Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Буддизм в россии: Буддизм в России

БУДДИЗМ • Большая российская энциклопедия

Рас­про­стра­ня­ясь по стра­нам Азии, воз­ник­ший в сер. 1-го тыс. до н. э. в Ин­дии буд­дизм по­сте­пен­но при­об­рёл та­кие ос­нов­ные эт­но­куль­тур­ные фор­мы, как юго-вос­точ­ный, даль­не­во­сточ­ный и се­вер­ный (ти­бет­ский) буд­дизм, ко­то­рый в 19 – нач. 20 вв. в Ев­ро­пе на­зы­ва­ли ла­ма­из­мом. Имен­но ти­бет­ская фор­ма буд­диз­ма на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся в Рос­сии в 17–18 вв., ко­гда в ни­зо­вья Вол­ги и в За­бай­ка­лье пе­ре­ко­че­ва­ли мон­голь­ские ско­то­вод­че­ские пле­ме­на – ой­ра­ты (кал­мы­ки) и бу­ря­ты. В 1914 в со­став Ени­сей­ской губ. во­шла на пра­вах про­тек­то­ра­та Ту­ва, на­ро­ды ко­то­рой так­же час­тич­но ис­по­ве­до­ва­ли буд­дизм. Не­смот­ря на общ­ность ре­ли­гии, её фор­мы у бу­рят, кал­мы­ков и ту­вин­цев раз­ви­ва­лись са­мо­стоя­тель­но; на­цио­наль­ным свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­лись да­же сис­те­мы ор­га­ни­за­ции буд­дий­ских мо­на­сты­рей – бу­рят­ских да­ца­нов, кал­мыц­ких ху­ру­лов, ту­вин­ских ху­рэ.

Буд­дизм сре­ди кал­мыц­ких пле­мён. Ой­рат­ские (т. е. зап.-мон­голь­ские) пле­ме­на дер­бе­тов и тор­гу­тов, ко­то­рые до­шли до ни­зо­вий Вол­ги и До­на, во 2-й пол. 17 в. об­ра­зо­ва­ли Кал­мыц­кое хан­ст­во, офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей в ко­то­ром был буд­дизм, из­вест­ный ой­ра­там ещё с 13 в., но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чив­ший лишь в нач. 17 в. Ой­ра­ты при­бы­ли на тер­ри­то­рию Рос­сии с ко­че­вы­ми мо­на­сты­ря­ми (ху­ру­ла­ми), со­стоя­щи­ми из не­сколь­ких ки­би­ток. Бы­ст­ро поя­ви­лись и ста­цио­нар­ные мо­на­сты­ри, та­кие, как по­стро­ен­ный до 1616 Дар­хан-Дор­жин-кит («Семь па­лат») в рай­оне совр. Се­ми­па­ла­тин­ска. Кро­ме то­го, в 17 в. воз­ник­ли мо­на­сты­ри Аб­ла­ин-кит (1656), Бо­ток­ту­хан-кит (1670), Джа­лин-обо, Очир­ту­хан-кит, Ца­ган-су­мэ. В 1771 из-за при­тес­не­ний цар­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции б. ч. кал­мы­ков от­ко­че­ва­ла об­рат­но в Джун­га­рию (Ки­тай). Ос­тав­шие­ся в Рос­сии 13 тыс. се­мей кал­мы­ков бы­ли пе­ре­се­ле­ны на ре­ки Урал, Те­рек, Ку­ма. По­ми­мо ху­ру­лов, от­ко­че­вав­ших в 1771 вме­сте с осн. мас­сой кал­мыц­ко­го на­ро­да, у кал­мы­ков к кон. 18 в. ос­та­ва­лось 14 буд­дий­ских мо­на­сты­рей.

Ре­ли­ги­оз­ной дея­тель­но­стью кал­мы­ков вна­ча­ле ру­ко­во­дил ла­ма, ос­таль­ные ду­хов­ные ли­ца име­но­ва­лись «ху­ва­ра­ки». По­сле от­ко­чёв­ки 1771 буд­дий­ская цер­ковь бы­ла де­цен­тра­ли­зо­ва­на, и в ка­ж­дом рай­оне (улу­се) из­би­рал­ся свой ла­ма. Уже с нач. 18 в. по­лу­че­ние ду­хов­но­го са­на бы­ло свя­за­но с сис­те­мой мо­на­стыр­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

Агинский дацан. Освящение субургана Калачакры (Забайкалье). Фото. 1914.

В кон. 18 в., по­сле ли­к­ви­да­ции ав­то­но­мии Кал­мыц­ко­го хан­ст­ва и ми­гра­ции боль­шин­ст­ва кал­мы­ков на­зад в Джун­га­рию, «кал­мыц­кая степь» пре­вра­ти­лась в один из ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных рай­онов Рос­сии, под­чи­нён­ный ас­т­ра­хан­ско­му во­ен­но­му гу­бер­на­то­ру. Буд­дий­ская цер­ковь так­же бы­ла пол­но­стью под­чи­не­на го­су­дар­ст­ву. Её гла­ва, шад­жин-ла­ма, или «ла­ма кал­мыц­ко­го на­ро­да», с тех пор по­лу­чал жа­ло­ва­нье от го­су­дар­ст­ва. Стре­мясь ог­ра­ни­чить рас­про­стра­не­ние буд­диз­ма «По­ло­же­ни­ем об управ­ле­нии кал­мыц­ким на­ро­дом», при­ня­тым в 1838, цар­ское пра­ви­тель­ст­во со­кра­ти­ло штат ду­хо­вен­ст­ва до 2650 свя­щен­но­слу­жи­те­лей, а ху­ру­лов до 76 вме­сто ре­аль­но имев­ших­ся 5270 свя­щен­но­слу­жи­те­лей и 105 ху­ру­лов. По «По­ло­же­нию…» 1847 пре­ду­смат­ри­ва­лось даль­ней­шее со­кра­ще­ние слу­жи­те­лей куль­та до 1656, ху­ру­лов – до 67. В 1907, тем не ме­нее, бы­ла от­кры­та пер­вая чой­ра – выс­шая шко­ла для под­го­тов­ки кал­мыц­ко­го буд­дий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, а в 1908 – вто­рая. По­сле 1910 бак­ша-ла­ма дон­ских кал­мы­ков от­крыл тре­тью чой­ру.

Буд­дизм сре­ди бу­рят­ских пле­мён. Пер­вые со­об­ще­ния о буд­дий­ском куль­те у бу­рят до­хо­дят до Мо­ск­вы в 1647. В 1741 у бу­рят в За­бай­ка­лье за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но уже 11 «лам­ских ка­пищ» и 150 лам, глав­ным из ко­то­рых был на­зна­чен Аг­ван Пун­цог, ти­бе­тец. Пер­вые бу­рят­ские хра­мы – су­мэ – по­ме­ща­лись в юр­тах и ко­че­ва­ли вме­сте со свои­ми при­хо­жа­на­ми. Лишь в 1753–58 (су­ще­ст­ву­ют и др. да­ти­ров­ки) был по­стро­ен де­ре­вян­ный буд­дий­ский храм – Цон­голь­ский (позд­нее Хил­ган­туй­ский) да­цан, гла­вой ко­то­ро­го стал Дам­ба Дор­жа Зая­ев. Чуть поз­же, по-ви­ди­мо­му, бы­ло по­строе­но де­ре­вян­ное зда­ние Гу­си­но­озер­ско­го да­ца­на. Ос­но­вал его Луб­сан Жим­ба Ахал­да­ев, по­лу­чив­ший об­ра­зо­ва­ние в Мон­го­лии. Со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду эти­ми дву­мя бу­рят­ски­ми цен­тра­ми буд­диз­ма про­дол­жа­лось вплоть до нач. 19 в., ко­гда цар­ская ад­ми­ни­ст­ра­ция при­зна­ла при­ори­тет Гу­си­но­озер­ско­го да­ца­на, на­стоя­тель ко­то­ро­го по­лу­чил зва­ние «бан­ди­до хам­бо-ла­мы» (мон­го­ли­зи­ро­ван­ное про­из­но­ше­ние санскр. «пан­ди­та» и ти­бет. кхен­по-ла­ма), что оз­на­ча­ет «учё­ный глав­ный ла­ма».

К 1846 в Бу­ря­тии бы­ло вы­строе­но уже 144 зда­ния в 34 да­ца­нах. Шёл бы­ст­рый рост чис­лен­но­сти бу­рят­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. Ес­ли в 1741 у бу­рят име­лось 150 лам, то в 1796 – уже 700, а в 1831 – 4637. Стре­мясь при­ос­та­но­вить раз­ви­тие буд­диз­ма и об­лег­чить хри­стиа­ни­за­цию бу­рят, цар­ское пра­ви­тель­ст­во в «По­ло­же­нии о ла­май­ском ду­хо­вен­ст­ве в Вос­точ­ной Си­би­ри» в 1853 за­пре­ти­ло стро­ить но­вые да­ца­ны (их уже бы­ло 34), а так­же ог­ра­ни­чи­ло рост чис­ла лам, ут­вер­див 285 «штат­ных лам», не об­ла­гае­мых на­ло­гом. Ос­таль­ные ла­мы бы­ли об­ло­же­ны на­ло­гом на­рав­не с про­сты­ми кре­сть­я­на­ми. Од­на­ко, опа­са­ясь вы­звать не­до­воль­ст­во на­се­ле­ния в рай­оне, иг­рав­шем клю­че­вую роль в стра­те­ги­че­ских пла­нах Рос­сии на Вос­то­ке, ад­ми­ни­ст­ра­ция из­бе­га­ла ак­тив­но­сти в прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции «По­ло­же­ния…» 1853 и не силь­но пре­пят­ст­во­ва­ла ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию бу­рят­ско­го буд­диз­ма, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло ус­та­нов­ле­ние еди­ной сис­те­мы не­пре­рыв­но­го буд­дий­ско­го об­ра­зо­ва­ния. По­сле по­яв­ле­ния в Бу­ря­тии буд­дий­ских фа­куль­те­тов цан­ни­та (фи­ло­со­фии) окон­ча­ние та­ко­го фа­куль­те­та ста­ло обя­за­тель­ным для свя­щен­но­слу­жи­те­лей да­ца­нов.

Всесоюзный буддийский собор в Москве. Фото. Январь 1927.

За­тра­чи­вая мас­су уси­лий и средств, бу­ря­ты су­ме­ли им­пор­ти­ро­вать из Ти­бе­та, Ки­тая, Мон­го­лии гро­мад­ное ко­ли­чест­во со­кро­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и пе­ренять мно­гие жи­вые тра­ди­ции ти­бет­ско­го буд­диз­ма. В 1869 в Цуголь­ском да­ца­не под ру­ко­во­дством мон­голь­ско­го ла­мы Чой-ман­рам­бы на­ча­лось офи­ци­аль­ное пре­по­да­ва­ние ин­до-ти­бет­ской ме­ди­ци­ны (впро­чем, её прак­ти­ко­ва­ли в За­бай­ка­лье ещё в 18 в.), ко­то­рая к кон. 19 в. дос­тиг­ла зна­чи­тель­ных ус­пе­хов.

В 1878 в Агин­ском да­ца­не бы­ла ос­но­ва­на шко­ла Дуйн­хор-Ка­ла­ча­кры, чем и за­вер­ши­лось по­строе­ние осн. на­прав­ле­ний выс­ше­го ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния по ти­бет­ско­му об­раз­цу. Бы­ст­ро раз­ви­ва­лось буд­дий­ское кни­го­пе­ча­та­ние. В 1887 дей­ст­во­ва­ло уже 29 ти­по­гра­фий, ко­то­рые до их раз­гро­ма в 1930-х гг. ус­пе­ли из­дать ок. 2000 на­зва­ний книг на ти­бет­ском и мон­голь­ском язы­ках.

Иволгинский дацан близ Улан-Удэ (Бурятия). Фото. 1990-е гг.

Буд­дизм в Ту­ве. По­сле па­де­ния мань­чжур­ской ди­на­стии в Ки­тае Рос­сия при­сое­ди­нила в 1914 Ту­ву (Ты­ву) в ка­че­ст­ве про­тек­то­ра­та под на­зва­ни­ем Урян­хай­ский край. Ту­вин­цы – един­ст­вен­ный тюрк­ский на­род, ис­по­ве­дую­щий буд­дизм. Ко вре­ме­ни вхо­ж­де­ния Урян­хай­ско­го края в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии на его тер­ри­то­рии дей­ст­во­ва­ли уже 22 буд­дий­ских мо­на­сты­ря (ху­рэ), ок. 4000 лам и хуу­ра­ков-уче­ни­ков. Око­ло по­ло­ви­ны лам жи­ли в ми­ру, ве­ли хо­зяй­ст­во и име­ли се­мьи. Ста­цио­нар­ные буд­дий­ские мо­на­сты­ри ста­ли со­ору­жать­ся в Ту­ве с 70-х гг. 18 в. Наи­бо­лее круп­ны­ми из них к нач. 20 в. бы­ли Эр­зинский, Са­ма­гал­тай­ский, Оюн­нар­ский, Верх­не-Ча­дан­ский, Ниж­не-Ча­дан­ский. Гла­вой буд­дий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва Ту­вы яв­лял­ся на­стоя­тель Ча­дан­ско­го ху­рэ, но­сив­ший ти­тул «кам­ба-ла­ма» и под­чи­няв­ший­ся буд­дий­ской церк­ви Мон­го­лии. При мно­гих ху­рэ име­лись шко­лы, где маль­чи­ки по­лу­ча­ли на­чаль­ное ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние. Выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние ту­вин­цы обыч­но по­лу­ча­ли в Мон­го­лии.

Рос­сий­ский буд­дизм в нач. 20 в. В свя­зи с раз­ви­ти­ем ме­ж­ду­на­род­ных свя­зей Рос­сии на Вос­то­ке, в ча­ст­но­сти для ус­та­нов­ле­ния пря­мых свя­зей цар­ско­го пра­ви­тель­ст­ва с тео­кра­ти­че­ски­ми пра­ви­тель­ст­ва­ми Мон­го­лии и Ти­бе­та, в С.-Пе­тер­бур­ге в нач. 20 в. был по­стро­ен буд­дий­ский храм. Строи­тель­ст­вом ру­ко­во­дил пред­ста­ви­тель Ти­бе­та и один из учи­те­лей да­лай-ла­мы ХIII, вы­даю­щий­ся бу­рят­ский ла­ма Аг­ван Дор­жи­ев. Тес­но со­труд­ни­чав­ший с ним Д. Д. Ите­ге­лов, за­ни­мав­ший пост бан­ди­до хам­бо-ла­мы в 1911–18, в на­стоя­щее вре­мя по­чи­та­ет­ся как дос­тиг­ший вы­со­ких сте­пе­ней свя­то­сти, т. к. его те­ло, из­вле­чён­ное из мо­ги­лы, со­глас­но за­ве­ща­нию, в 2002 ока­за­лось не­тлен­ным.

Об­ра­зо­ван­ные кал­мыц­кие и бу­рят­ские ла­мы на­чи­на­ют со­труд­ни­чать с рос. вос­то­ко­ве­да­ми, и пе­тер­бург­ская буд­до­ло­ги­че­ская шко­ла, ру­ко­во­ди­мая Ф.  И. Щер­бат­ским, вы­дви­га­ет­ся на пе­ре­до­вые по­зи­ции в ми­ро­вой нау­ке. В Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии в рус­ле мис­сио­нер­ско­го вос­то­ко­ве­де­ния раз­ви­ва­ют­ся и ис­сле­до­ва­ния буд­диз­ма.

Буд­дизм в СССР. В нач. 1930-х гг. встал во­прос о са­мом су­ще­ст­во­ва­нии буд­дий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. Ла­мы бы­ли ли­ше­ны пра­ва на зем­лю, на­ло­го­вое об­ло­же­ние су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­лось, на­ча­лись за­хва­ты и по­гро­мы да­ца­нов. Чис­ло лам стре­ми­тель­но со­кра­ща­лось. Ес­ли в 1916 в Бу­ря­тии бы­ло 11276 лам, то в 1923 – 9134, в 1924 – 6628, в 1929 – 5928. К 1935 при­мер­но треть бу­рят­ских да­ца­нов пус­то­ва­ла из-за от­сут­ст­вия бе­жав­ше­го или ре­прес­си­ро­ван­но­го ду­хо­вен­ст­ва. В 1936 под пред­ло­гом, что 22 из 29 дей­ст­вую­щих да­ца­нов на­хо­дят­ся в по­гра­нич­ной зо­не, бы­ли за­кры­ты и все ос­таль­ные да­ца­ны, а ла­мы вы­се­ле­ны или ре­прес­си­ро­ва­ны как «вра­ги на­ро­да» и «япон­ские шпио­ны». Ана­ло­гич­ные про­цес­сы шли в Кал­мы­кии и в фор­маль­но не­за­ви­си­мой Тан­ну-Ту­ве. В Кал­мы­кии в 1917–37 бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но 79 ху­ру­лов. Уп­разд­не­ние в 1943 кал­мыц­кой ав­то­но­мии и вы­се­ле­ние кал­мыц­ко­го на­ро­да в Си­бирь при­ве­ли к то­му, что во­прос о су­ще­ст­во­ва­нии буд­диз­ма в Кал­мы­кии от­пал сам со­бой. В «не­за­ви­си­мой» с 1921 Тан­ну-Ту­ве вна­ча­ле буд­дий­ская ор­га­ни­за­ция ос­та­ва­лась не­при­кос­но­вен­ной, и в 1928 Ма­лый ху­рал да­же при­нял за­кон, объ­я­вив­ший буд­дизм гос. ре­ли­ги­ей, что и спро­во­ци­ро­ва­ло го­не­ния, ко­то­рые в 1930 бы­ли под­твер­жде­ны осо­бой ре­зо­лю­ци­ей 2-го Пле­ну­ма ЦК и ЦКК АРП «по лам­ско­му во­про­су». В Ту­ве, как и в Кал­мы­кии, все хра­мы бы­ли со­жже­ны дот­ла. И ес­ли у кал­мы­ков всё же со­хра­ни­лось од­но ка­мен­ное зда­ние – ка­мен­ный Хо­ше­утов­ский ху­рул кня­зей Тю­ме­ней, то в Ту­ве ос­та­лись лишь руи­ны Ча­дан­ско­го ху­рэ. Не­боль­шая часть буд­дий­ских ру­ко­пи­сей, скульп­тур и икон на тка­ни, ко­то­рые уда­лось спа­сти от унич­то­же­ния, по­па­ла в му­зеи Мо­ск­вы и Ле­нин­гра­да, сде­лав их са­мы­ми бо­га­ты­ми в ми­ре со­бра­ния­ми буд­дий­ско­го ис­кус­ст­ва.

В по­сле­во­ен­ные го­ды буд­ди­стам Бу­ря­тии, учи­ты­вая их пат­рио­ти­че­скую по­зи­цию во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, разре­ша­ют вос­соз­дать ор­га­ни­за­ци­он­ные струк­ту­ры. В 1946 по ини­циа­ти­ве груп­пы лам и ве­рую­щих во гла­ве с быв. мо­на­ха­ми Х. Гал­са­но­вым и Лоб­сан Ни­ма Дар­мае­вым в Улан-Удэ бы­ло со­зва­но Со­ве­ща­ние буд­дий­ских дея­те­лей Бу­рят-Мон­голь­ской АССР, ко­то­рое при­ня­ло «Ус­тав ду­хов­но­го управ­ле­ния буд­ди­стов» и «По­ло­же­ние о буд­дий­ском ду­хо­вен­ст­ве СССР», обя­зы­вав­шие лам «по­чи­тать на­рав­не со сво­ей свя­щен­ной буд­дий­ской ве­рой Ро­ди­ну тру­дя­щих­ся и все­мер­но со­дей­ст­во­вать её ук­ре­п­ле­нию и рас­цве­ту». Вер­хов­ным ор­га­ном буд­дий­ской ор­га­ни­за­ции бы­ло Цен­траль­ное ду­хов­ное управ­ле­ние буд­ди­стов (ЦДУБ) СССР во гла­ве с пред­се­да­те­лем, по­лу­чив­шим ти­тул «бан­ди­до хам­бо-ла­ма». Ре­зи­ден­ци­ей ЦДУБ СССР стал но­вый храм «Хам­бин су­мэ» (ны­не Ивол­гин­ский да­цан), по­стро­ен­ный на от­ве­дён­ной для этой це­ли бо­ло­ти­стой ме­ст­но­сти в 30 км от Улан-Удэ. Бан­ди­до хам­бо-ла­мой был из­бран Л. Н. Дар­ма­ев. Вско­ре был от­крыт Агин­ский да­цан в Чи­тин­ской обл. В 1956 ЦДУБ СССР вхо­дит во Все­мир­ное брат­ст­во буд­ди­стов, а в 1969 воз­ни­ка­ет Ази­ат­ская буд­дий­ская кон­фе­рен­ция за мир, в ко­то­рую всту­па­ют буд­дий­ские стра-­

ны, ло­яль­но от­но­ся­щие­ся к СССР или за­ви­си­мые от не­го. По­ми­мо этих цен­тров, где ле­галь­но про­жи­ва­ло око­ло двух де­сят­ков свя­щен­но­слу­жи­те­лей, во всех буд­дий­ских ре­гио­нах про­дол­жа­ли не­ле­галь­но дей­ст­во­вать не­сколь­ко со­тен быв­ших лам, вы­пу­щен­ных к то­му вре­ме­ни из тю­рем и ла­ге­рей. Они вы­пол­ня­ли ре­лиг. це­ре­мо­нии для од­но­сель­чан и при­ез­жих, прак­ти­ко­ва­ли ти­бет­скую ме­ди­ци­ну. У не­ко­то­рых лам поя­ви­лись

уче­ни­ки за пре­де­ла­ми тра­ди­ци­он­ных буд­дий­ских ареа­лов.

С пер­вых лет пе­ре­строй­ки бур­но на­чал­ся про­цесс воз­ро­ж­де­ния буд­диз­ма и рас­про­стра­не­ния его по стра­не. В 1988– 1989 бы­ли за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны пер­вые буд­дий­ские об­щи­ны в Ту­ве, Кал­мы­кии и Ле­нин­гра­де.

Буд­дизм в со­вре­мен­ной Рос­сии. В 1991 впер­вые от­кры­то по­се­ща­ет Мо­ск­ву и буд­дий­ские ре­гио­ны стра­ны да­лай-ла­ма, что при­да­ёт мощ­ный им­пульс про­цес­су воз­ро­ж­де­ния буд­диз­ма. На 1.1.2003 в РФ за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 218 ре­лиг. буд­дий­ских ор­га­ни­за­ций, в т. ч. 11 цен­тра­ли­зо­ван­ных ре­лиг. ор­га­ни­за-

­ций, 205 – ме­ст­ных и 2 ре­лиг. учеб­ных за­ве­де­ния. По­ми­мо тра­ди­ци­он­но­го для Рос­сии ти­бет­ско­го буд­диз­ма на­чи­на­ют рас­про­стра­нять­ся и др. на­прав­ле­ния Дхар­мы: юго-вос­точ­ный буд­дизм тхе­ра­ва­ды, а так­же даль­не­во­сточ­ный чань/дзен-буд­дизм и япон­ская тра­ди­ция Ло­то­со­вой сут­ры. Ти­бет­ская тра­ди­ция то­же не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся, как в до­во­ен­ное вре­мя, мо­но­по­ли­ей шко­лы Ге­луг. К кон. 20 в. в Рос­сии поя­ви­лись от­де­ле­ния всех др. ти­бет­ских школ – Ньин­гма, Ка­гью и Са­кья, а так­же Дзог­чен в пе­ре­да­че Намк­хая Нор­бу Рин­по­че, объ­е­ди­няю­щей буд­дий­скую и бон­скую вер­сии этой док­три­ны.

Боль­шин­ст­во буд­дий­ских об­щин объ­е­ди­не­ны в цен­тра­ли­зо­ван­ные ор­га­ни­зации. В 1996 ЦДУБ пе­ре­име­но­ва­но в Буд­дий­скую тра­ди­ци­он­ную санг­ху Рос­сии, ку­да по­ми­мо бу­рят­ских об­щин во­шли и не­ко­то­рые ор­га­ни­за­ции, на­хо­дя­щие­ся на тер­ри­то­рии Ев­ро­пей­ской час­ти РФ; с 1991 дей­ст­ву­ет Объ­е­ди­не­ние буд­ди­стов Кал­мы­кии, ру­ко­во­ди­мое Тэ­ло Рин­по­че (яв­ля­ет­ся в на­стоя­щее вре­мя един­ст­вен­ным оте­че­ст­вен­ным Рин­по­че – ла­мой – во­пло­ще­ни­ем ве­ли­ко­го ин­дий­ско­го йо­ги­на Ти­ло­пы). В Ту­ве к 1997 то­же сло­жи­лась еди­ная са­мо­стоя­тель­ная цер­ковь – Управ­ле­ние Кам­бу-ла­мы Ты­вы. Во мно­гих круп­ных го­ро­дах Рос­сии воз­ник­ли но­вые буд­дий­ские об­щи­ны не­эт­ни­че­ско­го ти­па.

Во всех трёх «буд­дий­ских» рес­пуб­ликах воз­ро­ж­де­ние буд­диз­ма вос­при­нима­ет­ся как сим­вол зна­ко­вой сис­те­мы на­цио­наль­ной, не­ру­си­фи­ци­ро­ван­ной куль­ту­ры и ему ока­зы­ва­ет­ся гос. под­держ­ка.

Буддизм в Бурятии » Гордость Бурятии

Буддизм в Бурятии

Просмотров: 5 848


Буддизм — официально признанная государственная религия Российской империи
Первые следы буддизма в Бурятии датируются 441 годом нашей эры, по найденному в 1926 году бронзовому иконостасу с изображением Будды. Русские казаки-землепроходцы впервые описали обряды буддизма в Забайкалье в 1647 году.
В 1727 г. буддийское духовенство сыграло важную роль в определении границы между Российским государством и Китаем и в подписании Буринского договора, что было отмечено чрезвычайным и полномочным послом России Саввой Лукичом Владиславич-Рагузинским в своем отчете царской администрации. 
Именно это привело к тому, что в 1741 году указом Российской императрицы Елизаветы Петровны буддизм официально признан в статусе государственной религии Российской империи. А спустя 23 года, в 1764 г. указом Российской императрицы Екатерины II настоятель — ширээтэ лама Цонгольского дацана Дамба-Даржа Заяев был утвержден в звании I Пандито Хамбо Ламы, т. е. главного духовного деятеля и руководителя всех дацанов Восточной Сибири и Забайкалья.
Таким образом, буддийская церковь стала автокефальной, не подвергаясь влиянию со стороны восточных стран — Индии, Тибета, Китая и Монголии.

Став одной из официальных религий российской империи, буддизм стал быстро распространяться среди бурятских племен, и дацаны стали строиться повсеместно. В середине XIX века в Забайкалье было 34 монастыря, 144 храма, в которых служило 4500 лам.
Признание буддизма официальной религией Российской империи и утверждение звания Пандито Хамбо Ламы привели к тому, что буддийские священнослужители связывают Российских императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II с воплощением в них Белой Тары (Сагаан Дара Эхэ), которая символизирует материнский аспект сострадания Авалокитешвары, приносит долгую жизнь и избавляет от всех опасностей.

Нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова
В 1909 г. от Николая II было получено разрешение на строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге, на встрече император отметил, что «буддисты в России могут чувствовать себя как под крылом могучего орла». Строительство дацана закончилось в 1913 году, и в этом же году состоялась первая служба, посвященная 300-летию династии Дома Романовых. Кстати, участие в данной церемонии принимал XII Пандито Хамбо Лама Даши Доржи Итигэлов, Нетленное тело которого ныне находится в Иволгинском дацане.

Даши Доржи Итигэлов родился в 1852 году неподалеку от улуса Оронгой, в местности Улзы Добо. В возрасте 15 лет начал учиться на ламу, через 20 лет после учебы получил степень доктора буддийских наук. В начале 1900-х гг. он стал настоятелем Янгажинского дацана, в 1911 году избран XII Пандито Хамбо Ламой. Будучи в этой должности принимал участие в праздновании 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге, открытии Санкт-Петербургского дацана. В 1917 г. добровольно покинул свой пост и служил рядовым ламой в дацане, писал научные и философские статьи по буддизму. В 1927 году в возрасте 75 лет Ушел в Нирвану, перестал дышать и был погребен. Перед Уходом завещал вскрыть свой кедровый саркофаг через 30 лет, а если не изменится политическая ситуация, то через 75 лет. В 1957 году, согласно завещанию, ламы тайно вскрывали его могилу, тело его было таким же, как и при захоронении.
10 сентября 2002 года, с согласия XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева, саркофаг был вскрыт и Нетленное тело было перенесено в Иволгинский дацан. 11 сентября тело Д. Д. Итигэлова осмотрели трое судебно-медицинских экспертов Улан-Удэ, которые не нашли никаких следов хирургического вмешательства и констатировали, что тело Д. Д. Итигэлова не имеет следов тления. Позже московские эксперты признали это единственным официально зафиксированным случаем необъяснимой сохранности тела людей.


Развитие буддизма
Благодаря Российским императрицам и Российскому императору Николаю II, к началу XX века буддизм в Бурятии представлял собой всесторонне развитую систему. Действовало более 40 дацанов, в которых насчитывалось свыше 10000 монахов-лам. Фактически буддийские дацаны были своеобразными университетами, в которых изучались тибетский,монгольский языки, санскрит, буддийская философия, тибето-монгольская медицина, астрология, развивались книгопечатание, иконопись и культовое зодчество. 
Буддизм прочно вошел во все области жизни большей части бурятского народа. С распространением грамотности и письменности, научных знаний, литературы и искусства, буддизм стал важным фактором формирования нравственности, народных традиций и обычаев.  
Дацаны этнической Бурятии служили прекрасным местом для развития русской востоковедческой школы. Известные востоковеды Ф. И. Щербатский, С. Ф. Ольденбург, Б. Б. Барадийн, Г. Цыбиков и др. черпали материалы для своих исследований в монастырских библиотеках и в диспутах с учеными ламами. 
Таким образом, две Российские императрицы — Елизавета Петровна и Екатерина II и последний Российский император — Николай II, оказали российскому буддизму неоценимую помощь, о которой никогда не забывают буддийские священнослужители. Пандито Хамбо Ламы Д. Д. Заяев и Д. Д. Итигэлов присягали на верность императорам России».


Иволгинский дацан

В Советское время в 1945 году вышло Постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Хурээ». Таким образом, был учрежден новый буддийский религиозный центр в 38 км. от г. Улан-Удэ, Иволгинский дацан, резиденция Пандидо Хамбо Ламы Председателя Центрального Духовного Управления Буддистов СССР. В 1951 г. официально выделили землю для монастырского комплекса. Впоследствии в 1970-1980-х гг. возвели главный Соборный храм Цогчен дуган, Деважин Сумэ, Майдар Сумэ, Сахюусан Сумэ, Чойра дуган, здание, остеклененное для священного дерева Бодхи, музей и другие технические здания. В те же годы возвели священные субурганы (ступы) и большие молитвенные барабаны. В дацане проводится ежедневная служба во благо всех живых существ и гармонии окружающего мира.

В 1991 г. при дацане был открыт Буддийский институт «Даши Чойнхорлин» религиозное высшее учебное заведение для подготовки кадров священнослужителей, преподавателей, переводчиков канонических текстов, художников-иконописцев. Процесс образования проводится по системе монастырского образования традиции Гоман дацана (Индия). В институте обучаются студенты-хувараки из разных регионов страны: Тувы, Алтая, Калмыкии, Москвы, Амурской и Иркутской областей, районов Бурятии, из других стран Украины, Белоруссии, Югославии, Монголии. В институте имеются факультеты: философский, тантрический, медицинский, буддийской живописи. Помимо основных религиозных дисциплин студенты изучают тибетский, старомонгольский, английский языки, основы информатики, историю, культуру и искусство народов Центральной Азии. Преподавателями института работают бурятские, тибетские, монгольские ламы и специалисты других дисциплин.


Положение буддизма в Российской Федерации

В постсоветскую эпоху, после принятия в 1997 году Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» высшими лидерами Российского государства вновь было обращено внимание на положение буддизма в Российской Федерации. 

Так, 31 декабря 1999 года Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев принял участие в поездке и. о. Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Чеченскую Республику, в г. Гудермес. Затем в 2000 году Пандито Хамбо Лама становится постоянным членом Межрелигиозного Совета при Президенте Российской Федерации, наряду с Патриархом Алексием II и верховным муфтием России Равилем Гайнутдином.

В том же 2000 году был подписан договор с Министерством культуры Российской Федерации о взаимном сотрудничестве, в котором были оговорены вопросы совместного использования памятников культуры религиозного характера и невозможности вывоза за границу предметов буддийского культа из музейных фондов без согласия Сангхи России.

Сегодня буддизм в России активно развивается, так на территории Бурятии действует более 30 дацанов, буддийский университет. Буддисты принимают активное участие в жизни страны, обращая особое внимание на возрождение духовно-нравственных устоев, так же значима роль буддизма в сохранении этноконфессионального согласия.

Бурятия и Забайкалье – центр буддизма России.

27 апреля 2019 г.

Бурятия и Забайкалье — два основных центра буддизма в России. Как бы в доказательство этого недалеко от Улан-Удэ находится великий буддийский монастырь-университет Иволгинский дацан. Еще одна демонстрация: по дороге в монастырь на склоне холма красуется знаменитая буддийская мантра: Ом мани падме хум.

Дацан интересное место, достойное посещения и прогулки по нему. Первые впечатления — немного русифицированная версия буддийского храмового комплекса в Китае:

Традиционные русские срубы сочетаются с традиционным буддийским стилем. Должен любить это:

Больше слияния: перед китайским буддийским храмом обычно стоит пара львов-хранителей; здесь – пара тигров-хранителей!

Ах, львы тоже!…

Тигры также отличаются от китайских львов-хранителей тем, что у них обоих есть мяч под одной из передних лап.

В Китае только у одного из львов — самца — есть мячик под лапой; вместо этого у самки есть один из ее детенышей.

Выйдя из монастыря, вдруг… неожиданные сельские пейзажи… — на Байкальском тракте! Конечно, это не совсем ваш автобан ).

«[Бурятское] кафе у переправы; добро пожаловать! Охлажденное ПИВО на разлив». Ах отлично ).

Кстати, кафе по-бурятски «позная». А местное традиционное блюдо типа равиоли — это бууз (или «пози» на местном языке), происходящее от китайского — баози (包子)!

Быстро выпив пинту местного самогона, мы направились в Усть-Баргузин. Признаться, город (основанный в 1666 году, между прочим!) меня не особо впечатлил: зрелище было довольно удручающее. Он, видимо, цвел во время строительства Байкало-Амурской магистрали, но с тех пор пришел в упадок.

Немного подняли настроение карты на стене забегаловки, в которой мы обедали:

Доехали до Улан-Удэ и во второй раз повеселились: гостиница действительно неплохая. Так вот, я был в миллионе отелей, некоторые непристойно шлепали — но пианино в моей комнате? Это было впервые – в Улан-Удэ!!

Даже kunst на стенах получилось довольно стильно и со вкусом!

Хммм. Интересный. Я бы назвал это «монгольской свадьбой»:

Вид на Улан-Удэ с моего балкона:

Я вчера упомянул памятники Ленину, зацените. Не совсем статуя, а бюст — и из металла, а не из мрамора. Он весит 42 тонны! Представьте себе человека, впервые приехавшего в город, ищущего свой отель под ночным дождем и натыкающегося на это! Эмоциональная травма на всю жизнь!

Из Улан-Удэ мы быстро доехали до традиционного старообрядческого поселения Тарбагатай, вот. О самом поселении рассказывать особо нечего, но история его была очень интригующей: в 1765 году здесь поселились семейские старообрядцы, приехавшие из Ветки в сегодняшней Беларуси. Согласно Википедии, Ветка была уникальным анархо-теократическим образованием, но со временем семейские были сосланы… в Тарбагатай.

Интересная история; проверьте эти ссылки для получения дополнительной информации об этом.

На этом, дамы и господа, заканчивается мой мини-сериал о Байкале и окрестностях. Надеюсь, вам понравилось. И надеюсь, что вы когда-нибудь сами туда доберетесь!…

Завтра вернутся ребята – не из Улан-Удэ, а… Ганновер, Германия!…

Видео-ретроспектива всей экспедиции:

И фото-ретроспектива тоже – как снято мной и ДЗ:

Все фотки из экспедиции здесь.

  • Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте
  • Адрес электронной почты*
  • *
    • Я согласен предоставить свой адрес электронной почты АО «Лаборатория Касперского» для получения информации о новых сообщениях на сайте. Я понимаю, что я могу отозвать это согласие в любое время по электронной почте, щелкнув ссылку «отписаться», которую я нахожу внизу любого электронного письма, отправленного мне для целей, упомянутых выше.
    • Больше не показывать мне это сообщение
  • Нет, спасибо
ЧИТАТЬ КОММЕНТАРИИ 1

Facebook

Индийские знатоки санскрита и пали могут многое сделать для поддержки буддизма в России — Российский ученый-буддист

Д-р Баатр Китинов — буддист по рождению в Российской Федерации, из Калмыцкой области, автономной области Российской Федерации . В настоящее время он является ведущим научным сотрудником Института востоковедения РАН, Москва. Недавно в Дели на Всемирном буддийском саммите он рассказал Адити Бхадури о буддийской общине в Российской Федерации; как буддизм попал в Россию из Индии через Монголию и Китай; как в долгие неспокойные века войн и империализма буддисты держались за свою веру, и нынешний статус буддийской общины в России сегодня.

Выдержки из интервью:

И.Н.: Когда и как буддизм впервые попал в Россию?

БК: Буддизм впервые появился на Дальнем Востоке России из Китая через Монголию. Это был китайский буддизм, и это было в восьмом веке нашей эры. Буддизм пришел в Россию тремя волнами. Вторая волна возникла в начале 15 века. Это также была форма китайского буддизма с некоторыми тибетскими характеристиками. Третья и последняя волна пришлась на конец 16 века, и это был тибетский буддизм.

Именно калмыки в силу многих причин впервые переселились на территорию Российской Федерации из Южной Сибири, на Каспийское море (г. Астрахань). На самом деле «калмак» — это тюркский термин. Мы называем себя «ойратами». Калмыки стали буддистами где-то в середине 13 века нашей эры. До этого они были шаманистами и отчасти христианами. В середине 15 века в регион прибыла гелугская ветвь тибетского буддизма – желтые шапки, и калмыки приняли эту ветвь буддизма. На самом деле именно калмыки установили власть Далай-ламы над тибетскими буддистами — в 1652 году при пятом Далай-ламе.

Во второй половине 18 века н.э. жители Бурятского края стали буддистами. Буддийские храмы в Туве уже были в XIII веке, возможно, это были уйгурские храмы. Они стали последователями учения Желтой Шляпы, когда вошли в состав Джунгарского ханства.

И.Н.: Насколько велика сегодня буддийская община в России?

БК: Сегодня в России проживает около миллиона буддистов. В Бурятской Автономной Республике около 400 000 буддистов, в Калмыкии — 135 000 буддистов, в Республике Тыва — 100 000, остальные — в основном русские новообращенные.

И.Н.: Как буддизм сохранился на протяжении веков в этом регионе, так далеко от места своего рождения?

БК: Однозначного ответа нет. Народы Бурятии и Тувы жили далеко от европейской части России. Калмыки, с другой стороны, пережили много войн. Поэтому им было трудно сохранить веру. Тем не менее, они сделали это, несмотря на огромные трудности. Немалую роль сыграла их верность Далай-ламе. Их вера в свою веру – в карму – сыграла еще одну важную роль. Мы верили, что все есть карма, и если бы мы сохранили эту веру, она сохранила бы нашу карму в чистоте.

И.Н.: Как бы Вы охарактеризовали отношения между буддийской общиной России и Русской Православной Церковью?

БК: Отношения между буддистами и [РПЦ] в настоящее время хорошие. Буддисты признаны официальным меньшинством. Однако при Российской царской империи иногда пытались обратить «язычников» в христианство, так как тогда это была государственная политика. Однако к концу царского правления появилась волна индофилов, особенно интересующихся буддизмом, таких как Александр Щербацкий, и это нам помогло. Во времена СССР подавлялись все религии, а не только буддисты.

В Российской Федерации государство и религия разделены.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *