ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ 1611-12 • Большая российская энциклопедия
ВТОРО́Е ОПОЛЧЕ́НИЕ 1611–12 (Земское ополчение, Народное ополчение), воен. формирование, созданное в Нижнем Новгороде для «очищения» Москвы и изгнания из Рус. гос-ва войск, пришедших во время Речи Посполитой интервенции начала 17 в. Образовано в связи с кризисом и резким ослаблением воен. потенциала Первого ополчения 1611. Непосредственным стимулом к созданию В. о. послужило воззвание патриарха Гермогена к жителям Нижнего Новгорода о продолжении борьбы за освобождение [доставлено 25.8(4.9).1611]. Инициаторами движения выступили посадские люди, прежде всего новый земский староста К. Минин [избран, по-видимому, 1(11).9.1611]. По его призыву, поддержанному советом представителей всех сословных групп города и уезда (владельч. крестьяне представителей не имели), проведён добровольный сбор денег и имущества, начаты переговоры с отрядами дворян и стрельцов из Смоленска (в то время находились в Арзамасе). Одновременно для сбора средств «на строение ратным людям» введён принудит. экстраординарный долевой налог (по некоторым данным – «пятая деньга») на имущество и/или доходы всех плательщиков в Нижнем Новгороде и уезде. Позднее проведён принудит. заём денег у иногородних купцов. 1-м воеводой избран после согласования условий стольник кн. Д. М. Пожарский (2-м воеводой стал И. И. Биркин), по его предложению решением межсословного совета ответственным за финансовое и материальное обеспечение назначен К. Минин (именовавшийся с этого времени «выборным человеком»). При предводителях В. о. была образована канцелярия («приказ») во главе с дьяком В. Юдиным. К 29–30.10(8–9.11).1611 в Нижний Новгород прибыли отряды смолян, а позднее дворяне и стрельцы из Дорогобужа, Белой, Вязьмы (всего до 2–2,5 тыс. воинов), ставшие вместе с местным воинским контингентом (до 1 тыс.
ратников из дворян, стрельцов, служилых иноземцев и др.) основой формируемого войска. Было проведено «верстание» денежных окладов ополченцев (в первую очередь дворян) с выплатой части жалованья, выдачей «людских и конских кормов».
Примерно к середине дек. 1611 нижегородский межсословный совет, пополнившийся представителями от ополчений ряда соседних городов, стал Земским правительством («Советом всея земли»). От его имени предводители В. о. обращались к поволжским, сев. и центр. городам с призывами о совместных действиях для «очищения от польских и литовских людей» страны и о наведении порядка, с просьбами незамедлительно прислать в Нижний Новгород средства, боеприпасы и воинских людей (поступления начались в дек. 1611). Они предлагали также взять взаимные обязательства «на Московское государство никого не обирать без совета всея земли», при этом полностью отвергали в качестве кандидатур на рус. престол М. Мнишек, её сына Ивана и Лжедмитрия III. Первый воен. план В. о. предусматривал скорый (в зимние месяцы) и прямой (через Суздаль) поход на Москву, поэтому в тогдашних обращениях В. о. не было критики в адрес Первого ополчения. Однако в янв. 1612, после того как польск. гарнизон в Москве получил подкрепление и провиант на неск. месяцев, а предводители Первого ополчения заняли выжидательно-враждебную позицию по отношению к В. о. (И. М. Заруцкий направил передовых казаков в Ярославль с целью распространить свой контроль на богатые сев. города) и вступили в контакт с Лжедмитрием III, руководители В. о. изменили стратегию. В ответ на призывы поволжских и сев. городов о помощи они в сер. февраля 1612 направили в Ярославль авангард В. о. (казаки Заруцкого были там арестованы), а в конце месяца – осн. силы. По пути движения (Балахна – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Ярославль) пополнились казна, а за счёт дворян, служилых татар, стрельцов – и отряды В.
о. В Ярославль В. о. пришло не позднее последней декады марта 1612 и оставалось там 4 мес. За это время было решено большинство первоочередных проблем. С конца апр. 1612 в Ярославле действовал самый представительный собор («Совет всей земли»): помимо депутатов от традиц. сословий, в него входили и депутаты от посадских людей мн. городов, дворцовых и черносошных крестьян. Документы В. о. рассылались от имени кн. Д. М. Пожарского и Земского правительства. Твёрдые организац. и материальные основания В. о. привели к отъезду в апр. – мае 1612 в Ярославль большинства знатных лиц, служилых дворян, дьяков и подьячих Первого ополчения. К лету в Ярославле работали ок. 10 приказов; наладились прочные связи с подконтрольными городами в сферах управления – традиционной (финансово-налоговой, адм.-судебной) и вызванной обстоятельствами (мобилизация воинских людей, оружия, боеприпасов, продовольствия и провианта).
К июню 1612 отряды В. о. разбили и вытеснили казаков Первого ополчения (часть станиц перешла на сторону В. о.) из городов Верхнего Поволжья и с территории на границе с Новгородской землёй, из ряда центр. городов (Ростов, Переяславль), установили прочный контроль над Владимиро-Суздальским регионом и соседними уездами. Власть руководителей В. о. признавали сев. и сибирские города, Ср. Поволжье (Казань в значит. мере формально), некоторые др. территории. В нескольких городах сменили воевод и усилили гарнизоны. По распоряжениям предводителей В. о. взимались привычные налоги, недоимки за прошлые годы, таможенные и иные сборы, широко практиковались принудит. займы, особенно у крупных купцов и монастырей. Собранные средства расходовались гл. обр. на жалованье ратным людям. Войско В. о. заметно усилилось (к сер. июля 1612 не менее 15–20 тыс.
ратников) за счёт новых корпораций уездных дворян, отрядов стрельцов, романовских мурз, сибирских и касимовских служилых татар, вновь присоединившихся казачьих станиц и контингентов «даточных людей» из Вологды и уездов Поморья. Увеличился и его артиллерийский парк.
Руководители В. о. рассматривали Новгород и новгородские крепости, занятые летом 1611 швед. войсками, как неотъемлемую часть Рус. гос-ва. Они не отвергали приговор Первого ополчения от 23.6(3.7).1611 об избрании рус. царём одного из швед. принцев, однако настаивали на обязат. предварит. условиях: претендент (в 1612 речь шла о Карле Филиппе) должен незамедлительно прибыть в Россию, принять православие, лишь затем делегация депутатов выборного земского собора согласует на переговорах и оформит договором условия его пребывания на царском троне. При обмене посольствами между Новгородом и Земским правительством в апр. – июне 1612 выяснилось, что эти условия не выполняются, и последующие контакты были заморожены (до освобождения Москвы). Попутным, но важным следствием переговоров стала нейтрализация возможных воен. планов шведов, хотя руководители В. о. и приняли ряд превентивных мер (отправили дополнит. силы и восстановили крепостные сооружения в близких к новгородскому рубежу городах).
Уже в апр. 1612 руководители В. о. в широко рассылавшихся по стране грамотах обвинили начальников Первого ополчения (прежде всего И. М. Заруцкого) во «многих неправдах» (убийстве П. П. Ляпунова, грабежах и убийствах «на дорогах», осуществлявшихся казаками, раздаче городов и сёл «своим советникам», присяге Лжедмитрию III). Воен.-политич. ситуация вынудила руководителей Первого ополчения искать примирения с В. о. и поддержки у него. Они публично признали ошибкой присягу «псковскому вору», в июне отправили в Ярославль большое посольство с призывом срочно идти для «очищения» Москвы. Ситуация изменилась к середине июля, когда подтвердилась информация о скором подходе к столице польск. корпуса гетмана Я. К. Ходкевича с большим обозом. В те же дни, по некоторым данным, было совершено неудавшееся покушение на кн. Д. М. Пожарского; заговорщиков поймали, на публичном суде они заявили, что их послал Заруцкий. Тогда же к Москве был отправлен отряд В. о. во главе с М. С. Дмитриевым (св. 400 конных воинов), расположившийся 24.7(3.8).1612 в острожке у Петровских ворот, отдельно от ратников Первого ополчения. 28.7(7.8).1612 из-под Москвы ушёл Заруцкий с отрядом до 3 тыс. ратников, а 2(12).8.1612 к Москве прибыл отряд кн. Д. П. Лопаты Пожарского (св. 700 конных воинов), устроивший острог у Тверских ворот.
27.7(6.8).1612 или 28.7(7.8).1612 к Москве выступили и гл. силы В. о. По дороге его предводители ответили отказом гонцу отряда наёмников, прибывших в Архангельск. Примерно в то же время они получили от кн. Д. Т. Трубецкого информацию об уходе И. М. Заруцкого и продвижении Я. К. Ходкевича к Москве. 20(30).8.1612 гл. силы В. о. расположились от Чертолья до Арбатских ворот и приступили к возведению оборонит. сооружений. 21(31).8.1612 Ходкевич подошёл к Поклонной горе. В сумме численность отрядов Первого ополчения и В. о. превосходила совокупные силы польск. гарнизона и войск Ходкевича (до 15–18 тыс. против 12–13 тыс. чел.). Однако силы Ходкевича были лучше вооружены, имели воен. выучку и опыт, выгодные позиции, а главное – им противостояли две разъединённые армии. 22.8(1.9).1612 началось решающее сражение. С утра Ходкевич нанёс гл. удар по отрядам Д. М. Пожарского, стремясь пробиться к Кремлю и провести туда огромный обоз самым коротким путём. В критич. момент многочасового боя, когда ополченцы были атакованы с тыла частью сил польск.
гарнизона, исход сражения решила стремит. атака во фланг наступавшим, предпринятая пятью отборными сотнями всадников В. о. (ими Пожарский усилил накануне отряды Трубецкого в Замоскворечье) и частью казаков Первого ополчения. Понеся большие потери, Ходкевич отступил в свой лагерь (ночью благодаря измене ему удалось провести в Кремль до 500 чел.). 24.8(3.9).1612 ожесточённое сражение продолжилось в Замоскворечье (туда накануне переправился гетман с войсками и обозом, а за ними перешли значит. силы Пожарского). После многочасового боя отряды В. о. отступили в лагерь, отступили и казаки Трубецкого. Исход сражения решили фронтальная атака казачьей пехоты (по призыву Авраамия Палицына) и удар во фланг противника (у Крымского двора) отборного отряда В. о. под началом К. Минина. Потери личного состава в войске Ходкевича были весьма значительны, оно утратило также б.
ч. обоза (св. 400 возов), задачи похода остались невыполненными. Пообещав гарнизону вернуться через три недели, гетман с уцелевшими силами отступил 28.8(7.9).1612 по Смоленской дороге.
Попытка штурма и обстрел Кремля войсками В. о. в сент. 1612 решительного результата не имели. В конце сент. 1612 произошло политич., организац. и воен. объединение ополчений. Стало единым Земское правительство, над ним и во главе объединённых сил стояли Д. М. Пожарский и Д. Т. Трубецкой (в документах первым писался имевший чин боярина Трубецкой, хотя в управлении определяющую роль играл Пожарский). Соединились приказы (более 12) при ведущей роли дьяков и приказных В. о. (куратором налогово-финансовой сферы остался К. Минин). «Верстание» и выплаты жалованья охватывали уже всё объединённое ополчение. Несмотря на сильнейший голод, гарнизон Речи Посполитой отказывался сдаться в сентябре и в октябре. После непродолжит. штурма ополченцы 22.10(1.11).1612 заняли Китай-город, после чего 26.10(5.11).1612 командиры польск. гарнизона согласились на условия капитуляции и выпустили из Кремля бояр и др. знатных рус. пленных с семьями. 27.10(6.11).1612 гарнизон капитулировал: один польский полк вошёл в лагерь Пожарского, второй – в лагерь Трубецкого (вопреки условиям капитуляции казаки перебили почти всех солдат полка), в тот же день войска объединённого ополчения вошли в Кремль. 1(11).11.1612 состоялся крестный ход и молебен в Успенском соборе. В ближайшие после этого дни из Москвы разъехались подавляющая часть уездных дворян и все «даточные люди». Кампания 1612 закончилась безуспешным походом короля Сигизмунда III, который отступил в Речь Посполиту из-под стен несдавшегося Волоколамска.
Гл. задачей «бояр-правителей» Пожарского и Трубецкого, в нояб. 1612 – начале янв. 1613 стоявших во главе Земского правительства, стал созыв всеобщего земского собора. Его работа началась в 1-й пол. янв. 1613. Распоряжения от имени Пожарского и Трубецкого выдавались вплоть до 25.2(6.3).1612, хотя окончат. избрание Михаила Фёдоровича Романова царём и присяга ему в столице состоялись ещё 21.2(3.3).1613. Позднее (до приезда в столицу нового царя) документы в Москве адресовались старейшему члену Боярской думы боярину кн. Ф. И. Мстиславскому «с товарищи».
День народного единства
Россия отмечает День народного единства 4 ноября.
Праздник появился сравнительно недавно, в 2005 году, в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. С тех пор эта победа стала образцом героизма и сплочённости русского народа. В этот день по всей стране проходят патриотические и благотворительные акции, праздничные гуляния и концерты.
Начиная с 2005 года, День народного единства отмечается в России ежегодно. Он символизирует сплоченность великого народа с его великой историей и достижениями.
Член общественной палаты Калужской области, член правления регионального отделения общества «Знание» Иван Головид в интервью Нике ТВ рассказал о значении этого праздника для всей страны:
4 ноября — это особая дата в нашем календаре. День, когда объединились все люди, невзирая на распри, для того, чтобы окончательно очистить нашу страну от завоевателей и от тех людей, которые вносили смуту. Это очень важно. Это очень важно сейчас — понимать эти исторические смыслы.
Когда мы говорим про народное единство, мы говорим про нашу многонациональную, многоконфессиональную страну. Про историю нашей страны.
Давайте вспомним, что калужская земля — это особая земля. И фамилии Минин и Пожарский напрямую связаны с этой землёй. Пожарский был воеводой калужской земли, здесь он стоял с войском. И давайте вспомним, что всего лишь несколько сотен бойцов, которые были у Пожарского, смогли разгромить тысячное войско. Это показатель силы духа, которую нам передали наши предки. С этой силой духа мы сейчас строим наш замечательный калужский край, смотрим в будущее, воспитывая своих детей. Калужская земля — это земля, которая напрямую связана с праздником Дня народного единства.
Начальник калужского регионального штаба детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» Александр Погудин в интервью Нике ТВ рассказал о значении этого праздника:
4 ноября 1612 года под руководством Минина и Пожарского народное ополчение изгнало врага из Кремля.
Тем самым добилось исторической победы для нашей великой страны. Наши предки, прадеды и деды с честью выполняли свой интернациональный и конституционный долг.
Россия никогда ни перед кем не становилась на колени. Наша основная задача — сохранить историю и передать её молодому поколению.
Директор калужской ассоциации помощи детям «Безопасное детство» Людмила Бауэр в интервью Нике ТВ поздравила жителей региона с этим праздником:
Поздравляю всех детей и взрослых с праздником — Днём народного единства. Каждая семья — это мини-государство со своими правилами, устоями. И поэтому мне очень хочется, чтобы именно в этот праздник появилась добрая традиция — встречаться всей семьёй.
Поэтому позвоните своим дедушкам, бабушкам, дядям, тётям и соберитесь в кругу семьи. А ещё было бы замечательно, чтобы ваша дружба распространялась на вашу улицу — подружитесь с теми, кто живёт рядом — в вашем регионе, области, в стране.
Руководитель отдела Калужской епархии по взаимодействию с госструктурами, обществом и СМИ протодиакон Сергий Комаров в интервью Нике ТВ рассказал о значении этого праздника:
От всей души поздравляю жителей Калужской области с праздником Дня народного единства.
Это праздник, который стал объединительным для всех нас, для всей страны, для всех граждан, которые считают себя в одной семье нашего большого и могучего государства.
Хотя праздник этот установлен не так давно — с 2005 года — своими корнями он уходит в 17-й век, ещё в царства Алексея Михайловича. Русская земля тогда была освобождена от смуты. От смуты, которая способна была разрушить всё наше государство, раздробив его на мелкие части, разделив семьи, разделив братство, разделив церковь, разделив весь народ.
В этот день мы вспоминаем именно то событие, когда весь народ сумел объединиться вокруг двух людей — Минина и Пожарского. Которые не ставили перед собой какие-то свои личные цели и меркантильные интересы, а единственным их желанием было освобождение от захватчиков, от интервентов своей родной земли.
Они это сделали не без помощи Божьей, потому что главной путеводительницей в этом деле им была Казанская икона Божией Матери, с которой они прошли все испытания и завершили своё дело окончательной победой в Москве.
Возможно, именно поэтому день празднования Казанской иконы Божией Матери, как символ того, что Божия Матерь охраняла русский народ, и стал именно тем днём, когда мы говорим о победе над смутой. Для нас это всегда будет напоминанием о том, что, если мы едины, мы никогда не будем побеждены.
Член общественной палаты Калужской области, руководитель регионального штаба общественного объединения «Бессмертный полк России» Андрей Акулин рассказал в интервью Нике ТВ о значении этого праздника:
В этот день наша страна празднует единение людей разных сословий, разных вероисповеданий, разных национальностей. Которые объединились в далёком 1612 году, чтобы освободить нашу страну от захватчиков. И они это сделали. И мы вспоминаем этот подвиг, гордимся им и обязательно будем беречь память о том, что они сделали для истории страны.
От Куликова поля до Курска: Вечная война России
Прославление Россией победоносных войн и колоссальных поражений долгое время сбивало с толку западных наблюдателей. Посетители российской столицы, эпицентра русского культа победы, не могут не заметить памятники военной мощи, усеивающие городской пейзаж. Знаменитая статуя, посвященная освободителям Москвы XVII века князю Пожарскому и Кузьме Минину, стоит на Красной площади перед собором Василия Блаженного.
Неподалеку ряд памятников в честь советских «Городов-героев» за их жертвы во время Второй мировой войны обрамляют Могилу Неизвестного Солдата прямо под стенами Кремля. Еще дальше от центра города раскинулся обширный мемориальный комплекс, известный как Парк Победы, отдающий дань уважения войнам России на месте, где армия Наполеона вторглась в Москву в 1812 году9.0003
Роспись церкви в Нижнем Новгороде, изображающая князя Пожарского и Кузьму Минина, изгоняющих крылатых польских солдат. Со своей базы в Нижнем Новгороде Пожарский и Минин возглавили русские войска, чтобы освободить Москву от польской оккупации в 1612 году.![]() |
Подобно тому, как война повсюду в Москве, она пронизывает и русскую культуру. Богатство устойчивых национальных мифов и символов, широко представленных в Москве и по всей России, является предметом последней книги Грегори Карлтона 9.0023 Россия: История войны
Работа с таким длинным отрезком истории была бы пугающей для большинства историков, но Карлтон умело раскрывает символические связи, которые придают этому тысячелетию внутреннюю согласованность в России. Действительно, он показывает, что почти постоянные войны и вторжения со времен средневековья укрепили представление о России не только как об осажденном православном бастионе исключительной силы, но и как о великой державе, которой суждено стать спасительницей человечества.
Карлтон убедительно доказывает, что русская идентичность кристаллизовалась на протяжении столетий жестоких потрясений и войн. Одержимость России прошлыми триумфами и трагедиями в боях взрастила в ней чувство «военной исключительности», породив то, что он называет «неонационалистической гражданской религией», которая формирует ядро того, что значит быть русским.
Что отличает подход Карлтона, так это его способность показать, как российский военный миф может «сплести совершенно разрозненные события в простую, самоподкрепляющуюся историю», в которой время рушится, а эпические сражения сливаются в линейное повествование о нескончаемой победе.
«Мужество» — центральный памятник мемориального комплекса «Брестская крепость» на территории современной Беларуси. Защитники советской границы в Бресте продержались несколько недель после начала операции «Барбаросса» 22 июня 1941 года, заслужив звание «крепости-героя» Советского Союза.![]() |
Следовательно, победа Дмитрия Донского над монголами на Куликовом поле в 1380 г., изгнание поляков из Москвы в 1612 г., доблестное выступление России против Наполеона под Бородино в 1812 г. и победа над фашистской Германией в 1945 — все это свидетельствует о « стойкости » («стойкость» или «стойкость») русских вопреки всему. Нынешнее ритуальное празднование Дня Победы на Красной площади 9 мая и аура сакральности вокруг легендарных полей сражений Бородино, Севастополь, Курск и Брест свидетельствуют о живучести этого нарратива, в котором «коллективное мученичество» является высшей добродетелью.
Выходя за рамки высокой политики, Карлтон бросает вызов идее о том, что российская патриотическая культура является господствующим нарративом, навязанным кремлевскими идеологами. В частности, он обращает внимание на повторяющиеся тропы, которые появляются в русской литературе, советском и постсоветском кино. Цитируя отрывки из таких произведений, как эпический роман Льва Толстого «Война и мир», и описывая сцены из культовых советских фильмов о войне, таких как «9».
Несмотря на то, что его книга построена в произвольной хронологии, Карлтон плодотворно пересматривает более ранние периоды, чтобы проследить эволюцию русской идентичности в последовательных войнах. Тем не менее, несмотря на преобладание триумфальных нарративов, Карлтон помнит, что «репрезентация войны никогда не была монохромным явлением в России», указывая на ужасные сцены в романе Виктора Астафьева «9».0023 Проклятые и мертвые
К его чести, Карлтон также обращается к войнам, которые не вписываются в традиционную дугу русской истории. Целую главу («Незавершенное поражение») он посвящает рассмотрению того, каким образом унизительные поражения, такие, как Крымская война (1853–1856 гг.), Русско-японская война (1904-05) и советско-афганской войны (1979-89) впоследствии превратились в героическую борьбу.
Эта практика «преобразования фиаско в героический подвиг», по-видимому, распространяется и на предстоящие празднования годовщины русской революции и Гражданской войны. Приближаясь к столетию 1917 года, российские власти, похоже, склоняются к мягкому повествованию о примирении, которое подчеркивает жертвы всех сторон, избегая неудобных вопросов об имперском крахе и насильственном рождении Советского Союза.
Понимание механизмов, лежащих в основе российского военного мифа, также имеет решающее значение для понимания поведения России на международной арене сегодня. Россия: История войны проливает свет на ухудшение отношений между Россией и Западом из-за аннексии Крыма в 2014 году и тупиковой ситуации на востоке Украины. Если следовать основному сценарию мифа, утверждает Карлтон, то снова возникает классический сценарий, в котором Россия должна остановить западное вторжение и вмешаться, чтобы защитить своих соотечественников, находящихся под угрозой. Далекий от фантастики, старый призрак западного окружения все еще витает в умах российских политических и военных чиновников, подпитывая дикие теории заговора и воинственную риторику, основанную на глубоко укоренившейся тревоге по поводу изоляции России.
Сохранение закаленного менталитета осады объясняет, почему расширение НАТО кажется таким угрожающим и почему российские комментаторы неоднократно использовали термин «фашистский», чтобы очернить украинское правительство. Аналогии с нацистским вторжением в Советский Союз — это не просто грубые примеры государственной пропаганды, а мощные исторические ориентиры, которые находят отклик у многих простых россиян, погруженных в патриотическую культуру своей страны.
Мемориал героям Великой Отечественной войны 1941-45 гг.![]() |
Цель Карлтона, когда он пишет о культе милитаризма в России, состоит в том, чтобы предложить «увидеть Россию через призму, которую многие русские усвоили сами». Ему блестяще удается погрузить читателя в многовековое развитие русской национальной мифологии. Хотя он не уклоняется от указания на умалчивание и искажения во многих описаниях российской истории, он непреклонен в том, что западные наблюдатели серьезно относятся к этим сомнительным историческим нарративам и мифам, чтобы понять, почему они так широко распространены в России сегодня. Многие считают демонстрацию российского военного величия необузданным шовинизмом, характерным для путинской эпохи, но эпические военные истории России встроены в репертуар давно укоренившихся тем.
Историки, хорошо разбирающиеся в ключевых событиях и личностях, составляющих русский национальный пантеон, обнаружат, что Карлтон часто ступает по знакомой почве, но редко эти разрозненные эпизоды были так убедительно связаны воедино в одном томе. Эрудиция и краткость Карлтона делают книгу «Россия: история войны » идеальной монографией для студентов и опытных наблюдателей за Россией, стремящихся понять российский военный миф во многих его проявлениях.
[Все фотографии сделаны рецензентом, если не указано иное]
сентябрь 2017 г.
Вернуться наверх
Туристические новости России — uVisitRussia
Главная О Туристических новостях России Памятник Минину и Пожарскому, Нижний Новгород
Нижегородский памятник Минину и Пожарскому отличается от московского габаритами и весом, но не степень выразительности.
Минин и Пожарский изначально хотели установить в Нижегородском кремле, где собиралось героическое ополчение, освобождающее Россию от иноземных захватчиков. Но царь Александр I, осмотрев композицию, сказал, что памятник слишком хорош для провинциального города. Комитет Министров решил разместить памятник в Москве на Красной площади. Там он и остается по сей день.
В конце 1990-х бывший губернатор Нижегородской области Иван Скляров подарил мэру Москвы Юрию Лужкову металлическую доску с изображением Петра I. По слухам, вручая подарок, воевода сказал: примите вашего Петра, а мы вернем нашего Минина с Пожарским. «Если они ваши, — якобы ответил Лужков, — мы их обязательно вернем, можете быть в этом уверены». Конечно, это не было целью дать оригинал. Юрий Михайлович прислал заказ на изготовление копии скульптуры в мастерской Зураба Церетели.
Однако тогдашний мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев (за свою энергичность носивший прозвище «Летучий лом») заявил, что город готов купить у Москвы оригинал памятника Ивану Мартосу, а не его копию , и чтобы нижегородские меценаты могли собирать на это средства. Соответствующее письмо было направлено Юрию Лужкову. До 2002 года, пока Лебедев не ушел со своего поста, Лужков больше не вспоминал о своем решении перенести памятник Минину и Пожарскому в Нижний Новгород. Дело возобновилось лишь с приходом нового нижегородского губернатора Валерия Шанцева, бывшего вице-мэра Москвы.
Работа над творческой репликой памятника Минину и Пожарскому заняла у Зураба Церетели два года. Сначала был создан небольшой действующий макет — тот самый, который сейчас экспонируется в Картинной галерее Зураба Церетели. Затем в Петербурге на заводе «Монументскульптура» сделали отливку. Однако новый памятник нельзя назвать полным клоном старого. По одним данным, нижегородский дубликат меньше московского оригинала менее чем на пять сантиметров, по другим — на три. Мартос отлил свои работы из латуни и меди, а Церетели — из бронзы. В Москве Минин и Пожарский весят двадцать тонн, а их коллега в Нижнем Новгороде — шесть. Дело в том, что копию Зураб Константинович сделал дупло. Еще одно отличие двух памятников заключается в малозаметной детали. Надпись на московском постаменте гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России. Лето 1818 года». Точно такая же надпись есть и на нижегородском памятнике, но внимательный зритель заметит, что год на нем не указан.
Памятник Зурабу Церетели установлен 4 ноября 2005 года на нижегородской площади Народного Единства.
Ваш комментарий будет первым