Метод анкетирования: плюсы, минусы и особенности
Метод анкетирования используется для опроса большой группы людей, проживающих на большой территории, для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. Инструментом опроса является анкета, которая содержит инструкцию по заполнению и перечень вопросов с возможными вариантами ответов, из них анкетируемый (респондент) должен выбрать наиболее подходящий. Лицо, проводящее исследование, называется анкетер.
Что собой представляет анкета
В анкете содержатся следующие виды вопросов:
- Касающиеся личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и др). Данные служат для осуществления дальнейшей обработки материалов анкетирования относительно групп людей, что позволит сопоставить полученную информацию из аналогичных подгрупп.
- Определение фактов сознания, которые способствуют выявлению у респондентов мнений, планов, мотивов, ожиданий, оценочных суждений.
- Определение фактов поведения, которые руководят поступками, действиями и результатами деятельности людей.
Какие существуют методы анкетирования
В анкетах могут встречаться открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Так, на открытый вопрос должен последовать полный ответ, который опрашиваемый должен сформулировать самостоятельно. Закрытые вопросы позволяют сопоставить результаты анкет респондентов, но они не содержат всей полноты ответов, мнений или оценок испытуемых, что приводит к необдуманности и машинальности ответов. Полузакрытый вопрос применяют тогда, когда составитель не знает все возможные варианты ответов или желает более точно выяснить индивидуальное мнение всех обследуемых лиц. Для этого в анкете рядом с готовыми ответами содержится графа «другие ответы» и несколько пустых строк.
Метод анкетирования отличается опосредованным характером взаимодействия между анкетером и респондентом, их общение происходит при помощи анкеты, респондент при этом самостоятельно читает вопросы и самостоятельно фиксирует ответы в анкете. Опрос бывает очным и заочным, анонимным и персонифицированным, а вопросы, в зависимости от способа их формулирования, бывают прямыми и косвенными. Первые предполагают получить от испытуемого такой же прямой и честный ответ.
Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составную информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа. Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете».
Этапы проведения анкетирования
Метод анкетирования предполагает прохождение определенных этапов, среди них:
- Определение темы анкетирования, постановка решаемых проблем и задач.
- Разработка анкеты с большинством открытых вопросов.
- Пилотажное анкетирование и его анализ.
- Уточнение текстов инструкций и вопросов.
- Проведение анкетирования.
- Обобщение результатов опроса и подготовка отчета.
В чем плюсы и минусы анкетирования
Анкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер. А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов.
К плюсам метода можно отнести:
- Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.
- Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.
- Возможность осуществления компьютерной обработки информации.
- При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.
К минусам метода относятся:
- Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.
- Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.
Выводы
При наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений.
Похожие записи
plusiminusi.ru
8. Виды опроса. Достоинства и недостатки метода опроса.
Виды: Анкетирование; Метод лестницы; Свободный; Устный; Письменный; Стандартизированный. Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловленная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как респондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросники по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возможность табулирования и проведения статистического анализа с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров. Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды.
Интервью — это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека.
10.Требования к проведению беседы.
Определите цель беседы, иначе она будет бесплодным проведением времени. При этом истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику. Определите целевые вопросы: Распределите вопросы в порядке их значимости; Обратите внимание на соответствие их формулировок психологическим требованиям; Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации. Определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника. Вступите в контакт с собеседником. Создайте атмосферу доверия: Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу; При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, довериться; Контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
11.Общая характеристика метода анкетирования.
Анкетирование — это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность.
studfiles.net
Преимущества и недостатки анкетного опроса. — КиберПедия
Анкетирование имеет как достоинства (преимущества), так и недостатки.
Преимущества анкетирования:
1.анкетный опрос дает массовую представительную картину об изучаемом предмете
2.на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды.
3.отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам.
4. при заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты.
5.анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.
6. с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок.
Анкетные исследования и опросы имеют и недостатки.
1.они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма. Реальное политическое поведение при этом остается «за кадром».
2. хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация — как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных. Однако при всех ограничениях на сферу применения анкетных исследований и опросов следует признать, что ничего лучше пока не придумано, и если ученый отдает себе отчет в существующих недостатках, то у него есть хороший шанс обойти их.
Наиболее типичные ошибки формулировки вопросов анкеты.
Наиболее типичными ошибками при составлении анкет являются: скрытая заданность ответа,
сверхдетализированность,
двусмысленность вопросов,
недостаток их различительной силы.
Виды интервью.
1) По стратегии и техники проведения:
А) свободное (не стандартизированное) длительная иногда до 2х-3х часов, беседа интервьюера с деятелями культуры образования, бизнеса, политики, религии.
Б) стандартизированное (формализованное) беседа по жестко фиксированному вопроснику.
2) По процедуре проведения:
А) индивидуальное – индивидуальная беседа.
Б) групповое – интервьюир общается с группой опрашиваемых, но ответы получает от каждого из них.
В)панельное – процесс неоднократного повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени (полгода, год). Цель- проверка изменения мнений по исследуемой проблеме.
Г) глубинное (клиническое) – интервью ориентированное на получении глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социологических событиях, так и о внутренних мотивах поступков.
Д) фокусирование – сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния СМИ.
3) По типу опрашиваемых:
А) с ответственным или очень известным лицом.
Б) с экспертом
В) с рядовым респондентом
22. Процедура социологического интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы.
Начальная стадия интервью
Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников.
Для этого необходимо:
1. Создание образа интервьюера.
Прежде всего собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить.
2. Создание представления о целях и задачах интервью
Человека, к которому пришел корреспондент прежде всего интересует цель и причина беседы. Задача журналиста — определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером.
3. Создание представления о роли интервьюируемого
Нужно сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее.
Развертывание беседы
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону, вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов.
Заключение интервью
Интервью подходит к концу. В это время интервьюируемый может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.
cyberpedia.su
Социология управления: Анкетный опрос: виды, способы, преимущества, недостатки
Анкетный опрос — один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Виды анкетирования:
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Анкетный опрос состоит из трех этапов, рассмотрим их внимательнее:
- подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
- оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
- подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.
Существуют пять основных способов проведения анкетных опросов: рассылка анкет по почте; опросы по телефону; личное интервью, анкетирование по Интернету и сбор информации путем наблюдения.
К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.
Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д.
socupr.blogspot.com
Ответы на вопрос «45. Анкетирование: понятие, достоинства и недостатки, виды.»
Анкетный опрос — один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Виды анкетирования:
По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Анкетный опрос состоит из трех этапов, рассмотрим их внимательнее:
- подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
- оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
- подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.
Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры – без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.
Существуют пять основных способов проведения анкетных опросов: рассылка анкет по почте; опросы по телефону; личное интервью, анкетирование по Интернету и сбор информации путем наблюдения.
К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.
Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д.
www.konspektov.net
6. Анкетирование. Сущность метода, особенности проведения, недостатки.
Анкетирование
Наиболее распространенный в России вид опроса. На практике прим-ся разл-ые способы анк-ия: Почтовое; Прессовое; Раздаточное.
Суть почтового заключается в рассылке анкет и получения на них ответов по почте.
Суть прессового анкетирования в том, что анкета публикается в печати. Желающие высылают ее потом на адрес редакции.
Раздаточное анкетирование наиболее распространено. Оно может варьироваться: с выдачей и заполнение анкет прямо на месте, с заполнением на дому с последующим возвращением в назначенный срок.
Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос предполагает обращение сразу к какой-то группе лиц, широко применяется по месту работы, учебы. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается 100 % возврат анкет. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Данные виды анкетирования предполагают индивидуальное консультирование респондентов по технике заполнения, контроль со стороны анкетера за качеством заполнения анкет.
Э. Ноэль называет следующие недостатки анкетирования:
Смещение выборки (отказ респондентов; заполнение анкет анкетерами)
Искажения при ответах (характерно для России)
Качество самих опросников: неприемлемо разрабатывать сложные вопросники со сложной структурой, т. к. основная масса респондентов не сможет в них самостоятельно разобраться
Отсутствие тщательной проработки логической структуры анкет, вследствие чего респондентам постоянно задаются вопросы, содержащие те или иные логические пороки, включая неоднозначность смысла вопроса.
Наличие открытых вопросов, которые «плохо срабатывают». Как правило, две трети респондентов от исследуемого массива уклоняются от ответа на них, т. к. в российских анкетах не выдерживается логический объем открытых вопросов, который предполагает компактный и не вызывающий затруднения ответ.
7. Техника интервьюирования. Основные правила работы с вопросником.
В технологии опроса количеств-ой традиции можно выделить след-ие виды работы инт-ра: «вхождение в поле», соблюдение контекста интервью, работа с вопросником.
На первой фазе интервьюер обязан соблюдать правила нахождения респондента. Инт-ру необ-мо исп-ть 3 попытки нахождения респ-та. Для этого реком-ся менять время поиска респ-та в домохоз-ве, можно взять телефон и договор-ся о встрече. В случае отказа или отсут-ия респ-та заполняется таблица причин с указанием соц-демогр-их харак-ик предполагаемого опрашиваемого.
«Вхождение в поле» подраз-ет соблюдение ряда правил: не следует переступать порог, пока вас не пригласили, необходимо задать вопрос «Можно войти?». Обяз-но представиться, показать удостов-ие, сказать о цели визита, об организ-ии, кот-я проводит опрос, указать на анонимность.
«Вх-ие в поле» относ-ся к 1-ой фазе интервью, в рамках кот-й устанавл-ся дистанция м/у интер-ом и респ-ом. На этом этапе респонденты выясняют причину «попадания» в круг опрашиваемых людей. «Почему именно я?» Можно предложить след-е варианты ответов интерв-ам: “Больш-во людей нашли, что это интересно, может быть, мы с Вами попробуем” – 1 вар-т “Вас отобрала машина” – 2 вар-т “Информация анонимная, я нигде не зафиксирую информацию о Вас” — 3 вар-т.
Если респ-т говорит, что он ничего не знает, в этом случае необх-мо объяснить, что нет правильных и неправ-ых ответов.
Когда предлагают поговорить с другим человеком необх-мо объяснить, что исслед-лей интересуют мнения разных людей, а не только профессионалов.
В том случае, когда респ-нт задает вопрос «А для чего все это делается?” необ-мо иметь домашние заготовки.
В контекст интервью входят следующие компоненты: диспозиция интер-ра и респ-та; отсутствие или присутствие 3-их лиц; «эффект интервьюера»; соблюдение правил чтения вопросов.
Существуют 5 правил чтения вопросов: 1. задавать каждый ? так, как он задан в вопроснике 2. читать ?-ы медленно и четко 3. в закрытых ?-ах зачитывать все альтернативы без исключения 4. задавать ?-ы в том порядке, в котором они расположены в вопроснике 5. задавать респ-ту все ?-ы, если нет указания пропустить ?
Если респ-нт не понимает смысл ?-а или отвечает выходя за рамки заданного ?-а, следует применить приемы зондирования вопросов. В колич-ной традиции примен-ся 4 приема стимулир-ия (зондирования) ?-ов: 1. повторить ? так, как он он записан в опроснике 2. применить выжидательную паузу 3. повторить дословно ответ респ-та 4. спросить ”что-то еще”, “что-то другое” – попросить уточнить ответ.
Работа с опросником
Запись произв-ся только синей пастой. Черный цвет д/б исключен во избежание ошибок при панчировании анкет. Ручкой записывать ответы, неправ-ый ответ перечеркнуть крест-накрест и отметить правильный ответ. Проверять правильность заполнения не в присутствии респ-нта. Отметить комментарии: как работают те или иные вопросы. Обратить внимание на № респ-та, № бланка должен быть записан правильно.
Перед запуском интер-ов в поле необх-мо указать на часто встречающ-ся ошибки в работе с опросником. Поэтому следует обратить внимание интервьюеров на: работу с карточкой, доброжелательную обратную связь (да, конечно, хорошо), инф-ию в открытых ?-ах, кот-ая не м/б излишней (записывать за респ-ом дословно ответ), позицию “не знаю”, которую не следует читать респ-ту, то, что не стоит торопиться отмечать позицию “не знаю”, то, что нельзя путать позицию “не знаю” с позицией “не хочу отвечать”, обязательную запись на полях в том виде, в каком ее высказал респондент.
Проблема неответов
При работе с ?-ами необ-мо предоставить респ-ту право уклониться от ответа либо отмежеваться от той совокупности опрашиваемых, которой адресован вопрос. На практике сложился целый ряд вариантов ответов, обеспечивающих право респондента на отказ от ответа. Это варианты типа: не знаю, вопрос ко мне не относится, не думал об этом, не помню, трудно ответить определенно, затрудняюсь сказать.
Наиболее популярным являются две: «затрудняюсь ответить», «не знаю». Но и эти варианты социологи применяют не всегда. Причина этой ошибки заключается в стереотипе, широко распространена в сознании социологов: наличие такого варианта ответа увеличивает число неответивших.
Высокий % неответивших означает своего рода провал ?-а и говорит о компетентности социолога. ?, который собирает больше 50% неответивших оценивается специалистами как «плохой ?».
Известны случаи, когда «неответы» содержат «псевдо-ответы». Таковыми являются пресловутые центральные или серединные позиции, содержащие выражения типа»посередине», «между двумя», «все равно», ни то, ни другое», которое обычно выбирается теми, кто не имеет мнения.
Позиции «неответившие» следует придавать позитивный смысл, т. к. она точно указывает на наличие или отсутствие у опрашиваемых уже сконструированных ответов, точнее она является показателем способности, правомерно присущей различным социальным группам, производить мнение, производить ответ на вопрос, предполагающий оценочное суждение.
В интервью запрещено.
объяснять смысл вопросов
интерпретировать вопросы,
уточняющие вопросы, ответы на которые могут быть даны “да” или “нет”.
studfiles.net
31. Метод анкетирования. Особенности. Достоинства и недостатки.
метод анкетирования и др. Сложность этого метода заключается в разработке анкеты. К анкете предъявляют следующие требования: а) применение стандартной терминологии, б) отсутствие смысловой неопределенности в вопросе в) удобство для автоматизированной обработки г) обеспечение достижения цели прогнозирования.
В анкете могут быть как открытые, так и закрытые вопросы. Из анкеты делается выборка, что позволит после ее обработки сделать вывод по поставленной проблеме.
32. Метод интервью. Особенности. Достоинства и недостатки
метод интервью(предполагает частную беседу организатора прогноза или заказчика), Организатор или заказчик заранее разрабатывает программу в виде вопросов по интересующей его проблеме, а эксперт экспромтом должен ответить на эти вопросы. Недостаток метода – недостаточное время для обдумывания, психологическое воздействия на эксперта, в методе всегда участвуют 2 человека.
33. Методологические подходы к выбору метода прогнозирования
При выборе метода прогнозирования надо учитывать два момента: 1. Нужно обеспечить полноту, точность и достоверность прогноза. 2. Необходимо снизить затраты на разработку прогноза. Критериями выбора являются: 1. Особенности объекта прогнозирования. 2. Цели прогнозирования. 3. Срок упреждения. 4. Уровень управления, для которого разрабатывают прогноз.
34. Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов
35. Принципы организации работ по планированию и прогнозированию использования земельных ресурсов
Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса. Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются:
сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования;
подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;
формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.
Исследования данного вопроса показали, что форма организации рассматриваемых задач определяется:
существом поставленных проблем;
методами их решения
составом и степенью подготовленности специалистов;
сроками работ;
традициями учреждения;
отношениями между исследователями;
наличием неформального лидера;
научной школой;
личными качествами каждого исследователя и др.
Автор предлагает рассмотреть некоторые особенности организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов в нашей стране и за рубежом.
Организационные схемы разработки прогнозов за рубежом и в нашей стране имеют принципиальные отличия. За рубежом разработкой прогнозов занимаются специализированные учреждения. К ним можно отнести «РЭНД-корпорейшен», Гудзоновский институт, институт по проблемам будущего и другие в США; Международный институт стратегических исследований, Объединение программного анализа, Центр прогностических исследований и другие в Великобритании; Тюбенгендский институт им. Виккерта по проблемам маркетинга, общественного мнения и экономического прогнозирования, Общество содействия исследования будущего и проблемам мира и другие в Германии и т.д. Надо отметить, что наряду с правительственными учреждениями разработку прогнозов ведут частные фирмы.
При организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов в зарубежных странах особое внимание уделяется практической деятельности, на первый план выдвигаются прикладные метода прогностики, количественные оценки тех или иных явлений. Разработка теоретических положений ведется на значительно более низком уровне.
studfiles.net
Ваш комментарий будет первым