Сибирские казаки-земледельцы — Аграрный сектор — Агроновости
До конца XVI-го века народы юга Сибири и севера Казахстана жили кочевой жизнью. Бескрайние просторы утопали в серебристых ковылях и разнотравии. Тысячи озер и болот голубыми чашами лежали среди изумрудных трав и березовых перелесков. Среди этой первозданной тишины бродили стада коров, табуны лошадей, отары овец, погоняемые пастухами-кочевниками. И не знали северные степи Азии ни сохи, ни бороны. С приходом в эти края сибирских казаков первое время ничего не менялось, так как казаки, являясь первопроходцами в освоении новых земель, были в первую очередь воинами, устроителями государственной власти на новых землях, а не земледельцами.
С конца XVI-го — начала XVII-го века на сибирских землях и территории современного Казахстана стали появляться казачьи крепости, редуты, городки, где квартировали казачьи части и русские полки, призванные охранять и защищать земли расширяющегося российского государства. Укрепленные линии были созданы сначала по границе казахских степей, а потом южнее, по мере вхождения казахских жузов в состав империи. Поначалу сибирские казаки жили подобно кочевникам: занимались главным образом животноводством, а также рыбачили, охотились, торговали с приграничными азиатскими народами. Они очень многое переняли от своих соседей-степняков. Это проявлялось в быту, образе жизни и в одежде. По воспоминаниям современников, сибирские казаки в большинстве своем владели казахским языком и нередко использовали его даже в обращении между собой. Знаменитый русский исследователь Г. Потанин в своей книге «Заметки о Сибирском казачьем войске» описывал любопытные наблюдения, сделанные во время посещения сибирских укрепленных линий: «Все окрестные киргизы сделали много заимствований из русской жизни, и даже многие живут в землянках, по крайней мере в зимнее время; а казаки здешние, в свою очередь, подчиняются сильному влиянию киргизов, следуют в одежде их модам и в домашней жизни предпочитают киргизский язык своему… Здесь можно встретить хоровод из смуглых и плоских лиц и можно услышать песню, представляющую смесь киргизского языка с русским».
Российские власти понимали: чтобы новые территории развивались экономически, чтобы была решена проблема достатка продовольствия для растущего русского населения Сибири и Степного края, нужно развивать аграрное направление хозяйствования. На землях за Уралом появились и крестьяне, но пока их было очень мало, чтобы обеспечить служилое население продуктами растениеводства.
Казаки в силу особенностей своей жизни (то они в походах, то в дозоре на линии, то на общественных работах) не могли нормально заниматься земледельческими работами, да и не имели к этому особого желания.
Но нехватка провианта заставляла российские власти серьезно взяться за решение вопроса самообеспечения казаков. Во второй половине XVIII-го века сибирский генерал-майор Х. Т. Киндерман распорядился ввести в форпостах и крепостях сибирских казачьих линий казенное хлебопашество. «Чтобы избежать дальнего привозу провианта» — прокомментировал данное решение генерал. Для земледельческих работ в казачьих поселениях были выделены группы казаков, которым выдали земледельческие орудия, семена, лошадей.
Поначалу станичники жаловались, что «пахать землю им не за обычай». Но атаманы заставляли делать казаков эту работу, несмотря на ропот. Урожаи первое время от малоопытности хлебопашцев были невысоки.
Наиболее хорошими условиями для выращивания хлеба обладали земли казачьих линий, тянувшихся по лесостепному югу Западной Сибири. От Урала на восток проходила первая линия казачьих укреплений, которая называлась «Горькая». Такое название она получила из-за большого количества горько-соленых озер, которые чередовались с озерами пресными и располагались на всем ее протяжении.
На Горькой линии хлебопашество было введено в 1753 году. 600 казаков-горьколинейцев были определены для работ на поле. Но и здесь, несмотря на благоприятные для возделывания земли условия, казаки-хлеборобы принесли мало пользы своему войску. Они получили в первый год урожай в 4 раза хуже ожидаемого.
Атаманы станиц жаловались войсковому начальству, что во многих поселках были очень плохие урожаи из-за саранчи, жары и мороза. Так что, поначалу привозной хлеб оказывался дешевле выращиваемого на месте.
Но постепенно казачьи семьи втягивались в земледелие, набирались опыта. Путем проб и ошибок нарабатывались свои приемы хлебопашества в условиях холодных сибирских зим и знойных азиатских лет.
В документах конца XVIII-го века говорится о том, что на Горькой линии пашни засевались пшеницей, рожью, овсом, ячменем, горохом, иногда гречихой и пшеном. При истощении пашен их на несколько лет покидали и обрабатывали землю в новых местах, благо земли за Уралом было много.
Самой западной станицей Сибирского казачьего войска являлась станица Пресногорьковская (северо-восток современной Костанайской области). К станичному управлению относились девять казачьих поселений. В конце XVIII-го века казаки станицы засевали 80 четвертей пшеницы, 19 — ржи и 52-— овса. Земли казаков состояли из юртовых наделов. Эти наделы находились в общинном пользовании. Земельный душевой надел казака составлял 30 десятин земли. Как только рождалась новая казачья семья, ее глава немедленно наделялся землей из казны. Наделялся бесплатно.
Многолетний опыт земледелия в условиях резко континентального климата научил казаков очень осторожно подходить к полевым работам. В станице Пресногорьковской для уменьшения рисков при выращивании хлеба они разделили пашни на три зоны.
Первой зоной была низменная черноземная долина. Рядом росли березовые леса, которые защищали угодья от суховеев и обеспечивали хороший запас снега. Здесь станичные хлеборобы в любой год получали богатый урожай зерновых. Особенно эти места, называемые в народе Лощиной, спасали жителей казачьих селений в засушливые годы. Совсем без хлеба казаки никогда не оставались.
Вторую зону составляли осиновые леса. Они располагались в более высоких местах, и почва здесь была несколько иной, чем в первой зоне – чернозем с песком. Здесь хлеб был очень хороший в дождливые годы, а вот в засушливые – похуже.
У этой зоны было свое большое преимущество: почва быстро просыхала после затяжных дождей, хлеб не полегал, и было очень удобно его убирать.
Песчаные земли возле сосновых боров и степные участки с обилием солонцов входили в третью зону. В засушливые годы урожай здесь всегда был очень низкий. Поэтому в таких местах чаще выпасали скот.
Трудности земледелия заставляли местных хлеборобов анализировать все обстоятельства, творчески подходить к делу. Вот что пишет в своих мемуарах под названием «Жизнь» потомственный сибирский казак Николай Лавринов: «…умные, памятливые старики нередко угадывали, каким будет год или лето. Таким мудрым стариком был Роман Никитич Сухов. Он знал об одиннадцатилетнем солнечном цикле по чередованиям засухи с высыханием озер, об обильных наводнениях… Исходя из этих прогнозов, подбирали и поля под посев. Но земле давали отдохнуть. Не пахали, не сеяли несколько лет, пока не появлялась густая зеленая травяная щетка сплошным ковром. Затем поднимали залежь и снова получали высокие урожаи. Обязательным в севообороте был пар. Под него пускали землю, когда начинали глушить сорняки: осот, молочай, березку и другие.
А раз так, чего еще надо? Землицы на всех хватало. С землей проблем не было».Важным и значимым делом в казачьих поселках являлось межевание земли. Работа по межеванию начиналась с разграничения земельных участков. Их обходили, измеряли и закрепляли межевыми знаками. На раздел паев станичники ехали обычно как на праздник: брали с собой крепкие напитки и еду, могли и гармошку прихватить. Делили землю межниками. А в лесных местах – просеками. Поля, луга, водоемы и леса называли по фамилии владельцев. Пашни в те времена назывались статьями. Интересно, что вокруг бывших казачьих поселков до сих пор сохранились названия природных объектов тех времен. В поселке Песчаном (Костанайская область) по сей день говорят: Черепанов колок, Беловодская статья, Рубаново болото, Угрениновская пашня и так далее.
Казаки на своих земельных участках строили заимки (небольшие избы с печью), бани, рыли колодцы. Во время полевых работ казачьи семьи жили на своих заимках. Жили иной раз неделями и очень бережно относились к своим участкам. Тут же они охотились, собирали ягоды, грибы, лекарственные и съедобные травы, и, если рядом был водоем, – рыбачили.
Помимо пашенных земель, вокруг заимок располагались сенокосные и лесные угодья. В Песчаном – самом западном поселке Горькой линии, как пишет в своей книге «Редут Песчаный. Вехи истории» исследователь и краевед Эрик Крейтер, «в 1878 году засевали 62 четверти пшеницы, 40 четвертей овса, а вот ржи, проса сеяли совсем немного и не каждый год (ели в основном только пшеничный хлеб, употребление ржаного считалось недостойным). Зажиточные сеяли по 10 десятин пшеницы и 12 – овса, средние – 4 десятины пшеницы и 6 – овса, бедные – 1,5 десятины пшеницы и 2 –десятины овса. Поля, защищенные лесными рощами, давали хороший урожай даже в самые неблагоприятные, засушливые годы… В урожайные годы излишки пшеницы и овса уходили на продажу, что являлось большим подспорьем в любой казачьей семье. Зажиточные семьи вывозили хлеб на большие ярмарки, некоторые обменивали его на сельхозинвентарь, которым торговало акционерное общество американской фирмы «Мак-Кормик» в станице Пресногорьковской.
В некоторых станицах были открыты специальные кредитные конторы, где желающие могли воспользоваться мелким кредитом. Песчанский казак Петр Федорович Кузнецов имел в своем хозяйстве весь набор сельхозорудий (конный плуг, сенокоску, железную борону и конные грабли для сбора сена). Инвентарь был приобретен в этой фирме в кредит под зерно. К этому времени в Песчанке было много зажиточных казаков, способных купить для своего хозяйства выпускаемую в то время сельскохозяйственную технику».В конце XIX-го века с появлением Великого Сибирского железнодорожного пути росло производство аграрной продукции, совершенствовалась техника земледельческих работ. Землю теперь обрабатывали главным образом заводскими боронами и плугами, применялись катки для укатывания зерна, использовались дисковые сеялки, жнейки, лобогрейки, самосброски, сноповязки, молотилки с конным приводом и даже с паровыми и нефтяными двигателями.
Не каждому двору было по карману иметь весь набор сельхозорудий. Часто несколько дворов в складчину покупали какой-либо инвентарь, чтобы успешно обрабатывать свои земельные участки.
Обычно казаки свою пашню делили на продольные полосы, которые называли загонами. Эти загоны чаще всего были шириной пять сажень, а в длину – сорок саженей. Поле под посевы пахали два раза и называли этот процесс двоением пашни. Целинные земли пахали в июне и оставляли их до весны будущего года, когда почву обрабатываливо второй раз, а затем засевали пшеницей. Уже используемые поля пахали осенью, а вторую вспашку проводили весной, перед посевом. Для посева озимых лучшим временем считался второй Спас (6 августа по старому стилю). В конце августа озимые посевы уже считались поздними.
После посева пашню боронили, чтобы зерно защитить от выветривания. И больше до уборочной страды с полями ничего не делали.
Егорьев день (23 апреля по старому стилю) обычно являлся началом весеннего сева, который заканчивался в самом конце мая. Сначала сеяли пшеницу, горох и просо, следом – ярицу, овес, ячмень, коноплю, лен и картофель. В июне и до конца первой декады июля казаки-земледельцы готовили поля под озимую и яровую пшеницу для будущего года.
В третьей декаде июля начиналась жатва озимых, а потом и яровой пшеницы. Сжатую пшеницу вязали в снопы и сушили в поле на ветру и солнце обычно несколько дней. Затем хлеб отвозили на гумна и складывали в скирды. Жатва обычно длилась до середины августа. Это время было самой жаркой порой казаков-хлеборобов. Приходилось торопиться, чтобы хлеб не портился от дождей или, чтобы не перезрел и не осыпался в жару. Средней нормой уборки для одного казака были сто снопов овса и семьдесят снопов хлеба в день.
Зажиточные казаки нередко нанимали работников. Помощниками в хозяйстве часто являлись прилинейные казахи. Вот что о казахах-работниках рассказывает Иван Новоселов (педагог и этнограф начала XX-го века) в статье «Иртышский казак»: «Киргиз (так в те времена называли казахов) – и работник, и пастух, и ответственный приказчик. Фактическим хозяином в маломальском зажиточном казачьем дворе является киргиз… Летом киргиз-работник запасает дрова, жерди, колья, вехи, производит неотложный ремонт во дворе, а при случае возводит и новые постройки, потом едет на покос, осенью готовит на зиму пригоны, зимой – на полном его попечении хозяйский скот». Семьи казахов-работников жили рядом со станицами: летом – в юртах, зимой – в саманных домах. Женщины-казашки часто являлись няньками маленьких детей в казачьих семьях.
Состояние казачьего земледелия в XIX веке
ГОД |
Посеяно зерновых, четверти |
Собрано зерновых, четверти |
||
ВСЕГО |
на душу общ. пл. |
ВСЕГО |
на душу общ. пл. |
|
1825 |
10927 |
0,29 |
— |
|
1835 |
13222 |
0,30 |
79317 |
1. 82 |
1839 |
10712 |
0,24 |
45014 |
0,99 |
1842 |
14686 |
0,32 |
75113 |
1,65 |
1846 |
12112 |
0,25 |
44132 |
0,92 |
1848 |
27399 |
0,45 |
86608 |
1,43 |
1851 |
31046 |
0,43 |
128099 |
1,74 |
1854 |
47126 |
0,62 |
213051 |
2,80 |
1862 |
54617 |
0,52 |
316883 |
3,00 |
1869 |
45377 |
0,52 |
247126 |
2,90 |
1874 |
56436 |
0,60 |
177054 |
1,80 |
1877 |
63015 |
0,69 |
429528 |
4,7 |
1880 |
54692 |
0,57 |
287905 |
3,0 |
Примечание. Мерой зерна служила четверть – мера объема сыпучих веществ. |
Таблица взята из книги С. Андреева «Сибирское казачье войско: возникновение, становление, развитие», Омск, 2006 год.
Интересно, что сибирские казаки почти два века назад, а точнее в 1828 году, по предложению и при поддержке губернатора Западной Сибири Ивана Александровича Вельяминова создали Омский опытный хутор земледелия и сельского хозяйства Сибирского линейного казачьего войска. Это было первое научное сельскохозяйственное учреждение в азиатской части России. До его появления в империи существовало только одно подобное учреждение. В советские годы этот хутор был преобразован в Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
Здесь казаки-исследователи испытывали новые сорта пшеницы, ячменя, табака. Проводились опыты по адаптации к местному климату теплолюбивых сельскохозяйственных растений. На территории хутора сооружали теплицы, разводили сады, где выращивали овощи и фрукты. Тут же испытывался новый сельскохозяйственный инвентарь. Еще на хуторе казаки разводили домашних животных – лошадей и овец. Адаптированные к сибирским погодным условиям сорта зерновых культур и овощей распространяли в станицах войска.
В России в конце XIX-го века существовало 10 казачьих войск. Сибирские казаки по сбору хлеба занимали пятое место среди войск. Уровень жизни в те времена у сибирцев определялся как среднеказачий. Зато сибирские казаки считались самыми грамотными в России. Ни в одном войске не было столько школ, как в сибирских казачьих поселениях. Одним из лучших военных учебных заведений в России являлся и Омский казачий кадетский корпус, который в свое время окончил знаменитый казахский ученый, путешественник, этнограф и просветитель Чокан Валиханов.
Казаки работали не только в поле, при каждом доме был огород. Как писал современный историк Сергей Андреев, «заметную роль в казачьем хозяйстве, всегда испытывавшем недостаток мужских рабочих рук, играли огородничество и табаководство, которыми занимались исключительно женщины. Именно развитием огородничества казачье хозяйство отличалось от крестьянского. Если казаку зачастую приходилось обращаться к крестьянину за хлебом, то крестьянин нередко покупал у казака овощи».
На огородах жители станиц, крепостей и редутов для личного потребления выращивали огурцы, капусту, свеклу, морковь, редьку, репу, лук, картофель, горох, репу, укроп, бобы,чеснок, а также арбузы и тыкву, семена которых казаки привозили из походов на юг Казахстана и в Среднюю Азию. Позже в казачьих огородах появились фасоль, баклажаны, петрушка и пр. Огороды, как правило, находились при усадьбах или недалеко от них на берегу озер и рек – для удобства полива.
Огороды удобряли навозом. Казаки вывозили навоз со дворов в одно место за поселок и никогда не смешивали его с мусором. Там в кучах он прел, потом его использовали для удобрения грядок. Мусор же просто сжигали. В казачьих поселках следили за чистотой, так как опасались инфекций и эпидемий.
Генерал-губернатор Западной Сибири Г. Х. Гасфорд также много сделал для развития огородничества и садоводства в Сибирском казачьем войске. По воспоминаниям современников, он снабдил полки самыми лучшими семенами и дал подробные наставления, как следует их сажать. А также как правильно разводить фруктовые деревья.
Среди казаков появлялись и настоящие садоводы-профессионалы. В поселке Песчаном таковым был Николай Седельников. Участвуя в военных походах по Семиречью, он восторгался садами южных долин и предгорий. Ему очень хотелось и в своем родном северном поселке развести подобный сад. Через тысячи верст он вез в свою станицу саженцы различных плодовых деревьев. Дома все деревца и кусты были аккуратно, с любовью высажены. Как к детям относился казак Седельников к своим новым питомцам. На зиму все они были тщательно укутаны и защищены от ветров и морозов. Однако часть из них все равно не выдерживала суровой сибирской зимы и погибала. Но даже из оставшихся и прижившихся кустов и деревьев сад выглядел великолепно. Он являлся образцовым в станице. Разные фруктовые деревья и кустарники весной пышно цвели, а осенью украшали этот замечательный сад. Казаки дивились этой красоте, ведь многие плоды для них были в диковинку. Дети и внуки Николая Седельникова продолжили дело своего деда: сад долгие годы был гордостью казачьего поселка Песчаного.
Сергей Угренинов
Сибирские казаки. Часть 1: Что это за народ и какими их видят
О казаках уральских, яицких, наш сайт уже рассказывал (часть 1, часть 2). Не менее насыщенная и славная родословная у их восточных соседей, казаков сибирских.
Казаки вообще: сложности определения
Происхождение казачества, его социальный статус, национально-культурная идентичность и толкование самого слова «казак», – всё это вечные темы для дискуссий, которые активно обсуждаются не только учёными, но и широкой общественностью.
В тюркских языках слово «казак» переводится как «человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга», и даже – «разбойник». А у Владимира Ивановича Даля казак – это «войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, лёгкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении». В ХХ веке «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова под казаками понимаются «члены военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ; крестьяне, потомки этих поселенцев, а также бойцы воинской части из этих крестьян».
С точки зрения дореволюционного законодательства, казачество – это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы. После 1917 года иные казачьи историки-эмигранты были склонны выделять казаков в отдельный этнос, самостоятельную народность, «четвёртую ветвь восточного славянства» (в наше время, в 2000-е годы, эту роль иногда отводят закарпатским и прочим русинам). Кто-то даже усматривал в казаках «особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения». В современной историографии Казахстана сложилась традиция считать казачество вначале исконно тюркским явлением, трансформировавшимся затем в ходе многовековой славянской колонизации юга и юга-востока в русское казачество.
Известно, что данные Всероссийской переписи населения 2002 года впервые зафиксировали факт самоопределения небольшой части казаков в качестве отдельной национальности – более 140 тысяч человек назвали себя казаками (наибольшее количество таких ответов встретилось в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях). Варианты такого национального самоопределения встретились практически во всех административно-территориальных единицах Западной и Восточной Сибири. Казачество сыграло выдающуюся роль в культурно-хозяйственном освоении сибирского региона – достаточно вспомнить Ермака и землепроходцев.
Но версия о казачестве как национальности широкой популярности в итоге не обрела. Более распространена версия о том, что «казак – не национальность, а особое состояние духа».
Учёным, в отличие от обычных участников переписи, разбираться в казачьей родословной гораздо сложнее. Перед исследователем казачества встаёт множество проблем: сочетание этнических, социальных, конфессиональных характеристик с многочисленностью и множественностью казачьих войск, разнообразием природно-географических условий их проживания и, соответственно, вариативностью традиционно-бытовой культуры.
Отдельный интерес вызывает дискуссия по поводу этнической казачьей идентичности (осознанию своей принадлежности к какой-либо группе, а также представления о типичных чертах её характера и культуры). Как в дореволюционной, так и в современной историографии существует несколько точек зрения на этот вопрос. Одни учёные видят в казаках самостоятельный этнос, другие – феодальное сословие или субэтническую группу русских. В XVI-XVII веках, когда казачьи общины были практически изолированы от других социальных групп, в них развивался процесс этногенеза, прерванный в XVIII столетии Российской империей, которая инкорпорировала казаков в структуру общества, фактически превратив их в специфичное военно-служилое сословие. Нет единства и в наших полевых материалах. Так, например, в экспедициях 1980-х годов одни информаторы из бывших казачьих станиц называли себя русскими, а другие – казаками (точно также, как и многие казаки на Дону из знаменитого романа Михаила Шолохова).
О себе и со стороны
Сибирское казачество характерно значительной пестротой и неоднородностью этнического, конфессионального и социального состава: в него верстались донские, запорожские, кубанские, оренбургские, забайкальские и другие казаки; крестьяне из различных губерний Европейской России, Урала и Сибири; повстанцы с Дона, польские конфедераты, пленные наполеоновской армии, обращённые в христианскую веру татары, киргиз-кайсаки, чуваши, мордва и другие народы. Но при этом неизменно ядро казаков сибирских составляли восточнославянские православные народы, среди которых доминировали великороссы.
Лингвисты свидетельствуют, что в языках народов Сибири слово «казак» часто приобретало значение «русский», так как первые православные пришельцы зачастую и были казаками. Интересно, что во Франции в 1907 году вышел из печати словарь, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского – и вы обнаружите казака, поскребите казака – и вы обнаружите медведя». Исследователь северных просторов России И. Завалишин так характеризовал сибирских казаков: «Они талантливы, ловки, стройны и очень красивы».
Для казачества Сибири браки с людьми различных национальностей являлись обычным делом. Вот характерное высказывание родовой сибирской казачки Т.Ф. Галайбы из села Прииртышское Железинского района Павлодарской области Казахстана: «Я в нациях не разбираюсь, лишь бы душа да человек хороший». Для казаков в целом определяющую роль в отношениях играли личностно-психологические характеристики отдельного человека, было присуще толерантное отношение к людям различных национальностей и вероисповеданий. Нередко среди современных потомков сибирских казаков можно встретить самоопределение «метис»(так называют себя люди, родившиеся в национально-смешанных браках, например, казахско-русских, украинско-татарских и др. ).
В настоящее время сибирские казаки чаще всего определяют себя русскими, а также – казаками (донскими, кубанскими, сибирскими и др.). Среди вариантов самоидентификации встречаются также: мужчина (настоящий мужчина), воин, россиянин, патриот, атаман, хорунжий, есаул, чалдон, сибиряк и др.
Этнические стереотипы
У современного населения Сибири сложились устойчивые представления о казачестве и специфике их самосознания. Согласно мнению самих казаков, характерными чертами для них являются смелость, воля, патриотизм, сила, храбрость, мужественность, удаль, смекалка, а также любвеобильность. По мнению окружающего населения, казаки чаще всего – своевольные, гордые, непокорные, упрямые, драчливые, задиристые, бесшабашные, «гулящие». Что ж, казаки являлись в царской России привилегированным сословием, специфическая «особость» ощущалась ими всегда, они чётко отделяли себя от окружающего крестьянского населения («мужиков») и очень неохотно отдавали своих дочерей замуж за крестьянина.
По данным этнологических исследований, при слове «казак» у современных жителей Сибири чаще всего возникают следующие ассоциации: воин, войско, конь (кони, лошади), свобода, воля, вольница, шашка (сабля), атаман, Дон (и «Тихий Дон»), Тарас Бульба, граница, защитник. Также отмечаются особенности их внешнего вида и одежды: усы, чуб, шаровары, лампасы, папаха. В части ответов отмечается контраст между традиционным казачьим образом, сформированным русской литературой, и современными участниками процесса возрождения казачества. Среди прочего подчёркивается, что раньше казаками считались «вольные люди на лошадях, с саблями», «служилые люди, защитники отечества», «люди, охраняющие границы России при царях», «вольные люди, кочующие по просторам нашей Родины», «люди слова и чести, почитающие своего атамана», «дружный народ», а сейчас – «не знаю, кого можно отнести к казакам», «настоящих сейчас нет», «неопределённая категория, существующая только в сознании», «их век прошёл, сейчас это что-то балаганно-вычурное», «ряженые самозванцы».
Впрочем, большинство сибиряков куда чаще вспоминает Ермака и Семёна Дежнёва, чем казачков из фильма «День выборов». Казачьи традиции и образ жизни до сих пор очень значимы для сибирского менталитета. Наш следующий рассказ – о быте и службе «дружного народа».
Литература
Андреев С.М. Сибирское казачье войско: возникновение, становление, развитие (1808-1917 гг.). Омск, 2006.
Ивонин А.Р. Городовое казачество Западной Сибири в XVIII – первой половине XIX вв. Барнаул, 1996.
История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995.
Казаки — Класс Сибири
Брюс Меннинг Магистр и доктор философии, Университет Дьюка Адъюнкт-профессор истории, CREEES KU и Публикации Меннинга по истории России: Десятилетие наполовину полные штыки перед пулями Спасибо Чейну Уорли за заметки 1. Контекст Уральские горы представляют собой нечто большее, чем невысокий холм, не похожий на Аппалачи. Они не очень широкие, не очень высокие. Они не образуют барьера, так сказать, как Скалистые горы. Они являются преодолимым барьером. К западу от Урала находится Московия, Великое княжество Российское; с 1462 г. под управлением России, начиная с Ивана III «Великого». К востоку от Урала у вас есть ханства. Чингисхан и Монгольская империя владеют большей частью европейского континента. Казанская и астраханская и ногайская орды были докучливы русским. Татары, как их называют русские, — это остатки правления монголов. Западная и Средняя Сибирь находятся под «контролем» русских с начала 1581-1689 гг., происходящих поэтапно, начиная от Ермута до Алтайского нагорья. Что толкает русских и царя напирать на Русь, При Иване IV «Грозном» животным богатством Сибири был дрозд, соболь. Черный мягкий мех, не встречающийся больше нигде. Русские используют 100 000 шкурок соболя в год для продажи или обмена в Европе, Османской империи, на Ближнем Востоке и в Китае. Ценны и другие меха, минералы. На торговлю пушниной приходится около десяти процентов доходов правительства Ивана IV. Меха получают частично через частное предприятие. Он очень похож на французскую Канаду и северную оконечность США. Помимо частного предпринимательства, у вас есть люди, работающие на царскую комиссию. Два брата по имени Строганов становятся очень крупными в бизнесе по торговле мехом; строя свою штаб-квартиру на берегу реки Кормы. Проникновение в эти районы повышает напряженность между коренными народами региона. Эти люди живут, как все коренные народы; рейдерские сайты российских трейдеров. Это привлекает внимание Ивана Грозного и приказывает прекратить набеги. Казаки мобилизованы для прекращения набегов. (казак). Казак — тюркское слово, означающее конный воин. Происхождение лежит в пространствах между пространствами пузырьков. Смесь преступников, кочевников, зарабатывающих на жизнь набегами, торговлей, рыбной ловлей и охотой. Они опасны тем, что являются свободными агентами, не признающими какого-либо конкретного лидерства. Время идет, смешение разных народов; по мере расширения Московии, подчиненной крепостному праву, многие присоединяются к свободным бандам в степи. Вы должны иметь возможность сражаться, ездить и организовывать себя. В степи они явно известны как отличные наездники и искусные лодочники, потому что устраивают свои селения по долинам рек. Ермак Трмофеерич был послан на поражение сибирских татар, под Тобульском. Экспедиция была похожа на «Северо-Западный проход» полковника Роджерса?? Казаки действительно сильны своей экспертной дисциплиной и степными навыками. Кроме того, у них было огнестрельное оружие. ДИСЦИПЛИНА. В 1582 году Ермаку посчастливилось встретить войска Кучума, местного хана, и разбить его в долине реки у Иртыска. В 1585 году Ермака выманивают на остров в реке и убивают. Ермак — великий национальный герой России. Его кампания стала первым залпом на следующие сто лет. Стрельцы — дисциплинированные и очень эффективные правительственные войска, поддерживающие использование казаков и вспомогательных войск по призыву. Они охотятся за добычей, добычей и всем, что они могут получить. У русских возникли проблемы вблизи Монголии, а также с китайцами и местным населением, в основном к востоку от озера Байкал. Они хорошо организованы; их больше и они хорошо снабжены. Колонизаторы прибыли из разных мест. Преступники, беглые крепостные, ссыльные и прочие подобные казакам. Сразу же это приводит к отчуждению земли. У этих колонизаторов изначально были плохие орудия для вспахивания и засевания земли, вырубки деревьев и разорения земли; аналогична технологии рубки и сжигания. Эта тенденция к колонизации уменьшается в менее подходящих и более враждебных землях. То, как местные жители подвергались резне и грабежу. Как только казаки или русские захватили территорию, они убили всех мужчин, а женщин и детей продали в рабство; очень похоже на американский Запад. Большая часть имперского правления в России носит косвенный характер. Казаки управляют территорией, требуя шкур с каждого совершеннолетнего мужчины и мальчика; 1-12 на человека, при подчинении Москвы; (ясак). Наступает период дани, рабского опустошения, когда для управления территорией используется система воеводы. Воевода, подобно сборщику налогов, использует систему кормления, чтобы прокормить себя. Это опустошает местное население. Не устойчивый. Они также приносят религию. |
Империя сборки: первые века | Российская империя 1450-1801
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Еще
Укажите
Коллманн, Нэнси Шилдс, «Сборка империи: первые века», Российская империя, 1450-1801 , Oxford History of Early Modern Europe (
Oxford, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 января 2017 г. ), https: //doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199280513.003.0005, по состоянию на 8 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
. группы, которые работали на имперский центр, но сохраняли некоторые автономии. В истории России это были казаки, явление, которое исследуется в этой главе в различных сообществах на южной границе расширяющегося Российского государства (украинские, слободские, донские, уральские казаки и другие группы). Кочевой образ жизни также находится в центре внимания главы, как и завоевание Россией Казани (1552 г.), Астрахани (1556 г.), Волжского торгового пути и последующая постепенная миграция православных восточных славян в мусульманские, в основном тюркоязычные общины в Среднее Поволжье, Башкирия и Сибирь. В главе также подробно рассказывается о восстании Хмельницкого и переходе части современной Украины (Казацкой Гетманщины) под власть России с 1654 года.
Ключевые слова: Казань, Астрахань, колониальная политика, колониальные посредники, степь, Срединная земля, казаки, Сибирь, работорговля, Кочевничество Казань, Астрахань, колониальная политика, колониальные посредники, степь, Срединная земля, казаки, Сибирь, работорговля, Кочевничество
Предмет
История раннего Нового времени (1500–1700 гг. )Европейская историяСоциальная и культурная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.
Ваш комментарий будет первым