Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Есть ли березы в крыму: береза в Крыму: trava_y_doma — LiveJournal

Береза | Деревья и кустарники Крыма — каталог

Полуостров сокровищ :: Немного о Крыме :: Растительный мир Крыма :: Деревья и кустарники Крыма — каталог

В начале сентября 1820 г. А.С. Пушкин покинул гостеприимный дом Раевских в Гурзуфе, где прошли «счастливейшие минуты жизни» опального поэта. Из Гурзуфа Пушкин, генерал Раевский и его сын отправились в путешествие верхом на лошадях. Миновав деревню Кикенеиз, они подъехали к горному перевалу Шайтан-Мердвен, ведущему с Южного берега в Байдарскую котловину. Крутой склон путешественники преодолели, держась за хвосты своих лошадей, и, вспоминая об этом, Пушкин напишет позднее, что такой необычный способ передвижения очень забавлял его и напоминал какой-то восточный обряд. Трудный подъем вознаградил поэта с лихвой: на вершине, после примелькавшихся кипарисов, виноградников и тополей, он увидел березу и очень обрадовался ей. В «Отрывке из письма к Д.» поэт так впоследствии расскажет об этом: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось: я начал уж тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде.

..»

Напомним: это был 1820 год. Крым присоединен к России в 1783 г. В конце этого же, XVIII века, полуостров посещают и обследуют В.Ф. Зуев, К.К. Габлиц, П.С. Паллас. Обследуют, пишут, публикуются и ни в одном из их физико-географических описаний о березе ни слова! И только спустя четверть века после Пушкина напишет о березе в Крыму лесничий П.Е. Зубковский. Он обнаружит участок березового леса в верховьях реки Альмы. В конце XIX и начале XX в. все места произрастания березы были учтены и сама она подробно описана. В разное время, по свидетельству В.Г. Ены, были найдены березы в верховьях рек Улу-Узень и Кача, в долине Сухой Альмы и на лакколите Чамны-Бурун.

Как же случилось проглядеть первым исследователям Крыма березу на полуострове? Дело в том, что в далекую ледниковую эпоху северное дерево чувствовало себя на полуострове как дома — занимало обширные пространства и давало обильное потомство. Очажный слой на стоянках палеолитического человека изобиловал березовым углем.

По мере изменения климатических условий — потепления, береза бородавчатая (повислая) начала вымирать и, в конце концов, стала редким деревом на полуострове. Поэтому она попросту не встретилась первопроходцам Крыма. Встреча Пушкина со своей соотечественницей в Крымских горах не что иное, надо полагать, как счастливая случайность. В наше время березовая рощица, порадовавшая поэта, к сожалению, погибла.

Сейчас аборигенная береза обитает на северных склонах Бабугана, в малодоступном, влажном и затененном ущелье Яман-Дере. Состояние деревьев далеко не блестящее. При высоте 14-15 м стволы тонкие (10-12 см), искривленные, вид крайне угнетенный и под пологом этого леса — полное отсутствие березовых «младенцев» и «подростков», так как всхожих семян материнские деревья не дают.

Растет береза на Бабугане не сама по себе, а в компании с буком, кленом, рябиной, сосной. На этих же участках встречаются и те травянистые соседи, которые сопутствуют березе в лесах севера: некоторые виды грушанок, папоротников, костяника каменистая и орхидея гудайера ползучая. Все эти растения относятся в Крыму к числу редко встречающихся реликтов ледникового периода, а гудайера в 1980 г. занесена в Красную книгу УССР. Следовательно, сохранив «родовое гнездо» северного дерева, мы одновременно сохраним на полуострове целый ряд редких, характерных для таежных лесов растений.

Крымские лесоводы многое сделали для того, чтобы вернуть Крыму березу. Саженцы ее, начиная с 1960 г., завозятся из разных областей Украины. Высаживали их вперемежку с сосной и кленом на Демерджи и Ай-Петринской яйле. Сейчас эта зеленая поросль уже сильно вытянулась и вообще чувствует себя неплохо. Пожелаем же доброго пути по крымской земле песенному дереву России. А теперь перейдем к истории взаимоотношений человека и березы, к ее многочисленным и многовековым заслугам.

Наверняка нет такого другого дерева, которое было бы столь тесно связано с образом Родины, и нет другой древесной породы, к которой бы русский человек относился с такой поэтической любовью и благодарностью. Не перечислить всех песен, стихов, сказок, пословиц, поговорок, примет, связанных с березой. Есть, конечно, березы и в других странах, но не в таком количестве и не такие красавицы и труженицы, как у нас. Потому и считается издавна символом России это трепетное белорадостное дерево. Недаром, когда М.И. Глинка возвращался из-за границы и увидел первую русскую березу, он вышел из экипажа и низко ей поклонился, как вновь обретенной Родине.

В любое время года смотрится береза, радует, веселит, и потому кое-где так и звали ее «весёлкой». Уж на что зимой, и то есть чем полюбоваться. Стоят в снегу по колено розовато-белые стволы с поперечно выгравированными на них темными метинами — «перепелинами», а сверху падает в кружевной наледи ливень тонких, крапчатых, хрустально звенящих под ветром веток. Есть в облике дерева какая-то трепетная женственность, поэтичность, давно подмеченная человеком. Единодушие в этом характерно для многих народов бывшего СССР.

Так, у эвенков в свадебном обряде мужчинам-сватам полагаются ритуальные кедровые посохи, женщинам-сватьям — только березовые. Невеста в дом жениха тоже следует с березовым посошком. У русских береза веками уподоблялась прекрасной девушке, и по весне это деревце «убиралось» лентами и бусами. Женщины водили вокруг хороводы, «сестрились», «кумились». Ветка березы, посланная со свахой в дом жениха в качестве ответа, означала согласие девушки.

У камчадалов, манси, бурят, марийцев и некоторых других народов береза считалась священным, «расположенным» к людям деревом, и потому к березе обращались с просьбами, молились ей, приносили жертвы. Целесообразность молитв и жертвоприношений можно поставить под сомнение, а вот расположение к людскому роду вряд ли. На удивление щедрое, универсально служащее человеку дерево. Одна древесина чего стоила. Из нее посуда и ложки, жернова и корыта, гребешки и лопаты, грабли и телеги, сани и прялки, бочки и столешницы, игрушки и отличные березовые дрова — «березовый швырок».

О бересте — коре березы — особая речь. В народе о ней говорили: «Ан, берёсто не так просто». Все поделки из нее отличались легкостью, долговечностью и красотой. Чего только не мастерили из бересты. Поплавки, ведра, подойники, подстилки, короба, заплечники-набирушки, пастушьи трубы и дудки, футляры для инструментов, берестяные «ковры» от дождя, табакерки, солонки, корзиночки-кружонки, кубышки для хранения муки, меда, красной и черной икры. Из берестяных лент плели веревки, канаты, пояса. Берестой оплетали треснувшие «дряхлые» кувшины, горшки, миски. Это называлось «берестить», а чиненная посуда — «берещёной». Такой берещённый в XVI в. глиняный кувшин нашли советские археологи при раскопках на реке Яузе. Многие изделия из бересты украшались рисунками и резьбой, чем особенно славилась Шемогодская прорезная береста. Работали ножом и особыми палочками, на концах которых крепились выбиваемые в бересте узоры и фигурки. Если береста использовалась в качестве писчей «бумаги», буквы на ней процарапывались медным или костяным «писалом». Обнаруженные при археологических раскопках берестяные грамоты, послания, рисунки обогатили отечественную историю ценнейшими документами.

Для берестяных грамот и мелких поделок кору снимали, не подваливая деревья. Надрезали мертвый слой бересты, не трогая глубже расположенные жизненно важные ткани, и березы, наращивая со временем новую нежную бересту (барму), продолжали жить. Отметим, кстати, что береза — единственное среди древесных собратьев растение, наделенное такой белоснежной корой. Окраска эта зависит от особого красящего вещества «бетулина», названного так по имени самой березы. Богатый видами род берез именуется по-латыни Betulaceae.

И еще интересный факт: тлея без доступа воздуха в специальных ямах, белейшая береста давала черный, как сапог, деготь.

На нужды народной медицины береза тоже изрядно поработала. В дело шли и листья, и почки, и наросты на коре (чага), и деготь, и березовый сок. Считалось, что последний оздоравливает кровь. Обладали целебным действием и сквашенные напитки из этого сока. Наросты на коре использовали для лекарственного чая при желудочных заболеваниях, дегтем лечили раны, язвы и кожные недуги.

Входит деготь и в современную широко известную мазь Вишневского. Настой березовых почек хорош при кашле, снимает «ломотные страдания» при ревматизме и, кроме того, совершенно безвреден как мочегонное средство, о чем писалось впервые на Руси еще в 1834 г.

У листьев березы заслуги особые. Именно от них в березняках такой свежий, здоровый и вкусный воздух. Возможно потому в крестьянском быту люди так часто и охотно «убирали» свое жилище березовыми ветками. Современная наука установила, что березовый лист — продуцент приятно пахнущих эфирных масел, обладающих бактерицидной активностью. Если нанести на листья разных древесных пород пленку из вредоносных для человека бактерий, то на листьях тополя и березы они погибают наиболее быстро, через три часа. С этой точки зрения понятно оздоровляющее действие «хвостания» березовыми вениками в русских и норвежских банях. Заготавливали их целыми копнами, впрок на круглый год.

Широкое использование березы на бытовые нужды нашло отражение в целом ряде пословиц и поговорок. О крестьянском освещении — светцах говорили: «Придет кручина, как ни дров, ни лучины». О березовых розгах: «Сотворил бог дурака, сотворил и березу». О бересте: «Какова береста, таков и короб». О дегте: «Бела береста, да деготь черен» и, наконец, о дровах: «Березой согреешься, а не оденешься». Насчет последнего можно поспорить. Из бересты люди мастерили и одежду, и обувь. По свидетельству советского археолога А.П. Окладникова древние лесные охотники носили одежду не только из шкур, но и из бересты. Берестяные ступни и лапти в старые времена на Руси — обувь привычная, а вологодские мужички даже сапоги до колен из нее умудрялись шить. В некоторых музеях (бывших палатах бояр Романовых в Зарядье, например) хранятся куртки из бересты. Украшала когда-то береста и головы наших предков — из нее готовили свадебные венцы, на поверхность которых наносились священные изображения. Такие венцы в бедных северных приходах встречались вплоть до конца XIX в.

Очень древнее занятие человека — подсочка берез с целью сбора весной, когда береза «сочает», чуть сладковатой пасоки. Занимались этим «кровопусканием» чаще всего в злом для берез марте, отчего и звали этот месяц «березозолом» или «соковником». Подсекали кто как, у кого совесть какая! Кто бережно, сделав едва заметный надрез, а кто всадит топор, разворотит рану «карманом» и бросит дерево на погибель. Занесет туда ветром болезнетворную для древесины инфекцию и пропало дерево. Таких обычно предупреждали: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь».

Животные тоже большие охотники до сладковатой весенней пасоки, и тут уж кто как исхитрится. Кто трудится, чтобы добыть, а кто на готовенькое таращится. Дятел-работяга клювом кору продалбливает, белка резцами вскрывает и язычком сок слизывает, а уж потом синицы, сойки и разная насекомья мелочь слетается на раскупоренные деревца. Очень любят березовый сок пчелы, мухи, муравьи, жуки, бабочки и прочие сладкоежки.

Из надрезов березовый сок сочится каплями, а то и струйкой змеится. Собирали его люди, вставив деревянный желобок в ранку, в берестяные же ведра или туеса. Пили либо в свежем виде, либо готовили из него квас. Случалось, и сбраживали с помощью хмеля. «Пьяную березовицу навеселяют хмелем» — читаем у В.И. Даля. Годился березовый сок и для упаривания до сиропообразного состояния.

Служит верой и правдой береза и современникам. Древесина идет на посуду, катушки, ружейные приклады, лыжи и первосортную, оригинального рисунка фанеру. Сухая перегонка древесины дает уксус, ацетон, метиловый спирт. Из прессованной березовой древесины вытачивают подшипники, ткацкие челноки, шестерни. Береста идет на сувенирные поделки и добычу дегтя и смазочных масел, а березовые опилки — незаменимый материал в технологии обработки мехов. В современной фитотерапии человек использует березу примерно так же, как сто и двести лет назад.

За нежную изящную листву, прозрачную крону и светлый нарядный ствол ценят березу и озеленители. Ученые НИИ лесного хозяйства и охраны природы Эстонии провели проверку 60 пород деревьев и кустарников и выяснили, что самыми жизнеспособными в городских условиях оказались четыре, в числе которых и береза.

Где в Крыму нет берез?(аллергия на цветение)

Форумы

Вход

03.04.2011 17:24

Девочки, посоветуйте, куда податься на время цветения березы в средней полосе. Прошлой весной мучались страшно напару с ребенком. В этом году хочу уехать на месяц с конца апреля до конца мая, пока не отцветет. Посоветовали Новый свет, может кто-то еще знает подходящие места?

Марта. **K**

03.04.2011 20:45

ЮБК скорее всего еще подходит, там и погулять есть где, и подышать. В Крыму с березами вообще туговато, во всяком случае в прибрежном Крыму. Я честно говоря, там вообще ни одной березы не помню.

zuzuka78 *

03.04.2011 22:18

У нас березы очень плохо растут. Я в Ялте 2 штуки видела. .. Не приживаются они.

Бобрю C.S.

04.04.2011 02:25

Спасибо, девочки!Значит, буду искать на побережье. Как хорошо, что есть места, где не растут березы ))

Марта. **K**

04.04.2011 09:17

меня восхищал вид тоненьких берез из окна поезда в Москву. Столько много. Рощи! А в Ялте специально бегала искала нашла только три, которые с огромными усилиями вырастили садовники: в доме Чехова (там все деревья на том месте, на котором при Чехове росли), возле горисполкома, и возле гос-цы Ореанда. Но по-моему 2 из них уже исчезли… Сами мы дважды пытались вырастить березу, но на ее месте дуля с маком… За то у нас цветут кипарисы, у некоторых на них аллергия. А аллергия на цветение? А на сок?

Бобрю C.S.

04.04.2011 10:29

В Подмосквовье больше смешанных лесов, чистых березняков мало. ..а вот если Вы поедете на Орловщину, например! то там одни березовые рощи! Холмы огромные, березы, и поля между ними. А вот ельников, хвойных — почти нет. Зато очень много земляники летом, и подберезовиков 🙂

Фифета V.I.P.

04.04.2011 10:41

Красота!

Бобрю C.S.

08.04.2011 01:38

Именно на пыльцу березовую, сок раньше пили нормально. Если то, что продавалось в 3-литровых банках под названием березовый сок имеет хоть какое-то отношение к березам )) Да, аллерголог меня предупредила, что южные акации и кипарисы тоже могут дать реакцию, но это только на месте будет понятно.

Марта. **K**

08.04.2011 08:40

Моего мужа в детстве от пыльцы увозили в Николаевку, недалеко от Евпатории

Белка с бельчатами C. B.

08.04.2011 14:43

В самой Евпатории — есть, видела) Но мы за пределы города не выезжали.

М@м@ Львица +

Открыть в форуме

татар остаются стойкими в Крыму – DW – 22.05.2016

Фото: Reuters/P.Rebrov

Юрий Решето, Симферополь / ct

22 мая 2016

2 За два года

2 прошло с тех пор, как Россия аннексировала Крым. Татары чувствуют себя все более неуверенно на своей родине на Черноморском полуострове. Юрий Решето сообщает из Симферополя.

https://p.dw.com/p/1IsZx

Реклама

Еще около года назад Зера Эмир-Суин была одной из самых известных тележурналисток на Крымском полуострове. Благодаря своей хитрой улыбке и острому языку она известна как человек, борющийся за правое дело. Ее земляки-крымские татары звонили ей и просили о помощи. И многие из них получили это благодаря ее телешоу.

Затем, буквально в одночасье, ее телеканал ATR был запрещен, а Эмир-Суин потеряла работу. Она сказала, что к ней относились с подозрением в ее родном городе, который попал под контроль России после сомнительного — и широко бойкотированного — референдума в 2014 году. Пробыв без работы в течение года, она нашла работу — «хвала Аллаху» — в качестве пресс-секретаря. Духовного управления мусульман Украины во главе с муфтием Эмирали Аблаевым, священным предводителем крымских татар.

Эмир-Суин выступил перед мечетью Борчокрак. Внутри проходила поминальная служба, но она осталась у входа. «Женщины не могут входить в молитвенную комнату, — сказала она. Деревянный молитвенный дом находится посреди татарского поселения на окраине Симферополя, административной столицы того, что Россия после аннексии полуострова назвала Республикой Крым. Внутри мечети около 100 мужчин молились на поминальной службе в память о жертвах массовой депортации татар по приказу Москвы 72 года назад. Российские власти запретили парад в память о массовой депортации.

Мечеть служит местом религиозного убежища перед лицом давления извне. Изображение: DW/J. Рещето

‘Я лучше умру’

В мае 1944 года советский диктатор Иосиф Сталин отдал приказ о массовой депортации в Узбекистан. Выселение татар с их исторической родины в Среднюю Азию было вызвано опасениями, что они раскроют местонахождение советских войск солдатам из нацистской Германии. Это было посягательством на достоинство татар, на само их существование.

Ночью советские войска загоняли женщин, детей и пожилых людей в вагоны для перевозки скота в Узбекистан. Большинство мужчин были отправлены на передовую сражаться с немецкими войсками — факт, который делает советские подозрения в отношении татар еще более абсурдными. Многие из депортированных умерли во время недельной транспортировки в Среднюю Азию. Многие из выживших никогда больше не увидят своих домов.

Пятилетняя девочка по имени Моради была упакована в одну из этих машин, пока ее отец воевал с немцами. Сейчас ей 77 лет, она пила кофе в доме Эмира-Суина вместе со своим мужем Акчи.

«С нами, татарами, всегда плохо обращались», — сказала Моради, попросившая не называть ее полного имени. «А теперь эти русские вернулись, и они хотят снова что-то сделать. Я этого не хочу. Я лучше умру, чем уеду из Крыма».

Эмир-Суин попытался ее утешить. «Не жалуйтесь, бабушка Моради, — сказала она. «Просто живи спокойно. Никто тебе ничего не сделает».

Несмотря на трудности, навязанные новым режимом, Эмир-Суин говорит, что она «никогда» не покинет Изображение: DW/J. Решето

Оставаться на месте

Россия в очередной раз оказывает давление на татар. С момента захвата власти в 2014 году 20 000 человек покинули родину и переехали в собственно Украину. Саму Эмир-Суин несколько раз допрашивала государственная прокуратура за сообщения о том, что власти сочли ее слишком критической. «Крымский полуостров — это уникальное мирное место, где люди более 140 национальностей веками жили вместе», — сказал Эмир-Суин. «Но эта атмосфера подозрительности носит дискриминационный характер. Я знаю ситуации, когда дома внезапно подвергались обыску или внезапно исчезали соседи. Многие мои знакомые уже не доверяют себе открыто говорить то, что могли бы сказать в прошлом. Даже я стал умнее. »

Умнее или боязливее? — Один соответствует, — сказал Эмир-Суин. «Скажем так. Между строк говорят. Это как во времена Советского Союза».

Несмотря на все это, переезд на материковую Украину для Эмир-Суина не вариант. — Никогда, — сказала она. «Крым принадлежит нам». По ее словам, несмотря на претензии Москвы на полуостров, о Крыме нет ни одной русской народной песни. Есть оды березам и реке Волге, но нет стихов о кипарисах полуострова. «Это наше национальное дерево, — сказал Эмир-Суин. «Наша гордость и наша боль. Наше прошлое и наше будущее».

Реклама

Перейти к следующему разделу Главные новости DW

Страница 1 из 3

Выпуск 20, апрель 2002 г.

Колесникова В.

«Пейзаж стал красно-зеленым. По правую руку лежали зеленые холмы, словно стадо черепах закрыло свои панцири, покрытые лесами. Почва была красной. В тех лесах должно было быть много зверей, мы просто мы их не видели.мы видели сопки на которых помимо леса были стада кабанов, несколько медведей и может быть леопардов.те медведи и леопарды были в поле нашего зрения,только их не было видно нас, но их невидимое присутствие делало пейзаж красивее

Под березами рос черемша или чеснок — листья его были похожи на луковицы, но пахли чесноком. Когда на следующий год мы шли по огромным полям этого растения, прижимая его сапогами, как по огромному застольному блюду, в воздухе витал едкий запах приправы (представьте себе кусок мяса). Теперь это было похоже на крымский огород, где под деревьями растут овощи — лук, морковь. Здесь я поймал скорпиона — маленького и широкоплечего, как тяжелоатлет легкого веса, в куртке послевоенного образца с хлопчатобумажными рукавами».

(«Таджикистан, 1960», Михаил Бобович; из литературного ежемесячника «Постскриптум», 1996)

T Нет больше на Памире тех чудесных рощ, которые еще не так давно были для наших родителей напоминанием о крымских садах.

Природа везде мстит человеку за неразумное управление, и Таджикистан не исключение. В этой горной стране (93 процента площади Таджикистана занимают горы) проблема вырубки лесов стала одной из самых серьезных экологических проблем. С оголенных склонов Памира (практически всего расположенного на территории Таджикистана), где леса были вырублены, почва вымыта дождями и талыми водами, усилилась эрозия гор; чаще случаются оползни, снежные обвалы, сели. Кто бы мог подумать, что на Памире возможны песчаные бури. Людям и животным становится все труднее жить в горной местности.

Но и в этих условиях памирские поселенцы готовы защищать природу. Светлана Благовещенская, один из ветеранов природоохранного движения Таджикистана, вице-президент фонда «Кухистон» Международной экологической организации, рассказала нам, что в этом она убедилась, это она знает не понаслышке. «Нужно учить людей любить природу, объяснять им, тогда хорошо получится», — считает она. Недавняя история с памирской березой в долине Бартанга, рассказанная Светланой Благовещенской, тому подтверждение.

Река Бартанг берет начало от слияния двух рек Кудары и Мургаба (ниже лежит пресловутое Сарезское озеро), и стекает по Западному Памиру. Длина реки 132 км, она впадает в Амударью, которая затем впадает в Аральское море. Сарезское озеро и Бартанг являются главным водохранилищем большого комплекса рек. В бассейне этой реки расположены как отдаленные высокогорные кишлаки (села в Средней Азии), так и пустыни, раскинувшиеся в низинах. Вся эта водная система постоянно использовалась для орошения. Расходование речной воды на орошение является одной из причин высыхания Арала и развития процессов опустынивания на землях Памира.

Некогда эндемик Памира — памирская береза ​​- росла в поймах Бартанга в большом количестве. Целые березовые рощи в советское время могли наблюдать туристы, часто сплавлявшиеся по реке, из нее строили плоты. Сейчас береза ​​практически исчезла. Основной причиной его исчезновения является все та же регистрация. Но теперь у березы есть шанс выжить, который ей дали местные жители. Г-жа Благовещенская надеется, что в долине Бартанга обязательно возродится памирская береза.

Вся история началась в 2001 году, когда после семинара в одном из кишлаков долины Бартанг, в котором Светлана приняла участие как сотрудник «Сарыезской программы» фонда «Фокус», люди стали помогать в возрождении леса памирской березы. В селе Багу местный житель предложил посадить 1500 деревьев, используя для этого молодняк из 200 берез, которые он сам посадил незадолго до этого, когда услышал от экологов об опасности, которую представляют угрозы для памирской березы и всего местные леса.

Дошло до того, что в нескольких ущельях деревья полностью уничтожены (не только береза, но и тополь, ива, можжевельник), там остался только кустарник. Это провоцирует заносы песка, а иногда и задувание пыли. То же самое происходит и с редкими видами животных, занесенными в Красную книгу. Богатые иностранные туристы охотятся на охраняемых животных, чтобы получить камыш, а также трофеи. Но вряд ли местные жители хотят развлекаться, когда охотятся на редких животных. К сожалению, для горцев Памира браконьерство давно стало нормой жизни. Из-за нехватки продовольствия отцы были вынуждены отправиться на охоту, чтобы прокормить детей.

В советское время поселения на Памире снабжались продовольствием из других регионов. Отсутствовало сельское хозяйство, а, следовательно, и собственные продовольственные ресурсы. Регион полностью зависел от поставок продовольствия, топлива и т. д. После распада Советского Союза и в результате вооруженного конфликта ситуация ухудшилась. Население Памира осталось без всякого содержания. Только в последнее время на Памире начало постепенно развиваться земледелие.

Сейчас фонд «Фокус» (сотрудником которого является Светлана Благовещенская) помогает населению Памира развивать сельское хозяйство и предотвращать сели, вероятность которых постоянно угрожает этому району. Сельчан обучают выращивать овощи, строить теплицы. Они сажают деревья, чтобы обеспечить себя строительными материалами и дровами, а также укрепить арыки (оросительные каналы) и склоны гор. Например, в 2000 году в двух селах долины Бартанг было посажено 5 тысяч молодых деревьев тополя пилонского (эти деревья растут быстрее многих других). 85 из каждых 100 деревьев пустили корни. В 2001 году было посажено 42 тысячи деревьев, а 95 процентов из них прижились. Благодаря своей форме тополь хорош для изготовления столбов, балок, стропильных балок, оконных рам и дверных коробок. Деревья выращивают в специальных питомниках.

Только в Даштском кишлаке в каждом мини-питомнике будет выращено по 120 деревьев тополя. Это отчасти поможет решить проблему восстановления горных лесов, считают эксперты. Когда склоны гор покроются лесом, они помогут местным жителям спастись от оползней.

Новые рощи дадут местному населению шанс получить больше скота: покрытая деревьями растительность, которая используется в качестве корма для скота, сможет нормально расти в жаркую погоду. Сейчас, например, в селе Дашт лишь несколько семей имеют барана и несколько кур. Люди не хотят иметь скот, потому что не знают, смогут ли они его прокормить. И такая ситуация характерна для всего Памира.

Еще одной причиной вырубки лесов является нехватка воды: пересыхают реки, ручьи и искусственные каналы. В селе Дашт, которое может продемонстрировать типичные для всего региона обстоятельства, водопроводный канал был построен в 1933, и с тех пор не ремонтировался. За это долгое время канал частично изношен, на него повлиял жаркий климат и суровые условия. Местные жители должны были выделить один день в неделю для общего полива своих участков. А зимой воды в канале нет вообще.

По мнению экспертов, для возрождения памирских лесов в первую очередь необходимо обеспечить дехкан (крестьян) топливом, причем по разумной цене. В памирских селах в среднем работает пятая часть населения, а заработная плата составляет не более 3 долларов США в месяц. У них практически нет возможности вывезти продукцию на продажу: в Бартангской долине нет общественного транспорта, дороги в очень плохом состоянии, а, кроме того, урожайность сельскохозяйственных культур, которые возделывают памирские поселенцы, настолько мала, что они не могут t продать его, вряд ли хватит, чтобы прокормить семью. В условиях опустынивания сельское население постепенно переходит на засухоустойчивые культуры, например, чечевицу. В этом им помогают общественные организации.

Получается, что теперь Таджикистану предстоит распутывать клубок социальных проблем (возникших как следствие экологических) для сохранения чистоты природы и нормальных условий для жизни людей.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *