Доклад Народы Западной Сибири 4 класс сообщение
- Энциклопедия
- Разное
- Народы Западной Сибири
Сибирь-район с суровым климатом и минимальным процентом заселения. Это место будоражит воображение. Несмотря на огромную территорию, населенных пунктов сравнительно немного. Соответственно народы немногочисленны.
Ханты.
Немногочисленный угорско западно-сибирский народ, проживающий в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском. Занимаются жители в основном оленеводством и таёжной охотой. Слово «ханты» переводится как «человек», и появилось в обиходе в советские годы. У нации имеются свои традиции и шаманские обряды, которые защищают их быт.
Ненцы.
По-старинному «юраки» живут в районах дальнего севера. Из северных коренных народов они самые многочисленные жители. На их территории содержаться до 500 тысяч оленей. Кроме оленеводства занимаются тундровой и таёжной охотой, сбором даров тайги. Язык ненцев разделяется на: тундровый и лесной. Традиционным жилищем жителей является конический чум.
Манси.
Проживает народ большей частью населения в Ханты-Мансийском автономном округе. Манси близки по языковым данным с хантами, но никак больше они не пересекаются. Но в современном мире жители используют русский язык при общении. Манси поклоняются стихиям и духам, а так же имеют тотемное животное-медведь. Занимаются разведением оленей и ловлей рыбой, при удачном расположении на территории разводят скот.
Шорцы.
Тюркоязычный немногочисленный народ, живущий в основном в районах Кузбасса. Как и у других народов Сибири религией, стал шаманизм. Эпос шорцев древний и самобытен. Население этой нации с каждым годом все больше перебирается в города, поэтому осталось небольшое количество рассыпавшись по площади Сибири.
Сибирские татары.
Называют себя « себер татарлар», по антропологическому типу схожи с казахами и башкирами.
Среди нации прижились мусульманские праздники, которых обязательно придерживается каждый. Сибирско-татарские селения называются в честь рек и основателей. Жители обходят цивилизацию стороной и при возможности строят дома из дерева, тем самым поддерживая традиции предков.Это далеко не все народы проживающие на территории западной Сибири, и которым следует уделить внимание. Сейчас многие перебираются в центральные города, навсегда оставляя свой дом. Именно из-за этого народы становятся всё немногочисленнее и состоят в основном из стариков. Но культура каждого захватывает и интригует, поэтому немногочисленные, исчезающие нации принимают поддержку от государства.
Доклад №2
Народы, проживающие в настоящее время на территории Западной Сибири, радуют большой численностью национальностей. Их отличает присутствие своеобразных традиций, особенностей быта и уклада в целом.
Официальным названием одной из народностей являются ханты. Они сосредоточены на притоках реки Обь. Со временем ханты расселились по участкам с разными климатическими условиями. Поэтому их культура различна.
Внешний вид хантов характеризуется невысоким ростом. Темнокожие люди имеют широкие скулы на плоском лице, темные волосы и полные губы. Кочевое оленеводство один из основных видов занятий. Это источник питания и транспортное средство. Народ славится обращением к духам, семейным божествам, активно используют шаманские обряды.
Ханты-Мансийский Автономный округ, а также небольшую часть Свердловской области занимают манси, которые считаются родственниками хантов. Они относятся к фино-угорским народам. Более 12 тысяч человек занимаются ловлей рыбы, скотоводством, охотой в тайге. Большая часть народа говорит на русском языке. Уважение предков, старших является неотъемлемой составляющей их жизни. Вера в то, что орнамент оберегает от злых духов
С почитанием относятся они и к празднику медведя. Хозяин тайги для них олицетворяет справедливость. Поэтому манси серьезно относятся к подобным обрядам, сопровождающим этот вечер.
Шорцы – известный, но малочисленный народ. Представители его занимают небольшую гористую часть Кузбасса. Коренастая фигура и монголоидные признаки подчеркивают внешность. В настоящее время их одежда мало отличается от внешнего вида русского человека. Шаманизм – буквально стал смыслом существования этих добрых людей. Примером ярких традиций шорцев, проживающих в Шерегеше, являются действия, связанные с культом огня, медведя.
Алтайцы. Более 70 тысяч человек проживают в алтайских горах. Их легко узнать по узкому разрезу глаз, смуглой коже, жестким волосам черного цвета. С давних пор их одежда изменилась до неузнаваемости. Ранее отдавали предпочтение самодельным рубахам, меховым шапкам. Конструкции под названием аилы, предназначенные для жилья, напоминают юрты. Их постепенно заменили дома, сделанные из деревянного сруба. Это гостеприимный народ, который свято хранит семейные древние традиции. Например, забота младшим сыном о родителя до смерти. Земледелию, рыболовству и охоте они посвящают все свободное время.
Ненцы считаются многочисленным народом севера. Группа лесных ненцев, как правило, занимаются сбором растительности в тайге, охотой, уловом рыбы. Для тундровых главным занятием остается оленеводство. Они являются отличными знатоками сказаний, фольклора. Их жилище (чум) является временным, так как образ жизни ведут кочевой.
Таким образом, в жизни представителей каждой народности есть свои определяющие особенности, которые складываются из элементов культуры, быта, верований. Каждый из них предан своим традициям, имеющим глубокие корни.
4 класс
Народы Западной Сибири
Популярные темы сообщений
- Город Комсомольск-на-Амуре
Какое прекрасное название города – Комсомольск-на-Амуре. Наверное, каждый, когда слышит о нём, восторгается необычности звучания и написания. Этот город находится в Хабаровской области и он, как и Санкт-Петербург, был построен на болоте.
- Наполеон
Наполеон Бонапарт, был из средне статистической семьи дворян. Родился он в 1769 году. Едва ему исполнилось десять лет, как его родителя отправляют во Францию учиться в военную школу. Он был талантливым учеником и через несколько лет, получает,
- Река Енисей
Енисей – третья самая длинная река в России и восьмая в мире (3487 км). Её исток находится около города Кызыл, столицы республика Тыва. В этом месте сливаются потоки двух рек: Большого Енисея и Малого, из их потоков образуется Енисей.
- Дятел
Дятлы встречаются во всех местах, где есть лес. У них ярко выражены приспособления к древесному образу жизни. Часто встречаются в городских садах и парках. Некоторые формы привычного нам большого пёстрого дятла живут даже в зарослях саксаула
- Традиционная экономика
Традиционная экономика является самым древним видом экономики, можно сказать, именно в ее основах и заложены азы этой науки. Она использует ограниченные ресурсы, при этом земля и капитал не разделяются, а находятся в общем владении,
Народы Западной Сибири: holden_k — LiveJournal
Западная Сибирь — это огромная равнина от Урала до Енисея. Поскольку я в большей степени руководствуюсь административным делением, чем физико-географическим, то правобережье Енисея и Таймыр, относящиеся к Красноярскому краю, буду рассматривать вместе с западносибирскими территориями, тем более, что Среднюю Сибирь не всегда выделяют (иногда Сибирь делят только на Западную и Восточную). Северная граница Западной Сибири очевидна — это Северный Ледовитый океан. Южная граница менее однозначна (географически к Сибири относится и север Казахстана), но часто её условно считают совпадающей с государственной границей России и Казахстана.Степные тюрки Западной и Южной Сибири близки по происхождению и типу хозяйства, между ними существуют контактные и переходные группы, но есть и одно заметное и значительное различие — религиозно-культурное. Южносибирские тюрки могут быть шаманистами или буддистами, среди западносибирских абсолютно преобладает ислам. Сибирские татары, как ни странно, — один из самых малоизученных народов азиатской части России. Объясняется это тем, что этнографы часто рассматривали сибирских татар только как восточные группы единого татарского народа, и не уделяли им много внимания. Позиции этнического единства с волжскими татарами придерживается и большинство татар сибирских. В результате этнографически сибирские татары описаны недостаточно. Неизвестно даже, сколько их. Последняя перепись насчитала в Тюменской области около 240 тыс.
татар и ещё 110 тыс. — в Ханты-Мансийском округе. В то же время сибирскими татарами записались только 6 779 человек. Вероятно, среди татар Западной Сибири количественно преобладают казанские, приехавшие сюда в период индустриализацтии урбанизации. Однако точное соотношение татар-старожилов и волжских выходцев установить практически невозможно, тем более что эти группы открыты по отношению друг к другу и легко смешиваются. Сибирские татары — жители Сибирского ханства, разгромленного русскими в конце XVI века. По религии, культуре и языку они близки к волжским, а вот антрополигически отличаются довольно сильно не только от казанцев, но и друг от друга. Разные группы сибирских татар возникли в результате смешения с разными местными народами. Заболотные татары, отделённые от степи понятно чем, имеют отчасти угорское происхождение. Эуштинцы, живущие в районе Томска, — тюркизированные и исламизированные самодийцы, чаты Новосибирской области близки к хантам, а калмаки — это самые северные телеуты, перебравшиеся в район современной Юрги в XVII веке.Кроме разных групп татар на юге Западной Сибири живут ещё казахи и чулымцы. Казахи расселены по всей приграничной зоне, но особенно много их в Омской области. В этом регионе казахи — второй по числености народ после русских, тех же татар они превосходят примерно в два раза (причём не сугубо сибирских, а любых).
Чулымцы — очень небольшой тюркоязычный народ, живущий по реке Чулыму в районе томско-красноярской границы. До прихода русских они жили в основном охотой и собирательством, позднее получило распространение плужное земледелие русского типа. Народ возник в результате ассимиляции пришедшии с юга тюрками местных аборигенов самодийского или енисейского происхождения. Чулымцы близки сибирским татарам и особенно хакасам, но от первых отличаются религией, а от вторых — средой обитания и типом хозяйствования.
Вероятно, в первом тысячелетии нашей эры на территории Западной Сибири преобладали самодийские народы, однако под давлением угров, пришедших с Урала, и тюрок, двигающихся от Алтая на север, сплошной самодийский ареал раздробился.
Два угорских народа занимают запад Западной Сибири — Ханты-Мансийский округ и юг Ямало-Ненецкого округа. Тайга давала небольшим народам достаточно пищевых ресурсов, так что до прихода русских ни земледелие, ни скотоводство (кроме оленеводства) не были среди них широко распространены. Это касается не только хантов и манси, но и остальных народов таёжной зоны, которые занимались охотой, рыболовством, собирательством. Манси живут по левому берегу Оби, ханты — в основном по правому. Ханты примерно в три раза многочисленнее, чем манси. Оба народа возникли в результате смешения пришлых угров с местными самодийцами. Ареал манси в средневековье охватывал и Урал, но к XVI веку русские и коми вытеснили их в Приобье (интересующихся этой историей могу отослать к роману Алексея Иванова «Сердце пармы»). В этнографическое и лингвистическое изучение обских угров определённый вклад внесли венгерские учёные, живо интересовавшиеся обнаруженными в тайге родственниками (более близких родственников у венгров нет).
С запада и отчасти с севера с уграми соседствуют и самые восточные группы коми — ещё одного уральского народа, относящегося уже к пермской группе. Большая часть коми живёт в одноимённой республике, расположенной по европейскую сторону Уральских гор.
Восточнее хантов живут селькупы и лесные ненцы. На Чукотке и Камчатке мы видели разделение одних и тех же народов на береговые и материковые группы, одни из которых были морскими охотниками, а другие — тундровыми оленеводами. Похожее разделение в зависимости от природных условий есть у сибирских народов. В составе некоторых из них (ненцы, селькупы, энцы) есть и тундровые, и таёжные группы. В их быте есть различия, а лесные ненцы, кроме того, заметно отличаются от тундровых и в языковом отношении. В тайге охота имеет большее значение, чем в тундре, а оленеводство — меньшее. В тайге оленя чаще используют как вьючное и верховое животное, в тундре — почти всегда как упряжное. В тайге оленей держат в изгородях или на полувольном выпасе, и стада невелики, в тундре же оленеводы кочуют вместе с огромными стадами с летних пастбищ на зимние и обратно.
Селькупы — прямые потомки носителей кулайской археологической культуры, которых считают предками и всех остальных самодийцев. Соседи селькупов — ханты и ненцы, поэтому в дореволюционный период селькупов без особой выдумки называли остяко-самоедами, хотя это всё-таки самодийский, а не смешанный самодийско-угорский этнос.
Восточнее селькупов по обоим берегам Енисея живут кеты, любимый народ лингвистов. Возможно, кетоведов в мире ненамного меньше, чем владеющих своим языков кетов. Кетский язык — последний осколок енисейской семьи, которая в принципе никогда не была крупной ни по числу языков, ни по числу носителей. Более южные енисейские народы были ассимилированы соседями (та же история, что и саянскими самодийскими), остались только кеты. Кетский язык не имеет генетических связей ни с самодийскими, ни с угорскими, ни с тунгусскими, ни с тюркскими. Предпринимаются попытки связать его и с сино-тибетскими, и с бурушаски, и с американской семьёй на-дене. В общем, очень интересно.
Народ | Языковая семья | Численность (2010) | Район проживания |
Долганы | Тюркская | 7885 | Восток Таймырского района Красноярского края (большая часть народа), Анабарский улус Якутии |
Казахи | Тюркская | Более 15 млн (мир), 647 732 (Россия), 78 303 (Омская область) | |
Кеты | Енисейская | 1219 | Среднее течение Енисея (Туруханский, Эвенкийский, Енисейский районы Красноярского края) |
Коми | Уральская (пермская группа) | 228 235 | Республика Коми (более 200 тыс.), сопредельные районы соседних регионов |
Манси | Уральская (угорская группа) | 12 269 | Левобережье Оби в Ханты-Мансийском автономном округе, крайний север Свердловской области |
Нганасаны | Уральская (самодийская группа) | 862 | Полуостров Таймыр |
Ненцы | Уральская (самодийская группа) | 44 640 | Полярные районы от Кольского полуострова до Таймыра, в т. ч. в Ямало-Ненецком автономном округе – ок. 30 тыс., в Ненецком автономном округе – ок. 7,5 тыс., в Таймырском районе Красноярского края – ок. 3 тыс. |
Селькупы | Уральская (самодийская группа) | 3649 | Север Томской области (южная группа), восток Ямало-Ненецкого округа и северо-запад Красноярского края (северная группа) |
Сибирские татары | Тюркская | 6779 (перепись), до 200 тыс. (оценка) | Юг Западной Сибири – Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская, южные районы Томской области |
Ханты | Уральская (угорская группа) | 30 943 | Ханты-Мансийский округ (больше половины народа), юг Ямало-Ненецкого округа (около трети), северо-восток Томской области |
Чулымцы | Тюркская | 355 | Бассейн реки Чулым (Томская область и Красноярский край) |
Эвенки | Тунгусо-маньчжурская | 39 534 (Китай), 38 396 (Россия), около 1 тыс. (Монголия) | Дисперсное расселение на огромной территории от Енисея до Охотского моря. В Красноярском крае – 4177, в т. ч. в Эвенкийском районе – 3 474 |
Энцы | Уральская (самодийская группа) | 227 | Север Красноярского края (в основном – Таймырский район) |
За Енисеем начинается Среднесибирское плоскогорье, а на нём живут эвенки. Именно здесь в советское время существовал Эвенкийский автономный округ, позже пониженный в статусе до района Красноярского края (такая же история произошла и с Таймырским Долгано-Ненецким округом). Интересно, что эвенки не составляли большинства населения в Эвенкийском округе, да и большинство эвенков жило не в нём, а, как и сейчас, в Якутии, но именно здесь сложилась ситуация, когда эвенки оказались крупнейшим коренным народом и потому получили титульный статус.
Крупнейший народ тундры — ненцы (впрочем, никогда нельзя забывать об условности этого определения: всех ненцев в мире меньше, чем казахов в Омской области). Ареал ненцев очень протяжённый по широте и практически сплошной, другие коренные народы пересекаются с ними в основном на южной границе области их расселения. Ненцы считаются создателями наиболее развитой формы тундрового оленеводства, некоторые приёмы которого оказали влияние и на хозяйство соседних народов (например, обских угров или коми). В Ямало-Ненецком округе десять лет назад было более 600 тыс. оленей — это в три раза больше, чем во всей огромной Якутии. О жизни ненцев можно узнать, например, послушав арзамасовский курс «Открывая Россию: Ямал».
Область ненцев заканчивается у Енисея, а за Енисеем — Таймыр, самый северный полуостров Евразии. Таймыр — не то место, где оказываются из большого желания там оказаться. На Таймыре живут энцы, нганасаны и долганы. Энцы — маленький самодийский народ, вытесненный родственными ненцами с левого берега Енисея на правый. Нганасаны интересны тем, что в их этногенезе принимали участие не только самодийцы, но и племена юкагирского происхождения, отходившие от Лены под давлением эвенков. Самих же нганасанов ещё дальше к северу оттеснили уже долганы, которые, как я уже писал в тексте про Якутию, появились в результате якутской экспансии на эвенкийскую территорию. В итоге долганы оказались самым северным из всех тюрксих народов, а живущие чуть севернее нганасаны — самым северным из живущих в Евразии. И долганы, и нганасаны, и энцы — оленеводы, причём у энцев самый высокий в Сибири коэффициент оленевладения (узнал этот чудесный термин, надо же употребить). Были на Таймыре (на реке Хатанге) и русские старожилы — так называемые затундренные крестьяне (само слово «затундренный» звучит довольно грустно). Судьба их сложилась необычно. Некоторая часть слилась с более поздними русскими переселенцами, что довольно типично. Другая же была якутизирована вместе с эвенками и стала одной из составных частей долганского этноса.
Если уж упомянул затундренных, то надо рассказать и о чалдонах (чолдонах, челдонах). Чалдоны — это западносибирские русские крестьяне, потомки наиболее ранних переселенцев в этот регион. Они имели свои диалектные и хозяйственные особенности, а в особенно глухих деревнях и до сих пор имеют. Однако и особенности эти различались в зависимости от происхождения и времени переселения чалдонских групп, и какого-то единого «общечалдонского» самосознания и самоназвания не было. Хотя признаки такого самосознания можно проследить в начале XX века в противопоставлении сибирских старожилов «самоходам», «расейским» — новым переселенцам («самоходы носят лапти, а чалдоны — сапоги!»). Сейчас «чалдон» может употребляться и просто как региональное прозвище. Кажется, правильнее считать чалдонов собирательным названием русских сибирских старожилов, а не чётко очерченной субэтнической группой.
Музыкальный номер сегодня — весёлая селькупская песня про оленёнка (внимание: в клипе много оленей!). А тем, кто интересуется самой современной музыкой коренных народов Сибири, рекомендую обратить внимание на творчество Евгения Анямова, также известного как BIZZO, — первого в мире исполнителя мансийского рэпа.
Коренные народы Западной Сибири — По-Сибири
В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сибирские татары, шорцы, алтайцы. Конституция РФ гарантирует каждому малому народу неотъемлемое право самоидентификацию и самоопределение.
Содержание
- 1 Ханты
- 2 Манси
- 3 Ненцы
- 4 Алтайцы
- 5 Шорцы
- 6 Сибирские татары
Ханты
Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.
Старинные имена хантов «остяки» или «югры» широко используются и сегодня. Слово «ханты» произошло от древнего местного слова «кантах», что просто означает «человек», в документах оно появилось в советские годы. Ханты этнографически близки к народу манси, и объединены с ними часто под единым названием обские угры.
Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.
С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.
Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.
В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.
Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.
К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).
Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней Оби они имеют зимние поселения и летние кочевья.
Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.
Манси
Манси (старинное название вогулы, вогуличи), численность которых 12 269 человек, проживают большей частью в Ханты-Мансийском АО. Этот весьма многочисленный народ известен русским с открытия Сибири. Еще государь Иван IV Грозный повелевал посылать стрельцов усмирять многочисленных и могущественных манси.
Слово «манси» произошло от прафинно-угорского старинного слова «мансз», означающего «мужчину, человека». У манси есть свой язык, относящийся к обско-угорской обособленной группе уральской языковой семьи и достаточно развитый национальный эпос. Манси являются близкими по языку родственниками хантов. Сегодня до 60% используют в повседневной жизни русский язык.
Манси удачно сочетают в своей общественной жизни культуры северных охотников и южных кочевников-скотоводов. Новгородцы контактировали с манси еще в XI веке. С появлением русских в XVI веке часть племен вогулов ушли на север, другие жили по соседству с русскими и ассимилировались с ними, приняв язык и православную веру.
