Церковь Михаила Архангела в Ярославле: описание
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Первомайская, д. 67
Начало строительства: 1657 год
Окончание строительства: 1682 год
Святыни: частица мощей апостола Андрея Первозванного, икона с частицей мощей преподобного Илии Муромца
Координаты: 57°37’19.4″N 39°53’33.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
История церкви
Архитектура и внутреннее убранство церкви
Современное состояние церкви
Как добраться до церкви
Церковь Михаила Архангела на карте
Если верить дошедшим до нас источникам, храм, посвященный Архистратигу Михаилу, является древнейшим в старинном Ярославле. Он был построен раньше Успенского собора. Возведение каменного храма растянулось на целую четверть века. Поэтому в его облике сохранились черты сразу двух традиций ярославского зодчества. Сегодня эта церковь – действующий гарнизонный храм, радующий взгляды прихожан и туристов нарядными фасадами и белыми наличниками.
История церкви Михаила Архангела
По сохранившемуся преданию самый первый храм, на месте, где сейчас расположена церковь, был выстроен еще в 1215 году по воле третьего ярославского князя Константина Всеволодовича (Мудрого). Его возвели из бруса и освятили в честь Архистратига Михаила. Простоял этот храм почти 80 лет.
Вид на церковь с ул. Первомайской
Когда он обветшал, его заменили новым, тоже деревянным. И вторая супруга ярославского князя Федора Ростиславовича Черного — Анна передала в дар новой церкви очень красивую икону с ликом Архистратига Михаила, богато украшенную золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. По ее распоряжению храм стали считать соборным. Кроме этого, он, как считают историки, выполнял функции дворцовой церкви, так как ярославские удельные князья жили в то время неподалеку.
Интересно, что Анна была дочерью хана Золотой Орды и получила свое имя при крещении. Брак между нею и ярославским князем произошел с разрешения константинопольского патриарха. И в этом союзе было рождено два сына – Давид и Константин.
В 1657 прихожане собрали необходимые средства и заложили новый каменный храм. Но спустя год в городе произошел опустошительный пожар. Огонь поглотил почти все деревянные постройки и причинил огромный ущерб немногочисленным тогда каменным строениям. Ярославцы очень долго оправлялись после такого страшного бедствия. На строительство новой церкви не хватало ни средств, ни сил, и оно растянулось на целых 25 лет. Освящение храма произошло только в 1682 году при митрополите Ионе Сысоевиче.
Церковь располагалась на западной окраине Стрелецкой слободы города и служила местом для моления военнослужащих. То есть была гарнизонной. И это не случайно, так как Михаил Архангел издавна почитался военными как небесный покровитель и защитник.
Вид на церковь с Которосльной набережной
Сохранились старые фотографии церкви, сделанные в начале XX века. На них видно, что фасады храма побелены. В это время его прихожанами были только 82 ярославца. В храме хранились старинные иконы, сделанные из серебра кресты с мощами святых, а также старинная рукопись, так называемая «Келейная запись», где местный священник Семен Егоров с 1761 по 1825 годы вел летопись церкви.
С наступлением новой власти, судьба практически всех культовых зданий в России круто изменилась. В 1918 году, когда в Ярославле проходило белогвардейское восстание против Советской власти, церковь сильно пострадала от артиллерийских снарядов и осколков. В 1924 году храм, как и большинство ярославских церквей, закрыли для верующих. А ценности и богослужебную утварь конфисковали и просто разграбили. К счастью, бесценный дар, хранящийся со времен Анны, княжны ярославской – икона «Михаил Лоратный», которую написали византийские мастера, была спасена. И сегодня ее можно увидеть в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
В 1925 году церковные колокола пустили на переплавку. Потом много лет помещения использовали под склад. И для этого внутри здания возвели межстенные перегородки. За это время большой ущерб был нанесен фрескам храма и многоцветным изразцам, украшавшим его паперть. Окружающая храм кирпичная ограда сохранилась, за исключением арочных ворот. Какое-то время церковь принадлежала Ярославскому музею-заповеднику, и ее реставрировали.
Вид церкви Михаила Архангела с колокольни Спасо-Преображенского монастыря
И только в 1994 году храм вернули верующим. Вначале отреставрировали теплую церковь. Потом отштукатурили фасады здания и полностью восстановили витражи на окнах. И, наконец, после больших ремонтных работ храм обрел былую красоту и величие.
