Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Что такое обряды и обычаи: Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал. Основные понятия и определения.

Читать онлайн «Обряды, праздники и обычаи наших предков», Лора Мелик – Литрес

© Мелик Л., текст, 2017

© «Центрполиграф», 2017

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2017

К читателю

Здравствуй, дорогой читатель! В твоих руках книга, в которой можно найти много интересного, она уникальна. Ведь в ней собраны наши, русские, обряды и верования. Читая книгу, ты окунешься в жизнь русского народа, вспомнишь или узнаешь об истинных русских обычаях, ощутишь этот незабываемый «русский дух». Нам есть чем гордиться, у нас есть замечательные корни, древние корни – свой фольклор и история.

Мы – русский народ. Великий Русский Народ. И каждый из нас должен помнить свою историю и культуру, и она стоит того, чтобы мы ее знали.

Русский народ издавна бережно хранит свои обычаи, обряды, предания и легенды, передавая их из поколения в поколение. А сколько веры в его молитвах!

Жизнь начинается – и завершается, неумолимо быстро отсчитывая дни, месяцы, годы, десятилетия. Как ее нужно прожить, учитывая наши русские национальные традиции? Ведь вы с гордостью должны сказать и осознать всю красоту сказанного: «Я – русский».

Многие сейчас осознали свою культуру и свои истоки, которые помогают выйти на большой, светлый путь народных традиций. А ведь как это важно для всех нас в целом! Вы узнаете, как правильно по-христиански совершать обряд погребения, поминок, узнаете, как это было в Древней Руси. Как сосватать невесту, как свадьбу сыграть, как окрестить ребенка и дать ему имя, какие петь ему песни и каким играм научить… Все это вы можете узнать, прочтя эту книгу.

А календарные праздники: Рождество, Масленица и другие? А святки? Наши, русские святки! Посмотрите вокруг, может ли так еще кто-нибудь праздновать?! Русский дух, русский задор – есть ли где что-то похожее? Нет!

Каждому из нас нужно помнить и чтить свой род. И не зря в народе говорят: «На роду написано таким быть», имея в виду именно род, предыдущие поколения ваших предков.

Каждый народ имеет свой эгрегор, свою силу, необычайную силу, которая защищает и хранит нас. Каждый народ имеет и своего покровителя. Считается, что сама Богородица покровительствует России. У каждого народа есть своя память. Народы могут появляться, возрождаться и исчезать, развиваться и деградировать.

Нам с вами оставлены такие великие сокровища русской культуры, о которых другие народы не могут даже мечтать. А мы имеем, да только по достоинству это не ценим. Проходя мимо наших, исконно русских, сокровищ, мы, как идолам, поклоняемся чужой мишуре. Да вы только вникните в наши былины, колыбельные песни! Сколько мудрости, тепла и любви в них! Ласковые, согревающе-теплые, необыкновенно нежные, величавые песни. Сколько в них науки, сколько поучений! Только вдумайтесь в слова и постарайтесь ощутить их дух.

Мы бесконечно богаты, потому что обладаем великим, бесценным наследием, которое получили от наших предков. И было бы неблагодарно всего этого не помнить!

Ну вот, ответьте сейчас сами себе, много ли вы знаете народных обрядов, примет, песен? Раз-два и обчелся, а поэтому и дети не знают, как правильно колядовать под Рождество.

Жизнь русского человека отражена в его быте и обрядах, которые продолжают жить, несмотря ни на что.

Очень хочется, чтобы книга, которую вы держите в руках, не только удовлетворила ваш интерес, но и расширила кругозор. Пусть в вашу жизнь войдет народный колорит, эпос, которые до сих пор привлекают нас в русских обрядах.

Лора Мелик

Глава 1. Младенчество

Нет на Земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.

В. Гюго

Первые дни жизни

Сам не съешь, а беременной не откажи.

Народная мудрость

Отказать будущей матери в пище, которую ей хочется съесть, значит взять грех на душу. Ведь считается, что просит не только она, а и младенец, которого она носит.

Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Появлению малыша в этот мир предшествуют долгие девять месяцев после зачатия. Вы только представьте, какое чудо совершает Природа! Две клеточки, соединяясь в одно целое, образуют зародыш, из которого получается замечательный малыш. Помимо материального тела, которое дают родители, ребенок получает и Душу.

И вот чудо свершилось – родился малыш. Каким же он будет, что его ждет? А ведь вся эта информация закладывается еще в момент зачатия и потом дополняется моментом рождения в этот мир!

Современные ученые рекомендуют слушать во время беременности классическую музыку, рассматривать произведения искусства, любоваться природой и слушать ее звуки. В общем, беременную женщину должно окружать все красивое, прекрасное и доброе. И самое главное – доброе отношение окружающих. Знайте, что все, что вы сделаете с любовью и с верою, несомненно, принесет здоровье вашему будущему ребенку.

Сейчас, к сожалению, забыты древние обряды, связанные с рождением ребенка. В то далекое время народ большое внимание уделял не только самим родам, но и предродовому периоду. Женщина, зачавшая ребенка, проходила в церкви исповедь, каялась в грехах, принимала покаяние, все это способствовало рождению ребенка здорового и в духовно здоровой семье.

Православие учит соблюдать посты, во время которых нужно воздерживаться не только от приема определенных видов пищи, но и необходимо сексуальное воздержание. Ребенок, зачатый в пост, считался зачатым во грехе.

Беременной женщине не разрешалось работать в праздники, ходить на кладбище, гладить животных. Зато рекомендовали по возможности чаще смотреть на что-либо красивое – чтобы ребенок родился не только здоровым, но и красивым.

А как сейчас? Ребенок только-только зародился и буквально сразу же начинает вдыхать «аромат» сигарет и алкогольных напитков. Вместо свободной и удобной одежды и обуви мама, жертвуя удобствами будущего малыша, в угоду моде надевает обтягивающие джинсы и обувь на высоком каблуке. Допустимо ли это?

Так чего же женщины придерживались в те далекие времена?

Первую половину срока женщина тщательно скрывала от посторонних свою беременность, чтобы у ребенка не было тяжелой судьбы и его не коснулся сглаз.

За полтора-два месяца до родов

в дом приглашали бабку-повитуху, чтобы она подготовила женщину к родам, потому что без нее при родах было не обойтись. Она и обряды знала, и молитвы, и особые приемы.

Молитвы при беременности
Молитва к Божией Матери

О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергающую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

Молитва пред иконою Божией Матери Феодоровская

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надежде, покров и помощь и заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощнице. О чудная Владычице! Всяк, притекающий к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконою Пресвятой Богородицы Целительница

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши; еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабах Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

После рождения малыша его, как правило, прикладывают к груди только на следующие сутки, а вследствие этого ребенок отказывается от груди, молоко пропадает, потому что не каждой маме хочется приложить усилия и разработать грудь, чтобы молока было достаточно, соблюдать определенную диету, увеличивающую выработку молока, и, наконец, заставить малыша сосать грудь, и не бутылочку. Он хотя и крошечный, но уже прекрасно понял, что из бутылочки есть легче, чем из груди. И так день за днем ослабевает природная связь ребенка и матери, начинаются болезни, которых раньше даже не знали. Диатез, дисбактериоз, ферментные нарушения. А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы внимательно изучали опыт наших мам, бабушек, прабабушек.

Не только беременная, но и вся семья волнуется за исход родов, поэтому, по старому поверью, еще до родов боролись с «дурным глазом». Как это делали? А непосредственно перед самыми родами отмыкали замки, развязывали узлы и расплетали косы.

Посмотрите, как об этом рассказывает М. Забылин: «Родильница перед родами прежде всего развязывает на себе все узлы, снимает пояс, расплетает косы, иногда разрывает стан рубашки. Это облегчает и ускоряет роды. Но если, вопреки такой предосторожности, она «мучится», то бабка приводит ее в избу, накрывает стол скатертью, ставит на нее хлеб, соль и брагу, потом отодвигает стол от лавок, распускает на родильнице всякие, какие бы то ни было, узлы и трижды обводит вокруг стола, каждый раз приговаривая: «Как скоро раба (такая-то) обойдет вокруг стола, так скоро и родит». Затем бабка брала с божница образ, омывала его водою над опрокинутым ведром и давала пить ту воду родильнице с донца. Чтобы ускорить разрешение, ее врасплох опрыскивали водой или что-нибудь громко кричали».

Перед родами бабка-повитуха, осматривая женщину, правила живот и определяла, как лежит ребенок в утробе матери.

Как только роды завершались, бабка-повитуха завязывала у новорожденного пуповину, мыла его теплой водой, а детское место закапывала в одном из углов избы.

Обычно, первый раз обмывая ребенка, в воду бросали серебро – чтобы он рос богатым. Но скорее всего, это был всего лишь хитрый маневр, чтобы не раскрыть секретов повитухи. Ведь серебро-то обладает мощным обеззараживающим свойством. Вместе с молитвами его сила увеличивается многократно, и малыш, находившийся до момента рождения в стерильных условиях, попадает в очищенную и обеззараженную воду, сооответственно, он должен расти здоровым. А здоровье – это ведь настощее богатство! Не правда ли, имеется поразительное сходство с обрядом крещения? Только при крещении священник, служитель Бога, использует серебряный крест и молитвы, а ведь повитухами были тоже женщины, избранные Богом. Не всякой давалась эта наука.

Если роды происходили не в избе, то бабка, принеся ребенка в избу, должна его отдать только отцу. После того как отец принял малыша и собственноручно положил его в приготовленную люльку, считалось, что он официально признал новорожденного своим.

После родов молодую мать вели в баню. И снова без опытной бабки не обойтись. Она не просто парит – она и живот правит по-особенному, и первое молоко из груди роженицы удаляет, потому что оно «плохое»: им еще нельзя кормить малыша.

В бане уже ждет речная вода «от уроков». Для нее заранее готовят чистое ведро. Зачерпывает ее бабка обязательно по течению и творит над нею молитву.

То, что дальше происходило в бане, современному человеку трудно воспринимать без улыбки. Но в нем есть свой смысл.

Зачерпнув воду правой рукой, бабка льет ее через локоть, при этом приговаривая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держались бы». Затем в эту воду, собранную в таз, опускаются три раскаленных уголька. И бабка трижды льет воду: дважды – на каменку, а затем на дверную скобу, сопровождая это нашептыванием все того же пожелания, имеющего магическую силу. После этого вода становится заговоренной. Бабка набирает ее в рот, брызгает в лицо роженице и еще раз повторяет: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»

После родов роженице давали травяные настои. Особенно известны настой калгана на водке, аниса, богородской травы, ромашки и душицы. Настой калгана на водке употребляют как средство, способствующее подъему живота. Анис и богородскую траву пьют для того, чтобы из груди свободнее шло молоко, ромашку же и душицу – чтобы вызвать месячные или от простуды. Ничего кислого и соленого роженице не давали.

Обязательно совершался обряд очищения. Считалось, что рожавшая – «нечистая», и потому все, кто с нею общался, и сама она должны были очиститься.

Очищались водою. Называлось это «размыванием рук». Но обряд не сводился только к омовению рук. Сначала для этой цели подготавливалась вода. В нее клали хмель, яйцо и овес, символизирующие собою жизнь и плодородие. Затем перед иконой возжигались свечи и все присутствовавшие молились. Затем взрослые умывали младенца и умывались сами. При этом над ребенком повитуха приговаривала: «Расти с дуб высоты да с печь толщины», а над молодой матерью: «Как хмель легок да крепок, так и ты будь; как яичко полное, так и ты полней; как овес бел, так и ты будь бела!»

В некоторых местах этот обряд совершался иначе. Повитуха приносила с собой топор и веник. Роженица становилась на них правой ногой. В это время повитуха бросала в воду овес и горячие угольки и этой водой поливала на руки молодой матери.

Вы не задумались, почему в двух вариантах обряда все действие связано с водой? А причина в том, что у всех народов встречается культ воды. Вода – источник жизни на Земле. Там, где вода, есть жизнь, где ее нет – пустыня, правда, тоже с жизнью, но резко отличающейся от привычной нам. Человек, творение Бога, на 80 процентов состоит из воды.

Обладая генетической памятью, вода поглощает негативную энергию.

У каждого народа свои обычие и ритуалы, связанные с применением воды. В Древней Индии вода считалась эликсиром жизни. В Персии человек, отправляясь в путь, при выходе из дома окроплялся водой, чтобы предотвратить влияние злых духов в пути.

Редко, но бывало и такое, что малыш рождался особенный, не такой, как все. Обычно при родах маточный пузырь лопается и выходит уже с последом. Но на некоторых новорожденных он остается неповрежденным. В народе это считается хорошей приметой. О таком ребенке говорят: «Родился в сорочке». Значит, быть ему счастливым, все ему будет удаваться и все будет ладиться. Вот отсюда и знакомое всем выражение «В сорочке родился», то есть – счастливый.

Ну а теперь приметы, связанные с беременностью, родами и крестинами:

Если крестильную рубашку ребенка-первенца надевать на всех последующих детей – будет между ними мир и любовь.

Чтобы мальчик был большого роста, его на крестинах поднимали к потолку над головой или выплескивали для этого к потолку рюмку вина.

Чтобы ребенок, если он родился слабым, не умер, продевают новорожденного (до крестин) три раза в лошадиный хомут.

Чтобы ребенок раньше пошел, надо провести его за руки по полу во время пасхальной заутрени.

Нельзя хвалить ребенка в глаза.

Для того чтобы ребенок рос не капризным, спокойным, его должны завернуть в отцовские порты, а чтоб был пригож – покрыть зеленой тканью.

Будущую судьбу ребенка пытались угадать по приметам, имеющим отношение к родам.

Например, если в день рождения в доме была прибыль, то и новорожденному быть богатым. Если в этот день случилась потеря или дали что-либо взаймы в чужой дом – хорошему не бывать. То же относилось к ребенку, появившемуся на свет на исходе лунного месяца. Если девочка похожа на отца, а мальчик на мать – к счастью.

С детьми мы должны поступать так же, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда дает нам носиться из строны в сторону в радостном заблуждении.

И. В. Гете

Бежит время, младенец растет. На Руси этому возрасту всегда уделяли большое внимание, а также старались оградить ребенка от постороннего худого глаза. Русский народ отличается своим гостеприимством, и поэтому часто в гости приходят родные и друзья. Детей старались не допускать к застолью, чтобы «не сглазили».

В наше время тоже стараются оградить дитя от худого глаза, правда, обряды немного изменились. Приведу несколько более современных обрядов.

Гуляя с ребенком на улице и посещая врача, вы замечаете, что иногда ребенок ведет себя очень беспокойно. Плачет, плохо берет грудь, не спит ночами. Все чаще вы слышите от родственников и друзей, что вашего ребенка сглазили. Как защитить своего ребенка от дурного глаза, от завистливого слова? Ведь сглазить ребенка, да и взрослого человека, особенно мать малыша, могут не только посторонние люди, но и свои. Понаблюдайте, и вы заметите, что, удивляясь быстрому росту малыша, посмеявшись с ним, рассказав бабушке, мужу или другому человеку, какой ваш ребенок умный и смышленый, вы способствуете болезни ребенка. Он плачет без видимых причин, беспокоится, выгибается.

Чтобы предотвратить это, подвесьте на кроватке ребенка красную наговоренную нить или яркую тесьму, такую же поместите и на коляску. Рядом с нитью разместите камни-обереги: красную яшму, зеленый малахит, соколиный глаз, ястребиный глаз, бычий глаз. На боковых поверхностях кроватки, с внешней стороны нарисуйте защитную руну Фа (огонь). В этой руне будет сгорать весь негатив, все сглазы, она будет оберегать вашего ребенка и днем и ночью.

Наговор от сглаза на красную нить

Зажгите церковную свечу, поставьте ее перед иконами на столе, положите рядом с ней шерстяную красную нить произвольной длины и прочтите молитву «Отче наш», затем читайте заговор.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Шел Господь по сырой земле, нес Господь защитный крест. Он им защищал. Он им замыкал младенца (имя) от сглазу, от слову, от зависти, от болести, от скорбей, от крику, от испугу, от перполоху, от удару, от неусыпу, от криксы, от беспокойства, от свербежу. А Матерь Божия Богородица закрывала младенца (имя) ризою-покрывалою. Аминь».

Нить привяжите на кроватке так, чтобы получился крест – «X».

На стол поставьте иконы. Если есть иконы, которыми благословляли на брак, обязательно их поставьте, зажгите свечу, положите подушечку младенца, перекрестите ее, перекреститесь сами, перекрестите младенца и скажите:

«Во имя Отца, Сына и Святого Духа, Господи, помоги мне, рабе Божией (свое имя), дай сон-угомон младенцу (имя ребенка)».

Затем прочтите молитвы в этом порядке.

ОБЫЧАЙ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. Б. Гофман

ОБЫ́ЧАЙ, со­ци­аль­но унас­ле­до­ван­ный сте­рео­тип­ный спо­соб по­ве­де­ния, вос­про­из­во­ди­мый в оп­ре­де­лён­ном об­ще­ст­ве или груп­пе со­ци­аль­ной и при­выч­ный для их чле­нов. О. пред­по­ла­га­ют по­вто­ряю­щие­ся фор­мы по­ве­де­ния, проч­но уко­ре­нён­ные в дан­ной куль­тур­ной сис­те­ме, в си­лу че­го они но­сят не­реф­лек­сив­ный ха­рак­тер, не ну­ж­да­ют­ся в ра­цио­наль­ном обос­но­ва­нии и вос­при­ни­ма­ют­ся как не­что «са­мо со­бой ра­зу­мею­щее­ся»: са­ма дли­тель­ность су­ще­ст­во­ва­ния О. в про­шлом слу­жит ос­но­ва­ни­ем его су­ще­ст­во­ва­ния в на­стоя­щем. В от­ли­чие от бо­лее ши­ро­ко­го по­ня­тия тра­ди­ции, О. вы­ра­жа­ет лишь не­ук­лон­ное и точ­ное сле­до­ва­ние вос­при­ня­тым из про­шло­го об­раз­цам куль­ту­ры. Од­ной из раз­но­вид­но­стей О. яв­ля­ет­ся об­ряд – сим­во­лич. пред­став­ле­ние к.-л. со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, ре­лиг. и гражд. цен­но­стей, вы­даю­щих­ся ис­то­рич. со­бы­тий и т. п. При этом на­ря­ду с об­ря­да­ми су­ще­ст­ву­ют и та­кие О., ко­то­рые на­прав­ле­ны на прак­тич. пре­об­ра­зо­ва­ние разл. объ­ек­тов, напр. ма­ги­че­ские прак­ти­ки, нор­мы обыч­но­го пра­ва, ка­нон в ис­кус­ст­ве или ре­мес­ле, ус­той­чи­вые про­из­водств. на­вы­ки. О., дей­ст­вую­щие в сфе­ре мо­ра­ли, фик­си­ру­ют­ся в по­ня­тии нра­вы.

Со­ци­аль­ные функ­ции О. весь­ма раз­но­об­раз­ны. О. слу­жат сред­ст­вом со­циа­ли­за­ции, при­об­ще­ния ин­ди­ви­дов к со­ци­аль­но­му и куль­тур­но­му опы­ту, пе­ре­да­ют этот опыт от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию, рег­ла­мен­ти­ру­ют по­ве­де­ние ин­ди­ви­дов, осу­ще­ст­в­ляя кон­троль со­ци­аль­ный, под­дер­жи­ва­ют внут­ри­груп­по­вую спло­чён­ность, ос­вя­ща­ют разл. объ­ек­ты, со­бы­тия и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Ис­то­ри­че­ски О. вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве ис­ход­ной не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной со­ци­аль­ной нор­мы, од­но­вре­мен­но ре­ли­ги­оз­ной, нрав­ст­вен­ной, юри­ди­че­ской и т. д. (наи­бо­лее ха­рак­тер­ным при­ме­ром мо­гут слу­жить ко­дек­сы обыч­но­го пра­ва, напр. ку­тю­мы во Фран­ции). 

В ка­че­ст­ве осн. ре­гу­ля­то­ра от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми О. вы­сту­па­ют гл. обр. в пер­во­быт­ных и ар­хаи­че­ских об­ще­ст­вах, что свя­за­но с ус­той­чи­вым и не­по­движ­ным ха­рак­те­ром со­ци­аль­ной жиз­ни и сла­бым раз­ви­ти­ем меж­куль­тур­ных от­но­ше­ний. С уси­ле­ни­ем ди­на­миз­ма и ус­лож­не­ни­ем со­ци­аль­ной жиз­ни, с раз­ви­ти­ем и диф­фе­рен­циа­ци­ей вы­рас­таю­щих из О. со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, пре­ж­де все­го та­ких, как го­су­дар­ст­во и пра­во, О. пе­ре­ста­ют быть гл. фор­мой ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния ин­ди­ви­дов. При этом це­лый ряд О. был санк­цио­ни­ро­ван гос­под­ствую­щи­ми стра­та­ми со­ци­аль­ны­ми и вклю­чён в сис­те­му пра­во­вых норм, про­дол­жая за­ни­мать важ­ное ме­сто в ре­ли­гии, мо­ра­ли, бы­то­вой и се­мей­ной жиз­не­дея­тель­но­сти, гражд. об­ряд­но­сти, ди­пло­ма­тич. про­то­ко­ле, в ар­мии (в ус­тав­ных и не­ус­тав­ных от­но­ше­ни­ях), в дея­тель­но­сти разл. фор­маль­ных ор­га­ни­за­ций, фирм и т. д. Мно­гие из них впол­не со­гла­су­ют­ся с су­ще­ст­вую­щи­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, дру­гие не­ред­ко про­ти­во­ре­чат им. Воз­дей­ст­вие О. во мно­гом со­еди­ня­ет­ся и от­час­ти сов­па­да­ет с раз­но­го ро­да «ха­би­ту­са­ми» – со­ци­аль­но ус­во­ен­ны­ми и уко­ре­нён­ны­ми пред­рас­по­ло­же­ния­ми и на­вы­ка­ми, дей­ст­вую­щи­ми в по­все­днев­ной жиз­ни совр. че­ло­ве­ка

Обряды и обычаи

Обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение, являются живым свидетельством сельской культуры, единения с природой и временами года, круговоротом жизни, ритуалами и религиозными обычаями.
С начала 20 века наблюдается значительный прирост населения и значительное социально-экономическое развитие. Постепенно исчезают народные верования, и общество открывается идеям и образу жизни соседних регионов.
Тем не менее, некоторые религиозные обычаи все еще сохраняются: «бонаман», принесение новогодних желаний детьми, которые ходят из дома в дом, или паломничество в древнюю резиденцию епископа в Сабионе, в горах над Кьюза. Это паломничество, которое проводится раз в три года, собирает сотни мужчин из двенадцати приходов Валь-Бадии и демонстрирует религиозность, глубоко укоренившуюся в прошлом. Святилище «Пьетралба» является важным местом паломничества христиан из Фасии.
Активная деятельность наблюдается в различных клубах и ассоциациях, напр. культура, музыка, спорт, а также другие общественные группы. Во многих ладинских общинах есть свой духовой оркестр, а также группа народного танца. Культивирование этой конкретной традиции до сих пор имеет особое очарование.


Взгляните в прошлое

Религиозные празднества, мирские праздники и приходские ярмарки когда-то были единственной возможностью сломать монотонность повседневной жизни. Обычай сопровождает самые важные события в сельских общинах; рождение, крестины, свадьбы, смерть и религиозные праздники.


Свадебные обычаи

sief

Есть также несколько юмористических обычаев, связанных со свадьбами. На пути к церкви свадебный кортеж останавливают барьеры, установленные друзьями жениха и невесты. Затем разыгрываются сцены из жизни молодоженов с особым вниманием к их странностям и слабостям. В конце спектакля «мейнаневич» (мужчина, выдающий невесту) должен заплатить пошлину, чтобы свадебная процессия могла продолжить свой путь.

 

сеура мула

«Сеура мула» практикуется и сегодня. Много лет назад «сеура» была козой, сделанной из дерева и соломы, сегодня это живое животное во главе с двумя шутниками, одетыми как пастухи, которые пытаются продать козу жениху, невесте или старшим незамужним сестрам невесты.

 

Карнавал

«Марди Гра» в Фасции очень старый и очень оригинальный. Главными героями «Марди Гра» являются «Буфон», «Лаше» и «Марасконы». Они высмеивают сельское хозяйство и быт ремесленников.
Буфон — ключевая фигура карнавала Фасции. Его маска характеризуется огромным носом. Прежде всего, в комичных, дерзких зарисовках он высмеивает одиноких женщин. Он утверждает, что родился старым, однако ему суждено стать молодым.


Святой Николай

«Сан-Микулау» (День Святого Николая), который отмечается 5 декабря, также очень популярен.
День Святого Николая отмечается 5 декабря. Под видом юноши в сопровождении аггелов он посещает детей. Он ругает их, если они были непослушными, и хвалит их, если они были хорошими. К ним присоединяются маланы или дьяволы, которые сопровождают двоих, создавая как можно больше шума.

Обряд посвящения | Определение, значения, классификация, примеры и факты

Помпеи: роспись стен

Посмотреть все материалы

Ключевые люди:
Арнольд ван Геннеп
Похожие темы:
обряд смерти обряд посвящения свадебный обряд обряд совершеннолетия обряд рождения

Просмотреть весь связанный контент →

обряд перехода , церемониальное событие, существующее во всех исторически известных обществах, которое отмечает переход от одного социального или религиозного статуса к другому. В этой статье описываются эти обряды в различных обществах по всему миру, уделяя наибольшее внимание наиболее распространенным типам обрядов; объясняет их цели с точки зрения людей, наблюдающих за обрядами; и обсуждает их социальное, культурное и психологическое значение с точки зрения ученых, стремящихся понять человеческое поведение.

Природа и значение

Многие из наиболее важных и распространенных обрядов перехода связаны с биологическими кризисами или вехами жизни — рождением, зрелостью, размножением и смертью, — которые приносят изменения в социальном статусе и, следовательно, в социальные отношения заинтересованных лиц. Другие обряды перехода прославляют изменения, которые носят исключительно культурный характер, такие как посвящение в общества, состоящие из людей с особыми интересами, например, в братства. Обряды перехода универсальны, и предполагаемые данные археологии (в виде находок в захоронениях) убедительно свидетельствуют о том, что они восходят к очень ранним временам. Одним из аспектов обрядов перехода, который часто упускается из виду толкователями (возможно, потому, что это кажется очевидным), является роль обрядов в обеспечении развлечения. Обряды перехода и другие религиозные мероприятия в прошлом были основными социально одобренными средствами участия в приятных мероприятиях, а религия была основным средством для искусства, музыки, песен, танцев и других форм эстетического опыта.

Распространение этих обрядов по всему миру давно привлекало внимание ученых, но первая содержательная интерпретация их как класса явлений была представлена ​​в 1909 году французским антропологом и фольклористом Арнольдом ван Геннепом, который ввел фразу обрядов перехода . Ван Геннеп рассматривал такие обряды как средство, с помощью которого люди без социальных потрясений облегчаются через трудности перехода от одной социальной роли к другой. На основе обширного обзора дописьменных и письменных обществ ван Геннеп пришел к заключению, что обряды перехода состоят из трех различимых последовательных элементов: отделения, перехода и повторного включения — или, соответственно, прелиминальной, лиминальной и постлиминальной стадий (до, в момент , и мимо limen [лат. «порог»]). Человек (или люди), на котором сосредоточены обряды, сначала символически отделяется от своего старого статуса, затем в течение переходного периода подвергается приспособлению к новому статусу и, наконец, вновь включается в общество в своем новом социальном статусе. Хотя наиболее часто наблюдаемые обряды связаны с кризисами в жизненном цикле, ван Геннеп видел значение церемоний как социальных или культурных, отмечая важные события, которые в первую очередь являются социокультурными или антропогенными, а не биологическими.

Классификация обрядов

Никакая схема классификации обрядов перехода не получила всеобщего признания, хотя было дано много названий различным типам обрядов и элементам обрядов. Например, название церемоний очищения относится к элементу ритуала, который очень часто встречается в обрядах посвящения, а также в других видах религиозных мероприятий. В большинстве случаев явная цель очищения состоит в том, чтобы подготовить человека к общению со сверхъестественным, но очищение в обрядах посвящения также может иметь символическое значение стирания старого статуса для подготовки к новому (9). 0016 см. также обряд очищения).

Другие названия, которые были даны обрядам перехода, часто пересекаются. Церемонии жизненного цикла и кризисные обряды обычно являются синонимичными терминами, относящимися к обрядам, связанным с биологическими кризисами жизни, но некоторые современные ученые включили в кризисные обряды ритуальные обряды, направленные на излечение серьезных болезней. Церемонии социальной трансформации и религиозной трансформации накладываются друг на друга и точно так же пересекаются с кризисными обрядами. Религиозные преобразования, такие как крещение и обряды рукоположения, всегда связаны с социальными преобразованиями; социальные преобразования, такие как достижение совершеннолетия и введение в должность, также могут приводить к новым религиозным статусам, а церемонии жизненного цикла аналогичным образом могут включать или не включать изменения религиозных статусов. Тем не менее, иногда полезно различать различные обряды по этим названиям.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *