Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Церковь рождества христова в ярославле: Храм Рождества Христова

Содержание

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в Ярославле — Яркипедия

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.Т.А. РУТМАН

Церковь Рождества Христова находится на улице Кедрова (бывш. Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной.

12 фото

Смотреть фотогалерею 12 фото

Церковь Рождества Христова. Фото А.Григорьева

из

Значительный памятник ярославской школы архитектуры и живописи ХVII. Построена в 1644 на месте деревянной церкви. Храмоздателями ее были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых.

Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним — придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников — Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике — придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви — большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII.

Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых «муравленных» изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.

В начале XIX внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма.

Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь Гурия, Самона и Авива, окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую «Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде «шапок» напоминают венчания восточных минаретов. Колокольня является выдающимся памятником древнерусской архитектуры.

Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе «Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.

Ансамбль церкви складывался в течение нескольких десятилетий и запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.

Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 и закончена 25 мая 1683. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Живопись не избежала позднейших поновлений. В 1840-е она прописывалась частично клеевыми красками. В 1869 на средства старосты Ф. Д. Бочарова стенопись алтаря была переписана заново с добавлением на некоторых участках нового левкаса. В 1966 — 1970 стенопись реставрировалась В. И. Васиным, Е. А. Криулиным, В. Ф. Николаевым, Ю. Ф. Медведевым, В. Г. Зайцевым при научном консультировании О.

Ф. Плющ.

Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в ц. Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в ц. Ильи Пророка (1680). Но в целом рождественские мастера, предположительно «Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль.

Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшейся в Москве смуты. 27 апреля 1682 умер бездетный царь Федор Алексеевич и началась борьба за престол. Вспыхнул стрелецкий бунт. 23 мая 1682 в разгар этих кровавых событий Петр Алексеевич был венчан на царство вместе с братом Иваном. Вскоре боярская дума признала двоецарствие и 29 мая узаконила регентство царевны Софьи. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у Бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины.

В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях «Спас на убрусе» (в) и «Благое молчание» (з). На подкупольных арках «Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов (разобранных в 1830-е) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. На юго-западной подпружной арке «Неверие Фомы», на северо-западной «Жены-мироносицы». На своде «Благовещение» и «Введение во храм» (с апокрифическими сценами), «Рождество Христово» и «Богоявление», символическая композиция «София Премудрость Божия». На подпружных арках апостолы из числа 12 и числа 70. Столбы разделены на 4 яруса (нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые-патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий.

Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять — сюжетные, шестой — широкий декоративный фриз, седьмой — узкая летопись и восьмой — подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса (включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Рисунок для «Притчи о разбогатевшем хозяине» заимствован из печатного «Синодика» XVII. Третий ярус, посвященный «Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса.

Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным «чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И. Галятовского «Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске.

Несомненно, знаменщиком цикла был художник-миниатюрист. Большинство сюжетов заимствовано из западных источников: «Чудо Богородицы по Вознесении», «Чудо над умерлым отроком», «О монахе-иконнике Иерониме», «О еврейском отроке, брошенном в печь», «О девице, убившей младенца», «О львах, которые сопровождали богородицу по пути в Египет», «Об Иоанне, из уст которого выросло древо со словами «Радуйся, Мария», «О деве Александре, из-за которой два юноши пали в поединке», «О двух лествицах, ведущих на небо», «О князьях волошских Дерсе и Мерхесе», «О покаявшемся Адельмане», «О блаженном Павле и его ученике», «О трясении земли во Италии», «Об иконе во граде Казани», «О видении Марии Зегнии».

Одной из лучших композиций литературного цикла является «Чудо о монахе Ерониме». Он изображен смиренно сидящим в келье и пишущим икону Богородицы. К нему является дьявол в образе девицы с распущенными волосами и высокой боярской шапке. Красавица заставляет его обокрасть церковь и оборачивается лукавым бесом. Ероним звонит в колокола. Сбежавшиеся монахи привязывают дьявола к столбу. В этой новелле ярославскому мастеру особенно удался образ дьявола с наглым, улыбающимся лицом. Он напоминает древнегреческого сатира.

Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. На северной стене в нем иллюстрированы молитва «Отче наш», «Семь таинств» (над порталом) и «Мученическая кончина персидских мучеников Акиндина, Пегасия, Елпидифора и Анемподиста» (последняя сцена посвящена патрону основателя ц. Анкидина Назарьева). В шестом ярусе западной стены над порталом написана «Богоматерь Живоносный источник» (из книги И. Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках.

Символико-дидактическая композиция «Хвалите Господа с небес» на слова 148 псалма Давидова стала особенно популярна после выхода в 1680 в свет «Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого.

Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. В замкнутых помещениях алтаря и жертвенника (диаконник не расписан) стенопись размещена следующим образом. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», на стене апсиды святители, мученики и преподобные, написанные в два регистра. На южной стене добавлена композиция «Достойно есть». На западной стене «Евхаристия», в арке «Спас на убрусе и архидьяконы». В конхе жертвенника «Великий вход», на своде «Что тя наречем благодатная». В апсиде избранные святые и синодик (помянник) семьи Гурьевых.

Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших поновлений клеевыми и масляными красками. Арку входного портала украшает оглавный деисус. На откосах ангелы, стерегущие вход. По сторонам портала Иоаким и Анна. В арке южного портала архангелы со Спасом Эммануилом. По сторонам преподобные Зосима и Савватий, Сергий и Никон Радонежский. В арке северного портала Богоматерь Печерская, по сторонам Антоний и Феодосий.

