Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Царицыно история усадьбы: Район Царицыно: история и наши дни

Содержание

Царицыно. Трагическая история самой известной усадьбы Москвы | Город | Недвижимость

Кирилл Яблочкин

Примерное время чтения: 8 минут

53738

Сюжет Экскурсии по Москве

Дмитрий Щелоков / пресс-служба парка «Царицыно»

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова. Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж.

По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки.

Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему

Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам. В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при
Василии Голицыне
в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр.

В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.

Высеченные в камне. Самые яркие проекты Василия Баженова

Вместо кремлевских стен, служащих оградой для храмов и святынь, архитектор спроектировал сплошной ряд зданий. Кремль он видел не как крепость, а как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

Документов, свидетельствующих о том, что дом Пашкова проектировал именно Василий Баженов, не осталось.

Об этом гласит только народная молва и то, что это здание является одним из лучших образцов французского стиля в русской архитектуре, который был свойственен Василию Баженову. © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

Дом Пашкова, построенный на Ваганьковском Холме, долгое время был единственной точкой в Москве, откуда можно было посмотреть на кремлевские башни «свысока». © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

Архитектор планировал усадьбу Царицыно как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, все будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль. © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

Когда строительство было практически завершено, Екатерина II нанесла внезапный визит. Императрица заявила, что дворец слишком темный, что в нем невозможно жить, и потребовала снести часть построек.

© Commons.wikimedia.org / El Pantera

Вскоре, правда, Екатерина II умерила пыл и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова Матвей Казаков, что особенно унижало архитектора. © Commons.wikimedia.org / Ebenda

Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. © Commons.wikimedia.org / Корзун Андрей

По задумке Баженова, в парке также должны были быть возведены Фигурные ворота. © Commons.wikimedia.org / Чертёж фигурных ворот, Василий Баженов

После смерти Баженову стали приписывать множество зданий, к которым он не имел никакого отношения. Особенно эта тенденция усилилась в советское время. © Commons.wikimedia.org / Корзун Андрей

В результате почти все псевдоготические постройки XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документов, приписываются Василию Баженову. © Commons.wikimedia.org / Al Shipilin

Высеченные в камне. Самые яркие проекты Василия Баженова

Вместо кремлевских стен, служащих оградой для храмов и святынь, архитектор спроектировал сплошной ряд зданий. Кремль он видел не как крепость, а как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

Документов, свидетельствующих о том, что дом Пашкова проектировал именно Василий Баженов, не осталось. Об этом гласит только народная молва и то, что это здание является одним из лучших образцов французского стиля в русской архитектуре, который был свойственен Василию Баженову. © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

Дом Пашкова, построенный на Ваганьковском Холме, долгое время был единственной точкой в Москве, откуда можно было посмотреть на кремлевские башни «свысока». © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

Архитектор планировал усадьбу Царицыно как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, все будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль. © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

Когда строительство было практически завершено, Екатерина II нанесла внезапный визит. Императрица заявила, что дворец слишком темный, что в нем невозможно жить, и потребовала снести часть построек. © Commons.wikimedia.org / El Pantera

Вскоре, правда, Екатерина II умерила пыл и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова Матвей Казаков, что особенно унижало архитектора. © Commons.wikimedia.org / Ebenda

Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. © Commons.wikimedia.org / Корзун Андрей

По задумке Баженова, в парке также должны были быть возведены Фигурные ворота. © Commons.wikimedia.org / Чертёж фигурных ворот, Василий Баженов

После смерти Баженову стали приписывать множество зданий, к которым он не имел никакого отношения. Особенно эта тенденция усилилась в советское время. © Commons.wikimedia.org / Корзун Андрей

В результате почти все псевдоготические постройки XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документов, приписываются Василию Баженову. © Commons.wikimedia.org / Al Shipilin

архитектураусадьбы Москвы и Подмосковья

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Парк Царицыно. История усадьбы Царицыно.

  • главная
  • фонтан
  • проезд
  • геопатогенные зоны
  • фото
  • фауна
  • статуи
  • ярмарка меда
  • купить икону
  • оранжереи
  • гостевая
Парк Царицыно
Фонтан
Большой
дворец
Хлебный дом
Галерея с аркой
Малый дворец
Оперный дом
I кав. корпус
II кав. корпус
III кав.корпус
Большой мост
Фигурный мост
Фигурные ворота
Павильон
Миловида
Павильон
Нерастанкино
Русалкины ворота
Гротесковые мосты
Башня-руина
Храм Цереры
Церковь
Парк и пруды
История Царицына
Геопатогенные зоны
Тайны и аномалии
Декоративные
элементы и символы
Схема проезда

Первые славянские поселения появились на землях будущего Царицына, вероятно, в конце IX века. Свидетелями далекого прошлого являются курганы – захоронения вятичей XI-XII веков; несколько их групп сохранилось в царицынском парке и его окрестностях возле бывших деревень Шипилово, Орехово, Зябликово, Борисово и Братеево. Находки, сделанные в курганах, немногочисленны. В основном преобладают украшения из сплавов меди, бронзы, предметы из глины. В заповедной долине реки Язвенки археологи обнаружили следы древних поселений и пашен. Большинство местных поселений прекратили свое существование в XIII веке после татаро-монгольского нашествия, и эти места на несколько столетий погрузились во тьму забвения.

УСАДЬБА ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ (БОГОРОДСКОЕ)

Первые письменные известия о местах, где позднее раскинется архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно», относятся к XVI веку. Тогда здесь лежали пустоши, название одной из которых – Черная грязь – перешло в дальнейшем в название усадьбы. Сменявшие друг друга ее владельцы происходили из известных родов Стрешневых, Голицыных, Кантемиров.
Первыми владельцами Черной грязи стали бояре Стрешневы. В 1626 году основатель династии Романовых государь и великий князь Михаил Федорович взял в жены молодую красавицу Евдокию Лукьянову из небогатого рода Стрешневых. А в 1633 году несколько земель Московского уезда села Коломенского, в том числе «пустошь Черногрядская», были проданы за 73 рубля из казны в вотчину отцу царицы, окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Лукьян Степанович оказался рачительным хозяином и значительно расширил свои владения, присоединив к ним соседние земли. При его сыне, Семене Лукъяновиче, в Черной Грязи появился боярский двор с фруктовыми садами, и пустошь стала называться «сельцом». Семен Стрешнев, дядя государя Алексея Михайловича, был незаурядной личностью. Он принадлежал к ближнему окружения царя, считался «ближним знатоком церковной книжности и очень любил о ней беседовать». Вместе с тем, активный участник польской войны, «с большим успехом забирал разные литовские города…». С.Л. Стрешнев устроил в Черной Грязи богатую усадьбу с хоромами на переднем дворе, а также «мыльней», погребами, «сушилом», «рубленой поварней», фруктовым садом, огородом, рыбным прудом с мельницей на реке Городенке. В описи 1676-1678 годов упоминается сельцо, двор, деревни, пашни, пустоши, сенные покосы, государевы рощи («новая», красная» и др. ) и выгоны для скота. После смерти С.Л. Стрешнева в 1666 году усадьбой владела его вдова Мария Алексеевна, урожденная Лыкова, а после ее смерти в 1673 году имение приписали к дворцовому ведомству, так как прямых наследников не было.
Краткий, но яркий период в истории усадьбы (1683_1689) связан с Алексеем и Василием Голицыными. В 1682 году Черная Грязь, находившаяся в дворцовом ведомстве, была передана «в вотчину по родству боярину Ивану Федоровичу Стрешневу, чем владел наперед сего брат ево боярин Семен Лукьянович Стрешнев». Границы усадьбы расширились. Уже в марте 1683 года Иван Стрешнев подарил усадьбу своему внуку Алексею Голицыну – сыну знаменитого князя Василия Васильевича Голицына. В.В. Голицын фактически управлял страной во время регентства царевны Софьи при государях Петре и Иоанне. Он возглавлял Польский приказ, участвовал во многих военных походах, живо интересовался европейской культурой. По своему характеру, яркости дарований, энергичной деятельности Василий Голицын был достойным продолжателем многих начинаний царя Алексея Михайловича, сочетавшего традиционный православный духовный уклад с европейскими новшествами. Рядом с Черной Грязью Голицын построил деревянную церковь во имя Богородицы Живоносный Источник, благодаря чему сельцо Черная Грязь стало селом Белогородским. Дом и усадьба строились на широкую ногу, в соответствии с положением хозяина и близостью к царскому селу Коломенскому. На вотчинном дворе вместо прежних «ветхих» появились новые хоромы с гульбищами и рундуками, нарядный облик которых, вероятно, напоминал царский дворец в Коломенском. Были заведены конюшенный, воловий, солодовенный дворы, построены новые плотины и мельницы, увеличился сад. От благоустроенного богатого поместья Голицыных до наших дней сохранились пруды. В связи с постройкой плотины на Черногрязском пруду поднялся уровень воды. В результате образовалось исключительно красивое водное зеркало Царицынского пруда, и, таким образом, в конце XVII века в основных чертах сформировался неповторимый ландшафт будущего Царицына.
В 1689 году после воцарения Петра I Голицыны попали в опалу и были сосланы на север, а имение вновь перешло в дворцовое ведомство.
Новая страница в истории усадьбы Черная Грязь, как опять она стала называться, была открыта в 1711 году. Петр I пожаловал ее вместе с соседним Булатниковым и землями в других губерниях своему союзнику, молдавскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру (1673-1723) в качестве компенсации за утерянные исконные владения. После неудачного Прутского похода Кантемир ушел в Россию и принял российское подданство вместе с семьей и двумя тысячами соотечественников.


Из русской ветви Кантемиров наиболее известным стал сам князь Дмитрий Кантимир, советник Петра I по восточным вопросам, один из образованнейших людей своего времени, владевший девятью языками и оставивший труды по философии, истории, географии, музыке; и его младший сын Антиох (1708-1744), поэт и дипломат.
В 1721-1722 годах в Черной Грязи Д.К. Кантемир построил на месте деревянной новую церковь с каменным нижним ярусом и привел в порядок обветшавшие голицынские хоромы. После него усадьбой последовательно владели его сыновья: сначала второй сын Константин, затем старший – Матвей и, наконец, последним – Сергей (Сербан). Прямых наследников не было ни у кого. Князь Константин выстроил здесь новый деревянный дом, наружную отделку которого предполагалось закончить в мае 1746 года. Но весной того же года умерла супруга князя, а в январе следующего года и сам Константин.
После раздела наследства в 1757 году усадьба досталась князю Матвею Кантемиру, а небольшая часть имения и Булатниково отошли Сергею. На планах Черной Грязи 1766 и 1775 годов заметны черты культуры барокко. Два двора братьев с хозяйским домом в каждом располагались по одной линии. На месте нынешней поляны за Большим дворцом были запланированы партеры и боскеты регулярного сада. Ближе к оврагу находился фруктовый сад, посаженный при Голицыных. От планировки усадьбы времен Кантемиров до наших дней сохранились общие контуры земляной пирамиды с террасами по склону высокого берега Царицынского пруда. На ступенях полукруглой пирамиды, увенчанной беседкой, и вдоль аллей были высажены деревья, которые подстригали по правилам садового искусства того времени.


Матвей Кантемир, владевший Черной Грязью 14 лет, был известным «Храмоздателем» и внес значительные пожертвования в Никольский Греческий монастырь, где были похоронены его родные. В Черной Грязи он построил каменную церковь (1759-1765) «во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого» — покровителя его отца. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.

Обширная система прудов площадью около 150 гектаров, которая так восхитила будущую державную владелицу этих мест, складывалась на землях Черной грязи – будущего Царицына и на прилегающих территориях в течение почти трехсот лет. Пруды расположились главным образом в долинах речки Городенки (Городня) и ее притоков – Язвенки, Черепишки и Чертановки.

Первым появился наиболее удаленный от Царицына Цареборисовский пруд, образовавшийся после сооружения плотины во времена Бориса Годунова. Шипиловская плотина – запруда, по которой проходила Старая Каширская дорога, замыкала этот пруд выше по течению, образуя средний из прудов – Развиловатый, или Шипиловский. Сейчас его по обыкновению называют Нижним Царицынским. Вверх по течению расположен Царицынский (Черногрязский, Английский) пруд. Он был устроен между 1666 и 1673 годами.

Последний владелец Черной Грязи из рода Кантемиров Сергей, видимо, мало интересовался своим обширным имением. На это, по крайней мере, указывала Екатерина II в письме барону Ф. М. Гриму. Остановившись весной 1775 года на время пребывания в Москве в селе Коломенском, 16 мая императрица предприняла прогулку до Черной Грязи, которая и решила впоследствии судьбу будущего Царицына. «…В один прекрасный день, — писала она своему постоянному корреспонденту в Париже, — ее величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведет из Москвы в Каширу. Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был еще пруд больше и живописнее, и этот пруд принадлежал не ее величеству, а соседу ея, князю Кантемиру. К второму пруду примыкал еще третий с извилистыми берегами. Вот гуляющие, направляясь от одного пруда к другому, то пешком, то на лошадях, на расстоянии семи верст от коломенского, начинают завидовать чужому имению, хозяин которого, старик за 70 лет, совершенно равнодушен и к водам, и ко всем живописным видам».

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ В.И. БАЖЕНОВА И М.Ф. КАЗАКОВА.

В 2008 году архитектурный ансамбль подмосковной летней резиденции Екатерины II в Царицыне отметил 233-летие со дня основания. Начало селу Царицыну было положено летом 1775 года в блеске фейерверков, под гром праздничных салютов. Матушка-императрица праздновала в Москве первую годовщину заключения выгодного и очень желанного для России мира с Турцией. Вся Новороссия, Кубань и Кабарда отошли тогда под российский скипетр.
Как всегда, военные победы ознаменовались строительством памятных сооружений. По указу Екатерины II два знаменитых архитектора – В.И. Баженов и М.Ф. Казаков – возвели для праздничных торжеств на Ходынском лугу комплекс построек, представлявших Новороссию и Крым. В фантастическом стиле были воспроизведены взятые российским войском местности, крепости и города: Тамань, Керчь, Азов, Таганрог, Еникале. Легкие временные строения, изображенные в серии гравюр М.Ф, Казаковым, стали столовыми и бальными залами, галереями, театром, ярмаркой, служебными помещениями. Впечатления от ходынских торжеств, очевидно, отразились в замысле строительства новой подмосковной резиденции императрицы в только что купленном у князя Кантемира владении.
Здесь провела Екатерина шесть недель лета 1775 года. В узком кругу приближенных главное место занимал Григорий Александрович Потемкин, тайный муж императрицы, отец ее только что появившейся на свет дочери. Прогулки по прудам, по живописным окрестностям усадьбы, названной вскоре селом Царицыным, заполняли досуг новой державной владелицы имения, которое достоинствами своего местоположения, как писала она, представляло «сущий рай».

С 1776 по 1785 год Василий Баженов возводил в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывавший семнадцать построек. Однако почти полностью завершенный, он так и не стал действующей императорской резиденцией. В начале лета 1785 года Екатерина II, оказавшись на короткое время в Москве, «… изволила восприять шествие в село Царицыно…». Милостиво «пожаловала» архитектора с «фамилиею» и управляющего «к руке», посетила главный из выстроенных для нее трех дворцов. После прогулки в парке от была в Коломенское. Ничто, казалось, не предвещало грядущей катастрофы. Спустя некоторое время вышло высочайшее распоряжение о сносе сооружений, предназначенных для императорской фамилии: Большого дворца Екатерины II, объединенного с дворцами Павла и великих князей Александра и Константина, а также Кавалерского корпуса, то есть почти всей центральной части ансамбля. Сама императрица писала наследнику Павлу Петровичу, что ее Большой дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить», а более подробно описывала свои первые впечатления от интерьеров барону Ф.М. Гримму: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими». Так ли это было на самом деле — сегодня сложно сказать. Как бы то ни было, результаты затеянного и одобренного десять лет назад строительства не устроили державную заказчицу. Изменились время, вкусы, потребности, обстоятельства. Им и был бестрепетно принесен в жертву уникальный архитектурный ансамбль Баженова с его живописностью, легкостью, игрой пространств, тесным соседством камерных и парадных интерьеров, возможно слишком вольным, по выражению первого биографа зодчего, митрополита Евгения Болховитинова, «слишком готическим» колоритом. В опалу попал и сам архитектор, который пытался сначала приспособиться к новым требованиям заказа: вместо нескольких относительно небольших построек предложить единый дворцовый корпус в центре ансамбля. Свой проект представил также строитель классической Москвы М.Ф. Казаков (1738-1812). Екатерина утвердила проект Казакова, который продолжал строительство в Царицыне. К июлю 1786 года дворцы, построенные Баженовым, были разобраны до основания. Позднее их судьбу разделили Кавалерский и Камер-Юнфарский корпуса, хотя они и не мешали новому строительству. В течение следующих десяти лет на месте разрушенного было возведено в формах неоготики внушительное здание нового дворца, вполне сопоставимого с дворцами императорских резиденций в окрестностях Санкт-Петербурга — Петергофе, Царском Селе. Протяженный, с башнями и высокими кровлями, фасад этого дворца-замка безраздельно господствовал теперь в ансамбле. Первоначальный — гармоничный и, возможно, более лирический образ Царицына — был утрачен. Решающее значение приобрел парадный аспект.

Такой, вероятно желала теперь видеть Екатерина II свою подмосковную резиденцию. Строительство Большого дворца прервалось с кончиной императрицы в ноябре 1796 года. Спустя несколько месяцев, 7 апреля 1797 года, на Пасху, в Москве был коронован Павел I. Вскоре император посетил Царицыно, после чего был издан указ о прекращении работ. Грандиозная эпопея двадцатилетнего строительства оказалась незавершенной. Ансамбль, созданный двумя прославленными русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению. Очень скоро в основном пустующие и быстро ветшающие дворцы и павильоны Царицына стали восприниматься романтически настроенными потомками как отечественные древности, свидетельства ушедшей эпохи. Руины их служили роскошными архитектурными декорациями на сцене разросшегося пейзажного парка. Эпоха блистательных, но не осуществившихся до конца замыслов в истории Царицына осталась позади.

<<назадглавнаядалее>>

Все материалы сайта защищены©. 2007 — 2013 г

Музей-заповедник «Царицыно», Москва

Какова история Царицыно?

  • Царицыно было построено как усадьба для Екатерины Великой , но не оправдало ее ожиданий и было заброшено ею и ее наследниками
  • В 19 веке Царицынский парк стал популярным местом отдыха, и многие элитные москвичи построили здесь свои дачи, хотя дворцовый ансамбль оставался заброшенным на протяжении 19 и 20 веков
  • Царицыно был восстановлен только в самом конце советского периода , и окончательно открылся во всей красе в 2007 году


Фото Александра Сидорова на Unsplash

Царицыно во времена Московской и Императорской России Романовский царь Михаил Федорович.

В начале 1700-х годов Петр Великий подарил землю и ее деревни молдавским князьям Кантемирам, которые построили богато украшенный дворец и посадили ландшафтные сады и богатые фруктовые сады. Когда Екатерина Великая посетила имение Кантемир в 1775 году, она была очарована его красотой и купила его на той же неделе.

Знаете ли вы? «Царицыно» — один из первых ландшафтных парков России, созданных за пределами Санкт-Петербурга.

Екатерина переименовала район из Черной Грязи в Царицыно, что означает «принадлежащий Королеве». Она вызвала придворного архитектора Василия Баженова для проектирования новой императорской резиденции. Однако после десяти лет работы Екатерина была недовольна результатами и приказала заменить Баженова его учеником Матвеем Казаковым, который недавно построил впечатляющий Сенатский дворец в Кремле. Казаков начал перестраивать Царицынский Большой дворец, но строительство было внезапно остановлено, когда Екатерина неожиданно умерла в 179 г. 6. Ее преемнику, Павлу I, эта недостроенная подмосковная резиденция не была интересна, и поэтому Царицыно оставалось заброшенным в течение следующих двух столетий.

Фото Ф. С. Рокотов в Википедии

Знаете ли вы? Ходили слухи, что Екатерина уволила Баженова не за его архитектурные просчеты, а за то, что он был масоном.

С начала 19 века пейзажный парк Царицыно стал популярным местом отдыха. В бесхозных постройках устроены чайханы и гостиницы, завершено благоустройство парка и садов. Александр II начал сдавать в аренду участки царицынской земли с 1860 года, и усадьба вскоре стала дачным поселком для высшего света, среди его жителей были Бунин, Чехов и Чайковский. Между тем баженовские постройки Царицына, нетронутые с 1780-х гг., все больше ветшали, а Большой дворец даже частично обрушился в 1880 г.

Знаете ли вы? В теплицах Царицыно выращивали экзотических фруктов и растений, и Царицыно стало главным поставщиком фруктов в Москву.


Царицыно в годы Советской России и после нее

Фото из царицыно-музея

После Октябрьской революции в усадьбе был создан местный революционный орган, во многих домах были созданы коммунальные квартиры. Некоторые работы по восстановлению разрушенного дворцового ансамбля и благоустройству территории начались в 19 в.27, и тогда же был открыт пользующийся огромной популярностью Царицынский музей с экспозицией, отражающей историю усадьбы (в том числе оригинальные рисунки Баженова).

Серьезные ремонтные работы по восстановлению уникального памятника Царицыно не начинались до конца 1980-х годов и продолжались следующие 3 десятилетия. Споры возникли по поводу окончательного проекта Большого дворца — полная историческая достоверность была невозможна, так как дворец так и не был достроен! Наконец, спустя более 230 лет после того, как был задуман экстравагантный дворцовый комплекс, и после столетий забвения как Романовых, так и Советов, Царицыно наконец было завершено. Он был открыт для публики 2 сентября 2007 года, в ежегодный День Москвы. Мы настоятельно рекомендуем добавить эту достопримечательность в свой тур по Москве.


Что посмотреть и чем заняться в Царицыно?

  • Ландшафтный парк: соперничая с ландшафтными парками Санкт-Петербурга, Царицынский парк является домом для лесных тропинок и озер, очаровательных беседок и беседок, статуй и фонтанов
  • Архитектура: Царицыно — один из богатейших и уникальных памятников архитектуры своего времени. Дворцовый комплекс включает в себя множество архитектурных стилей, причудливо выполненных из красного и белого кирпича
  • .
  • Выставки: Посетители могут узнать об истории Царицыно, жизни и правлении Екатерины Великой, посетить дворцовые интерьеры. Коллекция музея включает картины, скульптуры, одежду, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические находки

Ландшафтный парк

Фото Царицыно-музея

В отличие от заброшенного архитектурного ансамбля Царицыно, пейзажный парк использовался на протяжении веков и с XIX века является популярным местом отдыха. Многокилометровые пешеходные дорожки вьются по лесу, широкие усаженные деревьями просторы с видом на дворцовый ансамбль и два больших озера. Вокруг парка разбросаны павильоны, руины, декоративные мосты и статуи. Есть также спортивные сооружения, пункты проката велосипедов и лодок, детские площадки.

Знаете ли вы? Крупнейший в Москве светомузыкальный фонтан расположен в центре Среднего пруда, к нему можно пройти через два моста.

В парке продолжают работать знаменитые царицынские оранжереи: в Виноградной оранжерее выращивают инжир, гранаты, кактусы, цитрусовые деревья и виноград; в Первой оранжерее выращивают экзотические деревья и декоративные растения; а во второй оранжерее хранятся экзотические фрукты, травы, специи и овощи.

Знаете ли вы? В Царицынском парке есть несколько курганов, принадлежащих языческим племенам вятичей и датируемых XI веком!


Архитектура и выставки

Фото Царицыно-музея

Царицыно может похвастаться уникальной и богатой архитектурой, которая, по словам вице-президента Российской академии художеств Дмитрия Швидковского, является одним из крупнейших архитектурных начинаний эпохи Просвещения. . Ансамбль зданий из красного кирпича сочетает в себе элементы московского барокко, русского стиля, неоготики и классицизма, сумев одновременно быть экстравагантным и уравновешенным. Архитектурные детали выполнены из белого камня, в отличие от стен из красного кирпича.

Царицыно примечательно интегрированием архитектурных элементов в окружающий ландшафт, что Баженов считал очень важным. Он также считал, что здания и павильоны должны быть не только красивы по отдельности, но и дополнять друг друга, если рассматривать их как ансамбль.

Знаете ли вы? Часто пишут, что Екатерина Великая желала, чтобы Царицыно было построено «в готическом стиле». Однако это не означает стиль готической архитектуры, какой мы ее знаем сегодня, а скорее запрос на что-то, выходящее за рамки архитектурных норм того времени.

Большой дворец и Хлебный дом

Фото на царицыно-музей

Большой дворец и Хлебный дом являются центральным элементом царицынского ансамбля. Большой дворец был перестроен Казаковым, который включил в себя черты готического возрождения, такие как восьмиконечные башни, богато украшенные шпили, арки и стрельчатые окна. В то же время дворец имеет сбалансированные пропорции и трехчастный фасад, типичный для классической архитектуры. В Большом дворце проходят выставки, посвященные советскому декоративно-прикладному искусству, необыкновенной жизни Екатерины Великой, истории Царицына. Посетители также могут осмотреть роскошные интерьеры дворца.

К Большому дворцу примыкает Хлебный дом, крупнейшее сохранившееся здание первоначального баженовского ансамбля. Она использовалась как дворцовая кухня до самой смерти Екатерины, а позже в ней разместились больница и коммуналки. Двухэтажное здание имеет форму куба с закругленными углами и богато украшено ярусами окон, карнизов и фризов. В Хлебном доме размещаются и другие ключевые экспозиции музея-заповедника «Царицыно», а в его центральном атриуме проходят концерты и другие мероприятия.

Знаете ли вы? Фасад Хлебного дома украшен двумя вензелями из русских букв Х (Х) и С (С), обозначающих хлеб-соль (хлеб и соль). Однако некоторые говорят, что X и C на самом деле являются масонскими символами, обозначающими строительные инструменты.

Большой дворец и Хлебный дом соединены галереей, стены которой украшены колоннами, арками и лепниной, а увенчаны шпилями и белокаменными сердцами. В центре галереи находится характерная остроконечная арка, поддерживаемая двухуровневыми колонными конструкциями, увенчанными декоративными шпилями.

Малый и Средний дворец

Фото А.Савина из Википедии  

К западу от Большого дворца находится Малый дворец — полукруглое здание, предназначенное лично для Екатерины Великой. К югу от него находится Средний дворец с большим сводчатым залом, предназначенным для официальных мероприятий.

Он также известен как Оперный театр, хотя до конца 20-го века в нем никогда не исполнялась музыка. Невероятно богато украшенный фасад Среднего дворца напоминает шкатулку с драгоценностями и увенчан высоким парапетом с двуглавыми орлами – символом рода Романовых. В обоих дворцах проходят выставки.

Кавалерийский корпус

Фото из царицыно-музея

Все три Кавалерийских корпуса представляют собой небольшие, но замысловатые здания с простыми первыми этажами и искусно выполненными ажурными парапетами. В первом Кавалерийском корпусе разместился Совет рабочих и крестьянских депутатов, а позже детский дом и музыкальная школа. Второй Кавалерийский корпус представляет собой восьмигранное сооружение, в котором находится основная художественная коллекция Царицынского музея. В 3-м кавалерийском корпусе в XIX веке располагался популярный музей «Царицыно».20-х годов, а затем стал кинотеатром. Сегодня в нем находится выставка о светских дачах Царицыно.

Ворота и мосты

Фото из царицыно-музея

Прогуливаясь по Царицыну, можно полюбоваться множеством декоративных ворот и мостов. Фигурный мост украшен башнями, парапетами, колоннами и арками, а Большой мост украшен геометрическими узорами, арками и шпилями. Чуть южнее Среднего дворца расположены богато украшенные Фигурные ворота, получившие прозвище «Виноградные» за то, что в центре арки висит декоративный элемент, напоминающий гроздь винограда.


Важная информация для посетителей

Адрес и контактные данные

Улица Дольская, 1, Москва, 115569

Телефон: +7 495 322-44-33

Веб-сайт: http://en.tsaritsyno-museum.ru /

Эл. Билет только в Большой дворец и Хлебный дом стоит 400 рублей.

Ландшафтный парк «Царицыно» работает ежедневно с 6:00 до 24:00.

Дворцы и музеи открыты с 10:00 до 18:00 со вторника по пятницу, с 10:00 до 20:00 по субботам, с 10:00 до 19:00 по воскресеньям и закрыты по понедельникам.

Все о дворцовом комплексе Царицыно

Комплекс дворцов, палат и дворцов, известный как Царицыно, был построен на тогдашней южной окраине Москвы в XVIII веке по приказу императрицы Екатерины Великой. Большой дворец — единственный сохранившийся образец того, что сейчас известно как «русская готика». Вся усадьба занимает площадь более 400 га.

Увлекательные факты

  • На месте, где впоследствии был построен дворцовый комплекс «Царицыно», когда-то стояла старинная деревня с бесперспективное название «Черная грязь».
  • Когда-то здесь жили древние славянские племена, в том числе известные как вятичи. Археологи обнаружил много предыдущей информации о них, включая их украшения, оружие, захоронения и т. д.
  • Коллекции музея «Царицыно» насчитывают более 32 000 предметов русского и мирового искусства и культуры.
  • После революции в районе появились так называемые коммуналки — коммунальные квартиры, в которых у семей будет своя комната, но общая кухня и ванная комната.

История

Однажды, когда Ее Величество Екатерина Великая возвращалась в соседнее Коломенское, ее внимание захватили живописные виды этой соседней местности – и она тут же купила землю с идеей построить там королевскую резиденцию.

Ее Величеству не было дела до работы архитектора Василия Баженов сделал по ее новому проекту, а здания, возведенные его заменой, Матвеем Казаковым, сгорели теперь во время пожара. В результате Ее Величество вообще никогда не жила в имении, а предпочитала жить в Петербурге.

К 20 веку нежеланный проект Екатерины пришел в упадок, но затем был окончательно привели в порядок. Царицыно – это не только прекрасный парк и музей, но и культурный центр. ныне законченное здание дворца представляет собой музей, показывающий историю екатерининских царских резиденций в России, а также археологические находки, обнаруженные в парке. Многие художественные мероприятия проводятся во дворце, в котором сегодня находится один из Крупнейшие концертные залы Москвы.

Что посмотреть

  • Великий мост – пример достижений русской инженерной мысли. Арки моста имитируют ворота Готические соборы.
  • Фигурный мост — образец древнерусского зодчества, элементы которого напоминают части стен Московский Кремль.
  • Кавалерийский корпус имеет среди декора масонские символы, и сегодня в нем расположены офисы парка администрация
  • Церковь иконы Божией Матери — последнее сохранившееся здание бывшей усадьбы Кантемиров дворянская семья в этом месте.
  • Хлебница раньше была королевской кухней всего поместья. Рельефная резьба на его фасаде показывает подробно о еде и кулинарии, хлебе и соли.
  • Большой дворец был построен по приказу императрицы Екатерины Великой, но волею судьбы так и не был жил здесь. Он был построен в стиле «псевдоготики» (также известной как «русская готика»).
  • Малый дворец первоначально служил чайной для посетителей парка 19-го века, прежде чем он был превращен в пост охраны для сотрудников службы безопасности парка, а затем превратился в руины. Сегодня он используется как временная выставка. космос.
  • Оперный театр – также называется Средний дворец.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *