Расписание Богослужений на декабрь 2019 г. | |||
1 декабря воскресенье | Неделя 24-я по Пятидесятнице Мученика Платона, мученика Романа диакона и отрока Варула | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Вечерня и Утреня с полиелеем |
2 декабря понедельник | Святителя Филарета митрополита Московского | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Вечерня и Утреня |
3 декабря вторник | Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Всенощное бдение |
4 декабря среда | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Парастас | |
5 декабря четверг | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, благоверного князя Михаила Тверского день кончины святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II | 5.30 8 ч. 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Всенощное бдение |
6 декабря пятница | Благоверного князя Александра Невского | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Вечерня и Утреня с полиелеем |
7 декабря суббота | Великомученицы Екатерины | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Всенощное бдение |
8 декабря воскресенье | Неделя 25-я по Пятидесятнице Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Алексию |
9 декабря понедельник | Преподобного Алипия столпника Святителя Иннокентия епископа Иркутского | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Вечерня и Утреня с полиелеем |
10 декабря вторник | Иконы Божией Матери «Знамение» | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Взыскание погибших» |
11 декабря среда | Священномученика митрополита Серафима Чичагова, мученика Иринарха и святых семи жен | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю Николаю |
12 декабря четверг | Мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Всенощное бдение |
13 декабря пятница | Апостола Андрея Первозванного | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская» |
14 декабря суббота | Пророка Наума, праведного Филарета Милостивого | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Всенощное бдение |
15 декабря воскресенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице Пророка Аввакума, преподобного Афанасия затворника Печерского | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Алексию |
16 декабря понедельник | Преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Вечерня и Утреня с полиелеем |
17 декабря вторник | Великомученицы Варвары | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Взыскание погибших» |
18 декабря среда | Преподобного Саввы Освященного | 8 ч. 15 ч.
17 ч. | Часы и Литургия Молебен святителю Николаю с водоосвящением Всенощное бдение |
19 декабря четверг | Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Николаю |
20 декабря пятница | Святитля Амвросия епископа Медиоланского | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская» |
21 декабря суббота | Преподобного Патапия, преподобного Кирилла Челмогорского, мученицы Анфисы в Риме | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Всенощное бдение |
22 декабря воскресенье | Неделя 27-я по Пятидесятнице Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Вечерня и Утреня с полиелеем |
23 декабря понедельник | Святителя Иоасафа епископа Белгородского | 8 ч. 17 ч. | Часы, Литургия Вечерня и Утреня |
24 декабря вторник | Преподобного Даниила Столпника | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с полиелеем |
25 декабря среда | Святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю Николаю |
26 декабря четверг | Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня |
27 декабря пятница | Мучеников Фирса, Левкия и Каллиника | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская» |
28 декабря суббота | Святителя Стефана исповедника, архиепископа Сурожского | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Всенощное бдени |
29 декабря воскресенье | Неделя 28-я по Пятидесятнице Пророка Аггея, преподобной Софии Суздальской | 6.30 9.30 17 ч. | Ранняя Литургия Поздняя Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Алексию |
30 декабря понедельник | Пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня |
31 декабря вторник | Мучеников Севастьяна и дружины его, праведного Симеона Верхотурского | 8 ч. 17 ч. | Часы и Литургия Вечерня и Утреня с акафистом святителю и чудотворцу Алексию и |
elohov.ru
БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АГЕЙКИН, НАСТОЯТЕЛЬ.
Дата рождения: 8 июня 1971 г.
Небесный покровитель: Св. благоверный великий князь Александр Невский, 12 сентября
Краткая биография:
В 1994 г. окончил Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета.
7 апреля 1996 года рукоположен в сан диакона и назначен в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине г. Москвы.
2000 — 2013 гг. — клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г.
2 мая 2002 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан протодиакона.
9 сентября 2012 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположен в сан пресвитера к клиру Храма Христа Спасителя в Москве с возведением в сан протоиерея и возложением креста с украшениями.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 марта 2013 г. назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы.
Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. назначен председателем Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения.
ПРОТОПРЕСВИТЕР МАТФЕЙ СТАДНЮК, ПОЧЕТНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ.
Дата рождения: 22 сентября 1925 г
Небесный покровитель: евангелист Матфей, 29 ноября.
Краткая биография:
В 1942 г. поступил на пастырские курсы при Почаевской Лавре.
В марте 1945 г. рукоположен в сан диакона.
В 1946 г. рукоположен в сан пресвитера. Назначен служить в старинный деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом карпатском селе.
1946 — 1955 гг. — учился в Московской духовной семинарии и академии.
Получил назначение в московский Петропавловский храм в Лефортове.
Затем три года служил в Александрии (Египет), в Александро-Невском храме, а позже – пять с половиною лет в Нью-Йорке, в соборе Святителя Николая.
В 1973 г. вернулся в Россию и был назначен секретарем Святейшого Патриарха Пимена, и одновременно — заместителем Председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии.
В 1978 г. возведен в сан протопресвитера и назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора.
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ СТЕПАНЮК, КЛЮЧАРЬ БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА.
Дата рождения: 19 мая 1940 г.
Небесный покровитель: Святитель Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец
Краткая биография:
В 1970 г. окончил Московскую духовную академию,
7 апреля 1968 г. рукоположен во диакона
8 октября 1969 г. рукоположен во пресвитера.
Служение совершал в Скорбященском храме города Клина Московской области, Христорождественском храме в Измайлове, в Воскресенском храме в Сокольниках.
С 1983 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АРЖАЕВ
Дата рождения: 26 июня 1937 г.
Небесный покровитель: Преп. Александр, первоначальник обители «Неусыпающих», 16 июля
Краткая биография:
В 1955 – 1963 гг. поступил в Ставропольскую духовную семинарию.
В 1967 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия.
10 мая 1970 г. рукоположен во диакона в академическом храме епископом Филаретом Дмитровским.
14 июля 1970 г. рукоположен во ресвитера Патриаршим Местоблюстителем Пименом в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Служение проходил в храме Знамения иконы Божией Матери, что в Крестовском переулке в Москве, в храме Всех святых, что на Соколе.
С июня 1985 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.
ПРОТОИЕРЕЙ БОРИС ОБРЕМБАЛЬСКИЙ.
Дата рождения: 20 апреля 1964 г..
Небесный покровитель: Блг. Князь Борис, 15 мая
Краткая биография:
1981 г., средняя школа, 1982 г. – ТУ.
1986 – 1990 гг. учился в Московской духовной семинарии
1990 – 1994 гг. учился в Московской духовной академии.
18 ноября 1993 г. рукоположен во диакона Епископом Истринским Арсением,.
30 января 1994 г. рукоположен во пресвитера Епископом Дмитровским Филаретом в Покровском храме МДА.
С 11 апреля 2001 г. – штатный священник Богоявленского кафедрального собора.
ИЕРЕЙ МИХАИЛ РАЙЧИНЕЦ
Дата рождения: 16 ноября 1966 г.
Небесный покровитель: Святой Архистратиг Михаил, 21 ноября
Краткая биография:
1988 – 1991 гг. учился в Одесской духовной семинарии.
1991 – 1995 гг. учился в Московской духовной академии.
6 марта 1994 г. рукоположен во диакона Епископом Каширским Марком.
10 сентября 1994 г. рукоположен во пресвитера Епископом Дмитровским Филаретом.
В 15 ноября 1994 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, будучи студентом МДА, командирован в Богоявленский кафедральный собор г. Москвы
ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ АРТАМОНОВ
Дата рождения: 19 июня 1980 г.
Небесный покровитель: Прп. Алексий, человек Божий 30 марта
Краткая биография:
8 февраля 2004 г. рукоположен в сан диакона высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, в МДАиС.
С 11 августа 2004 г. служил в Храме св. вмц. Екатерины на Всполье.
25 декабря 2005 г. рукоположен во пресвитера высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, в МДАиС.
В 2006 г. закончил Московскую духовную семинарию.
С 5 июня 2006 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
В 2010 г. закончил Русскую Христианскую Гуманитарную Академию С.-Пб. (бакалавр).
В 2017 г. закончил Руссскую Христианскую Гуманитарную Академи. С.-Пб. (магистр).
В 2017 г. закончил Общецерковную Аспирантуру и Докторантуру имени Кирилла и Мефодия (магистр).
ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ КОЗЛИВСКОВ
Дата рождения: 2 мая 1965 г.
Небесный покровитель: Прп. Алексий Человек Божий, 30 марта
Краткая биография:
1985 – 1991 гг. учился на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
2000 – 2003 гг. учился в Московской духовной семинарии (заочный сектор).
8 июня 2000 г. в храме Всех Святых, Патриаршем подворье на Соколе г. Москвы рукоположен в сан диакона Высокопреосвященным архиепископом Бронницким Тихоном
5 октября 2003 г. в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы
рукоположен в сан пресвитера Преосвященным епископом Орехово-Зуевским Алексием
С октября 2003 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы
ИЕРЕЙ КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ
Дата рождения: 10 июня 1982 г.
Небесный покровитель:
Краткая биография:
1999 — 2004 гг. Государственный Университет по землеустройству. Юридический факультет. Московская духовная академия.
2004-2009 гг. учился в Московской Духовной семинарии (очное отд.)
2009-2012 гг. учился в Московской Духовной академии (экстернат)
2 декабря 2008 г рукоположен в сан диакона в Покровском Академическом храме Высокопреосвященнейшим архиепископом Евгением Верейским.
8 июня 2009 г. рукоположен в сан пресвитера в Покровском Академическом храме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
ПРОТОДИАКОН НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВ
Дата рождения: 4 августа 1968 г.
Небесный покровитель: Святитель Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец 6/19 декабря
Краткая биография:
1983 – 1987 гг. учился в Зеленодольском строительном техникуме.
1989 – 1993 гг. учился в Московской Духовной семинарии
1993 – 1997 гг. учился в Московской Духовной академии (кандидат богословия)
11 апреля 1993 г. рукоположен в сан диакона в Храме Покрова Божией Матери при МДА Епископом Дмитровским Филаретом.
1993 – 1998 гг. служил диаконом в Храме Покрова Божией Матери при МДА.
С 1 сентября 1998 гг. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
ПРОТОДИАКОН ЕВГЕНИЙ ТРОФИМОВ
Дата рождения: 2 февраля 1959 г.
Небесный покровитель: Прп. Евгений, 25 февраля
Краткая биография:
В 1977 г. получил среднее специальное (медицинское ) образование при Академии мед. наук СССР, фельдшер-лаборант.
1992 – 1999 гг. учился в Московской Духовной семинарии (заочное отд.)
25 ноября 1990 г. рукоположен в сан диакона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
ПРОТОДИАКОН МИХАИЛ ГРЕЧИШКИН
Дата рождения: 9 октября 1959 г., Тульская область
Небесный покровитель: 8/21 ноября Архангел Михаил
Краткая биография:
1967-1977 гг. – средняя сельская школа Тульской обл.
1977-1979 гг. – служба в рядах ВС
1980 г. – Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ)
1987 г. – Московский машиностроительный техникум
1998-2002 гг. – Московская Духовная Семинария
27 сентября 1997 г. – рукоположен во диакона в Богоявленском Кафедральном соборе архиепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым)
6 ноября-25 декабря 2012 г. – прошел курс повышения квалификации
ДИАКОН АЛЕКСИЙ КАТАННИКОВ
Дата рождения: 5 декабря 1977 г.
Небесный покровитель: Святитель Алексий митрополит Московский, 25 февраля
Краткая биография:
1994 – 1999 гг. учился в Педагогическом колледже г. Усмани (учитель начальных классов, учитель музыки).
1999 – 2002 гг. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (учитель музыки и культурологии).
2004 – 2012 гг. учился в Московской Духовной семинарии по сектору заочного отделения.
21 сентября 2006 г. рукоположен в сан диакона Преосвященным епископом Дмитровским Александром в храме святого пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы.
22 января 2013 г. назначен штатным диаконом Богоявленского кафедрального собора г. Москвы.
elohov.ru
Елоховская церковь на Бауманской — гордость русского православия : alekseysc — LiveJournal
1694 год от Рождества Христова. На Руси правит династия Романовых. Уже нет в живых Тишайшего Алексея Михайловича. На престоле его болезненный сын, а всеми государственными делами заправляет энергичная, честолюбивая, жадная до власти Софья. Она люто ненавидит подрастающего «волчонка», сводного братца Петрушу.Басманная слобода
Москва боярская, неспешная, сонная. Путаница улочек и переулков. Они растут хаотично, без плана. Вокруг огороды, посады и села. А в сельце Елохове уже есть церковь Богоявления Господня. Это теперь в просторечии Елоховская церковь на Бауманской, величественная и изящная одновременно. А тогда она маленькая, бедная, деревянная. Но в ней есть придел в честь Благовещения. К церкви примыкает Басманная слобода. У историков нет однозначного мнения, чем занимались ее жители: то ли делали узорные украшения для окладов икон, то ли хлеба пекли с особыми клеймами — «басмами». Но Москва постепенно растет, и Елохово становится ее частью.
Где крестили А. С. Пушкина
Немецкая слобода рядом тоже разрастается, и на средства прихожан, которым стал тесен древний храм, ставится новый каменный. В него-то небогатые дворяне Пушкины принесли крестить и наречь именем своего сына Александра. 8 июня младенца крестили в трапезной, и она сохранилась до наших дней. Об этом есть запись в церкви Богоявления в Елохове, как тогда называлась современная Елоховская церковь на Бауманской. А всего-то в нескольких минутах ходьбы от нее маленький скромный одноэтажный домик с мемориальной доской. Там жил дядюшка поэта Василий Львович Пушкин, весельчак и балагур. Сейчас этот адрес – Старая Басманная, 36, м. «Бауманская». Все было неподалеку: и родственники, и нынешняя Елоховская церковь на Бауманской.
Наследники Византии
Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.
Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.
Входы – триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманской заново расписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.
Появление кафедрального собора
Как Елоховский кафедральный собор в Москве храм существовал с 30-х годов. Он стал главной церковью страны, где служили службы патриархи, митрополиты, епископы. Во время войны собор был заминирован, чтобы фашисты не смогли над ним надругаться, если войдут в Москву. В первые же дни нападения был проведен молебен о победе над злыми силами. Тогда же православные были призваны защитить Отечество. Благотворительность всегда была важна для храма. А во время войны здесь собирали пожертвования для обороны Родины.
Начал это святое дело митрополит Сергий: два креста, один бриллиантовый с клобука, а другой наперсный с груди – первые дары Отчизне. Богоявленский кафедральный собор в Елохове – наше культурное достояние и святыня. В нем чтут список с той чудотворной иконы. которая спасала Россию во времена смуты и польского вторжения со Лжедмитрием. Надо помнить, что список не копия. В нем главенствует внутренне содержание. Оно ведет к внешнему, видимому образу. В раке из бронзового сплава под деревянной сенью сохраняются мощи, к которым припадают все, кому довелось войти в храм. В металлической раке надежно оберегаются многие святыни Земли Иерусалимской, десница апостола Андрея, ставшего первым учеником Христа и хранящего российский флот со славных времен петровских до наших дней, и митр святого Петра. В храме издавна приносят мольбы образу Богоматери «Всех скорбящих Радость». В нем все найдут утешение и поймут, что любовь вечна, а победа добра неизбежна, как неизбежна победа Христа.
Богоявленский, или Крещенский
С чем связано название собора? Почему он Богоявленский? В обиходе его еще величают Крещенским. Праздник 19 января называют Праздником Крещения Господня и Богоявления. Иоанну Крестителю явились Бог Отец и Дух Святой и объявили ему о явлении Сына Божия, давно обещанного Спасителя. Это великое таинство, которое нам не дано познать.
Праздники Рождества и Крещения — почти одно торжество, неразрывно соединены веселыми Святками. Но в зимней тьме Крещение – свет Христов, а свет — это субстанция Бога. В этот праздник Православная церковь всегда производит водоосвящение, или водосвятие. И каждый уходит после службы с «крещенской водой». Вера в ее силу не ослабевает с веками. Она укрепляет человека и духовно, и телесно. Это святыня, к которой особое отношение, и уважение, и почитание. Хранят ее под образами. Вот и все объяснение, почему Елоховский Крещенский храм называется Богоявленский кафедральный собор в Елохове.
Когда проходят службы
Для любого русского словосочетание «это близко», когда двадцать минут проехать автобусом, полчаса на метро и 15 минут пробежать пешком. Это близко. Испугать может только европейца, которому такие расстояния – почти заграничное путешествие. Это шутка, конечно, но с реальной опорой на культуру коммуникативного общения. Не только москвичам известна Елоховская церковь на Бауманской. Расписание богослужений, однако, знают далеко не все. Ежедневное богослужение таково: утренняя служба начинается в 8:00, а вечерняя — в 18:00 летом и в 17:00 зимой. Таинство венчания и службы с Акафистом совершаются по всем дням, кроме понедельника, четверга и субботы. По воскресным и праздничным дням проводятся две обедни с таинством причастия в 6:00 и 9:30. Таинство крещения идет ежедневно.
Придите, если будет возможность, в Елоховский собор, и вам откроется добрый и спокойный взгляд на все в мире. Недаром древний великолепный храм — это один из символов Православия.
Источник
alekseysc.livejournal.com
Святыни и убранство Собора | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт
В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской ц. обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В. П. Гурьянова при участии худож. А. Е. Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В. Р. Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П. А. Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987-1988 гг. отреставрирован главный иконостас.
К передаче мощей свт. Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Б. с. была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М. Е. Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А. В. Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.
У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежат Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник – список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.
На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. община перешла в ц. свт. Николая в Хлыновском туп., перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе – XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» – келейный образ прп. Серафима Саровского.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.
В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования имп. св. Николая II и имп. св. Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.- иконы Богоявления и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII – нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII – нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.
Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.
14 мая 2014
elohov.ru
Достопримечательности и святыни Елоховского собора в Москве
Елоховский богоявленский кафедральный собор в Москве знает чуть ли не каждый столичный житель – по крайней мере, все знакомые мне москвичи с пониманием кивают, когда я рассказываю им о своем паломничестве в эту знаменитую святыню, являющуюся сердцем светлой духовной жизни России последних лет. Величественный, сияющий храм был одним из немногих, кому посчастливилось выстоять в схватке с атеистическим мракобесием советских десятилетий. Все эти годы лампады собора продолжали сиять путеводной звездой для отчаявшихся, заблудившихся и верных, помогая сохранить истинную веру в сердцах сотен тысяч людей. Невозможно описать в нескольких словах, какое потрясающее впечатление произвел собор на меня, простую русскую женщину, которая решилась на паломничество, чтобы прикоснуться к его святыням и узреть собственными глазами его величие. Не теряйте времени попусту – посетите этот уникальный храм, дарящий благочестивым успокоение, умиротворение и радость.
Общий вид Елоховского собора со стороны улицы Спартаковской.
Адрес и телефон Елоховского собора в Москве
- г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15.
- Телефон: 8 (499) 261-69-13.
Как лучше добираться до Елоховского собора в Москве
Добраться до Елоховского кафедрального собора можно двумя способами:
- на троллейбусах №22 или №25 до остановки «Елоховская площадь»;
- либо пройти пешком от станции метро «Бауманская».
Время работы Елоховского собора в Москве
Часы работы Богоявленского Елоховского собора разнятся в зависимости от праздников и дней недели.
- В будние дни собор обычно открыт для верующих и туристов с 8:00 до 22:00.
