Графство Эдесса | |
— | СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Графство ЭдессаГород в МесопотамииЭдесса — город (совр. Урфа) в Северной Месопотамии. До походов Александра Македонского входила в состав Персидского царства. После распада державы Александра и до первой четверти III в. до P. X. Эдесса входила в пределы царства Селевкидов, а затем с последней трети II в. до P. X. стала столицей самостоятельного Эдесского царства. В I-IV вв. Эдесское царство было объектом постоянных споров между Римом и Парфией, а затем царством Сасанидов. Эдессу при этом римляне удерживали прочно с 115 г. В ранневизантийское время она была центром провинции Осроена в диоцезе Восток. Во время ирано-византийских войн V-VI вв. Эдесса переходила из рук в руки. К концу правления Юстиниана I входила в состав империи, но при его преемниках была потеряна, став центром одного из крупнейших арабских эмиратов. Лишь в 1032 г. Эдесса была возвращена Византии полководцем Георгием Маниаком, однако вскоре после битвы при Манцикерте 1071 г. ее захватили турки-сельджуки. Эдесса была навсегда потеряна для империи. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.504-505. Графство ЭдессаПосле смерти Готфрида Бульонского граф Бодуэн стал королём Иерусалимским, а в Эдессе ему наследовал племянник, сын графа Гуго Ретеля, тоже Бодуэн. Арденнская династия, 1098-1118 гг. Бодуэн I 1098-1100 Бодуэн II 1100-1118
Династия Куртенэ, 1118—1144 гг. Жослен (Иосцелин) I 1118-1131 Жослен (Иосцелин) II 1131-1144 В 1144 году Эдессу захватил атабек Мосула Имад ад-дин Занги. Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 350-352. Далее читайте:Крестоносцев государства.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Эдесса (Урфа) — Древние города
Эдесса
На арену мировой истории город выходит в восьмом веке до нашей эры, после завоевания его Ассирией и фигурирует в клинописных надписях под названием Руху. Это был священный город богини Атергатис. И подтверждением тому являются сохранившиеся до наших дней два священных пруда.
Эдессой город был назван при Селевке I в честь одноименного города в македонской области. Произошло это в 303 году до нашей эры.
После распада государства Селевкидов, примерно в 137 году до нашей эры армянским правителем Абгаром Укамо было основано Эдесское царство, известное также как Осроенское. Данное царство прославилось благодаря царю Абгару V, в свое время переписывавшемуся с Иисусом Христом.
Согласно Библии Абгар (Авгарь) попросил Иисуса исцелить его. Иисус отер свое лицо платом, и на нем остался его образ. Апостол Фаддей принес этот плат царю, и тот, прикоснувшись к нему, выздоровел. После этого Авгарь окрестился, став первым в истории правителем-христианином.При императоре Траяне Эдесса была разрушена Лузием Квиетом, после чего римляне обязали Эдесское царство платить им дань. Приблизительно в 216 году римляне превратили город в свою военную колонию.
После падения Римской империи Эдесса становится частью Восточной Римской империи. В этот период в городе насчитывается более трехсот православных монастырей, здесь живет известный святой Ефрем Сирин и находится школа его последователей. Эдесса является одним из центров борьбы с таким ересями в христианстве, как монофизитство, арианство и несторианство. В годы правления Юстина I (518-527 гг.) город был разрушен землетрясением. После восстановления город был переименован в Юстинополь.
В 641 году процветанию христианства в Эдессе был положен конец, город оказывается под властью арабских халифов.
В 1031 году византийцы ненадолго овладели городом, но уже в 1040 году его захватывают сельджуки.
В 1042 году Эдесса вновь принадлежит византийцам, а в 1077 году она становится частью государства Филарета Варажнуни (византийско-армянского правителя). В 1086 году сельджуки вновь завоевывают город. В 1095 году армянин Торос, наместник султана Тутуша в Эдессе, становится независимым князем.
В 1098 году Эдессу завоевывает граф Балдуин, и она становится столицей Эдесского графства. Находясь под властью франкских князей данное графство просуществовало более пятидесяти лет, являясь оплотом Иерусалимского королевства против турок. В 1144 году турки берут Эдессу приступом. После этого все христианские храмы обращаются в мечети. В 1146 году жители города восстают против мусульманского ига, но восставшие были разбиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, а город разрушен.
После этого около пятисот лет Эдесса переходила из рук в руки: городом правили египетские и сирийские султаны, монголы, тюрки, туркмены, персы.
В 1637 году Эдессу вновь завоевывают турки и переименовывают ее в Урфу.
В 1894-1895 годах турецкие власти проводят политику геноцида нетурецкого населения, армян и сирийских христиан, и вырезают значительную часть жителей города.
В двадцатом веке Урфа является административным центром одноименного вилайета.
В 1983 году к названию города была добавлена приставка Шанлы-, означающая «славный».
В настоящее время город является столицей ила Шанлыурфа.
Tags:
- город
- древний
- турция
- урфа
- эдесса
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Эдесса — Энциклопедия всемирной истории
Эдесса (современная Урфа), расположенная сегодня на юго-востоке Турции, но когда-то являвшаяся частью верхней Месопотамии на границе сирийской пустыни, была важным городом на протяжении всей древности и средневековья. Город в империи Селевкидов, затем столица королевства Осроена, затем римский провинциальный город, Эдесса постоянно оказывалась зажатой между империями, особенно между Римом и Парфией. Завоеван арабами-мусульманами c. 638 г. н.э., он будет включен в состав Византийской империи с 9 г.44 г. н.э. Тем не менее крупный христианский и культурный центр и столица графства Эдесса, захват города мусульманским лидером Занги в 1144 году н.э., был первоначальной мотивацией для начала неудачного Второго крестового похода (1147-1149 гг. н.э.) с целью вернуть себе его. для христианства. После разрушения мусульманским лидером Нур ад-Дином (иногда его также называют Нур ад-Дин) в 1146 году н.э. Эдесса в значительной степени исчезает из истории, но сегодня многие прекрасные мозаики из города сохранились и свидетельствуют о богатстве некоторых жителей Эдессы. в период поздней античности и раннего средневековья.
Ранняя история
Эдесса, тогда известная как Адме, была древним поселением, выбранным из-за своего выгодного положения на плодородной равнине с обильной водой из близлежащего рукава реки Евфрат, а также защищенной кольцом холмов с юга.
Удалить рекламу
Реклама
Роман Эдесса
По мере роста могущества Рима Осроена стала зависимой территорией Римской империи, а Помпей Великий (106–48 гг. до н. э.), в частности, предоставил королю Абгару II (годы правления 68–53 гг. до н. э.) расширенную территорию. Религия, исповедуемая в Осроене, была языческой, но гораздо ближе к парфянской, чем римской. Император Траян (годы правления 98-117 гг. н.э.) был примечательным гостем, посетившим Эдессу во время своего тура по региону, когда его принимал король Абгар VII (годы правления 109 г.).-116 г. н.э.). Затем, после успешных кампаний императора Луция Вера (годы правления 161–169 н.э.), разграбившего Эдессу, город превратился в римскую колонию и после этого процветал, даже чеканил собственные монеты. Город снова выиграл от своего выгодного положения на торговых путях, будучи единственным официальным путем между Римской и Парфянской империями (247 г. до н.э. — 224 г. н.э.). Римский император Каракалла (годы правления 211-217 гг. н.э.) был менее дружелюбен и вызвал Абгара VIII в Рим и заключил его в тюрьму в надежде превратить Эдессу в полезную платформу для начала вторжения в Парфию, но из этого плана ничего не вышло.
YouTube Следите за нами на YouTube!Zebra Whisperer: Haleplibahce Mosaics of Edessa
Ронни Джонс III (CC BY-NC-SA)
Удалить рекламу
Реклама
В 242 г. н.э. Эдесса стала столицей римской провинции Осроена. Сасанидская империя (224-651 гг. н.э.), преемница парфян, столь же амбициозно стремилась к новым территориям, и в 260 г. н.э. Шапур I (годы правления 240-272 н.э.) напал на Антиохию, а затем захватил римского императора Валериана (годы правления 253-253 гг.). 260 г. н.э.) в Эдессе, когда он добивался условий мира в одном из самых постыдных военных поражений Рима в его долгой истории.
Еще одной важной реликвией, жизненно важной для благополучия города, была икона Мандилиона.
Византийская/христианская Эдесса
В то время как Эдесса была предметом имперского соперничества, город все же сумел стать великим центром культуры и образования, особенно христианской науки. Город был одним из первых, кто принял христианство во 2 веке нашей эры, а первая зарегистрированная церковь уже действовала в 202 году нашей эры. Эдесса стала самым важным епископством в Сирии. Среди известных жителей были Иисус Навин Столпник, летописец региональной истории 6-7 веков н.э., и Феодор Эдесский, легендарный епископ-миссионер (ок. 776 — ок. 856 н.э.). Мовсес Хоренаци , известный армянский историк V века н.э., некоторое время учился в Эдессе, как и Месроп Маштоц (360/370 — ок. 440 г. н.э.), изобретший армянский алфавит в 405 г. н.э. Эдесса также была популярной остановкой для христианских паломников, город может похвастаться множеством святых реликвий, таких как останки апостола Фомы. Другой важной реликвией, которая считалась жизненно важной для благополучия города, была икона Мандилиона.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Мандилионская икона Эдессы
Икона Мандилиона на самом деле представляла собой платок или саван, на котором, как считалось, был изображен Иисус Христос. Согласно легенде, впервые записанной в 6 веке н.э., Абгар V, царь Эдессы в начале 1 века н. э., серьезно заболел и призвал Иисуса Христа вылечить его. Не имея возможности посетить его лично, Христос прижался лицом к ткани, оставившей отпечаток, и затем послал ткань Авгарю. Получив дар, царь чудесным образом исцелился и стал христианином. Что еще более важно, вместе с Мандилионом было письмо, которое само по себе считалось священной реликвией, в котором говорилось, что, пока город находится во владении Мандилиона, он никогда не будет взят вражеской армией.
Похоже, что история Мандилиона была основана на фактическом обращении в христианство более позднего одноименного царя Абгара IX (годы правления 179–216 н. э.). Каково бы ни было происхождение этой истории, важным фактом было то, что жители Эдессы, как и многие другие представители христианского мира, верили в ее достоверность. Кроме того, изображение на чудотворной иконе, вероятно, первой реликвии такого рода, было скопировано во многих настенных росписях и куполах церквей по всему христианскому миру, поскольку оно стало стандартным изображением, известным как Пантократор (Всеправитель) с Христом во весь рост, держащим Евангелие в левой руке и благословение правой. Изображение также послужило источником вдохновения для дизайна монет Византийской империи. У Мандилиона были и другие влияния: икона часто цитировалась в богословских аргументах в пользу воплощения Христа как реального человека в средние века.
Царь Абгар и Мандилион
Неизвестный художник (общественное достояние)
Мандилион был взят из Эдессы в 944 г. н.э., когда Иоанн Куркуас взял его в обмен на снятие осады города с византийским императором Романом I (годы правления 920-944 н.э.), официально пообещав больше не атаковать его. Оттуда его доставили в Большой дворец Константинополя. Когда Константинополь был разграблен в 1204 г. н.э. во время Четвертого крестового похода (1202-1204 гг. н.э.), Мандилион был доставлен в качестве приза во Францию, где он был окончательно уничтожен во время хаоса Французской революции (1789 г.).-1799 г. н.э.).
Удалить рекламу
Реклама
Арабское завоевание
На протяжении столетий Эдесса несколько раз подвергалась нападениям, особенно со стороны соседних Сасанидов, особенно в 503 г. н.э. Кавадом, царем Персии (годы правления 488-531 н.э.), хотя его осада не увенчалась успехом (Мандилион выполнял свою работу). Во время периодических войн между Персией и Византийской империей (восточная часть Римской империи) Эдесса еще раз подверглась нападению в 544 г. н.э., на этот раз Хосроем I (годы правления 531–579).н.э.), но город снова устоял. Между 638 и 641 годами н.э. все было иначе, и Эдесса попала под контроль арабов; он не вернется под власть Византии, пока византийский генерал Джон Куркуас не вернет его в 944 году нашей эры. Тем не менее город оставался важным христианским центром, особенно с точки зрения переводов, рукописного производства и образования. Собор Эдессы был описан арабским ученым X века н.э. аль-Макдидисом как «чудо света» (Bagnall, 2306).
Сельджуки наконец завоевали Эдессу в 1078 г. н.э., но затем западные армии Первого крестового похода отбили ее в 1098 г. н.э.
Эдесса была потеряна, а затем снова захвачена византийцами в 1032 г. н. э. благодаря усилиям полководца Георгия Маниака, но она, как всегда, оставалась яблоком раздора между соперничающими империями; местные мусульманские эмиры напали на город в 1036 и 1038 годах нашей эры. Затем возникла более постоянная политическая ситуация, когда мусульмане-сельджуки одержали значительные победы в Малой Азии против византийских армий, особенно в битве при Манцикерте в древней Армении в августе 1071 г. н.э. Эдесса должна была быть передана в рамках мирного соглашения между сельджуками и захваченным византийским императором Романом IV Диогеном (годы правления 1068–1071 гг. Н. Э.), Но в этом случае византийцы удержали ее; таково было его стратегическое значение.
Византийская империя, 1025 г. н.э.
Некропотам (CC BY-SA)
Около 1078 г. н.э. сельджуки создали Румский султанат, но одаренный полководец Филаретос Брахамиос сумел сохранить Эдессу в руках Византии. Сельджуки окончательно завоевали Эдессу в 1078 г. н.э., но затем на сцену прибыли западные армии Первого крестового похода (1095-1102 гг. н.э.) и отбили город в 1098 г. н.э. вместе с Иерусалимом в 1099 г. н.э.
Удалить рекламу
Реклама
Графство Эдесса
Победители Первого крестового похода создали несколько новых государств на Ближнем Востоке, первым из них стало графство Эдесса. Графство было основано при сомнительных обстоятельствах Болдуином Булонским в марте 1098 г. н.э. Болдуин и его армия из примерно 80 западных рыцарей (плюс пехота) были фактически приглашены Торосом, армянским правителем Эдессы, чтобы прийти ему на помощь против неминуемого прибытия мусульманской армии из Мосула в Ираке. Болдуин согласился оказать свою поддержку при условии, что он станет наследником Тороса, но по прибытии француз либо присоединился, либо закрыл глаза на диссидентскую толпу, линчевавшую Тороса. Затем Болдуин создал первое латинское государство, правителем которого стал он сам. Тем временем мусульманская армия, узнав о смене власти и падении Антиохии днем ранее после долгой осады, отступила.
Территория графства Эдесса располагалась в средней части реки Евфрат, содержала несколько важных замков, таких как Ранкулат и Равендан, и обеспечивала Латинский Восток ценными продуктами питания, как назывались государства, созданные крестоносцами. Кроме того, Эдесса была стратегически важным щитом для Антиохии, расположенной дальше на запад, и сильной платформой, с которой можно было совершать набеги вглубь удерживаемой мусульманами Месопотамии. Этот район ранее контролировался армянами-христианами, и хотя Болдуин узурпировал политическое правление, благодаря множеству смешанных браков здесь смешались франкская и армянская знать, что сделало графство Эдесса наиболее интегрированным из четырех государств, созданных крестоносцами. . Однако Эдесса оставалась вассальным государством по отношению к более важным и могущественным латинским государствам Антиохии и Иерусалима.
Первые три крестовых похода и Латинский Восток XII века (Утремер)
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Эдесса и Второй крестовый поход
В XII веке н. э. Эдесса с ее богатством и богатой историей привлекла внимание Имад ад-Дина Занги (годы правления 1127–1146 н.э.), мусульманского независимого правителя Мосула и Алеппо в Сирии. Занги окружил город и приказал своим людям подорвать одну из оборонительных стен, которая в результате рухнула. После четырехнедельной борьбы город был захвачен Занги 24 декабря 1144 г. н.э., что мусульмане назвали «победой побед» (Асбридж, 226). Западные христиане были убиты или проданы в рабство, а восточным христианам разрешили остаться. Перед грехопадением христиане Эдессы обратились за помощью к Западу, призыву, который позже получил некоторую эмоциональную пропаганду со стороны таких христианских писателей, как Михаил Сирин (ум. 119 г.).9 CE):
Удалить рекламу
Реклама
Эдесса осталась пустыней: движущееся зрелище, покрытое черным одеянием, опьяненное кровью, зараженное самими трупами своих сыновей и дочерей! Вампиры и другие дикие звери сбежались и проникли в город ночью, чтобы полакомиться плотью убитых, и он стал обителью шакалов; ибо никто не входил туда, кроме тех, кто копал, чтобы найти сокровища. (цитируется по Райли-Смит, 230-1)
Арабские источники дают несколько иную точку зрения, например, следующее примечание Ибн аль-Асира (1160-1232 гг. н.э.):
Когда Занги осмотрел город, он ему понравился, и он понял, что превращать это место в руины было бы неразумной политикой… Город был возвращен в прежнее состояние, и Занги поставил гарнизон для его защиты. (там же, 231)
В ответ на падение Эдессы и общую угрозу латинским государствам в Леванте Папа Евгений III (годы правления 1145–1153 гг. Н. Э.) официально призвал к крестовому походу, известному сейчас как Второй крестовый поход, 1 декабря 1145 г. СЕ. Крестовый поход возглавили немецкий король Конрад III (годы правления 1138–1152 гг. н. э.) и Людовик VII, король Франции (годы правления 1137–1180 гг. н. э.), но до того, как западная армия смогла прибыть, Эдесса оказалась в еще большей беде. Нур ад-Дин (годы правления 1146-1174 гг. н.э.), преемник Занги после его смерти в сентябре 1146 г. н.э., разбил попытку латинского лидера Джоселина II вернуть себе Эдессу. В очередной раз город был разграблен, чтобы отпраздновать новую власть Нур ад-Дина. Все граждане города-христиане мужского пола были вырезаны, а женщины и дети проданы в рабство, как и их западные собратья двумя годами ранее. Чтобы Эдесса больше не могла быть использована противником, ее укрепления систематически разрушались.
Мозаика Орфей: Мозаика Эдесса/Урда/Халеплибахче
Ронни Джонс III (CC BY-NC-SA)
После поражения армии крестоносцев при Дорилайоне в Малой Азии 25 октября 1147 г. и неудачной осады Дамаска в июле 1148 г. Второй крестовый поход был прекращен, и Эдесса была брошена на произвол судьбы. Нур ад-Дин продолжал консолидировать свою империю и взял Антиохию 29 июня 1149 г. н.э., а затем захватил Раймонда, графа Эдессы, тем самым положив конец графству Эдессы в 1150 г. н.э.
Археологические останки
К сожалению, сегодня можно увидеть лишь несколько монументальных памятников долгой и богатой событиями истории Эдессы. Возможно, наиболее яркими являются две колонны высотой около 18,2 (60 футов) каждая, которые стоят на городской цитадели. Колонны когда-то были увенчаны статуями Абгара VIII и его королевы, но датируются III-IV веками нашей эры, о чем свидетельствует сирийская надпись на одном из оснований. К тому же времени относятся остатки двух больших бассейнов с рыбой, которые когда-то использовались для содержания карпа для религиозных посвящений богине плодородия. Некоторые части крепостных стен города все еще находятся на месте, а также множество гробниц и мозаик из поздней античности и раннего средневековья в Эдессе. Большинство этих мозаик принадлежат богатым высшим классам, и на них часто изображены сцены повседневной жизни или изображения обитателей гробницы и их семей.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Основание графства крестоносцев Эдессы
Основание крестоносцами графства Эдессы часто — по крайней мере неявно — рассматривается как «завоевание». Создается впечатление, что крестоносцы (или франки) вторглись, силой захватили контроль над территорией и основали государство (в данном случае именуемое «графство»), которое контролировалось латинскими элитами. Но Болдуина Булонского сопровождало всего шестьдесят рыцарей, когда он последовал приглашению местного военачальника Тороса отправиться в Эдессу. Как поясняет Кристофер МакЭвитт в своем тщательном исследовании «Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая терпимость», графство Эдесса, принадлежавшее крестоносцам, было скорее сложной сетью местных союзов, чем вторжением, а тем более колонией.
История присутствия крестоносцев в Эдессе, как указано выше, началась с «приглашения» местного военачальника и была узаконена официальным усыновлением. Эдесса была древним и богатым городом, который в то время соперничал по важности с Антиохией и Алеппо. Когда в 1098 году Первый крестовый поход достиг северной Сирии, Эдесса оказалась в руках греко-христианского военачальника, самого последнего «сильного человека» в длинной череде недолговечных военачальников, которые пришли к власти путем убийства или народного признания — только для того, чтобы проиграть благосклонность быстро и сами быть убитыми или бежать. Торос, опасаясь судьбы своих предшественников, если он не сможет отразить постоянно присутствующую турецкую угрозу, обратился за помощью к самым последним военным силам, прибывшим на место происшествия: крестоносцам. МакЭвитт убедительно предполагает, что Торос совершал ту же ошибку, что и византийский император Алексиос I Комнин, а именно, смешивая крестоносцев с франкскими/норманнскими наемниками. Торос хотел, чтобы очевидно эффективный полководец Болдуин Булонский приехал сражаться за него; он никогда не думал, что приглашает преемника.
Однако Болдуин не был наемником. Он отказался от простых материальных даров, таких как золото, серебро и лошади, в стремлении к чему-то еще более важному: власти и контролю. Когда Торос отказался, Болдуин пригрозил уйти, и «народ» (под которым, как предполагается, летописцы подразумевают элиту) настоял на том, чтобы Торос уступил. Торос официально усыновил Болдуина на церемонии (рассказе) с использованием армянских реликвий и обычаев. К несчастью для Тороса, этого оказалось недостаточно, чтобы успокоить явно неуправляемое население. Через месяц после усыновления Болдуина мафия напала на Тороса, безжалостно убив его, его жену и детей. Нет никаких доказательств того, что Болдуин стоял за убийством, хотя он и выиграл, потому что, как только Торос был мертв, горожане ликуя провозгласили его «дукс» — греческий титул, который обычно подразумевал подчинение императору в Константинополе.
Очевидно, Балдуин Булонский не был вассалом Константинополя, но и не был завоевателем, контролировавшим захваченную территорию. У него по-прежнему было всего 60 собственных рыцарей, и своим возвышением он был обязан местному, преимущественно армянскому населению. Макэвитт указывает, что с точки зрения эдессанцев они вообще не помогли установить ни «франкское», ни «латинское», ни «крестоносское» государство; они (как это часто бывало в прошлом) просто заменили одного «силача со смутными византийскими связями» на другого.
Кроме того, карьера Болдуина, безусловно, была бы такой же недолгой и забытой, как карьера предыдущих полудюжины «правителей» Эдессы, если бы он не оказался удивительно искусным в создании союзов с окружающими военачальниками, знатью и элитой. Этот процесс начался с простого решения оставить в покое армянскую администрацию города. Болдуин также перенял армянские символы и ритуалы и быстро женился на армянской аристократии.
Но он по-прежнему сталкивался не столько с противодействием, сколько с безразличием со стороны всех остальных мелких армянских военачальников окрестностей, потому что «графство» Эдессы было вовсе не единой территорией, а скорее лоскутным одеялом из второстепенных принципов и лорды, каждый из которых силой управлял своими отдельными городами и замками. Это была земля «баронов-разбойников», каждый из которых ревностно охранял свою территорию и всегда был начеку, чтобы ослабить или воспользоваться слабостью соседа. Армянские военачальники также быстро приступили к работе, натравливая одного лорда-крестоносца на другого, что (в ретроспективе) кажется почти игривым экспериментом, чтобы увидеть, как далеко они могут зайти. Примечательно, что крестоносцы после некоторых первоначальных ссор в конечном итоге противостояли этим попыткам, сомкнув ряды против армян и устранив худших смутьянов.
Однако более опасным для Болдуина в Эдессе было то, что как только он начал проявлять там свою власть, те самые граждане, которые его «избрали», решили свергнуть его — как и всех его предшественников. Болдуину повезло. Один из «советников» оказался предателем, рассказал ему, в чем дело, и Болдуин нанес удар первым. Он арестовывал советников, бросал их в темницу, вымогал с них выкуп, а затем отпускал — без носов, рук и ног или ослепленных, в случае с главарями. Всех выслали из города. Примечательно, что это наказание, особенно ослепление противников и соперников, имеет давнюю традицию в Восточной Римской империи, но не существует в северной Франции. Короче говоря, даже в гневе Болдуин Булонский перенял обычаи своего приемного отца.
Его «жестокость» не вызывала возмущения или возмущения. Напротив, хроники с некоторым одобрением отмечают, что Болдуина теперь «страшились». Армянская церковь и население, похоже, приветствовали восстановление действительно сильного лидера, способного (они надеялись) положить конец раздробленности и беззаконию в регионе, последовавшим за поражением византийской армии при Манцикерте.
У Болдуина Булонского не было шансов проявить себя. Его призвали в Иерусалим, чтобы принять мантию своего старшего брата. Он был коронован иерусалимским королем в церкви Рождества Христова в день Рождества 1100 года. Однако он не просто покинул Эдессу. Вместо этого он пригласил своего двоюродного брата Балдуина де Бурка сменить его на посту правителя Эдессы. Балдуин II (так его называли и в Эдессе, и в Иерусалиме) быстро воспользовался случаем, и его восемнадцатилетнее правление в Эдессе действительно установило франкский контроль над Эдессой.
Именно Болдуин II распространил власть франков за пределы города Эдессы на окружающие регионы. Это была непростая задача, так как разные военачальники держали замки в стратегических точках — кто христиане, кто мусульмане. У него, как и у Балдуина I, было слишком мало франкских войск, чтобы навязать свое правление. Он зависел от доброй воли основной массы правящего класса и лояльности армянских солдат, чтобы остаться у власти, а тем более продлить ее. Примечательно, что он никогда не сталкивался с восстанием в самой Эдессе.
Болдуин II применил во многом ту же тактику, что и его двоюродный брат Балдуин I. Он сразу же женился на армянке, дочери одного из сильнейших военачальников. Другие франки в его окружении, особенно его двоюродная сестра Жослин де Куртенэ, которая сменила его, когда он тоже отправился в Иерусалим, чтобы стать там королем, также женились на армянских аристократках. Не менее важно и то, что он продолжал в значительной степени зависеть от местных армянских элит в управлении своей территорией. Однако ранний инцидент, в котором он потерял ключевой город из-за турецких войск и был вынужден одолжить войска у Антиохийского княжества крестоносцев, побудил его разместить больше своих родственников в ключевых стратегических замках.
Тем не менее, как документирует МакЭвитт, это не то же самое, что «угнетение» и уж тем более «уничтожение» местных элит. Скорее, Болдуин послал четкий сигнал: сотрудничайте или потеряете свои земли. Большинство армянских военачальников предпочитали «подчиниться» (номинально) франкам, чем рисковать тем, что один из их армянских соперников завоюет большую власть и авторитет. Итак, да, некоторые из крупных военачальников потерпели поражение, бежали в Константинополь и оплакивали свою судьбу в сочувствующие уши. Их стенания нашли свое выражение, в частности, у летописца Матфея Эдесского, но их было меньшинство. Основная часть правящего класса Армении, утверждает Макэвитт, «предпочитала доверять франкам, а не другим представителям своего рода». («Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая терпимость», University of Pennsylvania Press, 2008, стр. 83). титулы и доходы.
Тем временем франкские лидеры и их армянские жены все больше интегрировались в местное общество, почитая местных святых, принимая местные символы, титулы и обычаи. Сайты Макэвитта свидетельствуют о том, что местные (не латинские) священники даже служили исповедниками некоторых франкских лордов. Это далеко от европейских колонистов 18-го и 19-го веков, «взявших на себя бремя белого человека», но тщательно поддерживающих свои «высшие» обычаи, обращаясь с «туземцами» со снисходительностью, граничащей с презрением.
Ваш комментарий будет первым