Речной порог | это… Что такое Речной порог?
Порожистый участок реки
У этого термина существуют и другие значения, см. Порог.
Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.
Содержание
|
Промышленное использование
ДнепроГЭС. Фотография 1947 года
Пороги затрудняют судоходство и сплав, вызывают необходимость сооружения обводных каналов. На реках, имеющих пороги, иногда сооружаются гидроэлектростанции (например, ДнепроГЭС на порогах Днепра у города Запорожье, Волховская ГЭС — на порогах Волхова).
Водный туризм
Порог «Лестница» на реке Мста
В водном туризме пороги являются одним из основных элементов, определяющих сложность маршрута. Самые простые для прохождения пороги могут встретиться уже на маршрутах 2 категории сложности.
Если порог состоит из нескольких последовательно расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна, то такой порог называется одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называется многоступенчатым.
Если в результате предварительного осмотра порога появляются сомнения в успешности его прохождения, то как правило обносят суда или проводят их вдоль берега.
Элементы порога
Kerlingafoss, Исландия
Характерными элементами порога являются водосливы, которые в зависимости от угла падения воды — больше или меньше 45° — подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы.
Также различают следующие элементы порога:
- Бочка
- Вал
- Завал
- Камень
- Прижим
- Слив
- Струя
- Улово
- Противоток
Перед порогом зачастую образуюся значительные плёсы от подпруживания реки ступенями порога.
Таблица оценки трудности водных препятствий
Категория трудности | Характеристика препятствия |
---|---|
1 (Л) | «Легкое препятствие». Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с. |
2 (П) | «Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с. |
3 (СР) | Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с |
4 (С) | «Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с. |
5 (Т) | «Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с. |
6 (ТТ) | «Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с. |
6* (ТТТ) | «Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с. |
Литература
- Е. И. Тамм. Большая Российская энциклопедия. — М., 1993.
- В. Н. Григорьев, А. В. Серебренников, В. А. Половицкий, А. И. Коробков, Н. Г. Федотов, С. А. Голов. Путешествие на гребных судах. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 135 с.
- Г. Я. Рыжавский. Водные походы на байдарках. — М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Феликс Квадригин. На байдарке.
См. также
- Шивера
Ссылки
- Пороги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Речной порог | это… Что такое Речной порог?
Порожистый участок реки
У этого термина существуют и другие значения, см. Порог.
Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.
Содержание
|
Промышленное использование
ДнепроГЭС. Фотография 1947 года
Пороги затрудняют судоходство и сплав, вызывают необходимость сооружения обводных каналов. На реках, имеющих пороги, иногда сооружаются гидроэлектростанции (например, ДнепроГЭС на порогах Днепра у города Запорожье, Волховская ГЭС — на порогах Волхова).
Водный туризм
Порог «Лестница» на реке Мста
В водном туризме пороги являются одним из основных элементов, определяющих сложность маршрута. Самые простые для прохождения пороги могут встретиться уже на маршрутах 2 категории сложности.
Если порог состоит из нескольких последовательно расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна, то такой порог называется одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называется многоступенчатым.
Если в результате предварительного осмотра порога появляются сомнения в успешности его прохождения, то как правило обносят суда или проводят их вдоль берега.
Элементы порога
Kerlingafoss, Исландия
Характерными элементами порога являются водосливы, которые в зависимости от угла падения воды — больше или меньше 45° — подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы.
Также различают следующие элементы порога:
- Бочка
- Вал
- Завал
- Камень
- Прижим
- Слив
- Струя
- Улово
- Противоток
Перед порогом зачастую образуюся значительные плёсы от подпруживания реки ступенями порога.
Таблица оценки трудности водных препятствий
Категория трудности | Характеристика препятствия |
---|---|
1 (Л) | «Легкое препятствие». Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с. |
2 (П) | «Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с. |
3 (СР) | Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с |
4 (С) | «Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с. |
5 (Т) | «Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с. |
6 (ТТ) | «Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с. |
6* (ТТТ) | «Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. |
Литература
- Е. И. Тамм. Большая Российская энциклопедия. — М., 1993.
- В. Н. Григорьев, А. В. Серебренников, В. А. Половицкий, А. И. Коробков, Н. Г. Федотов, С. А. Голов. Путешествие на гребных судах. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 135 с.
- Г. Я. Рыжавский. Водные походы на байдарках. — М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Феликс Квадригин. На байдарке.
См. также
- Шивера
Ссылки
- Пороги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Как образуются пороги на реке?
Ник Райт / Пятница, 14 августа 2020 г.
Пороги Уайтуотер являются неотъемлемой частью катания на лодках. Независимо от того, совершаете ли вы однодневные поездки, полные непрерывной бурной воды, или многодневные поездки с большим количеством плоской воды, все согласны с тем, что самая захватывающая часть любого рафтинга — это пороги. Речные бегуны тратят годы на изучение эффективных методов безопасного преодоления порогов, приобретая глубокие знания о том, как движется вода. Огромной частью обучения тому, как управлять ими, является понимание того, почему и как образуются пороги.
Из-за чего на реке образуются пороги?
Для образования порогов необходимы четыре вещи:
Очевидно, что для возникновения порогов необходима движущаяся вода. Пороги образуются на любой проточной воде, от крошечных ручьев до бурных рек. Любимая игра речного гида на берегу ручья — каякинг. Чтобы играть, просто бросьте палку в ручей. То, что было крошечной, незначительной струйкой воды, внезапно становится игровой площадкой класса V с эпическими водопадами и массивными смотровыми ямами.
Прекрасным примером сужения и уклона, создающего порог, является Кахуна в Каньон-Крик на реке Льюис. Фото Тима Келли.
Конечно, вода, движущаяся быстрее, имеет больше шансов на образование порогов. Следующие два требования, уклон и сужение, помогают ускорить течение воды по мере ее продвижения вниз по течению. Градиент определяет уклон земли, по которому течет вода, и обычно измеряется в футах на милю. Без объективных измерений сужение — это когда река вынуждена идти в меньшее или более узкое русло. Аналогия представить это, когда вы кладете палец на конец садового шланга; вода ускоряется, чтобы соответствовать тому же объему через уменьшенную площадь. Как и следовало ожидать, более высокий уклон и большее сужение обычно означают более быстрое течение воды.
Отличный пример порога с множеством препятствий: Big Drop 3 в каньоне Катаракта.
Четвертое требование для формирования порогов — препятствия. Если у вас уже есть вода, быстро движущаяся по узкому каналу, добавление больших валунов создаст большую турбулентность в воде. Препятствия образуют наиболее заметные элементы на порогах, такие как волны, ямы и пуроверы.
Где на реке образуются пороги?
Пороги образуются в реках везде, где геология допускает уклон, сужение или препятствия. Пороги часто встречаются на более крутых участках реки, потому что увеличенный уклон заставляет воду течь быстрее. Тип породы, слагающей русло реки, также играет огромную роль в формировании порогов. Когда река достигает слоя горных пород, который труднее поддается эрозии, она образует узкие русла. В этих сужениях вы обычно найдете участки реки, полные бурной воды.
Еще одно место, где часто встречаются пороги, это устье большого бокового каньона. Массовые внезапные наводнения в боковых каньонах разрывают валуны и сбрасывают их в реку, создавая поля обломков в устье каньона. Эти поля обломков образуют технические пороги, забитые препятствиями.
Как измеряются пороги
Пороги измеряются по шкале от класса I до класса VI:
Текучая вода с небольшим количеством бурной воды или без нее. Низкий риск, легкое самоспасение.
Прямые, широкие пороги с несколькими судоходными каналами. Может потребоваться некоторое легкое маневрирование.
Пороги характеризуются сильными вихрями и течениями, а также волнами среднего размера. Требуется хорошее управление лодкой, но серьезных опасностей легко избежать.
Пороги мощные и бурные с большими, неизбежными волнами и ямами или узкими проходами. Безопасная навигация требует точного управления лодкой. Пороги часто требуют «обязательных» движений, чтобы избежать опасных опасностей.
Пороги длинные, загроможденные и крутые, что сопряжено со значительным риском. Они требуют профессионального управления лодкой, чтобы преодолевать неизбежные волны и ямы или крутые узкие желоба.
Трассы Класса VI не подходят для всех, кроме самых продвинутых гребцов, и являются границей сложности бурной воды. Пороги должны проходить без ошибок, и спасение может оказаться невозможным.
Река — очень динамичная среда, в которой играет роль множество факторов. Оценка порогов очень субъективна и может варьироваться от региона к региону. Если вы не уверены, не забудьте начать с малого.
Руководство по классификации речных порогов
— Если вы покупаете по ссылке на этой странице, мы можем получить комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Узнать больше
— Ознакомьтесь с нашими рекомендациями по обзору
Выяснение того, какими будут условия, прежде чем отправиться в путешествие на байдарках, является важной частью вашей подготовки к каякингу . Знание воды, в которую вы направляетесь, важно не только для вашей безопасности, но и позволяет вам должным образом подготовиться к условиям.
Pin © Copyright Kayak Guru. Если вы хотите использовать эту инфографику,, пожалуйста, , свяжитесь с нами
Пороги могут быть опасными, но существуют разные классы для разных уровней интенсивности. Итак, насколько интенсивными могут быть пороги? А откуда вы знаете, что означают классификации? Чтобы дать вам лучшее представление о порогах, мы составили руководство, которое поможет вам безопасно преодолевать пороги.
Содержание
Классификация порогов
Чтобы оценить уровень течения и опасности на реке или участке порогов, они классифицируются по международной системе оценок от класса I (или 1) до класса VI (или 6).
Вы также можете найти водоемы или участки воды, относящиеся к классу А. Это относится к категории воды без движения, такой как озеро. Это фактически негазированная вода.
Класс I
Видео: Пороги класса 1 на ручье Бронте
Это самый низкий уровень порогов, но это не значит, что он полностью безопасен. Это означает, что вода движется быстро с более пологими порогами и более легкими перекатами. Препятствий обычно легко избежать, и самоспасение должно быть легким.
Пороги класса I обычно можно преодолевать на сидячем яке или каноэ , если у вас есть небольшой опыт и вы носите соответствующее защитное снаряжение.
Класс II
Видео: Веселые пороги класса 2 на реке Монгауп
Это для гребцов с небольшим опытом. Есть еще несколько волн и перекатов, и течение быстрое, но препятствия и опасности относительно легко избежать, с чистыми каналами. Самоспасение обычно возможно.
Некоторые опытные гребцы все еще могут преодолевать пороги класса II на сидячих каноэ или каноэ , однако в этих условиях лучше использовать сидячие места.
> Лучшие байдарки-кроссоверы
Класс III
Видео: Поход на байдарках первого класса III -наверху или открытое каноэ.
Более опытные гребцы, умеющие управлять своим судном в условиях сильного течения, могут преодолевать препятствия и преодолевать волны. Самостоятельное спасение возможно, но вам может потребоваться помощь.
Для этого класса рекомендуется грести на сидячем яке.
Класс IV
Видео: Сплав на байдарках по порогам Бронко (Класс IV)
Пороги класса IV более опасны и трудны для навигации, и ими должны заниматься гребцы, имеющие опыт управления лодкой.
Эти пороги могут потребовать быстрого маневрирования на больших волнах и обрывах. Самостоятельное спасение затруднено и часто требует групповой помощи.
Класс V
Видео: Спуск на байдарках-двойках, класс 5, бурная вода
Это очень трудные и сложные пороги, и их должны преодолевать только серьезные, опытные гребцы. Вода может быть бурной и непредсказуемой, поэтому рекомендуется сначала разведать ее, прежде чем пытаться грести.
Условия будут опасными для плавания, и самоспасение будет очень трудным даже для опытных гребцов. Жизненно важно практиковаться и иметь опыт спасательных операций, прежде чем браться за пороги класса V.
Класс VI
Видео: Каякинг по самой безумной и отдаленной бурной воде Австралии
6″ src=»https://www.youtube.com/embed/0usZ6NLRge4?start=15&feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>В эту категорию входят чрезвычайно опасные и непредсказуемые пороги, которые должны преодолеваться только опытными командами, так как ошибки в гребле могут быть фатальными. Они могут часто включать значительные водопады.
Пороги класса VI редко проходятся на веслах, и уровень воды и условия должны быть тщательно изучены, прежде чем пытаться преодолеть эти бурные пороги.
Какие пороги я могу преодолеть?
Каковы ваши способности?
Для того, чтобы решить, с какой категорией порогов вы можете справиться, вам нужно будет оценить свой собственный уровень навыков не только как гребца, но и как пловца. Прежде чем пытаться преодолевать пороги, вы должны быть уверены, что сможете безопасно переплыть их или пробежать.
Вы должны уверенно плавать под водой, если это необходимо, а также должны быть в состоянии успешно выполнить эскимосский перекат и мокрый выход. Для более высоких порогов у вас должен быть полный контроль над судном с возможностью остановиться и добраться до берега.
Подробнее об этих навыках ниже…
Знать классы
PinПрежде чем пытаться бежать по порогам, убедитесь, что вы знаете их классификацию.
Местная ливрея каноэ или каяка обычно может помочь вам в этом, а также дать вам местный совет о погодных условиях или других опасностях, которые могли повлиять на реку или течение.
Вы также должны помнить, что на многих реках есть комбинация порогов, поэтому вы можете плыть по относительно легкой реке класса I, прежде чем она в конечном итоге превратится в класс III или IV. Поэтому убедитесь, что вы изучили реку и участки, по которым планируете грести, чтобы не столкнуться лицом к лицу с порогами, к которым вы не готовы.
> Лучшие байдарки для бурной воды
Уровни воды
Уровень воды может значительно повлиять на сложность спуска, так как высокая вода часто делает течение более быстрым и мощным. Сильные дожди или наводнения могут сделать реки особенно опасными не только из-за увеличения мощности воды, но и из-за количества мусора, который может быть в них.
Это означает, что даже реки, которые были спокойными или легкими для гребли, могут стать быстрыми, с опасными течениями. Рекомендуется заранее осмотреть реку и проконсультироваться с местными экспертами, если вы не уверены.
Плотины также могут влиять на уровень воды и ток , поэтому убедитесь, что вы знаете время сброса воды на местной плотине, прежде чем отправиться на греблю, и обязательно держитесь подальше от гидравлики, так как вы можете быстро стать в ловушке. Плотины несут ответственность за более чем 8% смертей в реках, поэтому будьте предельно осторожны.
> Лучшие байдарки для сплава по рекам
ШтифтКакое снаряжение мне нужно для сплава по рекам?
Персональное спасательное устройство (PFD)
Защитная маска необходима при преодолении порогов и ее следует носить постоянно, независимо от класса порогов, так как это может спасти вам жизнь.
> Прочитайте наш основной справочник по спасательным жилетам
Шлем
Ношение шлема обеспечит вам дополнительный уровень защиты, особенно на порогах. У вас больше шансов получить травму головы на бурной воде, чем на ровной воде, и у вас больше шансов опрокинуться, поэтому очень важно, чтобы вы носили хорошо сидящий шлем.
Подходящая одежда
БулавкаЕсли вы гребете в холодной воде, вы должны быть одеты в подходящую одежду, например гидрокостюм или сухой костюм , и ничего громоздкого, что может помешать вам выплыть. Вы должны быть одеты по состоянию воды, а не по погоде.
Рекомендуется иметь при себе запасную сухую одежду.
Запасное весло
Это особенно важно, когда вы начинаете плавать в водах класса IV и выше. Из-за условий порогов вам должно хватить весла чтобы вы могли преодолевать пороги и безопасно возвращаться на берег в случае, если ваше оригинальное весло сломается или вы его потеряете.
Вам, вероятно, понадобится весло из 4 частей, так как его нужно хранить в кабине каяка.
Веревки
Наличие веревок на вашем яке очень важно, так как это позволит вам обоим удерживать каяк в случае падения.
Веревка особенно пригодится, если кого-то нужно спасти.
Свисток
Прикрепите предохранительный свисток к шнуру и прикрепите его к PFD. Это может быть жизненно важным инструментом для оповещения других о вашем местоположении, если вам нужно спастись.
Часто бывает легче услышать свисток, чем кричать над бушующей водой, и вы, вероятно, обнаружите, что на свист уходит меньше энергии, чем на крик о помощи.
Компаньон
Самостоятельно преодолевать пороги не рекомендуется. Из-за непредсказуемого характера порогов и условий гребля в одиночку может быть опасной.
Американская организация Whitewater рекомендует, чтобы в вашей группе было не менее трех человек или не менее двух судов.
Какие меры безопасности мне необходимо знать?
Самоспасатель — Eskimo Roll
Если вы планируете попасть в бурную воду, вы уже должны знать, как спастись от своего яка.
Если вы сидите внутри, вам нужно знать , как выполнять эскимосский перекат , который позволит вам перевернуться обратно в вертикальное положение после того, как вы перевернетесь.
Видео: Демонстрация эскимосских роллов
Вы также должны знать , как безопасно и быстро выйти из каяка . Если вы сидите внутри и носите юбку-спрей, вы должны быть уверены в выполнении мокрого выхода .
Плавание – научись!
Хорошо, возможно, вы не Майкл Фелпс, НО… вы можете оказаться в опасной ситуации и вам придется отпустить свое судно, чтобы иметь больше шансов на выживание.
Если вы находитесь на мелководье с меньшим количеством опасностей, убедитесь, что вы лежите на спине и держите ноги перед собой, лицом к направлению течения.
PinОднако это может не сработать на глубоких или экстремальных порогах. В этом случае вы должны сильно и быстро плыть к берегу, если можете, или куда-нибудь, где вы можете стабилизироваться, пока ждете спасения.
Знать, как оказывать первую помощь
Перед тем, как отправиться к порогам, полезно знать основы оказания первой помощи и СЛР. Это может оказаться жизненно важным навыком в случае аварии и может спасти чью-то жизнь.
Заключение
Теперь, когда вы глубже изучили различия между классификациями порогов и их значением, вы сможете определить типы бурных вод, которые будут соответствовать вашим способностям и уровням навыков.
Вы также должны помнить, что безопасность должна быть вашим приоритетом, и что вы не должны пытаться проходить пороги, которые выходят за пределы вашего уровня опыта или зоны комфорта.
Ваш комментарий будет первым