Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Древняя русь история краткое содержание: Краткий пересказ по теме во времена древней руси

Общество Древней Руси – схема системы управления, раздробленность, кратко самое главное в таблице

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 187.

Обновлено 11 Мая, 2022

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 187.

Обновлено 11 Мая, 2022

Общество Древней Руси делилось на высшее и низшее сословие. Первое было малочисленным, к нему относились представители системы управления, то есть князья и бояре, а также духовенство. Низшее сословие было многочисленным. Меньшую его часть составляли занятые торговлей и ремеслом горожане, а большую — разные категории сельских жителей.

Элита общества

Высшим сословием Древней Руси были князья. В дохристианский период они, как правило, представляли собой вождей племён.

Рис. 1. Общество Древней Руси.

Некоторые князья имели варяжские корни. Такими были Рюриковичи, которые правили с 862 года в Новгороде Великом и с 882 года в Киеве. Примером языческого князя не из их династии является Мал, правивший до 945 года племенем древлян.

Политическим центром племени был город Коростень. Княгиня Ольга сожгла его на рубеже 945 и 946 годов.

С 988 года, после крещения Владимира, князья стали христианами. Они заключали династические браки с правителями других государств. Своими династическими связями прославился Ярослав Мудрый, который княжил с 1019 по 1054 год. Его дочери вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Князья также проводили съезды, например, в Любече в 1097 году. После начала феодальной раздробленности в 1130-е годы обособилось несколько веток династии Рюриковичей.

К элите общества также относилось окружение князей — дружина и бояре. Последние могли быть потомками родоплеменной знати. С дружиной князь ходил в военные походы, а также на сбор дани в конце года — полюдье. Воины из дружины могли выполнять и функции управления, например, быть тиунами.

Третьей составляющей в схеме элиты общества являются служители культа. До конца X века это были языческие жрецы и волхвы, а затем — представители православного духовенства.

К ним относились митрополит, епископы, священники. Как и бояре с князьями, они были наиболее образованным слоем общества и занимались летописанием.

Рис. 2. Древняя Русь. Дружина.

Низшие сословия

Общество Древней Руси было аграрным, в нём преобладало сельское население. Горожан было немного. Большинство городов к началу XIII века даже не имели каменных построек. В городах проживали купцы и ремесленники. Купцы вели торговлю в основном по рекам, которые впадали в Чёрное, Балтийское и Каспийское море. Крупными торговыми центрами были Новгород, Полоцк, Киев, Смоленск. Ремесленники в городах занимались изготовлением изделий из дерева, железа и камня, в том числе и драгоценного. Они населяли посад — торгово-ремесленную часть города.

Самой многочисленной частью общества Древней Руси были сельские жители. Крестьяне-общинники назывались смердами. Из них следует выделить две категории:

  • рядовичи. Они работали на землевладельца по договору;
  • закупы. Они отрабатывали «долги» (купу).

Самые главные особенности древнерусского общества можно представить в таблице.

Высшие сословия

Низшие сословия

  • Князья — управлением государством и княжеством.
  • Старшая и младшая дружина. К первой относились бояре.
  • Духовенство. Русь относилась к Константинопольскому патриархату, ей управлял митрополит, ему подчинялись епископы, ещё ниже стояли настоятели монастырей и обычные священники
  • Горожане: купцы и ремесленники.
  • Крестьяне-смерды.
  • Рядовичи и закупы.
  • Челядь и холопы

Категория населения, близкая по статусу к рабам, называлась холопами и челядью. Холоп мог стать рабом за долги, а также как пленный во время войны. Челядь представляла собой прислугу. Термин сохранился до XVIII века. Так называли дворовых людей помещика.

Рис. 3. Древняя Русь. Смерды.

Что мы узнали?

Кратко древнерусское общество изучают в школьном курсе истории 6 и 10 классов, когда проходят период феодальной раздробленности на Руси. Верхушкой общества являлись князья, за ними следовали бояре и духовенство. Из простого народа относительно малочисленными были купцы и горожане, а большую часть населения составляли земледельцы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 187.


А какая ваша оценка?

Георгий Вернадский — Древняя Русь читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …150

Георгий Вернадский

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Жизнь и труды Г.В. Вернадского

Борис Николаев


Расколотая в октябре 1917 г. на красных и белых Россия в братоубийственной борьбе теряла своих лучших сынов как с той, так и с другой стороны. Судьба уготовила одним из них смерть, другим — изгнание, третьим — забвение. Многие из бежавших, несмотря на невзгоды смутных лет, потерю родных, близких, и, наконец, Родины, смогли не только выжить, не утратив человеческого достоинства, но и сохранили свой талант, энергию и работоспособность. Находясь вдали от России, они продолжали работать во славу Отечества. Их имена невозможно ни оболгать, ни замолчать. В этом ряду находится и замечательный русский историк Георгий Владимирович Вернадский, ставший, по признанию одного из его критиков, столпом новейшей историографии США1.

20 августа 1887 г. у Владимира Ивановича Вернадского родился сын. Роды были трудными, и врачи всерьез опасались за жизнь матери и ребенка. К счастью, все обошлось. Мальчик родился здоровым и крепким. В честь деда-сенатора его назвали Георгием2. Смышленый мальчуган, всеобщий любимец, получивший домашнее воспитание, хорошо учился в гимназии. Особенно ему нравились уроки истории, которые вел Яков Лазаревич Барсков, ученик великого Ключевского. Я.Л. Барсков добивался от гимназистов не только знания предмета, но и его понимания, учил самостоятельно мыслить. Владимир Иванович, заметив склонность сына к истории, всячески старался поощрять и развивать его интересы, поэтому у молодого Вернадского не было сомнений в выборе жизненного пути, и после окончания гимназии, в 1905 году, он становится студентом историко-филологического факультета Московского университета.3

Осенью 1905 года Москва бурлила. Занятия в университете были нерегулярными, постоянно срывались частью крайне лево настроенных студентов. Посоветовавшись с отцом, Георгий уезжает в Германию, чтобы там продолжить обучение. Но уже через полгода, осенью 1906 г., он возвращается в Москву и продолжает занятия в университете. Революционная волна пошла на спад, жизнь постепенно нормализовалась4.

Политика мало интересовала молодого Вернадского, и тем не менее он не мог не определить своих взглядов на происходящие события. Как и большинство либерально настроенной интеллигенции, Георгий ратовал за перемены в стране, но он всегда был против крайних, экстремистских методов достижения цели. В университете он вступает в студенческую фракцию Партии народной свободы, более известную под названием партии кадетов. Оставаясь приверженцем либеральных демократических идей, он не участвует в политике, его все больше и больше привлекает академическая карьера. Этому способствовали и такие прекрасные преподаватели как В.О. Ключевский, Ю.В. Готье, Р.Ю. Виппер, А.А. Кизеветтер; большое впечатление на него произвели труды С.Ф. Платонова. В студенческие годы Георгий Вернадский попробовал себя и в роли преподавателя — читал русскую историю на рабочих курсах в Дорогомилове. Ездил в Мытищи, в воскресную школу, где всегда с нетерпением ждали и внимательно слушали его рассказы о далеком прошлом.5

В 1910 году Г.В. Вернадский закончил университет и решил продолжить изучение истории. Но оснований, чтобы остаться в университете для подготовки к званию профессора, у него не было, и он решает начать самостоятельные исследования по истории Сибири. Результатом кропотливой работы в московском архиве Министерства юстиции стали три статьи о продвижении русских в Сибирь. Но сдать экзамены и защитить диссертацию на степень магистра в Московском университете он уже не мог, поскольку в 1911 году после университетских волнений из Alma Mater ушли его любимые педагоги Д.М. Петрушевский и А.А. Кизеветтер. Покинул университет и переехал в Петербург и его отец. Поэтому Георгий обращается к преподавателю Санкт-Петербургского университета С.Ф. Платонову с просьбой стать его научным руководителем.6

Переезд в столицу и удаленность от московских архивов заставили Вернадского изменить тему диссертации. И вновь сильнейшее влияние он испытал со стороны своего бывшего гимназического учителя Я.Л. Барскова, которого встретил в Петербурге. Яков Лазаревич убедил Георгия заняться изучением истории масонства при Екатерине II7. Научное мировоззрение Г.В. Вернадского формировалось и на вечерах, которые устраивали С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Рождественский. На квартирах этих маститых ученых собирались их молодые ученики и увлеченно спорили о прошлом, настоящем и будущем России. 8

Весной 1914 года — после пробной лекции — Георгий Владимирович был принят в число приват-доцентов Санкт-Петербургского университета и получил право на чтение лекций, проведение семинаров по русской истории9. В начале 1917 года его диссертация была готова, и ему посоветовали опубликовать ее к моменту защиты. В мае исследование Вернадского «Русское масонство в царствование Екатерины II» было издано, и на 22 октября назначена защита.10

При содействии С.Ф. Платонова, Георгий Владимирович получает место профессора русской истории в Омском политехническом институте. Но в Перми, на полпути к Омску, где Г.В. Вернадский вынужден был задержаться из-за нескончаемых забастовок на железной дороге, ему предложили преподавать русскую историю нового периода в местном университете. Пермь понравилась молодому профессору, и он решает остаться. Однако в октябре на короткое время он возвращается в Петроград, чтобы защитить магистерскую диссертацию. Защита прошла успешно, и после двухдневного пребывания в кругу семьи, утром 25 октября, Георгий Владимирович уезжает в Пермь. И только там, от жены, Вернадский узнал, что в Петрограде за то короткое время, что он находился в пути, произошел большевистский переворот.11

Пермь еще оставалась нетронутым уголком старой России. Здесь было тихо, в лавках и магазинчиках еще продавались продукты, жизнь текла размеренно, как будто революционные события в Петрограде и Москве происходили где-то в другом мире. Георгий Владимирович читал лекции в университете, вел научную работу. Он участвовал в создании «Общества философии, исторических и социальных знаний» при университете, редактирует первый сборник трудов этого общества.12

В январе 1918 года в Перми устанавливается Советская власть. Имя Г.В. Вернадского вносится в списки неблагонадежных. Сейчас трудно понять, что привлекло внимание ЧК к молодому профессору истории. Может быть, его полузабытое участие в студенческой организации партии кадетов, или же публикация биографии одного из лидеров Временного правительства, а может, неосторожные высказывания на лекциях, или его непролетарское происхождение. А может быть, все вместе взятое. В мае друзья предупредили Вернадского о грозящем аресте, и Георгий Владимирович счел за лучшее уехать из Перми сначала на лето в глухую деревню, а затем на Украину, в Киев, где жили его родители13. При содействии отца он получил место профессора в Таврическом университете и переехал в Симферополь. Наряду с преподавательской работой, Вернадский активно сотрудничает с таврическим архивом: занимается разбором и публикацией документов Г.А. Потемкина. В сентябре 1920 г. Георгий Владимирович занял пост начальника отдела печати в правительстве генерала Врангеля, что и предопределило его дальнейшую судьбу: он должен был покинуть Россию. 30 октября Вернадский с женой отплывает в Константинополь, а оттуда — в Афины, где прожил целый год, работая в библиотеке Греческой археологической ассоциации.14

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …150

НЙПБ




От падения Константинополя к царствованию Ивана Грозного: Краткий обзор истории России
Введение
До 1453
Период монгольского нашествия и правления, 1237–1480 гг.
Московия Появляется как Сила
1453–1584: Москва становится «Третьим Римом»
Иван IV спускается в безумие
От падения Константинополя до Царствование Ивана Грозного: Краткий обзор всемирной истории
Европа
Евразия

Глобализация России:
Ключ

Отмеченные события характерные для внутреннего развития Московии/России.
Отмечены важные мировые исторические или культурные события.
указывает конкретные точки социокультурного или военного взаимодействия между Московией/Россией и иностранными державами или отдельными лицами.


 

 


    


Рассказ хитрого папского дипломата
NYPL, Отдел редких книг

Три столетия развития и культурного обмена прервались короче монгольское нашествие. Под предводительством Чингисхана Хан (годы правления 1206-27), это свирепое кочевое племя с востока гремело по открытым степям и, непобедимый в бою, оставил разруху куда бы они ни пошли.

Всего за три года, с 1237 по 1240 год, внук Чингиса, Батый (Баду, годы правления 1235-55/6) принес Польшу, Венгрию, Балканы, и вся Киевская Русь под контролем монголов и установил царство в Сарае называлось Золотой Ордой. Русь осталась под твердое господство монголов около двух столетий; только в 1480 году он поколебал последние остатки их власти. В течение того времени, политическая организация и торговая экономика распалась, и территория осталась изолированной как от запада и Византийской империи. Только Православная Церковь — с Монголы верили в религиозную терпимость – сохраняли чувство единства и сохранили русский язык, литературу и традиции.


Величайший эмиссар Габсбургов в Москве
NYPL, Отдел редких книг

С большей частью чувства сплоченности, разрушенного Монгольское иго, население Киевской Руси рассеялось, став части Литвы, Польши или различных княжеств, которые возник в северо-восточной части раздробленного государства. Тверь, Рязань, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов стремились к прежнее место Киева как центральный город Руси. Новгород, в частности, терпел как огромный, процветающий, свободолюбивый город-государство, соперник размером с Милан, Венецию, Париж или города-коммуны Тосканы.

Удачное расположение, удобное для Балтийских торговых путей, и избранное, и часто харизматичные чиновники, такие как князь Александр Владимир (Невский) (1220-1263), разрешил его расширение на Уральские горы и предложили защиту от худших черт монгольского правления. Однако в характерной для русского языка изюминке истории, небольшая деревня, основанная в 1147 году на берегу р. Москва или Москва-река выросла в город, затмила своих соперников, и стал центром следующего могущественного восточнославянского государства, Московия.

Триумф Москвы объясняется географией, генами и удачей в воссоединении русских под своей эгидой. Город был расположен близ истоков четырех важных рек — Волги, Оки, Дон, и Днепр — и посреди края, что когда-то входила Киевская Русь; эти характеристики облегчили торговлю, общение и расширение. Большинство правителей Москвы были благословлены с долгим правлением и гарантировал наследование от отца к сыну трон, который принес стабильность и предотвратил гражданские войны преемственности, которые преследовали многих их врагов. Более того, поколение за поколением производили московских глав государств которые оказались способными администраторами, дипломатами и воинами и которые были безжалостны в выполнении династических амбиций их ветвь Рюриковичей. Эти лидеры также были проницательны: они перехитрили монголов, чья мощь угасла, как и мощь Московии. расцвел; они привлекали к себе дворянских и крестьянских поселенцев. территория; и заручились поддержкой Православной церкви в их стремление к господству над другими русскими княжествами.

Великий князь Дмитрий (Донской) Владимирский и Московский (1350-1389), правивший с 1359 по 1389 год, олицетворяет искусного москвича линейка. Он лучше укрепил город, построив каменные стены вокруг кремль или цитадель; он победил Тверь, Рязань и Литву в крупных сражениях; и завоевал признание Москвы как лидер в борьбе русских с монголами. самый блестящий Эпизод его царствования произошел в 1380 году в Куликовской битве. Поле, когда Дмитрий столкнулся с монголами Мамая и их литовскими союзники. Поняв, что он значительно превосходил численностью, москвич Князь искал руководства у святого инока, а позднее у православного святитель Сергий Радонежский (ок. 1314-1391/2), который поощрял его продвигаться вперед: «Идите вперед и не бойтесь… Бог будет на вашем стороне». Дмитрий воодушевлял свои войска во время ожесточенных боев и разгромил монголов, лишив тем самым их ауру непобедимости. Хотя потребовалось еще одно столетие, чтобы окончательно положить конец формальному господству, закрепилась идея, что Москва вместе с поддержкой Православной церкви, изгнал бы неверных и вновь объединить русские земли.


 

Долгая история попыток России подчинить себе Украину

Воскресное утро

/ Новости Си-Би-Эс

Украина, давно ставшая жертвой российского гнета

Украина, долгое время являвшаяся жертвой российского гнета 06:19

С момента обретения независимости в 1991 году Украина добилась многих с трудом заработанных достижений и попыталась потерять хотя бы одну мелочь.

Корреспондент Мо Рокка спросил: «Когда я рос, мы называли это «Украиной». Почему это изменилось?»

Лауреат Пулитцеровской премии историк Энн Эпплбаум, много писавшая о России и Украине, сказала: «Украина, использование этого , я думаю, было отражением того факта, что люди не совсем понимали, что такое Украина была… И украинцы, особенно за последние 30 лет, приложили большие усилия, чтобы заставить англоговорящих прекратить это делать, потому что они находят это покровительственным.0006

«Это Украина. Это страна. Теперь у нее есть свое государство. Это не «Украина» больше, чем вы бы сказали «Россия», «Германия» или «Франция».

Не по версии России Президент Владимир Путин, который почти отрицает, что Украина является отдельной страной. «На Украине не построена стабильная государственность», — заявил Путин на прошлой неделе, пытаясь оправдать свое вторжение в соседнюю Россию. «Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».

  • Что вам нужно знать о российско-украинском конфликте в начале вторжения

Россия и страна, которую она часто называет своим «младшим братом», могут претендовать на общее происхождение…  давно, очень давно.

«В позднем средневековье существовала цивилизация под названием Киевская Русь, базировавшаяся в Киеве, — сказал Эпплбаум. «И Россия, и Украина ведут свое происхождение от этого государства».

Говорят, что эта цивилизация была основана в девятом веке викингами. «Но это, конечно, было много веков назад, и с тех пор многое произошло», — сказал Эпплбаум. «Знаете, в этом смысле викинги также сыграли роль в создании Англии и побережья Франции. И это было очень давно».

«Правильно, так что, если бы викинги сегодня заявили о праве собственности на Францию, это было бы довольно сомнительным заявлением?» — спросил Рокка.

«Правильно. Я имею в виду, что русские претендуют на контроль над Украиной так же сомнительно, как викинги претендуют на контроль над Украиной, или даже над Францией или Англией. »

Перенесемся в 1793 год, когда большая часть нынешней Украины стала частью Российской империи при Екатерине Великой. «Украина была немного похожа на Ирландию, которая когда-то была в Соединенном Королевстве, — сказал Эпплбаум. «Это была подчиненная часть большего целого, большей империи».

Во время революции, которая положила начало Советскому Союзу, Украина боролась за независимость. Он проиграл и в 1922 году был включен в состав коммунистического государства. «Но с самого начала это была отдельная организация», — сказал Эпплбаум. «У него всегда был свой язык. У него всегда был свой статус внутри СССР».

Но уже через десять лет советский вождь Иосиф Сталин, опасаясь независимой Украины, обрушил молот: «Он решил отобрать землю у крестьян и отдать ее государству. очень сильная оппозиция этому в Украине».

Сталин не терпел сопротивления. Зверства, начавшиеся в 1932 году, впоследствии стали известны как Голодомор — по-украински «истребление от голода». «Голодомор был искусственным голодом, — сказал Эпплбаум. «Значит, это был голод, вызванный не неурожаем, не насекомыми или засухой, а голодомором, созданным советским государством. Местные активисты ходили по домам в сельской Украине и конфисковывали продукты. брать все до последнего кусочка еды, и они, конечно, знали, что это означает, что люди умрут, и они предвидели, что это произойдет».

В период с 1932 по 1933 год около четырех миллионов украинцев умерли от голода.

В документальном фильме 1984 года «Урожай отчаяния» журналист Василий Сокол вспоминал об ужасе: «Они видели, как ребенок срывает стебель пшеницы, пытается съесть эти неспелые зерна. Это было очень серьезное преступление. наказывать кого-либо, вплоть до смертной казни».

Якорные книги

Эпплбаум сказал: «Люди выживали, поедая лягушек, жаб, мышей. Они ели кору деревьев».

Рокка спросил: «Правда ли, что некоторые люди прибегали к каннибализму?»

«Да. Это действительно было зафиксировано властями в то время. И, конечно, это означает, что в Москве люди знали, что в Украине есть каннибализм, да.»

Вторая волна сталинского террора включала в себя аресты и убийства украинских интеллектуалов, художников, даже составителей словарей.

«А правильно ли убрали букву из украинского алфавита?» — спросил Рокка.

«Да. Они изменили способ написания языка, опять же, чтобы он был больше похож на русский.»

«Вы знаете, вы упомянули так много ужасающих подробностей, эту деталь я нахожу такой унизительной, взять язык и вычеркнуть письмо?»

«Попытка устранить украинство и его смысл, отдельную идентичность и чувство национальности действительно была российской политикой с XIX века», — сказал Эпплбаум. «Это была царская политика. Позже это была политика Сталина, а теперь — политика Путина».0006

«Путин считает, что независимая, суверенная, демократическая Украина представляет угрозу для него лично и его личной власти. Единственное, чего Путин действительно боится, — это массовые демократические движения, и самый важный способ, которым он может дать им отпор, — это ликвидировать это украинское государство».

«Многие ли украинцы сегодня думают: «Опять»?» — спросил Рокка.

«Есть известное стихотворение Шевченко, украинского народного поэта, «Опять беда». И [он] начинается именно с этой мысли: как только мы начали ладить, беда снова ударяет. Его демократия укреплялась. Его чувство государственности крепло. И теперь это бедствие постигло их и это чувство, что они могут быть втягивание в какой-то ужасный кошмар сталинской или царской эпохи, должно быть, мучает многих из них».

     
Для получения дополнительной информации:

  • anneapplebaum.com
  • «Красный голод: Сталинская война против Украины» Энн Эпплбаум (Анкор), в мягкой обложке, электронных книгах и аудиоформатах, доступно на Amazon
  • Photos PhotosIndiebound. : Александр Винербергер (© Samara Pearce)
  • Украина (Официальный сайт правительства)

       
Сюжет подготовил Роберт Марстон.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *