Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

День освобождения москвы от поляков: Страница не найдена — МБОУ «Школа №67»

Содержание

Освобождение Москвы от поляков



Освобождение Москвы от поляков

1612 г.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Освобождение Москвы от поляков

С октября 1610 года реальная власть в Москве сосредоточилась в руках руководителей польского гарнизона (С. Жолкевского, а после его отъезда — А. Гонсевского) и группы «тушинских изменников» (М.Г. и И.М. Салтыковых, князя Ю.Д. Хворостинина, князя В.М. Масальского, Н. Вельяминова, М. Молчанова, Ф. Андронова и др.), еще в феврале 1610 года пришедших на службу к польскому королю Сигизмунду III. К концу 1610 года русское правительство («Семибоярщина») окончательно утратило реальную власть, хотя номинально оставалось ею вплоть до освобождения Москвы Вторым ополчением.

Народ противился появлению в Москве вооруженных иноземцев, которые вскоре стали вести себя здесь как в завоеванном городе. Их беззастенчивое хозяйничанье в русской столице вызвало новый всплеск «смуты», которая стала приобретать преимущественно характер национально-освободительной борьбы. Убийство Лжедмитрия II в декабре 1610 года развязало руки представителям общественных сил, которые до того времени опасались активных действий с его стороны. Стала намечаться консолидация общества в борьбе с главным врагом — поляками. Активную патриотическую позицию занял патриарх Гермоген, поддержавший народные выступления против оккупантов и сплочение патриотических сил.

С февраля 1611 года началось движение к Москве вооруженных отрядов. Уже к середине марта здесь образовалось многочисленное народное ополчение (т.н. Первое ополчение) во главе с Прокопием Ляпуновым, Д.Т. Трубецким и И.М. Заруцким. Оно состояло из рязанских дворян, остатков тушинских войск, казаков, астраханских стрельцов и ополченцев из Мурома, Нижнего Новгорода, Суздаля, Владимира, Вологды, Романова, Углича, Галича, Костромы и Ярославля. Началась осада Москвы.

Однако враг был еще силен. Ценой разрушения города иноземцам удалось подавить в Москве вооруженное восстание 19 марта.

Москвичи, лишившись жилья и продовольственных запасов, бежали по всем дорогам.

После убийства Ляпунова казаками в июле 1611 года активность Первого ополчения заметно ослабла. Дворянские и «земские» отряды ушли из-под Москвы. Оставшиеся были не в силах ни продолжать осуществление блокады, ни изгнать захватчиков из города. Падение Смоленска 3 июня 1611 года также сыграло на руку захватнической политике короля Сигизмунда. Тем временем подвоз продовольствия в столицу становился все более затруднительным. Запасы, созданные оккупантами после подавления мартовского восстания, быстро растаяли. Казна была пуста. Стали учащаться проявления деморализации среди наемников в Кремле. Осенью 1611 года положение иноземцев в столице сделалось невыносимым.

В конце сентября 1611 года к Москве на помощь польско-немецкому гарнизону подошел гетман Кароль Ходкевич. 25 сентября он переправился через р. Москва и вступил в бой с русскими, который закончился ничем. Дальнейшие усилия гетмана (июнь 1612 года) также оказались тщетными: снять осаду Москвы и отогнать ополченцев ему не удалось.

Продолжалось моральное разложение в стане неприятеля; один из полков самовольно ушел из Кремля и стал за Москвой-рекой. Когда гетман убедился в невозможности своими силами выправить положение, он вернулся обратно в Польшу.

После захвата интервентами значительной части страны и распада Первого ополчения, центр патриотических сил переместился в Нижний Новгород. Именно здесь в сентябре 1611 года земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям, призывая их собирать средства и создать ополчение для освобождения Родины. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения.

Его военным руководителем стал князь Д.М. Пожарский. Из Нижнего в другие города рассылались грамоты, призывавшие вступать в ополчение.

Программа Второго ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иностранного происхождения, создании нового русского правительства.

Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Вместе с русскими в него вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Наряду с посадскими и крестьянами в его составе были представители мелкого и среднего служилого дворянства. «Организация нового ополчения начиналась без шума и без особых претензий и сначала имела целью лишь оказание помощи ополчению, стоявшему под Москвой». (История Москвы. Т. 1. М., 1952. С. 346.)

Действия по созданию нового ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном. Он отказался выполнить требование московских бояр-коллаборационистов, не только не осудил патриотический почин, но фактически поддержал движение за свержение иноземного гнета.

В марте 1612 года ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был образован временный «Совет всей Земли» — правительственный орган, который сразу же стал конкурировать с подмосковным казацким ополчением. В это время Трубецкой и Заруцкий вступили в переговоры с Мининым и Пожарским о согласованности действий, но одновременно лидеры казачества и южнорусского дворянства проводили раскольническую, авантюрную политику; 2 марта подмосковное ополчение целовало крест псковскому самозванцу Сидорке. На этом фоне нижегородское ополчение приобретало общенациональный характер, силы его умножались и крепли; поход к Ярославлю (март 1612 года) стал настоящим триумфом Минина и Пожарского.

Во второй половине июля 1612 года, когда стало известно о движении Ходкевича к Москве, ополчение двинулось в сторону Троице-Сергиевой лавры, где его вожди начали переговоры с казаками. Однако и на этот раз выработать согласованную позицию не удалось.

24 июля к Москве подошел первый отряд ополченцев под командованием воевод М.С. Дмитриева и Ф. Левашова. Согласно инструкции, он стал особым острожком у Петровских ворот, не входя ни в какие отношения с Трубецким и Заруцким. Впрочем, через несколько дней последний бежал, и с ним ушла наиболее авантюристически настроенная часть казаков.

2 августа под Москву прибыл другой отряд, под начальством князя Д.П. Пожарского-Лопаты; этот отряд укрепился у Тверских ворот, тоже отдельно от казацких таборов.

Получив от князя Трубецкого известие о том, что гетман Ходкевич с многочисленным войском и припасами приближается к Москве, а казаки намерены оставить осадное войско, князь Пожарский осознал всю опасность дальнейшего промедления. Находясь в тот момент у Троице-Сергиевой лавры, он решил поспешить к столице, чтобы воспрепятствовать полякам войти в город и доставить вражескому гарнизону необходимую помощь. Пожарский незамедлительно послал воеводу князя Василия Ивановича Туренина вперед, приказав расположиться у Чертольских ворот, а затем и сам двинулся за ним со старостой Мининым, келарем лавры Авраамием Палицыным и всем войском.

Приближаясь к столице, ополченцы расположились на ночлег при р. Яуза, в пяти километрах от города. Трубецкой, встретив их, предложил Пожарскому соединиться в одном стане, но тот ответил отказом. На следующий день ополченцы, подступив к Арбатским воротам, встали там лагерем. Ранее пришедшие отряды заняли позиции от Петровских до Никитских и Чертольских ворот и Алексеевской башни. Таким образом, вдоль западных стен Белого города были созданы новые и укреплены старые позиции, позволявшие сдерживать наступление врага со стороны Смоленской дороги.

21 августа Пожарский поручил разведчикам установить маршрут следования Ходкевича. Выяснив, что гетман идет к Москве от Вязьмы, он стал готовиться к отпору.

Численность русского войска под Москвой, включая казаков Трубецкого, составляла 8—10 тысяч человек. Одну его часть составляли казаки (около 4 тысяч человек) и стрельцы (до 1 тысячи человек), другую — дворянские конные сотни и крестьянско-посадские ополчения. Отряд Ходкевича насчитывал 12 тысяч человек; оборону Кремля держал трехтысячный польско-немецкий гарнизон. Самой надежной частью войск Ходкевича были конные шляхетские сотни. Пехота (до 1500 человек) состояла из венгерских, немецких и польских ландскнехтов-профессионалов; кроме того, под начальством талантливого полководца находилось до 8 тысяч украинских казаков. Не только по численности, но также по вооружению и военной выучке интервенты превосходили русских. Однако моральный перевес был на стороне последних.

Ходкевич остановился у Поклонной горы; на другой день он переправился через р. Москва у Новодевичьего монастыря и придвинулся к Чертольским воротам. Здесь против него выступил Пожарский. Трубецкой, стоявший на другом берегу реки, у Крымского двора (близ нынешнего Крымского моста), просил Пожарского выделить ему пять конных сотен, обещая ударить по неприятелю с другой стороны. Пожарский, не подозревая обмана, передал Трубецкому свои лучшие кавалерийские силы.

Ранним утром 22 августа ополченцы и поляки вступили в затяжной бой у Арбатских и Чертольеких ворот. После полудня неприятель стал одолевать. Однако Трубецкой не спешил с помощью. Не в силах сдерживать мощный натиск гетмана, Пожарский отдал приказ всадникам спешиться. Жестокая сеча продолжалась, но вскоре русские стали уступать. Видя это, сотни, ранее посланные к Трубецкому, не дожидаясь приказа, бросились на помощь своим. С ними последовали четыре казачьих атамана из полков Трубецкого. Лишь это позволило отразить гетманскую рать, отбросить ее за Москву-реку с нанесением большого урона. Попытка осажденного гарнизона произвести вылазку из Кремля к Чертольским воротам, в тыл ополчения, также закончилась неудачей.

Ночью Ходкевич предпринял попытку доставить в Кремль провиант, но русские отбили неприятельский обоз; впрочем, 600 гайдуков смогли пробиться к осажденным через Замоскворечье, бывшее «зоной ответственности» Трубецкого. Именно здесь и решил в дальнейшем прорываться Ходкевич; он рассчитывал на разногласия в русских рядах, а также на слабость укреплений, защищавших город на этом направлении. В соответствии с новым польским планом, который каким-то образом стал известен Пожарскому, обе стороны произвели перегруппировку своих войск.

Главные силы ополчения переместились к югу и встали по берегу Москвы-реки. Сам Пожарский стоял на Остоженке, готовый в любую минуту перейти реку вброд, чтобы оказать помощь на угрожаемых участках. Его воеводы расположились вдоль Земляного города; по рву к Земляному валу, защищавшему подступы к столице с юга, стали стрельцы с двумя орудиями. Трубецкой с казаками, выйдя из таборов, расположился в восточной части Замоскворечья, в Лужниках. Казаки заняли острожек, на стыке Ордынки и Пятницкой (около Климентовской церкви), который охранял дорогу от Серпуховских ворот к Плавучему мосту, соединявшему Замоскворечье с Китай-городом. Польский стан был расположен сначала у Поклонной горы, а за тем у Донского монастыря. На рассвете 23 августа Ходкевич с запасами вновь двинулся от Сетуни к столице; Пожарский, став частью близ церкви Илии Обыденного, частью на месте бывшего Деревянного города, вышел против неприятеля.

На рассвете 24 августа начался решающий бой. Ходкевич сделал последнюю попытку прорваться в Кремль. Передовой отряд польского войска должен был пробить путь арьергарду с обозом. Навстречу неприятелю выступила русская конница, которая в течение нескольких часов сдерживала его натиск. Тогда гетман ввел в бой все свои силы и потеснил конницу; поляки начали обстреливать ров, где засели стрельцы. Под натиском неприятеля последние были вынуждены отступить.

Захват укреплений Земляного вала был несомненным успехом Ходкевича. Это позволило ему ввести в город 400 повозок с продовольствием для осажденных. Последним успехом гетмана был прорыв венгров Граевского и запорожцев Зборовского в Замоскворечье и захват ими Климентовского острожка. Одновременно поляки сделали вылазку из Кремля и тоже достигли острожка. Однако закрепить этот успех неприятелю не удалось.

Несмотря на успехи гетманского войска, русские не поддались панике. Их отход совсем не походил на бегство. Ополченцы занимали удобные рытвины, ямы, заросли бурьяна, прятались в развалинах строений, чтобы продолжать сражение. Закрепление на новых рубежах происходило стихийно, нередко по инициативе самих бойцов и младших командиров.

Предчувствуя неизбежность катастрофы, вожди ополчения уполномочили князя Дмитрия Лопату позвать келаря Авраамия и поручили ему уговорить казаков, чтобы те двинулись сражаться. Авраамию удалось справиться с этой задачей, и казаки, стоявшие за рекой у Никитской церкви, последовали за сподвижниками. Два ополчения Трубецкого и Пожарского, соединившись вместе, напали с обеих сторон на врагов у Екатерининской церкви. Кровопролитный бой завершился тем, что укрепление у Климентовской церкви было занято русскими, обоз захвачен, защитники острожка перебиты (одних только венгров погибло 700 человек).

Наступил вечер, когда Минин дал сигнал к контратаке. Взяв с собой ротмистра Хмелевского с тремя сотнями дворян, он переправился через Москву-реку и остановился против Крымского двора, где находились две роты неприятеля. Удар Минина пришелся им во фланг, и те, не дожидаясь столкновения, пустились в бегство в сторону польского стана. Сминая друг друга, роты внесли смятение в ряды других частей. Затаившаяся русская пехота также перешла в контрнаступление. Казаки, стоявшие на противоположном берегу, решительно переправились через реку и поддержали своих. Этой демонстрации силы оказалось достаточно, чтобы поляки оставили не только укрепления Земляного вала, но и свой стан, бросив обозы с шатрами, знаменами и всякими припасами. Многие ополченцы хотели преследовать Ходкевича, но предводители мудро убеждали их, что «в один и тот же день не бывает двух радостей». Устрашенный гетман отступил к Донскому монастырю и Воробьевым горам, а поутру принял решение о немедленном возвращении в Литву.

Таким образом, в сражении 22—24 августа войска гетмана Ходкевича, пытавшиеся извне прорваться в Кремль, были разгромлены и понесли тяжелые потери. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремлей Китай-городе, которые капитулировали 22—26 октября 1612 года. Москва была освобождена. Этим создавались условия для восстановления государственной власти в стране и развертывания массового освободительного движения против интервентов.

В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова, кандидатура которого устраивала разные слои русского общества. В конце 1618 года было подписано Деулинское перемирие, завершившее войну с Польшей.

Использованы материалы книги: «Сто великий битв», М. «Вече», 2002


Литература

1. Военная энциклопедия. —СПб., Изд. И.Д. Сытина, 1914. —Т.16. — С. 452-453.

2. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. — Изд. 2-е. — В 14-й т. — СПб., 1855. — Т.9. — С. 139-141.

3. Голицын Н.С. Русская военная история. — СПб., 1878. — 4.2. — С. 375-387.

4. Жолкевский С. Записки гетмана Жолкевского о Московской войне. — Изд. 2. — СПб., 1871.

5. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. — Изд.З. — М„ 1896.

6. КозаченкоА.И. Разгром польской интервенции в начале XVII века. — М., 1939.

