Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области — Население
Росстат в соцсетях
Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях
Методология
Население
82.9 Кб, 17.12.2018
Оперативные показатели
в январе 2023 года
261.19 Кб, 20.03.2023
в январе-декабре 2022 года
342.99 Кб, 20.02.2023
в январе-ноябре 2022 года
343.47 Кб, 23.01.2023
в январе-октябре 2022 года
125.56 Кб, 15.12.2022
в январе-сентябре 2022 года
344.2 Кб, 14.11.2022
в январе-августе 2022 года
344.54 Кб, 13.10.2022
в январе-июле 2022 года
260. 2 Кб, 12.09.2022
в январе-июне 2022 года
98.54 Кб, 11.08.2022
в январе-мае 2022 года
98.63 Кб, 14.07.2022
в январе-апреле 2022 года
164.99 Кб, 15.06.2022
в январе-марте 2022 года
97.63 Кб, 18.05.2022
в январе-феврале 2022 года
98.18 Кб, 13.04.2022
в январе 2022 года
164.01 Кб, 16.03.2022
за январь 2023 года
274.61 Кб, 29.03.2023
за январь-декабрь 2022 года
333.43 Кб, 27.02.2023
за январь-ноябрь 2022 года
333.52 Кб, 26.01.2023
за январь-октябрь 2022 года
111.54 Кб, 22.12.2022
за январь-сентябрь 2022 года
111. 52 Кб, 24.11.2022
за январь-август 2022 года
333.61 Кб, 20.10.2022
за январь-июль 2022 года
272.17 Кб, 22.09.2022
за январь-июнь 2022 года
112.01 Кб, 17.08.2022
за январь-май 2022 года
111.74 Кб, 21.07.2022
за январь-апрель 2022 года
220.1 Кб, 29.06.2022
за январь-март 2022 года
133.77 Кб, 25.05.2022
за январь-февраль 2022 года
133.24 Кб, 06.04.2022
за январь 2022 года
177.51 Кб, 01.04.2022
expand_moreРазвернуть
expand_lessСвернуть
Основные показатели
Оценка численности постоянного населения на 1 января 2023 г.
175.56 Кб, 04.04.2023
Численность населения по муниципальным образованиям Томской области
211.58 Кб, 23.03.2022
Численность постоянного населения Томской области на 1 января 2022 года
188.39 Кб, 23.03.2022
Оценка численности постоянного населения Томской области
94.2 Кб, 26.04.2021
Основные демографические показатели
219.92 Кб, 30.11.2021
Распределение населения по возрастным группам
122.49 Кб, 09.09.2021
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения
274.87 Кб, 30.11.2021
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
96.48 Кб, 12.08.2021
Младенческая смертность
92. 76 Кб, 12.08.2021
Причины смертности населения
120.44 Кб, 12.08.2021
Браки и разводы
88.45 Кб, 12.08.2021
Браки по возрастам жениха и невесты
95.25 Кб, 12.08.2021
Общие итоги миграции населения
118 Кб, 02.09.2021
Международная миграция
119.37 Кб, 02.09.2021
expand_moreРазвернуть
expand_lessСвернуть
Информационно-аналитические материалы, срочные публикации и комментарии
за январь 2023 года
1.15 Мб, 20.03.2023
за январь-декабрь 2022 года
1.18 Мб, 20.02.2023
за январь-ноябрь 2022 года
1.34 Мб, 23.01.2023
за январь-октябрь 2022 года
1. 08 Мб, 15.12.2022
за январь-сентябрь 2022 года
1.08 Мб, 14.11.2022
за январь-август 2022 года
849.24 Кб, 13.10.2022
за январь-июль 2022 года
846.28 Кб, 12.09.2022
за январь-июнь 2022 года
846.42 Кб, 11.08.2022
за январь-май 2022 года
846.64 Кб, 14.07.2022
за январь-апрель 2022 года
845.53 Кб, 15.06.2022
за январь-март 2022 года
479.17 Кб, 18.05.2022
PDFза январь-август 2022 года
74.35 Кб, 20.10.2022
за январь-июль 2022 года
73.48 Кб, 22.09.2022
за январь-июнь 2022 года
73.33 Кб, 17.08.2022
за январь-май 2022 года
74. 39 Кб, 21.07.2022
за январь-апрель 2022 года
74.56 Кб, 29.06.2022
за январь-март 2022 года
74.47 Кб, 25.05.2022
Список городов России по численности населения
Численность населения в России
На нашем сайте вы найдете города России и иностранные города, сгруппированные в алфавитном порядке. Вы можете подробно с ними ознакомиться, а также увидеть их расположение на карте и прочитать про достопримечательности этих населенных пунктов. В соответствии с анализом предварительных данных Госкомстата общая
В десятку лидеров по численности населения кроме России входят также КНР (Китай) — 1-е место, Индия — 2-е место, США — 3 место, Индонезия — 4-е место, Пакистан — 5-е место, Нигерия — 6-е место, Бразилия — 7-е место, Бангладеш — 8-е место и Мексика — 10-е место.
Российские города по категориям:
- Малые города – до 50 тысяч жителей;
- Средние города – до 100 тысяч жителей;
- Большие города – более 100 тысяч жителей;
- Крупные города – более 250 тысяч жителей;
- Крупнейшие города – от 500 тысяч до 1 миллиона жителей;
- Города-миллионеры – более 1000000 жителей.
Список городов России по численности населения
Ниже представлен список Топ-50 городов РФ по количеству жителей в них на основе данных 2022 года:
Список городов в порядке убывания:
|
|
На нашем сайте вы сможете найти информацию о городах России с населением более 40 тысяч человек. Здесь представлен рейтинг или, можно сказать, список 50 самых больших городов России по убыванию в соответствии с размером численности населения в них. Остальные города вы можете найти в специальном разделе. Все данные, указанные на сайте, взяты с Википедии, официальных сайтов соответствующих городов и официальной статистики Росстата, а именно: количество жителей в населенных пунктах РФ, национальный состав и т. д.
На сайте имеется удобная функция построения графиков, в которых показано население российских городов по возрастанию или убыванию жителей в нем за определенный период. Так же на сайте имеются интерактивные карты с точным описанием городов и их достопримечательностями и еще множество полезной информации о представленных на сайте населенных пунктах Российской Федерации. В будущем планируется выложить данные по числу мужчин и женщин в них и национальный состав.
Видеопрезентация России.
В этом видеоролике представлена презентация России.
Так же вы можете сравнить один российский город с другим, увидев его реальный рейтинг. Мы постарались их классифицировать и собрать более полную информацию о городах в РФ.
Демографическая ситуация в России глазами эксперта.
Леонид Леонидович Рыбаковский — профессор, главный научный сотрудник института социально-политических исследований РАН. Запись передачи «Утро России» на канале «Россия-1». Тема: Демография в Российской Федерации.
Всероссийская перепись населения Росиии 2010 года.
Запись видеоролика об итогах всероссийской переписи Российской Федерации в 2010 году и демо
Томск | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено 18 мая 2018
ТОМСК , главный город Томской области (Сибирь), Россия. До Октябрьской революции район Томска находился за чертой оседлости, и еврейское поселение в нем не допускалось до отмены постановления о черте оседлости. Еврейская община все же была создана в Томске в первой половине XIX 9012-го века ссыльными заключенными и служившими там евреями-солдатами (среди них несколько евреев-кантонистов, которых привезли в тамошний кантонистский институт). Часть этих солдат осела в Томске после увольнения из армии. Во второй половине 19 в.В -м -м веке в Томске стали селиться евреи всех профессий, которым теперь было разрешено проживание за чертой оседлости. В 1897 г. число евреев во всем Томском уезде составляло 7900 человек, из них 3214 человек (6,4% всего населения) проживало в самом городе Томске. В октябре 1905 г. в Томске были организованы нападения на евреев и представителей русской интеллигенции, подстрекаемые местной администрацией. В конце 1969 года еврейское население оценивалось примерно в 5000 человек. Последняя синагога была закрыта властями в 1959. После массового исхода 1990-х годов во всей Томской области осталось менее 1000 евреев. Однако еврейская жизнь возродилась, включая активный общественный центр и исполняющего обязанности раввина.
Die Judenpogrome in Russland , 2 (1909), 524–30; Г. Цам, История возникновения в Томской военной солдатской школе (1909).
[Иегуда Слуцкий]
Encyclopaedia Judaica Слуцкий, Иегуда
Подробнее с encyclopedia.com
Омск , Омск ОМСК, город на Ю.З. Сибирь, Российская Федерация. Первыми еврейскими поселенцами в Омске были ссыльные в Сибирь. В 1828–56 гг. еврейские дети, имевшие… Бессарабия, БЕССАРАБИЯ, междуречье Прута и Днестра; до 1812 г. часть Молдавии с несколькими районами, находившимися под прямым управлением Османской империи; в составе Руси… Литва, ЛИТВА (литов. Lietuva; польск. Litwa; рус. Litva; евр. Lita ליטא или ליטה; жид. Lite ליטע), самая южная из Прибалтики С.В. Европа; из… Южная Голландия, ГААГА, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ГААГА (голландский: Gravenhage, Den Haag), резиденция правительства Нидерландов и столица провинции Южная Голландия. Еврейское поселение… Киев , Киев КИЕВ (Киев), столица Украины. Центральное положение Киева на реке Днепр на торговом перекрестке Западной Европы и Востока с… Одесса , ОДЕССА ОДЕССА, столица Одесской области, Украина. В 19XX веке он стал промышленным и торговым центром юга России. В 1865 году…
Об этой статье
Все источники —
Обновлены августа 18 2018 Облизости Encyclopedia.com Содержание ТЕМА ПЕЧАТЬ
Вы также можете как
READBOU
Томпкинс, Салли Луиза (1833–1916)
Томпкинс, Птолемей 1962(?)–
Томпкинс, Птолемей (Кристиан)
Tompkins, Peter 1919-2007
Tompkins, Paul F. 1968–
Tompkins, Джейн П.
Tompkins Square Rally
Tompkins Corment College: Tabular Data
Tompkins Community College: Grandfive
Томпкинс. Общественный колледж Кортленда: программы дистанционного обучения
Общественный колледж Томпкинса Кортленда
Томпион, Томас
Томперт, Энн 1918-
Томова-Синтов, Анна
Tomotani, Koji
tomosynthesis
Tomorrow’s Children
Tomorrow’s Child
Tomorrow the World
Tomorrow Never Dies
Tomorrow Never Comes
Tomorrow Is Forever
Tomorrow at Seven
Tomsk
Tomsky, Михаил Павлович
tomtit
tomtom
TomTom N.V.
Tomurai
Tomy Company Ltd.
Tom’s of Maine, Inc.
Ton Duc Thang
Ton, Konstantin Andreyevich
ton-up
tonada
tonadilla
tonalite
Tonart
Tonawanda
Tonawandan
Tonbridge and Malling
tondi
Tondichter
Tondichtung
Tondo, Jerry
тонарм
тон поэмы
Tone Roads
тон ряд
Мусульманская община Сибири в 2019 году – Загадка Россия
В постсоветский период в Сибири произошли значительные демографические изменения. Большая часть этого произошла за счет миграции. На Дальнем Востоке иммиграция значительно сократилась и продолжает снижаться. А вот в нефтегазоносных районах Западной Сибири (Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) все было совсем иначе. Вместо этого в здешних регионах наблюдается рост числа вновь прибывших, искушаемых соблазном работы и безопасности.
Однако присутствие сибирских мусульман само по себе далеко не новость. До основания западносибирского города Томска в 1604 году этот район был заселен в основном татарами. И вплоть до 1990-х татары составляли большинство мусульманского населения Томска. Демографическое доминирование татар среди мусульманских меньшинств, проживающих в сибирских и европейских городах России, типично для позднеимперского и советского периодов. Однако в 1990-е и 2000-е мусульманские пространства радикально трансформировались. Усилились миграционные потоки из бывших союзных республик Средней Азии и внутри республик Северного Кавказа. Имамы в большинстве мечетей по-прежнему татары, и эта группа обычно занимает доминирующее положение в мусульманской элите России. Однако сейчас богослужения посещают в основном выходцы из Средней Азии и Северного Кавказа.
В 1990-е годы в Томске сложилась уникальная для России тогда ситуация. Имамы двух дореволюционных мечетей – таджикистанцы и выходцы из Кыргызстана. Ситуация в этой исламской общине еще более любопытна, учитывая многочисленность местного татарского населения.
Насколько велика эта популяция? Невозможно предоставить актуальную и достоверную современную этническую статистику по Томску или хотя бы по Томской области. Томск сам по себе является относительно крупным городом на юге Западной Сибири, по официальной статистике, общая численность населения которого в 2019 году составляла 575 000 человек.. Разбить эти цифры дальше сложнее. Последняя перепись проводилась в 2010 году — она сильно устарела, учитывая активные демографические изменения в Сибири с тех пор. Кроме того, эти данные не учитывают незарегистрированных мигрантов. Они не делают различий между трудовыми мигрантами и иностранными студентами. И они не отражают сложности миграционной мобильности. Мигрант может, например, иммигрировать в Томск — но потом через несколько месяцев вернуться домой, а потом вернуться в Россию, но уже в другой город, а потом снова вернуться в Томск на какое-то время поработать. Ничего из этого не принимается во внимание. Тем не менее, есть некоторые оценки. В настоящее время самыми многочисленными этническими группами в Томске являются узбеки (около 6 000, включая студентов), киргизы (примерно столько же) и таджики (около 3 000, включая студентов). Среди кавказских народов в Томской области азербайджанцы (4000, здесь и далее данные за 2010 год), чеченцы (547), аварцы (315, большинство из которых выходцы из сельской местности северного Азербайджана, а не Дагестана) и ингуши (224). .
Помимо капризов численности, особенность переселения в Сибирь – в небольшие, богатые города; в поселках нефтегазового Полярного круга, а также в относительно густонаселенном городе Томске – это то, что оно саморегулирующееся. В послевоенный период из Средней Азии и Кавказа в Томск мигрировали в основном студенты. Некоторые остались в городе и теперь представляют свои национальные диаспоры в качестве старейшин. Некоторые прибыли в Томскую область для строительных, лесных и сельскохозяйственных работ. Чаще всего это были сезонные работы, поэтому осенью возвращались домой. Остальные служили в армии в Томской области. Миграция в Томск на сезонные работы, учебу и военную службу в советской и ранней постсоветской армии заложила основу для последующей эскалации миграции в конце XIX в.90-х и особенно 2000-х.
В отличие, например, от Москвы, Сибирь, даже в регионах, богатых нефтью и газом, не является очевидным направлением для экономических мигрантов. Именно поэтому родственные связи и знакомства часто выступают решающим толчком к иммиграции в Томск. Значительное влияние на миграционные процессы оказывают мигрантские элиты – главы диаспор, директора лесопильных заводов, строительных компаний, ресторанов национальной кухни, имамы мечетей. Бывшие соседи, родственники и знакомые часто обращаются за работой к местной элите.
Некоторые томские мигранты имеют опыт работы в Москве. Другие чередуются между Томском и Москвой — например, можно работать летом на стройке в Томске, а когда строительный сезон заканчивается на зиму, он уезжает в Москву на ремонт частных квартир. Почти все опрошенные мною мигранты заявили, что не собираются снова мигрировать, а вместо этого пытаются устроиться на работу на родине. Но у многих там был негативный профессиональный опыт, и с тех пор они вернулись к кочевому образу жизни.
Миграция, как показали мои исследования, редко, если вообще когда-либо, является отдельным проектом. Выбор региона для трудовой миграции определяется связями человека – родственными и дружескими. Степень их успеха зависит от их социального капитала; они часто мотивированы покинуть дом, чтобы быть поближе к пропавшим родственникам. Мигранты уезжают, возвращаются, снова уезжают или переезжают в пределах России. Они функционируют в миграционной системе не как индивидуум, а как звено социальной сети, сложившейся еще до миграции и усложняющейся в процессе миграции. Продолжительность пребывания мигранта в том или ином месте в миграции зависит не столько от его заработной платы, сколько от его скорости и легкости в создании социального капитала – связей. А в Томске, маленьком и социально комфортном городе, налаживание связей происходит быстро и легко.
Краеугольным камнем для налаживания связей в мусульманском сообществе, новом и старом, конечно же, является мечеть. По словам Марлен Ларюэль и Софи Оманн, в российской Арктике официально зарегистрировано 59 мечетей и молельных домов, 35 из которых расположены в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. В Томске люди посещают службы в обеих главных мечетях; активные верующие поддерживают отношения с обоими имамами. Однако есть люди, которые предпочитают одну мечеть другой. Некоторые киргизы и таджики объясняют свой выбор национальностью имама. Для других групп мусульман выбор мечети связан с прошлыми связями. Например, почти вся аварская община посещает Белую мечеть (эти мечети обозначаются по цветам зданий), где имамом является кыргыз. Аварцы из Дагестана и Северного Азербайджана начали посещать Белую мечеть еще в XIX в.90-е годы, когда Красная мечеть была в руинах и молебны проходили в соседнем здании медресе.
Северокавказские религиозные общины имеют самые прочные связи. Так обстоит дело в любом другом городе России, поэтому у чеченцев и ингушей в Томске существует отдельная суфийская община зикристов кадирийского тариката вирда. Они собираются в доме, построенном специально для проведения зикра на окраине города. Зикр-и-джахри – это поминание и прославление Аллаха посредством произнесения определенных фраз или его имени. Между тем, у аварцев из Азербайджана и Дагестана есть своя молитвенная комната (худжра) на втором этаже мебельной мастерской, принадлежащей одному из их земляков. Обе кавказские группы имеют своих имамов. Однако и аварцы, и вайнахи собираются в одной из официальных городских мечетей на Джума-намаз (общий пятничный намаз).
За мечетью
Ни в одном городе России мусульманские общины не ограничиваются мечетями. Отдельные мусульмане (а не учреждения или имамы, действующие от имени муфтиев) создали новые мусульманские пространства. В основном они создаются и используются относительно недавними мигрантами из Центральной Азии и Кавказа. Наряду с менее заметной инфраструктурой создается видимая и открытая для всех мусульманская инфраструктура (например, халяльные продуктовые магазины и кафе, торговые точки, торгующие религиозными благовониями и одеждой). Обнаружить последнее можно только включившись в конкретное местное сообщество. К ним относятся неофициальные молитвенные комнаты, разбросанные по всему городу; кавказские суфийские молитвенные дома; подсобное помещение в аптеке, где регулярно проводятся бесплатные медицинские консультации для единоверцев; молитвенная комната в общежитии для строителей, построенная для узбеков генеральным директором строительной компании из Бухары, и т. д. Мусульманские пространства в городе состоят не только из физических локаций. Вещи могут быть более странствующими. Возможна молитва вне мечетей (хотя молитва в мечетях предпочтительнее). А также, например, возможность обратиться к знающему земляку за религиозным советом или провести дуа (чтение молитвы за себя или другого человека) или никах (обряд бракосочетания).
Диверсификация городских мусульманских пространств во многом является результатом деятельности религиозных лидеров с миграционным прошлым, которые различными способами трансформируют местный мусульманский ландшафт или перестраивают мусульманскую микросреду вокруг себя. Они в той или иной степени считаются лидерами местных микросообществ. И они завоевывают уважение местных верующих. Их религиозный авторитет связан с их профессиональным, финансовым, миграционным, социальным или медицинским авторитетом.
Общие черты мусульманских общин крупных городов Сибири
Я проводил полевые исследования в другом крупном сибирском городе Иркутске (население 623 000 человек) в августе-сентябре 2019 года. Каждый регион имеет свою специфику, но это недавнее полевое исследование позволило мне увидеть процессы и явления, общие для мусульманских общин и миграционного опыта. в городских центрах Сибири более отчетливо. Мозаичность мусульманских пространств Томска и Иркутска очевидна. Представители различных этнических и религиозных групп города собираются в одной мечети на традиционную пятничную мусульманскую молитву. Некоторые из этих групп консолидированы и чаще всего знают друг друга лично. В первую очередь это относится к чеченским и ингушским зикристам. То же самое касается выходцев из Дагестана и аварцев из северного Азербайджана. Для кавказских суфийских джамаатов за пределами Чечни, Дагестана и Ингушетии характерна консолидация и относительная удаленность от остальной городской мусульманской жизни. Вайнахская и аварская общины имеют своих имамов (у чеченцев и ингушей лидеров местной группы мюридов называют туркхами и тамада) и свои сложные иерархические отношения. Несмотря на то, что мюриды добросовестно посещают официальную мечеть для пятничных молитв, их ежедневные религиозные обряды сосредоточены вокруг их собственных мусульманских лидеров в различных молельных залах на периферии.
Если говорить о таджиках в сибирских мечетях, то эта группа составляет большинство прихожан, намного превышающее численность практикующих кыргызов и узбеков. Часто таджики (как выходцы из самого Таджикистана, так и таджикоязычные выходцы из отдельных регионов Узбекистана) помогают имамам во время молитвы, чтения проповедей на арабском языке и совершения молитв. Другие мусульмане обращаются к ним за помощью – религиозным советом, чтением Корана, если они чувствуют себя несчастными, нездоровыми или зацикленными на наваждении, или по счастливому случаю, когда помощники собираются в квартирах или домах для чтения Корана к отметить рождение ребенка, выздоровление от болезни или другое радостное событие. Кыргызы, а также памирцы, узбеки (хотя и реже) и азербайджанцы-шииты также имеют своих религиозных лидеров.
В сибирских городах сложился сложный баланс между официальными имамами и этническими религиозными авторитетами. Последние играют ключевую роль в формировании и поддержании гетерогенной мусульманской общины, созданной за последние два-три десятилетия за счет массовой миграции с Северного Кавказа и из бывших советских республик.
Ваш комментарий будет первым