Четырехъярусный иконостас церкви сооружен в середине XVII в. на средства правнуков Ивана Гурьева — Алексея и Федора Афанасьевичей Гурьевых. Несмотря на поновления, иконостас сохранил общие черты стиля елизаветинского барокко: пышную резьбу, украшающую прямоугольные рамы, картуши и витые колонки. На царских дверях горельефные изображения «Сошествия святого Духа на апостолов». На дверях выполнены в той же технике Архангел Гавриил и Богоматерь. Вокруг столбов существовали резные клиросы с восемью фигурами ангелов и серафимов.

Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860. В своде Казанского придела «Коронование Богоматери», на стенах «Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе «Вседержитель», в апсиде вселенские святители.

Церковь Рождества Христова в Ярославле, история, израсцы, фото храма

Среди сохранившихся ярославских каменных храмов первой половины 17 века удивительной силой притяжения обладает прекрасный образец декоративной архитектуры – Церковь Рождества Христова, находящаяся недалеко от Речного порта и Волжской набережной. 

Содержание:

  1. История деревянной Церкви
  2. Строительство каменного храма
  3. Архитектура храма
  4. Изразцы в храмовом оформлении
  5. Уникальность колокольни
  6. Внутреннее убранство и интерьер
  7. Церковный Иконостас

Рождественская была второй посадской церковью, сооруженной в каменном виде, после Храма Николы Надеина. Но возникла она не на пустом месте, а как и водится, взамен существующей здесь ранее деревянной Рождественской церкви.

Храм Рождества Христова — второй каменный посадский храм

История деревянной Церкви Рождества Христова

Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)

После одного из боев с польскими захватчиками. Картина

Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.

В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.

Строительство каменного храма

Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.

Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря

К середине 30-х годов 17 века одна из самых богатых купеческих семей – братья Назарьевы (Гурий с Анкидиным) — решают заменить ветхий деревянный Рождественский храм на прекрасный каменный. Эти братья были известны в городе не только своим богатством, но и военной доблестью. Оба они героически сражались в рядах Народного ополчения, которое некоторое время, перед походом на Москву, стояло в Ярославле (подробнее — История Ярославля). Мужество, проявленное братьями в боях, было замечено  и высоко оценено на самых верхах! Они получили от царя жалованную грамоту, а народ дал им прозвище «дружина».

Войска Народного ополчения в Смутные времена

Царская грамота помогла братьям быстро занять лидирующее положение среди ярославских купцов. Капитал был сколочен довольно быстро в результате торговых операций, которые осуществлялись и в русских городах – Казани, Астрахани и т.д. и за морями. А следующее купеческое поколение – Гурьевых — стало инвестировать деньги в добывающие отрасли. В частности они занимались крупной добычей рыбы на реке Яик, где впоследствии построили каменный городок, названный затем Гурьерым (с 1991 года — казахский город Атыра́у). А в 1667 году тот городок, который тогда назывался Яицким, был захвачен восставшими отрядами С. Разина, что очень негативно отразилось на финансовом положении купеческой семьи.

Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства,  решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.

Гармония ансамбля Церкви Рождества Христова

Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.


На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.

Архитектурные особенности храма

Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь – четырехстолпный четверик на подклете — была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.

Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма

Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павланад подклетом

Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.

Основной церковный четверик. Фрагмент

Вели галереи и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых — Гурьевыми.  Он называется Казанским и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установлена главка с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется «корсунской», по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.

«Корсунский» крест над Казанским пределом

Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.

Западный фасад Рождественской церкви

Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками, оконные ниши с наличниками, закомары над широким поясом карнизов и горизонтальные ширинки галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, — все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление «сухариками», что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.

Оформление главки Казанского предела

Изразцы в храмовом оформлении

Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.

Изразцовое оформление Храма

Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.

Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.

Изразцовый текст вдоль фасада четверика

Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.

Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.

Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме,  в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.

Особо почитаемая икона Рождества

К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.

В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.  

Уникальность колокольни

В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.

Колокольня храма

В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.

Декор храмовой колокольни с башенками

С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки — специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.

Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.

Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.

Святые врата — прежний въезд на территорию храма

Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.

Внутреннее оформление храма

Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.

Интерьерная роспись храма 

Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.

Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна. 

Сцена из храмовой росписи — Всякое дыхание да хвалит Господа

Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.

Сцена Вознесения Богоматери

Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.

Центральный купол занят образом Вседержателя  с Евангелием, чуть ниже -праотцы, еще ниже пророки. Интересна четырехъярусная роспись столбов, где можно увидеть образы русских царей и князей (верхний ярус), мучеников (средний ярус) и местных, почти семейных святых (предпоследний ярус). Самый последний ярус заполнен декоративным орнаментом.

Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи

Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.

На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!

Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой. 

Сюжет «Смерть апостолов»

Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.

Сюжеты Деяний апостолов

Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.

Церковный Иконостас

Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.

Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви

Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.

Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола

Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами

К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.

Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.

Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Читайте также:

К 375-летию церкви Рождества Христова. Фотографии и архитектурная графика из фондов Ярославского музея-заповедника

Церковь Рождества Христова. 1644 г.
Колокольня церкви Рождества Христова. 50-е гг. XVII в.

За долгие века своей жизни храм и колокольня Рождественского ансамбля многократно ремонтировались, перестраивались, благоустраивались в соответствии с требованиями и вкусами меняющегося времени. Церковь Рождества Христова претерпела существенные изменения своего облика, колокольню перестройки коснулись меньше. Она практически сохранила свой первоначальный облик. Фотографии и листы архитектурной графики позволяют говорить об архитектурной истории ансамбля, вспомнить с благодарностью несколько поколений ярославских реставраторов.

Церковь Рождества Христова построена в 1644г. на средства известного ярославского купеческого рода Назарьевых-Гурьевых (основателей города Гурьева, областного центра Казахстана, в конце XX в. г. Гурев переименован в г. Атырау) . Это второй после церкви Николы Надеина посадский храм в Ярославле. Однако исследователи считают именно его первым собственно ярославским памятником.

В основе его сложной композиции поднятый на подклет массив главного храма. Первоначально он был увенчан обязательным для больших ярославских храмов пятиглавием. Главный объем с трех сторон окружает галерея, завершающаяся на востоке двумя приделами. Третий — Казанский придел — начали строить, когда храм был возведен на высоту человеческого роста. Придел имеет самостоятельную галерею, завершает его процветший «корсунский» крест, замечательный образец работы ярославской художественной ковки XVII в. Декоративное убранство храма достаточно скромно, но в нем впервые ярославские мастера использовали изразцы, ставшие позже столь популярными в городе. Широкой оливковой лентой опоясывает храм изразцовая храмозданная летопись. В ней наряду с царем Михаилом Федоровичем и ростовским митрополитом Варлаамом названы купцы Дружина и Гурий Назарьевы, начавшие строительство храма и три сына Гурия, завершившие его. Представители рода Гурьевых благоустраивали церковь Рождества Христова на протяжении трех столетий. По их заказу в 1683 г. храм был расписан ярославскими мастерами (их имена не известны). На средства Гурьевых был поставлен, а затем дважды, в XVIII и XIX вв. перестраивался иконостас. Однако при этих перестройках сохранился целостный ансамбль икон первой половины XVII в.

Рядом с церковью Рождества Христова в 50-е гг. XVII в. была выстроена колокольня, решенная зодчим как сложное, многофункциональное сооружение. В нижнем ярусе были устроены Святые врата с большим и малым проходом на церковную усадьбу, во втором ярусе — надвратная церковь с обходной галереей и двумя башенками, в одной размещался часовой механизм, а в другой — третий ярус, ярус звона.

Сложная конструкция; выверенная, с великолепными пропорциями отдельных частей композиция и пластичные скульптурно-выразительные архитектурные детали (колонки-кубышки галереи, многочисленные арочки, окна-слухи шатра, угловые двойные полуколонки с необычными шапками-навершиями) — делают Рождественскую колокольню уникальным памятником не только ярославской, но и общерусской архитектуры.

Элла Дмитриевна Добровольская исследовала церковь Рождества Христова в 1959г. На основе этих исследований была выполнена реконструкция первоначального облика храма. Сравнение реконструкции Э. Д. Добровольской и фотографий конца XIX — начала XX вв. дает возможность увидеть результаты многочисленных переделок и перестроек храма и оценить усилия реставраторов, которые выявляли и по мере возможности возвращали памятникам утраченные элементы, убирали позднейшие пристройки, искажающие фасады.

К началу XX в. храм и колокольня оказались в тесной жилой застройке. Найти удачный ракурс для фотосъемки было непростой задачей. Самым удачным и, как следствие, самым тиражируемым был вид с северо-запада, со стороны Варварьинской улицы (ныне ул. Кедрова). Фография П. И. Иваницкого конца XIXв. стала первой в ряду подобных. На ее основе в начале XXв. была выпущена фотооткрытка.


Тем же фотографом, с того же ракурса сделана фотография, на которой мы видим панораму Варварьинской улицы, выходящей на набережную Волги.

Тот же ракурс выбрал Владимир Александрович Лопатин для своего альбома с фотографиями храмов Ярославля. Альбом был изготовлен в 1893г. как дар архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану в 50-летний юбилей его пастырского служения.
Всего было выполнено 12 экземпляров, два из них хранятся в Ярославском музее-заповеднике.

Рассматривая фотографии рубежа XIX-XX веков мы видим результаты многочисленных перестроек.

Боковые главы были сняты в 1831г. по распоряжению архиепископа Авраамия Шумилина. Тогда же была изменена форма главы. Возможно, что четырехскатная крыша вместо позакомарного покрытия появилась раньше — в XVIIIв. Первоначальная кровля сложной формы повторяла форму полукружий-закомар, которые мы видим над карнизом главного храма. Однако в пазухах позакомарного покрытия скапливался снег, дождевая вода, что грозило порчей кровли. Для удобства эксплуатации повсеместно красивые, но неудобные позакомарные покрытия меняли на прагматичные скатные крыши.

Самые серьезные изменения произошли в северо-западной части храма. В 1832 г. была разобрана северная двухярусная галерея с двумя приделами, а вместо нее построен теплый одноэтажный придел. Как видим придел имел самостоятельный вход.
Две печные трубы, который можно рассмотреть над галереями храма и колокольни, свидетельствую о том, что теплым был не только придел Николая Чудотворца, но и подколоколенный храм мучеников Гурия, Самона и Авива.

Колокольня церкви Рождества Христова по замыслу зодчего объединяла в себе три функциональных задачи. В нижней части находились Святые ворота в широким проездом по центру и с небольшим коридором-проходом в северной части. В средней части была устроена надвратная церковь с открытой арочной галереей, которая на востоке завершалась двумя башенками. Выше — ярус звона и шатер колокольни с тремя рядами слухов. Однако при смелости замысла и совершенстве художественного исполнения зодчим были допущены конструктивные просчеты. Надвратная часть колокольни всей своей тяжестью опирается на стены проезда, а они вопреки традиции, были выведены лишь в метр толщиной. Поэтому свод и стены проезда пронизывали продольные и поперечные трещины. Для усиления конструкций закладывались проемы. В конце XVIIв. были заделаны и превращены в окна открытые проемы аркады галереи, а в XVIIIв. были заложены проемы первого яруса, в образовавшихся палатках хранили соль.

Фотооткрытка начала XX в. показывает нам непарадный восточный фасад колокольни. Он раскрывается на дворовую часть участка, поэтому лаконичен в оформлении, особенно в сравнении с парадным западным фасадом.

О неблагополучии конструкций свидетельствуют не только заложенные проемы, но и прикладка-контрфорс выстроенный на северо-восточном углу колокольни.
Обращает на себя утраченная на сегодня деталь — застекленный киот с настенным образом в центре нижнего яруса.

Первый взгляд на эту открытку вызывает недоумение: на всех известных фотоснимках колокольня увенчана крестом простой формы. Откуда взялся ажурный крест, более того такими же крестами украшены боковые башенки. Ни функционально, ни конструктивно кресты над башенками не предусматривались. При увеличении хорошо видно, что фотография на основе которой изготовлена открытка «улучшена», нарисованы не только кресты, но и облака с птицами.

Улучшения коснулись проемов галерей — художник их «открыл» в помощью ретуши.


Фотография, которую можно отнести к жанру повседневной истории, выполнена до закрытия храма в 1921 г. Публикуется впервые.

Обратите внимание на вход в подклет в правой части снимка. Для входа вырублены ступени, что свидетельствует о достаточно большом культурном слое, выросшем вокруг стен храма за годы его жизни.

Исследования реставраторов свидетельствуют, что первоначально галереи были открытыми.

Процветший корсунский крест Казанского придела является блестящим образцом работы ярославских кузнецов и медников XVII в. К сожалению не сохранились растяжки креста, которые мы видим на этой фотографии. Растяжки, которые больше похожи на кружево, чем на утилитарную конструктивную деталь.

Фотография сделана до начала реставрации 1928 г. Высокая точка съемки и ракурс позволяют хорошо рассмотреть и церковь и колокольню.

Первые планомерные реставрационные работы на храмовом комплексе проводились в 1928-1930 г. реставраторами Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских. Основные работы шли в колокольне. Первым был открыт цоколь здания.

На фотографии видно, что при строительстве четырехколонного портика (1831 г.) древнее крыльцо было встроено в него. Арка крыльца обрамлена столбами, на которых просматриваются следы кессонов-ширинок.

На фотографии видно, что окна Казанского придела практически вросли в землю. В настоящий момент фасады храма раскрыты на всю высоту, культурный слой на участке составляет около метра.

Стенописи внешних фасадов храма к настоящему моменту полностью утрачены. Как видим, расписаны были центральные люнеты каждой стены, между столбиками аркатурного пояса барабана главы храма были вписаны 12 фигур в рост. Если присмотреться внимательно с покрытию центральной главы, можно увидеть звезды. В первой половине XIX в. были чрезвычайно популярны голубые купола с золотыми звездами. На церкви Рождества Христова новая глава со звездами появилась при больших перестройках храма в 1831 г.

Хорошо золотые звезды на центральной главе храма видны на литогофии Андре Дюрана. Художник проехал по России в 1839г. Результатом стал альбом «Живописное и археологическое путешествие по России», содержащий сто литографий. Он вышел в 1842 г. в Париже ограниченным тиражом. Единственная ярославская работа Андре Дюрана «Рождественский собор в Ярославле», что свидетельствует о большом впечатлении, которое произвела на него необычная колокольня церкви Рождества Христова.

Звезды на главе дожили до 1960-х годов, по после реставрации этого периода мы их на храме уже не видим.

В позднесоветское время изображение церкви Рождества Христова и ее колокольни обязательно входило в набор открыток достопримечательностей Ярославля.


Заканчивает раздел фотографий работа московского фотографа Юрия Пальмина, известного прежде всего как фотографа архитектуры.


Работы графического раздела публикуются впервые.

Все они представляют собой рабочие материалы исследований, предварявших реставрацию церкви Рождества Христова и ее колокольню в 1928-1930гг. Реставраторы Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских работали на двух участках: основные работы шли на колокольне, вторым участком был Казанский придел церкви.

Были раскрыты проемы арок галереи подклета Казанского придела, восстановлены в этом подклете четыре оконных проема с наличниками из тесаного кирпича.

Реставрационные чертежи по Казанскому приделу выполнены известным советским реставратором Николаем Василевичем Перцевым.

Обмерные чертежи позволяют увидеть «кухню», черновую работу реставратора.


Проектные листы реставраторов Ярославской реставрационной мастерской этого периода, являющиеся результатом кропотливой подготовительной работой, всегда выполнены с невероятной тщательностью, воспринимаются как произведения искусства.

На колокольне был открыт цоколь здания, перекладывались стены первого яруса для укрепления конструкций, восстановлены арки и декор нижних частей колокольни. Тогда же были раскрыты проходы Святых ворот. Но позже в 1930-е гг. их вновь заложили из-за угрозы обрушения.


Два графических листа, строго говоря являющихся архитектурными обмерами, служат подготовительным материалом для разработки проекта реставрации. Однако сейчас эти работы воспринимаются как объекты художественной культуры, в то же время они несут значительный объем информации о памятнике, о времени, о самих авторах.

Церковь Рождества Христова (1644 г.), западный фасад, Ярославль, Россия

[ оригинал ]

Об этом товаре

Заголовок

  • Церковь Рождества Христова (1644 г. ), западный фасад, г. Ярославль, Россия

Имена участников

  • Брамфилд, Уильям Крафт, 19 лет44-, фотограф

Создано/опубликовано

  • 1997.

Тематические заголовки

  • — Православные церкви — Россия (Федерация) — 1990-2000 гг.
  • — Россия (Федерация) — Ярославская область — Ярославль

Заголовки

  • Слайды—Цвет—1990-2000.

Жанр

  • Слайды—Цвет—1990-2000

Заметки

  • — Название, дата и место из описи фотографа.
  • — Номер присвоен фотографом: yaro004.
  • — Кредитная линия: Коллекция фотографий Брамфилда, Библиотека Конгресса, Отдел эстампов и фотографий.
  • — Общая информация о коллекции фотографий Брумфилда доступна по адресу: https://hdl.loc.gov/loc.pnp/pp.brum.
  • — Входит в состав коллекции фотографий Брамфилда.

Середина

  • 1 слайд: цветной; 35 мм.

Номер телефона/физическое местоположение

  • ЛК-В05-00533

Исходная коллекция

  • Коллекция фотографий Брамфилда

Репозиторий

  • Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 20540, США, округ Колумбия

Цифровой идентификатор

  • https://hdl. loc.gov/loc.pnp/ppmsc.04239

Контрольный номер Библиотеки Конгресса

  • 2018681882

Репродукционный номер

  • LC-DIG-ppmsc-04239 (цифровой файл с оригинала)

Консультант по правам

  • Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брумфилда» https://hdl.loc.gov/loc.pnp/res. 273.brum.

Рекомендации по доступу

  • Пожалуйста, используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения.

Онлайн формат

  • изображение

Постоянная ссылка LCCN

  • https://lccn.loc.gov/2018681882

Дополнительные форматы метаданных

  • MARCXML-запись
  • МОДС Запись
  • Дублинская основная запись

Часть

  • Коллекция Брамфилда (1139)
  • Встреча границ (19 656)
  • Отдел эстампов и фотографий (1 023 962)
  • Онлайн-каталог Библиотеки Конгресса (1 343 314)

Права и доступ

Библиотека Конгресса не владеет правами на материалы в своих коллекциях. Поэтому он не лицензирует и не взимает плату за разрешение на использование такого материала и не может предоставлять или отказывать в разрешении на публикацию или иное распространение материала.

В конечном счете, исследователь обязан оценить авторские права или другие ограничения на использование и получить разрешение от третьих лиц, когда это необходимо, прежде чем публиковать или иным образом распространять материалы, найденные в коллекциях Библиотеки.

Для получения информации о воспроизведении, публикации и цитировании материалов из этой коллекции, а также о доступе к исходным материалам см.: Коллекция фотографий Уильяма С. Брумфилда – Информация о правах и ограничениях

  • Консультация по правам : Нет известных ограничений на публикацию. Для получения информации см. «Коллекцию фотографий Брумфилда» https://hdl.loc.gov/loc.pnp/res.273.brum.
  • Репродукционный номер : LC-DIG-ppmsc-04239 (цифровой файл с оригинала)
  • Номер телефона : ЛК-В05-00533
  • Информация о доступе : [u’Пожалуйста, используйте цифровое изображение: исходный слайд хранится в холодильнике для сохранения. ‘]

Получение копий

Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)

Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.

  1. Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
  2. Если есть информация, указанная в поле Номер репродукции выше: Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет сделано из источника, указанного в скобках после номера.

    Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.

  3. Если в поле Номер репродукции выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.

Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.

Доступ к оригиналам

Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять бланк вызова в разделе «Печать». и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение). доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.

  1. Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)

    • Да, элемент оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав ограничения.
      В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.)
    • Нет, элемент не оцифрован. Пожалуйста, перейдите к #2.
  2. Указывают ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат, например, микрофильмы или копии?

    • Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
    • Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
  3. Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.

Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и 5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.

Процитировать этот товар

Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.

Стиль цитирования Чикаго:

Брамфилд, Уильям Крафт, фотограф. Церковь Рождества Христова, западный фасад, Ярославль, Россия . Российская Федерация Российская Федерация Ярославль Ярославская область, 1997 г. Фотография. https://www.loc.gov/item/2018681882/.

Стиль цитирования APA:

Брамфилд, В. К., фотограф. (1997) Церковь Рождества Христова, западный фасад, Ярославль, Россия . Российская Федерация Российская Федерация Ярославль Ярославская область, 1997 г. [Фотография] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/2018681882/.

Стиль цитирования MLA:

Брамфилд, Уильям Крафт, фотограф. Церковь Рождества Христова, западный фасад, Ярославль, Россия . Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса, .

241 доллар Мастер Лукашук Николай

Нашли ошибку? Пожалуйста, дайте нам знать.

Дом Художники Лукашук Николай Картины мастера Дверь. Церковь Рождества Христова (Ярославль)

Местонахождение картины : Санкт-Петербург

Категория : Картина

Стиль : Реализм

Жанр : Пейзаж

Демонстрационная работа, недоступная для покупки и заказа.

Год: 2007

Размер: 39×50

Материал : картон

Техника : масло

Церковь , дверь

1308 15 0

Оценка деятельности сообщества

Стиль: Оценок пока нет

Сюжет уникален: оценок пока нет

Мастерство: 5. 0

Сообщить модератору

Artworks of the master

Tutaev house
35×47, cardboard, oil

Lukashuk Nikolay

8 000 rub.128 $132 €buy now

112390

Blooming Apple tree
35×46, cardboard, oil

Лукашук Николай

193317

Степь Казахстана
21.8х45, картон, масло

Лукашук Николай

Двенадцать
69×69, двп, масло

Лукашук Николай

15 000 руб.241 $247 €купить

Облака над Жигулевскими горами. Etude
25×47, cardboard, oil

Lukashuk Nikolay

5 000 rub.80 $82 €buy now

116570

Evening Peter
78×55, cardboard, oil

Lukashuk Nikolay

20 000 rub . 321 $329 €купить сейчас

170020

Стены монастыря Tolga
35×47, картон, масло

Lukashuk Nikolay

8 000 руб.

Лукашук Николай

8 000 руб.128 $132 €купить

Последние оценки:

09.08.2020, 10:21

Гайдуков Александр

Мастерство: 5

Священномучеников, мучеников и исповедников Ярославских и Ростовских

о. Николай Иванович Любомудров родился 11 апреля 1862 года, в среду Светлой седмицы, в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии, в семье чтеца. о. Николай был старшим из шестерых детей Ивана Михайловича и Ольги Ивановны Любомудрых. Фамилия Ивана Микаиловича первоначально была Суслонов, но при поступлении в духовное училище начальник училища изменил его имя на Любомудров («любитель мудрости»), считая это более подходящим для будущего священнослужителя.

В 1877 году Николай окончил Пешехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию. В 1884 году он закончил учебу в семинарии с первым разрядом, что дало ему право поступить в Духовную академию. Однако материальных средств для этого у него не было: как старшему сыну, ему приходилось присматривать за своей бедной овдовевшей матерью, младшими братьями и сестрами.

С 1884 по 1887 год Николай служил чтецом в храме Рождества Богородицы на Духовской улице в Ярославле.

2 февраля 1887 года, в праздник Сретения, женился на дочери священника села Печелки Софье Петровне Дьяконовой, учительнице школы крестьянских детей в селе Абакумцев (основан Н. А. Некрасовым) . Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской духовной академии.

Вскоре Николай Иванович был рукоположен в священники и в начале марта 1887 года прибыл в село Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии, куда был назначен на службу и где прожил почти 32 года.

Лацкое — густонаселенный торговый поселок на большой магистрали. В нем была каменная церковь Вознесения Господня и деревянная кладбищенская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Фр. Николай был настоящим духовным пастырем для своих прихожан. Вся его жизнь в Лацком была наполнена служением пастве, деятельной любовью к ближнему, заботой об их духовных и материальных нуждах. Он разработал необычайно активную программу богословского образования, которая не ограничивалась проповедью в церкви и преподаванием Закона Божия в трехклассной земской школе. о. Николай создал первую библиотеку для крестьян в Лацком (она была открыта в 189 г.).5), в котором его усилиями собирались книги духовно-нравственного содержания, русская классика, книги для детей, газеты и журналы.

В целях укрепления нравственности народа, усиления борьбы с пьянством, повышения культуры и грамотности, привития интереса к рациональным приемам земледелия о. Николай устраивал публичные литературные чтения, иллюстрируя их слайдами, показываемыми через проектор. Эти чтения проводились по воскресеньям осенью и зимой с 1900 по 1915 год; в них участвовало до 600 человек. Среди читателей были о. Сам Николай, его жена, дети и учителя местной школы.

Своими проповедями и публичными чтениями о. Николай вел непрекращающуюся борьбу с пьянством. Сам он с юности был полным трезвенником и решительно осуждал употребление алкоголя и курение.

На 10 десятинах церковной земли, которые были выделены его семье, о. Николай ввел модель сельскохозяйственного хозяйства. У него был яблоневый сад и пасека. Он часто консультировал крестьян по вопросам плодородия земли, добывал для них первоклассные семена, даже заказал в Америке несколько сельскохозяйственных машин, которыми пользовались крестьяне.

Пр. Николай не одобрял практику выплаты крестьянами церковных служб непосредственно священнику и выступал за государственное жалованье священникам. Получать деньги на нужды от бедных крестьян он считал унизительным и аморальным.

Это было одной из причин, почему о. Николай дал своим детям светское образование. Все восемь получили высшее образование.

Фр. Николай очень любил музыку и сам научился играть на скрипке. Он основал в Лацком слаженный хор, в котором пели все его дети.

В 1912 г. о. Николай был назначен благочинным первого уезда Мологского уезда Ярославской губернии.

Фр. Сын Николая Владимир говорил об отце, что он был «энергичен и полон радости жизни… Он был принципиален и требователен и к себе, и к другим, хрустальной честности, человеколюбив, отзывчив. пользовался большим уважением у всех, кто его знал.Как церковный служитель, пользовался уважением верующих, и не только своего прихода… Нестяжательность, полное отсутствие лицемерия, искреннее желание всячески помочь людям, не говоря уже о его общественной деятельности, создали ему широкую известность, этой популярности он стеснялся, даже опасался ее, так как хотел быть незамеченным, обычным человеком, смысл жизни которого состоял в том, чтобы жить для людей. .. Как и все, он был не без недостатков, но знал о них и старался избавиться от них. Одним из этих недостатков была вспыльчивость, которую жена его, Софья Петровна, помогала ему преодолеть своим исключительным тактом и спокойствием».

Пр. Путь Николая в жизни помогали и благословляли два святителя: Иоанн Кронштадтский и Патриарх Тихон. о. Николай очень почитал о. Иоанна, по молитвам которого он, возможно, исцелился от опасной болезни. В 1898 году о. Николай заболел сыпным тифом. Жена его, Софья Петровна, несмотря на то, что была беременна, отправилась в Петербург и просила о. Джон в помощь. После молитвы о. Джон сказал:

«Ваш муж поправится, и ребенок родится здоровым».

Пр. Николай действительно выздоровел, и родившийся сын, Николай, был единственным из его детей, дожившим до наших дней.

Фр. Николая знал и архиепископ Ярославский Тихон, будущий патриарх и мученик. В августе 1912 года владыка Тихон объехал приходы своей епархии и пробыл целый день у о. Николай.

После революции о. Николай не выказывал своего отношения к новым властям, занимая, насколько это было возможно, нейтральное отношение. Однако местный волостной исполнительный комитет решил обыскать село в поисках спрятанного хлеба, и первый дом, который они обыскали — очень грубо, оскорбительно, — был о. Николай». Они угрожали конфискацией его земли и имущества и даже открыто намекали, что убьют его. о. Николай был крайне расстроен беспорядками вокруг него, и жене постоянно приходилось его успокаивать.

Весной 1918 года все дети вернулись к родителям на пасхальные праздники. Службы на Страстной неделе и Пасхе прошли с особым чувством и торжественностью.

По настоянию детей о. Николай обратился к архимандриту Иакову, наместнику епархиального архиерея, с просьбой перевести его в другое, более мирное село. Однако архимандрит Иаков отклонил его просьбу, сказав, что он должен оставить вверенную ему паству и добавив:

«Если тебя убьют, ты получишь мученический венец от Господа. »

В июле 1918 года в Ярославле, Рыбинске и других городах произошли восстания эсеров. Они не были поддержаны крестьянами и вскоре были подавлены. В сентябре большевики провозгласили свой «красный террор» в ответ на теракты эсеров. В октябре в Ярославской губернии произошел ряд крестьянских восстаний, одно из которых затронуло село Лацкое.

16 октября 1918 г. неизвестные вооруженные люди собрали всех жителей села на площади и призвали их на борьбу с большевиками. Затем уговорами и угрозами они сформировали из жителей села ополчение и повели его на ближайшую железнодорожную станцию.

К о. Николая и со слезами на глазах просила его отслужить молебен об их спасении. о. Дочь Николая пыталась отговорить его от этого, но он считал это своим христианским долгом и отслужил молебен за их здравие.

Банда повстанцев шла медленно. После того, как они прошли верст десять, пошел дождь, они стали расходиться, и к вечеру того же дня все жители деревни вернулись целыми и невредимыми домой.

Вскоре активисты заявили, что о. Молебен Николая был контрреволюционным актом, заявив, что он служил его, «чтобы дать победу над советской властью».

На следующий день стало известно, что для расправы с организаторами и участниками мятежа прибывает карательный отряд латышских стрелков. Ходили даже слухи, что несколько священников в соседних деревнях были расстреляны.

В то время о. Николай остался дома с 22-летней дочерью Ольгой и 13-летним сыном Владимиром. Его жена была с больной матерью, но вскоре должна была вернуться. Дети и крестьяне посоветовали о. Николай, чтобы спрятаться:

«Батюшка, зайди в любую избу и будешь в безопасности.»

Но о. Николай ответил:

«Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь.»

Не считая себя ни в чем виновным перед властями и не находя возможным покинуть свою паству, что вызвало бы подозрения, о. Николай решил всецело отдаться воле Божией.

Чувствуя приближение своей кончины, о. Николай написал жене и детям прощальное письмо, в котором выразил свою любовь и благодарность жене за прожитые вместе годы и ее помощь во всем, а также обратился к каждому из своих детей со словом об их достоинствах и недостатках и некоторых советы о своей будущей жизни. Он призвал их всех к твердой вере и любви друг к другу и благословил их всех.

Утром 18 октября (по другим данным, 19) о. Николай получил телеграмму от жены и сразу же отправился на вокзал встречать ее. Но поезда из Ярославля шли нерегулярно, и ему пришлось ждать там целый день, так и не увидев ее. Так поздно вечером он вернулся домой.

Фр. Дочь Николая Ольга свидетельствует, что в ту ночь он всю ночь молился на коленях со свечой в руках.

20 октября была Дмитриевская суббота, а о. Николай отслужил Литургию и панихиду в Вознесенском храме. В то утро местный совет решил расстрелять о. Николай. Военкома и двух солдат отправили с винтовками в церковь.

В это время Софья Петровна приехала на станцию ​​Шестихино. Была ночь, но Софья Петровна решила не ждать транспорта. Почувствовав предчувствие, она тотчас же отправилась пешком за шестнадцать верст до деревни. Подойдя к церкви, она увидела вооруженных людей. В церкви было не так много людей. о. Николай только что закончил панихиду. Он обернулся, увидел жену и сказал ей:

«Соня, ты приехала…»

Софья Петровна сказала:

«Они пришли за тобой…»

Сняв облачение, о. Николай простился с женой, детьми и чтецом и всех благословил. Комиссар и солдаты вывели его из села, а жена и дети пошли сзади. Был морозный день, ярко светило солнце. Улицы были пусты — видимо, селяне были слишком напуганы, чтобы заступиться за любимого батюшку. Проходя мимо Казанской церкви, о. Николай снял шляпу и перекрестился. Солдаты приказали сопровождавшим его оставаться на месте и повели о. Николая на капустный огород, что был на окраине села, недалеко от дома Любомудрых.

Женщины, собиравшие капустные листья, видели, как их выводили о. Николая, спрятались и стали свидетелями его казни. Два воина вели о. Николая к кургану у склона, ведущего вниз к реке Латке, и стали заряжать свои пушки. Они потребовали, чтобы он повернулся, но о. Николай стал перед ними, перекрестился и, прежде чем благословить их, сказал:

«Господи, прими мой дух! Прости им: не ведают, что творят!»

Раздались два выстрела и о. Николай упал. Солдаты подошли к нему, снова выстрелили в него, взяли его серебряный крест и, поспорив о том, кому его взять, пошли к дому священника, где грабили другие члены отряда.

Услышав выстрелы, о. Жена и дети Николая и несколько крестьян бросились к месту казни. Земля под о. Николай был весь в крови, а затылок у него был размозжен. Жена и дети упали на колени, а женщины заплакали. Один из членов волостного исполнительного комитета сказал:

«Собачья смерть для собаки!»

Это произошло в 1.30 20 октября 1918 года (по старому стилю). о. Отпевание Николая совершили трое священников 19 апреля. , 1919. Похоронен на кладбище Казанской церкви у алтаря.

(Источник: Их Страданиями Очистки Руси, М., 1996, с. 12-21; «Отец Николай Любомудров», Православная Жизнь, 48, N 2 (578), февраль, 1998, с. 23-33)

В 1918 г. в Пошехонье, под Рыбинском, без суда и следствия было расстреляно трое и арестовано 56 человек. Арестованным грозил революционный суд.

(Источник: Владимир Русак, Пир Сатаны, Лондон, Канада: «Заря», 1991, стр. 29)


В 1921 году настоятель Царского собора протоиерей Михаил Беляев и его брат священник о. Макарий Беляев, расстреляны в Ростове.

(Источник: Владимир Русак, Пир Сатаны, Лондон, Канада: «Заря», 1991, стр. 96)


В Ярославской епархии несколько десятков приходов противостояли новой церковной политике митрополита Сергия и принадлежали к Истинно-Православной Церкви. о. Леонид Розов был сыном священника, окончил семинарию и был священником храма св. Георгия в Рыбинске. В письме владыке Вениамину от 25 ноября 19 г. 28, он писал: «Ни духовенство, ни верующие не отказывались признать Павла, потому что имеют что-либо против его личности, но все мы вдохновлены неприятием сергианства как мировоззрения и не можем допустить навязывания этой системы внутри пределах Ярославского духовного округа».

Другим исповедующимся священником был о. Флегонт Николаевич Понгильский родился в 1871 году в селе Каряево Угличского уезда Ярославской губернии. Он закончил обучение в духовной семинарии и стал священником. Служил в церкви в Ярославле. 8 августа 1929 апреля арестован по делу Ярославского отделения Истинно-Православной Церкви. 3 января 1930 года приговорен по статье 58-10 к пяти годам ссылки на север. 8 августа 1933 года освобожден из ссылки. Его сын Леонид в письме епископу Тутаевскому Вениамину от 5 сентября 1929 г. сообщил, что думает провести зиму в Петрограде у катакомбного архиепископа Димитрия и получить от него хиротонию во епископа.

Фр. Николай Николаевич Понгильский родился в 1879 г. в Рыбинске Ярославской губернии. Он закончил обучение в духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. Был настоятелем церкви в Рыбинске. 7 сентября 1929 г. арестован по связи с Ярославским отделением Истинно-Православной Церкви. 3 января 1930 года приговорен по статье 58-10 к годам лагерей.

Фр. Василий Николаевич Поройков родился в 1882 году в Ростове. Он был священником и служил в ростовской церкви. В 1929 году арестован по делу Ярославского отделения Истинно-Православной Церкви. 3 января 1930 приговорен по статье 58-10 к пяти годам лагерей.

Игумен Корнилий (Алексеевич Алексеев) родился в 1873 году в селе Барбаши Псковской губернии. Он получил начальное образование и был пострижен в мантию с именем Корнилий. До 1919 года подвизался в Спасо-Елеазаровом монастыре. С 1919 по 1924 год был игуменом. С 1924 по 1930 год был келейником епископа Варлаама (Ряшенцева). Жил в Ярославле. 31 января 1930 г. он был арестован по делу Ярославского отделения Истинно-Православной Церкви, а 2 марта 1930 г.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *