Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Церкви в суздале: Действующие храмы Суздаля — Отель Сокол

Содержание

20 главных церквей и храмов Суздаля

Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв. Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско – Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.

Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.

У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.

Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.

В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.

Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Рекомендуем прочитать:

Собор Рождества Богородицы

К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.

В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.

Их створки выполнены с использованием техники “огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.

Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.

Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.

Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.

Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.

Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века.

В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. “нарышкинского” барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез.

На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря

После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма.

С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.

Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.

Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием “Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века.

Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.

Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.

Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым – 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская.

Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.

Борисоглебская церковь

Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв.

Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской.

Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница.

На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.

Кресто-Никольская церковь

Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни”Кресты”, которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора.

Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.

Цареконстантиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.

В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.

На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.

Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.

Успенская церковь

Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции.

К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие “нарышкинскому” барокко.

В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. Варганова.

Петропавловская церковь

Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью.

Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевская обитель входит в “пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами.

На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета.

Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.

Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.

В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.

Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).

Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.

Церковь Вознесения Господня

Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.

В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.

После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины.

Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.

Никольская церковь

Церковь Николы является типичным примером т. наз. “клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область).

В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св. 250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.

Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню.

По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре – мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.

В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:

Церкви и храмы Суздаля на карте

Храмы, соборы, мечети Суздаля, Россия — Туристер.Ру

23 туристa были здесь

Спасо-Евфимиев монастырь — исторический и эстетический объект нашей страны, расположенный в городе Суздале, Владимирской…

18 туристов было здесь

Свято-Покровский женский монастырь Владимирской епархии РПЦ располагается на севере города Суздаль. Это древний культурный и исторический…

13 туристов было здесь

Ризоположенский монастырь — один из древнейших и ныне действующих памятников православной культуры, расположенный на …

5 туристов было здесь

Одной из старейших церквей на территории Кремля является Церковь Успения Пресвятой Богородицы, или как её иначе называют Успенская…

6 туристов было здесь

Знаменитая церковь при Кремле — это Церковь Святого Николая или Никольская церковь. Это «летняя» белокаменная церковь,…

10 туристов было здесь

Александровский монастырь также находится на левом берегу и является женским. По преданию, монастырь был основан в XIII веке…

6 туристов было здесь

5 туристов было здесь

Церковь Рождества Христова, или как ее еще называют Христорождественская церковь появилась чуть позже Церкви Святого Николая или Никольской…

7 туристов было здесь

Преображенская церковь привезена в Суздаль из села Козлятьево, и является одним из главных объектов Музея деревянного зодчества….

6 туристов было здесь

Васильевский православный монастырь расположен в восточной части города. Основанный в XIII веке, монастырь был мощным укреплением.

Храмы и соборы Суздаля: список, описание

Город-заповедник в 26 км от Владимира невелик по размерам. Суздаль занимает площадь 15 квадратных километров, и здесь живет меньше 10 тысяч человек. Удивительно, но в маленьком провинциальном городке более 50 церквей. Мы расскажем о самых интересных храмах, звонницах и соборах Суздаля, которые считаются жемчужинами русского зодчества и настоящими хранителями истории России.

Собор Рождества Богородицы в Суздальском Кремле

Суздальские рекордсмены

Если внимательно посмотреть на карту города, то становится понятно, что в старину строители обладали особым эстетическим вкусом. Почти все архитектурные памятники Суздаля стоят на приметных местах. Храмы построены на возвышенностях и берегах Каменки. Они отражаются в водах небольшой реки и выглядят очень живописно. Некоторые церкви расположены на территориях древних монастырей Суздаля, другие украшают торговую часть города – Посад, а третьи – возведены на окраинах, в слободах.

Самый старый храм находится на территории Суздальского Кремля. Величественный собор Рождества Богородицы был построен в 1220-е годы на месте более древней церкви XII века. Вначале храм имел три главы, но в XV столетии собор стал пятиглавым. Сегодня это действующая церковь и музей. Внутри можно увидеть знаменитые Златые врата и великолепные росписи.

Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Какая суздальская церковь самая высокая? Небольшой город имеет малоэтажную застройку, поэтому Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря видно издалека. Трехъярусная башня поднимается на высоту 72 м и является самым высоким церковным зданием города. Со старинной колокольни открывается отличная панорама улиц, куполов суздальских храмов, живописной долины реки Каменки и зеленых окраин Суздаля.

Церкви на территории Посада

В центре города раскинулась вторая по значению после Кремля часть Суздаля – торгово-ремесленный Посад. На посадских улицах жило «третье сословье» — купцы, мастера и ремесленники. Уникальный церковный ансамбль Посада сложился 3-4 века назад, благодаря разбогатевшим суздальским торговцам.

Вид на церковь Воскресения на торгу (слева) и Казанский храм (справа)

В сердце Посада находится Торговая площадь. Раньше сюда привозили товары из Владимира, Ростова и Нижнего Новгорода. Старинное торжище украшают два архитектурных памятника – белоснежная одноглавая церковь Воскресения на Торгу и строгий Казанский храм.

Эти церкви очень гармонично смотрятся рядом друг с другом и представляют пример так называемых «парных» храмов. Раньше на торговом месте стояли деревянные церкви, но в 1719 году в Суздале случился сильный пожар.

Вид Кресто-Никольской церкви

Разбушевавшееся пламя уничтожило центр города, и все постройки из дерева сгорели дотла. После пожара на пустыре появились два каменных храма – «летний» и «зимний», поэтому горожане могли приходить на церковные службы в любое время года.

Возле северной части торговых рядов в 1770 году была построена Кресто-Никольская церковь. Ее архитектура примечательна тем, что с разных сторон храм выглядит по-разному.

Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

С южной части старого торжища, возле оборонительных укреплений Кремля, красуется небольшая одноглавая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Храмовые ансамбли в историческом центре

Вид на Пятницкую церковь (слева) и Входо-Иерусалимскую церковь (справа)

С западной стороны от Торговых рядов, на высоком берегу Каменки можно увидеть другие «парные» храмы – Входо-Иерусалимскую церковь и Пятницкую церковь. В старину между Торговой площадью и оборонительными укреплениями Кремля стояли три деревянных здания. В начале XVIII века обветшавшие церкви разобрали и заменили на каменные.

Первый храм возвели в 1707 году, а второй – в 1772 году. Примечательно, что более позднюю церковь вначале освятили в честь Николая Чудотворца. Однако суздальцы так любили свой деревянный храм Параскевы Пятницы, что продолжали называть новый храм Пятницким.

Вид на Антипиевскую церковь (слева) и Лазаревскую церковь (справа)

Еще один «парный» ансамбль находится на Старой улице, между Ризоположенским монастырем и Торговыми рядами. Лазаревский храм был построен в 1667 году и сегодня является самой старой церковью Посада.

Это необычный пример суздальского зодчества. Впервые строители возвели в городе пятиглавый храм, а в декоре его карнизов использовали поливные изразцы. Ажурные световые барабаны, фигурные наличники и аккуратные кокошники этого храма настолько хороши, что от него трудно отвести взгляд!

Вид на Цареконстантиновский храм

Рядом можно увидеть теплую Антипьевскую церковь. Ее построили позже – в 1745 году и посвятили епископу и священномученику Антипу, который жил в I веке нашей эры, когда Римом правил император Нерон. Как и все зимние храмы города, Антипьевская церковь имеет простую конструкцию и небольшой размер. Благодаря нарядной разноцветной колокольне, архитектурный ансамбль двух суздальских храмов – самый узнаваемый в городе.

В нескольких шагах друг от друга стоят Цареконстантиновский храм и Скорбященская церковь Суздаля. Они находятся рядом со сквером, где горит Вечный огонь. В старину здесь пролегал гужевой Нижегородский тракт, который связывал Суздаль и Поволжье. Деревянный храм в честь царя Константина был построен в начале XVII века. Спустя почти 100 лет его заменили на каменный.

Вид на Скорбященскую церковь

В конце XVIII века рядом появилась зимняя церковь, посвященная иконе «Всех скорбящих радость». Великолепный белый храм состоит из разновысоких клетей, трапезной и типичной для Суздаля колокольни-дудки. В его отделке использовано изящное кирпичное узорочье и цветные изразцы.

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря, на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь. Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Казань

Храмы и монастыри в Суздале / Travel.Ru / Страны / Россия / Суздаль

Храмы

В Суздале сохранилось около трех десятков церквей XVII-XVIII веков — и это не считая тех, что входят в архитектурные ансамбли монастырей.

Лазаревская церковь — пятиглавая, богато украшенная, была возведена во второй половине XVII века. Выделяется высокой красивой колокольней.

Адрес:
г. Суздаль, ул. Ленина, 73б.

Антипиевская церковь возведена рядом с Лазаревской в 1745 году. Выглядит гораздо менее ярко и броско, чем соседка, но образует с ней единый ансамбль, один из самых известных в Суздале.

Адрес:
г. Суздаль, ул. Ленина, 73б.

Смоленскую церковь начали строить в конце XVII века, она располагается рядом со Спасо-Евфимьевым монастырем. Ее отличает легкая, воздушная архитектура — храм похож на изящный подсвечник.

Адрес:
г. Суздаль, ул. Ленина, 148а.

Козьмодемьянская церковь построена на холме на берегу Каменки. В XII веке на этом месте располагался монастырь в честь Козьмы и Дамиана, позднее пришедший в упадок, в XVIII веке его заменил храм.

Адрес:
г. Суздаль, набережная Шевченко.

Цареконстантиновская церковь возведена в 1707 году. С тех пор в Суздале больше не строили пятикупольных церквей, она стала последней. Ее парой является «теплая» Скорбященская церковь. Этот приземистый и не слишком живописный храм украшает шатровая колокольня.

Адрес:
г. Суздаль, Запрудный переулок.

Церковь Иоанна Предтечи относится к первой половине XVIII века. Интересно, что этот храм, как и некоторые другие суздальские постройки, можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова».

Адрес:
: г. Суздаль, ул. Ленина, 55а.

Монастыри

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в XIV веке, это вторая главная достопримечательность Суздаля после кремля. Большинство сохранившихся построек относятся к XVI-XVII векам. Главный храм комплекса — Спасо-Преображенский собор. Также на территории расположены Благовещенская надвратная, Успенская и Никольская церкви. Сейчас в монастыре размещены экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Время работы:
10:00-18:00. Выходные дни — понедельник и последний четверг месяца.
Адрес:
г. Суздаль, ул. Ленина.
Тел.:
+7 (49231) 2-07-46.
  • Евфимиев монастырь строился как крепость
  • Стены Спасо-Евфимиева монастыря

Покровский женский монастырь был основан на берегу Каменки в 1364 году. Первые каменные постройки появились здесь только в XVI веке — к ним относятся сохранившиеся и до наших дней Покровский собор, Святые ворота с надвратной церковью и колокольня. Монастырь обнесен стеной, возведенной в XVII веке. На территории монастыря располагается памятник гражданского зодчества приказная изба — в ней располагается филиал суздальского музея-заповедника. Туристы также могут перекусить в трапезной монастыря.

Время работы:
музей в приказной избе открыт с 10:00 до 18:00, среда и четверг, а также последняя пятница каждого месяца — выходные.
Адрес:
г. Суздаль, ул. Покровская, 76.
Тел.:
+7 (49231) 2-06-09.
Www:
www.spokrov.ru

Ризоположенский монастырь один из старейших в городе, его основали в 1207 году. Постройки той поры были сделаны из дерева, поэтому не сохранились. Путешественники могут полюбоваться трехглавым Ризоположенским собором, возведенным в XVI веке. До наших дней также дошли Святые ворота, построенные в 1688 году. На территории монастыря располагается еще один интересный памятник — Преподобенская колокольня, построенная в XIX веке в честь победы над Наполеоном. До сих пор остается самым высоким зданием города.

Адрес:
г. Суздаль, ул. Ленина.
Тел.:
+7 (49231) 2-35-30.

Александровский монастырь, как гласит легенда, был основан по указанию самого Александра Невского в 1240 году. Однако с той поры ничего не сохранилось, фактически монастырь был отстроен заново в конце XVII века. В 1696 году на средства матери Петра I, Натальи Нарышкиной, была возведена Вознесенская церковь. Сохранилась также шатровая колокольня.

Адрес:
г. Суздаль, ул. Гастева.
Тел.:
+7 (49231) 2-35-71.
  • Александровский монастырь

Васильевский мужской монастырь ведет свою историю с XIII века. Сохранились Васильевский собор и Сретенская церковь второй половины XVII века. Туристы могут подняться на колокольню, чтобы полюбоваться панорамой Суздаля.

Адрес:
г. Суздаль, ул. Васильевская.
Тел.:
+7 (49231) 2-18-00.

Древние храмы Суздаля – Глобус России – энциклопедия путешественника

Суздаль с высокой колокольни Домонгольские храмы Смоленска

Суздаль – город-музей. В нем сохранилось не просто множество очень красивых церквей и монастырей, но в том числе и целых восемь древних (до XVI века) храмов.

  1. Самый древний на территории Суздаля – Рождественский собор в кремле. Он был построен в 1222-1225 годах на основании прежнего собора XII века. Сначала он был трехглавым, а в XVI веке стал пятиглавым. Внутри – и храм, и музей, великолепные росписи и знаменитые Златые врата.
  2. Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря (XVI век). В 1507-1511 гг. здесь была построена маленькая Спасская церковь, а в 1594 году к ней пристроили громадный собор, и церковка превратилась в придел.
  3. Успенская шатровая церковь Спасо-Евфимиева монастыря, 1525 года постройки – уникальный образец русского зодчества. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение.
  4. Звонница Спасо-Евфимиева монастыря, XVI век. Сначала около собора была построена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, когда они приезжали в Суздаль. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, – еще две.
  5. Покровский собор Покровского монастыря,  1510-1514 гг. Большой, трехглавый, он при этом не выглядит тяжелым и массивным, наоборот, словно устремлен вверх. Храм изначально использовался как усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье.
  6. Святые ворота Покровского монастыря с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) – своего рода крепостная башня с двумя арками – большой проездной и малой для пешеходов.
  7. Зачатьевская трапезная церковь Покровского монастыря  была построена после 1551 г. на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны.
  8. Ризположенский собор Ризположенского монастыря, середины XVI века, предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр. Храм, как и многие современные ему соборы, трехглавый. В советское время был занят под электростанцию и отреставрирован только в 1969г.

О храме в Кидекше, древнейшем здании средней полосы России, рассказано в отдельном посте.

Закладка.

Ильинская церковь в Суздале

Напротив Суздальского кремля, на правом берегу Каменки, Вы увидите нарядную Ильинскую церковь с невысокой колокольней. Это одна из самых заметных одиноко стоящих церквей Суздаля. Она была построена в 1744 году и является образцом посадского храма первой половины XVIII века.

Ильинская церковь — краткое описание

Здание храма выполнено в виде куба, углы которого отделаны пилястрами (вертикальными выступами). Обратите внимание на необычные наличники. На первом этаже они имеют форму корон, а на втором ярусе — овальные, а на восьмиграннике выполнены в виде нескольких овалов. Верхняя восьмигранная часть строения украшена рельефной кладкой.

Колокольня выделяется своей массивностью, но по высоте она несколько ниже, чем основное здание храма.

Из истории

Издавна деревянная летняя Ильинская церковь находилась рядом с Торговыми рядами (Гостиным двором) на левом берегу Каменки, в том месте, где сейчас расположен Входо-Иерусалимский храм. В конце XVII века митрополит Илларион перенес ее на другой берег Каменки, на Иванову гору в свою Архиерейскую слободу. Рядом с этим храмом на свои деньги в 1700 году митрополит построил деревянный теплый храм Иоанна Богослова.

В 1744 году Ильинская церковь, а также храм Иоанна Богослова были построены в камне. После революции для этих церквей с двухвековой историей наступило страшное время — Колокольня, трапезная Ильинской церкви и храм Иоанна Богослова были разрушены.

И хотя проект на воссоздание колокольни был подготовлен еще в 70-е годы XX века, из-за нехватки средств только в 2010 году колокольня Ильинской церкви была восстановлена на старом фундаменте.

В этом же году 9 мая, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, прихожане при участии руководителей города и района посадили 65 яблонь, все они были посвящены одному из ветеранов войны или почетному гражданину Суздаля. Все деревья в Яблоневом саду фамильные, а уход за ними выполняют прихожане храма Ильи Пророка.

Место, где расположен храм, очень красивое — отсюда, с Ивановской горы, Суздальский кремль виден, как на ладони, также открывается живописный вид на Ильинский луг. Здесь запах разнотравья и хорошо дышится. Не пожалейте время и прогуляйтесь по этим заповедным тропам (сбор трав и разжигание костров здесь запрещены).

К настоящему времени воссоздан только внешний облик храма, внутренние работы пока не проведены. Ильинская церковь остается недействующим храмом, хотя изредка здесь проходят молебны.

Экскурсии Суздаль, Владимир. Туры Суздаль Владимир. Tour guide in Suzdal and Vladimir

  До этих достопримечательностей в Суздале добираются те туристы, которые приезжают в Спасо-Евфимиев монастырь. Cмоленская церковь в Суздале (1696-1706гг.), построенная в честь Смоленской иконы Божьей Матери в слободе Скучилиха, стоит через дорогу от угловой башни монастыря. 

 В старину на этом месте, возле стен Спасо-Евфимиевой обители в Суздале располагалась монастырская слобода «Скучилиха». На этом месте собирались повозки и скучивались в обозы, нанимали себе охрану и только после этого выдвигались из города длинной вереницей в сторону Ярославля. Слободу эту населяли крестьяне, вывезенные из подвластных монастырских вотчин. Поэтому некоторые считают, что крестьяне скучали по родной земле. Отсюда, якобы и происходит название слободы «Скучилиха». Переселенцев в слободе было много, в том числе ремесленников, каменщиков и кирпичников; жили скученно.

  Здесь, в слободе монастырские ремесленники и каменщики воздвигли две пары деревянных церквей — зимнюю церковь Симеона Столпника и церковь Смоленской иконы Божией Матери, служившую летним храмом для прихожан монастырской слободы. В настоящее время бывшая слобода является частью Суздаля. По соседству с храмом находится гостиничный комплекс «Николаевский посад». 

  Смоленская церковь как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля – не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный – наоборот, даже не имеет входа. Окна церкви украшены характерными для того времени наличниками с фигурными колонками. Симеоновская церковь или церковь Симеона Столпника (1749г.) построена севернее от Смоленской. Это типичная для Суздаля «теплая» церковь, которую сильно исказили позднейшие переделки. Хоть храм и выстроен из кирпича, но традиции постройки близки к деревянной избе.

  Две эти церкви Суздаля являются самыми северными храмами на улице Ленина. И одними из самых приметных на главной улице.

Музей деревянного зодчества Суздаля

Музей деревянного зодчества хранит многочисленные образцы старинного деревянного зодчества и считается уголком классической древней Руси.

Музей основан в 1968 году на месте древнейшего Дмитриевского монастыря, бывшего Дмитриевского монастыря. В музей были привезены деревянные постройки со всей Владимирской области. Примечательно, что все постройки — это настоящие постройки, в которых жили и работали люди.Таким образом, на левом берегу реки Каменки воссоздана типичная деревня со всеми чертами древнерусского городища.

Первым зданием, привезенным в музей, была церковь Преображения Господня середины XVIII века , ранее находившаяся в деревне Козлятьев.

Вторым зданием, привезенным в музей, была церковь Воскресения Христова из села Патакино, датированная 1756 годом.

Две церкви образуют ансамбль, который был распространен в России и называется летней и зимней церковью.Зимняя церковь Преображения Господня была построена из сосны и использовалась только топор.

Церковь Воскресения Христова, предназначена для летнего использования, так как не отапливается и не проводит зимние службы.

Помимо церквей в музее есть типичные крестьянские дома, колодцы, мельницы и амбары.

Сегодня музей деревянного зодчества является местом проведения различных суздальских фестивалей. Стало традицией, что в Троицкий день в музее проходит фестиваль народных промыслов.Во время фестиваля посетители могут увидеть и купить знаменитые изделия местных мастеров, такие как резьба по дереву, расписные деревянные игрушки, ткачество, глиняные игрушки и др. В музее проводится и другой известный фестиваль Суздаля — фестиваль огурцов. См. Суздальские события для получения более подробной информации.

Часы работы:
Музей деревянного зодчества открыт ежедневно с 7:00 до 19:00.
Последняя среда каждого месяца — выходной.

Входная плата:
250 — 400 руб

Адрес музея деревянного зодчества:
ул. Пушкарская, 27Б.(Рус: Ул. Пушкарская, д.27Б)
Музей расположен на левом берегу реки Каменки, напротив Кремля.

Координаты GPS:
Широта: 56.413031 ;
Долгота: 40,440183.

Основные здания Музея деревянного зодчества

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1756 г.). Образец деревянной ярусной церкви XVIII века. Купола покрыты небольшими осиновыми досками — лемехами.Поскольку древесина осины приобретает серебристый цвет под воздействием солнца и дождя, ее часто использовали для украшения куполов церквей.

Церковь Воскресения Христова

Типичная церковь 18 века с трапезной и колокольней. Как и в большинстве русских православных храмов, в нем есть трехуровневый иконостас. Однако иконы создавались еще в XIX веке.

Дом зажиточного крестьянина

Дом зажиточного крестьянина. Здание было привезено из деревни Лог и датируется 19 веком.
Двухэтажный дом с резным карнизом городского типа и крытым двором. Верхний этаж был жилым помещением, нижний — мастерской, где работали наемные ткачи. Домашнее ткачество было одной из форм рыночной экономики в период развития капитализма в России.

Дом крестьянской семьи

Дом крестьянской семьи. Здание было привезено из деревни Ликинг и датировано 19 веком.
Типовой дом для небогатой крестьянской семьи.Фасад украшен резьбой по дереву.

Ветряные мельницы

Ветряные мельницы. Эти мельницы были привезены из села Мошок (18 век). Этот тип мельниц — с деревянным каркасом типа «восьмиугольник на четырехугольник» — преобладал во Владимирской губернии с XVIII до начала XX века. Верхняя часть мельницы вместе с парусами поворачивалась по ветру с помощью длинного рычага, называемого воротила.

Часовня

Часовня.Она была привезена из деревни Бедрино и датирована 19 веком. Часовня является образцом культового сооружения в форме ротонды.

Дом с антресолью

Дом с антресолью. Дом привезли из села Тынцы. (2-я половина 19 века)
Дом состоит из 2-х каркасов под одной крышей. Он был рассчитан на 2 семьи. Антресоль отличается элементами классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой по дереву.

Колодец на воду

Вода скважина. Это самый распространенный тип колодцев во Владимирской области на протяжении 19-20 веков.

Колодец с колесом

Колодец с колесом. Колесо вращали люди, бегавшие внутри колеса. На этой работе могли работать сильнейшие мужчины села, а женщины приходили смотреть и выбирать себе мужа.


Другое Суздаль достопримечательности:

Суздальский кремль , самая старая часть Суздаля, положившая начало поселению.

Александровский женский монастырь , действующий мужской монастырь.

Спасо-Евфимиев монастырь , объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ризный монастырь , старейший монастырь Суздаля.


Суздаль — Russia.com

Суздаль — один из самых живописных городов Золотого кольца. Бесчисленные церкви и старинные монастыри уютно расположились на холмистых берегах реки Каменки, а пейзаж почти не изменился за столетия.Как будто оживают старые картины русских художников. Древний колорит заключен в туристической инфраструктуре: здесь много ресторанов «в старинном стиле», а традиционные русские праздники отмечаются в собственном размахе. В городе всегда много туристов: он третий по посещаемости в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

«Жемчужина» города — Спасо-Евфимиев монастырь с его могучими стенами и 17 башнями -го -го века, скрытыми внутри белоснежных церквей.Каждый час раздается звон колоколов. По сравнению с монастырем, Суздальский кремль кажется совсем маленьким, с его музеем города и старинным Рождественским собором с прекрасно сохранившимися росписями 13, -го, -17, -го, веков. В пешей доступности от Кремля находится торговый пассаж 19 -го -го века, Гостиный двор, который сейчас заполнен продавцами сувениров. На другом берегу реки Каменки находится интересный музей деревянного зодчества, куда привезены старинные постройки со всей области.Во многие его дома можно приехать и познакомиться с реконструированной жизнью купцов и крестьян.

Одно из самых атмосферных мест Суздаля — Покровский монастырь. Его история драматична: русские правители сослали сюда своих бывших жен. Монастырь действует и по сей день (правда, здесь уже никого не ссылают). Вы можете исследовать элегантные белые церкви с 16 -го годов до 18 -го веков, где когда-то молились известные заключенные. В городе есть и другие интересные церкви и монастыри, в основном построенные на улице Ленина — главной улице Суздаля.Все они, несмотря на огромный поток посетителей, сохраняют дух старины.

Суздаль — город, по которому приятно гулять. Здесь красочная, регулярная городская застройка: многие коттеджи украшены резным деревянным орнаментом. Сюда съезжаются режиссеры, снимать исторические фильмы, а туристы с головой окунаются в прошлое. Особенно это касается Масленицы (российский аналог Масленицы), которая здесь отмечается стильно, с гусиными боями и праздничными парадами. В фирменных киосках продается слабоалкогольная суздальская медовуха из меда со специями — прекрасная возможность дополнить эстетическое удовольствие гастрономией.

Покровский монастырь — Суздаль, Россия

История Покровского монастыря началась в 14 веке. В 1364 году князь Суздальский и Нижегородский Андрей Константинович построил деревянную церковь в знак благодарности Богу за избавление от гибели во время бури. Со временем Покровский монастырь прославился тем, что был местом ссылки женщин царской семьи. Первой туда приехала жена московского великого князя Василия III Соломония Сабурова.Ее брак с принцем оказался бесплодным. Василий III заставил ее снять пелену и отправил в Покровский женский монастырь в Суздале, названный Софией. Впоследствии еще одной узницей монастыря были Евдокия Сабурова и Прасковья Соловая (сестра Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Мария Шуйская и др. Заключение прославленных лиц привело к щедрым пожертвованиям монастырю.

Центральная часть комплекса — Покровский собор 1510-1514 годов.Трехглавый храм окружает галерея, увенчанная изысканными фронтонами. Фасады украшены порталами, пилястрами и фризом колонн. Белые стены внутри Покровского собора не красились. Пол из керамической плитки дополняет суровую атмосферу монастыря.

К северу от Покровского собора находится Церковь Зачатия, построенная Иваном Грозным в память о своей дочери Анне, умершей в 1551 году. Церковь Зачатия имеет очень строгий вид.Он украшен одним куполом и изящным узором в виде крупных ромбов наверху стены.

Еще одна достопримечательность монастыря — Святые ворота (1518 г.) с надвратной Благовещенской церковью (1630-е гг.). За невысокой стеной возвышается могучая квадратная башня. Имеет два арочных проема — для пешеходов и автомобилей. Верх башни украшает Благовещенская церковь. С двух сторон храм украшают арочные галерейные проемы. Центральный купол храма на массивном барабане опирается на два яруса ажурных фронтонов.

Монастырь возобновил свою деятельность в 1992 году (Покровский собор и Благовещенская церковь).

Суздаль, Россия, держится за свои священные места

Море человечества хлынуло на вокзал в Москве, отталкивая меня от кассы. Я сдавал позиции, сражаясь с толпой людей, которые пережили и тяжелые испытания советской бюрократии, и зыбучие пески анархического капитализма. Коварный восьмидесятилетний мужчина попытался сжать меня под мышкой, и я заблокировал его своим рюкзаком, запихивая в кассу случайный набор иностранных банкнот.

Детали: Суздаль, Россия

«Владимир, два», — сказал я, подняв вверх два пальца — в значительной степени мои знания русского языка.

Владимир, однако, не был нашим конечным пунктом назначения. Дешевые авиабилеты (270 долларов в оба конца!) Вдохновили моего парня и меня на спонтанную поездку в Москву, а друг-эмигрант посоветовал нам также посетить Суздаль, живописный город, расположенный всего в 140 милях к востоку от столицы.

Суздаль, столица региона в средние века, находился в эпицентре золотого века русской архитектуры, когда Москва была лишь темным форпостом в глуши.Однако ко времени большевистской революции именно Суздаль ушел в безвестность из-за господства близлежащего Владимира. Таким образом, даже когда исторические церкви по всей России были сожжены, разобраны или использованы в светских целях, в Суздале удалось удержать около 30 церквей, 14 колокольней и несколько монастырей, обнесенных стеной.

А вот на шатком электричке дорога до Владимира заняла почти четыре часа, а до Суздаля оставалось еще 24 мили. Вместо того, чтобы сесть на автобус, мы выбрали такси на последнем этапе и в тишине наблюдали, как промышленная болезнь уступила место холмам и паровым землям.Затем на горизонте показались величественные луковичные купола и церковные шпили нашего пункта назначения. Мы вышли из такси прямо у городских крепостных стен 11 века.

Было уже поздно, и я смотрел, как темнеет небо, когда звонит церковный колокол. На куриных ножках у реки Каменки стояли три рыбацкие избы. Долгое и трудное путешествие внезапно обрело смысл: Суздаль находится не только в 140 милях от Москвы; это также как минимум 500 лет от шумной столицы.

Бастионы и звонари

На следующее утро мы прошли милю вверх по главной улице Суздаля от нашего отеля до скромной штаб-квартиры Владимиро-Суздальского музея-заповедника, чтобы встретиться с нашим англоговорящим гидом Надей.Она сразу же ответила на вопрос, который был у меня в голове: что со всеми церквями?

Самые великие и самые старые церкви Суздаля, по ее словам, были построены князьями, чтобы внушать страх своим подданным и отражать захватчиков. Во многих случаях эти здания фактически служили крепостями, где люди укрывались во время осады. В других частях средневековой России архитекторы предпочитали строить из дерева или кирпича, но по неизвестным причинам суздальские князья настаивали на крепком известняке, хотя он был намного дороже, с ним было трудно работать, и его приходилось вывозить из каменоломен около 250 миль отсюда.

Когда Суздаль утратил политическое значение, он стал процветающим торговым центром, сказала Надя. Торговцы строили деревянные церкви парами — одна светлая и просторная летом, другая приземистая и легко отапливаемая зимой. У каждой улицы была своя пара, и строительство величественных церквей стало соревнованием и предметом гордости и престижа для богатых бизнесменов. Вот почему «Куда ни глянь — красивая старая церковь», — хвасталась Надя.

Когда мы ехали в наш первый пункт назначения, Спасский монастырь Св.Euthymius, мы прошли мимо людей, которые ухаживают за садами и торгуются из-за цен на семена. «У нас очень плодородная почва и лучшие в мире огурцы», — гордо сказала Надя.

Монастырь, однако, казался далеким от этих земных забот. Грозные стены с 12 боевыми башнями окружают комплекс, расположенный на гребне холма. За воротами мы обнаружили широкий, покрытый травой двор. Собралась школьная группа, и дети вытягивали шеи, чтобы заглянуть внутрь колокольни.

Несколько этажей над нами появился человек, и казалось, что к его конечностям привязаны веревки. Он начал подпрыгивать на цыпочках и дергать руками в спастическом танце, от которого в ритмичной какофонии зазвенело почти 20 колоколов. «Стравинского вдохновляли такие церковные колокола», — сказала Надя. Школьники запечатлели спектакль на камеры своих мобильных телефонов.

После колокольного концерта мы вошли в Преображенский собор, здание XVI века, увенчанное одним большим золотым куполом и четырьмя зелеными.Я никогда не был внутри русского православного храма, и с удивлением обнаружил, что стены от пола до потолка увешаны изображениями святых. «Они помогли неграмотным понять жизнь Иисуса», — сказала Надя. Как функционально неграмотный турист в России, я оценил этот жест.

Четыре человека в священнических воротниках вошли в собор, встали плечом к плечу и запели. Их голоса казались чистыми и неземными, как солнечный свет сквозь стоячую воду, и я повернулся к стене, чтобы скрыть свои сияющие глаза от моего стойкого русского гида.«Они ведь не монахи, — прошептала мне Надя. «Они из местного хора».

Архитектурная стилизация

Когда мы ехали на автобусе в восточную часть города, я заметил, что мы находимся на улице Ленина.

«Разве не странно, — сказал я, — что главная улица Суздаля названа в честь человека, ответственного за разрушение такого количества церквей?»

Надя непонимающе посмотрела на меня. Я повторил свой вопрос. «Хрущеву было хуже», — ответила она, пожав плечами.

Мы вышли на Рыночной площади, каменной террасе, которая служила торговым центром Суздаля на протяжении большей части тысячелетия.Не обращая внимания на продавцов, торгующих матрешками и березовыми вениками, мы прошли по старейшей улице города к одной из старейших церквей — собору Рождества Богородицы.

Церковь была построена в 1222 году, но в конечном итоге верхняя часть обрушилась, возможно, из-за новаторских высоких арок, и была восстановлена ​​в 1528 году. Однако сохранились некоторые оригинальные резные фигурки на внешней стороне церкви, в том числе безмятежные женские лица и геральдические знаки. Львы — предполагая, что ранние православные церкви, возможно, допускали больше декоративного искусства, в то время как более поздние церкви склонялись к святым и библейским сценам, сказала Надя.

Сразу за центральным залом собора мы наткнулись на пару массивных черных дверей с золотыми буквами. На фотографиях были сцены из Библии и изображения византийских богословов и русских святых — умная интерполяция различных источников авторитета, пояснила Надя. Смысл этих изображений был в значительной степени утерян для меня, но двери с изображением львов, держащих в пасти массивные медные ручки, ясно передают силу, богатство и религиозную законность князя Юрия, который построил церковь.Даже дикие звери следовали приказам этого давно умершего принца.

Как и Спасо-Преображенский собор, собор Рождества Богородицы от пола до потолка покрыт картинами святых — одни яркие и яркие, другие в пастельных тонах. Надя пояснила, что примерно каждые 200 лет интерьер собора перекрашивают заново, и теперь реставраторы снимают новые картины, чтобы найти более старые. Позднее я обнаружил, что даже знаменитые голубые луковичные купола собора являются реконструкцией 18 века.

У нас был аппетит, пытаясь разобраться в этой архитектурной стилизации, поэтому мы взяли перерыв на обед и направились в ближайший ресторан. Хотя он расположен в монастырском комплексе неподалеку от собора, Трапезная — один из самых дорогих ресторанов в городе, поэтому мы заказали скромную еду, состоящую из грибного супа и медовухи местного производства. Пока мы ждали нашей еды, я заметил диско-шар, висящий над нашими головами, свисающий с приспособления, которое, казалось, было просверлено прямо в историческом потолке 15-го века.

Когда мы пили медовое вино по средневековому рецепту в монастыре, который пережил монгольские орды и нападения соседних князей и перестраивался, обновлялся или, по крайней мере, обновлялся почти каждое столетие после этого, я понял, что мое первоначальное впечатление о Суздале было все не так.

Этот город не музей и не место, забытое временем. Работа продолжается.

Dingfelder — редактор функций для Washington Post Express.

В Суздале, Россия, посещение Покровского монастыря

В нескольких минутах ходьбы от Кремля, на Торговой площади, в здании с колоннами расположены магазины и рестораны, некоторые из которых довольно обшарпанные.Самым интересным местом является тесный дегустационный зал Суздальского медоваренного завода, где производят ошеломляющее разнообразие медовухи — средневекового слабоалкогольного медового вина, которое продается по всей России в приземистых коричневых бутылках.

За общими столами вы можете попробовать 10 сортов за раз, которые подаются при температуре, близкой к комнатной. Каждый из них приправлен разными вкусами, включая хмель, можжевельник, липовый цвет, перец и, что особенно важно, хрен. Эквивалент менее 20 долларов позволил мне прогуляться, чувствуя себя немного опьяненным.

В Суздале так много монастырей, церквей и колокольней, что посещение их всех было бы утомительным, но на противоположном конце города от Кремля, на высоком берегу реки, стоит особого внимания: Монастырь Нашей Спаситель и святой Евфимий. Огромная стена из красного кирпича с 12 башнями окружает несколько церквей, больницу, тюрьму для еретиков, а во время сталинского Большого террора — советских диссидентов. (Билет по системе «все включено» стоит примерно 10 долларов.)

Его главная церковь, Преображенский собор, несмотря на семь куполов, менее интересна, чем некоторые, но внутри отреставрированные фрески 17-го века покрывают стены от пола до потолка. блестящие оттенки синего, красного и золотого.В тот вечер, когда я был, хоровая группа монахов молча подошла к апсиде и запела. Это было короткое выступление — всего три песни, — но тембр их голосов, звучавший в таком месте, не давал покоя.

Со стен монастыря открывается потрясающая панорама Покровского монастыря, окруженного полями. Именно в этот монастырь Василий III, великий князь Московский, сослал в 1525 году свою первую жену, Соломонию Сабурову, из-за ее предполагаемого бесплодия.

У нее все равно был его сын после того, как она приехала и устроила имитацию похорон, чтобы он не столкнулся с вызовом со стороны сына Василия со стороны его второй жены.Этот сын впоследствии стал Иваном Грозным, который позже изгнал одну из своих жен, как и его сын, и так далее, пока Петр Великий не сослал свою первую жену Евдокию Лопухину, которая, как говорят, жила в Суздале.

Комнаты в бревенчатых домах, выстроенных по кругу вокруг двух главных церквей, не роскошны, но уютны, со стегаными кроватями, кружевными занавесками и, в некоторых случаях, изразцовой печью, которая чудесно согревала комнаты.

Суздаль, Россия: очарование или абсурд?

К тому времени, как мы добрались до Москвы, мы с Дэном не проводили времени за пределами города с момента нашего пребывания на Байкале.Сейчас я очень люблю города, особенно российские, но под Москвой я начал мечтать о тихой прогулке на свежем воздухе.

К счастью, всего в нескольких часах езды от Москвы находится Суздаль, о котором Википедия говорит: «Сочетание потрясающей средневековой архитектуры с пасторальной атмосферой придает Суздалю живописный шарм, а летом художники и мольберты становятся обычным явлением».

Отлично!

Суздаль настолько совершенен, что я почувствовал за ним нотку дизайна, а точнее советского.

Оказывается, Советский Союз решил не строить в Суздале какие-либо современные здания, чтобы сохранить его туристическую привлекательность, запретив постройки выше двух этажей — за исключением, конечно, соборов. Таким образом, сегодня в Суздале нет ни одного из высоких жилых домов, которые характерны для других бывших советских городов, а вместо этого он заполнен красивыми церквями и деревянными домами!

В Суздале действительно есть участков и красивых построек.

Что-то в этом было немного… О, что это за слово? Начинается на букву D и рифмуется со словом блисней?

Суздаль является домом для множества церквей, но в советские времена, когда экономика Суздаля основывалась на туризме, маленький городок также был заполнен церквями и деревянными домами из других регионов России.

Думаю, для Суздаля это было хорошо, но насколько печально это было для городов, которые потеряли свои самые красивые строения из-за этой достопримечательности?

Прогуливаясь по Суздалю, я не мог не задаться вопросом, откуда на самом деле появились некоторые из его красивых мест — и как эти города выглядели после советской перестройки.

Хотя было приятно ненадолго выбраться из города, а Суздаль определенно красив, я в основном находил этот город необычным. Летом там явно много туристов, поэтому было интересно увидеть его в пустом межсезонье. Суздаль был достаточно странным (и красивым!), И мне очень понравилось его посещение, но я подозреваю, что если бы я поехал туда летом, мне бы он, возможно, не понравился бы так сильно.

С другой стороны, может быть, было бы весело увидеть Суздаль во всей его красе — заполненный туристами, любящимися скотом, который живописно бегает по улицам, пока художники рисуют очаровательную сцену.

Где остановиться в Суздале

Мы останавливались в хостеле «Годзиллас», который находится в просторном деревянном домике на окраине города. Моя единственная жалоба заключалась в том, что до центра города от Годзилласа требовалось около часа.

Хотя я должен добавить, что это произошло исключительно из-за толстого слоя скользкого льда, покрывающего все дороги, пока мы были в Суздале, потому что, давайте просто скажем, что я не Мишель Кван, когда ступаю на лед. Хостел действительно находится всего в 20 минутах от центра.

Как добраться до Суздаля из Москвы

Поезда до Суздаля нет, поэтому проще всего добраться через Владимир.С Московского вокзала можно сесть на электричку, поездка на которой идет 3,5 часа и стоит около 400 рублей, или сесть на один из более быстрых и комфортных (и более дорогих) региональных экспрессов.

Из Владимира можно добраться автобусом до Суздаля с автовокзала напротив вокзала за 72 руб.

Как вы думаете, Суздаль очарователен? Я все еще не могу решить!

Суздаль | Святилище обезьян

Достопримечательности

Спасо-Евфимиев монастырь
Основанный в XIV веке для защиты северного входа в город, самый большой монастырь Суздаля стал могущественным в XVI и XVII веках после того, как Василий III, Иван Грозный и благородная семья Пожарских построили впечатляющие новые каменные здания и совершили крупные приобретения земли и собственности.В 17 веке он был опоясан большими кирпичными стенами и башнями.

Кремль
Дедушка Московского Кремля, эта цитадель была базой XII века князя Юрия Долгорукого, который правил обширной северо-восточной частью Киевской Руси (и, среди прочего, основал небольшой форпост, который в конечном итоге стал Российская столица). Земляные валы суздальского кремля длиной 1,4 км окружают несколько улиц с домами и несколько церквей, а также главную соборную группу на Кремлевской улице.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Этот музей под открытым небом через реку от суздальского кремля предлагает захватывающее представление о традиционной жизни сельских жителей этой местности. Помимо бревенчатых домов, ветряных мельниц, амбара и множества инструментов и изделий ручной работы, его основными достопримечательностями являются Преображенская церковь 1756 года и более простая Воскресенская церковь 1776 года. В Костроме есть аналогичный музей.

Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы, чьи голубые купола, усыпанные золотом, возвышаются над парадным двором Суздальского кремля, был основан в 1220-х годах.Однако только его богато вырезанная нижняя часть представляет собой оригинальный белый камень; остальное — кирпич 16 века. Внутри роскошно, с фресками 13-го и 17-го веков и дамасскими (золото на меди) западными и южными дверями 13-го века.

Торговая площадь
Суздальская Торговая площадь (Рыночная площадь) с западной стороны возвышается над колонными Торговыми рядами (Торговые ряды; 1806–11). В непосредственной близости находится несколько церквей, в том числе Казанская церковь 1739 г. (Казанская церковь) и Воскресенская церковь 1720 г. прямо на площади; последний работает нерегулярно, но если он открыт, вы можете совершить опасный подъем на вершину колокольни, чтобы получить в награду прекрасный вид на золотой купол Суздаля.

Свято-Покровский женский монастырь
Классическая картина Суздаля: белоснежная красота монастырских стен в окружении зеленых лугов на берегу лениво извилистой реки. Внутри — клумбы из ярких цветов, за которыми ухаживают монахини, которые живут в деревянных коттеджах, оставшихся от деревенской гостиницы, построенной здесь, когда монастырь был закрыт после революции (он был возрожден в 1992 году).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *