История города
Ухтинский горсовет. Краткая справка
УХТА, город республиканского подчинения, центр одноименного муниципального образования в Республике Коми (с апр. 1999).
Центр нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности.
Расположен в долине реки Ухты среди холмов южной части Тиманского кряжа. Городские постройки в основном расположены на левом берегу.
Река несудоходна. В городе через нее переброшены 2 моста.
От Москвы по ж.-д. — 1560 км;
От Сыктывкара по шоссейной дороге — 325 км.
Возникновение поселка Чибью.
Возникновение города связано с разработкой нефтяных месторождений. О существовании здесь нефти было известно еще в XV в.
Первые попытки налаживания добычи и переработки нефти были предприняты в сер. XVIII в. Ф.С.Прядуновым, но особого успеха достигнуто не было: предприниматель разорился, построенный им на р. Ухте небольшой заводик переходил из рук в руки и в конце концов перестал действовать.
Разработку месторождений ухтинской нефти пытался организовать во II пол. XIX в. промышленник М.К.Сидоров. Большое будущее ухтинской нефти предрекла экспедиция под руководством академика Ф.И.Чернышева.
В конце XIX — нач. XX в. на Ухте велись поиски нефти различными людьми и организациями, бурились скважины, строились промыслы, больших успехов достигнуто не было, хотя обследование 1916 г. показало большое будущее нефтеразработок на участке близ речки Чибью.
Летом 1918 г. на Ухте побывала очередная геологическая экспедиция под руководством К.П.Калицкого, которая пришла к выводу о бесперспективности ухтинского нефтяного месторождения.
Однако известный геолог И.М.Губкин сделал из материалов экспедиции иной вывод и счел возможным найти на Ухте большие запасы нефти. Новая экспедиция 1919 г. не смогла добраться до Ухты.
В 1920 г.
Архангельский губсовнархоз решил вновь организовать кустарный промысел близ р. Чибью; предполагалось построить «культурный здоровый поселок», вести добычу и переработку нефти, отправлять ее на специальных судах вниз по Ухте, Ижме, Печоре до моря, а оттуда в Архангельск.В 1920-1921 гг. это решение было частично воплощено в жизнь усилиями жителей с. Усть-Ухта, организовавших тут соленефте-промысел.
В 1921 г. на участок Чибью перевезли из района современного п. Водный керосиновый завод, построенный А.Гансбергом в 1914 г.
В марте 1921 г. поселок на нефтепромысле «состоял из следующих рубленных построек:
- контора и жилое помещение для заведывающего промыслами и счетовода;
- 2 рабочие казармы, причем для одиноких устроены отдельные койки, а для семейных выделены комнаты;
- помещение для сторожа;
- казарма для бурового мастера;
- столярная мастерская;
- баня;
- конюшня;
- коровник;
- кладовая;
- буровая вышка;
- котельное помещение с пристройкой для электрической станции;
- помещение для кузницы, слесарной и механической мастерской.
Общее количество рабочих и служащих промысла — 136 человек, 7 чел. — членов семейств… В главном поселке проживает 114 чел., на солеварении — 14 чел и на керосиновом заводе — 8 чел.. Соленефтепромысел работал до 1924 г. и обеспечивал керосином население Ижмы, затем закрылся.
В списке начала 1926 г. отмечен поселок Чибью (Сользавод) в 35 км от Усть-Ухты, однако населения здесь не было уже в сер. 1925 г.
В 1922, 1923, 1926, 1927 и 1928 гг. здесь побывали геологические экспедиции и комиссии.
В 1938 Президиум ВС РСФСР отнес населенный пункт Чибью к категории рабочих поселков. С образованиемУхтинского района (14 июля 1939 г.) рабочий поселок Чибью стал районым центром и получил новое название —Ухта. К началу 40-х гг. Ухта стала индустриальным центром Коми АССР. На ее территории действовали:- нефтяной промысел, нефтеперерабатывающий завод. В городе и окрестностях
- насчитывалось 290 жилых зданий, 1 гостиница, 1 театр, горно-нефтяной техникум.
Ухта развивалась как база промышленного освоения европейского Северо-Востока, тесно связана с открытием и разработкой новых нефтяных и газовых месторождений. Особенно бурное жилищное строительство началось с выявлением Западно-Тэбукского нефтяного и Вуктыльского газоконденсатного месторождений (соответственно в 1959 и 1964 годах). Сейчас более 90% горожан живут в микрорайонах, которые построены после 1959 г.