- В ночь с субботы на воскресенье храм работает круглосуточно.
Расписание служб в Елоховском соборе в Москве
Понедельник-пятница:
- 8:00 – Часы. Литургия.
- 17:00 –Вечерня. Утреня.
Суббота:
- 8:00 – Часы. Литургия.
- 17:00 – Всенощное бдение.
Воскресенье:
- 6:30 – Ранняя литургия.
- 9:30 – Поздняя литургия.
- 17:00 – Вечерня. Утреня с акафистом святителю Алексию.
Где можно остановиться рядом с Елоховским собором
В районе храма есть множество гостиниц и хостелов на любой вкус и кошелек, однако я хотела бы порекомендовать вам самые лучшие и проверенные мною или моими друзьями.
- Отель «Елоховский» (ул. Спартаковская, д. 24). Главное преимущество этой гостиницы в том, что она находится буквально напротив Елоховского собора, рядом с метро и остановками общественного транспорта. Кроме того, в номерах удобно, чисто и уютно. Из недостатков стоит отметить слегка завышенную стоимость проживания, что не устроит паломников и туристов победнее.
- Хостел «Артист» (ул. Бауманская, д. 20, стр. 7). Отель находится подальше, чем предыдущий – примерно в километре от собора. Стоимость проживания гораздо ниже, а номера чистые, после недавнего ремонта. По моему мнению, это оптимальный вариант для небольших групп паломников и туристов.
История создания Елоховского собора в Москве
- Современный Богоявленский кафедральный собор ведет свою историю от простой деревянной церкви в пригородном поселке Елох. Считается, что на паперти этой непримечательной церквушки в 1469 году родился будущий святой Василий Блаженный. Несмотря на это, в официальных документах собор появляется только в 1687 году, а в 1717-м его и вовсе снесли, чтобы выстроить в камне.
- Красавец-храм строили основательно и с любовью, а средства выделили благочестивые прихожане – есть свидетельства, что кирпич для него пожаловал сам император Петр I. Именно здесь в 1799 году был крещен знаменитый русский поэт Александр Пушкин. Позднее собор еще раз перестроили, чтобы он смог вместить все возрастающее количество прихожан.
- В XX веке храм ждали новые испытания. В период советской власти коммунистами было предпринято несколько попыток окончательно закрыть собор и переделать его то ли в клуб, то ли в кинотеатр, который должен был стать одним из крупнейших в Москве. Когда в 1938 году в Дорогомилове был закрыт собор Богоявления, прихожане Елоховского храма впали в отчаяние, ведь следующей на очереди должна была быть их любимая, оставшаяся единственной в округе, церковь. Однако этим коварным планам не суждено было сбыться – именно в тот день, когда храм должен был окончательно закрыться, началась Вторая мировая война. После войны страсти поутихли, и собор благополучно дожил до наших дней.
Знаете ли вы? Интересно, что именно по записям в метрической книге Елоховского собора было точно установлено местонахождение дома, где родился Александр Пушкин.
Архитектура Елоховского собора в Москве
В 1837 году начался современный, очень интересный с точки зрения архитектуры период Елоховского собора. Была разобрана часть старой церкви, и под руководством знаменитого московского зодчего Евграфа Тюрина начато строительство собора «о пяти куполах». Сооружениям архитектора была свойственна стилистика ампира и позднего классицизма, ранее он учился в школе при «Экспедиции московского строения» и имел отношение к разработке проектов зданий Московского университета.
Несмотря на тот факт, что Евграф Дмитриевич раз
www.lifejourney.club
Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода
Неподалеку от центра Москвы, в плотной городской застройке возвышается величественный храм. Можно смело сказать, что каждый житель столицы – независимо от возраста и положения – знает и почитает его. Достаточно произнести: Елоховский собор, как вы найдете полное понимание у своего собеседника. Действительно, Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался. Авторитет собора особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Его лампады все эти годы продолжали сиять новой вифлеемской путеводной звездой. Непосильными трудами его священно- и церковнослужителей, благочестивых прихожан храму удалось выстоять и помочь сохранить светлую веру в сердцах миллионов людей. И если наполненная религиозная жизнь собора была на виду у мира, то сейчас настала пора определить и его значение как национального памятника архитектуры.
Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. Первоначально она являлась деревянной. В 1722 – 1731 годах попечительством царевны Прасковьи Иоанновны и при поддержке императора Петра I был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 4 июля 1731 года. В 1790 – 1792 годах к храму пристраивают придел во имя святителя Николая чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Эта церковь особенно близка каждому русскому человеку тем, что в ней на восьмой день от рождения крестили Александра Сергеевича Пушкина. Однако вскоре храм уже не мог вмещать быстро разросшийся приход. Потому в 1837 году старая церковь была частично разобрана и “начата постройкой каменная в обширнейшем против прежнего размере и лучшей архитектуры”, законченная в 1845 году. Архитектором храма стал известный московский зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин (1796 – 1872). В 1805 – 1813 годах он учился в архитектурной школе при “Экспедиции кремлевского строения”. Его сооружениям свойственна стилистика позднего классицизма и ампира. Тюрин совместно с Осипом Ивановичем Бове принимал участие в завершении строительства дворца князя Н.Б.Юсупова в подмосковном селе Архангельское. Он работал над зданиями Московского университета, включая и университетскую церковь во имя святой мученицы Татианы.
Интересно отметить, что одновременно с возведением Богоявленского храма в Елохове, другой известный архитектор К.А.Тон приступил к сооружению храма Христа Спасителя, возрождая традиции национальной средневековой архитектуры. По воле Божией именно они стали впоследствии главными центрами православной России, их судьбы связаны духовными нитями.
Несмотря на то, что Е.Д.Тюрин создал Елоховскую церковь в рамках европейской ордерной культуры, он не отступил и от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием. В решении внешнего убранства собора Тюрин продолжал следовать требованиям академического канона: в нем подчеркнуты пропорциональные соразмерности частей архитектурных объемов, найдено удачное соотношение основного здания с каноническим пятиглавием. При этом архитектор замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности. Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди себе подобных других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения.
Северная и южная стены собора во имя Богоявления Господня декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними – широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта своеобразная пространственная декорация разрушает монотонность монументального куба, придавая зданию Церкви легкость и нарядность.
Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками. Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов. На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно “вжимают” под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом. Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость.
Основные колокола собора сохранились, кроме одного – большого. Его особенно ценил выдающийся специалист по колокольному звону К.К.Сараджев. Но трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России.
К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями. Но процесс поновлений коснулся и трапезной. Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П.Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком.
Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон. Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх – навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма. Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых – заступников державных: святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу, святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного Московского князя Даниила, преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского, святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев, святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком. Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.
Восточную стену храма украшает восемнадцатиметровый сложной формы иконостас. Его пышный позолоченный растительный орнамент выполнен в традициях русской резьбы. Удлиненные образа иконостаса с полукруглыми завершениями написаны иконописными мастерами по академическим канонам, утвержденным Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в середине XIX века (так называемый свето-теневой стиль).
Незадолго до начала Первой мировой войны в Богоявленском соборе начался новый этап поновительских работ. В 1912 г. В.Р.Чубаров вновь вызолотил иконостас. Заново была отделана трапезная с Никольским приделом. Росписи стен выполнила артель известного мстерского иконописца, реставратора и предпринимателя В.П.Гурьянова. Напомним, что последнему выпало счастье впервые раскрывать от позднейших наслоений и вековой копоти “Троицу Ветхозаветную” преподобного Андрея Рублева.
За последние тридцать лет в Богоявленском соборе произошли некоторые изменения, вызванные жизненной необходимостью. Та роль, которую Господь уготовал ему в истории Русской Православной Церкви, потребовала не только сложнейших ремонтных и реставрационных работ. Встал вопрос о таком целесообразном внутреннем благоустройстве собора, которое, не затрагивая сущности уникального сооружения, соответствовало бы его богослужебной жизни. Работы по перестройке отдельных частей интерьера и выявление новых функциональных площадей осуществлялись с удивительным тактом и пониманием значимости самого архитектурного памятника. Удачно найденные пропорции различных дополнений естественно вписались в интерьер, не нарушив пространственной среды собора. Были расширены южный и северный балконы для певчих, возведен центральный балкон между западными столпами. Даже опытному глазу специалиста трудно заметить эти нововведения.
В 1970-х годах была осуществлена реконструкция ранее не достроенной апсиды, в которой значительно расширили пространство главного алтаря.
Благодаря установке сложного кондиционера с автономным охлаждением водой из собственной (!) 250-метровой скважины были обеспечены максимальные условия для поддержания нормального температурно-влажностного режима в соборе в любое время года.
Реставрационные работы в Богоявленском соборе ведутся практически постоянно с 1970-х годов. За это время удалось промыть, укрепить и тонировать огромную площадь настенной живописи, реконструировать его дворы и прилегающие строения. В 1987 году началась трудоемкая работа по реставрации главного иконостаса, и сегодня, благодаря стараниям искусных мастеров, он удивляет и радует прихожан своим величием.
Богоявленский собор – один из немногих отечественных храмов, которому, с Божией помощью, удалось избежать безнравственного акта закрытия и осквернения. В нем всегда было все необходимое для полноценной конфессиональной жизни – иконы, богослужебные книги, литургические предметы. Однако советский дамоклов меч постоянно висел над собором. Из него хотели, конечно, “по просьбам трудящихся”, сделать и музей редких книг, и кинотеатр. Случались и безобразные хулиганские выходки даже в стенах храма во время литургии. Но всероссийский Богоявленский кафедральный собор выстоял в столь тяжкой для церкви борьбе с атеистическим бесчинством и дожил до светлых дней возрождения церковной жизни.
С 1945 года Богоявленский собор в Елохове служит Патриаршей кафедрой. После того, как Патриаршия Всероссийская кафедра переместилась в храм Христа Спасителя, Елоховский собор стал Патриаршей Московской кафедрой.
В Москве когда-то было сорок сороков церквей и соборов. Многое утрачено навсегда. По старым фотографиям и графическим работам мы сохраняем в памяти образы таких шедевров русской архитектуры, как Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, церковь Николы Большой Крест и другие, дорогие нам святыни. Немало храмов восстанавливается в наши дни. Но особой ценностью будут обладать те, которые сохранил Господь со всеми ценнейшими духовными и материальными свидетельствами прошедших эпох. К таким, безусловно, принадлежит и всеми почитаемый собор во имя Богоявления Господня.
elohov.ru
Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве
Богоявленский кафедральный собор в Елохове стал свидетелем многих церковно-исторических событий. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля – это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще ольхой в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.
Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной». В 1712–1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.
После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм. Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.
В этом храме, судя по писцовым книгам, был в 1799 году крещен А.С. Пушкин. Крещение происходило в трапезной, так что это здание сохранилось и можно увидеть место, где новорожденный сын Сергея Львовича Пушкина получил имя и принял крещение.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам. «Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости, – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному». Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792–1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулось сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.
Треть от всей затраченной на строительство суммы покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений. На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня – будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.
После Октябрьской революции храм не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Белавин). 7 апреля 1925 года прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, но пришла весть о внезапной кончине патриарха.
В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров Москвы. Однако после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский храм свою кафедру.
В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской православной церкви митрополита Сергия встать на защиту родины. Об этом ярко рассказал в своем очерке «Церковь против Гитлера» Валерий Ганичев в книге «Державница». 8 сентября 1943 года на Архиерейском соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на патриарший престол. Погребен Святейший Патриарх Сергий в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года. Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.
Главные святыни Богоявленского собора – мощи святителя Алексия (1293–1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудовом монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого Октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе патриарха Алексия и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Православной церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.
www.culture.ru
Ваш комментарий будет первым