Верованиями манси являются поклонение стихиям и духам природы – шаманизм, им присущ культ старших и предков, тотемного медведя. Манси имеют богатейший фольклор и мифологию. Манси разделяются на две обособленные этнографические группы потомков уральцев Пор и потомков угров Мось, отличающиеся происхождением и обычаями. С целью обогащения генетического материала браки издавна заключались только между этими группами.
Манси занимаются таежной охотой, разведением оленей, ловлей рыбы, земледелием и скотоводством. Оленеводство на берегах Северной Сосьвы и Лозьвы было перенято у хантов. Южнее с приходом русских было перенято земледелие, разведение лошадей, КРС и МРС, свиней и птицы.
В повседневной жизни и самобытном творчестве манси особое значение имеют орнаменты, схожие по мотивам с рисунками селькупов и хантов. В орнаментах манси явно преобладают правильные геометрические рисунки. Часто с элементами рогов оленей, ромбы и волнистые линии, похожий на греческий меандр и зигзаги, изображения орлов и медведей.
Ненцы
Ненцы, по-старинному юраки или самоядь, всего 44 640 человек живут на севере Ханты-Мансийского и соответственно Ямало-Ненецкого автономных округов. Самоназвание самодийского народа «ненец» дословно означает «мужчина, человек». Из северных коренных народов они самые многочисленные.
Занимаются ненцы крупностадным кочевым оленеводством в тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тысяч оленей. Традиционным жилищем ненцев является конический чум. До полутора тысяч ненцев, живущих южнее тундры на реках Пур и Таз, считаются лесными ненцами. Кроме оленеводства они активно занимаются тундровой и таежной охотой и рыбной ловлей, сбором даров тайги. Питаются ненцы ржаным хлебом, олениной, мясом морского зверя, рыбой, дарами тайги и тундры.
Язык ненцев относится к уральским самодийским языкам, он разделен на два диалекта тундровый и лесной, они в свою очередь делятся на говоры. Народ ненцев обладает богатейшим фольклором, сказаниями, сказками, эпическими сюжетами. В 1937 году ученые лингвисты создали для ненцев письменность на основе кириллицы. Этнографы описывают ненцев как коренастых людей с большой головой, плоским землистого цвета лицом, лишенным какой-либо растительности.
Алтайцы
Территорией проживания тюркоязычного коренного народа алтайцев стали Алтайские горы. Живут они в количестве до 71 тыс. человек, что позволяет считать их крупным народом, в республике Алтай, часть в Алтайском крае. Среди алтайцев различают отдельные этнические группы кумандинцев (2892 чел), теленгитов или телесов (3712 чел), тубаларов (1965 чел), телеутов (2643 чел), челканцев (1181 чел).
Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они придерживаются традиционного шаманизма, бурханизма и буддизма. Живут они родами сеоками, родство считается по мужской линии. Алтайцы имеют многовековую богатейшую историю и фольклор, сказания и легенды, собственный героический эпос.
Шорцы
Шорцы являются немногочисленным тюркоязычным народом, в основном проживающим в отдаленных горных районах Кузбасса. Общая численность шорцев сегодня составляет до 14 тыс. человек. Издавна шорцы поклоняются духам природы и стихиям, основной их религией стал сложившийся веками шаманизм.
Сформировался этнос шорцев в VI-IX веках путем смешения кетоязычных и пришедших с юга тюркоязычных племен. Шорский язык относится к тюркским языкам, сегодня более 60% шорцев говорят по-русски. Эпос шорцев древний и весьма самобытен. Традиции коренных шорцев сегодня хорошо сохранились в Шерегеше, большинство шорцев сейчас живут в городах.
Сибирские татары
В средние века именно сибирские татары были основным населением Сибирского ханства. Сейчас субэтнос сибирских татар, как они сами себя называют «себер татарлар», состоящий по разным оценкам от 190 тыс. до 210 тыс. человек проживает на юге Западной Сибири. По антропологическому типу татары Сибири близки к казахам и башкирам. «Тадар» себя могут именовать сегодня и чулымцы, и шорцы, и хакасы, и телеуты.
Предками сибирских татар ученые считают средневековых кыпчаков, которые контактировали длительное время с самодийцами, кетами, угорскими народами. Процесс развития и смешения народов шел на юге Западной Сибири с VI-IV тыс. до н.э. до возникновения в XIV веке Тюменского царства, и позже с возникновением в XVI веке могущественного Сибирского ханства.
В большинстве сибирские татары пользуются литературным татарским языком, но в некоторых отдаленных улусах сохранился сибирско-татарский язык из кыпчако-ногайской группы западнохуннских тюркских языков. Он делится на тоболо-иртышский и барабинский диалекты и множество говоров.
Праздники сибирских татар содержат черты доисламских древних тюркских верований. Это, прежде всего амаль, когда празднуется во время весеннего равноденствия новый год. Прилет грачей и начало полевых работ сибирские татары празднуют карга путка. Прижились здесь и некоторые мусульманские праздники, обряды и молебны о ниспослании дождя, почитаются мусульманские захоронения суфийских шейхов.
Черный снег: нефть и ханты Западной Сибири
В то время как Запад аплодирует распаду Советского Союза, распад Центра как эффективной политической силы в России способствовал быстрому развитию разгульного пограничного капитализма в Западной Сибири , на основе нефти и газа. Хотя в последнее время экологическим проблемам в России уделялось определенное внимание, особенно после разлива нефти в Усинске в Коми, этому вопросу уделялось недостаточно пристальное внимание. Эта война с окружающей средой — это также война с традиционными народами, а Западная Сибирь — линия фронта. «Мы сражаемся за последние километры нашей земли, — сказала нам Вера Сопочина, ханты, живущая к северу от Сургута.
Ханты — одна из крупнейших из 23 «малых наций», как в Советском Союзе называли племенные народы Сибири, общая численность которых составляет немногим более миллиона. Среди примерно 22 000 хантов можно выделить три группы — северную, южную и восточную — по различиям в диалекте, образе жизни и материальной культуре. Называемые в русской этнографической литературе остяками, ханты живут в тайге среди невысоких холмов и болот по берегам и притокам рек Оби и Иртыша, третьей по величине речной системы в мире. Традиционно они жили не в деревнях, а в широко разбросанных семейных поселениях, где продолжают пользоваться традиционными семейными охотничьими угодьями. Повсюду они обеспечивают себя охотой, отловом соболя и лисицы. Рыба составляет 70% их рациона, но оленеводство распространено к северу от Оби. Многие владеют русским языком и свободно говорят на двух языках, но предпочитают говорить на ханты. И, несмотря на усилия Православной церкви, которая в некоторых районах приобрела новообращенных разной степени приверженности, и несмотря на подавление местной религии при Советах, традиционные верования и ритуалы все еще процветают.
Большая нефть, Черный снег
Сегодня Западная Сибирь является местом одного из самых обширных месторождений нефти в мире. Процесс развития, начавшийся в конце 1960-х годов с первым открытием нефти, всегда характеризовался минимальным вниманием к охране окружающей среды, сохранению культурных ценностей и эффективным консультациям с коренными народами. 1970-е годы были отмечены насильственным переселением семей хантов с их традиционных семейных охотничьих угодий или уничтожением природных ресурсов оккупированных семейных территорий, что в конечном итоге вынудило семьи переселиться добровольно. В результате — после 5000 лет заселения — сегодня практически нет традиционных родовых поселений хантов на реках Вах, Аган, Салим и Вас-Юган, хотя все это были густонаселенные районы, богатые с точки зрения традиционной экономики, двадцати много лет назад. Другие речные системы, такие как Пим и Тром-Аган, сильно пострадали, а ханты оказались в маргинальном положении. Лишь семьи хантов систем рек Ламин и Юган пострадали минимально. К 1989 нефть была на подъеме; В Сургуте было более 300 000 человек, и все они были связаны с нефтью.
Как ни крути, но распад Советского Союза, надо сказать, был для Западной Сибири губительным. Приватизация привела к ликвидации государственной нефтяной монополии, а производство было передано региональным нефтяным компаниям, которыми часто руководили люди, достаточно богатые и влиятельные, чтобы контролировать областные, окружные и областные думы и администрации. Из-за фиксации прибыли в сочетании с кризисом внутреннего долга ветхие трубопроводы и устаревшее оборудование не заменяются; упущенная выгода из-за снижения продуктивности отдельных кустов скважин (некоторые оставляют в недрах более 50% нефти) и разливов (более 3000 разрывов трубопроводов в год) ведут к расширению новых территорий добычи. Российские региональные нефтяные компании систематически нарушают экологические нормы, предусматривающие лишь символические финансовые санкции. Законы, принятые как центральным, так и окружным правительством, обязывающие нефтяные компании получать подписанные договоры аренды/компенсации от семей хантов до начала работ, реализуются мошенническим путем, а подписи под договорами аренды до сих пор получают путем принуждения, ложных обещаний, административного запугивания, даже подделка. Крупные западные нефтяные компании, такие как ELF-Aquitaine, Shell, AMOCO, CONOCO и другие, сотрудничают с этими богатыми региональными нефтяными компаниями, часто с инвестициями, частично гарантированными многонациональными кредиторами, такими как Всемирный банк, или продажей акций в крупные российские холдинги, такие как ЛУКОЙЛ и ЮКОС, некоторые из которых сейчас торгуются на Западе.
Против этой силы у самих хантов нет действенного голоса. В окружной и областной думах нет ни одного представителя хантов; Напротив, четверо из девяти депутатов Сургутской областной думы представляют нефтяные компании. В 1993 году Ельцин распустил систему сельских советов, в которой ханты хотя бы имели местный голос, и заменил их сельскими администраторами, назначаемыми областным правительством и утверждаемыми в Москве. Эти администраторы всегда русские, чья отзывчивость на давление областной администрации, нефтяных компаний и мигрантов-нефтяников, живущих в деревне, намного перевешивает любое чувство долга перед традиционными семьями хантов. Трудности хантов усугубляются тем, что государственные структуры, которые ранее оказывали им некоторую экономическую поддержку, практически неэффективны. Традиционные семьи хантов не могут продавать ни пушнину, ни рыбу, ни мясо государственным производственным организациям в количествах и по ценам, достаточным для содержания своих семей, которые теперь также вынуждены бороться с инфляцией и коммерческими продуктовыми магазинами.
Воздействие нефти на хантов
Без защиты ханты ощущают давление разведки нефти и газа на традиционные охотничьи угодья хантов и на их культуру. Загрязнение почвы в результате разрывов трубопроводов и отстойников привело к разрушению больших территорий. Поверхностные воды в этих водно-болотных угодьях обычно содержат в семь-двадцать раз больше максимально допустимого количества нефтяных углеводородов. Выпадения серы и азота от химических сбросов в два-три раза превышают предельно допустимые нормы, а обильные кислотные дожди и снегопады разрушают тайгу, часто в районах, удаленных от производственных площадок. Вторичные воздействия, связанные с застройкой, пересекают леса и болота с автомобильными дорогами, железными дорогами, трубопроводами, сейсмическими линиями, линиями электропередачи и полосами отчуждения. Эта обширная, но хрупкая сеть инфраструктуры способствовала значительному нарушению среды обитания рыб, пушных зверей, домашних северных оленей и перелетных птиц, от которых зависит традиционная экономика хантов.
Концентрация инфраструктуры в новых сообществах рабочих-мигрантов резко изменила социальные и политические отношения и еще больше сократила и без того очень ограниченный доступ хантов к экономическим и медицинским ресурсам. Вахтовики (мигранты-нефтяники) обвиняются в личных нападениях, преступных посягательствах и кражах, браконьерстве на пушнину и дичь, нападениях на стада оленей ради «спорта» и других преступлениях, совершенных против хантов и их ресурсов. В то же время программы переселения и переселения заставили многих хантов покинуть их традиционные охотничьи угодья, экспроприированные для добычи нефти, только для того, чтобы провести свою жизнь в деревнях, пытаясь выжить на минимальную ренту без работы или цели. Резко увеличились аномия, алкоголизм и насилие в семье.
Священный фонд и проекты хантыйского атласа
Нарушения окружающей среды, которые нарушают модели традиционного землепользования, неизбежно имеют трудно поддающиеся оценке, но, тем не менее, реальные культурные последствия. Хорошо известным местом таких основных культурных верований и обычаев являются священные места. При финансировании Фонда Макартуров мы завершаем второй из двух двухлетних проектов, направленных на разработку основных данных, необходимых для поддержки любого плана по сохранению священных мест хантов и обеспечению доступа к ним. Мы сосредоточили наше внимание на священных местах, потому что мы считаем, что накопление мирового опыта в демонстрации полезности включения подхода к сохранению культурного наследия в процессы планирования. Моделирование развития такого процесса является основным мотивом нашей работы. Это особенно актуальная задача ввиду почти полного отсутствия в России какой-либо традиции прикладной социальной науки.
Задачами проекта «Священное доверие» (1993-95 гг.) было определение критериев, по которым ханты относят к иерархическим уровням религиозной значимости особенности ландшафта и речных систем, как такие места функционируют в традиционном мировоззрении и хозяйстве хантов, а также оценить степень войлочной привязанности и придаваемой значимости, которую местные банды ханты придают этим местам. Социальная организация хантов основана на расширенных семьях или родословных, при этом родственные родословные сгруппированы в кланы (ханты: cir). Наша собственная кропотливая работа и этнографические записи показывают, что разные кланы хантов даже сегодня претендуют на традиционное использование прав на различные речные системы, впадающие в Обь, отчасти потому, что они верят, что их род был основан божественными предками, которые также были ответственны за создание речные системы, на которых живет большая часть клана. Большинство расширенных семей хантов живут на традиционных семейных охотничьих территориях, защищенных семейными богами, которые считаются потомками божеств-основателей рода. Эти родословные божества — дети верховного бога, каждое из которых покровительствует большому притоку Оби. Грубо говоря, главные божества несут ответственность за события космологического уровня, их потомки в первом поколении — за водоразделы основных притоков, а потомки во втором поколении — за отдельные семейные земли вдоль каждого водораздела. Таким образом, ханты верят, что священная сила исторически была вложена как в ландшафт, так и в родословную.
Разработка месторождений нефти влияет на религиозные убеждения и практику хантов, изменяя или ограничивая доступ к нескольким важным компонентам физической среды. Первая категория включает в себя различные типы священных мест, включая, помимо прочего, места жертвоприношений, лабы или места поминовения, археологические памятники и места захоронений. Небольшой, но страшный пример: рыбацкая стоянка для вахтовиков была построена у подножия Тором Кота, Дома Неба, холма на реке Тром-Аган, отмеченного высокой березой посреди деревьев наверху. Одно из этих деревьев, к которому все еще были прикреплены подношения из ткани, было намеренно срублено топором. Вторая категория воздействия окружающей среды на культуру включает в себя несколько видов божественно установленных особенностей физической среды, таких как возвышенности, насыпи и мысы, песчаные отмели, священные рощи деревьев, истоки и слияния речных систем. Священные возвышенности хантов в бассейне Оби находятся под особой угрозой, потому что немногие существующие холмы являются основным источником песка, используемого для строительства приподнятого дорожного полотна, буровых и строительных площадок, необходимых как часть инфраструктуры, связанной с расширением добычи нефти. Ярким примером здесь является еще одна возвышенность под названием Ими Яун, Мать Рек, к северу от Русскинских. Несмотря на общественные возражения хантов, этот холм сначала сровняли, а затем раскопали, так что все, что осталось сегодня, — это открытый карьер длиной почти километр, шириной полкилометра и глубиной, может быть, метров десять.
Работа нашего Священного фонда была сосредоточена на выявлении мест в этих двух категориях, сборе связанных с ними традиций географических названий, описании характера и частоты культурных мероприятий, связанных с этими местами, а также их обнаружении и картографировании с помощью портативного GPS (глобальная система позиционирования). ) Ед. изм. Летом 1994 и 1995 гг. нам удалось завершить работы более чем на 75 объектах на шести крупных притоках Средней Оби.
Проект «Священное доверие» заложил основу для Атласа традиционного землепользования хантов, который при поддержке Фонда Макартуров мы в настоящее время разрабатываем с российскими коллегами из Уральского государственного университета в Екатеринбурге. В атласе будет использоваться серия базовых карт для определения мест в следующих категориях: традиционные и современные поселения, как отдельные поселения расширенных семей, так и деревни; индивидуальные семейные охотничьи угодья; места культурного значения, в том числе культовые места, места с мифическими ассоциациями и традиционные кладбища; археологические памятники; другие особенности землепользования, такие как оленьи тропы, общинные охотничьи угодья, районы рыболовства, охоты, собирательства и выпаса скота и т. д. Дополнительные карты будут освещать развитие индустриализации и инфраструктуры, связанные с этими землями. Атлас традиционного землепользования хантов послужит не только бесценным историческим и антропологическим документом, но и, надеюсь, основным документом планирования для местного руководства, центральных и региональных органов власти и региональных нефтяных компаний в регионе.
Неопределенное будущее
Мы не считаем, что основной целью любой программы сохранения культуры должна быть изоляция традиционных народов от внешних сил. Такая политика нереалистична как с политической, так и с практической точки зрения и в конечном счете контрпродуктивна; она также бросает вызов динамической природе даже самых традиционных культур. Что необходимо, мы считаем, так это сохранить с некоторой безопасностью ресурсы, от которых зависит нынешнее культурное формирование, и установить законный процесс переговоров, посредством которого традиционные народы могут выбирать свое собственное будущее. Очевидно, что это чрезвычайно сложный процесс, и, пожалуй, нигде более, чем в России, где этот процесс сдерживается отсутствием правовой базы для признания коренных народов отдельными общностями со своими интересами, глубоко укоренившимися авторитарными привычками, экономика, движимая потребностью в твердой валюте, полученной от экспорта сибирских природных ресурсов. По мере того, как Россия движется к разработке нормативных актов, которые уравновешивают национальные интересы с частным развитием, необходим эффективный комплексный процесс оценки воздействия на окружающую среду, социальную и культурную среду.
Ситуация в Западной Сибири со страшной остротой концентрирует все силы, которые сейчас работают на территории бывшего Советского Союза. Каждый день подрываются основные права человека, определенные Организацией Объединенных Наций, права, одобренные Соединенными Штатами и за которыми должна следить Хельсинкская комиссия, такие как права на культурную целостность, самоопределение и свободу вероисповедания. Трагическая ирония заключается в том, что коренные народы Западной Сибири, исторически защищенные своей изоляцией и пережившие царскую колонизацию, миссионерство православной церкви, репрессии и застой Советов, теперь могут не пережить нефти.
Авторское право на статью Cultural Survival, Inc.
На нашем веб-сайте размещено около пяти десятилетий контента и публикаций. Любой контент старше 10 лет является архивным, и «Культурное выживание» не обязательно согласуется с сегодняшним содержанием и выбором слов.
Экологическая мудрость коренных малочисленных народов Западной Сибири
Автор
Перечислены:
- Захарова Ольга Викторовна
(Школа повышения квалификации Тюменского государственного университета, 625003 Тюмень, Россия)
- Суворова Людмила Геннадьевича
(Школа повышения квалификации Тюменского государственного университета, 625003 Тюмень, Россия)
- Богданова Мария Викторовна
(Школа повышения квалификации Тюменского государственного университета, 625003 Тюмень, Россия)
- Захаров Антон Викторович
(Школа повышения квалификации Тюменского государственного университета, 625003 Тюмень, Россия)
- Антон Пермяков
(Школа повышения квалификации Тюменского государственного университета, 625003 Тюмень, Россия)
- Малых Ирина Юрьевна
(Заместитель директора Фонда развития коренных малочисленных народов Севера, 625000 Тюмень, Россия)
Зарегистрирован:
Реферат
Цель экологического образования — формирование уважительного отношения к природе в интересах устойчивого развития. В статье описывается программа экологического просвещения в этнолагере, которая позволяет посетителям приобщиться к экологической мудрости коренных народов Западной Сибири России. Эта программа показывает, как общины коренных народов могут участвовать в глобальной повестке дня в качестве субъектов, предлагающих свои ответы на глобальные экологические проблемы. В статье ставится задача оценить содержание, форму и эффективность программы экологического образования в этнолагере. Содержание и форма оценивались в соответствии с элементами современного экологического образования. Для измерения эффективности образовательной программы была использована Теория запланированного поведения (ТПП) для изучения намерений студентов вести устойчивое поведение после посещения этнического лагеря. Участниками исследования стали 210 студентов вузов. Эта программа богата по содержанию и форме, включая традиционные виды деятельности и экологическую мудрость коренных народов. Однако результаты показали, что программа мало повлияла на их устойчивое поведение в окружающей среде. Достоверных различий между результатами опытной и контрольной групп выявлено не было. В исследовании предлагаются пути совершенствования образовательной программы.
Предлагаемое цитирование
Обработчик: RePEc:gam:jsusta:v:13:y:2021:i:7:p:4040-:d:530516
как
HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
URL-адрес файла: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/7/4040/pdfОграничение на загрузку: нет
URL-адрес файла: https://www.mdpi.com/ 2071-1050/13/7/4040/
Ограничение на загрузку: нет
—>
Ссылки перечислены в IDEAS
как
HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
- Натали Лазарик, Фабрис Гель, Жан Белин, Ванесса Ольтра, Себастьян Лаво и Али Дуэ, 2020 г. Детерминанты устойчивого потребления во Франции: важность социального влияния и экологических ценностей ,»
Журнал эволюционной экономики, Springer, vol. 30(5), страницы 1337-1366, ноябрь.
- Натали Лазарик, Фабрис Ле Гуэль, Жан Белин, Ванесса Ольтра, Себастьян Лаво и Али Дуэ, 2020 г. « Детерминанты устойчивого потребления во Франции: важность социального влияния и экологических ценностей », Пост-печать halshs-02387961, HAL.
- Айзен, Айсек, 1991 г. « Теория запланированного поведения «, Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, Elsevier, vol. 50(2), страницы 179-211, декабрь.
- Эззин-де-Блас, Дрисс и Корбера, Эстев и Лапейр, Рено, 2019 г. « Платежи за экологические услуги и мотивация скученности: на пути к концептуальной основе », Экологическая экономика, Elsevier, vol. 156(С), страницы 434-443.
- Вэнь-Лан Ляо и Чин-И Фан, 2019 г.. « Применение расширенной теории запланированного поведения для поддержания ландшафтного ресторана «, Устойчивое развитие, MDPI, vol. 11(18), страницы 1-13, сентябрь.
Полные ссылки (включая те, которые не соответствуют элементам в IDEAS)
Наиболее связанные элементы
Это элементы, которые чаще всего цитируют те же работы, что и этот, и цитируются теми же работами, что и этот.
- Ивана Блешич, Марко Д. Петрович, Тамара Гайич, Татьяна Н. Третьякова, Юлия А. Сыромятникова, Милан Радованович, Йованка Попов-Ралич и Наталья В. Яковенко, 2021 г. Как можно применить расширенную теорию запланированного поведения в исследовании факторов, влияющих на пищевые отходы в ресторанах: опыт сербских городских центров ,» Устойчивое развитие, MDPI, vol. 13(16), страницы 1-14, август.
- Инес Фачбах, Гернот Лехнер и Марк Рейманн, 2021 г. » Изучение намерений потребителей в отношении ремонта — роль экологических, социальных и экономических факторов ,» Серия рабочих документов, Социальные и экономические науки 2021-05, Факультет социальных и экономических наук, Университет Карла Франценса, Грац.
- Спандагос, Константин и Баарк, Эрик и Нг, Цзе Линг и Яриме, Масару, 2021 г. « Политика социального влияния и экономического вмешательства для экономии энергии дома: критические вопросы нового десятилетия и данные об использовании кондиционеров », Обзоры возобновляемых и устойчивых источников энергии, Elsevier, vol. 143(С).
- Отман Ариде и Мария-дель-Мар Памиес-Паллисе, 2019 г. « От ценностей к поведению: предложение интегрирующей модели », Устойчивое развитие, MDPI, vol. 11(21), страницы 1-19, ноябрь.
- Цай, Яо-Те и Тивасинг, Праевванит, 2021 г. » Намерение клиентов использовать умные шкафчики для доставки на последней миле: мультитеория ,» Журнал розничной торговли и потребительских услуг, Elsevier, vol. 61 (С).
- Мария Андерссон, Ола Эрикссон и Крис фон Боргстеде, 2012 г. « Влияние систем управления окружающей средой на разделение источников в рабочих и домашних условиях », Устойчивое развитие, MDPI, vol. 4(6), страницы 1-17, июнь.
- Чан Хуи Фуонг и Тхань Чунг Хиеу, 2015 г. « Предикторы предпринимательских намерений студентов бакалавриата во Вьетнаме: эмпирическое исследование », Международный журнал академических исследований в области бизнеса и социальных наук, Общество академических исследований по управлению человеческими ресурсами, Международный журнал академических исследований в области бизнеса и социальных наук, том. 5(8), страницы 46-55, август.
- Клара Кардоне-Рипортелла и Мария Хосе Касасола-Мартинес и Изабель Фейто-Руис, 2014 г. Предприниматели пришли с Венеры или Марса? Влияние последипломного образования: история гендера и семейного бизнеса , » Рабочие бумаги 14.04, Universidad Pablo de Olavide, факультет финансовой экономики и бухгалтерского учета (бывший факультет делового администрирования), пересмотрено в сентябре 2014 г.
- Пэн Ченг, Чжэ Оуян и Ян Лю, 0. « Влияние информационной перегрузки на намерение потребителей использовать электромобили «, Транспорт, Спрингер, том. 0, страницы 1-20.
- Жуйцзе Чжу, Гоцзин Чжао, Зехай Лонг, Янцзе Хуан и Чжаоксин Хуан, 2022 г. « Предпринимательство или занятость? Обзор устойчивых предпринимательских намерений студентов колледжей », Устойчивое развитие, MDPI, vol. 14(9), страницы 1-15, май.
- Альсалем, Амани и Фрай, Мария-Луиза и Тайчон, Парк, 2020 г. » Пожертвовать или растратить: Понимание отношения к посмертному донорству органов ,» Австралазийский маркетинговый журнал, Elsevier, vol. 28(3), страницы 87-97.
- Пан, Цзин Ю и Лю, Дахай, 2022 г. » Намерения носить маску в самолетах во время COVID-19 — Применение теории модели запланированного поведения ,» Транспортная политика, Elsevier, vol. 119(С), страницы 32-44.
- Джариясунант, Джеральд и Каррел, Андре и Экамбарам, Венкатесан и Гейкер, Дэвид и Сенгупта, Раджа и Уокер, Джоан Л., 2012 г. » Quantified Traveler: изменение поведения транспорта с помощью персонализированной обратной связи с данными о поездках ,» Транспортный центр Калифорнийского университета, рабочие документы qt3047k0dw, Транспортный центр Калифорнийского университета.
- Браун, Филип и Ропер, Саймон, 2017 г. « Инновации и сети в сельском хозяйстве Новой Зеландии «, Австралийский журнал экономики сельского хозяйства и ресурсов, Австралийское общество экономики сельского хозяйства и ресурсов, том. 61(3), июль.
- Теодора Роман, 2009 г. « Исследование предпринимательских намерений среди студентов «, ЕЖЕГОДНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ «GH. ZANE», Института экономических и социальных исследований им. Георгия Зане (от РУМЫНСКОЙ АКАДЕМИИ, ЯССКИЙ ФИЛИАЛ), vol. 18, стр. 87-94.
- Сандра Д. Бот и Джоринтье Д. Макенбах, Гил Нейпелс и Йерун Лакервельд, 2016 г. « Связь между характеристиками социальных сетей и образом жизни у взрослых, подверженных риску диабета и сердечно-сосудистых заболеваний », PLOS ONE, Публичная научная библиотека, том. 11(10), страницы 1-14, октябрь.
- Кристин Томас, Эвалил Нильссон, Карин Фестин, Понтус Хенрикссон, Матс Ловен, Мари Лёф и Маргарета Кристенсон, 2020 г. » Ассоциации психосоциальных факторов с множественным поведением в отношении здоровья: популяционное исследование мужчин и женщин среднего возраста ,» IJERPH, MDPI, vol. 17(4), страницы 1-17, февраль.
- Камруцзаман, Мэриленд, и Бейкер, Дуглас и Вашингтон, Саймон и Таррелл, Гэвин, 2013 г. « Жилой диссонанс и выбор режима «, Журнал географии транспорта, Elsevier, vol. 33(С), страницы 12-28.
- Фицко, Андрей и Бончина, Андрей, 2013. « Вероятностная типология принятия управленческих решений в частных лесных владениях «, Лесная политика и экономика, Elsevier, vol. 27(С), страницы 34-43.
- Мухаммад Шахид Куреши и Саадат Саид и Сайед Валид Мехмуд Васти, 2016 г. » Влияние различных предпринимательских вмешательств во время конкурса бизнес-планов на стремления участников к предпринимательской идентичности ,» Journal of Global Entrepreneurship Research, Springer; Председатель ЮНЕСКО по предпринимательству, vol. 6(1), страницы 1-18, декабрь.
Подробнее об этом изделии
Ключевые слова
экологическое образование; коренные народы; цели устойчивого развития; экологическая мудрость коренных народов; этнический лагерь; теория запланированного поведения;Все эти ключевые слова.
Статистика
Доступ и статистика загрузкиИсправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:gam:jsusta:v:13:y:2021:i:7:p:4040-:d:530516 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://www.mdpi.com .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
Если CitEc распознал библиографическую ссылку, но не связал с ней элемент в RePEc, вы можете помочь с помощью этой формы .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь к менеджеру по индексированию MDPI (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: https://www.mdpi.com .
Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.
Урал и Западная Сибирь в бронзовом и железном веках
Огромная территория Евразии, простирающаяся от Венгрии до Монголии и охватывающая территорию, превышающую всю Северную Америку, была источником, питавшим так много западной цивилизации, и все же , из-за удаленности, враждебного климата и, прежде всего, политических барьеров, это область, о которой западные ученые знают очень мало. Однако это не относится к российским ученым, которые в течение многих десятилетий проводят обширные и детальные исследования его обширных пастбищ и лесов. «Холодная война» и «железный занавес» объединились, чтобы разделить два отдельных направления научных исследований, которые только сейчас медленно переплетаются должным образом. Этот том является очень важной вехой в этом процессе.
Хотя экологическая однородность степей привела к очевидному культурному сходству на огромных расстояниях, при ближайшем рассмотрении обнаруживаются тонкие, но отчетливые региональные различия. Уральские горы делят степь пополам и обозначают более четкие культурные границы. В этом томе подробно рассматривается часть восточного региона, охватывающая сами горы, южная часть западно-Сибирской равнины и верховья великой Обь-Иртышской речной системы.
Авторы характеризуют том как «расширенное введение в позднейшую предысторию значительной части Евразии, преимущественно в пределах степной и лесостепной зон» (xxi). Источники почти исключительно русские, поэтому работа представляет на английском языке, в основном, российскую науку об этом регионе, лишь слегка переплетенную с западными интерпретациями. Тем не менее, это чрезвычайно важно и открывает путь для нерусскоязычных исследователей к более полному и ясному пониманию имеющихся данных.
Русская наука во многом опиралась на типологии материальной культуры, в частности керамики и металлического оружия. Больше внимания уделялось захоронениям, чем местам поселений, сбор и анализ фаунистических и (в частности) ботанических остатков были ограничены, а датирование основано почти исключительно на относительной хронологии. Поэтому авторы сосредоточились на обобщении ключевых элементов определенных «культур», дополнив их обоснованными дискуссиями, касающимися их стратегий существования и характера отношений между ними. Ключевыми проблемными областями при создании истории Евразии являются связи между археологическими «культурами» и либо языковыми группами, либо народами, упоминаемыми в исторических источниках. В случае последнего российская наука склонна к меньшей осторожности, чем западная, в то время как западные авторы привели многие аргументы о языковых группах. Авторы этого тома обычно подходят к этим вопросам осторожно и взвешенно, ссылаясь на мнения обеих сторон, и в основном избегают слишком тесной связи своих археологических свидетельств с лингвистическими или историческими группами.
Некоторые вопросы имеют решающее значение для культурных изменений в регионе и рассматриваются отдельно. Во-первых, это развитие металлургии, ключевого катализатора раннего экономического развития. Во-вторых, сложный характер кочевой жизни: ее возникновение, ее роль в передаче товаров и идей, а также многочисленные и разнообразные способы ее осуществления в регионе. Последний вопрос рассмотрен подробно, с большой научной степенью и ссылками как на работы западных авторов, так и на российские источники. Этот раздел, в частности, рекомендуется читателям, ищущим краткий анализ кочевого развития Евразии, хотя краткое изложение названий племен из исторических источников не следует воспринимать как подробное критическое исследование свидетельств.
Серьезным нареканием является крайне низкий уровень корректуры. Имеются многочисленные основные типографские ошибки и рисунок (2.17), подпись которого, как представляется, вообще не имеет никакого отношения к рисунку. Это кажется необычным для тома, опубликованного издательством Cambridge University Press. Что касается редактирования, то некоторые особенности выражения могут быть просто результатом неанглоязычных авторов (например, «видимое запустение энеолитических культур Балкан» [26]), но другие явно являются результатом плохой редакционный контроль (например, «Единственными надежными объектами, которые можно определить как оружие, являются листовидные наконечники копий» [50]). Как правило, русские планы и иллюстрации артефактов хорошо нарисованы, но часто чрезмерно уменьшены и опубликованы на некачественной бумаге, что создает проблемы для любого, кто пытается их воспроизвести. Авторы сделали все возможное для решения этой проблемы, а иллюстрации актуальны и в целом хорошо представлены.
Ваш комментарий будет первым