 9

«Круглый стол» на тему «Буддизм как фактор развития гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

5 из 9

«Круглый стол» на тему «Буддизм как фактор развития гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

6 из 9

М. Козлов и А. Тулохонов

7 из 9

«Круглый стол» на тему «Буддизм как фактор развития гражданского общества, межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

8 из 9

А. Варфоломеев и Б. Жамсуев

9 из 9

По словам парламентария, представители буддийской общины участвуют в работе институтов гражданского общества. «Закономерно, что духовные лидеры российских буддистов широко представлены в конституционных органах, содействующих развитию гражданского общества, укреплению межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации».

Как отметил Олег Цепкин, представители буддизма вносят значительный вклад в поддержание межконфессионального и межнационального диалога, их деятельность способствует укреплению ценностей семьи, воспитанию патриотизма, формированию дружбы и взаимопонимания между людьми. «Фундаментальные буддийские ценности – отвержение любых форм насилия, религиозная, этнокультурная, расовая, социальная, гендерная толерантность, миротворчество органично сочетаются с ценностями гражданского общества», — подчеркнул сенатор.

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества Михаил Федотов выразил мнение, что каждый цивилизованный человек должен знать основы всех традиционных для страны религий.

В ходе заседания также выступили член Комитета СФ по международным делам, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия Арнольд Тулохонов, постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве, член Общественной палаты РФ Санжай Лама и другие.

В мероприятии приняли участие сенаторы, представители регионов, в которых традиционно исповедуется буддизм, члены религиозных организаций, ученые.

буддистов | Pew Research Center

Во всем мире насчитывается около 488 миллионов буддистов, что составляет 7% от общей численности населения мира по состоянию на 2010 год. Тремя основными ветвями буддизма в современном мире являются буддизм Махаяны, буддизм Тхеравады и буддизм Ваджраяны (иногда называемый тибетским). . 12 Хотя принадлежность к определенным ветвям буддизма не измеряется в большинстве переписей и обзоров, широко распространено мнение, что буддизм Махаяны является самым крупным, поскольку он распространен в нескольких странах с очень большим буддийским населением, особенно в Китае, Японии, Южной Корее и Вьетнам. Буддизм Тхеравады, вторая по величине ветвь, сконцентрирована в таких странах, как Таиланд, Бирма (Мьянма), Шри-Ланка, Лаос и Камбоджа. Буддизм Ваджраяны, самая маленькая из трех основных ветвей, сконцентрирован в Тибете, Непале, Бутане и Монголии. Числа буддийского населения в этом исследовании также включают членов других групп, которые идентифицируют себя как буддисты, таких как Сока Гаккай и Хоа Хао.

Буддизм зародился в Азии, и подавляющее большинство всех буддистов (почти 99%) до сих пор живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Только в двух других регионах — Северной Америке (3,9 миллиона) и Европе (1,3 миллиона) — проживает более 1 миллиона буддистов.

Хотя большинство буддистов проживает в Азии и Тихоокеанском регионе, только каждый восьмой человек (12%) в этом регионе является буддистом. Около 1% жителей Северной Америки являются буддистами. В каждом из остальных четырех регионов буддисты составляют менее 1% населения.

Все 10 стран с наибольшим населением буддистов находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в этих странах в совокупности проживает львиная доля (95%) всех буддистов. Половина (50%) буддистов мира живут в одной стране, Китае. Самое большое буддийское население за пределами Китая проживает в Таиланде (13%), Японии (9%), Бирме (Мьянме) (8%), Шри-Ланке (3%), Вьетнаме (3%), Камбодже (3%), Южной Корее. (2%), Индии (2%) и Малайзии (1%).

В семи странах буддийское большинство: Камбоджа, Таиланд, Бирма (Мьянма), Бутан, Шри-Ланка, Лаос и Монголия.

Средний возраст

Во всем мире буддисты старше (средний возраст 34 года), чем население в целом (средний возраст 28 лет). Из трех регионов, по которым имеются данные, в Африке к югу от Сахары проживает самое молодое буддийское население (средний возраст 29 лет), за ним следует Северная Америка (33 года). В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает самое старое буддийское население со средним возрастом 34 года.

Буддисты старше, чем население в целом в двух из трех основных 29 лети население в целом имеет средний возраст 18 лет) и Азиатско-Тихоокеанский регион (34 года против 29 лет). В Северной Америке средний возраст буддистов составляет 33 года, что на четыре года меньше, чем у населения в целом (37 лет).


Footnotes:

12 С другой стороны, некоторые ученые считают, что существуют две основные ветви буддизма – Махаяна и Тхеравада – и классифицируют Ваджраяну как часть ветви Махаяны. Другие школы в рамках традиции Махаяны включают Дзен, Нитирэн и Чистую Землю. См., например, Уильямс, Пол. 2008. «Буддизм Махаяны: доктринальные основы». Рутледж. (вернуться к тексту)

5 фактов о буддистах всего мира

буддийский монах в Индонезии запускает в воздух фонарь во время празднования Дня Весак 2014. Этот священный день посвящен рождению Гаутамы Будды, основателя буддизма. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

буддистов по всей Азии готовятся отпраздновать день рождения принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии стал известен как Гаутама Будда и был основателем буддизма. Считается, что Будда родился примерно 2500 лет назад на территории современного Непала. В Азии, где проживает большинство буддистов, разные страны отмечают это событие в разные дни, в том числе 8 апреля в Японии, 12 мая в Южной Корее и 18 мая в Индии и Непале. Праздник носит несколько названий, в том числе Будда Пурнима, Весак, Будда Джаянти и Их Дуйчен, и часто отмечается национальными праздниками, фестивалями и мероприятиями в буддийских храмах.

Вот пять фактов о буддистах:

1В 2015 году буддисты составляли примерно 7% населения мира, но ожидается, что к 2060 году их доля сократится примерно до 5%. другие религиозные группы, и ожидается, что их значительный рост из-за обращения или смены религии не ожидается.

2По данным исследовательского центра Pew Research Center за 2010 год, половина буддистов мира проживает в Китае. Тем не менее, они составляют лишь 18% населения страны. Большинство остальных буддистов мира живут в Восточной и Южной Азии, в том числе 13% в Таиланде (где 93% населения исповедуют буддизм) и 9% в Японии (35% буддисты). Только около 1,4% буддистов мира живут за пределами Азии.

Буддизм в Азии — это вопрос как идентичности, так и практики. Ученые и журналисты задокументировали, что многие люди в азиатских странах могут заниматься буддийскими (и другими религиозными) практиками, не считая себя частью какой-либо организованной религии.

3Ученые в целом согласны с тем, что Сиддхартха Гаутама родился на территории современного Непала и преподавал на территории современной Индии, но буддизм является религиозным меньшинством в обеих странах. Только 1% индийцев и 10% непальцев идентифицируют себя как буддисты; в обеих странах подавляющее большинство людей идентифицируют себя как индуисты.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *