01.12.2020 09:32 Границы между Эстонией и Россией закрыты из-за COVID-19. Однако их рано или поздно откроют и можно будет отправиться в путешествие в Арктику на Крайний Север России, в традиционные места обитания ненцев. Об истории и настоящем этого северного народа для Tribuna.ee пишет директор российского НКО «Фонд экономических программ» Ян Туров, рассказавший минувшим летом в большом интервью для ИА «Эхо СЕВЕРА» об удивительной породе арктических собак — ненецкой лайке. На фоне роста глобального интереса к освоению Арктики, международное внимание к вопросам истории, культуры и быта коренных малочисленных народов увеличивается. Народы Севера России не являются исключением. Исторически являясь хозяевами части арктических территорий России, они не только обеспечивают связь времён и поколений и обогащают национальную культуру самобытными традициями, но и способствуют ответственному освоению Арктики. Сохранение ненецкой народности как самой многочисленной из малых народов Севера имеет глубокие исторические корни и приоритетное значение в России. В настоящее время общая численность ненцев в Российской Федерации находится в пределах 46 тысяч человек. Этнос, по имеющимся оценкам, с X–XI веков представлен на территории Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Долгано-Ненецкого автономного округов с разделением на тундровых и лесных ненцев. При этом в 2017–2019 годы наблюдалось увеличение на 2000 человек численности ненцев в Ямало-Ненецком автономном округе. В переводе с ненецкого, «ненец» — настоящий человек. Откуда взялись «настоящие люди»? Одна из версий происхождения северных малочисленных народов принадлежит профессору Чернякову*, согласно которой охотники за оленями, населявшие в период верхнего палеолита огромные пространства Европы — от Пиренеев до Урала — вдоль южной границы ледника, в Х-ХI веках потянулись за оленями, которые, в свою очередь, с потеплением климата потянулись на север. Альтернативная версия территории происхождения ненцев, к которой склоняется автор, — Юго-Восточная Азия. В защиту этой версии выступает монголоидная внешность ненцев. Несомненен для всех историков, этнографов и полярников тот факт, что ключевую роль сыграло смешивание рода ненцев с аборигенным родом сихиртя, людьми невысокого роста, живших в землянках, основными видами промысла которых были рыбалка и охота на морского и сухопутного зверя. Происходило расщепление первоначальных родов: самодийского зауральского рода Харючи и восходящего к аборигенам рода Вануйто. Существует ряд исторических оценок о том, что совместные браки самодийцев с аборигенами (от слова «Самееднам», один из переводов — Северные люди), к которым относятся ненцы, завершаются только в конце XIX века. Происходило дробление больших родов на малые семьи и фамилии. В настоящее время в ненецкой тундре можно встретить потомков рода Харючи и Вануйто, объединившихся в семейно-родовые общины Хатанзейских, Вылко, Сэротетто, Лаптандер, Явтысых, Ледковых, Талеевых и другие. Ненцы чужаков не впускали, но стали частью России На протяжении многих столетий ненцы сопротивлялись вторжению Московского государства, а затем и Российской империи в их кочевую жизнь. «Мандалада» (в переводе с ненецкого — военное сообщество) являлась значительной вехой в истории зауральских ненцев в защите традиций и устоев в XVII–XVIII веках. Несмотря на это, в ХVI веке ненцы окончательно вошли в состав Российского государства. Этому способствовало развитие торговых отношений, влияние российской культуры и эффективные дипломатические усилия. Ранее, в 1499 году, Иван III издал указ, согласно которому был основан первый русский город и крепость в Арктике — Пустозерск. Сбор дани (ясака), как и по всей Руси, сталкивался с трудностями. В случае с ненцами это выразилось в отказе определённой части ненцев системно вносить её в государственную казну. Расположенный в 40 километрах от современного города Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа, Пустозерск оказал стратегическое влияние в истории. Пушная торговля на Севере шла именно через Пустозерск, и доходы от неё составляли треть доходов казны. Сейчас Пустозерск — памятник федерального значения и одна из самых привлекательных туристических достопримечательностей. Согласно Государевой грамоте от 1652 года, было «повелено Карачейскую самоядь», или ненцев, с ласковостью склонять к даче ясака пушниной, рыбой и олениной через аманатов (заложников) из лучших людей для удержания от воровства и обложения ясаком. Это пример успешной дипломатичной формы диалога с ненцами на примере непростого вопроса сбора дани. Война и мир Ненцы участвовали в краткосрочных междоусобных военных конфликтах за территории влияния на востоке с энцами в низовьях Енисея — ещё одной малочисленной самодийской народностью. При этом на западе, с поморами, происходило развитие торговых контактов, развивались деловые отношения с иностранными купцами и новгородцами. Постепенно и методично совершенствовались навыки рыболовства, охоты и оленеводства. В 30-е годы ХХ века у ненцев появилась собственная письменность. В качестве примера мирного сосуществования ненцев в Российском государстве и в советский период стоит привести доброе отношение к исследователям Арктики: экспедициям Георгия Ушакова, норвежскому полярнику Фритьофу Нансену во время его санных и морских переходов, первому художнику Арктики, экономисту и общественному деятелю Александру Борисову. Последний совершил переход от Мезени до Новой Земли в 1898 году. Ненцы, как и другие коренные народы, оказывали тёплый приём первопроходцам Арктики не только гостеприимством, но помогали открыть её природные, культурные и исторические секреты. Известны факты, когда ненцы помогали русским и иностранным мореплавателям, потерпевшим кораблекрушения в Баренцевом и Карском морях, в спасении их жизней и возвращении на «большую землю». Преодоление индустриализации, лагерей и совхозов, несомненно, имели свои критические моменты, которые в первую очередь проявились в переведении ненцев на оседлый образ жизни в национальные посёлки. При этом были и положительные моменты. По решению Президиума ВЦИК в 1929 году был создан первый национальный округ коренных малочисленных народов Севера — Ненецкий округ, который в 1930 году был переименован в Ненецкий национальный округ, а 23 сентября 1937 года — в Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. Критически сами ненцы и ряд историков оценивают алкоголизацию этноса геологами при освоении территорий. Важной заслугой советского периода истории является, однако, сохранение хозяйствования по принципу «частного в коллективном» в оленеводстве, рыболовстве в колхозах (до 1929 года) и совхозах (до 1992 года). В оленеводческих бригадах, схожих с артелями, учитывался вклад того или иного оленевода по итогам работы в конце года. Были созданы социальная (школы, больницы и т. п.) и транспортная инфраструктуры (региональная авиация, снегоходная техника), увеличена добавленная стоимость местной продукции за счёт глубокой переработки оленины и рыбы. Оленная армия Отдельной яркой страницей выделяются подвиги ненцев в советско-финской и Великой Отечественной войнах в рядах бойцов оленно-транспортных эшелонов и батальонов. Так, по приказу Сталина под ружьё была поставлена целая армада, невиданная до этого оленная армия для Карельского фронта в 10 тысяч ездовых оленей, 6 тысяч каюров, 2 тысячи нарт. Вся эта масса оленеводов с ездовыми упряжками должна была организационно влиться в 12 лыжно-оленьих батальонов — ударную силу для разгрома врага в Заполярье в надвигавшемся 1942 году. Ненцы — не только превосходные наездники и гиды в Арктике, но и, как подтвердили военные конфликты с Финляндией и III Рейхом, — бесстрашные войны, отличные разведчики и стрелки. Ненцы, саамы и чукчи очень ценились на фронте. В составе оленно-лыжных бригад с линии Карельского фронта было вывезено более 10 тысяч раненых, совершались внезапные рейды в тыл противника, захватывались опорные пункты гитлеровцев и «языков», уничтожались базы противника. Примером героизма ненцев может служить храбрость 27-летнего Якова Хатанзейского, уничтожившего из пулемёта до 30 гитлеровцев, отмеченного медалью «За боевые заслуги». И таких подвигов было множество. Оленно-транспортные батальоны сыграли знаковую роль в 1944 году в масштабной операции по освобождению Карелии и Мурманской области. Ряд российских историков и полярников убеждены, что во многом благодаря оленно-транспортным батальонам, идеально приспособленным к сражениям в суровых условиях Заполярья, линия Карельского фронта оставалась практически неизменной на протяжении всей войны. Сформированная из батальонов 31-я оленно-лыжная бригада через Польшу дошла до Праги. В 1947 году она была направлена на Чукотку. Именно там бойцы бригады закончили свой боевой путь и смогли вернуться домой. Из далёкого прошлого — в современность Начиная с 1990-х годов в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах активно развивается нефтегазовая промышленность. Жёсткий контроль соблюдения экологических стандартов производства, оплаты соответствующих налогов и сборов, социальная ответственность российских государственных и частных нефтяных и газовых корпораций в партнёрстве с компаниями из Франции, Вьетнама, Китая создали благоприятные условия для традиционных промыслов ненцев — оленеводства, охоты и рыбалки. В последние годы вырос и интерес российских и иностранных туристов к Арктике, исконным традициям и истокам, а значит, и к ненцам. В Ненецком автономном округе (НАО) реализуются принципы устойчивого развития экономики, в том числе в части поддержки коренного населения. По оценкам Ассоциации туроператоров России и НКО «Фонд экономических программ», это один из немногих субъектов Российской Федерации, где базовый туристический продукт сформирован как для российских, так и для иностранных туристов. В 2015–2016 годах была успешно реализована межрегиональная и международная программа по вовлечению коренных малочисленных народов НАО, в том числе и ненцев, в сферу туризма. Это соответствовало задачам Государственной комиссии по вопросам развития Арктики в РФ. Возможность знакомства с ненецкими семейными обычаями, национальной кухней, оленеводством и природой арктической тундры, посещения ненецких святилищ, участия в ритуалах единственного на Крайнем Севере ненецкого шамана, посещения этнических фестивалей и представлений привлекают всё больше и больше ценителей экологического и этнографического туризма. С 2018 года «Фонд экономических программ» в плотном взаимодействии с «Ассоциацией ненецкого народа „Ясавэей“» и «Союзом оленеводов Ямало-Ненецкого округа» реализует межрегиональный проект по сохранению уникальной аборигенной породы ненецкой лайки. Эту уникальную арктическую собаку, начиная с ХIХ века, ненцы стали использовать не только в охоте, но и в северном оленеводстве, что стало его неотъемлемой частью. В планах властей Ненецкого автономного округа, деловых кругов, общественных организаций во взаимодействии с соответствующими федеральными органами власти — развитие священного для ненцев острова Вайгач как духовно-культурного центра для коренных малочисленных народов Севера. Мощная историко-культурная цивилизационная платформа будет способствовать социально-экономическому благополучию территории. Развитие северного оленеводства в направлениях экспорта, экологической сертификации, туризма — подтверждённые международными и российскими экспертами перспективные экономические направления. Этнические туристические маршруты, программы арктической охоты, рыбалки, фестивали традиционной культуры с международным участием в сочетании с современным искусством, гастрономической составляющей, совместные международные и национальные проекты с другими коренными народами успешно реализуются в Ненецком автономном округе. Возрождены занятия по изучению ненецкого языка, организуются этнографические экспедиции, растёт спрос на выступления фольклорных коллективов мирового уровня — Народного ненецкого ансамбля песни и танца «Хаяр» и Ненецкого театра «Илебц». Сохраняется ненецкий этнос, подчёркивают богатство культурного наследия на Русском Севере, решается вопрос создания новых рабочих мест, увеличения численности коренного населения, привлекают внимание молодёжи к истории освоения Арктики и Севера в России. Активизация программ и проектов международного и межрегионального сотрудничества для ненецкого народа будет способствовать тому, что молодые специалисты останутся на родине, а значит, будет продолжаться развитие Русской Арктики её исконными жителями. *Захарий Ефимович Черняков (1900 — 1997) — лингвист, педагог, исследователь саамской культуры, создатель первого саамского букваря. Все фото предоставлены Яном Туровым. Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам. |
С добрым нутром, или Как спасти ненецкий язык — Наука и культура
Ненецкая молодежь на дне оленевода. Фото из архива Д. Яндо
Согласно промежуточным итогам переписи 2021 года численность ненцев вплотную приблизилась к 50 тысячам. Это та количественная отметка, на основе которой российская статистика отделяет коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока от прочих народов. Ненцы относятся к самым многочисленным из них.
Как на этом фоне выглядит ситуация с распространением ненецкого языка? На этот и связанные с ним вопросы мы попросили ответить директора Института стратегического развития Арктики САФУ Александра Сабурова.
Герой интервью (первый справа) среди участников «Плавучего университета». Фото из архива А. Сабурова
Интерес среднего возраста
– Александр, этноним «ненцы» встречается в названии двух автономных округов России – Ненецкого и Ямало-Ненецкого. Общее состояние ненецкого языка в них какое?
– Маленькое уточнение – еще есть Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, который до 2007 года имел статус округа. Ненецкий язык по шкале жизнеспособности ЮНЕСКО классифицируется как находящийся под угрозой исчезновения. По данным переписей населения и нашим наблюдениям, в ЯНАО он находится в лучшем состоянии. Это связано с тем, что в советский период здесь сохранилось традиционное оленеводство. Как следствие, ненцы продолжили вести кочевой образ жизни, а не осели в поселках, где доминировал русский язык. В НАО, ситуацию в котором я знаю лучше всего, по итогам переписи 2010 года проживало приблизительно 7,5 тысяч ненцев, около семисот из них владели родным языком.
– Как эти цифры изменились по итогам переписи 2021 года?
– Данные предварительные, но по ним численность ненцев в округе сократилась примерно до 6700 человек, а число носителей наоборот выросло до 1200.
Несмотря на формальный рост числа носителей, существуют значительные риски для сохранности ненецкого языка. Администрация НАО обеспокоена языковой ситуацией в округе, поэтому и обратилась к нам с просьбой изучить ее на месте и предложить конкретные рекомендации. В сентябре мы вместе с коллегой Алексеем Никифоровым провели социологическое исследование и записали около 40 интервью по этой теме в Нарьян-Маре, поселках Красное и Нельмин Нос.– Какой была выборка вашего полевого исследования?
– Мы беседовали с учителями школ и воспитателями детских садов, сотрудниками Этнокультурного центра НАО, Центральной библиотеки имени А.И. Пичкова, Ненецкого регионального центра развития образования, Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа имени И.П. Выучейского, представителями ассоциации «Ясавэй». Все спикеры не просто владеют языком, но и используют его в профессиональной деятельности.
– И что они вам сообщили?
– Наши собеседники отметили явления, которые характерны для многих других малых языков – его невостребованность, практическое отсутствие межпоколенческих передач (родители с детьми говорят на русском), слабое присутствие ненецкого языка в интернете. Вместе с тем, мы отметили немало позитивных явлений, таких как, например, активная деятельность ансамблей и театра «Илебц», преподавание в школах, издание книг на ненецком языке, общий рост интереса к ненецкому языку и культуре за последние годы. Этот интерес неравномерно распределен среди разных групп населения. Больше всего он характерен для среднего и старшего возраста: примерно в возрасте 35-40 лет люди начинают чаще задумываться о своих корнях и идентичности.
Поселок Нельмин Нос. Фото из архива А. Сабурова
Маори и Инари
– Интерес к своему языку и культуре как-то реализуется на практике?
– Да, и это еще один приятный результат нашего исследования. В округе появились низовые инициативы. Например, курсы ненецкого языка для взрослых и студия анимационных фильмов «Кубик», создатели которой сами учат детишек делать мультики на родном языке. Нередко эти инициативы поддерживаются администрацией НАО через гранты для некоммерческих организаций. Вообще, как показывает опыт спасения маорийского и инари-саамского языков, если что-то спускать сверху, оно не работает. Нужна именно низовая активность.
–
– Именно. Из зарубежных языков мы также взяли гавайский, а из российских – якутский, бурятский, осетинский, чувашский и марийский. Самый яркий пример – язык маори, коренного населения Новой Зеландии. Его спасением озаботились в 1970-х годах, и сейчас им владеет около 180 тысяч человек. На инари-саамском языке говорит около 400 жителей финского муниципалитета Инари. Цифра не впечатляет, но по сравнению с тем, что было (менее десяти носителей), прогресс налицо.
– Какие же меры помогли спасти эти языки и, следовательно, могут быть рекомендованы к применению в НАО?
– Помог комплексный подход, затрагивающий все возрастные группы. Научные исследования на эту тему фиксируют, что по отдельности никакая мера не даст устойчивого положительного эффекта. Например, есть опыт возрождения только национальных СМИ, а потом выясняется, что слишком мало носителей языка, которым они интересны. Или начинают активно преподавать язык детям, но, так как он не востребован на рынке труда, знания не закрепляются на практике. Возрождение языка маори началось с создания системы языковых гнезд.
– Это что такое?
– Так называется практика ведения воспитательного процесса в детских садах полностью на языке коренного народа. Изучение языка должно быть продолжено в школе, а во взрослой жизни на языковых курсах. Вторая сфера, на которую следует обратить внимание, это СМИ. Особенно важны интернет-ресурсы. Их развитие не требует значительных вложений, зато охват аудитории зачастую больше, чем у традиционных источников информации. Наконец, третья сфера – это госуправление. Я имею в виду создание государством рабочих мест, предполагающих знание ненецкого языка.
Ненецкое стойбище. Фото из архива С. Терешкова
Такие разные нарты
– Межрегиональное сотрудничество в деле спасения ненецкого языка налажено?
– Это одна из наших рекомендаций. В ЯНАО есть новостная передача телекомпании «Ямал-медиа» на ненецком языке и газета «Нарьян Нгэрм». А в НАО только страница в главной окружной газете и та с параллельным переводом на русский. Специалистов, использующих в работе ненецкий язык, блогеров в ЯНАО тоже больше. Необходимо изучать возможности масштабирования этого опыта на соседние регионы с ненецким населением.
– Есть мнение, что малые языки не нужно сохранять. Мол, их исчезновение естественный процесс в условиях глобализации…
– Для меня сохранение языка абсолютная аксиома. Мы часто видим, как размытая идентичность, отрыв от своих корней ведут к деструктивным последствиям для судьбы человека.
Кроме того, культура России и сама наша страна немыслима без богатства культур ее народов. Наконец, любой язык – это часть глобального культурного наследия. В том же ненецком огромное количество слов, не имеющих аналогов в русском.– Примеры?
– Допустим, мужские легковые нарты обозначаются словом «нгэдалёсь», а женские легковые – «не хан». Еще есть нарты для постели и одежды, которую носят в чуме, нарты для мягких выделанных шкур… И так со всеми видами традиционных промыслов. А как необычно ненцы прощаются друг с другом! «Сава сёнзя ӈэя» — говорят они. Буквально это переводится как «Хорошего нутра тебе».
– Какие-то практические цели в области сохранения ненецкого языка вы для себя наметили на ближайшие годы?
– Да, конечно. Сейчас мы с коллегами из Высшей школы информационных технологий САФУ и с администрацией округа обсуждаем проект по созданию онлайн-словаря ненецкого языка. Казалось бы, очевидная вещь, но нет – желающие изучить ненецкий до сих пор вынуждены работать с громоздкими печатными словарями. Мы ищем возможности сделать это, а в перспективе создать и соответствующее мобильное приложение. Так возможность изучать ненецкий язык появится везде, где можно подзарядить гаджет.
Надежда посреди вайгачской безнадеги. Фото из архива А. Сабурова
***
Алексей Егоров, специально для GoArctic
Ненцы — Barentsinfo
В Баренцевом регионе ненцы проживают в Ненецком автономном округе, Архангельской области, Республике Коми и Мурманской области (большинство ненцев проживает в Западной Сибири). Всего в Российской Федерации 41 000 человек. Ненцы – самый многочисленный (41 000 по переписи 2002 г.) коренной народ в России. В Ненецком автономном округе, как и в других регионах, ненцы составляют меньшинство (около 14-15 % в Ненецком округе). Большинство ненцев проживает в сельской местности, и есть несколько сел, где они составляют большинство. Потеря языка – одна из проблем ненцев. По переписи 1989 только 44 % ненцев считают ненецкий язык своим родным языком. Однако в этом столетии численность ненцев медленно увеличивалась.
Ненецкий язык
Ненецкий язык не имеет официального статуса в Ненецком округе, хотя в школе есть уроки языка до 4 класса, но дома ненецкий язык используется редко. Также не хватает учебных материалов и учителей. На местном уровне учителей ненецкого языка готовят в педагогическом колледже в Нарьян-Маре, а также в Санкт-Петербурге и Салехарде. Проблема в том, что многие молодые ненецкие студенты должны сначала выучить свой родной язык, чтобы иметь возможность преподавать его. Учебная программа в школах ведется на русском языке, уроков по истории и культуре ненецкого народа немного. Только старшее поколение ежедневно использует ненецкий язык. Местное радио имеет получасовую еженедельную передачу, а местная газета — одну полосу в неделю на ненецком языке. Есть немного ненецких писателей, но им трудно издавать свои произведения на ненецком языке: их произведения изданы на русском языке. Возрождение ненецкой культуры можно увидеть еще в создании этнокультурного центра в 1994 в Нарьян-Маре, где находится Ненецкий самодеятельный театр. В сельских селах появились певческие и танцевальные коллективы.
Оленеводство и хозяйство
Будущее оленеводства – одна из главных забот ненцев. Хотя только 14% ненцев занимаются оленеводством, оно является символическим ядром ненецкой культуры и этнической идентичности. Есть еще кочевые семьи, которые мигрируют и живут в основном в тундре, в то время как в некоторых общинах только мужчины мигрируют с оленями, а их семьи остаются в деревнях. Коллективное оленеводство в различных формах кооперации с коллективной собственностью является преобладающим способом оленеводства, хотя есть частные скотоводы, которые также объединились в кооперативы. Оленеводы интегрировались в современное общество: их дети учатся в интернатах, а оленеводы производят мясо и панты на продажу. Низкие цены на продукцию оленеводства вызывают экономические проблемы. Есть и проблемы, доставшиеся в наследство от советского периода: тяжелые условия жизни в тундре и отсутствие интереса молодежи к оленеводству. Эксплуатация и разведка нефти и газа представляют большую угрозу для будущего оленеводства. См. карту основных оленеводческих районов Скандинавии и Русского Севера.
Оленеводство – не единственный источник дохода ненцев. Большинство ненцев проживает в сельской местности наряду с русскими и коми: они заняты в сельском хозяйстве, в сфере образования и здравоохранения. Безработица в сельской местности является большой проблемой. Возникли частные хозяйства в рыболовстве, ремеслах и прежде всего в оленеводстве. Сельскому населению приходится рассчитывать на местные возобновляемые ресурсы для удовлетворения своих потребностей: они ловят рыбу, охотятся и собирают ягоды для собственного хозяйства или продают их на местных рынках.
Местная экономическая ситуация улучшилась благодаря высоким доходам от разработки нефти и газа, что отразилось на улучшении общего благосостояния. В госсекторе вовремя выплачивают заработную плату, и округ может инвестировать в развитие госсектора.
Источник: Туула Туйску, 4/2004.
См. также:
- Нарьян-Мар – официальная домашняя страница.
- Сайт «Ненцы в Райпоне» (Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера)
- Карта основных оленеводческих районов Скандинавии и Русского Севера.
- Фото на flickr
Ненцы, юрак Самоеды в России Профиль группы людей
Введение / ИсторияНенцы живут в арктических регионах России от Ненецкого автономного округа на европейской стороне до полуострова Таймыр на востоке. Здесь проживает около 45 000 человек, из которых около 27 000 все еще говорят на этом языке. Самую многочисленную подгруппу составляют тундровые ненцы. Лесные ненцы, проживающие в таежных районах, составляют лишь около пяти процентов населения.
Раньше ненцев тоже называли самоедами. Прямой перевод слова с русского языка — «самоед», и по понятным причинам довольно уничижительный. Название ненцы происходит от их собственного языка и означает человек. Слово Ямал, родина большинства ненцев, буквально означает «край земли».
В советское время государство начало собирать детей кочевых семей в интернаты. В то время, как и многим другим группам коренных народов по всему миру, им было запрещено говорить на своем родном языке. После девяти лет обучения многие отчуждались от своего традиционного образа жизни, но и не были полностью приспособлены к русской жизни. Государство пыталось поселить людей в деревнях, стада оленей были коллективизированы, и часто только мужчины по очереди ездили, чтобы ухаживать за оленями. К сожалению, однако, распад Советского государства оставил людей практически без средств к существованию, что привело к потере идентичности и большим социальным проблемам в деревнях. После распада Советского государства некоторые смогли раздобыть достаточно оленей и вернулись в тундру со своими семьями. Там они кажутся самыми счастливыми.
В настоящее время для людей, живущих за счет оленеводства, не является обязательным отдавать своих детей в школы-интернаты. Однако большинство так и делают, поскольку видят ценность школьного образования. Есть также попытки открыть кочевые школы для детей оленеводов, в которых учителя выезжают к детям несколько раз в год. Однако такое обучение не считается достаточным для дальнейшего обучения.
Какова их жизнь?
«Настоящие люди», как называют себя ненцы, — оленеводы. Их миграционные пути могут достигать 500 км (310 миль) два раза в год от Северного Ледовитого моря до лесных массивов Северного Урала и обратно. Каждые несколько дней они упаковывают свои вигвамы и другое имущество в нарты и едут дальше, так как их олени съели весь лишайник в этом месте. Снег покрывает землю в течение восьми месяцев, а в зимние месяцы температура колеблется от -30 до -50°C (от -20 до -60F). Из оленьего меха женщины шьют теплую одежду и обувь для всей семьи, а также чехлы для вигвамов. Мужчины ухаживают за оленями, а дети уже в возрасте пяти лет знают свое место и могут помогать своим семьям в работе.
Те, у кого нет оленей, живут в деревнях, зарабатывая на жизнь в основном рыболовством. Однако жизнь рыбаков и скотоводов становится все труднее и труднее. Оленьи пастбища находятся на самых богатых месторождениях нефти и природного газа в России, и их традиционный образ жизни часто рассматривается как несовместимый с экономическим ростом страны. Газовые трубы также ведут через реки, что приводит к гибели рыбы. Изменение климата также напрямую влияет на их жизнь. В 2013 году тысячи и тысячи северных оленей погибли от голода, так как после неожиданного дождя в декабре температура резко упала, образовав на снегу толстый слой льда, из-за чего олени не могли раскопать его и найти лишайник. Некоторые ненцы потеряли всех своих оленей и были вынуждены переселиться в деревни.
Каковы их убеждения?
Несмотря на то, что советское государство преследовало шаманов и внушало всем атеистическую пропаганду, миром многих ненцев по-прежнему правят идолы, духи и проклятия невидимого мира. Они верят в Бога-Творца, Числ. Главного бога подземного мира зовут Нга, и он бог болезней и смерти. Однако считается, что между этими богами есть много меньших богов и духов, которые нуждаются в умилостивлении. Баланс между духовным миром важно соблюдать, и существует множество табу, касающихся жизни в вигваме, а также правильного поведения мужчин и женщин. Считается, что нарушение этих табу навлекает проклятие на людей и их животных.
Есть небольшая община оленеводов, которые сумели «спрятаться» от советского государства, а после его падения искали связи с внешним миром, в первую очередь с христианами. Большая часть этой общины сейчас христиане. Однако для большинства существует множество препятствий для получения Евангелия. Считается, что принятие «чужой» религии разбалансирует духовный мир и навлечет на него проклятие. Государственная пропаганда против всех, кроме Православной церкви, любит подкреплять это, называя все протестантские церкви «сектами», опасными для безопасности государства. Мелкое соперничество между многими протестантскими группами не помогает. Кроме того, правительственные ограничения снова начинают расти.
Есть несколько церквей и христианских групп, стремящихся добраться до ненцев. Большинство из них, однако, придерживаются русского языка и культуры, и даже большинство из тех, кто использует ненецкий, опасаются разрешать использование переведенного Писания. К счастью, некоторые церкви и организации стремятся достучаться до коренных народов, переводя Библию на их языки и поддерживая появление лидеров коренных народов.
Каковы их потребности?
Безработица, алкоголизм и самоубийства очень распространены в деревнях. Молодые люди растут без надежды на будущее, так как видят вокруг себя только алкоголизм и безвременную смерть. Тем, кто был вынужден покинуть тундру, необходимо найти другой образ жизни и способы выражения своей культурной самобытности, кроме оленеводства. Например, в больших городах есть возможность принять участие в музыкальных и ремесленных мероприятиях, а ежегодные дни оленеводов и дни рыбаков также укрепляют их самобытность. Церквам необходимо объединить свои усилия для достижения ненцев и быть смелыми, несмотря на растущее сопротивление, находя творческие пути донесения Евангелия до людей.
Ваш комментарий будет первым