Архитектура и внутреннее убранство церкви Михаила Архангела
Храм построен согласно существовавшим в середине XVII века архитектурным традициям. Это большая четырехстолпная, трехабсидная церковь на высоком подклете. Вероятнее всего, он использовался как складское помещения для хранения товаров, так как храм располагался неподалеку от Торговой площади Ярославля.
Характерными для того времени являются монументальные формы, которые имеет нижний ярус храма, и очень красивое высокое крыльцо, сделанное на ползучих арках. Основной объем церкви имеет два этажа, с севера и запада опоясан галереями. С северо-запада от него поставлена высокая колокольня, массивное основание которой увенчано неожиданно маленьким восьмигранным шатром.
Более поздние архитектурные традиции, которые использовались зодчими уже в конце XVII века, переданы, прежде всего, в храмовой кровле. Она уже более практичная — четырехскатная. И только ряд кокошников под ней напоминает об использовавшихся прежде закомарах. Церковь Михаила Архангела стала первой в городе, где был использован этот, новый – скатный вид кровли, не позволявший снегу скапливаться на крыше. К тому же, в храме сделаны высокие окна, а пять куполов и поддерживающие их мощные световые барабаны имеют крупный размер.
Купола церкви Михаила Архангела
Искусствоведы и историки объясняют этот несколько разнохарактерный архитектурный облик отдельных частей культового здания очень долгим периодом его строительства. Ведь возводили храм четверть века. К тому времени у архитекторов и строителей появились новые потребности и возможности. И силуэты храмов стали делать более выразительными, хорошо видными издалека.
В церкви Архангела Михаила нет пропорциональности и гармоничности лучших памятников ярославского зодчества, но, тем не менее, она очень красива. Сочетание красноватых стен и белоснежных пилястр, закомар и наличников, а также зеленоватых куполов делают храм нарядным и торжественным.
На протяжении ее истории церковь перестраивали, но незначительно. Например, в связи с возведением с северной стороны здания придела в виде башенки, посвященного преподобным Зосиме и Савватию, разобрали ведущее на галерею крыльцо. Известно, что этот придел имел четырехярусный золоченый иконостас и был частично расписан в 1848 году.
Фасады церкви и ее западное высокое крыльцо декорированы живописными зелеными изразцами. Сегодня они – одни из самых старых в Ярославле, и по возрасту уступают лишь поливной керамике храма Рождества Христова.
Вид на церковь с востока
Внутренняя роспись церкви была выполнена в летом 1731 года ярославскими изографами, под руководством известного по всей России мастера Федора Федорова. До церкви Архистратига Михаила он расписывал Введенский собор Толгского монастыря, церкви Спаса на городу и Николы Меленки. Искусствоведы считают также, что мастер приложил руку к созданию фресок в ярославских церквях Ильи Пророка, Рождества Христова и Благовещения, а также вологодских храмов Дмитрия Прилуцкого и Покрова Пресвятой Богородицы. В год, когда расписывали храм Архангела Михаила, Федоров был уже глубоким старцем. К счастью, на южной стене церкви сохранились имена всех иконописцев, кто трудился над созданием ее прекрасных фресок. Их старанием и мастерством на стенах было создано почти 500 сюжетных клейм.
Современное состояние церкви Михаила Архангела
Сегодня церковь – действующий православный храм, принадлежащий ярославскому военному гарнизону.
Здесь создано три престола. Главный из них посвящен Архангелу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным. Это холодный храм, расположенный на втором этаже здания. Зимняя часть церкви, обустроенная в южном крыле галереи в 1781 году, освящена в честь Благовещения Божией Матери. Именно здесь, в подклетной части здания, сейчас проходят церковные богослужения. Третий престол сделан в честь преподобных Соловецких чудотворцев – Зосимы и Савватия.
Примечательно, что ежегодно в августе церковь становится одним из мест, где проходят мероприятия ярославского фестиваля «Преображение», посвященного церковной и хоровой музыке. Лучшие звонари демонстрируют свои умения на специальной деревянной звонничке, обустроенной на храмовой территории.
Как добраться до церкви Михаила Архангела
Церковь находится в Ярославле на Первомайской улице, 67. Раньше эта улица называлась Казанской.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за автомобильным мостом – повернуть направо на Коротосльскую набережную, которая и выводит к храму Михаила Архангела.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Михаила Архангела составляет 2,9 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.