Обзорная экскурсия по г.Ухта
Ухта удивит гостей своей молодостью, жизнерадостностью, своеобразной и неповторимой природой. Это город, в котором создана развитая промышленная индустрия. Отсюда отправляются в Центр России нефть и газ, добываемые в Коми Республике. Ухта — это и образовательный центр, где имеется индустриальный институт, два колледжа, техникум железнодорожного транспорта, профессионально-технические и медицинское училища, два лицея, 36 общеобразовательных школ, две музыкальные и одна художественная школы, детские сады и ясли. Здесь берут начало известные транспортные магистрали: газопровод «Сияние Севера» и нефтепровод «Ухта – Ярославль». Предприятие «Север Газпром» входит в состав концерна «Газпром» и является одним из крупнейших предприятий газовой отрасли России. Ухта – «жемчужина Севера» находится в самом центре Республики Коми, за 63 параллелью, вдоль живописной северной речки Ухты. Это город нефтяников и газовиков, строителей и лесников, студентов и ученых. Город молодой в 2003 году — ему исполнится 60 лет. Расположен наш город на железнодорожной магистрали Москва – Воркута, в 1559 км от Москвы и 325 км от г.Сыктывкара, столицы Республики Коми. Всего два часа полета и вы в Москве или Санкт – Петербурге, вот почему в городе, расположенном в дебрях суровой тайги не ощущается оторванности от большой земли.
Ухта: прошлое и настоящее
По одной версии на языке комизырян слово «Ухта» (местная форма названия «Вуква») означает «скверная, неприятная на вкус вода». Название состоит из двух слов: «вук» — скверный, неприятный и «ва» — вода, река. Имеется и другое толкование: на древнем языке слово «вук» означает «левый». Такое толкование вполне возможно, поскольку река Ухта впадает в реку Ижму именно с левой стороны. Мировую известность река Ухта получила благодаря обнаруженным здесь выходам нефти.
Все стороны деятельности горожан нашли отражение в гербе Ухты, принятом в 1979 году. Символика герба характеризует: белая ель — развитие лесной промышленности, которая является самой древней и существующей до сего дня, буровая вышка — говорит о развитии нефтяной и газовой промышленности, раскрытая книга — символ образования, а заложенный в книгу мастерок — это символ строительной индустрии, развития молодого города, орнамент в нижней части герба — фрагмент коми национального орнамента, говорящий о том, что традиционная национальная культура народа коми сохраняется и развивается в городе.
«Нет улицы, так будет!”
Ул.Косолапкина берет свое начало от ул.Октябрьской и пересекает ул.Первомайскую. Свое название она получила в честь знатного нефтяника – бурового мастера Ивана Ильича Косолапкина в 1949 г. Говорят, что местные власти предложили Косолапкину в знак особого уважения самому выбрать улицу. Случай редкий. Иван Ильич отнесся к предложению очень серьезно: долго ходил по городу, потом сказал: «Эту!” «Но здесь нет улицы!” – удивились работники, сопровождавшие бурмастера. Действительно, на снежном пустыре стояло всего два деревянных двухэтажных дома, да вдали угадывался старый сарай. «Нет улицы, так будет!” – уверил Иван Ильич. Стех пор эта улица стала носить его имя, а открывает ее мозаичный портрет старца. Памятный знак выполненный из гранитной и мраморной крошки, установлен в 1967 г.
Ул.Первомайская параллельна ул.Октябрьской, — на Первомайской площади расположено одно из зданий Совета города и администрации (бывший горком КПСС), построенное в 1952 – 1953г. по проекту архитекторов П.К.Мурзина и Н.П.Жижимотова. Напротив – из гранита и мрамора в 1960г. установлен памятник В.
К площади примыкает небольшая ул. А.Я.Кремса (в прошлом – Студенческая) А.Я.Кремс – известный ученый – геолог, почетный гражданин Ухты, заслуженный деятель науки РСФСР и Коми АССР. Он был арестован в 1939г., будучи Главным геологом Главнефти СССР. С его именем связана целая эпоха становления нефтяной и газовой индустрии.
Примыкает к ул.Кремса – ул.Косолапкина, названная в честь бурового мастера И.И.Косолапкина, который прибыл в Ухту вместе с первой экспедицией в 1929г. На этой улице расположена городская поликлиника №1, книжный магазин и часть корпусов Ухтинского индустриального института.
За мостом через речку Чибью начинается другая часть Ухты, застроенная стандартными домами. На небольшой площади разместился городской автовокзал.
Ул.Оплеснина – названа в честь Героя СССР ВОВ, — мебельный магазин, средняя школа №3, которая славится своим уникальным народным музеем природы земли.
Ул.Чибьюская – с одной стороны застроена пятиэтажными крупнопанельными домами, а с другой – одноэтажными деревянными домами, сохранившимися с 30 – 40-х годов, с которых в свое время жили расконвоированные заключенные и спецпоселенцы. Так же расположено Медицинское училище, открытое в 1986г.
Пересекает ул.Чибьюскую – ул.Бушуева, названная в честь рядового Сов.Армии погибшего при исполнении воинского долга. Милиция, прокуратура и городской суд.
На углу ул.Чибьюской и ул.Бушуева расположено трехэтажное здание администрации города, построенное в 1950 – 1953г., архитектором А.Ф.Орловым.
Проспект Ленина – это главная магистраль города. Гостиница «Тиман», здание современной архитектуры Дома быта. «Сервис» и многоэтажное здание индустриального типа, в котором разместились автоматическая телефонная станция и Ухтинское государственное предприятие связи и информатики.
Самая оживленным и многолюдным в этой части города является перекресток Ленина – Космонавтов. Городская поликлиника №2, глазной центр, грязелечебница, детская художественная школа. Набережная им.Зерюнова. Памятник воинам – интернационалистам, воевавшим в Афганистане. Дворец культуры, здание «Печоргеофизики», внушительное здание «Севергазпрома», гостиница «Чибью», публичная библиотека, постамент жертвам Сталинских репрессий.
знать и помнить — Наш Урал и весь мир
Когда гуляешь по городу, то невольно окунаешься в знакомые названия улиц. Одни несут в себе память нашего героического революционного прошлого, другие идеологически нагружены с детства знакомыми именами. И всегда интересны улицы, носящие имена конкретных людей – а это, как правило, личности известные и легендарные, оставившие яркий след в истории своей малой родины. Но, к сожалению, молодое поколение, а уж наши внуки точно, не всегда знают, кто эти люди и почему память о них сохраняется в названиях улиц и проспектов. Я предлагаю поглубже вникнуть в топонимику улиц любимого города. Давайте пройдемся по Ухте. Посмотрим на названия улиц и запомним имена тех людей, что помогают нам сохранить связь с прошлыми поколениями, которую нельзя терять. Потому что без прошлого нет будущего.
Улица Дмитрия Бушуева
Бульдозерист ракетного полка рядовой Бушуев принимал участие в тушении лесных пожаров. 28 июня 1965 на своем бульдозере он расширял просеку, чтобы преградить путь огню. Когда пожар был практически локализован, он попал в огненный мешок, от дыма и высокой температуры заглох двигатель, а потом взорвался топливный бак бульдозера. Дмитрий Бушуев погиб. Посмертно награжден орденом Красной Звезды. На здании воинской части, на улице, названной именем Дмитрия Бушуева, была установлена мемориальная доска, а 3 ноября 1967 г. во дворе школы №11, где он учился, открыт памятник.
Улица Семяшкина
В 1920—1921 годах Гавриил Прокопьевич Семяшкин был буровым мастером, а с августа 1921 года стал официально заведующим промыслом и по существу единственным специалистом горного дела всего Печорского уезда. Вместе с рабочими он восстанавливал скважины, ремонтировал инструменты и механизмы, что остались от дореволюционных предпринимателей, запустил керосиновый завод, принадлежавший некогда инженеру Гансбергу. Семяшкин был организатором первых коммунистических субботников и воскресников, за что ему в 1921 году было присвоено звание Герой труда РСФСР. В 1968 году бывший Первомайский переулок в Ухте был назван улицей Семяшкина, на доме № 1 была установлена мемориальная доска.
Улица Оплеснина
В сентябре 1941 года дивизия, в которой служил Николай Оплеснин, попала в окружение. Как командиру разведроты Н. В. Оплеснину было поручено связаться с частями Красной Армии. Выполняя приказ, он с большим риском для жизни прошёл сквозь боевые порядки противника, трижды переплывал реку Волхов. При его активнейшем участии дивизия вырвалась из вражеского кольца, форсировала Волхов и соединилась с войсками армии. 27 декабря 1941 года Оплеснину Н. В. присвоено звание Героя Советского союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Погиб 19 марта 1942 года Мемориальная доска на улице Оплеснина, дом 14, установлена 9 мая 1965 года.
Улица Косолапкина
Грозненский буровой мастер Иван Ильич Косолапкин был одним из участников первой экспедиции ОГПУ 1929 года, которая положила начало становлению нефтяного промысла в Ухтинском районе. Улица Косолапкина берет свое начало от ул. Октябрьской. Свое название она получила в честь знатного нефтяника – бурового мастера Ивана Ильича Косолапкина в 1949 г. Говорят, что местные власти предложили Косолапкину в знак особого уважения самому выбрать улицу. Случай редкий. Иван Ильич отнесся к предложению очень серьезно: долго ходил по городу, потом сказал: “Эту!” “Но здесь нет улицы!” – удивились работники, сопровождавшие бурмастера. Действительно, на снежном пустыре стояло всего два деревянных двухэтажных дома, да вдали угадывался старый сарай. “Нет улицы, так будет!” – уверил Иван Ильич. С тех пор эта улица стала носить его имя. Иван Ильич Косолапкин умер в мае 1950 года. Мемориальная доска на доме № 2 открыта 5 ноября 1967 г.
Улица Сенюкова
В. М. Сенюков — выдающийся советский геолог-нефтяник. Один из инициаторов внедрения в практику нефтегазовых поисково-разведочных работ метода опорного глубокого бурения. Первый в СССР доктор геолого-минералогических наук (1938) — без защиты диссертации, за открытие месторождений нефти в Восточной Сибири. Василий Михайлович Сенюков немало способствовал развитию геологоразведочных работ в Коми АССР и Тимано-Печорской провинции, принимал активное участие в разработке стратегии и тактики поисков нефти и газа в республике, руководил многими исследованиями. Он был непременным участником почти всех геологических конференций в Коми АССР. Его доклады и выступления, опубликованные в материалах конференций, и сейчас привлекают внимание своей неординарностью, остротой, особым видением геологических проблем. В 1952 году был арестован и помещен на Лубянку. Причиной ареста могло послужить то, что представленный им план нефтеразведки в стране требовал огромных средств. Вскоре освобожден. Говорят, что именно к Сенюкову относились слова Сталина: «Дважды Сталинского лауреата расстрелять не могу позволить». Мемориальная доска установлена на улице Сенюкова, дом 3, 22 августа 1981года.
Улица Тихоновича
13 октября 1929 Николай Николаевич Тихонович прибыл этапом в Чибью и затем в течение десяти лет руководил геологической службой Ухтинской экспедиции. Наметил место бурения скважины № 5, которая подтвердила наличие Чибьюского нефтяного месторождения 25 октября 1930 г. Постановлением коллегии ОГПУ от 23 октября 1931г. заключение в лагере было заменено ссылкой на оставшийся срок. Внес огромный вклад в изучение Тимано-Печорского региона, составил его первую сводную геологическую карту. Летом 1937 г. Тихонович был участником сессии геологического конгресса в Москве от Ухто-Печорского треста. Уехал из Ухты через год, после освобождения 18 ноября 1938 года. Работал в Московском филиале ВНИГРИ, преподавал в Московском нефтяном институте. Автор более 200 научных работ. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1948г.), медалями. Именем Н. Н. Тихоновича названа улица в Ухте, в пос. Дальний, мемориальная доска была установлена на школе № 13, дом 3, 29 сентября 1982 г.
Переулок Прядунова
Прядунов Фёдор Савельевич — русский рудоискатель, основатель первого на территории России нефтяного промысла, расположенного на реке Ухте. Над нефтяным ключом, бьющим со дна реки, был поставлен четырехугольный сруб, сбор нефти с поверхности воды производился вручную. На берегу реки было налажено производство по переработке нефти, для чего был установлен перегонный куб. Роль резервуаров для хранения нефти играли вырытые в земле колодцы. Создавая нефтеперегонный куб, Прядунов использовал наработанный на Севере опыт винокурения и смолокурения: русские умельцы уже в XVI в. путем перегонки изготавливали скипидар и канифоль. Но сама идея перегонки нефти, неизвестного по своим свойствам продукта, стала по-настоящему революционной, обогнав западную инженерную мысль почти на столетие. Работали на этом мини-заводе сам Прядунов, его сын Степан и нанятые 2–3 человека. Судьба создателя ухтинского промысла оказалась трагичной. Последние дни жизни «нефтяной заводчик» Федор Прядунов за неуплату десятины провел в долговой тюрьме в Москве и скончался в марте 1853 г. Переулок расположен между улицами Дзержинского и Оплеснина. Назван именем Прядунова 22 июля 1982г. Мемориальная доска открыта 9 декабря 1983г.
В октябре 2019 года в сквере у дома быта «Сервис» был открыт памятник Ф.С Прядунову.
Улица Губкина
Губкин Иван Михайлович, организатор советской нефтяной геологии. Академик АН СССР (1929), вице-президент АН СССР (1936), председатель Азербайджанского филиала Академии Наук CCCP (1936—1939). Лауреат Сталинской премии (1931). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937). Это ему принадлежат слова об Ухте: «…тем, что этот отдаленный край не был забыт, и в нем ключом забила трудовая жизнь, мы обязаны зоркому глазу Ильича, его инициативе и внимательности». В 1970г. ул. Набережная была переименована в ул. Губкина, мемориальная доска на доме №17 открыта 3 апреля 1970г.
Улица Алексеева
Алексеев Александр Иванович — начальник Управления кадров Управления Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) Российской Федерации по Республике Коми, подполковник. С февраля 1996 года А. Алексеев находился в служебной командировке в Управлении Федеральной службы безопасности России по Чеченской Республике. Погиб при прорыве из окруженного боевиками здания общежития УФСБ в Грозном, в ночь с 8 на 9 августа. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1996 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга», подполковник Александр Алексеев посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации. Его именем названа улица в северо-западном районе Ухты на правом берегу реки Чибью. В декабре 2017 года в Ухте состоялось открытие памятника Александру Алексееву.
Проспект Зерюнова
Указ Главы Республики Коми от 03.02.1998 N 37
“О присвоении проспекту в городе Ухте имени А.И.Зерюнова“
Руководствуясь Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Коми, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Республики Коми от 20 апреля 1993 г. N 52-8, постановляю: Присвоить новому проспекту в городе Ухте, застраиваемому на правом берегу реки Чибью в границах кварталов III, VIII, XI, имя Зерюнова Александра Ивановича, бывшего председателя Ухтинского горисполкома, бывшего заместителя Председателя Совета Министров Республики Коми, внесшего значительный вклад в социально-экономическое развитие города Ухты, и впредь именовать его — проспект А.И.Зерюнова.
Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ
А.И. Зерюнов – первый заместитель председателя и председатель Ухтинского горисполкома в 1970-1983гг. Александр Иванович Зерюнов, пожалуй, самая легендарная фигура в истории Ухты. И хотя мнения о нем зачастую разнополярны – от неприязни до полного восторга, надо честно признать, что он был, как говорят сегодня, самым эффективным менеджером среди прочих бывших и нынешних руководителей города. Факты вещь упрямая и говорят сами за себя. За то время, что Зерюнов руководил городом, были снесены все бараки на Пионер-горе. Из ветхого жилья люди переселялись в новые комфортные квартиры. Дома росли, как грибы, сначала на улице Чибьюской, затем на улицах Оплеснина и Дзержинского. В те годы строилось до 120 тысяч квадратных метров жилья в год. Эпоха Зерюнова ознаменовалась появлением в Ухте Дома техники и культуры, историко-краеведческого музея, нового хлебозавода и пивзавода, Центра микрохирургии глаза, водогрязелечебницы, дома быта «Сервис», здания шахматного клуба (сегодня он носит имя Зерюнова), детских садов, школ, Центральной библиотеки, двух корпусов Ухтинского индустриального института. Не каждый город Республики мог похвастаться такими объемами строительства. В 1983 году его перевели в Сыктывкар на должность заместителя председателя Совета министров Коми АССР. Умер А. И. Зерюнов в Сыктывкаре в июне 1993 года в возрасте 56 лет.
Памятная доска экс-мэру Ухты открыта в августе 2014 года, на доме по ул. Первомайской, 16/12, где он жил.
Улица Кремса
Андрей Яковлевич Кремс – советский геолог, Герой Социалистического Труда , профессор, доктор геолого-минералогических наук. В 1938 репрессирован, до 1940 года, будучи заключенным, работал геологом при проектировании первой в Советском Союзе Ярегской нефтяной шахты. В 1942 году А. Я. Кремс был назначен на должность главного геолога «Ухтижемстроя». В течение 34 лет А. Я. Кремс руководил геолого-разведочными работами и научными исследованиями по подготовке сырьевой базы на северо-западе европейской части России. В этот период здесь открыты более тридцати месторождений нефти и газа, в том числе уникальные Западно-Тэбукское и Усинское нефтяные, Вуктыльское газоконденсатное и другие. Эти открытия позволили создать в Республике Коми крупную нефтегазодобывающую промышленность и осуществить строительство газо- и нефтепроводов в центр и на северо-запад страны. Автор более 70 опубликованных работ по проблемам поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, по формированию залежей и происхождению нефти и газа. В числе работ — монографии: «Вопросы формирования структур и залежей нефти и газа Южного Тимана»; «Основы шахтной разработки нефтяных месторождений»; «История советской геологии нефти и газа» и др. Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР и РСФСР ; награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. Его имя занесено в Книгу Вечной Трудовой Славы Коми АССР. Скоропостижно скончался 31 мая 1975 года. Похоронен в Ухте. В 1975 году имя учёного было присвоено улице, где в доме № 3 он проживал с 1959 года. В 1983 году его рабочий кабинет стал музеем-квартирой А. Я. Кремса, на доме установлена мемориальная доска.
Автор текста: Гирин Владимир Петрович
Босс ГУЛАГа – Железная дорога, регион и память – Блог российской истории
Прежде всего, спасибо Стиву за то, что включил меня в этот замечательный форум, и спасибо всем остальным участникам за их проницательные комментарии о книге. Очевидно, что блог предоставляет возможность для научного обмена, отличного от обычного цикла публикации и рецензирования книг.
Босс ГУЛАГа — увлекательные мемуары, которые я прочитал с большим интересом, как ученый, так и учитель. Она поднимает ряд увлекательных тем и вопросов, многие из которых я рассмотрю в моем следующем обзоре книги в журнале 9. 0005 Исследования ГУЛАГа . Но чтобы не дублировать этот обзор или посты моих коллег, я остановлюсь здесь на актуальности книги для изучения одного региона Советского Союза, советского Крайнего Севера, в частности территории Республики Коми. Интерес к этому региону у меня более чем постоянный, так как сейчас я заканчиваю книгу по истории Воркуты, ставшего моногородом лагерного комплекса, расположенного на месте крупнейшего угольного бассейна в европейской части России. Лагерь Мочульского, Севпечлаг, был создан для строительства железной дороги, соединяющей уголь, поступающий из шахт Воркуты, с транспортной сетью Северо-Запада России.
Один из первых поездов, следовавших из Воркуты в Ленинград с углем во время Великой Отечественной войны. На баннере написано: «10 эшелонов — Героическому Ленинграду!»При написании истории Воркуты я задался вопросом, почему железная дорога, соединявшая ее с советским «материком», была построена в начале 1940-х годов и, собственно, почему она вообще была построена. К тому времени, когда в 1940 году Лаврентий Берия назвал строительство железной дороги первоочередной задачей, всего за несколько месяцев до прибытия Мочульского в Севпечлаг, заключенные уже почти десять лет добывали уголь в Воркуте. Однако расширение Воркутлага, как и его экономическая значимость, были строго ограничены его удаленностью и труднодоступностью. История, которую рассказывает Мочульский о своем путешествии из Москвы в Абезь, административный центр Севпечлага (который находился недалеко от Воркуты), хорошо показывает, насколько недоступным был весь район до строительства новой железнодорожной ветки. Зимой 1940-41 года река Уса замерзла раньше обычного, в результате чего баржи, полные заключенных, лагерных служащих и припасов, застряли во льду. Как вспоминает Мочульский, в результате ему потребовалось 45 дней, чтобы добраться до Абеза[1. Федор Васильевич Мочульский, Босс ГУЛАГа , отредактированный и переведенный Деборой Капл (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета), гл. 4 там же.] Этот эпизод ясно указывает на то, в какой степени была необходима прямая железнодорожная линия, если Воркута должна была стать крупным центром добычи угля.
Но отсутствие доступа лишь частично объясняет, почему была построена такая железная дорога. Более широкий вопрос заключается в том, почему воркутинский уголь, который было так трудно добывать и перевозить, считался настолько важным, что советское государство потратило огромные ресурсы на строительство железной дороги через открытую тундру, чтобы добраться до него. Одна из причин, о которой я узнал в начале своего исследования, заключалась в том, что уголь для Воркуты был необходим для советских военных действий, особенно после того, как Донбасс и Мосбас были потеряны. Уголь из Воркуты был одним из немногих видов топлива, которое могло попасть в Ленинград во время его 9-летия.00-дневная блокада. Воспоминания Мочульского раскрывают еще одну причину, по которой воркутинский уголь имел стратегическое значение во время Второй мировой войны, о которой я не знал: воркутинский уголь направлялся в Мурманск для заправки американских и британских кораблей, доставлявших грузы по ленд-лизу. Использование угля из Воркуты на обратном пути означало, что корабли могли перевозить меньше топлива по пути в СССР, что позволяло им перевозить больше припасов.[2. Мочульского, 77.] Это ценное понимание во многом объясняет, почему железной дороге придавалось такое стратегическое значение, и почему она была завершена, а не заброшена, как многие другие грандиозные проекты строительства железных дорог ГУЛАГа.
После постройки эта железная дорога, известная как Северо-Печорская магистраль, сыграет важнейшую роль в истории края. В 1940-х и 1950-х годах он оказался источником жизненной силы ряда лагерных комплексов на востоке Коми АССР, включая Воркутлаг, Интлаг (угольный поселок в Инте) и Ухтижемлаг (огромный комплекс близ города Ухта, посвященный добыча газа, нефти и других ресурсов, таких как радий). Это добавляет еще одно измерение к вопросу, который Дебора Капл поднимает во введении и послесловии к 9 главе.0005 Начальник ГУЛАГа : в какой степени такие «преступники» как Мочульский ответственны за содействие гибели и страданиям тысяч несчастных заключенных?[3. Мочульский, xv.] Хотя автор отмечает свой вклад в военные действия, особенно в строительство крупного железнодорожного моста близ города Печоры, следует помнить, что это облегчило не только доставку угля на «материк» для помощи военные усилия. Поезда также перевозили десятки тысяч заключенных в лагеря Коми АССР, и многие из этих заключенных уже никогда не вернулись.
В этом свете Босс ГУЛАГа также освещает один из самых острых вопросов, касающихся истории и памяти ГУЛАГа в Коми АССР и других регионах, история которых тесно связана с принудительным трудом. Это демонстрирует, в какой степени вклад региона в советские военные действия был тесно связан с расширением системы ГУЛАГа. Бывшие сообщества ГУЛАГа, такие как Воркута, Инта и Печора, отмечают свою роль в советских военных усилиях, как это делают другие города бывшего Советского Союза. Но как они могут сделать это, не прославляя использование принудительного труда, неправомерное заключение и страдания десятков тысяч невинных жертв? Как и Мочульский в своих мемуарах, местные лидеры часто пропагандируют достижения «хорошего человека в плохом месте»[4. Мочульский, 177.] Особое внимание уделено вкладу местных жителей в военные действия, а неудобные подробности о том, чей труд использовался и в каких условиях, опущены. Чтобы еще раз привести в пример Воркуту, городские власти прославили военные заслуги Михаила Мальцева, директора Воркутлага с 1942-46, человека, которого, по признанию Солженицына, можно было бы назвать самым достойным директором лагеря[5. Александр Исаевич Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956 (Нью-Йорк: Harper & Row, 1974), 2:552.] Мемуары Мочульского, как справедливо отмечает Капл, лишь еще больше обнажают трудности, с которыми русские сталкиваются при достижении договоренности. со своим советским прошлым.
От сироты до миллиардера: Роман Абрамович
Бизнесмен-миллиардер Роман Абрамович наиболее известен как владелец клуба английской премьер-лиги «Челси». Состояние 53-летнего бизнесмена оценивается в 12,2 миллиарда долларов после того, как он заработал состояние в нефтяной промышленности.
Он был назван Forbes 120-м самым богатым человеком в мире.
Основной владелец ООО «Миллхаус» (частная инвестиционная компания, зарегистрированная в 2001 году) пожертвовал на благотворительность больше, чем любой другой живущий россиянин. В период с 1999 по 2013 год он пожертвовал более 2,5 миллиардов долларов на достойные цели.
Миллиарды пожертвованы на строительство больниц, школ и инфраструктуры на Чукотке, в отдаленном и бедном регионе России, где он был губернатором с 2000 по 2008 год. Политик 19 лет99, в 2003 году президент России Владимир Путин наградил его орденом Почета за «огромный вклад» в экономическое развитие региона.
Взросление
Абрамович родился в Саратове в Советском Союзе в октябре 1966 года. Осиротел после того, как его мать Ирина, домработница, умерла, когда ему было всего 18 месяцев, а его отец, Аркадий, государственный канцелярист, погиб в результате несчастного случая, когда мальчику было всего четыре года, он воспитывался у родственников, большую часть своей молодости провел в Республике Коми.
Его дядя по отцу, Лейб, отвез Абрамовича в промышленный город Ухту, где он учился в местной народной школе. Он осознал ценность денег с раннего возраста, вероятно, в результате своего воспитания.
Он впервые вошел в мир бизнеса, когда учился в Ухтинском техническом колледже, продавая подержанные шины и автомобильные запчасти из своей квартиры, чтобы заработать дополнительные деньги. Позже он учился в Губкинском институте нефти и газа в Москве, а в 1919 году поступил на обязательную армейскую службу.74.
Предприимчивость
Во время службы в армии он не думал, что военная карьера подходит ему, поэтому использовал свою деловую хватку, чтобы продавать бензин офицерам в качестве подработки. Это позволило ему начать копить деньги для своих будущих предприятий, первым из которых был кооператив «Комфорт» по продаже импортных пластиковых игрушек. Это был большой успех, и он использовал прибыль, чтобы открыть свой первый нефтяной бизнес в Омской области.
Подружился с предпринимателем Борисом Березовским, что открыло двери для Абрамовича. У Березовского были тесные связи с бывшим президентом Борисом Ельциным, поэтому Абрамовича приглашали на важные деловые мероприятия и ужины. Ему даже удалось заполучить квартиру в Кремле.
Разветвляясь, он основал несколько различных предприятий, включая нефтепродукты, свинофермы, набор телохранителей, сахар, древесину и продукты питания. Его предпринимательский дух позволил ему сделать прибыльную карьеру бизнесмена даже в стране, где разбогатеть было непросто.
Накопление богатства
Не все было гладко для Абрамовича, и прежде чем стать одним из самых богатых людей на планете, он пережил трудные времена. В частности, его торговая фирма Runicom, базирующаяся в Швейцарии, обанкротилась в 2003 году, и, как сообщается, ему пришлось выплатить кредит Европейскому банку реконструкции и развития.
Уже будучи крупным игроком в высших кругах, благодаря своим политическим и деловым связям, он смог пережить бурю, и когда промышленные активы Советского Союза были разделены, Абрамович встал на путь создания своего первого миллиард.
Он приобрел крупную нефтяную компанию «Сибнефть» в результате спорной российской программы займов в обмен на акции. Президент Ельцин приватизировал «Сибнефть», и Абрамович и Березовский смогли выкупить этот бизнес всего за 100 миллионов долларов, что намного дешевле его рыночной стоимости в 600 миллионов долларов. Это стало основой его огромного богатства, поскольку он продал свои доли в «Сибнефти» примерно за 1,8 миллиарда фунтов стерлингов.
ФК «Челси»
Он расширил свою бизнес-империю, купив футбольный клуб «Челси» в июне 2003 года, где сразу же начал амбициозную программу коммерческого развития, стремясь сделать «Челси» мировым брендом, подобным футбольным династиям «Реал Мадрид» и «Манчестер Юнайтед». С тех пор, как он пришел к власти, клуб выиграл 13 крупных трофеев, включая пять раз Премьер-лигу, Лигу чемпионов УЕФА и дважды Лигу Европы УЕФА.
Создал благотворительный фонд «Полюс надежды», чтобы продолжать помогать жителям Чукотки.
Ваш комментарий будет первым