Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Чехия или польша: сравние цен на жилье, транспорт, продукты

сравние цен на жилье, транспорт, продукты

Назад

в закладки

Фото: shutterstock.com

Польша и Чехия — страны-соседки, которые достаточно близки ментально почти всем народам СНГ. В последнее время интерес к ним возрос, многие покидают обжитые места и поселяются на территории этих двух участниц ЕС. О соотношении цен и уровня жизни — читайте в нашем материале

Польша

Недвижимость: аренда и покупка

Самые посещаемые города Польши — Варшава, Краков, Вроцлав и Гданьск. В последнем даже есть море (правда, холодное до невозможности) и порт, поэтому все моряки стремятся именно туда. Центры культурной жизни — Варшава и Краков. Ежегодно эти города встречают миллионы туристов и проводят на своих улицах множество фестивалей. Кстати, искать квартиру лучше до времени наплыва туристов и студентов, когда разница месячной цены аренды может достигать 100-150 евро.

Цены на аренду однокомнатной квартиры в Варшаве стартуют от 100 евро в месяц. За эту сумму вы получите мегамаленькую квартиру-студию на окраине польской столицы. Ближе к центру стоимость будет уже от 150 евро за «единичку», а трехкомнатные апартаменты в центре города — от 800 евро в месяц.

Краков в этом смысле более дружелюбен: на окраинах сдают за 70 евро, ближе к центру — от 100 евро, а апартаменты в центре с двумя комнатами — за 220-250 евро.

Покупка недвижимости обойдется в Варшаве в сумму от 45 000 евро (квартира-студия площадью 37 кв. м на окраине столицы), а в Кракове — от 38 000 евро (однокомнатная квартира площадью 32 кв. м).

Фото: shutterstock.com

Коммунальные платежи

Стоит знать, что при аренде квартиры за все коммунальные платежи отвечает арендатор. Так, в Варшаве стоимость содержания квартиры площадью 37 кв. м составит около 64 евро в среднем. В Кракове 32 кв.

м обойдутся вам в 57 евро. Данные цены средние, поскольку могут отличаться в зависимости и от района проживания, и от управляющей компании, которая обслуживает ваш дом. Кстати, дома, находящиеся на балансе города, имеют право оплачивать коммунальные платежи по льготным тарифам.

Стоимость питания

Цены в Польше отличаются от цен в СНГ в большую сторону примерно в 1-1,5 раза. Ниже приведем срез средних цен в маркетах Варшавы:

  • Молоко (1 л) — 0,57 евро
  • Белый хлеб — 0,65 евро
  • Яйца (12 шт.) — 1,68 евро
  • Сыр (1 кг) — 5,53 евро
  • Фрукты и овощи (яблоки, апельсины, помидоры, картофель) — 0,41-1,06 евро за 1 кг
  • Вода (1,5 л) — 0,46 евро
  • Рис (1 кг) — 0,86 евро
  • Импортное пиво (0,33 л) — 1,03 евро
  • 0,5 л местного пива (Keo, Leon) — 0,73 евро
  • Бутылка вина — 5,78 евро
  • Пачка сигарет (Marlboro) — 3,47 евро

Супермаркеты Польши не особо щедры на различного рода акции, призванные помочь сэкономить. Однако в некоторых магазинах имеется отдельная полка для уцененных продуктов, где вы можете приобрести товар с неидеальной упаковкой на 50-70% дешевле идеального аналога.

Фото: shutterstock.com

Транспорт

Одноразовый проезд в транспорте Варшавы избавит ваш кошелек от 1,2 евро, а месячный проездной — от 25,45 евро. Несмотря на то, что в Варшаве работает метро (пока лишь одна линия), никто не стремится, подобно Москве, Киеву и Петербургу, приобретать и арендовать жилье именно у станции метрополитена. Всё потому, что наземный транспорт польской столицы развит отлично, везде ходят удобные кондиционированные трамваи и автобусы, на которых с любой окраины до центра можно добраться за 25-30 минут.

Если у вас собственный автомобиль, знайте, что литр бензина обойдется в 1,08 евро. Десятка литров будет достаточно, чтобы без проблем передвигаться по Варшаве неделю (зависит от расхода автомобиля по городу, разумеется), поскольку расстояния там минимальные (протяженность с севера на юг — всего 33 км).

Стоимость такси в польской столице стартует от 1,85 евро (посадка и 3 км пути), далее — от 0,51 евро за километр. Час ожидания — около 9 евро.

Медицина

Стоит знать, что в Польше медобслуживание может быть платным и бесплатным. Привилегией последнего пользуются те, кто приобрел страховку, и лица, уплачивающие взнос за медицинское обслуживание. Если мимо этих двух категорий вы благополучно пролетели, то стоимость визита к «врачу первого контакта» (семейный врач, который первым вас осматривает и выписывает направление в клинику или поликлинику) составит от 18 до 50 евро, а консультация (и только она!) вытащит из вашего кошелька от 15 до 25 евро. Кстати, к врачу вам придется обращаться по любому поводу, поскольку без рецепта в аптеке вам продадут только спрей от насморка. На этом безрецептурный отдел аптек заканчивается, дальше — только с заветной бумажечкой. Поэтому лучше оформить-таки страховку, которая на год стоит 100 евро, в зависимости от класса страхования.

За указанную сумму ваш полис позволит посещать семейного врача, консультироваться с докторами, однако оперативное вмешательство — отдельная статья расходов.

Стоимость сферы услуг

В принципе, наценка в Польше на сферу услуг лишь немногим отличается от, скажем, московской. Так, визит в парикмахерскую на мужскую стрижку стартует от 1 до 10 евро, мясное блюдо в ресторане среднего уровня — от 5 евро, бутылочка пива там же обойдется примерно в 2 евро, а вина — в 10 евро.

Развлечения

Варшава хоть и небольшой (по сравнению со столицами СНГ) город, однако положение столицы государства обязывает, поэтому тут работает множество музеев, гастрольных выставок и ночных заведений. В общем, и молодежь, и более старшее поколение найдут чем заняться. В отличие от Варшавы, Краков предлагает куда меньшее количество ночных развлечений, однако более обильную музейную и экскурсионную программу.

Фото: shutterstock.com

Чехия

Недвижимость: аренда и покупка

Не так давно мир заново открыл для себя Прагу, которая, пережив туристический ренессанс, стала буквально Меккой для тех, кто стремится побывать в средневековой каменной сказке Европы.

Помимо столицы наиболее посещаемым городом Чехии является Карловы Вары, ориентированный на бальнеологический туризм, и Брно.

Прага делится на округи (Praha-1 — Praha-22), где под первым понимается центр города и дальше по удаленности от него — до 22. Разумеется, наиболее дорогие квартиры — в историческом центре, однако при выборе района стоит воспользоваться картой административного деления, ведь некоторые (особо большие) округи делятся еще на несколько цифр (например, Прага-9 делится внутри на Прага-14, Прага-18, Прага-19, Прага-20, Прага-21).

Стоимость аренды однокомнатной квартиры в историческом центре Праги стартует от 330 евро (примерно такие же цены в Праге-2, 3, 4, 5, 6). За эту сумму вы получите квартиру в старом доме с высокими потолками площадью 40-51 кв. м, в которой кухня находится в зале-гостиной, а не в отдельной комнате (1+kk). Двухкомнатная (2+kk) будет стоить от 440 евро. Немногим дешевле обойдутся квартиры в округах 14-17, однако стоит выбирать новостройки, поскольку в округе станций метро Budějovická и Kačerov очень много зданий времен СССР.

Покупка квартиры в центре Праги стартует от 200 000 евро (примерно 45-55 кв. м). Стоит также учесть, что сегодня строится очень много нового жилья эконом-класса в перспективных районах городах. Например, в радиусе 5 км от метро Hůrka выстроен целый городок достаточно бюджетных апартаментов. Кстати, это — один из русских районов Праги, поэтому вокруг вы найдете магазины продуктов из России, деликатесов или алкоголя родом из СНГ (разумеется, уже по чешским — весьма высоким — ценам).

Фото: shutterstock.com

Коммунальные платежи

Чехия славится своими коммунальными услугами как по их предоставлению, так и по части стоимости. Так, например, содержание квартиры площадью 50 кв. м обойдется примерно в 85 евро. Цены могут меняться в зависимости от района города и управляющей компании.

Стоимость питания

Цены маркетов Праги чуть выше, чем в Польше, однако акций, скидок и промопредложений тут намного больше. Так, например, постоянно проводят акции сети маркетов Albert, предлагая скидки и программы лояльности, а также Lido, где и без того достаточно умеренные цены. Меньше всего акций, но одни из наиболее высоких цен — в австрийской Billa, входящей в сеть REWE Group по всему миру.

Срез цен в маркетах Праги:

  • Молоко (1 л) — 0,71 евро
  • Белый хлеб — 0,77 евро
  • Яйца (12 шт.) — 1,39 евро
  • Сыр (1 кг) — 6,69 евро
  • Фрукты и овощи (яблоки, апельсины, помидоры, картофель) — 0,59-1,77 евро за 1 кг
  • Вода (1,5 л) — 0,49 евро
  • Рис (1 кг) — 1,12 евро
  • Импортное пиво (0,33 л) — 1,01 евро
  • 0,5 л местного пива — 0,57 евро
  • Бутылка вина — 4,45 евро
  • Пачка сигарет (Marlboro) — 3,36 евро.
Фото: shutterstock.com

Транспорт

В столице отлично развит наземный и подземный транспорт. Метро насчитывает три линии (A, B, C), а маршрутов трамваев тут великое множество. Они проходят почти по всему центру Праги, а для поездки в отдаленные районы можно воспользоваться автобусами и метро. Кстати, даже в ночное время, после закрытия метро, работают трамваи (по центру) и автобусы (в отдаленные районы). Стоимость и нумерация их отличается, обозначаясь в расписании белыми цифрами на коричневом фоне.

Стоимость одноразового билета (действует 90 минут на всем транспорте с любыми пересадками) — 1,18 евро. Short-ticket (30 минут с любыми пересадками) — 0,89 евро. Проездной на сутки — 4 евро, на 72 часа — 11,46 евро.

Такси в чешской столице пользуются достаточно редко именно из-за развитого транспорта, с которым нет проблем даже в 2 часа ночи, однако тарифы на приватный проезд в авто с шашками стартуют от 1,48 евро (посадка и 3 км пути), а далее — 0,91 евро за каждый километр.

Медицина

Медицина в Чехии, как и в большинстве стран ЕС, страховая. Разделена она на добровольное страхование и обязательное. То есть работающего гражданина страхует работодатель, а неработающего — государство. В первом случае тариф составляет 13,5% от заработной платы, при этом лишь треть — выплаты из собственного дохода, остальное дает работодатель. Многие мигранты не застрахованы, а в этом случае должны оплачивать медуслуги на приеме врача. Стоимость их достаточно высока: например, консультация стартует от 15 евро, осмотр гинеколога или уролога — от 18-22 евро, а удаление зуба у стоматолога — от 25 евро. Согласно законодательству Чехии, бесплатно предоставляются медицинские услуги в экстренных случаях (при катастрофе, остром аппендиците и в других ситуациях, когда под угрозой жизнь и здоровье), однако и тут есть подводные рифы. Минздрав Республики разрешает оказывать и эту помощь дорого, поскольку определение «внезапное заболевание» достаточно широко для понимания.

Стоимость других услуг

Стоимость услуг в среднем выше, чем в СНГ. Так, цена за мужскую стрижку стартует от 9 евро, а за женскую — от 15 евро (40-50 минут работы мастера). Конечно, можно найти и такие места, где стрижка будет стоить 1 евро, правда, результат вам, скорее всего, не понравится. В такие заведения набирают вчерашних студентов без опыта, они будут его нарабатывать на вас.

Рестораны в Чехии делятся на Restaurant, где обед с мясным блюдом будет стоить от 12 евро, и Restaurace, где счет стартует от 4 евро.

Свиную рульку (vepřové koleno) — традиционное блюдо Чехии — можно попробовать практически в любом баре и кафе. Ее подают к пиву, поэтому там, где есть этот пенный напиток, найдется и классическая рулька.

Развлечения

Прага — самый туристический город Чехии, соответственно, выбор развлечений тут весьма широк. Вы можете отправиться в один из многочисленных ночных клубов, театр, кино (правда, только на чешском или английском языке). Множество музеев и достопримечательностей просто не дадут вам скучать! Наиболее привлекательный район ночной жизни — центр. Тут ежевечерне открывают свои двери сотни клубов, баров, дискотек и ночных кафе. Примерно такое же количество — в районе Vinohrady, где ночные заведения располагаются чуть ли не в каждом доме.

Читайте также: Недвижимость и уровень жизни в Болгарии и Черногории: сравниваем цены на жилье, транспорт, продукты.

Смотрите также:

Еще 0 ответов комментарии

Чехия или Польша: в какой стране лучше работать?

Ежегодно наша компания проводит сравнение европейских стран по уровню жизни, заработной платы, социального обеспечения и других показателей. Для нашей целевой аудитории — соискателей, которые планируют работу в одной из стран Европы, мы подготовили сравнение двух стран: Чехия и Польша. Мы постараемся быть максимально объективными и честными для того, чтобы вы могли выбрать лучшую страну для работы; понять преимущество Чехии над Польшей, или наоборот.

Какие показатели могут заинтересовать нашего читателя в первую очередь?

Минимальная заработная плата: на начало 2019 года в Чехии — 1000 евро, в Польше — 650 евро. Заработную плату в этих странах принято делить на брутто и нетто. Данный показатель хоть и находится в начале нашего списка, но следует отметить, что минимальную заработную плату получают только 2-3% коренных жителей и до 10% тех работников, которые приехали работать из других стран. Другое дело обстоит с теми зарплатами, уровень которых превышает минимальный. Здесь преимущество Чехии над Польшей: подоходный налог с физических лиц в Чехии составляет 25%, в Польше зарплата нетто составляет 73% (нужно умножать размер зарплаты на 0.73, чтобы получить представление о зарплате «на руки»). Преимущество Чехии над Польшей в более продуманной системе налогообложения и социального страхования, а именно: частный предприниматель не оплачивает налоги при «нулевой» прибыли, а работник может выбрать удобную ему систему социального страхования.

Средняя зарплата по отрасли — весомый аргумент сделать выбор между двумя странами.

Наверное нет такой страны в мире, где бы не было значительной разницы в зарплате между высококвалифицированной и неквалифицированной работой. В Чехии врачи получают около 60000 крон, что в евро составляет ~2350 евро. В Польше врачи зарабатывают около 1500 евро. Что касается работы в Чехии и Польше, которая не требует квалификации и опыта работы — работник склада зарабатывает 900 и 700 евро соответственно. Как видно из последнего примера, в Чехии можно заработать минимум на 25% больше чем в Польше выполняя аналогичную работу. А выполняя высококвалифицированную работу в Чехии (врачи, инженеры, IT-специалисты) можно зарабатывать вдвое больше чем в Польше.

В столице Чехии — Праге, зарплаты традиционно выше чем в других, меньших городах

Начиная с 2010 разница в доходах жителей Праги и других городов Чехии, таких как Брно и Оломоуц понемногу сокращается. Причиной этого служит быстрое развитие промышленного сектора за пределами Праги. Как грибы растут новые логистические парки и промышленные предприятия, которые предоставляют десятки тысяч новых рабочих мест.

О языковом вопросе: владение английским приветствуется как в Польше, так и в Чехии. В обеих странах можно трудоустроиться без знания языка. Заработная плата тех работников, которые не владеют чешским или польским языком ощутимо ниже. При желании можно пройти языковые курсы, чешский или польский будет легко изучать гражданам из СНГ. Для врачей из-за рубежа обязательно пройти через процедуру нострификации диплома, сдать экзамены по специальности и на знание местного языка.

Уровень медицинского обслуживания. Качество предоставления «бесплатных медицинских услуг в Польше выше чем к примеру в Украине, но до уровня Чешской системы здравоохранения она не дотягивает. Самым справедливым показателем здесь служит средняя продолжительность жизни. В Чехии она составляет: 75.9 лет для мужчин и 81.7 лет для женщин, а Польше – 73.6 лет для мужчин и 81.3 лет для женщин, соответственно (по данным энциклопедии Wikipedia).

Другие, не менее важные сравнительные показатели помогут сделать ваш выбор в пользу трудоустройства в Чехии или Польше более оправданным

Стоимость продуктов питания и их качество.  Здесь нет определённого лидера, так как для оптимального рациона потребуется около 100 долларов США в обеих странах. Разве что, чешские продукты питания ничем не отличаются по качеству от немецких. Виной всему стандарты качества (допустимое количество химических добавок) в Польше. Преимущество Чехии над Польшей в том, что чешские стандарты качества продуктов питания намного выше, а сами продукты содержат больше натуральных ингредиентов чем польские.

Аренда недвижимости. Это направление напрямую относится в тем гражданам, которые приезжают в Польшу или Чехию на работу. Мы хотим проинформировать читателя, что стоимость аренды в Чехии несколько выше чем в Польше, особенно сравнивая стоимость аренды в столичных городах. Стоимость аренды комнаты на двоих в Праге составляет около 150 евро с человека, в то время как в Варшаве несколько дешевле, около 100 евро. Рекомендуем рассчитать часть заработка к стоимости аренды квартиры или места в рабочем общежитии.

Примерные расчёты

Чехия:

  • зарплата — 1200 евро;
  • место в общежитии — 100 евро.

Польша:

  • зарплата — 650 евро;
  • место в общежитии — 50-80 евро.

Как видим, работа в Чехии принесёт больше прибыли при соизмеримой стоимости проживания и условия проживания в Чехии могут оказаться лучше. Многие работодатели в Чехии и Польше предоставляют бесплатное жилье. В Чехии, чаще всего это отдельное жилье (дом, квартира) для работника или семейной пары, что уже делает проживание в Чехии наиболее комфортным.

Уточняйте не только стоимость проживания, но и условия в которых вы будете проживать: отдалённость до места работы, количество человек в комнате, наличие удобств.

Подведем итоги:

Польша — относительно большая страна (население составляет 40 миллионов человек), в то время как Чехия — это меньшая страна (10 миллионов населения). Чехия гораздо более интегрирована культурно-исторически с соседними странами — Австрия, Бавария. Чехия более западная страна, чем Польша в менталитете, поскольку исторически она тесно развивается вместе с немецкоязычными гражданами и культурным влиянием Германии.

В целом, по мнению редакции RightStaff, эти две страны предлагают схожие условия работы для работников из-за рубежа. Но Чехия наиболее выгодна с точки зрения зарплаты, предлагаемой работы и условий труда. И не стоит забывать о качестве и уровни жизни в Польше, которая и в этом вопросе уступает Чехии. Для тех, кто заинтересовался работой в Чехии, может познакомиться с актуальными вакансиями в нашем сайте в рубрике «Вакансии».

В любом случае, дорогие читатели, решать только вам где жить и работать!

Получить бесплатную


консультацию

Подробнее о согласииЛицензия №1301 от 29.08.2019Я согласен на обработку персональных данных

В польском сейме пригрозили предъявить Чехии территориальные претензии — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 8 октября
EUR ЦБ: 59,98 (+1,74) Инвестиции, 07 окт, 16:10

Курс доллара на 8 октября
USD ЦБ: 61,25 (+0,99) Инвестиции, 07 окт, 16:10

Не относятся к штрафам серьезно: как наказывать водителей люксовых авто Партнерский проект, 18:33

«Оренбург» победил «Ахмат» благодаря голам Сычевого и Аюпова Спорт, 18:32

Лучший вратарь ЧМ-2010 объяснил пост с каминг-аутом взломом аккаунта Спорт, 18:17

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 18:16

В Херсоне прогремели четыре взрыва Политика, 18:15

Эксперты предсказали компаниям Китая «каменный век» из-за санкций США Политика, 18:04

IBA обвинила в расизме недовольного допуском россиян польского министра Спорт, 17:37

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подпишитесь за 99 ₽ в месяц

Как работает «инсультная» бригада скорой помощи Партнерский проект, 17:35

Дополнительные паромы в Крыму запустят 10 октября Общество, 17:32

В Ростовской области разбился Су-24 Политика, 17:13

Bloomberg назвал «сейсмическими» возможные санкции против металлургов Бизнес, 17:06

На Крымскому мосту запустили движение автомобилей по двум полосам Общество, 17:02

Умер бывший вратарь сборной СССР по футболу Юрий Дегтерев Спорт, 17:00

В Конгрессе США предложили ответ на решение ОПЕК+ по сокращению добычи Политика, 16:58

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

С предложением потребовать у Чехии 368 га территории выступил депутат от правящей партии Ярослав Краевский. Спор между Варшавой и Прагой продолжается много лет из-за раздела границы в 1958 году

Ярослав Краевский (Фото: Rafał Guz / Polska Agencja Prasowa / Global Look Press)

Правительство Польши в ближайшее время может предъявить территориальные претензии к Чехии, потребовав у нее 368 га в рамках компенсации за невыгодную демаркацию польско-чехословацкой границы в 1950-х годах, сообщает Rzeczpospolita со ссылкой на письмо депутата правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Краевского.

«С 1992 года делом занималась Польско-чешская пограничная комиссия, а в 2005 году правительство Чехии даже предложило финансовую компенсацию. <…> Я считаю, что это [предъявление территориальных претензий] правильно», — сообщил изданию депутат.

Однако депутат от партии «Гражданская платформа» Ян Ольбрихт раскритиковал эту инициативу. «Положение, в котором оказались и Европа, и мир из-за конфликта на Украине, не подходит для решения спорных вопросов с соседями», — отметил политик.

www.adv.rbc.ru

В ответ Краевский заявил, что «никогда не будет подходящего времени для принудительного исполнения требований».

www.adv.rbc.ru

Речь идет о компенсации за демаркацию польско-чехословацкой границы в 1958 году. После подписания соглашения об окончании пограничных споров между Польшей и ЧССР Чехословакия получила 1205,90 га, а Польша — 837,46 га

1 сентября глава партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил о намерении Польши потребовать у Германии 6,2 трлн злотых (около $1,3 трлн) репараций за ущерб во Второй мировой войне. Он выразил мнение, что указанная сумма «полностью приемлема» для экономики Германии и «никоим образом не обременит» ее. Качиньский также пояснил, что значительную часть суммы составляет «компенсация за гибель более 5,2 млн польских граждан».

В 2017 году специальная комиссия польского сейма по репарациям оценила нанесенный Германией за годы Второй мировой войны ущерб в $48,8 млрд. В следующем году требуемую сумму увеличили до $850 млрд, а затем снизили до $543 млрд. В итоге польские власти решили пересчитать сумму репараций «по новой технологии».

Хотя немецкие власти признают ответственность страны за совершенное во Вторую мировую войну, они неоднократно отказывали Польше, ссылаясь на резолюцию польского сейма от 1953 года. В документе заявлено, что ФРГ исполнила все обязательства по компенсации ущерба. Кроме того, в 1991 году Берлин выплатил Польше еще €1,3 млрд в рамках соглашения о добрососедстве.

V4 не больше? Время для польско-чешско-словацкого треугольника

Павел Мусиалек (опубликовано в сотрудничестве с аналитическим центром Ягеллонского клуба)

Война на Украине вызвала серьезные политические последствия в Центральной Европе, с отношениями в Вышеградской группе (V4 ) перевернулся. Отношения Польши с Венгрией стали холодными, но никогда прежде она не была так близка с Чехией и Словакией. Стоит максимально использовать эту возможность, пока климат благоприятен.

Польско-венгерский союз как основа V4

Перед войной самые прочные отношения Польши были с Венгрией. Будапешт был не только самым важным партнером Варшавы в регионе, но после ухода Великобритании и ее самым важным партнером в ЕС.

Этот союз был основан на нескольких стратегических факторах. Во-первых, и «Право и справедливость» Ярослава Качиньского (ПиС), и «Фидес» Виктора Орбана являются антилиберальными партиями, которые строят свою политическую поддержку на дихотомии между местными жителями и космополитическими элитами, поддерживаемыми либеральным европейским истеблишментом, с которым обе партии находятся в структурном конфликте.

Поддержка консервативных провинций также сближает ПиС и Фидес по аксиологическим вопросам. Обе партии выступают против прогрессивной политики и подчеркивают необходимость сохранения общественного порядка, основанного на традиционных ценностях.

Польша и Венгрия создадут институт для оценки верховенства права в странах ЕС

Другим фактором, который дает им потенциал для сотрудничества, является аспект «суверенитета» их политики ЕС. ПиС и Фидес выступают за избирательную интеграцию, то есть только в тех областях, где это имеет смысл с точки зрения национальных интересов. Для них интеграция ради интеграции не имеет ценности.

Это, естественно, ведет к напряженности в отношениях с истеблишментом ЕС и приводит к необходимости создания регионального альянса государств со схожими интересами и ценностями, подталкивая Будапешт и Варшаву к совместной работе.

Общие проблемы двух стран оказались достаточно серьезными, чтобы PiS смогла допустить сближение Орбана с Россией. До войны, несмотря на свою двойственную риторику и энергетическое сотрудничество, Венгрия не блокировала санкционные пакеты против России после 2014 года, что для Варшавы означало бы пересечение некой красной линии.

Венгрия в центре внимания

Эта черта была перейдена после российской агрессии против Украины. Венгрия не только сдержала обсуждение санкционных пакетов, но и сохранила крайне двусмысленную позицию по конфликту. Повествование в подконтрольных Орбану венгерских СМИ резко отличалось от того, что, например, рассказывал о войне польский государственный телеканал TVP.

Хотя решение об ограничении эмбарго на российскую нефть и газ было понятно, учитывая высокую зависимость Венгрии от российского сырья, такие попытки, как исключение патриарха Кирилла из режима санкций, продемонстрировали, что российско-венгерское сотрудничество достигло опасного уровня.

С начала войны Венгрия подверглась широкой критике, в том числе со стороны самого Качиньского. Дипломатические отношения заметно охладились, о чем лучше всего свидетельствует отмена саммита V4, который должен состояться в Будапеште.

Качиньский критикует подход Орбана к Украине: «мы не можем сотрудничать, если так будет продолжаться»

Орбан также подвергся критике со стороны Чешской Республики при ее новом премьер-министре Петре Фиала (в отличие от его предшественника Андрея Бабиша) . Это заставило некоторых задаться вопросом, означает ли это конец V4. Тем не менее вопрос о роспуске Вышеградской группы не обсуждается. История разногласий интересов между странами длинна, о чем свидетельствует устойчивость формата к конфликтам.

Тем не менее, Венгрия явно ослабила свои позиции в регионе. Важно отметить, что траектория спора Брюсселя с Будапештом о верховенстве закона также начинает расходиться с траекторией спора с Варшавой.

Является ли Прага новым Будапештом для Польши?

Одновременно с процессом снижения роли Венгрии динамично активизируются польско-чешские отношения. Всего несколько месяцев назад главной темой на оси Варшава-Прага был спор вокруг угольной шахты Туров. Этот вопрос не был решен к концу правления Бабиша, несмотря на многочисленные раунды переговоров.

Туров, конечно, был не единственной причиной того, что чешско-польские отношения не были крепкими. Прага раскритиковала реформы польской системы правосудия. Она также не разделяла европейскую политику ПиС, хотя сами чехи проявляли высокий уровень скептицизма по отношению к ЕС. Чешское правительство также не поддержало PiS в спорах с Европейской комиссией.

Польша и Чехия подписывают соглашение о прекращении спора по угольным шахтам

Чехи прохладно отнеслись к видению более глубокого сотрудничества в рамках V4, поскольку они не хотели поднимать региональное сотрудничество до «геополитического» уровня и ограничивать влияние Германии на регионе ЦВЕ, как это пыталась сделать PiS.

Война, похоже, изменила отношение к Чешской Республике во многих областях – по крайней мере, так воспринимают ее в Польше. Во-первых, в Варшаве отмечали, что в стране произошла значительная политическая «дерусификация». Прага теперь воспринимает действия России так же, как и Польша, и мы знаем, что основа совместной политики — это общее восприятие угроз.

Лучшим примером перемен является тот факт, что до недавнего времени чехи не были заинтересованы в строительстве газопровода Stork II в Польшу. Они сочли проект нежизнеспособным с точки зрения бизнеса, поскольку у них есть удобные связи с Германией и Словакией.

Но их расчеты не предвидели, что Газпром может дойти до отключения газа всей Европы. Чешская Республика теперь хочет построить газовую линию в Польшу, чтобы получить доступ к международному рынку природного газа. Растущая роль Польши видна не только в энергетике. Есть также планы по развитию транспортной инфраструктуры, чтобы облегчить доступ чехов к польским портам.

Польша удваивает размер планируемого газового терминала благодаря интересу Украины, Чехии и Словакии

Говоря с чехами, может сложиться впечатление, что они не только разделяют точку зрения Польши, но и осознали, что во многих западноевропейских странах даже войны недостаточно, чтобы вызвать адекватный ответ – тем самым еще больше подняв статус Варшавы.

Чешская Республика также поддерживает более амбициозную поддержку Киева, включая сильный фонд реконструкции и прием Украины в ЕС. Эти требования и решимость их реализовать означают, что сегодня, впервые за многие годы, Прага видит Варшаву ближе, чем Берлин, чей подход вызывает большое разочарование.

Кроме того, Польша стремится стать военным центром региона. Задолго до 24 февраля Варшава тратила на армию 2% ВВП, что не было нормой в НАТО. Объявленное увеличение этих расходов до 3% ВВП означает радикальное ускорение программ модернизации и повышает привлекательность Польши в сфере безопасности.

Растущее значение Польши, о чем свидетельствует ее все более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами, также заметно на международной арене.

Байден объявляет о постоянной военной базе США в Польше, первой в Америке на восточном фланге НАТО правящая партия в Европарламенте.

Еще одна общая черта Польши и Чехии – это вопрос о беженцах из Украины, прибывших в обе страны после 24 февраля. Взаимные вызовы становятся предметом взаимного обсуждения. Чешское общество высоко ценит польскую помощь как беженцам, так и самой Украине.

Символическим подтверждением консенсусного курса стал хорошо встреченный совместный визит в Киев премьер-министров Моравецкого и Фиалы (а также словенского Янеза Янши и вице-премьера Польши Ярослава Качиньского).

Премьер-министры Польши, Чехии и Словении сегодня посетили Киев — первые иностранные лидеры, посетившие Киев после вторжения России, — где они встретились с @ZelenskyyUa.

Их целью было показать «безоговорочную поддержку всего ЕС независимости Украины» https://t.co/FzeOQLSNeK

— Записки из Польши 🇵🇱 (@notesfrompoland) 15 марта 2022 г.

Словакия отворачивается от России совсем другое место до войны. В течение многих лет политика левого правительства Роберта Фицо заключалась в том, чтобы избегать противодействия России. После 2020 года новое правоцентристское правительство было более проатлантическим.

Незадолго до войны Братислава приняла новую стратегию безопасности и обороны. Впервые он определил Россию как источник вызовов.

Когда началось вторжение в Украину, Словакия неожиданно оказалась в авангарде стран, наиболее активно занимающихся дипломатической, гуманитарной и военной помощью. Среди прочего, страна поставила ЗРК С-300, ведутся переговоры об отправке в Украину самолетов МиГ-29.

Война убедила правительство Словакии согласиться на создание оперативной группы для укрепления восточного фланга НАТО, в которую войдут вооруженные силы Польши, Чехии и Германии. На сегодняшний день отсутствие общественной поддержки, среди прочих факторов, препятствует размещению союзных армий в стране.

Газовый интерконнектор скоро свяжет Польшу и Словакию, говорит Президент Польши .

В отличие от Польши и Чехии, политика Словакии подверглась критике со стороны внутренней оппозиции, которая призывает к большему нейтралитету в отношении войны из-за традиционного недоверия словаков к США и НАТО.

Одним из источников любви словаков к России является привязанность значительной части элиты и общества к славянофильским лозунгам, уходящим корнями в словацкий национальный ренессанс XIX века.

Таким образом, принимая во внимание социальные разногласия, вызванные войной, благоприятная ситуация в стране может скоро закончиться, если словацкое общество почувствует нарастающие последствия инфляции и начнет ассоциировать ее с политикой правительства.

Польско-словацко-чешский треугольник?

Война вызвала глубокую реконфигурацию отношений внутри V4. Венгрия, положение которой в группе зависит только от политики Орбана, выброшена на свалку.

Наступил золотой век польско-словацко-чешского треугольника. Задача политических элит этих стран состоит в том, чтобы воспользоваться возможностью до того, как она будет упущена.

Поляки и венгры больше не братья?

Естественно, что основой сотрудничества в нынешней геополитической ситуации является безопасность. Российская агрессия доказала, что время традиционных угроз еще не закончилось. К сожалению, об этом должны помнить, в частности, страны Центральноевропейского региона.

Еще раз в истории война продемонстрировала общие судьбы нашего региона, а также стратегические различия между странами V4 и наиболее влиятельными государствами Западной Европы. Вот почему настало время признать необходимость региональной солидарности.

Регион должен перестать думать о себе как о бедном родственнике Запада. Нам нужно начать видеть себя регионом со своей идентичностью и интересами, способным многого добиться вместе.

Сейчас самое подходящее время для того, чтобы Варшава убедила Прагу и Братиславу, например, в достоинствах более активного участия в Инициативе трех морей, особенно после того, как в июне Соединенные Штаты объявили о дальнейшей финансовой поддержке для содействия развитию инфраструктурных связей.

Но это не просто хороший момент, чтобы стряхнуть пыль со старых «экспертных» проектов, которые еще предстоит реализовать. Пришло время и для создания новых идей.

Если что-то хорошее и выйдет из российской агрессии, так это лучше узнать соседей. Это могло бы привести к региональному союзу, основанному на общих интересах.

Оригинальную польскую версию этой статьи можно найти здесь. Перевод Бена Кошалка

Основное изображение предоставлено KPRM/Flickr (под лицензией CC BY-NC-ND 2.0)

Павел Мусиалек является членом правления аналитического центра Ягеллонского клуба и директором его Аналитического центра

Как поссорились чехи и поляки

Дело Турова — это всего лишь симптом недостаточного инвестирования в чешско-польские отношения. Источник: Смартха / Shutterstock.com

Чехи обычно входят в число самых популярных наций в Польше. Опрос, проведенный в марте 2021 года, показал, что только 6% поляков негативно относятся к чехам. Тем не менее, сегодня польские государственные СМИ изображают Чешскую Республику как врага, который по сомнительным причинам намерен разрушить польский энергетический сектор. В настоящее время именно буроугольный рудник Туров на польской стороне границы является причиной трений между двумя странами. Отражает ли этот случай структурные проблемы в чешско-польских отношениях и что можно сделать для восстановления взаимовыгодного сотрудничества?

Vít Dostál, AMO

В 1990-е годы Чешская Республика и Польша пережили длительный период теплых отношений. Обе страны помогали друг другу в стремлении вступить в НАТО в 1999 г. и в ЕС в 2004 г. Политические элиты после 1989 г. знали друг друга с 1970-х гг., когда начали встречаться и сотрудничать. В 1990-х годах отношения между этими двумя странами были беспроблемными и были сосредоточены на евроатлантической интеграции и экономических преобразованиях.

Членство в ЕС еще больше способствовало сотрудничеству. В 2006–2010 годах произошел бум чешско-польских отношений, который происходил на трех уровнях. Во-первых, внешние обстоятельства привели к большей заинтересованности во взаимоотношениях. Такие вопросы, как переговоры по реформе договоров ЕС, инициатива США по противоракетному щиту в Центральной Европе, подготовка Чехии к председательству в Совете ЕС в 2009 году и энергетическая безопасность привели Прагу и Варшаву к одному столу. Во-вторых, в то время чешское и польское правоцентристские правительства были политически близки друг другу. Это было важным фактором в усилиях по развитию восточного измерения Европейской политики соседства. В-третьих, появились новые инструменты развития чешско-польских отношений на неправительственном и общественном уровнях благодаря созданию Чешско-польского форума, платформы для гражданского сотрудничества; присоединение обеих стран к Шенгенской зоне; и выделение больших ресурсов на трансграничное сотрудничество.

В чешском внешнеполитическом документе 2011 года Польша впервые названа «стратегическим» партнером. Однако в течение следующего десятилетия двусторонние отношения ухудшились. Во-первых, не было совместной активной повестки дня на уровне ЕС и НАТО. В этот период Варшава проводила более напористую внешнюю политику как при правительствах «Гражданской платформы», так и при правительствах «Право и справедливость». Такая активная политика на международной арене была несовместима с более сдержанным чешским подходом, который был реализован после того, как чехи председательствовали в Совете ЕС.

За последнее десятилетие обе страны нашли точки соприкосновения лишь по нескольким вопросам, большинство из которых связано с вызовом Брюсселю. Прага и Варшава стояли рука об руку, отвергая переселение лиц, ищущих убежища, и реформу ЕС в области предоставления убежища и миграции. Обе страны также выступили против амбициозных целей Брюсселя в области климата и декарбонизации.

Несмотря на это ухудшение, двусторонние отношения в первой половине 2010-х годов развивались позитивно. Важным шагом в этом плане стал запуск межправительственных консультаций, позволивших обсудить многие отраслевые вопросы. В 2011 году был реализован так называемый формат 2+2 – консультации заместителей министров иностранных дел и заместителей министров обороны. Расцвело приграничное сотрудничество, и благодаря чемпионату Европы по футболу 2012 года, соорганизатором которого выступила Польша, чехи, наконец, начали открыть для себя соседнюю страну как туристическое направление.

Несмотря на возобновление близости, возникло несколько проблем. В 2012–2013 годах между двумя странами произошел затяжной спор, когда чехи обвинили поляков в экспорте некачественных продуктов питания. Обе стороны также обвиняли друг друга в загрязнении воздуха в приграничных районах Силезии. Планы развития рудника Туров и его экологические последствия начали обсуждаться на межправительственном уровне. Снова всплыли другие давно нерешенные вопросы, такие как территориальный спор между Прагой и Варшавой. По сути, чехи «должны» Польше землю, но правительство не может решить, какую территорию уступить.

Эти проблемные вопросы начали отнимать все больше времени и энергии в двусторонних отношениях и заменили предыдущую активную многостороннюю повестку дня. Это обострилось в последние два года. Дело Турова — это лишь симптом недостаточного инвестирования в чешско-польские отношения и результат отчуждения политических и бюрократических элит от обеих стран. Нынешнее положение дел также отражает то, насколько чехи поляризованы, когда речь заходит о взглядах на двух их основных центральноевропейских партнеров: Венгрию и Польшу.

Не только Туров

Чешско-польские отношения в последние месяцы значительно ухудшились. Основной причиной является спор о добыче угля в Турове, Польша, который находится непосредственно на границе с Чехией. Ситуация, однако, не может быть объяснена только этим экологическим рядом. Отсутствие общей проактивной повестки в европейской политике, углубление проблем с верховенством закона в Польше и видимое разочарование в этой тенденции со стороны чешских общественных и политических элит также не идут на пользу отношениям.

Чешская Республика неоднократно предупреждала Польшу о серьезных недостатках, содержащихся в польской оценке воздействия на окружающую среду расширения рудника Туров. Несмотря на дипломатические усилия чехов, Варшава решила продолжить добычу, и Прага ответила судебным иском.

Суд ЕС вынес предварительное решение о том, что добыча должна быть немедленно прекращена до принятия надлежащего судебного решения. Но Польша не выполнила постановления суда и была оштрафована на 500 000 евро в день.

Потребовалось предварительное решение суда, чтобы сесть поляков за стол переговоров. Переговоры начались в конце июня и привлекли значительное политическое внимание с обеих сторон. Однако ситуация вызвала значительную напряженность, особенно в Польше. Шахта и связанная с ней электростанция играют важную роль в польской энергетике. К сожалению, подконтрольные правительству СМИ в Польше преднамеренно представили спор как организованный немцами, связанный с предстоящими выборами в Чехии и, по сути, нападение на Польшу. Суть самой проблемы скрывалась, вокруг нее распространялись вводящие в заблуждение сведения и теории заговора.

После нескольких раундов переговоров переговоры были приостановлены как раз тогда, когда казалось, что соглашение вот-вот будет достигнуто. Это вызвало перепалку между польскими и чешскими официальными лицами.

Но двусторонние отношения осложняются не только делом Турова. Углубление конфликта между Польшей и европейскими институтами в отношении верховенства права и все более репрессивный подход Польши к правам женщин и сексуальных меньшинств также оказали негативное влияние. В конце 2020 года Польша вместе с Венгрией заблокировала переговоры по Многолетней финансовой программе и Фонду следующего поколения, поскольку использование этих средств обусловлено соблюдением верховенства закона. Этот факт, наряду с поправкой к польскому закону об абортах, встретил негативную реакцию части чешской политической элиты, СМИ и гражданского общества. Трения обострились еще больше, когда посольство Польши в Праге предупредило в письме, опубликованном чешским СМИ, что предлагаемая поправка к чешскому законодательству позволит женщинам-иностранкам (включая поляков) более легко делать аборты в Чешской Республике.

Есть ли выход?

Необходимо оживить чешско-польские отношения и провести серьезную политическую работу. После предстоящих осенних парламентских выборов в Чехии совместные правительственные консультации должны проходить как можно шире. Двустороннее общение было прервано пандемией, и переговоры в этом традиционном формате не проводились с июля 2019 года. Эти возобновленные встречи позволят чешским министрам проинформировать своих польских коллег о приоритетах чешского председательства в Совете ЕС, которое запланировано на вторую половину 2022 года. Наконец, следует возродить формат 2+2, так как он предлагает достаточно широкую платформу для переговоров (например, о двустороннем сотрудничестве в военной сфере и безопасности, реализации стратегии НАТО до 2030 года, отношениях с новой администрацией США , и перенос чешского опыта с враждебным китайским влиянием).

Разрешение спора вокруг Турова станет важным шагом в улучшении отношений. Чешская сторона должна настаивать на мониторинге воздействия добычи полезных ископаемых и компенсации пострадавшему региону. С другой стороны, учитывая важность шахты и электростанции для польского энергетического сектора, нельзя ожидать, что добыча полезных ископаемых будет остановлена ​​навсегда. Это не должно быть целью чехов, так как негативное влияние на взаимоотношения будет огромным.

Дело Турова также является напоминанием о том, что некоторые проблемы с Польшей трудно решить успешно, не привлекая внимания Ярослава Качиньского. Он остается самым влиятельным политиком в стране как председатель главной правящей партии. Нравится вам это или нет, но для поддержания стабильных отношений чешские официальные лица должны обращаться непосредственно к Качиньскому.

Эти шаги могли бы помочь обратить вспять нынешний спад в отношениях между Польшей и Чехией. Это будет непросто и потребует серьезных политических и дипломатических усилий. Тем не менее, поскольку на карту поставлены 30 лет хороших отношений между соседями, попытаться стоит.

Вит Досталь является исполнительным директором Ассоциации по международным делам (AMO), пражского аналитического центра.

Взгляды и мнения, выраженные в нашем блоге, принадлежат авторам, представляют широкий спектр точек зрения и не обязательно отражают позицию VSquare или наших дочерних организаций.

Чешская республика.

Президент Владимир Путин поручил Федеральной службе безопасности (ФСБ) взять на себя меры безопасности на стратегическом мосту после того, как очевидно, что заминированный грузовик повредил сооружение, связывающее Россию с оккупированным Крымским полуостровом, и нанес унизительный удар по престижу Кремля.

Между тем, 8 октября Киев подвел итоги продолжающихся контрнаступлений на востоке и юге Украины за последнюю неделю, а пророссийские силы заявили о своих первых более чем за месяц успехах в восточной части Донецкой области в районе Бахмута.

Брифинг в прямом эфире: вторжение России в Украину

Брифинг RFE/RL Live Briefing дает вам все последние события о продолжающемся вторжении России, контрнаступлении Киева, военной помощи Запада, мировой реакции, российских протестах и ​​бедственном положении мирных жителей . Чтобы посмотреть все репортажи RFE/RL о войне, нажмите здесь .

В своем указе Путин также возложил на ФСБ — преемницу советского КГБ — ответственность за безопасность энергетической инфраструктуры между Крымом и Россией.

«На ФСБ будет возложена организация и координация мероприятий по охране транспортного пути через Керченский пролив, энергомоста Российской Федерации на Крымский полуостров и газопровода из Краснодарского края в Крым», говорилось в указе.

Взрыв на Крымском мосту через Керченский пролив привел к частичному обрушению сооружения, служащего важнейшим каналом для поставок в Крым, незаконно аннексированный Кремлем в 2014 году.

Остается неясным, кто стоял за взрывом моста или если он действительно возник в грузовике.

Старший помощник президента Украины сначала предположил, что это был новый удар Киева по оперативной поддержке полномасштабного вторжения Москвы, длившегося 7 месяцев.

Михаил Подоляк, советник президента Украины Владимира Зеленского, отправил твит, предполагая причастность Украины и называя инцидент на мосту «началом», но не беря на себя ответственность со стороны Киева.

«Крым, мост, начало», — написал Подоляк в Твиттере на английском языке. «Все незаконное должно быть уничтожено, все награбленное должно быть возвращено в Украину, все, что оккупировано Россией, должно быть изгнано».

Впрочем, Киев несколько отступил от слов Подоляка. Позже президент Украины опубликовал заявление, приписываемое Подоляку, в котором говорится, что ответ на вопросы о происхождении взрыва должен исходить от российской стороны.

«Стоит отметить, что взорвавшийся грузовик, по всем признакам, въехал на мост с российской стороны. Так что ответы надо искать в России», — сказал он.

В видеообращении Зеленский не упомянул инцидент напрямую, но сказал, что «сегодня был хороший и преимущественно солнечный день на территории нашего государства. К сожалению, в Крыму было пасмурно».

Украина ищет будущее «без оккупантов. На всей нашей территории, в частности в Крыму», добавил он.

На видео, опубликованном в проукраинских социальных сетях, видно бушующий пожар на железнодорожном участке двойного автомобильно-железнодорожного Крымского моста и обрушившийся пролет на близлежащем участке дороги.

«Сегодня в 6:07 на проезжей части Крымского моста… взорвалась [бомба] и загорелись семь танкеров с нефтью, которые везут по железной дороге в Крым», — цитирует российские информационные агентства Национальный антитеррористический комитет. говоря.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Россия назвала имя главнокомандующего силами, воюющими на Украине, в связи с растущими потерями

Российские власти заявили, что в результате взрыва погибли три человека, а тела мужчины и женщины — вероятных пассажиров проехавшего рядом со взрывом автомобиля — были извлечены из воды.

Москва установила, что владельцем подозреваемого грузовика является житель Краснодарского края на юге России, и сообщила, что по его месту жительства проводится обыск, хотя неизвестно, был ли он водителем грузовика.

Трехлетний 19-километровый мост стал символом российского реваншизма и использовался для переброски войск, оружия, техники и топлива из России в Украину во время нынешнего вторжения.

Российские СМИ и Telegram-каналы сообщили, что движение на мосту было остановлено после того, как украинцы сообщили о мощном взрыве около 6 утра по местному времени.

Через несколько часов Министерство транспорта России сообщило, что на неповрежденных полосах моста возобновилось ограниченное дорожное движение, а также возобновилось движение поездов.

Взрыв на Крымском мосту через Керченский пролив привел к частичному обрушению конструкции, которая служит важнейшим каналом для поставок в Крым, незаконно аннексированный Кремлем в 2014 году.

На опубликованных изображениях виден черный дым, поднимающийся от огромного пожара на одном конце автомобильно-железнодорожного моста, строительство которого было завершено в 2019 году и обошлось почти в 4 миллиарда долларов.

Крымский мост является самым длинным в Европе и был предназначен для укрепления контроля России над Крымом, который она вторглась и аннексировала в 2014 году.

Продолжают поступать сообщения об ожесточенных боях во многих районах Украины.

Зеленский заявил в своем ночном обращении поздно вечером 7 октября, что украинские силы отбили более 770 квадратных километров и 29муниципальных образований за прошедшую неделю после проведения Россией «фиктивных» референдумов в четырех областях Украины.

Но пророссийские силы заявили в ночь с 7 на 8 октября, что они отбили территорию вокруг стратегического города Бахмут в Донецкой области, что стало первым заявлением России о территориальном захвате с момента начала контрнаступления Киева более месяца назад. .

Пророссийские сепаратисты в Донецке заявили, что вернули себе несколько деревень под Бахмутом, в том числе Отрадовку и Веселую Долину.

Вертолет сбрасывает воду для тушения горящих топливных баков на Крымском мосту 8 октября.

Сообщается, что российские войска пытались штурмовать Бахмут, город с населением около 70 000 человек до войны, который в течение нескольких недель подвергался артиллерийским обстрелам со стороны России.

Корреспондент «Настоящего времени» на передовой в северном Донецке сообщил поздно вечером 7 октября, что украинские боевики, по-видимому, отразили попытки российских войск прорвать линию обороны вблизи города.

RFE/RL не может независимо проверять утверждения какой-либо из сторон в районах интенсивных боевых действий.

8 октября назначенный Москвой заместитель главы Херсонской области объявил о частичной эвакуации мирных жителей из региона, поскольку украинские силы продолжают контрнаступление.

Кирилл Стремоусов сообщил российскому РИА Новости, что маленькие дети, их родители и пожилые люди могут поехать в две области на юге России, потому что Херсонщина «готовится к трудному периоду».

Четыре дня назад Стремоусов сказал жителям, что причин для паники в условиях боевых действий нет: «Наша артиллерия и истребители наносят удары по силам противника, вторгающимся на суверенную территорию России».

Россия заявила, что аннексирует части Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей Украины, несмотря на то, что ее силы оттесняются во многих районах. Запад осудил незаконные аннексии, заявив, что они никогда не будут признаны, и применил к причастным новые санкции.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *