Сохранившиеся исторические объекты Московского Кремля:: boris_martem — LiveJournal
- Архангельский собор,
- Царь-колокол,
- Ансамбль колокольни «Иван Великий»,
- Ивановская площадь,
- Царь-пушка.
Архангельский собор
Архангельский соборПервая царская усыпальница. Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.
В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.
Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.
Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.
Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей. В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения.
Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.
Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.
Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.
В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.
Царь-колокол
Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м; масса 202 тонны. По назначению никогда не использовался.
В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.
В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. Колокол «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился.
Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года колокол «Отец» упал и разбился.
Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании отлили новый колокол. Новый Царь-колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Плавка металла продолжалась 36 часов, а отливка колокола-гиганта прошла всего за 1 час 12 минут. Согласно анализу, в сплаве отлитого колокола содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг). Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 году Иван Моторин с сыном своим Михаилом, хотя на самом деле он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. (И табличка на постаменте, на котором установлен колокол, сообщает год отливки — 1733-й). Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально.
И колокол еще почти на сто лет остался в литейной яме.
О колоколе вспомнили в 1819 году, когда в Кремле проводились восстановительные работы после нашествия французов. В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол и установил его на постаменте возле колокольни «Иван Великий» в Московском Кремле, а также поместил на его вершине шар и золоченый крест — символ державы. Так в Московском Кремле появился памятник литейного искусства.
Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.
Вид с Ивановской пл. на Царь-колокол.За ним — Архангельский собор. 2020 г. Царь-колокол. Слева, за колоколом — здание бывшего Сената. Вдали, за кремлёвской стеной, слева от Спасской башни, видна иллюминация на крыша ГУМа. 1884 г. Царь-колокол. 1908 г. Участники ралли Санкт-Петербург — Москва. Позади Царь-колокола виден Чудов монастырь. Правее — Малый Николаевский Дворец. 1959 г. Справа — здание 14-го корпуса Кремля, располагавшееся на Ивановской пл. с 1934 по 2016 гг. и построенное на месте Малого Николаевского Дворца, Чудова и Вознесенского монастырей, которые были снесены в 1929—1930 гг. Над крышей виден красный флаг, установленный на куполе здания Сенатского дворца. Царь-колоколАнсамбль колокольни «Иван Великий».
Колокольню «Иван Великий» (известная также как колокольня Ивана Великого) строили постепенно. В 1329 году Иван Калита в честь рождения сына заложил церковь Иоанна Лествичника «под колоколами». Затем в 1505 архитектор Бон Фрязин построил на месте обветшавшей церкви восьмигранную колокольню по типу итальянской кампанилы. Она предназначалась одновременно для трех соборов — Успенского, Архангельского и Благовещенского, так как у них не было своих звонниц.
Колокольня «Иван Великий» с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.
Тогда под куполом появилась надпись: «Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их». Лжедмитрий I ее уничтожил, но при Петре I надпись восстановили.
До строительства храма Христа Спасителя Иван Великий оставался самым высоким зданием в Москве.
В XVI-XVII веках к Ивановской колокольне пристроили Успенскую церковь-звонницу, а в 1624 году — Филаретовскую пристройку с шатровым завершением.
На колокольне Иван Великий 22 колокола весом от 123 кг до 7 тонн — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна московская церковь. Колокола распределяются по ярусам. Большинство из них имеет собственные имена — «Медведь», «Лебедь», «Благовест», «Ревун», «Татарин», «Реут», «Вседневный», «Воскресный», «Семисотенный». А в центре звонницы размещается самый главный и самый большой в России «Успенский колокол», весом 65,5 тонны. Весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».
Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921, этот запрет нарушили.Ансамбль колокольни «Иван Великий». Вечер. Вид на колокольню «Иван Великий» из Тайницкого сада. 1931 г. Ансамбль колокольни «Иван Великий». 1923 — 2015гг. Ансамбль колокольни «Иван Великий».
Ивановская площадь
Административный центр старой Москвы. Это вторая по значению и возрасту площадь Кремля. В XVI-XVII веках она была деловым центром города. Здесь располагались всевозможные приказы, и здесь объявляли царские указы. Для этого приказные дьяки поднимались на крыльцо и кричали, что было сил. Отсюда и произошла поговорка «кричать во всю Ивановскую». Но это не единственная версия. Говорят, что на Ивановской площади наказывали приказных служителей за подделку документов и воровство.
На Ивановской площади всегда бурлила жизнь. Когда в 1329 году построили церковь Иоанна Лествичника, она разделила городскую площадь на две. Восточную часть по Иоанновской церкви назвали Ивановской, а западную — Соборной площадью.
А в 1929 году снесли Малый Николаевский дворец и Чудов монастырь. На их месте построили Школу высшего командного состава имени ВЦИК, где до недавнего времени работал аппарат Президента РФ.
Ивановская площадь привлекает туристов двумя памятниками-гигантами — Царь-колоколом и Царь-пушкой. А в конце XIX века она могла пополниться еще и царь-колокольней. Связано это было с неприятным событием: в 1888 году царский поезд, на котором ехал Александр III с семьей, потерпел крушение у станции Борки под Курском. Локомотив поезда сошел с рельсов, и вагон-столовая, где находились Романовы, оказался сброшенным с путей и сплюснутым под силой удара. Никто не пострадал, но после того случая Александр стал особенно верующим. На месте крушения поезда поставили часовню, в стране стали строить храмы, а в Кремле планировали поставить царь-колокольню и повесить на нее Царь-колокол. Но это так и осталось в планах. 2018 г. Вид со Спасской башни на Ивановскую пл. Справа — здание Государственного Кремлёвского Дворца. Вид на Ивановскую площадь со стороны Спасской башни. 1957 г. Кремль. Ивановская пл. 1897 — 2019 годы. Вид на Ивановскую площадь со стороны Спасских ворот. Компьютерная реконструкция на период начала XIX века. Кремль. Колокольня Ивана Великого и церковь Николы Гостунского (Мокрого — справа).
Царь-пушка
Царь-пушка — самая большая пушка в мире. Она даже вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая мощная бомбарда средневековья. Это действующее орудие, хотя считается, что она ни разу не стреляла. Длина Царь-пушки — более 5 метров, калибр — 890 мм, а вес достигает 40 тонн.
Царь-пушка называется так не только из-за размеров — еще на ней выгравирован портрет царя Федора Ивановича, сына Ивана IV. Лев на лафете подчеркивает высокий статус орудия.
В правление царя Федора Иоанновича, в 1586 году, это орудие для устрашения татар отлил пушечный мастер Андрей Чохов, специализировавшийся на орудиях крупного калибра. Автором идеи являлся шурин царя Борис Годунов, в то время фактически управлявший государством. Тогда ожидали нападения на Москву крымского хана, но опасность миновала.
По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В старых документах пушка называлась «Дробовиком». Это, а также конструкция ствола, позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях.
Изначально никакого лафета ей и не полагалось! Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Петербурге.
Вскоре после отливки пушка была установлена на специальном станке на Красной площади недалеко от Спасских ворот, возможно для их защиты. Там она и находилась вплоть до начала ХVIII века, когда Петр I задумал строительство в Кремле Цейхгауза и организацию в нем хранилища древнего отечественного и трофейного оружия.
В 1706 году Царь-пушка наряду с другими орудиями, в том числе и трофейными, была перевезена в Кремль и находилась во дворе Арсенала.
В 1812-м французская армия при отступлении взорвала большую часть Арсенала, при этом у всех пушек во дворе сгорели деревянные лафеты, новые лафеты изготовили к 1817 году. Царь-пушка при взрыве не пострадала. В том же 1817-м её переставили к воротам Арсенала.
В 1835 году Царь-пушка была установлена на новый чугунный лафет, изготовленный по эскизам академика А.П. Брюллова и инженера Павла де Витте.
В 1843 году Царь-пушку и другие русские старинные орудия разместили вдоль фасада Оружейной палаты, предназначавшейся для «хранения достопамятностей», а трофейные пушки оставили у Арсенала.
Для каждого перемещения Царь-пушки требовалась сила не менее 200 лошадей, которых привязывали к специальным скобам по бокам пушки.
В связи с началом в 1960 году работ по строительству Кремлевского дворца съездов старое здание Оружейной палаты (Кремлёвские казармы) было разобрано, а древние орудия вновь перевезли к Арсеналу. В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звонницы колокольни Ивана Великого, где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол.
Во второй половине 1970-х годов Царь-пушка и чугунный лафет с ядрами были вывезены на реставрацию и в 1980 году вновь установлены на место.
Многие спрашивают, стреляла ли Царь-пушка? Ученые говорят, что один испытательный выстрел она все-таки сделала для пристрелки. Поэтому внутри дула есть клеймо создателя: тогда именную печать мастера ставили только после проверки орудия на практике. Поэтому можно смело утверждать, что Царь-пушка стреляла.Царь-пушка встречает Новый 2020-й Год! Длина Царь-пушки — более 5 м., калибр — 890 мм, а вес достигает 40 т. 1905-1915 гг. Царь-пушка у стен кремлёвских казарм. 1960 г. В связи со строительством Кремлёвского Дворца Съездов Царь-пушку перевозят от здания Кремлёвских казарм к Патриаршим палатам, где она и стоит и в настоящее время. Царь-пушка на Ивановской пл. 1907 г. — 2018 г.
Москва. Кремль. Часть 2 — Дмитрий Карпунин — ЖЖ
Москва. Кремль. Часть 1
Соборная площадь. Успенский собор и Патриарший дворец
Продолжу знакомить вас с Московским Кремлём.
Соборная площадь — исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания.
Планировка площади сложилась в XIV веке. Тогда были построены Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился Благовещенский собор, примыкающий к великокняжескому дворцу, а в середине XV века — Ризоположенская церковь. Исконный вид этих строений не сохранился до наших дней.
Нынешний облик площади появился в конце XV — начале XVI века, когда соборы и церкви были выстроены заново. Была возведена Грановитая палата, а вместо церкви Иоанна Лествичника появилась Колокольня Ивана Великого. Кроме того, на Соборную площадь выходит вocтoчный фacaд 3oлoтoй Цapицынoй пaлaты и цepкoвь Pизoпoлoжeния — дoмoвoй xpaм мocкoвcкиx митрополитoв и пaтpиapxoв.
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими — Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения.
Соборная площадь. Грановитая палата
Успенский собор
Успенский собор сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.
Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы.
Успенский собор
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. Освящён храм был в 1327 году.
Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.
Купола Успенского собора
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1644 годах собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.
Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иван IV повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.
В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещён в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.
В петербургский период собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1797 году в собор на хранение был положен изданный Павлом I Акт о престолонаследии.
В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).
В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, по которому в случае смерти Александра I в связи с отречением от прав на престол его брата Константина Павловича наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович.
В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.
С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Святителя Николая в Толмачах).
Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего синода.
Купола Благовещенского собора
Благовещенский собор
Благовещенский собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшемся от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и был восстановлен в 1564 году с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненское.
Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.
На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично в 1667 гг.) изображены греческие мудрецы: Аристотель (со свитком, на котором написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Анаксагор, Птолемей и апостол Епафродит. На северных вратах можно видеть изображения древнеримских пророчиц Сивилл. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета.
С 1582 года до смерти в 1607 (?) году священником собора был крупнейший композитор XVI века Фёдор Крестьянин.
До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.
Грановитая палата
Грановитая палата — одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.
Грановитая палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.
5 июля 1682 года в Грановитой палате состоялся инициированный старообрядцами диспут о вере.
Львы Грановитой палаты
В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации, а в подклете оборудована резиденция патриарха.
Обрамление окон Грановитой палаты
Соборная площадь
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого (также известная как Колокольня «Иван Великий») — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.
В старину царские указы читали у колокольни громогласно, как тогда говорили — «во всю Ивановскую».
Купол Колокольни Ивана Великого
В 1812 году, во время оккупации Москвы французами, в колокольне находился штаб генерала Лористона и телеграф. Наполеон приказал снять с колокольни позолоченный крест. По преданию, французам мешала огромная стая ворон, летавших вокруг креста. Крест тогда рухнул на землю. После 1812 года на главе колокольни был установлен новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».
С крестом колокольни Ивана Великого связана доныне бытующая кладоискательская легенда, основанная на ошибках в мемуарах участников французского вторжения в Россию, повествующая о вывозе святыни из Москвы и последующем затоплении в одном из озёр по пути отступления. Обломки креста были обнаружены 5 марта 1813 года синодальным ризничим иеромонахом Зосимой под талым снегом около Успенского собора, о чём и доложил обер-прокурору правительствующего Синода князю А. Н. Голицыну 10 марта 1813 года московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение сообщений о вывозе креста из столицы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 «Вестника Европы» за 1813 год.
Колокольня Ивана Великого
Архангельский собор
Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247-1248 годах.
В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был перезахоронен умерший в 1340 году великий князь Иван Калита (останки перенесены из Собора Спаса на Бору в 1508), а последним — император Пётр II (1730).
Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636-1637, бронзовые остеклённые футляры (1903).
В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.
Архангельский собор
Купола Церкви Ризположения
Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля.
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.
В 1484-1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.
В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана царскому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи. На миниатюре 1673 г. церковь изображена с луковичной главой и четырёхскатной кровлей. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в нише на западной стене (в 1930-1940-х годах часовня была разобрана, а образ был утрачен).
В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара.
Церковь Ризположения
Очередь в Успенский собор
Китайский художник
Боровицкая улица, Большой Кремлёвский дворец и Боровицкая башня
Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв, Н. А. Шохин).
Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков многие помещения дворца использовались под жильё. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в 1933-1934 годах перестроены в один большой зал заседаний. Однако форма зала в виде вытянутого прямоугольника была неудобна для работы, так как задние ряды были слишком удалены от трибуны и президиума. С 1962 года съезды КПСС были перенесены в Кремлевский дворец съездов, с 1970 г. сессии Верховного Совета СССР переместились в главный зал Кремлевского Президиума.
В 1990 году в зале заседаний проходил первый съезд народных депутатов РСФСР.
По решению Президента России, в 1994-1999 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.
По состоянию на 2014 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.
Беклемишевская башня
Беклемишевская башня (также известна как Москворецкая) — башня стены Московского Кремля. Расположена в юго-восточном углу кремлёвского треугольника, около Москвы-реки и Москворецкого моста. Название происходит от двора боярина И. Н. Беклемишева, который был расположен внутри Кремля поблизости от башни. После казни Беклемишева Василием III двор вместе с башней использовался как тюрьма для опальных бояр. Расположенная возле соединения Москвы-реки со рвом, башня выполняла важную оборонительную функцию, прикрывая, среди прочего, брод и переправу через Москву-реку.
Высокая круглая башня была построена в 1487-1488 годах по проекту итальянского архитектора Марко Руффо. Основной цилиндр расположен на белокаменном цоколе с полукруглым валиком в месте сочленения. Башня имеет четыре яруса с возможностью кругового обстрела: три яруса круглых сводчатых помещений и верхний ярус, где расположены машикули и боевая площадка. В башне был устроен колодец и тайник-слух для предотвращения подкопа. В 1680 году над основным цилиндром был надстроен восьмерик с узким шатром и двумя рядами слухов. Шатёр башни не имеет внутренних перекрытий.
При Петре I в 1707 году башня была переоборудована для обороны против шведов. В частности, бойницы башни были растёсаны для установки в них более мощных пушек (восстановлены в исходном виде при реставрации в 1949 году).
Беклемишевская башня — одна из немногих башен Кремля, которые практически не перестраивались. После нашествия Наполеона Беклемишевская башня была отремонтирована. Также, во время штурма Кремля большевиками в 1917 году верхний шатрик был сбит снарядом (в 1920 году восстановлен архитектором И. В. Рыльским).
Колокольня с цековью Взыскания погибших на Софийской набережной (вид из Тайницкого сада)
Парк Зарядья (вид из Тайницкого сада)
Тайницкий сад
Тайницкий сад — сад на территории Московского Кремля, располагающийся вдоль южной стороны кремлёвской стены, выходящей к берегу Москвы-реки. Назван по аналогии с Тайницкой башней, находящейся в центре кремлёвских укреплений со стороны Москвы-реки. Сад входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Ранее в Тайницком саду находилась Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора, а также храм святых Константина и Елены, который впервые упоминается в летописях в конце XIV века.
Благовещенская церковь разрушена в 1932 году, а на месте Константино-Еленинского храма, уничтоженного в 1928 году, до середины 1960-х годов устраивались детские новогодние ёлки. На высоком холме до 1918 года находился мемориальный комплекс царю-освободителю Александру II, достроенный в конце XIX века.
С 1967 по 1995 год в саду находился памятник В. И. Ленину, открытый к 50-й годовщине Октября.
Верхняя часть Тайницкого сада, граничащая с Ивановской площадью, называется Большим Кремлёвским сквером.
На территории сада находится дуб «Космос», посаженный 14 апреля 1961 года Юрием Гагариным, через два дня после первого полёта человека в космос.
В 2007 году в Тайницком саду произведены археологические раскопки, в ходе которых обнаружен ряд древних домов-срубов, предметов материальной культуры и быта, а также московская берестяная грамота № 3 (конец XIV века).
В 2008 году в Тайницком саду был временно установлен шатёр, в котором, на время своего визита в Москву, проживал ливийский лидер Муаммар Каддафи.
К маю 2013 года в саду построена вертолётная взлётно-посадочная площадка стоимостью 5 млн. евро, которую предполагается использовать для полётов в Кремль президента России. Сооружение этого объекта на территории памятника, находящегося под защитой ЮНЕСКО, и втайне от Центра всемирного наследия вызвало озабоченность международной организации.
Большой Кремлёвский сквер
Ивановская площадь
Ивановская площадь возникла после постройки в 1329 году каменной церкви Иоанна Лествичника, «что под колоколы», которая разделила ранее единую городскую площадь на две части. Её восточная часть по Иоанновской церкви стала позднее именоваться Ивановской, западная — Соборной площадью. В XIV-XV веках южную и восточную стороны площади занимали дворы удельных князей Московского дома. С севера на площадь выходили строения Чудова монастыря, основанного в 1365 году. При великом князе Иване III большая часть княжеских дворовых мест перешла в собственность казны и была роздана под дворы государевым служилым людям разных чинов, в основном представителям боярских и дворянских родов.
Как раз в центре площади под стеклянными щитами можно увидеть останки старинных строений, найденных археологами.
В первой половине XVI века вблизи церкви Иоанна Лествичника были устроены «дьячьи избы», на месте которых при царе Борисе Годунове было возведено первое каменное здание приказов. С этого времени площадь стала одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Сюда стекались челобитчики со всей Руси. На площади дьяки громко объявляли царские указы (отсюда и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую»). Нередко на площади проводились телесные наказания осуждённых. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ.
К середине XVII века сложился особый архитектурный облик Ивановской площади, впоследствии безвозвратно утраченный. Доминантой площади оставалась колокольня Ивана Великого, с примыкающими к ней Успенской и Филаретовой звонницами. Перед ними стояли миниатюрные каменные церкви Черниговских чудотворцев и мученика Христофора, «что на площади у Холопьего приказа». К югу от церковных построек тянулось северное крыло двухъярусных приказных палат, имевших П-образную форму. За приказами через проулок, «которым ходят на Москву-реку» находился двор бояр Мстиславских с каменными палатами и церковью Гурия, Симона и Авива. За боярским двором стояла каменная церковь Николая Гостунского, от которой начиналась улица, тянувшаяся к Фроловским воротам Кремля. По другую сторону улицы располагался двор с каменными палатами, который принадлежал боярину Борису Морозову. К боярскому двору примыкали постройки Чудова монастыря, от которого начиналась Большая Никольская улица, шедшая к одноимённым воротам Кремля.
В последней четверти XVII века облик площади кардинально меняется. В ходе строительства нового здания приказов были разобраны не только старые приказные палаты, но и все близлежащие строения, в том числе стоявшие на площади старинные церкви и большая часть Мстиславского двора. В 1680 году началась перестройка Чудова монастыря. Новые братская трапезная палата и обширная трапезная, построенная при монастырской церкви Алексея митрополита, получили выход на Ивановскую площадь и стали неотъемлемой частью её нового архитектурного облика.
На месте бывшего двора боярина Морозова, отданного во владение Чудову монастырю в 1677 году, в XVIII веке был устроен архиерейский дом — резиденция главы Московской епархии. В 1770-е годы для митрополита Платона архитектором Матвеем Казаковым было возведено новое здание «в новейшем вкусе».
Колокольня «Иван Великий», Успенская звонница и Филаретовская пристройка
Планы по масштабной перестройке московского Кремля, разработанные в царствование императрицы Екатерины II, положили начало постепенному разрушению прежнего облика Ивановской площади. В 1770-е годы, в связи с намеченным строительством нового здания Большого Кремлёвского дворца, были снесены приказные палаты XVII века. В 1817 году та же участь постигла церковь Николая Гостунского, главный престол которой был перенесен в колокольню Ивана Великого. При императоре Александре II завершается строительство Малого Николаевского дворца, начатое ещё в 1851 году по проекту архитектора Константина Тона на месте Платоновского архиерейского дома. Формирование нового архитектурного облика Ивановской площади завершило создание в 1898 году памятника императору Александру II «Освободителю» (скульптор Александр Опекушин, художник Пётр Жуковский, архитектор Николай Султанов).
Именно этому памятнику было суждено стать первой жертвой революции 1917 года. Позднее на его месте был разбит Большой кремлёвский сквер. В 1929 году по решению советского правительства начался снос Малого Николаевского дворца и Чудова монастыря, на месте которых был построен административный корпус Кремля (снесён в апреле 2016 года). Площадь, значительно увеличившая свои размеры, замощена брусчаткой.
В 2000-2007 годах на площади записывал свои новогодние обращения к народу Президент России Владимир Путин.
Спасская башня
Здание сената
Сенатский дворец — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776-1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени классическом стиле. По первоначальному замыслу здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название. За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при Советской власти во дворце находился кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Правительства СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента Российской Федерации.
Троицкая башня и Государственный Кремлёвский дворец
Троицкая башня — центральная проездная башня северо-западной стены Московского Кремля, обращена к Александровскому саду. Построена в 1499, готический верх 1685 г. До 1810-х гг. имела куранты. Перестраивалась в 1870 г. В настоящее время — самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80,1 м.
В Троицкой башне базируется Президентский оркестр России. В башне есть репетиционный зал и студии.
Троицкая башня построена в 1495-1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязином Миланцем. Башня называлась по-разному: первоначальное название — Богоявленская, затем Ризоположенская, Знаменская (по надвратной иконе) и Куретная (в честь Куретных ворот царского дворца). Своё нынешнее название получила в 1658 году указом царя Алексея Михайловича по находившемуся рядом подворью Троице-Сергиева монастыря. В двухэтажном основании башни в XVI-XVII веках размещалась тюрьма. С 1585 года на башне находились часы-куранты, убранные после пожара в 1812 году.
В конце XVII века башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями в готизирующих формах. В 1707 году из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжёлые пушки. В 1870 году под руководством архитектора А. А. Мартынова башня была приспособлена для размещения Архива Министерства императорского двора, в результате чего многие оригинальные детали её оформления были утрачены. В конце XIX века реставрацию башни проводил архитектор Н. А. Шохин.
С въездной стороны над Троицкими воротами в киоте находилась икона Знамения Божией Матери, повреждённая при штурме Кремля большевиками в 1917 году. Судьба надвратной иконы в советское время неизвестна. В настоящее время место иконы занимают часы, а со стороны Кремля на месте иконы св. Троицы — пустой киот.
С XVII века вершину башни венчал государственный герб России — двуглавый орёл. В 1935 году, при замене его на позолоченную самоцветную звезду, орёл Троицкой башни оказался самым старым из всех, существовавших на тот момент на кремлёвских башнях — 1870 года изготовления и сборным на болтах, поэтому при демонтаже его пришлось разбирать на вершине башни. В 1937 году померкшую самоцветную звезду заменили на современную рубиновую.
Улица Дворцовая, Потешный дворец, Похвальская церковь
Потешный дворец (палаты Милославского) — дворцовая постройка Московского Кремля, расположена у западной кремлёвской стены между Комендантской и Троицкой башнями на Дворцовой улице. Здание было построено в 1651 году как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского — тестя царя Алексея Михайловича, является единственным сохранившимся в Кремле образцом боярских хором.
Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объёму палат.
После смерти Милославского усадьба в 1669 году перешла в царскую казну, после чего палаты соединили сначала деревянными, а затем каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 году в палатах для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 года, когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен.
Отличительной особенностью объёмно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объём здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, имитирующие машикули, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью.
В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000-2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы, в основном по восстановлению отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и дворца, также — некоторых интерьеров дворца. Одной из реставрационных находок стало обнаружение на наличниках парадного этажа уникальной белокаменной резьбы с сюжетами, редкими для декораций XVII века — цветами, реальными и фантастическими зверями и птицами, рыцарскими турнирами.
Про остальные объекты Кремля я расскажу в следующей части, где представлю его внешний облик.
Информация взята из Википедии.
Аристарх ЛентуловКолокола (Колокольня Ивана Великого), 1915, 213×211 см: Описание произведения В центре мы видим качающийся колокол. И звонок, и колокольчик кажутся крошечными по сравнению с производимым ими эффектом, который и является предметом картины. От качания колоколов волны… звук? цвет? сама конструкция?
Архитектурные ландшафты Лентулова имеют свою особую структуру. Строения в них, как правило, скошенные падающие башни своими глазами видели да (поехали учиться живописи в Париж, побывали в Италии). Части зданий имеют лентуловскую толпу, подпрыгивая, витая в облаках, создавая ощущение эфемерности и волшебства, как будто речь идет не о настоящей Москве, а о сказочной, в которой пространство и плоскость, краски и звуки ликуют, а видео перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов часто пересекает их в самом буквальном смысле, используя технику коллажа. Есть наклейки, фольга, бумага, в некоторых картинах бывают вставки из бархата, атласа. По этой причине ряд его картин почти не выставляются в других музеях. В частности, вряд ли увидеть «Звенящий» можно где-то, кроме Третьяковки — фотоколлаж очень легко повредить при транспортировке.
В городских пейзажах отразился интерес художника к ахисме Робера Делоне. Но если Делоне часто вводит зрителя во внутреннее пространство картины, то на полотнах Лентулова различные плоскости и пространства как бы сталкиваются, сталкиваются и клинятся друг с другом, создавая пересечение плоскостей, а не объем.
Если стоять рядом со звонарем, то действительно может быть это ощущение, чудесным образом переданное в живописи – будто мир рушится, а затем уходят загадки, предметы, а связующим веществом для него является звук. Искусствовед Ирина Вакар, сравнивая Эйфелеву башню на картинах Делоне и «Ивана Великого» Лентулова, пошутила, что башня Делоне «то же самое, только звука нет».
Аристарх Лентулов очень любил колокольный звон. Его дочь, искусствовед Марианна Лентулова, вспоминает, что, когда советская власть «отменила» колокола, отец иногда подвешивал на веревке над чугунной печной кочергой, затыкал чем попало уши и бил кочергой о печку. Получился колокол, напоминающий колокол.
Известно, что Лентулов обладал прекрасным музыкальным слухом и относился к картинам как к симфониям в красках. Картинка должна звучать! В этом смысле «Колокола» — одно из самых удачных произведений, оно излучало неповторимое ощущение колокольного звона, гула, дававшего резонанс во всем теле.
На посмертной выставке картин Аристарха Лентулова к Марианне подошел молодой парень и сказал, что абсолютно ничего не смыслит в живописи, но, глядя на эти картины, может поклясться, что изображая их, люди работали с песнями и чувствовали музыку.
Автор: Алена Есаулова
Вид на Москву с колокольни Ивана Великого, Россия, 1884 г. плакаты и гравюры Неизвестного
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Неизвестно
Художественный плакат
Другие продукты…
- Потрясающее качество печати жикле
- Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
- Гарантия цвета более 100 лет
Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет
£17,95Специальное предложение Был . Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Закрыть
Информация о размерах
Общий размер | х см (х дюйм) |
Глубина | см (в) |
Произведение искусства | х см (х дюйм) |
Бордюр (крепление) | см
верх/низ
(в) см лево право (в) |
Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)
Наши отпечатки
Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м2 и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.
Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати прошли независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .
Узнайте больше о наших репродукциях.
Произведено в Великобритании
Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.
Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.
Доставка и возврат
Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней. все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.
Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.
Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.
Product images of Вид на Москву с колокольни Ивана Великого, Россия, 1884 г.
Подробнее о продукте Вид на Москву с колокольни Ивана Великого, Россия, 1884 г.
Вид на Москву с колокольни Ивана Великого, Россия, 1884 год
Неизвестно
Вид на Москву с колокольни Ивана Великого, Россия, 1884 год.
Ваш комментарий будет первым