Рейтинг достопримечательности
Церковь Михаила Архангела в Ярославле на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Казань |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
putidorogi-nn.ru
храм Архангела Михаила | Официальный приходской сайт
- Статус:действующий
- Состояние:восстанавливаемый
- Язык богослужений:церковнославянский
- Настоятель:иерей Евгений Волков
- Престольные праздники:
- Архангела Михаила — Сентябрь 19 [по н.с.], Ноябрь 21 [по н.с.]
- Святыни:частица мощей апостола Андрея Первозванного
икона с частицей мощей прп. Илии Муромца - Деятельность:гарнизонный храм
- Краткая историческая справка:В истории храма можно выделить два этапа. В Средние века он служил, как думают краеведы, дворцовой церковью ярославских удельных князей. Инок Пахомий в житии князей Василия и Константина, составленном около 1530 года, записал, что Константин Всеволож «в меньшем своем граде Ярославле» одновременно с Успенским собором «заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила». Таким образом, возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году.
Рукопись конца XVIII века, хранившаяся в церкви, относит построение «брусчатой» церкви «близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими», к 1213-16 годам и сообщает, что здание простояло 79 лет, до 1295 года, когда жена князя Фёдора Чёрного, именем Анна, дочь ордынского хана Ногая (возможно от его греческой жены, дочери Михаила VIII Палеолога), «созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною».
Предание связывало посвящение церкви с дедом ярославской княгини, императором Михаилом, либо с её пасынком, рано умершим Михаилом Фёдоровичем. В настоящее время тестем Фёдора Чёрного принято считать не Ногая, а другого ордынского хана, Менгу-Тимура.
В XVII веке Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным. Он строился дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет с 1657 по 1682 годы. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры.
В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка.Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром.Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким чудотворцам.
Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.
Стенопись храма выполнила в 1731 году артель ярославских изографов во главе с Фёдором Фёдоровым. Эта работа характерна для позднейшей ярославской фресковой живописи. Южный придел в 1781 году перестроен под тёплую церковь Благовещения. Помимо икон, в дореволюционном храме хранились серебряные кресты с мощами ярославских святых. Подробности жизни прихода раскрывает «Келейная запись» — храмовая летопись, которую в 1761—1825 гг. вёл священник Семён Егоров.В начале XX века приход Архангельского храма, некогда соборного, насчитывал всего 82 человека. В 1924 г. церковь была закрыта и стала приходить в запустение. Драгоценная утварь и древние образы были расхищены; лишь немногие впоследствии отыскались в музеях. Внутри церкви были устроены перегородки; огромный урон нанесён стенописи. Отчасти утрачено изразцовое убранство паперти. Кирпичная ограда сохранилась, но без арочных ворот.
Возвращение храма в пользование РПЦ состоялось в 1994 году. Сначала восстанавливалась тёплая церковь; холодный храм пока стоит закрытым на замок. К 2000 году он был частично оштукатурен, были воссозданы витражные окна. Утраченная фреска над входом по состоянию на 2010 год не восстанавливалась.
Каждый август церковь Михаила Архангела служит одной из площадок фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение». Для демонстрации мастерства звонарей на территории храма устроена деревянная звонничка.
arhangela.cerkov.ru
ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА в Ярославле — Яркипедия
Находится на пересечении Которосльной набережной и ул. Первомайской (бывш. Казанская).
Церковь Михаила Архангела в Ярославле. Купола. Фото А.Григорьева
из
По преданию, появление первой деревянной церкви на этом месте относится к 1213 — 1215, ко временам существования удельного Ярославского княжества. Основателем храма считается кн. Константин Всеволодович (Мудрый). Около 1300 вторая супруга князя Федора Ростиславича (Черного) княгиня Анна построила на этом месте новую церковь. По преданию, она передала в основанный ею храм знаменитую икону Архистратига Михаила, известную также как «Михаил Лоратный» (с 1920-х находится в собрании ГТГ). По некоторым сведениям, ц. Михаила Архангела в средние века была соборной. На протяжении веков храм неоднократно подвергался пожарным бедствиям, после которых вновь отстраивался.
Ныне существующий каменный пятиглавый храм был заложен в 1657 «от усердия и кочта прихожан» и освящен 26 июня 1680. Храм пятиглавый, двухэтажный, двухстолпный, на высоком подклете. Главная холодная церковь во имя Архистратига Михаила находилась на втором этаже. Церковь окружена с северной и западной стороны папертями. Над северо-западным углом галереи возвышается восьмигранная шатровая колокольня. На ней находилось 7 колоколов общим весом 138 пудов. С северной стороны паперти был устроен холодный придел во имя соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с четырехъярусным золоченым иконостасом. В 1848 стены придела были частично расписаны. На первом этаже с южной стороны располагался теплый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Как сообщает храмовая надпись на южной стене, росписи холодного храма выполнены в период с 17 мая по 21 сентября 1730 артелью ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым. В ее состав входили Семен Иванов Горин, Иван Никитин Горин со своим младшим братом Иваном, Алексей Иванов Сопляков, Андрей Емельянов Шустов и его сын Афанасий, Иван Степанов Сарафанников, Иван Афанасьев и Матвей Никитин. Большинство членов артели составляли сравнительно молодые художники. Работа над Архангельской росписью стала для них школой профессионального мастерства под руководством опытного знаменщика Федора Федорова, для которого, вероятно, фрески Михаила Архангела были заключительным этапом его творческой биографии. Значительные размеры храма позволили Ф. Федорову включить в программу росписи почти все традиционные для Ярославля иконографические циклы (490 сюжетных клейм). В нее включены и сюжеты, обычно помещавшиеся на папертях ярославских церквей, например, сцены из Ветхого Завета. Сами паперти не были расписаны, за исключением входного западного портала.
В центральном куполе главного храма написано «Отечество», в простенках между окнами барабана — архангелы, в нижней его части — праотцы. На парусах свода изображены евангелисты, на лобовых частях паруса «Спас на убрусе» (в.), «Благое молчание» (з.) и ангелы с зерцалами (с. и ю.). На западной подкупольной арке «Сошествие Святого Духа», на восточной, вместо традиционной Троицы Ветхозаветной — первый член «Символа веры». В куполе юго-западной главы «Христос Архиерей», в барабане пророки, на лобовых частях паруса «О тебе радуется» (в.), «Богоявление» (з.), «Преполовение» (ю.) и «Деисус с предстоящими» (с.). В северо-западном куполе «Богоматерь Знамение», между окнами пророки, на лобовых частях паруса «Достойно есть» (в.) и еще три композиции, ныне утраченные. Своды украшены изображениями Благовещения и Вознесения (ю.), Рождества и Воскресения (с.), а также композиции «София созда себе дом» (з.). Подпружные арки и западные столпы, разбитые на 6 ярусов, с исчерпывающей полнотой в 62 сценах иллюстрируют сюжеты деяний и мученических кончин св. апостолов. В нижнем ярусе столпов, на сторонах, обращенных к алтарю, приведены тронные изображения Богоматери и Вседержителя. В люнетах западной стены и в восточных люнетах боковых стен иллюстрирован «Символ веры» (начало этого цикла на восточной подкупольной арке), в западных люнетах северной и южной стен написаны богородичные праздники. Ниже следуют сюжетные фризы, фрагменты которых размещены также на оконных арках, откосах и подоконниках.
Стены храма делятся интенсивными киноварными разгранками на 10 изобразительных ярусов, высота каждого из которых не превышает 1 — 1,2 м. Восемь из них (а на западной стене девять) — сюжетные. Девятый — орнаментальный фриз из крупных зеленых и красных побегов на охряном фоне. Десятый, самый нижний ярус, представляет собой традиционный подзор из полотенец. Во втором и третьем ярусе стен иллюстрирована земная жизнь Христа по тексту Евангелия от Луки, в четвертом — страсти Христовы и явления Христа по Воскресении, в пятом, начиная с южной стены, — молитва «Отче наш», «Заповеди блаженств» и притчи. Шестой ярус посвящен Акафисту Богородицы (30 сцен), седьмой — истории ветхозаветных пророков: Моисея, Илии, Елисея, Иезекииля, Манассии, Иеремии, Даниила, Ионы и Ездры (30 сцен). Восьмой ярус (а на западной стене и девятый) также посвящен ветхозаветной тематике — «Истории Троицы» и «Чудесам Архистратига Михаила» (26 сцен). В арке западного портала помещен сюжет «Недреманое око», в арке северного портала — «Не рыдай мене, мати».
Для росписи алтаря характерна исключительная полнота литургического цикла и замена отдельных фигур святителей сценами из их житий. В конхе центральной апсиды находится изображение сюжета «О тебе радуется», на западной стене и своде — «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды помещены 10 сцен из литургии, а в нижнем, вместо традиционных святителей в рост — сцены из житий Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи. В арке окна — «Христос Архиерей». Жертвенник украшен изображениями сюжетов «Агнец Божий (Христос в потире)», «Похвала Богоматери», а также сцен из литургии Григория Богослова. В арке двери, ведущей из жертвенника в главный алтарь, иллюстрирована «Повесть о трех друзех». В диаконнике в конхе и на западной стене — «Древо Иессеево», на других стенах — сцены из житий Алексия Человека Божия, Петра Митрополита, Николая Чудотворца и Иоанна Богослова, в окне — «Богоматерь Толгская».
Основной особенностью архангельской росписи является ее упрощенная, несколько лубочная декоративность. Старый метод оформления храмового пространства по законам архитектоники полностью уступил место ритмическому чередованию горизонтальных сюжетных фризов, которые приобрели здесь характер узорчатого нарядного ковра. Миниатюрные кулисы перестали выполнять роль «нутряных палат» и превратились в узорчатый стаффаж. Традиционные декоративные горки с лещадками почти полностью уступили место пологим холмам, которые довольно слабо выявляют глубину пространства. Одежды персонажей исполнены схематично, со множеством мелких вертикальных складок. Они лишены былой изысканности и роскошного орнамента.
Во время восстания 1918 при артиллерийском обстреле города войсками красных церкви были нанесены значительные повреждения. С мая 1930 церковь закрыта и передана в ведение Ярославского отделения Центральных Государственных Реставрационных Мастерских. В 1992 храм передан Русской Православной Церкви. В 1995 получил статус гарнизонного.
yarwiki.ru
Церковь Михаила Архангела в Ярославле
Церковь Михаила Архангела – это один из старейших храмов Ярославля. Нарядное краснокирпичное здание было возведено во второй половине XVII века, вместе с тем, его история началась еще восемь веков назад. С тех пор и до настоящего времени церковь Михаила Архангела является храмом, посвященным покровителю ратных людей Архангелу Михаилу.
Храм расположен на набережной Которосли к востоку от Спасо-Преображенского монастыря. С другой стороны от обители (почти симметрично) расположился еще один древний храм — церковь Богоявления, также выполненный из красного кирпича.
Церковное имя архангела Михаила – Архистратиг, что означает «старший воин, вождь, главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей».
Храм знаменит тем, что в нем находилась древняя икона Михаила Архангела, позже переданная в Третьяковскую галерею. В настоящее время здесь хранится церковная летопись, начало которой датируется 1761 годом.
Из истории
Записи церковной книги рассказывают о том, что в 1215 году новгородский князь Константин Всеволодович одновременно с Успенским собором заложил храм из бруса в честь Архистратига Михаила, покровителя военного дела. Строение простояло почти 80 лет до 1295 года, когда жена ярославского князя Фёдора Чёрного, вместо обветшавшего храма, построила новую брусчатую церковь. «Чёрный» означает красивый и князь Федор Ростиславич, действительно, был красавцем.
В XVII веке территорию, где находился храм, заняла Стрелецкая слобода. Строительство каменной церкви Михаила Архангела началось в 1657 году. Однако, пожар, случившийся на следующий год, уничтожил большинство жилых и церковных строений Ярославля. В результате возведение храма было завершено только через 24 года, в 1680 году.
При советской власти, в 1924 году, храм был закрыт, а многие старинные иконы и ценная утварь были напрочь утеряны. Храм десятки лет пребывал заброшенным, в результате роспись на стенах и сводах очень сильно пострадала. В 1994 году церковь Михаила Архангела возвращена церкви и с этого времени ведется ее восстановление. В настоящее время в теплом приделе Благовещения Пресвятой Богородицы регулярно проходят службы.
Церковь Михаила Архангела — описание
Церковь Михаила Архангела строилась почти четверть века, в основном, на средства купцов и в соответствии с их пожеланиями. Поэтому в облике ансамбля присутствуют черты, характерные для разных архитектурных стилей. Храм пятиглавый на высоких барабанах с зелеными куполами, возведенный на массивном подклете. Эта нижняя часть здания традиционно с XIV века использовалась купцами, как склад товаров, которые они продавали на рынке у церкви Спаса на Городу, расположенной рядом. Также в соответствии со старыми традициями возведена и массивная колокольня у северо-западной части постройки. Отметим, что позже звонницы стали взводить более изящными, устремленными ввысь.
Отличительной особенностью здания является его четырехскатная крыша.
Ранее все храмовые крыши устраивали позакомарно, то есть кровля укладывалась непосредственно по своду, в результате крыша повторяла все его изгибы и была красивой, но не практичной — на ней скапливался снег.
Скорее всего, церковь Михаила Архангела стала первым церковным строением с такой необычной для того времени четырехскатной крышей.
С северной и западной стороны храма были устроены галереи, к которым вели два крыльца. К настоящему времени сохранилась лишь одна западная галерея и одно крыльцо.
Фасады здания оформлены в соответствии с традициями ярославского церковного зодчества – это наличники и ширинки (квадратные углубления) с изразцовыми вкраплениями.
Кокошники с белоснежной отделкой, белые наличники и пилястры (вертикальные выступы по углам) придают постройке сказочно нарядный вид.
Среди новшеств и живописное убранство внутри храма. Росписи стали более яркими, насыщенными красками, с более простым сюжетом и композицией, а местами и перекликающимися с народным стилем — лубком.
Работы по воссозданию храма ведутся более двух десятков лет. И сейчас это одна из самых ярких достопримечательностей Ярославля. Церковь Михаила Архангела восстановлена снаружи, идут богослужения в зимнем приделе, однако, в холодном храме, наиболее пострадавшем в годы забвения, все еще продолжаются реставрационные работы.
tripguide.ru
Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.
Хорошая статья
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.
Изображение дня
Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия
ru.wikipedia.green
Храм Михаила Архангела | Ярославское городское благочиние
История храма
Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества.
Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.
В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле — умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).
Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.
Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным, поэтому он строился дольше любой другой ярославской церкви. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким Чудотворцам.
Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.
Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроен в южном крыле галереи после 1781 года. Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов… с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».
В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский церковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «… храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом».
Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем». Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония. Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.
В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.
В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.
Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись». Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми. В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.
Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста, обитого белым луженым железом на среднюю большую главу. В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту. Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поравнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия. Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию». Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.
Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля. После закрытия храм был передан под склад. Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году — передан Русской Православной Церкви. На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая Божественная Литургия.
Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного.
(информация взята из: 1.Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008; 2. Википедия).
Посвящение престолов
Храм имел три престола:
- Главный престол — собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. День празднования по новому стилю 21 ноября.
- Второй престол (зимний храм) — Благовещения пресвятой Богородицы. День празднования по новому стилю 7 апреля.
- Третий престол (придел) — Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. День празднования по новому стилю 21 августа.
В настоящее время богослужения совершаются только в зимнем храме.
Святыни
- Икона Илии Муромца с частицей мощей
- Частица святых мощей апостола Андрея Первозванного
Современная жизнь прихода
При приходе храма Михаила Архангела действует отдел Ярославской Епархии по взаимодействию с правоохранительными органами, воинскими подразделениями и казачеством.
Духовенство
Иерей Евгений Волков — настоятель храма
Адрес храма:
150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 67
Тел.: 8 (4852) 72-78-43
Посмотреть на карте Ярославля
pravyaroslavl.ru
история, описание и интересные факты
В Ярославле, на берегу реки Которосли – правого притока Волги, расположен Спасо-Преображенский монастырь, основанный ещё в XI веке. С двух сторон его окружают храм Богоявления и церковь Архангела Михаила. Ярославль – один из самых древних русских городов, и столь же древними являются эти храмы. Один из них, тот, что освящён в честь архангела-предводителя Небесного воинства, сегодня, как и в течение долгих веков, является местом духовного окормления земных воинов – защитников Отечества.
Документальные свидетельства основания церкви
О том, когда и кем была заложена церковь Михаила Архангела в Ярославле, история которой неразрывно связана с этим городом, повествуют нам старинные летописи и церковные книги, дошедшие до наших дней. Одна из них, составленная в 1530 году и содержащая жития князей Василия и Константина, за смирение и благочестивую жизнь причисленных к лику святых, рассказывает и о том, что новгородский князь Константин Всеволож заложил в подвластном ему Ярославле два храма. Одним из них был Успенский собор, а вторым – церковь во имя Архистратига Михаила, покровителя ратных людей. Зная годы правления этого новгородского князя и дату закладки Успенского собора, нетрудно определить, что церковь, о которой идёт речь в данной статье, была построена примерно в 1215 году.
Также любопытные сведения содержит и хранящаяся в церкви рукопись XVIII века. В ней говорится о том, что построена она была в 1216 году, и благополучно простояла в течение восьмидесяти лет. Но затем жена удельного ярославского князя Фёдора Ростиславовича Чёрного Анна, сочтя её излишне ветхой, приказала снести, а на этом месте заложить новый храм.
Дар жены хана Ногая
Мимоходом стоит заметить, что с княжеской четой, озаботившейся закладкой новой церкви, связана довольно романтическая история. Дело в том, что бытующая у историков фамилия Чёрный в действительности произносится как Чермной, то есть «красивый». По летописным сведениям, он действительно был редким красавцем, и однажды, во время визита в Золотую орду, в него безумно влюбилась жена самого хана Ногая.
Нетрудно догадаться, во что могла вылиться ревность мужа, если бы для неё был дан хоть малейший повод. Но женщиной она оказалась мудрой и осмотрительной – недаром приходилась дочерью византийскому императору Михаилу VIII Палеологу. Не имея возможности подарить русскому князю своё сердце, она отдала ему в жёны любимую дочь, принявшую в православии имя Анна. Её заботами и была основана церковь Архангела Михаила (Ярославль).
Церковь – памятник прошедших веков
О том, почему русская княгиня татаро-греческого происхождения решила освятить церковь именно в честь Архангела Михаила, существует несколько гипотез. Наиболее вероятными из них считаются две. По одной из них это было сделано в память отца – Михаила VIII Палеолога. Другая же гипотеза видит в её решении скорбь по любимому, но рано умершему пасынку Михаилу – сыну князя Фёдора Чёрного от прежнего брака.
До наших дней сохранились несколько икон, хранящихся в храме со времён княгини Анны. Это образ Архангела Михаила, находившийся в советский период в собрании Третьяковской галерей, две богородичные иконы – Владимирской Божьей Матери и Смоленской, а также образ святого Антония Великого, по мнению исследователей, являвшийся в прежние века храмовой иконой, так как раньше в церкви имелся придел, освящённый в честь этого святого.
Статус гарнизонного храма
В XVII веке территория, окружавшая церковь, была отдана под поселения стрельцов, то есть людей ратных, для которых Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства, являлся покровителем. Вполне естественно, что с тех пор церковь получила статус гарнизонного храма, который за ней сохраняется и поныне. Тогда же прежнее здание церкви было решено обновить и частично перестроить.
Надо заметить, что передача храма в военное ведомство принесла ему больше почёта, чем денег, необходимых на перестройку. Ярославские воеводы оказались людьми весьма скупыми, и работы затянулись на четверть века. Закончились они лишь в 1682 году, в самом начале царствования Петра I – великого полководца, доставившего небесному покровителю своей армии немало хлопот.
Из-за скудости военного финансирования работы производились главным образом на пожертвования ярославских купцов, ну а тот, кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. Всё делалось по желаниям жертвователей, вкусы которых за четверть века не раз менялись. В результате церковь Архангела Михаила (Ярославль) вобрала в себя черты, присущие нескольким храмовым архитектурным стилям.
Церковь Михаила Архангела: описание
В целом она схожа с иными ярославскими храмами, построенными в тот же период. В её основе лежит правильный четверик с тремя апсидами – полукруглыми выступами, внутри которых расположены алтари. Вся конструкция установлена на высокой подклети, нижней части здания. В ней хранились товары, предназначенные для продажи на рынке, находившемся неподалёку – о душах своих купцы пеклись, но и о мамоне не забывали. Изначально на северной и западной стене располагались крытые галереи, к которым вели два высоких крыльца, украшенные ажурной резьбой. До наших дней сохранилась только западная галерея.
И, разумеется, общий вид дополняет колокольня, построенная по желанию купцов-жертвователей в излюбленном ярославском стиле – грузная, приземистая, завершающаяся небольшим шатром. В храме имеются два придела, причём северный, освящённый в честь Соловецких чудотворцев, увенчан живописной башенкой. Фасад храма изящно декорирован оконными наличниками и ширинками – квадратными углублениями в стене, в середину которых были помещены цветные изразцы.
Храмовые фрески и письменные свидетельства прошлого
Церковь Михаила Архангела в Ярославле всегда славилась своей стенной росписью, выполненной в 1731 году артелью иконописцев под руководством Фёдора Фёдорова. Их фрески, отличающиеся некоторой упрощённостью в передаче сюжета, в чем-то напоминают русский лубок и весьма характерны для позднего периода развития этого живописного жанра.
Хранящаяся в храме книга, именуемая «Келейной записью», составленная в период 1761-1825 год священником Семёном Егоровым, рассказывает о том, что в церкви, кроме икон, пришедших из глубокой древности, хранились также серебряные кресты с мощами святых, воссиявших в ярославских землях. Кроме того, его сочинение во всех подробностях рассказывает о событиях, свидетелем которых была в эти годы церковь Архангела Михаила (Ярославль).
Годы запустения
В советский период ареной широкой антирелигиозной кампании, развёрнутой в стране, стал и Ярославль. Церковь Михаила Архангела – гарнизонная, в которой молились, отправляясь в бой, многие поколения российских воинов, была закрыта и превращена в склад. В 1925 году изъяли и отправили в переплавку её колокола, а всю утварь и прочие ценности попросту разграбили. Очень небольшое их число удалось уже в наши дни обнаружить в музеях страны.
Ситуация несколько изменилась к лучшему в шестидесятые годы, когда храм Михаила Архангела (Ярославль) передали под опеку городского музея-заповедника. Была произведена его частичная реставрация, но средств у государства не хватало, а прежние купцы-благодетели давно канули в Лету.
На пути к возрождению
Так и оставался храм музейным экспонатом, используемым для хозяйственных нужд, вплоть до 1992 года, пока не был наконец возвращён православной церкви. В этот период, ввиду изменившейся государственной политики по отношению к вопросам религии, многие храмы и монастыри, прежде отнятые у верующих, вернулись к своим прежним владельцам. В их число вошла и церковь Михаила Архангела (Ярославль).
Расписание богослужений и в те годы, и сегодня можно увидеть лишь на дверях её южного предела – тёплой части церкви, реставрация которой завершена. Остальное здание ещё закрыто на замок и ждёт своего часа. В нём лишь произведены штукатурные работы и восстановлены оконные витражи.
Традиция добровольных пожертвований
Дел предстоит ещё много, так как за годы тоталитарного богоборчества храму был причинён значительный ущерб. В 1995 году ей вновь, как и в давние годы, был предан статус гарнизонного храма. Но восстановительные работы это не ускорило. Видно, без щедрот добровольных жертвователей церковь Михаила Архангела (город Ярославль) в полной мере не возродить.
Впрочем, статистика показывает, что и в наши дни не оскудела русская земля добровольными жертвователями. Официально процент вложенных ими средств от общего объёма финансирования восстановительных работ не оглашается, но, судя по темпам, с которыми за последние десятилетия святыни, находившиеся прежде в запустении, принимают свой истинный облик, он достаточно велик.
Чем дорога нам церковь Архангела Михаила?
Святые места – Ярославль и прочие города, входящие в Золотое кольцо России, — сегодня являются наиболее посещаемыми как паломниками, так и просто туристами. Исторический центр Ярославля внесён в список ЮНЕСКО, поскольку представляет собой значительную историческую и художественную ценность. Сюда со всей страны и из-за рубежа съезжаются тысячи людей, чтобы вдохнуть ни с чем не сравнимый воздух старины. Но не только культурным наследием прошедших веков славен этот волжский город.
Известен он и своими храмами, заметное место среди которых занимает церковь Михаила Архангела, описание которой сегодня можно найти как в печатных путеводителях, так и на принадлежащих ей интернет-сайтах. Здесь, в стенах, ставших свидетелями стольких богослужений, молитва становится особенно благодатной.
Важно отметить, что делу возвращения народа к его исконным духовным корням служат не только совершаемые в ней богослужения, но и концерты хоровой и колокольной музыки, проводимые здесь каждый август в рамках всероссийского фестиваля «Преображение». Участие в них принимают и профессиональные коллективы, и церковные хоры, созданные силами отдельных приходов. Их пение, сопровождаемое звоном колоколов, становится символом святости, возрождающейся после десятилетий духовного мрака и запустения.
fb.ru
Ваш комментарий будет первым