7. Любомиров П.Г. Очерки истории нижегородского ополчения. 1611 — 1913 гг. — М., 1939.

8. Морской атлас. Описания к картам. — М., 1959. — Т.З, ч. 1. — С. 158-159.

9. Морской атлас / Отв.ред. Г.И. Левченко. —М., 1958. —Т.3,ч.1. —Л.8.

10. Платанов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. — М., 1995.

11. Чернов А.В. Военные силы Русского государства в XVI— XVII вв. — М., 1954.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Освобождение Москвы от поляков.

1612 год, кратко освобождение Москвы Мининым и Пожарским от польско-литовских интервентов

Главная

Статьи

Путешествия

Россия

Москва

Освобождение Москвы от поляков

москва, история, достопримечательности

Русское государство в начале XVII века переживало чрезвычайно сложный период своей истории, получивший название «Смутное время». Между землевладельцами, боярами-вотчинниками и помещиками-дворянами обострилась борьба за власть, политические права, за землю и крестьян. Неурожаи, голод, поразивший страну в 1601-1603 годах, вызвали массовое разорение крестьян и усиление их крепостной зависимости. Участились крестьянские выступления.

Слабость центральной царской власти и экономические неурядицы привели к усилению борьбы за нее и появлению самозванных претендентов на царский престол.

Лжедмитрий 1 и 2



В 1604 году польская шляхта, воспользовавшись внутренними осложнениями в Русском государстве, стремясь расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность, сделала ставку на авантюриста Лжедмитрия 1. Это положило начало периоду длительной и напряженной борьбы России с внешними врагами. Лжедмитрий 1 с польско-литовским шляхетским отрядом в 3000 человек и несколькими сотнями запорожских казаков в октябре 1604 года вступил в пределы Русского государства. С помощью воевод-предателей он без боя занял несколько русских городов, но в январе 1605 года под деревней Добрыничи, около Севска, самозванец потерпел поражение от царского войска.

Однако распри среди боярства, предательство помогли Лжедмитрию 20 июня вступить в Москву и занять русский престол. Торжество самозванца длилось недолго. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание против насилия иноземцев, и самозванец был убит, царем же провозглашен боярин Василий Шуйский.

Правящие круги Речи Посполитой не оставили своих захватнических замыслов. Осенью 1607 года на территории России появился новый польский ставленник Лжедмитрий II. Основное ядро его армии составляли польско-литовские войска, которые насчитывали около 20 тыс. человек. Их поддерживали отдельные отряды донских и запорожских казаков. Яркой страницей в историю борьбы русского народа того периода против захватчиков вписана 16-месячная оборона Троице-Сергиевского монастыря. Несмотря на все усилия, противник так и не смог взять монастырь. Дальнейшее продвижение его к Москве было затруднено развернувшейся партизанской войной.

Видя неудачу своего второго ставленника и не желая упустить благоприятный момент, вызванный разорением и политическим ослаблением страны, польские паны решили нанести окончательный удар по русскому государству. Поляки, служившие у Лжедмитрия II, были отозваны, так как польский король не нуждался больше в услугах самозванца. Самозванец бежал в Калугу и был там убит. Осенью 1609 года началась открытая польско-литовская интервенция. Армия в составе 12,5 тыс. человек под предводительством польского короля Сигизмунда III перешла русскую границу и осадила Смоленск. Осада города длилась почти два года, сковала большие силы интервентов и создала благоприятные условия для разрастания национально-освободительной борьбы русского народа.

Не сумев взять Смоленск, Сигизмунд двинулся на Москву. По пути его войска во главе с гетманом Жолкевским встретились у села Клушино с царским войском под предводительством брата царя князя Д. Шуйского и разбили его. В результате начавшихся в столице волнений 17 июня царь Шуйский был свергнут с престола. Власть перешла к образовавшемуся Временному боярскому правительству, которое состояло из семи представителей крупной знати, — так называемой «Семибоярщины». Боярское правительство заключило договор с Жолкевским, признав московским царем польского королевича Владислава IV. В конце сентября 1610 года бояре изменнически впустили в столицу польские войска.

Восстание под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина

Но россияне не покорились захватчикам. 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло стихийное восстание горожан против интервентов, сопровождавшееся ожесточенными уличными столкновениями. Посадские люди устраивали баррикады и отражали нападения польско-шляхетских отрядов. В них принял участие князь Дмитрий Пожарский. Поляки не в силах были подавить восстание, заперлись в Китай-городе и Кремле, подожгли Москву. Положение в стране сложилось очень тяжелое. В столице заперлись поляки, северо-западные русские земли захватывали шведы, южные окраины Руси грабили орды крымских татар. В июне 1611 года пал Смоленск, героически оборонявшийся почти два года крестьянами, посадскими людьми, стрельцами и пушкарями под руководством воеводы Шеина. Защитники Смоленска на долгое время задержали главные силы польско-литовской армии. Отстоять независимость Русского государства мог только сам народ.

После захвата польско-литовским войском Москвы сопротивление интервентам и правительству бояр-изменников приобрело всенародный размах. Еще более усилилось крестьянское партизанское движение. Центром народно-освободительной борьбы становится Нижний Новгород, по своему богатству занимавший в то время шестое место среди русских городов. Возглавили ее нижегородский посадский человек К. Минин и князь Д. Пожарский.

Кузьма Минин начал свою деятельность в должности земского старосты 1 сентября 1611 года. «Муж рода не славного, но смыслом мудр», человек умный и энергичный, он первым бросил клич о необходимости сбора сил и средств для борьбы с интервентами. На его призыв живо отозвалось сначала нижегородское население, а затем и многие другие города. Минин официально назывался «выборным человеком». Он являлся организатором ополчения и распорядителем средств, собираемых для содержания рати.

Воеводой ополчения был избран опытный в военном деле, сражавшийся уже с интервентами и получивший рану князь Дмитрий Пожарский — «честный муж, кому заобычно ратное дело… и который во измене не явился». Деятельность Пожарского отличалась осмотрительностью, политической прозорливостью, твердостью и настойчивостью в достижении поставленной цели.

В земское ополчение прежде всего принимали служилых людей, знакомых с военным делом. Характерно, что от услуг иностранных наемников Пожарский категорически отказывался. По целям, составу и источникам материальных средств земское ополчение было широкой народной вооруженной организацией. Высокие моральные качества ополченцев явились основой строжайшей воинской дисциплины, их героизма и стойкости.

Политическая программа ополчения, изложенная в конце 1611 года в специальной грамоте, заключалась в том, чтобы изгнать «польских и литовских людей», не признавать русским царем королевича Владислава, а также сына Лжедмитрия II, которого поддерживала небольшая часть казачества. Русского же государя выбрать «всею землею». Было образовано Временное земское правительство — «Совет всея земли», в который входили избранники уездов «из всяких чинов по два человека» и представители ополчения.

Стратегический план вождей ополчения предусматривал нанесение главного удара по полякам, засевшим в Москве. Минин и Пожарский не повели ополчение из Нижнего Новгорода сразу на Москву, а направились к Ярославлю, где продолжали в течение четырех месяцев подготовку к решительному походу. В конце июля 1612 года были получены сведения о движении на Москву войск интервентов под командованием литовского гетмана Ходкевича. Минин и Пожарский решили немедленно выступить с целью не дать Ходкевичу соединиться с поляками, находившимися в Москве, и разбить их порознь. 27 июля главные силы ополчения, примерно 10 тыс. человек, выступили из Ярославля и 20 августа уже стояли под Москвой, преградив дорогу подошедшему через день войску Ходкевича. Ополчение, прибыв к Москве, расположилось вдоль стен Белого города — от Петровских ворот до Москвы-реки. Главные силы стояли у Арбатских ворот. 2500 казаков под предводительством Д. Т. Трубецкого сосредоточились в районе Крымского двора. Гетман Ходкевич остановил свое войско численностью не менее 12 тыс. человек на Поклонной горе.

Сражение 22 августа началось наступлением противника, который переправился через Москву-реку возле Новодевичьего монастыря и утром атаковал ополчение, имея намерение прорваться в Кремль. За столкновением передовых отрядов последовала ожесточенная схватка основных сил, продолжавшаяся в течение семи часов. Противнику удалось несколько потеснить ополченцев. Особенно жаркий бой разгорелся на левом фланге ополчения, на берегу Москвы-реки. Трубецкой бездействовал и к тому же задержал пятьсот ополченцев, посланных ему на помощь накануне сражения. Успех противника на левом фланге на виду у стоявших казаков Трубецкого стал вызывать в их рядах возмущение. Первыми бросились на помощь те пять сотен ополченцев, а за ними и некоторые казачьи отряды. Форсировав реку, ополченцы и казаки нанесли противнику фланговый удар, что оказало значительное влияние на ход сражения. Предпринятая поляками вылазка из Кремля была отбита с большими для них потерями. Ополченцы одержали победу. Ходкевич вынужден был отвести свои потрепанные войска за реку, на Воробьевы горы. 23 августа войско Ходкевича заняло Донской монастырь. 24 августа произошло второе большое сражение в районе Замоскворечья. После пятичасового боя отряды ополченцев начали отходить. Противник занял городские валы. Один отряд, оторвавшись от главных сил, захватил Клементьевский острожек, но вскоре стремительной контратакой ополченцев был выбит из него, понеся при этом большие потери. Интервенты, овладев незначительной территорией Замоскворечья, не могли развить успеха и были остановлены русскими, занявшими новые позиции. В это время Минин и Пожарский произвели перегруппировку своих сил, сосредоточив ударный кулак в северной части Замоскворечья. Кроме того, они сохранили большие резервы, не участвовавшие в сражении. Сигнал к общей контратаке подал Минин. Он во главе трех сотен переправился через реку и нанес удар по флангу войска Ходкевича, одновременно с этим пехота начала быстрое продвижение вперед, тесня противника по всему фронту. Вскоре в дело вступила конница, довершив разгром врага.

За 22 и 24 августа интервенты потеряли больше половины войска и обоз. Польский историк XVII века Кобержицкий отметил: «Поляки понесли такую значительную потерю, что ее ничем нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось, и надежда овладеть целым Московским государством рушилась невозвратно».

С большими потерями отряд Ходкевича в беспорядке отступил к Донскому монастырю. 25 августа через Воробьевы горы уцелевшие интервенты двинулись на Можайск и далее к Вязьме. 22 октября ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город, а 27 октября капитулировал гарнизон Кремля, куда торжественно вступило русское войско. Москва была освобождена от интервентов.

Заключение

Победа над врагом в боях на подступах к Кремлю была достигнута прежде всего моральной стойкостью народного ополчения как следствие справедливых целей вооруженной борьбы. Высокий моральный дух русских ратных людей способствовал преодолению численно и технически превосходящих сил противника.

Изгнание поляков из Москвы еще не устраняло окончательно опасности интервенции. Сигизмунд с 1200 всадниками польской шляхты и 3000 немецких ландскнехтов двигался к Москве. В Вязьме к нему присоединились остатки отряда Ходкевича. Польский король пытался взять Волок Дамский, но три штурма его войска успешно отразил русский гарнизон крепости. Узнав о капитуляции польского гарнизона Кремля, Сигизмунд повернул обратно к Смоленску. Открытая интервенция польских феодалов была отражена.

Возле Покровского собора на Красной площади Москвы установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому русского скульптора И. Мартоса. Время может сокрушить бронзу, но священные имена их не могут исчезнуть, пока жива Россия, ибо подвиг Минина и Пожарского, как подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, послужил спасению Отечества.

Туры для молодежи, походы, активный отдых для родителей с детьми 

Назад в раздел

москва история полезные советы интересное здоровье туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы

День народного единства

 

 

День народного единства

400 лет назад народное ополчение К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских захватчиков.

События, происходившие 4 столетия назад, в начале XVIIв., являются одним из главных эпизодов периода, который в российской истории именуется Смутой или Смутным временем. Термин «Смута» (смута — произвол, неразбериха в государстве) очень точно передает суть всего происходящего тогда в России. Это было время междуцарствия, когда прервалась правящая династия Рюриковичей. Цари избирались Земским собором. Их избрание и царствование сопровождалось борьбой бояр за власть, народными волнениями и бунтами. Все это ослабило Российское государство.

Ослаблением России воспользовались соседние государства – Речь Посполитая и Швеция, претендующие на ее территорию и ликвидацию государственной самостоятельности.

В начале Смутного времени поляки поддержали появившихся в России самозванцев, стремящихся захватить Московский престол и выдававших себя за погибшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Войско Лжедмитрия I, а потом и Лжедмитрия II сформировалось с помощью и при активном участии поляков.

Гибель самозванцев и сохранявшаяся внутриполитическая слабость российского правительства привели к началу открытой агрессии Речи Посполитой против России. Войско короля Сигизмунда III в сентябре 1609 г. вступило на российскую территорию и осадило Смоленск. Смоленск был взят после почти двухлетней осады в июне 1611 г., когда погибли почти все его защитники.

Еще пока шла оборона Смоленска, в Москве было создано новое правительство из 7 бояр – Семибоярщина. Боярское правительство решило договориться с поляками и пригласить на престол польского королевича Владислава (сына короля Сигизмунда III) на условиях его перехода в православие и ухода Сигизмунда III из-под Смоленска. В ночь на 21 сентября 1610 г. бояре тайно впустила в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от нее. Вся реальная власть сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона.

После вторжения Сигизмунда III в Россию на северо-западе русских земель началась открытая шведская интервенция. К весне 1612 г. Шведы захватили Новгород и многие другие города и крепости на северо-западе России.

Хозяйничанье поляков в Москве и шведов в северо-западных землях создало возможность потери Россией независимости. Это вызвало подъём национально-освободительной борьбы.

В критическую для России пору спасение страны пришло из провинции. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде посадский человек, избранный незадолго до этого земским старостой, Кузьма (или по-другому – Козьма) Минин обратился к посадским людям с патриотическим призывом подняться на борьбу с врагами Родины, изгнать захватчиков из Москвы и пределов страны. Он возглавил движение за создание народного ополчения. Главным воеводой был приглашен князь Дмитрий Пожарский.

В феврале 1612 г. ополчение во главе с Пожарским и Мининым выступило их Нижнего Новгорода на север, на Кострому и Ярославль. Все города и уезды по дороге присоединялись к ополченцам.

Начался и долгожданный поход на Москву. 24 июля 1612 г. передовые отряды Пожарского вошли в столицу, а в августе подошли и главные силы.

22 октября 1612 г. бойцы народного ополчения штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября командование гарнизона интервентов подписало договор о капитуляции.

Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 г. руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В начале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором на российский престол был избран Михаил Романов. Ему предстояло завершить борьбу с польскими и шведскими захватчиками.

В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича 22 октября (по юлианскому календарю) в честь избавления в 1612 году Москвы и России от поляков, было объявлено государственным праздником. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается Праздник Казанской иконы Божией Матери. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября.

После 1917 г. с приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

С 2005 г. в память о событиях 1612 г., когда воины — ополченцы, освобождая Москву от польских интервентов, продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа, день 4 ноября стал государственным праздником – Днем народного единства.

Память об организаторах и руководителях ополчения – Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском была увековечена в 1826 г.: в Москве на Красной площади им был поставлен памятник работы скульптора И.П. Мартоса.

Информацию предоставила О.Е. Богородская,
доцент кафедры ОиК

О ДНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА И О ТОМ, КОГДА МОСКВУ ОСВОБОДИЛИ ОТ ПОЛЯКОВ

День национального единства – так был назван учрежденный в 2005 году новый государственный праздник, который отмечается 4 ноября в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Всем понятно, что учреждение нового праздника было вызвано в первую очередь политическим мотивом – в сознании людей заменить им праздник 7 Ноября – годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. А поскольку современная Россия перешла на рыночные отношения, то и в отношении праздников нынешняя власть соблюдает рыночный принцип: мы у вас забрали один праздник, но взамен сразу даем другой и почти в то же самое время. Вот по этому поводу – когда Москва была освобождена от интервентов – хотелось бы сделать существенное замечание.

В 1904 году в Санкт-Петербурге вышла книга известного историка Н.И.Костомарова «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия». Следом за другими историками, в частности Соловьевым и Ключевским, Костомаров пишет, что «22 октября Трубецкой, стоявший станом на восточной стороне Китай-города, ударил на приступ. Голодные (поляки – Б.С.) не могли защищаться, и ушли в Кремль. Русские вошли в Китай-город».

Таким образом, 4 ноября – 22 октября по старому стилю – Москва вовсе не была освобождена от поляков – в руках у них еще оставался Кремль. Причем Кремль – не просто как крепость, а как символ российской государственности со всеми его атрибутами: главными храмами, историческими реликвиями и т. д. А Китай-город – всего лишь один из районов Москвы. В придачу, если верить Костомарову, освобожденный не земским войском, а казацкими отрядами князя Трубецкого.

Ни в коем случае нельзя преуменьшить роль в освобождении Москвы Минина и Пожарского – эти люди действительно достойны вечной признательности россиян. Однако, возлагая цветы к их памятнику на Красной площади 4 ноября, мы невольно нарушаем историческую корректность. Другое дело – если отмечать знаменательное событие освобождения Москвы от интервентов 7 ноября. Опять обратимся к Костомарову:

«25 октября отворились все ворота Кремля. Русские хотели ознаменовать вступление в свою столицу религиозной торжественностью. Земское войско собралось у Иоанна Милостивого на Арбате; войско Трубецкого – за Покровскими воротами. И оттуда, и отсюда пошли архимандриты, игумены, священники в облачении, с крестами и иконами, в Китай-город; за ними двигалось войско. Оба шествия сошлись в Китай-городе на Лобном месте. Здесь запели молебен… Соединившись, духовенство вошло в Кремль к Успенскому собору и там совершило литургию и благодарственный молебен».

Таким образом, и Русская православная церковь, и русское воинство отметили освобождение Москвы от интервентов не 22-го, а 25 октября, как это и соответствовало событиям. Почему же нынешняя российская власть решила переписать историю и объявить праздником не 7 ноября, как бы это должно быть, а 4 ноября? Ответ простой – тут опять верх одержал не здравый смысл, а политические соображения: ведь 7 ноября, как говорится в известном детском стихотворении, «красный день календаря». Видимо, посчитали, что нельзя в один день отмечать и социалистическую революцию, и освобождение Москвы от поляков – «как бы чего не вышло». Придут люди на праздничные митинги – и не поймешь, кто чего пришел отмечать, где «наши», а где «не наши». Между тем нет ничего крамольного в том, чтобы отмечать 7 ноября не только освобождение Москвы от польских интервентов, но и праздник в честь государства, разгромившего фашизм, причем во многом благодаря подлинному чувству национального единства.

Можно предположить, что новый праздник «привязали» к 4 ноября еще и потому, что на этот день приходится праздник Казанской Божьей матери. Но как это соотносится с многоконфессиональным составом России? Опять получается неувязка – мусульманам и представителям других религий как бы навязывают отмечать православный праздник.

В ситуации с учреждением нового праздника вызывает недоумение и другое. Вдумайтесь – при всей важности освобождения Москвы от поляков почти за 400 лет никому и в голову не приходило отмечать эту дату как государственный праздник. Почему? Возможно, потому, что в русской истории были и более значимые события, такие как избавление от ордынского ига или изгнание армии Наполеона, до этого покорившего всю Европу. На этом глобальном фоне поход на Москву, занятой польскими авантюристами, 10-ти тысячного русского войска представлялся событием значимым, но более скромным по своим масштабам. Конечно, в освобождении Москвы ополчение сыграло немалую роль, но нельзя забывать и о вкладе в победу казацких отрядов. Освобождение Москвы от поляков – это такое событие, в котором отразились все противоречия Смутного времени.

Обидно за освободителей Москвы, что о них вспомнили (да и то не обо всех), когда потребовалось выкинуть из календаря советский праздник. А в придачу привязали это событие к дате, не имеющей ни логического, ни исторического обоснования. По крайней мере, так следует из тех фактов, которые привел Костомаров. Обвинять его в некомпетентности не приходится. Скорее, не компетентны те, кто этот праздник привязал к 4 ноябрю. Исторические события – не шарики, которыми можно жонглировать на политической арене, чтобы угодить тем, кто платит. Угодишь – и окажешься в неловком положении.

И еще одно замечание. В День национального единства в этом году в Москве состоялось сразу несколько митингов различных политических сил. Спрашивается – что же это за праздник единства, если столичной милиции стоило большого труда, чтобы участники разных митингов не оказались лицом к лицу? Увы, это напоминает анекдот про непутевого Вовочку, который пришел с синяком под глазом со школьного Дня здоровья.

Что делали Минин с Пожарским четвертого ноября 1612 года · Город 812

Согласно официальной версии, «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа». Наиболее рьяные из профессиональных патриотов добавляют, что 4 ноября мы отмечаем «годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год)»

Из всего вышеперечисленного реально имело место лишь взятие народным ополчением Китай-города. В остальном что ни слово, то либо передергивание, либо умолчание.

Место. Интерпретируя взятие Китай-города как великую победу, официоз игнорирует тот факт, что символом верховной власти – как светской, так и духовной – и олицетворением суверенной государственности России был вовсе не Китай-город, а Кремль. Только освобождение Кремля можно рассматривать как действительно важное событие. Взятие же Китай-города есть не более чем эпизод Смутного времени.

Дата. Всякий знает, что 25 октября по старому стилю приходится на 7 ноября по новому. Однако разница между григорианским и юлианским календарями составляла 13 дней лишь в XX веке. В начале XVII века этот межкалендарный разрыв был равен 10 дням.

Согласно дошедшим до нас свидетельствам, 22 октября (1 ноября по новому стилю) 1612 года ополченцы под командованием князя Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. «Польские интервенты» отступили в Кремль, который был немедленно осажден. После того как «поляки» затворились в Кремле, возникла оперативная пауза. По свидетельству современников, ни одна из сторон не располагала ресурсами, достаточными для продолжения боевых действий. Осажденные испытывали жестокую нехватку продовольствия. Осаждавшие не имели ни достаточного количества бойцов, ни достаточно мощной артиллерии, чтобы проломить стены. При этом обе стороны знали, что на подмогу кремлевским сидельцам идет армия польского королевича Владислава.

Руководство ополчения решило не дожидаться прихода Владиславова войска и предложило осажденным капитуляцию, основным условием которой была гарантия беспрепятственного выхода из Москвы. Осажденные тоже решили Владислава не дожидаться и условия капитуляции приняли.

26 октября (5 ноября) интервенты официально капитулировали и выпустили из Кремля удерживавшихся там – фактически на положении заложников – бояр и иных представителей московской знати. 27 октября (6 ноября) осажденные покинули Кремль и ушли из Москвы.

В интервале между 22 и 27 октября (между 1 и 6 ноября по новому стилю) никаких мало-мальски значимых боевых действий не велось. Таким образом, 25 октября (4 ноября) не произошло вообще ничего такого, что было бы достойно не то что статуса национального праздника, но и простого упоминания.

Прочие детали. Говорить о «предводительстве Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского» неверно. Кузьма Минин занимался формированием ополчения, фактически совмещая должности начальника мобилизационного управления и зама по тылу. Командовал же ополчением Дмитрий Пожарский. Единолично.

В России полыхала гражданская война, в ходе которой каждая из противоборствующих сторон искала и находила союзников и внутри России, и за ее пределами – на Украине, в Польше, Швеции, Литве и прочих ближних и дальних странах. В соответствии с решением Боярской думы от 17 августа (по старому стилю) 1610 года московским царем становился польский королевич Владислав – при условии его перехода в православие и сохранения российского суверенитета и государственно-политического устройства. Таким образом, поляки были официально приглашены в Московию одной из противоборствующих сторон и считать их интервентами нет оснований.

Помимо поляков, в составе московского гарнизона несли службу немцы, венгры, литовцы, украинцы,  смоляне (которые считали себя отдельным народом), и ещё много кто. Немалую часть тех, кто воевал на стороне поляков, причем не только бойцов, но и командиров, составляли московиты (например, князь Салтыков).

То есть обозначать противников ополчения Минина и Пожарского словами «польские интервенты» некорректно.

При формировании ополчения, впоследствии отбившего Москву у «интервентов», русский народ особой сплоченности не проявил. Многие волости прислали своих бойцов лишь после того, как победитель более-менее определился, а некоторые – «Казанское и Астраханское царства, Северские городы» – проигнорировали призывы Минина и Пожарского.

И, разумеется, «изгнание поляков из Москвы» вовсе не означало окончания Смутного времени. Бунты, мятежи, интервенции и крестьянские восстания терзали Московию еще 6 лет – до конца 1618 года, когда было подписано Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

Последствия. Если бы союзники королевича Владислава смогли продержаться в Кремле до его прихода, он наверняка сумел бы утвердиться на русском троне. Следствием стало бы скорое объединение Московии с Речью Посполитой и создание Славянской Империи.

Эта империя, расставшись с ордынскими привычками и комплексами, развернулась бы лицом к Европе и, притянув к себе чехов со словаками и болгаров с сербами, быстро могул бы стать мощнейшим игроком на европейском поле. И мировая история имела бы совсем иное продолжение.

Однако, «освобождение Москвы от польских интервентов» поставило на славянском единстве крест.

Итог. «Как там в СССР?» – «Необычно. Главный праздник – день Октябрьской революции. Но отмечают они его в ноябре. И все остальное у них так же…» Эту бородатую байку про американца в СССР я вспоминаю всякий раз, когда слышу про День народного единства.

Максим Трошичев

 

русское ополчение освободило центр Москвы от поляков!

Главная  ⁄  Новости и события  ⁄  22 октября (04 ноября) 1612 года — День народного единства: русское ополчение освободило центр Москвы от поляков!

Смутное время, начавшееся с появления весной 1605 года в России самозванца Лжедмитрия I (им в действительности был беглый монах кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который выдавал себя за чудом спасшегося сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия) и смерти царя Бориса Годунова, продолжалось около восьми лет (по другим оценкам, значительно дольше). Эти годы были наполнены множеством трагических, героических и донельзя запутанных событий. Государство как единое целое перестало существовать. Его грабили и рвали на части всевозможные самозванцы, предатели, интервенты и мародеры. Власть переходила из рук в руки.

Дошло до того, что в 1608—1609 годах в стране установилось… двоевластие. Один царь (Василий Шуйский) сидел в Кремле, а другой (Лжедмитрий II) — неподалеку, в подмосковном Тушине. Причем у каждого имелся и свой двор, и свой патриарх. У Шуйского патриархом был Гермоген, а у Лжедмитрия II — Филарет Романов. Потом более трехсот лет Романовы пытались скрыть то, что отец основателя династии был патриархом при дворе Лжедмитрия II (которым в реальности был некто Богданка Шкловский). Впрочем, хуже всего от этого было простым людям. Поскольку ситуация, когда «белые приходят — грабят, красные приходят — грабят», была типичной и для Смутного времени.

Одолеть Тушинского вора Шуйский решил при помощи шведов. В феврале 1609 года он заключил с ними договор, по которому Россия отдавала Швеции Корельскую волость. Скоро стало ясно, что, пойдя на это, Шуйский допустил непростительную политическую ошибку. Шведская помощь принесла мало пользы, но ввод на территорию России шведских войск дал им возможность захватить Новгород. Кроме того, договор дал врагу Швеции польскому королю Сигизмунду III желанный предлог для перехода к открытой интервенции. В сентябре 1609 года войска Сигизмунда III осадили Смоленск. Лжедмитрий II стал королю не нужен.

В декабре 1609 года Сигизмунд III приказал польским отрядам уйти из тушинского лагеря к Смоленску. Впрочем, далеко не все поляки подчинились приказу короля. Многие вместе с Лжедмитрием II ушли в Калугу. С этого момента Самозванец из ставленника короля Речи Посполитой превратился в его конкурента в борьбе за московский престол.

А с самим престолом творилось нечто невообразимое. 17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с известным рязанским воеводой Захарием Ляпуновым ворвались в Кремль и потребовали от Шуйского отречься от престола. Немаловажно, что одной из побудительных причин заговора было то, что некоторые сторонники Лжедмитрия II обещали в свою очередь низложить Тушинского вора, чтобы затем собрать Земский собор и совместно выбрать нового царя и тем прекратить Смуту. Пока же власть перешла в руки так называемой Семибоярщины во главе с Федором Мстиславским. Одним из ее членов стал Иван Романов — младший брат Филарета и дядя будущего царя Михаила.

Вскоре к Москве почти одновременно подошли казаки Лжедмитрия II и польская армия гетмана Станислава Жолкевского. В ситуации выбора между двух зол Семибоярщина отдала предпочтение полякам. Гетман пообещал боярам разбить Лжедмитрия II при условии, что на московский трон будет возведен польский королевич Владислав. Согласившись на это и проведя церемонию присяги Владиславу у стен Новодевичьего монастыря, Семибоярщина совершила акт национального предательства. По сути, часть тогдашней политической элиты превратилась в предателей и пособников польско-литовских оккупантов. Ведь королевич отказался принять православие, и речь шла об утрате Россией независимости. Не воспротивился происходящему тогда и патриарх Гермоген.

В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года Семибоярщина впустила поляков в Москву. С этого момента реальная власть в столице оказалась в руках польского гарнизона, которым сначала командовал Жолкевский, а потом — Александр Гонсевский. Причем поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе, что взволновало широкие слои российского общества. А после того как в декабре был убит Лжедмитрий II, одним ключевым игроком на политической арене стало меньше. Вопрос встал ребром: либо Семибоярщина и поляки окончательно доведут страну до полного распада, либо в обществе найдется достаточное число патриотов, способных подняться на защиту Родины.

С этого момента активную патриотическую позицию занял и патриарх Гермоген. Он стал рассылать по городам грамоты с призывом подняться на освобождение Москвы. С февраля 1611 года к столице потянулись вооруженные отряды патриотов. К середине марта здесь образовалось многочисленное народное ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Трубецким и казацким атаманом Иваном Заруцким. Первое ополчение состояло из дворян, казаков, астраханских стрельцов и ополченцев из Мурома, Вологды, Нижнего Новгорода, Суздаля, Владимира, Углича, Галича, Костромы, Ярославля.

Сражение, произошедшее 19 марта, было долгим, кровопролитным и завершилось не в пользу русских. Поляки зажгли Китай-город, что вынудило ополченцев отступить от стен Кремля. Многие москвичи, лишившись жилья и продовольствия, вынуждены были уйти из города. В бою особо отличился воевода Дмитрий Пожарский, сражавшийся с поляками на Лубянке. Он получил несколько ран и был увезен под Нижний Новгород.

Не сумев выбить поляков из Кремля, ополченцы приступили к его осаде. Фактически с этого момента и до изгнания из Москвы польский гарнизон и Семибоярщина контролировали лишь Кремль и Китай-город. Уже после воцарения династии Романовых о том, что более года осаду вело первое ополчение, старались не вспоминать. Конечно, по своему социальному составу первое ополчение было пестрым, а его вожди, мягко говоря, не всегда находили общий язык. Дрязги между казаками Заруцкого и Ляпуновым дошли до того, что дворяне утопили 28 казаков, а 22 июля 1611 года казаки вызвали Ляпунова к себе на «круг» и там убили. Но при всем том именно осада вызвала голод в занятых поляками и Семибоярщиной кварталах Москвы, что создало благоприятные условия для ее освобождения.


Лисснер Э. Изгнание поляков из Кремля

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде началось патриотическое движение, которое постепенно консолидировало большинство сословий в стремлении освободить страну от оккупантов. Под воздействием грамот Гермогена патриоты сошлись на том, что первоочередной задачей является освобождение столицы и созыв Земского собора для избрания нового царя. При этом было решено не приглашать на русский престол никого из зарубежных претендентов и не выбирать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II).

По призыву нижегородского старосты, торговца мясом Кузьмы Минина, начало формироваться второе ополчение. Во главе него встали сам Минин и князь Дмитрий Пожарский. Сборы, собранные по инициативе Минина с горожан и сельчан, дали первые денежные поступления на нужды ополчения. Кто-то роптал, но многие понимали, что деньги нужны на святое дело: речь шла о том, быть или не быть России.

Вожди второго ополчения стали рассылать грамоты в другие города, призывая народ вступать в ополчение. Эти действия взволновали поляков и были одобрены Гермогеном. В отместку патриарха арестовали. А в начале 1612 года Гермоген скончался от голода в польских застенках. И за это преступление, кстати сказать, польские политики, которые так любят поговорить о Катыни и очень не любят вспоминать о замученных в польских концлагерях в 1919—1922 годах десятках тысяч красно- и белогвардейцев, до сих пор перед Россией не извинились! Быть может, они сделают это хотя бы к 400-летию смерти патриарха…

В марте 1612 года второе ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось по маршруту Балахна — Юрьевец — Решма — Кинешма — Кострома — Ярославль, где был образован временный «Совет всей Земли» — правительственный орган. Второе ополчение постоянно пополнялось людьми, вооружением, припасами. Вскоре Трубецкой и Заруцкий вступили в переговоры с Мининым и Пожарским о согласованности действий.

Основные силы второго ополчения дошли до Москвы в августе 1612 года. Почти одновременно с ними к столице подошел польско-литовский гетман Ян Кароль Ходкевич, имевший целью снять осаду Кремля и доставить туда продукты питания. В течение трех дней, 22, 23 и 24 августа, войска гетмана Ходкевича упорно и смело пытались прорваться в Кремль. Но в итоге они понесли тяжелые потери и были вынуждены уйти восвояси. В ходе сражения патриоты из первого и второго ополчений проявили массовый героизм, а их вожди — высокое полководческое мастерство и личную храбрость.

Эта победа предрешила судьбу польско-литовского вражеского гарнизона в Кремле и Китай-городе. Промучившись еще два месяца, поляки и бояре-предатели капитулировали. Москва была освобождена.

Источник: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=7789

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Новый русский праздник имеет за собой больше, чем национальное единство

Девушка зажигает свечу, поскольку Россия отмечает свой новый праздник (AFP) 4 ноября Россия отметила свой новый национальный праздник — День народного единства, создание которого было инициировано Кремлем, поддержано пропутинскими политическими силами и благословлено Русской православной церковью.

Официальным поводом для создания праздника было празднование 4 ноября 1612 года освобождения Москвы от польско-литовской оккупации. Изгнание иностранных войск из Москвы русским народным ополчением многие историки считают окончанием периода хаоса и слабости власти в России, известного как Смутное время. Освобождение способствовало возрождению Российского государства и его последующему расширению — за 50 лет Россия взяла под свою власть Украину, а через 100 лет ее границы достигли Тихого океана.

Однако в этот день в истории России произошло еще одно знаменательное событие, о котором средства массовой информации не упомянули. После победы в Северной войне против Швеции, в результате которой Россия получила контроль над Прибалтикой и современной Финляндией, Сенат Санкт-Петербурга 4 ноября 1721 г. (22 октября по юлианскому календарю) проголосовал за дарование Петру Великому статус «Отца нации и императора» — фактически создав Российскую империю.

Законопроект, который в конечном итоге установил новый праздник, был внесен в 2004 году лидерами прокремлевской «Единой России» и националистических партий «Родина» и Либерально-демократическая партия России и был подписан президентом Владимиром Путиным в декабре 2004 года. Новый праздник заменил праздник 7 ноября, известный в коммунистическую эпоху как День Великой Октябрьской социалистической революции, посвященный большевистской революции 1917 года и переименованный в «День согласия и примирения» после распада Советского Союза.

Чтобы компенсировать возмущение, вызванное его решением среди коммунистов и националистов, тем же указом Путин также отменил праздник, который был особенно символичен для либералов страны — День Конституции, который ознаменовывал принятие бывшим президентом Борисом Ельциным Конституции России 12 декабря. 1993.

Объясняя значение нового праздника, спикер Госдумы Борис Грызлов охарактеризовал его как «патриотический праздник [празднования] воинской славы России. Он также служит напоминанием об опасности и недопустимости противостояния внутри общества», — страница. ru цитирует его слова от 3 ноября. «Мы единый народ с великой историей и общим будущим».

Кремлевская кампания

Кремль вложил значительные средства в продвижение нового праздника. В школах было предписано проводить специальные уроки, разъясняющие ученикам значение событий 1612 года. Сообщается, что национальным телеканалам «Первый канал», РТР и НТВ было предложено транслировать документальные фильмы на эту тему.

Тем временем Русская Православная Церковь, которая до 1917 года в течение 270 лет праздновала в этот день «День иконы Казанской Божией Матери», официально благословила новый праздник. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл 3 ноября в Нижний Новгород, откуда предводители народного ополчения Козьма Минин и Дмитрий Пожарский вели свои войска в Москву в 1612 году. В связи с празднованием православного праздника руководители Межконфессионального совета, в который входят прокремлевские мусульманские и иудейские деятели, выступили с заявлением о том, что «праздник необходим для восстановления исторических связей и объединения народов нашей страны, Об этом 2 ноября сообщает РТР. Между тем Путин в интервью голландским СМИ 30 октября позаботился отметить ту роль, которую татарские отряды сыграли в освобождении Москвы.

Еще один аргумент против нового праздника — что идея имеет явно антипольские мотивы и может вызвать гнев Варшавы — опроверг один из лидеров «Единой России» Андрей Исаев. Исаев заявил, что праздник не направлен против Польши, поскольку «в XVII веке не существовало польского государства в том виде, в каком оно есть сегодня», сообщила 2 ноября «Страна.ру». «Кроме того, — добавил он, — Польша сегодня — антироссийское государство, и, наконец, немцы не обижаются, что мы празднуем День Победы».

По случаю Дня народного единства неоимпериалисты воспользовались возможностью продемонстрировать свою преданность. В Москве прошел «Правый марш», в котором приняли участие не менее 2000 человек, скандировавших такие лозунги, как «Русские идут» и «Слава России, слава Империи». Основными сторонниками демонстрации были Евразийский союз молодежи (ЕСМ), отделение Евразийского движения, возглавляемое Александром Дугиным; Движение против нелегальной иммиграции; Национальная государственная партия; Память; и другие подобные организации.

Лидер ЭШМ Валерий Коровин заявил, анонсируя марш, что если в 1612 году «нашими врагами были поляки и литовские интервенты», то сегодня это атлантисты и натовцы. Представитель Движения против нелегальных иммигрантов Александр Белов заявил, что его члены участвуют в нем, опасаясь «роста этнического национализма в России».

Но, несмотря на пропагандистские усилия Кремля, рядовой россиянин, похоже, остался равнодушным к новому празднику. Согласно опросу, проведенному Центром Юрия Левады в октябре среди 1600 граждан России в 46 регионах, лишь 6% одобрили введение нового праздника, а 36% выступили против и заявили, что предпочли бы и дальше отмечать День согласия и примирения. (День Великой Октябрьской социалистической революции), сообщает polit.ru 3 ноября.

Приблизительно 24 процента сказали, что им все равно, какой праздник они отмечают, лишь бы у них был выходной.

    День народного единства в 2022, 2023 и 2024 годах

    День народного единства в России отмечается 4 ноября, в годовщину восстания русских против польских и литовских оккупантов в 17 веке.

    9003
    Год Дата День Праздник
    2022 4 Nov Fri National Unity Day
    2023 4 Nov Sat National Unity Day
    6 Nov Mon National Unity Day Holiday
    2024 4 ноября Mon Национальный день единства
    2025 4 ноября Вт Национальный день единства
    2026
    2026 4 ноября Ср День национального единства
    Пожалуйста, прокрутите вниз до конца страницы, чтобы увидеть даты прошлых лет.

    Это было время, когда все россияне объединились в общем стремлении сохранить целостность Российского государства. По этой причине эта дата была выбрана как день, когда все этнические, религиозные и политические группировки в России должны вместе выступить за общее дело национального единства.

    В начале 1600-х годов Польша и Литва объединились под единым правительством и воспользовались слабостью Московского государства (России). Они завоевали большую часть России и даже взяли Москву. У них была мечта объединить северных славян под единым государством, но русский народ требовал их независимости. 4 ноября 1612 года, что на самом деле было 22 октября по тогдашнему календарю, русские в Москве подняли восстание и изгнали захватчиков. Все экономические и социальные слои русского общества объединились в усилиях даже без какого-либо царя, который бы их возглавлял.

    Двумя главными лидерами восстания были Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, оба из которых сегодня считаются русскими национальными героями. Новый царь, вступивший на российский престол после восстания, Михаил Романов объявил праздник с длинным названием «День освобождения Москвы от польских захватчиков». В 1649 году царь Алексей Михайлович объявил 4 ноября официальным государственным праздником, который продолжал отмечаться до большевистской революции 1918 года. В то время новое коммунистическое правительство отменило праздник и заменило его 7 ноября в память о большевистской революции. В 2005 году, примерно через полтора десятилетия после распада СССР, 7 ноября было отменено, а 4 ноября восстановлено как национальный праздник, на этот раз названный «Днем народного единства».

    Россияне расходятся во мнениях относительно того, как праздновать День народного единства и даже стоит ли его отмечать. Однако ниже мы перечисляем некоторые торжества, которые местные жители и туристы в России могут посетить в День народного единства, а также некоторые другие мероприятия, соответствующие этому случаю:

    • Возложение цветов к национальным памятникам , посвященным памяти Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина , возглавивший борьбу за освобождение Москвы от польского владычества в 1612 году. Торжественная церемония проходит у статуй, оригинал которых находится на Красной площади в Москве, а копия — в Нижнем Новгороде. Памятник построен из огромных гранитных блоков и более 1000 фунтов меди.
    • В
    • православных храмах пройдут богослужений, в честь Казанской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей Казани. Его украли и, вероятно, уничтожили еще в 1904 году, но есть копии, которые используются в церковных службах. 4 ноября — один из праздников иконы Казанской иконы Божией Матери, помимо Дня народного единства. Вы можете посетить два «Казанских собора», один из которых находится в Москве, а другой в Санкт-Петербурге. По окончании богослужений проходят процессии.
    • Отличный день, чтобы посетить Государственный исторический музей в Москве, недалеко от Красной площади. Этот музей охватывает весь период истории России, включая период Московского восстания. Есть буквально миллионы артефактов, начиная от древних реликвий региона и заканчивая произведениями искусства эпохи Романовых. Здесь можно многое узнать о Российском государстве, вокруг которого День народного единства призывает граждан России сплотиться.

    Для других 4 ноября — не более чем дополнительный выходной день, и многие члены Коммунистической партии возмущены заменой 7 ноября выходным днем ​​4 ноября. Вы также должны знать, что некоторые «ультранационалисты» пользуются случаем в этот день, чтобы выступить против нерусских, хотя большинство людей не поддерживает эти группы. Также обратите внимание, что в этот день почтовые отделения и правительственные здания будут закрыты, а общественный транспорт будет работать по другому графику.

    День народного единства — отличная возможность узнать о прошлом России и увидеть патриотический порыв ее народа. Тем, кто посетит Россию 4 ноября, предстоит многому научиться и многому научиться.

    Год Дата День Праздничный0054 National Unity Day
    2019 4 Nov Mon National Unity Day
    2018 4 Nov Sun National Unity Day
    5 Nov Mon National День народного единства Праздник
    2017 4 ноя Сб День народного единства
    6 ноя Пн3 90 Праздник народного единства0053

    Краткая история Польши — Институт национальной памяти

    Хронология польской истории

    Выберите период:

    1795-1939До Второй мировой войны

    1939-1945Вторая мировая война

    1945-1990После Второй мировой войны

    До Первой мировой войны

    1795-1918

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *